VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические вопросы использования бросового материала в развитии логического мышления старших дошкольников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R540000
Тема: Теоретические вопросы использования бросового материала в развитии логического мышления старших дошкольников
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ	7
1.1 Подходы к процессу формирования логического мышления	7
1.2 Способы развития логического мышления	15
1.3 Возможности использования бросового материала в развитии познавательной сферы ребенка	24
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА	31
2.1 Констатирующий этап эксперимента	31
2.2 Формирующий этап эксперимента	34
2.3 Контрольный этап	38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	41
ПРИЛОЖЕНИЯ	42


ВВЕДЕНИЕ
     Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Но дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Основная причина этого явления в недостаточно высоком уровне развития мышления, и прежде всего логического. 
     Поэтому для современного общества одной из важных проблем является развитие мыслительных способностей подрастающего поколения. Поиск новых вариантов образования, ориентированного на развитие умственных способностей, актуализируют внимание ученых и педагогов-практиков к процессам развития логического мышления (Н. Н. Агафоновой, И. К. Амонова, Е. А. Ермака, И. Л. Матасовой, Б. И. Никитина, М. Н. Колесниковой). 
     Развитое логическое мышление в дошкольном возрасте позволяет свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять деятельность (В. В. Волина, А. В. Басов, Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина, О. В. Зайцева, Т. А. Ткаченко, Т. В. Большева, Л. Н. Ефименкова, В. П. Глухов).
     Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.
     «Учитесь мыслить, играя» - говорил известный психолог Е. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления.
     Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Работы выдающихся педагогов-психологов: Л. А. Вегнера, А. А. Столяра, Л. Ф. Тихомировой, Н. Н. Агафоновой, И. К. Амонова, Е. А. Ермака, Е. В. Веселовской, Г. И. Сулкарневой, Д. Пойа и др.
     Современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать (П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.).
     Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера. Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. 
     На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. В книге «Психология» Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов - свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой. 
     А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
     Цель исследования: повышение уровня логического мышления у старших дошкольников посредством использования бросового материала.
     Объект исследования: процесс развития логического мышления.
     Предмет исследования: бросовый материал как средство развития логического мышления старших дошкольников.
     Задачи исследования:
     1. Изучить логическое мышление как процесс;
     2. Проанализировать способы развития логического мышления у дошкольников;
     3. Рассмотреть применение бросового материала в дошкольной педагогике;
     4. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
     5. Доказать эффективность применения бросового материала в развитии логического мышления у старших дошкольников.
     Гипотеза исследования: применение в работе игр из различного бросового материала поможет повысить уровень развития логического мышления у детей-дошкольников.
     Методологической основой исследования являются труды Н. Н. Поддъякова о мышлении дошкольника и П. Я. Гальперина [13]. Выбор того или иного метода исследования всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы: анализ литературы, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности. 
     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 
     1. Анализ источников;
     2. Эксперимент;
     3. Методы количественной и качественной обработки данных.
     Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального Дошкольного Образовательного Бюджетного учреждения № 19, «Мишутка» города Зеи. 
     Исследование проводилось с октября 2013 года по май 2015 года. В нём приняли участие: 21 человек – 5-7 лет – старшие/подготовительные группы дошкольников группы «Радуга» и 22 человека – 5-7 лет – старшие/подготовительные группы дошкольников группы «Боровичок».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
     1.1 Подходы к процессу формирования логического мышления
     Во многих исследованиях определено такое понятие как логическая культура, формируемая в процессе изучения дисциплин в школе, носящих определенный характер, который зависит от его особенностей.
     Логическая культура – это система навыков при мышлении, которая позволяет выразить мысли ясно и отчетливо, а также приобретает мысли на основании имеющейся формы [14].
     С точки зрения педагогики – логическим мышлением определяют и отдельные предметные виды мышления такие, как математическое, физическое, историческое и прочие. Данный факт объясняется теоретическим мышлением, как фактом для отображения предмета, выступающего в качестве логического мышления, так как мысль может определяться и в содержании вещей и в их существенных отношениях.
     Существует определенная проблема в обучении и развитии, это проблема их взаимосвязи она определяется основной в педагогике. Оценка соотношения обучения и развития определенных психических качеств у детей выделяет две основные точки зрения. Рассмотрим их более подробно:
     1. К первой точке зрения относят труды авторов женевского направления (Ж. Пиаже, С. Инельдер и пр.). Сутью данной точки зрения является роль обучения, знакомство с определенными вещами, познание их, а также обучение, которое приспосабливает к развитию, происходящему самостоятельно и автономно [10].
     2. Существует и другая теория, в ее основу входят труды не менее известных авторов таких, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин. В их теорию входит, что обучение имеет ведущее значение. Основной данных изучений является определение психического развития ребенка с самого начала его воспитания и обучения [20]. 
     К примеру, теорию Л.С. Выготского (а также последователей) определяет процесс обучения и воспитания не самостоятельным предметом для развития ребенка, а деятельностной формой и имеют определенное соответствующее содержание [22]. Д.Б. Элькони считал, что обучение и психическое развитие человека имеет между собой еще одно понятие – деятельность человека [12]. Данное подтверждается и трудами других исследователей.
     Несмотря на разные точки зрения, все эти теории имеют определенную взаимосвязь – влияние на ученика при помощи различных изменений в процессе обучения, а также внешних по отношению к обучающемуся, в том числе и к его деятельности в данном процессе (изменение содержания, методика обучения и пр.).
     Анализ результатов при психолого-педагогических исследованиях был посвящен становлению и развитию логического мышления у дошкольников. В результате были сделаны определенные выводы:
     1. Психическое развитие дошкольника определяется с точки зрения практической деятельности, которая развивается еще не полностью сформировавшееся мышление ребенка [8]. 
     В возрасте детей до трех лет, мышление определяется как наглядно-действенное, то есть анализ и синтез познаваемых предметов в сознании ребенка определяется тактильными ощущениями и зрительным контактом с внешним миром.
     В возрасте с четырех до семи лет, мышление определяется как наглядно-образное. Это определенная форма мышления путем моделирования и разрешения проблемных ситуаций путем представления [5]. 
     Данный вид мышления находится в подчинении у восприятия, то есть дети не могут отвлекаться и абстрагироваться. Взаимосвязь мышления и практических действий сохраняется за ребенком, но не является прямым и непосредственным. Примитивная чувственная абстракция, выделяющая одни стороны, путем отвлечения от других приводит ребенка к обобщению, принято называть элементарным обобщением.
     Мышление детей 4-6 лет еще полностью подчинено их восприятию, поэтому абстрагирование для них является непосильной задачей. Главной особенностью наглядно-образного мышления является то, что мыслительная деятельность опосредовано связана с окружающей средой, и осуществляется с помощью зрительных, слуховых и двигательных образов.
     Исследованиями доказано, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития логического мышления. Рассмотрены основные подходы в исследовании возникновения и развития логических структур мышления. 
     Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
     Словесно – логическое мышление – мышление абстракциями – категориями, которых нет в природе. Эта форма мышления начинает формироваться у дошкольников с 5 лет.
     Логическое мышление – это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности [3].
     Таким образом, благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие связи и закономерности, выделять причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, предвидеть развитие процессов в природе и в обществе. 
     В процессе мыслительной деятельности человек познаёт окружающий мир с помощью особых умственных операций: анализ, синтез, сравнение, сериация, обобщение, классификация, абстракция.
     Результаты исследования показали, что только дети старшего дошкольного возраста могут достигать определённых результатов в ситуации прямого обучения, но эти результаты гораздо ниже полученных в игровой деятельности. Результаты исследований А.З. Зака также свидетельствуют, что смотивировать старшего дошкольника на решение учебной задачи успешнее удается при включении его в игровую деятельность [6]. 
     Неоценимую роль в определении направления нашего исследования сыграли исследования отечественных психологов, в которых излагаются основные положения, касающиеся проблемы способности к формированию и развитию логических операций детей.
     Так в современной психологии существуют два основных подхода в исследовании возникновения и развития логических структур мышления у детей. Первое их них связанно с работами Ж. Пиаже, который считал, что обучение приобретает разное значение в зависимости от того, на какой период развития оно приходится. 
     Чтобы оказаться успешным и не остаться формальным, обучение должно приспосабливаться к наличному уровню развития [8]. Пиаже утверждает, что в дошкольном и школьном возрасте у ребёнка сначала формируются средства отделения действий от предметов (например, свойство обратимости), а затем – логика этого отделения и оперирование отдельными вещами. 
     Обучение является определяющим, решающим фактором развития, оно должно забегать вперёд развития и подтягивать его за собой, а не плестись в хвосте развития. Выготский Л. С. выдвинул идею о двух уровнях развития детей: уровень актуального развития характеризует особенности психических функций ребёнка, сложившихся на сегодняшней день, а «зона ближайшего развития» требует ориентировки на реализацию у ребёнка возможностей завтрашнего дня [11].
     В данном разделе были рассмотрены вопросы усвоения логических операций в старшем школьном возрасте. Было определено, что существуют различные методы и различные авторы пишут о логическом мышлении детей по-разному. Например, существует две позиции по отношению к развитию логического мышления, по нашему мнению, лучшим определено, что логическое мышление формируется через воспитание ребенка.
     Перейдем к рассмотрению следующего раздела – способы развития логического мышления.
     1.2 Способы развития логического мышления
     Окружающий мир, в который входит ребенок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями. Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. 
     Стоит отметить, что большинство исследований в области развития мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры [18].
     Основными посылками совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в дошкольном возрасте являются следующие: появление произвольности в поведении и познавательных процессах; способность действовать по образцу и инструкции; умение оценивать работу - свою и других; способность подчиняться требованиям и правилам ситуации; способность находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач; способность осуществлять контроль за собственными действиями [4].
     Каждая задача для ребенка - это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Ее можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. 
     Исследования З.М. Истоминой позволили установить, что дети с большим успехом используют в процессе запоминания наглядного и вербального материала такие средства, как картинки, значки-схемы, планы [26].
     Такие приемы особенно важны для детей старшего дошкольного возраста, так как мыслительные задачи успешно решаются с преобладающей ролью внешних средств и поэтому усвоение наглядного материал усваивается намного лучше вербального. В данной методике дидактическим материалом служат мнемотаблицы – это схемы, в которых закодирована определенная информация. 
     Использование мнемотаблиц позволяет старшим дошкольникам намного эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. 
     Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно способствует решению определенных задач: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении [29].
     Развитие мышления – одна из теорий развития мышления ребенка (Ж. Пиаже) получила название «операциональной» [10]. Операция представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)».
     Стадия дооперационального мышления, включающая развитие мышления детей возрасте от 2 до 7 лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Вторая стадия – стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми. Третья стадия, это стадия формальных операций. 
     П. Я. Гальперин выделил этапы интериоризации внешних действий, определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными качествами [6]. Процесс переноса внешнего действия вовнутрь совершается, по П. Я. Гальперину, поэтапно, проходя строго определенные стадии [5]. 
     Формирование умственных действий представляется следующим образом: ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно, в конечном счете, должно соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия. 
     Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных умений и навыков. В нашей стране Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров были одними из первых ученых психологов, кто детально исследовал процесс образования понятий у индивида. 
     Ими предложена методика (функциональная методика «двойной стимуляции»). С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит через три основные ступени. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначаемого одним словом. Эта ступень в свою очередь распадается на три этапа: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.
     Здесь предполагаются умение ребенка выделять, абстрагировать элементы и затем интегрировать их в целостное понятие вне зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятий, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение. 
     Говоря о развитии психических процессов в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделирование.
     Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Н. Н. Поддьякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости [15]. Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно, в результате этого ребенок получает новые неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», имеющие множество верных решений.
     Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем, ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения. 
     Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны – это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир [1]. 
     Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
     Усвоение общественно выработанных эталонов или мер меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. 
     Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, что и было показано в исследованиях Л.Ф. Обуховой, Х.М. Тепленькой, Г.В. Бурменской, выполненных под руководством П.Я. Гальперина. 
     По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста [3].
     Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, как показано в экспериментальных исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, - мыслительной ориентировкой. Словом, той, которую позднее Н. Н. Поддьяков назвал «детским экспериментированием» [16].
     В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории: знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач; знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения (математические знания, грамота, письмо). 
     В данном разделе были рассмотрены различные способы развития логического мышления у детей. Были определены различные методики, которые определены различными авторами. Определено, что дети дошкольного возраста развивают логическое мышление разными способами, к ним относится и математическое и логическое обучение, а также телевизионные и компьютерные программы. 
     Перейдем к следующему разделу и рассмотрим возможности использования бросового материала для развития логического мышления у дошкольников.
     1.3 Возможности использования бросового материала в развитии познавательной сферы ребенка 
     «Бросовый материал — это все то,
     что можно было без жалости
     выкинуть, а можно и использовать,
     дав волю безграничной детской фантазии».
     О. Шлосс
     В нашей стране свалки сейчас занимают десятки тысяч гектаров земли. Они, как раны на нашей родной Земле-матушке, нанесенные ей ее несознательными детьми. И на заживление этих ран ей понадобится очень много лет. А ведь когда-то наши предки настолько уважительно относились к ней, что даже плюнуть на землю считалось плохим поступком, а уезжая, они всегда брали с собой горсть родной земли. 
     Бумаги на свалках среди мусора столько, что ради нее были вырублены тысячи гектаров леса. А для изготовления находящегося там пластика понадобились тонны бензина, нефти и газа. Мы не призываем не выбрасывать мусор, а предлагаем посмотреть на некоторые вещи с точки зрения творчества  и, разумеется, экологии. 
     Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их и называют бросовым материалом. Что можно к нему отнести? 
     Это разнообразные пластиковые бутылки, из которых уже выпит сок или кефир, крышки и пробки, которыми закрывались эти ёмкости, футляры от шоколадных яиц – «киндер-сюрпризов», контейнеры от йогуртов, подложки от полуфабрикатов, коробочки от лекарств или косметики, пуговицы, бусинки, проволочки, камушки и многое другое, от чего мы, взрослые, чаше всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. 
     Но, оказывается, и ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть и них что-то необычное.
     До недавнего времени учёными вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческого и логического мышления с учетом применения бросового материала. А ведь повышению познавательной активности дошкольников и  развитию их творческого потенциала способствует работа с бросовым материалом. И возможности его использования  в развитии  способностей у детей  младшего и старшего дошкольного возраста очень велики. 
     Поэтому наша задача, это практически показать возможности использования бросового материала, ведь он является очень доступным для ребенка. Повторное использование в детском творчестве упаковок и других ненужных вещей не только развивает у детей мелкую моторику, фантазию, творческое воображение и мышление, но и помогает воспитывать стремление беречь и охранять природу. 
     Одним из самых популярных бросовых материалов для изготовления  игрушек и развивающих пособий, являются коробки разных размеров. В большие коробки очень любят залезать малыши. Для них можно сделать из коробки машину, приклеив к ней по бокам снизу круги – колеса. Или приклеить круги – иллюминаторы по бокам посредине, получится корабль. Надо пофантазировать, включить свое воображение и научить этому наших детей. Вполне возможно привнести конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность и не только. 
     Вопрос о вторичном использовании некоторых материалов на занятиях детским творчеством возникает неслучайно. Совсем не обязательно покупать дорогие наборы для ручного труда, чтобы научить детей делать интересные поделки и развивать фантазию и творческий потенциал. Намного интереснее дать вторую жизнь какой-нибудь баночке или коробочке, найти применение для крышек, пробочек, коробочек. 
     Из флаконов от шампуней и пластиковых бутылочек от кефира, сока можно сделать удивительные вещи. Даже из карандашной стружки можно сделать чудесную поделку. Творчество из вторичного сырья доставляет радость и отлично способствует творческому и логическому развитию детей. Часто в детских садах и школах детям дают задание сделать дома поделки из бросового материала к какому-то празднику или из определенного вида бросового материала. Поделки из бросового материала почти не требуют финансовых затрат. Дети становятся волшебниками, превращая ненужный предмет в полезную вещь или красивую поделку. 
     Можно провести время с большей пользой и поиграть с ребенком в замечательную игру «Ассоциации», таким образом, появятся нужные идеи, а у ребенка станет развиваться абстрактное, словесно-логическое и творческое мышление. А если подумать, какими свойствами, формой или цветом обладает имеющийся бросовый материал, в каких поделках это может пригодиться, то это отлично будет развивать логическое мышление дошкольника. Что/Кто бывает такой формы или такого цвета? 
     Какие детали и из каких материалов нужно будет добавить? Как и чем скрепить детали друг с другом (клей, скотч, степлер, нитки,  пластилин)? Также можно поиграть и соответственно подумать, какой формы и какими свойствами обладает прототип той поделки, которую нужно сделать. Например, ход рассуждений при выполнении  задания  «Матрешки»:  матрешки – это деревянные игрушки разного размера, которые можно вкладывать друг в друга. Значит, подойдут стаканчики от йогурта и крышки разных размеров – меньшие крышки можно накрывать большими, используется принцип вложенности. Или пластмассовые яйца (тоже разных размеров). 
     Одежда матрешек часто украшена красивыми узорами и цветами – значит можно использовать картонные заготовки разных размеров с аппликацией из фантиков. Иногда придумать поделку позволяет не только форма бросового материала, но и его свойства. Например, бумажные кораблики от воды размокают и идут ко дну. Значит, надо сделать эти кораблики из материала, который не размокнет, и который можно складывать. 
     Но если экспериментальный кораблик из фантика из фольги не выдержал испытаний, то это  значит, что  нужен более плотный фантик, например, упаковка от шоколада. Эти замечательные выводы юный исследователь может сделать на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте. Пенопласт и пенополистирол  – это легкие материалы, они не тонут в воде, поэтому из них получаются кораблики и  лодочки, которые точно не утонут. 
     Также из этих материалов можно сделать несложный конструктор – объемные фигурки со вставляющимися друг в друга деталями, шнуровки для малышей и т.д. Причем сначала это можно сделать в виде рассуждений, а потом проверять на практике. Поэтому широко применение бросового материала на занятиях по конструированию в детских дошкольных учреждениях. 
      Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом, как дошкольникам, так и младшим школьникам. Нетрадиционные игры используются для разнообразия, эмоциональной разгрузки и увлечённости. 
     Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, педагогический приём для расширения и закрепления полученных знаний на занятии в детском саду или на уроке в школе. В нетрадиционных играх нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Игры имеют лёгкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей.
      На сегодняшний день методов и приёмов нетрадиционного воздействия на развитие ребёнка известно достаточно много. К ним относятся: аромотерапия, пескотерапия, воскотерапия, хромотерапия, пуговичная терапия и т.д. [10]. Все эти приёмы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) способствуют улучшению психо-эмоционального состояния детей, развивают речь, речевое дыхание и мелкую моторику; способствуют развитию логического мышления, памяти, восприятия, внимания [13]. 
     Изучив литературу по данной теме, на своих занятиях мы стали применять такую форму работы с детьми, как использование материала, пособий и дидактических игр, изготовленных из бросового материала. Эти игры особенно целенаправленно и систематично применяются на  занятиях по формированию элементарных математических представлений на разных этапах: для проведения пальчиковой гимнастики,  для формирования связной речи, для умения ориентироваться на плоскости, для закрепления геометрических форм и др. Почему же мы обратились к бросовому материалу? 
     Во-первых, в любое время года бросовый материал всегда под рукой. Во-вторых: все предметы знакомы как взрослым, так и детям. В-третьих, сам материал оказывает помощь в формировании восприятия и зрительно- моторной координации (большой — маленький, круглый — квадратный, мягкий — твёрдый и т.д.) И наконец, бросовый материал — это бездонная кладовая для развития творчества не только ребёнка, но и педагога. Некоторые наши игры рассчитаны на обучение, как старших дошкольников, так и младших школьников. Таким образом, можно говорить и о преемственной деятельности между дошкольным и школьным обучением. 
     Преемственность с точки зрения детского сада — это ориентация на требования школы, формирование тех знания, умений и навыков, которые необходимы для обучения в школе. А преемственность с позиции школы — это опора на те знания и умения, которые имеются у ребёнка. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития детей. То есть мы видим, что преемственность — это непрерывность в развитии и обучении детей. Основная её идея базируется на личностном аспекте. 
     Мы знаем, что в основе периодизации детства лежит представление о том, что каждому возрасту соответствует тип ведущей деятельности, то есть изменения деятельности характеризует смену возраста [9].  От трёх до шести лет ребёнку свойственна игровая деятельность. Именно в игре у ребёнка развиваются воображение, ориентация на смысл человеческих отношений, формируются обобщённые переживания. 
     От шести до десяти лет — учебная деятельность. У младшего школьника возникает теоретическое сознание и мышление, развивается рефлексия, анализ, потребности и мотивы учения [3]. В шесть – семь лет ребёнок идёт в школу. Школа подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику. Педагоги продолжают использовать специальные методы и приёмы детского сада, то есть через игру обучают детей. 
     Цель школы — сохранить, поддержать, и развить накопленный потенциал у каждого ребёнка. А так как развитие логического мышления  считается в педагогике достаточно проблемным, то считаем акцентировать внимание на этом аспекте и оказывать посильную помощь дошкольнику в овладении мыслительными операциями.
     Надо только пофантазировать, включить свое воображение и привнести  бросовый материал в детскую деятельность: как на занятия конструирования и экспериментирования, так и ФЭМП и даже обучение грамоте. Вопрос о вторичном использовании некоторых материалов на занятиях возникает неслучайно. Не всегда материальная база учреждения  позволяет приобрести все необходимое, да еще и для индивидуального пользования. 
     А для развития у детей процессов логического мышления некоторый материал оказывает действительно неоценимую помощь.
     В данном разделе рассмотрены теоретические вопросы по влиянию бросового материала на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Как было определено, что работа с бросовым материалом имеет определенную направленность и влияет на уровень развития мышления у ребенка. 
     Перейдем к рассмотрению следующей главы, и проведем эмпирическое изучение развития логического мышления старших дошкольников при помощи бросового материала. Необходимо проведение экспериментов на основании двух групп дошкольного учреждения, а также сделать определенные выводы по результатам некоторых исследований.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
     2.1 Констатирующий этап эксперимента
     Прежде, чем приступить к описанию констатирующего эксперимента, рассмотрим его понятия.
     Констатирующим экспериментом принято обозначать эксперимент, который устанавливает наличие какого-либо факта, либо явлени.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44