- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретический анализ феноменов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000637 |
Тема: | Теоретический анализ феноменов |
Содержание
ГЛАВА 1. Теоретический анализ феноменов 1.1. Феномен когнитивных искажений личности Когнитивные психические процессы (от англ. cognitive - познавательный) играют решающую роль в развитии и формировании сознания личности. Именно благодаря данным процессам человек способен воспринимать, понимать, перерабатывать и сохранять информацию из окружающей его среды, для ориентации в ней и адаптации к ее условиям. Поэтому сложно переоценить важность изучения различных психологических и физиологических особенностей протекания когнитивных процессов. Данная глава будет посвящена рассмотрению основных подходов к пониманию и объяснению природы такого феномена когнитивной психологии как когнитивные искажения (иррациональные убеждения). Объяснение с точки зрения теории когнитивно-поведенческого подхода Когнитивная терапия была создана в 60-х годах XXвека, американским психотерапевтом, профессором психиатрии Ароном Беком. В отличие от популярных в то время направлений, таких как психоанализ, традиционная психиатрия и поведенческая терапия, авторы которых видели причину возникновения неврозов в обстоятельствах или явлениях не подвластных человеку, терапия А. Бека основана на понимании того, что причины возникновения психических расстройств лежат в сознательных понятиях, конкретных мыслях и фантазиях. Бек определят данные явления как когниции. То есть, другими словами, ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов. Когнитивная терапия объясняет возникновение психических проблем наличием у человека определенных искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Данные искажения возникают в процессе формирования личности, в результате неправильного когнитивного развития. Так, например, эмоциональные расстройства личности возникают в следствии негативного отношения к самому себе и к своим проблемам. Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. Личность формируется схемами, или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции).«Схемы — это когнитивные структуры, которые организуют опыт и поведение; «убеждения» и «правила» отражают содержание схем и, как следствие этого, определяют содержание мышления, эмоций и поведения. Явления типа автоматических мыслей рассматриваются как продукт схемы (Beck et al.,1979)Схемы определяют фокус, направление и качество жизни в обычных и непредвиденных обстоятельствах» (Электронный учебник: Аарон Бек, Артур Фримен, Когнитивная психотерапия расстройств личности) Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Люди формируют концепции о себе, других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияютна формирование других убеждений, ценностей и позиций. В отличие от психоаналитического подхода, в котором базовым является взгляд на «глубинные» структуры психики как на неосознаваемые и труднодоступные для человека, в когнитивной психотерапии, напротив данные явления характеризуются как большей степени осознаваемые (Ingram & Hollon, 1986), и добиться большего уровня доступности для сознания можно путем специальной подготовки. Основная посылка когнитивной модели психотерапии заключается в том, что главным источником дисфункциональных эмоций и поведения у взрослых являются ошибки атрибуции, а не отклонения в мотивации или реакциях (Hollon, Kendall & Lumry, 1986; Mathews & MacLeod, 1986; MacLeod, Mathews & Tata, 1986; Zwemer & Deffenbacher, 1984) Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами или обстоятельствами. (Александров А. А.,Интегративная психотерапия. — СПб.: Питер, 2009. — ст. 311) Когнитивная терапия определяет когниции как ведущий фактор в вызывании и поддержке терапевтических изменений. По мнению авторов, когнитивные изменения происходят на трех уровнях, которые выделяются по степени доступности для анализа и по степени стабильности. Ученые приводят следующие уровни: 1. Изменения в произвольном мышлении 2. Изменения в непрерывном или автоматическом мышлении 3. Изменения в предположениях (убеждениях) В данном случае более доступным, и, как следствие, менее стабильным, является произвольное мышление, другими словами оно больше поддается коррекции, нежели два других уровня. Это объясняется тем, что произвольное мышление можно вызвать по желанию и оно временное, по своей природе. Следующий уровень — это автоматические мысли. Они возникают спонтанно и, как правило, предшествуют эмоциональные и поведенческие реакции. Автоматические мысли менее доступны для человека и более стабильны чем произвольные, но, по мнению А. Бека можно научить пациента распознавать и контролировать их. Автоматические мысли формируются на основе убеждений, которые составляют третий уровень. Убеждения могут быть очень стабильными и не осознаваться пациентами. С помощью терапии существует возможность идентификации убеждений, для коррекции вызванных ими проблем. А. Бек дает следующее определение данному явлению «Автоматические мысли — это мысли, которые появляются спонтанно и приводятся в движение обстоятельствами. Эти мысли выступают между событием или стимулом и эмоциональными и поведенческими реакциями индивида.» Когнитивная терапия объясняет возникновение психических проблем тем, что у человека между восприятием внешнего раздражающего стимула и эмоциональной реакцией проносится ряд мыслей, которые он до конца не осознает. На основе полученных исследований А. Бек выделил несколько характеристик, присущих автоматическим мыслям, они: * Конкретны и раздельны; * Возникают в стенографическом виде; * Не являются результатом обдумывания, рассуждения или рефлексии; * Относительно автономны, то есть пациент не прилагает усилий, чтобы их вызвать. Как уже говорилось выше, автоматические мысли возникают на основе убеждений или предположений. По мнению Бека, некоторые убеждения людей имеют дисфункциональный характер, то есть оказывают неблагоприятное влияние на человека. Автор делит все дисфункциональные убеждения на три основные группы: * В первую группу входят убеждения, связанные с принятием; * Во вторую группу входят убеждения, связанные с компетентностью; * В третью группу входят убеждения, связанные с контролем. Когнитивно-поведенческая психотерапия основывается на интеграции понятий используемых в различных психологических подходах к пониманию причин возникновения неврозов. Данная психотерапия подчеркивает роль влияния когниций и поведения на эмоциональную сферу и функционирование организма человека в широком социально-психологическом контексте. Термин «когнитивный» используется потому, что обнаружение специфических нарушений эмоций и поведения нередко зависит от ошибок в познавательном процессе, дефицита в мышлении. В «когниции» входят убеждения, установки, информация о личности и среде, прогнозирование и оценка будущих событий. Пациенты могут неправильно интерпретировать жизненные стрессы, судить себя слишком строго, прийти к неправильным выводам, иметь о себе негативные представления. Когнитивно-поведенческий психотерапевт, работая с пациентом, применяет и использует логические приемы и поведенческие техники для решения проблем совместными усилиями психотерапевта и пациента. Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла свое широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии. Основные цели, которые ставят перед собой специалисты когнитивно-поведенческой психотерапии, заключаются в необходимости: проведения функционально поведенческого анализа, изменение у пациента негативных представлений о себе, коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок, развитие компетенции в социальном функционировании. (Карвасарский Б.Д., Учебник «Психотерапия», Питер, 2-е издание, 2002 год, ст. 123-124) Когнитивные искажения, как феномен когнитивно-поведенческой терапии, являются важным компонентом в анализе психических нарушений пациента. Они определяются как систематические ошибки человека в суждениях. По мнению А. Бека данные ошибки в суждениях возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей человека. Что касается видов когнитивных искажений, то в большинстве источников, приводится шесть основных разновидностей: Персонализация. Данный вид ошибок в суждениях характеризуется тем, что человек переоценивает степень связанности тех или иных событий с его личностью. То есть, человека с данным отклонением считает, что определенные события имеют непосредственное отношение к нему самому, даже в тех случаях, когда это не соответствует объективной действительности. Для него характерно употребления фраз следующего типа «Это все из-за меня», «Я во всем виноват», «Это происходит потому, что они предвзято ко мне относятся». Дихотомическое мышление. В данном случае человеку свойственно характеризовать события или явления крайностями. По-другому данный вид когнитивных искажений называется «биполярным мышлением». Индивид склонен оценивать события либо прекрасными, либо ужасными, либо хорошими, либо плохими и так далее, не предусматривая наличия альтернативных вариантов. Избирательная абстракция. Склонность человека концентрироваться на отдельных частях явления или события, не принимая во внимание прочие элементы данного события. Произвольные умозаключения. При данном виде когнитивных искажений у индивида возникают бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Сверх обобщение. Это неоправданное обобщение, на основании одного единственно случая. То есть, например человек, который был когда-то обманут, перестает доверять всем окружающим его людям. Преувеличение (драматизация, катастрофизация). Характеризуется тем, что человек сильно преувеличивает негативные последствия каких-либо событий. Например, выпускник из школы уверен, что если он не поступит в университет, и не получит высшего образования, его дальнейшая жизнь сложится ужасно. В связи с тем, что в большинстве случаев проявление прокрастинации в жизнедеятельности человека приводит к различным негативным последствиям (к трудностям и проблемам на работе, в учебе или во взаимоотношениях с окружающими) очевидно, что прокрастинация вызывает определенную дезадаптацию человека, а это дает нам основание предположить, что, в процессе возникновения данного феномена, определенную роль играет наличие у человека когнитивных искажений, то есть неких ошибок в суждениях и убеждениях. Объяснение с точки зрения рационально-эмоционального подхода На основании фундаментальных положений когнитивной психотерапии Альберт Эллис вывел знаменитую модель ABC, состоящую из трех основных компонентов: A. (activating event) - активизирующее событие ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования. B. (beliefs) - различные убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы. C. (consequences) - последствия: эмоции, чувства, поведение. Остановимся подробнее на описании этих трех компонентов. «А» - активирующие события (активаторы). С точки зрения теории РЭПТ, люди ставят перед собой определенный цели, которых стремятся достичь. В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует с рядом активирующих событий «А», которые могут либо способствовать достижению этих целей, либо препятствовать им. Эти события, как правило настоящего времени или текущего момента, они могут является собственными чувствами, мыслями, однако они так же могут заключаться в воспоминаниях или мыслях о прошлом опыте (сознательных и бессознательных). По мнению автора, Людям свойственно реагировать на подобные события по ряду причин: * В силу биологической и генетической предрасположенности * В силу конституциональной истории * В силу предшествующего межличностного и социальною опыта * И в силу обусловленных врожденной предрасположенностью и приобретенных привычек (Ellis, 1976а, 1979с, 1983Ь, 1994с). «В» - когниции. В теории рационально-эмоционально-поведенческой терапии (РЭПТ) предполагается, что у человека изначально существует множество различных когниций, к ним относятся мысли, чувства, верования, убеждения и идей человека. Они возникают в следствии действия активаторов и имеют существенное влияние на эмоционально-поведенческие следствия («С»). Не смотря на то, что порой, очень часто кажется, что активирующие события «А» напрямую вызывают эмоционально-поведенческие реакции «С» и имеют на них очень сильное влияние, не стоит упускать тот факт, что, обычно, имеющиеся у человека когниции «В», являются главными медиаторами между «А» и «С». Как уже было сказано выше, компонент «С» - это различные поведенческие, эмоциональные реакции индивида, на возникновение двух предыдущих компонентов «А» и «В». Так же А. Эллис утверждал, что благодаря существованию множества видов когниций компонент «В» может принимать различные формы. В подходе РЭПТ, основное внимание уделяется рациональным взглядам, которые по мнению автора приводят к продуктивному поведению и иррациональным взглядам, которые ведут к само разрушительному и асоциальному поведению. Автор, так же, приводит основные виды компонентов «В»: Без оценочные наблюдения. (Наблюдения при которых отсутствует оценка наблюдаемых явлений, так как они не имеют отношения к нашим целям. В том случае, когда явления имеют какое-либо отношение к целям человека они приобретают определенную оценку) Без оценочные заключения. (Данные когниции называются заключениями, так как они выходят за рамки наблюдения. Это происходит в тех случаях когда человек делает выводы, на основании получаемой информации, не используя при это оценок) Позитивные оценки-предпочтения.(Эти виды когниций, характеризуются тем, что они гибкие и не абсолютизированы по своей природе и, так же, тем что человек оценивает их как позитивные) Позитивные оценки-долженствования. (Данные виды когниций определяются как позитивные оценки-долженствования, в следствии того, что они абсолютны, догматичны а так же потому, что человек убежденно оценивает их как положительные) Негативные оценки-предпочтения. (Как и в случае с позитивными оценками-предпочтения, негативные не характеризуются абсолютизацией, имеют гибких характер, их особенность заключается в том, что человек оценивает их для себя как не приятные) Негативные оценки-долженствования. (Что касается данного вида когниций, то они характеризуются догматичностью и абсолютизацией, а так же тем, что человек однозначно определяет их как негативные). Модель АВС была создана в рамках рационально-эмоционально-поведенческой терапии, основанной в 1955 году Альбертом Эллисом. А. Эллис рассматривал в качестве главных причин возникновения неврозов ошибочные, иррациональные когнитивные установки личности, которые возникают в компоненте «В». Эти когниции, в рамках РЭПТ Эллис обозначал как «irrational beliefs» что в переводе с английского означает «иррациональные верования» или «иррациональные убеждения». Автор называл данные убеждения, которые вызывают разрушающие переживания человека, губительными, или засоряющими. Он описал четыре основных типа шаблонов иррациональных убеждений. По мнению Эллиса, когда человека сильно расстроен, подавлен или, когда он совершает необдуманные поступки, всегда можно обнаружить у него один или несколько таких шаблонов. К ним он относил: * Обвинение людей или себя; * Завышение требований; * Нагнетание страха, преувеличение важности; * Обесценивание важности происходящего, самооправдание. Автор предполагал, что первые три шаблона, являются причиной возникновения негативных, разрушающий переживаний. Что касается последнего, четвертого типа, в котором происходит обесценивание важности происходящего и самообвинение, то Эллис утверждал, что данный шаблон является наиболее разрушительным для психического здоровья человека и способствует ухудшению отношений со значимыми людьми. Это происходит в следствии того, что разрушающие переживания, снимающие стресс, не находят выхода, а иные способы разрядки не применяются.[Электронный ресурс - http://psychosoma.narod.ru/theories/theory_ellis.html, статья «Рационально-Эмоциональная Поведенческая Терапия» 27.05.13, 20:53] Итак, нами были рассмотрены два феномена когнитивной психологии: феномен когнитивных искажений и феномен иррациональных установок личности. Когнитивные искажения, по определению А. Бека, это систематические ошибки человека в суждениях, они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы и оказывают влияние на восприятие поведение человека в определенной ситуации. Иррациональные установки — это когниции, то есть, мысли, суждения, убеждения человека, возникающие после воздействия определенных факторов внешней среды, и предшествующие возникновение поведенческих и эмоциональных реакций. Очевидно определенное сходство этих двух феноменов, поэтому у нас есть основание утверждать, что они имеют общую природу. 1.2. Обзор исследований Образ Я. Я-концепция. Одной из ключевых тем психологической науки является тема личности. На изучение и понимание этого сложного и многогранного явления направлены основные сферы психологического знания. Из чего состоит личность? Что в себя включает? Чем отличается от других понятий, таких как индивидуальность, индивид и прочие? Как развивается? И так далее. Эти и многие другие вопросы ставят перед собой исследователи и экспериментаторы пытаясь познать природу этого не простого феномена. Мы, в данном случае не являемся исключением и так же пытаемся познать особенности личности человека. Однако наша работа не направленна на изучение личности в целом. Нас интересует ряд аспектов, связанных с темой нашей работы. Конкретно в данной главе мы постараемся раскрыть тему самовосприятия личности Я-концепции, физического, телесного Я и самооценку. По мнению многих авторов одним из базовых компонентов личности является восприятие собственного тела. В процессе развития человека на этапах зарождения личности первое, что начинает чувствовать и воспринимать ребенок — это различные сигналы собственного тела. Еще в 50-е гг. прошлого века Горден Олпорта, в своей работе «Становление личности. Избранные труды.» описывая феномен личности ввел понятие проприума, которое он определял, как феномен включающий все аспекты личности, образующие ее внутреннее единство. Ключевым аспектом данной работы является развитие Я через так называемые аспекты проприума. По мнению автора, начиная уже с 5-6 летнего возраста у ребенка формируется образ себя, возникающий, когда ребенок начинает осознавать, как его видят другие, чего от него ожидают, как к нему относятся, каким хотят его видеть. (Г. Олпорт, перевод Д. А. Леонтьев, Л. В. Трубицына, 2002). Таким образом мы видим, что формирование некоего представления о себе и своем теле начинается на ранних этапах развития человека, что говорит о фундаментальности этого чувства в личности. Описывает феномен «Я» - как «форму переживания человеком своей личности, в которой личность открывает сама себя», и, так же различные грани «Я» Д.А. Леонтьев. В своей работе «Очерк психологии личности» он описывал такие грани Я как: * Телесное или физическое Я, в форме которого человек ощущает не столько личность, сколько ее материальный субстрат, тело через посредство которого она проявляет себя; * Социально-ролевое Я, выражающиеся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций; * Психологическое Я, включающее в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов потребностей, способностей. По мнению автора психологическое Я составляет основу Я-концепции, в то время как телесное и социально-ролевое Я так же в него входят. * Ощущение Я как источника активности, или наоборот пассивного объекта воздействия, переживание своей свободы, несвободы, ответственности или просторности. * Самоотношение или смысл Я, включающее в себя такие составляющие как самооценка, самоуважение, самопринятие, самоактуализация. Главной функцией самоотношения в жизнедеятельности здоровой автономной личности, по мнению автора, – это сигнализация о том, что в жизни все в порядке или же, наоборот. (Леонтьев Д.А., 1993) Занимаясь изучением личности ученые так или иначе выделяют такой ее компонент как Я-концепцию или образ Я. Рассмотрим подробнее данное понятие. Основоположником формирования представления о феномене Я-концепции является выдающийся психолог и философ У. Джемс. В своей работе «Психология», рассматривая личность и Я, как познаваемый (эмпирическое эго) и познающий (наше Я, чистое эго) элементы. Таким образом Уильям Джеймс указал на то, что человек воспринимает, изучает и познает не только окружающий его мир, но и самого себя, свою собственную личность. Так же в работах данного автора рассматривается такая важная часть человеческого Я как самооценка, но ее мы рассмотрим чуть позже. (У. Джеймс, 1991) Так же одним из первых обратил внимание на рассматриваемый нами феномен Чарльз Кули. В своей работе «Человеческая природа и социальный порядок» автор вывел концепцию так называемого зеркального Я. Основной идее данного понятия является то, что человека воспринимая себя, и все, что имеет отношение к его Я, то о чем он может сказать «это мое» (тело, вещь, идея и т.д.) рассматривает это так же с позиции сознания другого, т.е. отношение к этому другого человека. Вот как определяет данное понятие сам автор: «В многочисленных и интересных случаях ссылка на других осуществляется таким образом, что человек более или менее отчетливо представляет себе, как его Я, то есть любая идея, которую он считает своей, воспринимается другим сознанием, и возникающее при этом у человека чувство я определяется тем, как, на его взгляд, это другое сознание относится к данной идее. Социальное я такого рода можно назвать отраженным или зеркальным я». (Ч. Кули, 2000, ст. 27, 15.12.14, 22:40) Так как работы Ч. Кули были посвящены изучению общества, социальных групп и индивида, существующих как «единый живой организм», он подчеркивал ключевую роль социума и первичных групп (семья и ближайшее окружение) в формировании и жизнедеятельности личности, а вместе с тем и возникновение зеркального Я, как образа собственной личности, через представления окружающих. Последователем Ч. Кули был Дж. Мид. Основываясь на концепции «зеркального Я» Дж. Мид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают такие явления как Я сознающее и Я как объект, которые впервые были описанны Джеймсом. Дж. Мид предположил, что человек через освоение культуры, в которой он развивается, способен не только предсказывать поведение других людей, но и предполагать то, как другие предсказываютего собственное поведение. Автор описывал такое понятие как «обобщённый (генерализованный) другой» (Me) иными словами, то, как выглядит в глазах других "Я-как-объект". (БернсР., 1986, ч.2, http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns2.htm#2p5, 2.12.14, 23:54) В русле психоаналитического подхода так же освещается данная тема. Свое развитие она получила в работах Э. Эриксона, последователя теории Зигмунда Фрейда. Проблематика Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Э. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией "субъективное чувство непрерывной самотождественности" (1968). Эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие. (Р. Бернс, 1986, ч.2, http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns2.htm#2p5, 3.12.14, 01:35) Большой вклад в изучение Я-концепции внес К. Роджерс. Он разработал подход в психотерапии, получивший название "терапия, центрированная на клиенте". Множество теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значительной мере достигнуто благодаря работам Роджерса и его клинической практике. В своей теории он выдвигал следующие идеи: * Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной; * Я-концепция - это система самовосприятий. Именно Я-концепция, а не некое реальное Я имеет определенное значение для личности и ее поведения. * Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-концепцией предопределяется восприятие значений, преписываемых этому окружению. * Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, независимо от того, является ли данная потребность приобретенной или врожденной. * Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласование между Я и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать, как результат попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется. Это приводит к селективности и искажениям в восприятии или к игнорированию опыта в форме неверной его интерпретации. * Развитие Я-концепции - это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакции и навязанных другими представлении. Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу Целого. * Рассматривая понятие идеального Я, Роджерс полагает, что благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Таким образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется существованием нереалистического собственного идеала и/или несоответствием между Я-концепцией и идеальным Я. (Р. Бернс, 1986, ч.2, http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns2.htm#2p5, 3.01.15, 02:35) Подчеркнем еще раз, то, что в своем подходе К. Роджерс указывал на то, что индивид использует механизмы психологической защиты, которые, по словам автора, необходимы для того, чтобы преодолевать возникающие противоречия (диссонанс) между Я-концепцией и непосредственным личным опытом индивида. Поведение рассматривается Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции. Он выделял 2 вида защитных механизмов: искажение и отрицание. Так же автор говорит о возможности возникновения дезадаптации как внутреннего диссонанса, главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками личностного Я и непосредственным опытом индивида.(Р. Бернс, 1986, ч.2, http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns2.htm#2p5, 6.01.15, 17:35) Р. Бернс определял Я-концепцию как всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он. (Л. Хьел, Д.Зиглер, "Теории личности", ст. 393) Итак, анализируя подход данного автора к проблеме Я-концепции личности, можно сказать о том, что К. Роджерс освещает в своих работах не только ключевые особенности данного феномена, но и раскрывает основные проблемы и сложности, в формировании и развитии Я-концепции. Рассмотрим особенности феномена Я-концепции личности. На сегодняшний день нет единого определения данного понятия, каждый автор выделяет в данном феномене свои особенности и аспекты, но все же во многом большинство определений имеют много общего. Приведем распространенное, на сегодняшний день и, на наш взгляд наиболее содержательное: Я-концепция - англ. self-concept - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 2004) Исходя из данного определения, видно, что Я-концепция это динамическая система, включающая в себя определенные компоненты, т.е. имеющая свою собственную структуру. Остановимся подробнее на этой структуре. А.А.Налчаджян в своей работе «Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии)», указывает что самосознание личности (понятия самосознание и я-концепция автор употребляет как синонимы), в течение всей жизни человека изменяется и развивается, однако со временем приобретает относительно устойчивую структуру, "ядерные" образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности. Автор так же говорит о том, что подструктуры эти являются следствием «повторных адаптаций к типичным, повторяющимся ситуациям, своеобразными адаптивными комплексами». Данные подструктуры А.А. Налчаджян определяет как Я-образы: "актуальное Я", "реальное Я", "идеальное Я". В целом Я-концепция имеет сложную, многообразную структуру, А.А. Налчаджян выделяет такие ее элементы как: образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое Я, фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я, и другие подструктуры. (А.А.Налчаджян,1988, ст.183-191) Несколько иную, или, точнее, несколько по-другому построенную структуру Я-концепции выделяет Р. Бернс в своей работе «Что такое Я-концепция». Он рассматривает данные феномен, выделяя в нем описательную и оценочную составляющую, благодаря чему определяет Я-концепцию как совокупность установок «на себя», в связи с этим выделяя 3 главных элемента: 1. Образ Я - представление индивида о самом себе (когнитивная составляющая установки). 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой (поведенческая составляющая). (Р. Бернс, 1986, ч.1, http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns2.htm#2p5, 6.01.15, 17:35) Таким образом мы видим, что такой феномен как Я-концепция включает в себя все то, что имеет отношение к восприятию человеком самого себя, причем не только самовосприятие, но и самопознание, самоотношение, и др. Одним из ключевых компонентов самовосприятия, по мнению многих авторов является самооценка. Остановимся подробнее на данном феномене. Самооценка личности Изучение Я-концепции неразрывно связано с познанием самооценки, и так же, наоборот. Ученые по-разному воспринимают соотношение этих двух понятий, ставя шире то одно то другое. Но все-таки большинство авторов рассматривают самооценку как важный компонент образа Я личности, Я-концепции. Как мы уже говорили выше, У. Джемс выделял три компонента самосознания: когнитивный, аффективный и поведенческий. Самооценка чаще связывается с аффективным компонентом. Существует, однако несколько иной взгляд, согласно которому самооценка содержит эти три аспекта (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Согласно другим исследователям необходимо отличать оценку от эмоций и поведенческих реакций, выделяя в Я концепции отдельный аспект – оценочный, который и соотносится с понятием самооценки.[О.Н. Молчанова, Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие, Флинта: Наука; Москва; 2010, ст. 21] Рассматривая подходы к пониманию самооценки О.Н. Молчанова выделяет 3 условных группы подходов, с позиции которых определяется данный феномен: В первой группе подходов относятся подходы различных авторов, рассматривающие самооценку как аффективный компонент Я-концепции. «Эта составляющая Я концепции, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам; это принятие себя или аффективная оценка представления индивида о самом себе, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик. В результате высокая самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я», а низкая – неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.» Ко второй группе относятся подходы, характеризующие самооценку как взаимосвязь между различными уровнями Я. В данном случае самооценка выступает как образование, включающее в себя прошлый опыт индивида и формирующее новую информацию индивида о себе, регулируя тем самым его деятельность и поведение. «Самооценка в контексте данного подхода чаще всего определяется через соответствие между реальным и идеальным «Я». Расхождение между этими аспектами «Я» служит не только показателем «высоты» самооценки, но и регулятором поведения человека, поскольку здесь в явном виде содержится эталон, критерий оценки себя. Значительная дистанция между реальным и идеальным «Я» обычно интерпретируется как показатель низкой самооценки, оценивается как тревожный симптом, признак дезадаптации (Rogers, Dymond, 1957)» И, наконец к третьей группе подходов относятся работы авторов, рассматривающие самооценку как определенный или уровень развития самоотношения личности. «Исследования данного направления особо акцентируют внимание на процессуальности в понимании самосознания в целом и самооценки в частности, что открывает более широкие возможности анализа самосознания как динамического образования психики, находящегося в постоянном движении в онтогенезе и в своем повседневном функционировании.» [О.Н. Молчанова, Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие, Флинта: Наука; Москва; 2010, ст. 21-25] Психоаналитический подход, так же включает в себя работы, посвященные анализу феномена самооценки личности. К таким работам модно отнести теорию А. Адлера. В своих работах А. Адлер рассматривал такой феномен как чувство собственной недостаточности и неполноценности, формирующееся у человека в детстве, и относящийся, в первую очередь к оцениванию физической недостаточности. Основной движущей силой является желание преодолеть этот комплекс, т.е. стремление к совершенствованию и превосходству. Подводя итог всему вышесказанному можно сказать о том, что я-концепция личности и самооценка являются важнейшим компонентом личности человека. Сложность и многогранность данных феноменов, раскрытая в данной главе помогает нам лучше понять роль и влияние я-концепции и самооценки не только на личность, но и на жизнь чел....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: