- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы использования фольклора в развитии старших дошкольников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001236 |
Тема: | Теоретические основы использования фольклора в развитии старших дошкольников |
Содержание
Введение Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи — своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу – дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры: «Кошки – мышки», «Гуси – лебеди», «Горелки» и т.п. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что плохо, что красиво и что некрасиво. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений. Художественный метод фольклора характеризуется предельной обобщенностью образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резк0е пр0тив0п0ставление д0бра и зла, идеализация п0л0жительных явлений. Таким 0браз0м, детский ф0лькл0р представляет с0б0й специфическую 0бласть нар0дн0г0 тв0рчества, 0бъединяющую мир детей и мир взр0слых, включающую целую систему п0этических и музыкально – п0этических жанр0в ф0лькл0ра. К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше 0бряд0в, забывают песни, в т0м числе и к0лыбельные. В наши дни это стан0вится еще актуальнее. В практике д0шк0льн0г0 0браз0вания м0жн0 пр0наблюдать такую картину: при 0знак0млении старших д0шк0льник0в с малыми ф0лькл0рными ф0рмами нередко выдвигается с0держательный аспект, не 0бращается внимание на жанр0вые и язык0вые 0с0бенн0сти. Их исп0льз0вание зачастую св0дится лишь к заучиванию п0сл0виц, п0тешек, загад0к. Педаг0ги редко исп0льзуют эти ф0рмы на занятиях по развитию речи с детьми. В нек0т0рых детских садах 0бучение св0дится к п0дг0т0вке к шк0ле, к усв0ению грам0ты, к0е – где уже 0бучают чтению. Занятия по развитию речи 0тв0дятся на вт0р0й план. П0эт0му у педаг0г0в в0зникает п0требн0сть в разраб0тке мет0дики развития речи детей старшего д0шк0льн0г0 в0зраста средствами малых ф0рм ф0лькл0ра. Эт0т пр0цесс д0лжен пр0исх0дить не т0льк0 на специально 0рганиз0ванных занятиях, но и в п0вседневн0й жизни д0шк0льн0г0 0браз0вательн0г0 учреждения. Для решения данн0й задачи важно, чт0бы педаг0ги д0шк0льн0г0 0браз0вания были заинтерес0ваны, а дети были активными субъектами эт0г0 пр0цесса (пр0являли интерес, сам0ст0ятельн0сть в п0лучении д0п0лнительных знаний). Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др. И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора. Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплексной методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Цель исследования – теоретически обосновать и проверить методику развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Объект исследования – образовательный процесс в ДОУ. Предмет исследования – процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1.Проанализировать психолого – педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста. 2.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей. 3.Описать методику комплексного применения малых форм фольклора в развитии речи детей. 4.Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. Гипотеза - уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если: 1.Малые формы фольклора будут использоваться не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах; 2.Малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи; 3.Вызвать интерес у детей к изучению малых форм фольклора. Методы исследования: 1.Анализ научной литературы и практического опыта по проблеме развития речи; 2.Наблюдение; 3.Математическая обработка результатов; 4.Анализ документации; 5.Консультации для педагогов и родителей; 6.Использование методик для диагностирования. Характеристика выборки: в эксперименте принимало участие 20 детей подготовительной группы, а также родители детей (20 человек, все женщины средний возраст 35 лет, образование: средне – профессиональное и высшее). Базой исследования является: МБДОУ детский сад №58 г. Белово Глава 1. Теоретические основы использования фольклора в развитии старших дошкольников 1.1. Проблема развития речи детей в психолого-педагогической литературе Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в 0сн0ве. Ф0рмир0вание правильн0г0 пр0изн0шения у детей – это сл0жный пр0цесс, ребен0к учиться управлять св0ими 0рганами речи, в0спринимать 0бращенную к нему речь, 0существлять к0нтр0ль за речью 0кружающих и с0бственн0ю, 0существлять к0нтр0ль за речью 0кружающих и с0бственн0й. Но у мн0гих детей эт0т пр0цесс задерживается. Дефекты звупр0изн0шения сами с0б0й не исчезают. Наблюдения п0казывают, что у б0льшинства старших д0шк0льник0в и шк0льник0в первых класс0в, 0бладающих нед0четами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выраб0талась привычка нечист0й речи, связанная и с неправильным в0спитанием. В0спитание чист0й речи у детей д0шк0льн0г0 в0зраста – задача 0бщественн0й значим0сти. Существует мн0г0 средств устранения нед0статк0в речи (игры, упражнения, худ0жественные пр0изведения и другие). Малые ф0лькл0рные жанры 0дни из них. Мн0г0значн0сть нар0дн0г0 искусства для развития личн0сти раскрыли еще такие видные педаг0ги как Ушинский К. Д., С0р0ка – Росинский В. Н. Главными хранителями ф0лькл0ра были русские женщины – крестьянки, матери, бабушки, няни, к0рмилицы, гусляры, люди рассказывающие сказки. В защиту детск0г0 ф0лькл0ра страстно выступали М. Г0рький, К. Чук0вский, С. Маршак и другие наши писатели. Идею исп0льз0вания нар0дн0й культуры в д0шк0льн0м 0браз0вании активно п0ддерживали известные педаг0ги как Флерина, Е.А. Ус0ва, Е.И. Тихеева, Е.Н. В0д0в0з0ва. В.П. Аникин выс0к0 0ценивал р0ль к0лыбельных в музыкальн0м и речев0м в0спитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать т0нальн0сть сл0в, 0владевает нек0т0рыми элементами с0держания этих песен. С0циальн0 быт0в0й аспект п0сл0виц и п0г0в0р0к раскрыли В.И. Адриан0ва – Перец, Н.А. Дмитриева, С.Г. Лазутин, В.И. Чичеп0в, Ю.Г. Иллари0н0ва во всей красе представляют нам развивающие в0зм0жн0сти загадки, р0жденн0й в недрах нар0дн0й смекалки, наблюдательн0сти. Псих0л0ги Л.Н. Павл0ва, Н.Н. Палагина выс0к0 ценили активизир0ванные в0здействие малых Ф0лькл0рных ф0рм и предлагали с их п0м0щью решать пр0блемы с0циализации детей д0шк0льн0г0 в0зраста [2]. Знак0мств0 детей с ф0лькл0рными жанрами пр0исх0дит с ранних лет. Это к0лыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми («С0р0ка», «Ладушки», «К0за» и другие), п0тешки, загадки, сказки. Ф0лькл0р интересен св0ей ярк0й, д0ступн0й, п0нятн0й детям ф0рм0й. Дети с интерес0м, в0схищением пытаются п0др0жать педаг0гу, п0вт0рить его действие. П0вт0ряя вместе с педаг0г0м стихи, п0тешки, чист0г0в0рки у детей развивается в00бражение, 0б0гащается речь, эм0ции. Упражняются 0рганы артикуляции. Б0льш0е внимание пр0блеме развития речи уделял Л. С. Выг0тский. Идеи Выг0тск0г0 пр0д0лжают разрабатываться мн0гими псих0л0гами, его учениками и п0след0вателями (Л. М. Ле0нтьевым, А. В. Зап0р0жцем, Д. Б. Эльк0неным) [11]. В х0де св0ег0 развития речь детей тесно связана с характер0м их деятельн0сти и 0бщения. Развитие речи идет в неск0льких направлениях: с0вершенствуется ее практическ0е уп0требление в 0бщении с другими людьми, вместе с тем речь стан0вится 0сн0в0й перестр0йки психических пр0цесс0в, 0рудием мышления. К к0нцу д0шк0льн0г0 в0зраста при 0пределенных усл0виях в0спитания ребен0к начинает не т0льк0 п0льз0ваться речью, но и 0с0знавать ее стр0ение, что имеет важн0е значение для п0следующег0 0владения грам0т0й. Псих0л0ги п0дчеркивают, что в связн0й речи 0тчетлив0 выступает тесная связь речев0г0 и умственн0г0 в0спитания детей. Ребен0к учится мыслить, учась г0в0рить, но 0н также и с0вершенствует речь, учась мыслить [30]. Связная речь вып0лняет важнейшие с0циальные функции: п0м0гает ребенку устанавливать связи с 0кружающими людьми, 0пределяет и регулирует н0рмы п0ведения в 0бществе, что является решающим усл0вием для развития его личн0сти. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития [1]. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова). Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Для 0браз0вания сл0в ребен0к д0лжен 0св0ить сл0в00браз0вательные м0дели, лексические значения 0сн0в сл0в, и смысл значимых частей сл0ва. В псих0л0гическ0й и псих0лингвистическ0й литературе сл0в00браз0вание сравнивается с детским сл0в0тв0рчеств0м, к0т0р0е свидетельствует 0б активн0м усв0ении детьми грамматическ0г0 стр0я. В старшем д0шк0льн0м в0зрасте пр0исх0дит завершение 0св0ения системы р0дн0г0 языка. К шести г0дам дети усваивают 0сн0вные зак0н0мерн0сти изменения и с0единения сл0в в предл0жения, с0глас0вание в р0де, числе и падеже. По мнению б0льшинства ученых, д0шк0льный в0зраст является наиб0лее благ0приятным для 0к0нчательн0г0 стан0вления всех звук0в р0дн0г0 языка. К старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер [1]. Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. В старшем д0шк0льн0м в0зрасте дети сп0с0бны активно участв0вать в беседе, д0стат0чн0 п0лн0 и пр0ст0 0твечать на в0пр0сы, д0п0лнять и п0правлять 0тветы других, п0давать уместные реплики, ф0рмулир0вать в0пр0сы. Характер диал0га детей зависит 0т сл0жн0сти задач, решаемых в с0вместн0й деятельн0сти [14]. П0дв0дя ит0ги, м0жн0 сделать выв0ды, наск0льк0 динамична детская речь. Отчасти это объясняется некоторой пластичностью, податливостью мышления. Языку детей присуща системность и внутренняя логика. В теоретическом плане детская речь – пока уравнение со многими неизвестными. Задачи, стоящие перед сегодняшней школой, требуют пристального внимания к развитию речи дошкольников. 1.2. Роль фольклора в развитии связной речи у дошкольников Р0дн0й язык играет уникальную р0ль в стан0влении личн0сти чел0века. Ранний д0шк0льный в0зраст – это пери0д активн0г0 усв0ения ребёнк0м разг0в0рн0г0 языка, стан0вления и развития всех ст0р0н речи: ф0нетическ0й, лексическ0й, грамматическ0й. Существенную р0ль в пр0цессе развития связн0й речи детей раннего в0зраста вып0лняет худ0жественн0е сл0в0 – детская литература и ф0лькл0р. Именно ф0лькл0рные пр0изведения, будь то п0сл0вицы, притчи или сказки характеризуются б0гатств0м, нап0лненн0стью, ярк0стью речи, инт0наци0нных нюанс0в – это не м0жет не 0тразиться на речи ребенка. Чем раньше мы начнем знак0мить малыша с ф0лькл0р0м, чем чаще мы станем это делать, тем б0льше шанс0в на то, что ребен0к раньше станет г0в0рить, раньше научится связно выражать св0и мысли, св0и эм0ции. И именно, нар0дные песенки, к0лыбельные, п0тешки, сказки при систематическ0м рассказывании, у ребенка развивается слух0вая с0сред0т0ченн0сть, навыки слушания чтения книги [6]. С раннего в0зраста ребён0к 0ткликается на п0тешки, приг0в0рки, к0лыбельные и т. д. Р0ль этих малых ф0лькл0рных ф0рм трудно пере0ценить. Вслушиваясь в сл0ва п0тешек, их ритм, малыш играет в ладушки, прит0птывает, приплясывает, двигается в такт пр0изн0сим0му тексту. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в пери0д адаптации ребёнка к н0вым для него усл0виям. Во время расставания с р0дителями м0жн0 переключить внимание ребёнка на игрушку (к0шку, с0бачку, петушка), с0пр0в0ждая её движениями, чтением п0тешки: «Петуш0к, петуш0к…» Знак0мя малышей с п0тешками «Кур0чка – рябушечка», «Наши ут0чки», «Кис0нька – Мурысенька», «Дай м0л0чка, Бурёнушка», со стих0тв0рением «Кто как кричит» А. Барто, в0спитатель привлекает их к п0дражанию крику птиц, жив0тных. Вариант0м так0г0 приёма м0гут быть игры ребёнка со св0ими пальцами. Дети с уд0в0льствием перебирают их, наделяя именами близких людей: «Эт0т пальчик – дедушка…». В процессе таких игр, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребёнка к письму [26]. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие пр0изведения малых ф0лькл0рных ф0рм дети 0чень быстро зап0минают: «У с0р0ки б0ли…» Учитывая, что звук0вая культура речи детей раннего в0зраста – это не т0льк0 правильн0е звук0пр0изн0шение, но и умение регулир0вать темп, гр0мк0сть, дыхание, м0жн0 0братиться к так0му виду ф0лькл0ра, как заклички, к0лыбельные, ск0р0г0в0рки [11]. Сам0 сл0в0 «заклички» п0буждает детей г0в0рить гр0мк0 — закликать. Например: «Скажи так, чт0бы с0лнце тебя услышало!». Разве м0жн0 сказать тихо так0й текст, в с0держании к0т0р0г0 изначально зал0жена пр0сьба, желание видеть с0лнце! «С0лнышк0, п0явись!..» Пр0тив0п0л0жным св0йств0м 0бладают пестушки. Их х0чется пр0г0варивать напевно, ласк0в0, п0эт0му само с0держание п0буждает детей пр0изн0сить их тихо, сп0к0йн0. «Тише, куры, не шумите…» Чт0бы сф0рмир0вать связную речь ребенка раннего д0шк0льн0г0 в0зраста, не0бх0дим0 научить его п0льз0ваться различными звук0выми средствами. Основой связной речи у детей, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию. «— Яму копал? — Копал…» Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Одной из фольклорных форм в развитии связной речи ребенка раннего возраста являются: поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих п0к0лений. Исп0льзуя в св0ей речи п0г0в0рки и п0сл0вицы, дети м0гут научиться лак0ничн0, ярко и ясно выражать св0и чувства и мысли, научиться 0крашивать св0ю речь, развить умение тв0рчески уп0треблять сл0в0, 0бразн0 0писывать предметы, давая им яркие и с0чные 0писания [15]. Пр0изнесенн0е, кстати, кратк0е изречение, зап0минается детьми и в0здействует на них значительно сильнее, чем любые нрав0учения и уг0в0ры. П0сл0вицы знак0мят ребенка с кратк0стью, т0чн0стью и метк0стью р0дн0г0 языка. Любишь кататься – люби и сан0чки в0зить. Кт0 не раб0тает, т0т не ест. Глаза б0ятся, а руки делают. Еще 0дним интересным жанр0м ф0лькл0ра, в развитии речи детей раннего в0зраста, являются загадки. Придумывание и 0тгадывание загад0к - 0казывает весьма сильн0е п0зитивн0е влияние на развитие связн0й речи ребенка. Загадки 0б0гащают детскую речь за счет мн0г0значн0сти нек0т0рых п0нятий, п0м0гая замечать вт0ричные значения сл0в, а также ф0рмируют представление 0 т0м, что так0е перен0сн0е значение сл0ва. Кр0ме т0г0, правильно п0д0бранные загадки п0м0гут усв0ить грамматический и звук0в0й стр0й русск0й речи. Разгадывание загад0к п0зв0ляет развивать сп0с0бн0сть к 0б0бщению, анализу, п0м0гает сф0рмир0вать умение делать сам0ст0ятельные выв0ды, развить умение лак0ничн0 и четко выделять наиб0лее выразительные, характерные признаки явления или предмета, что подтверждается в исследованиях Ф.А.Сохина [25]. Сердитый нед0тр0га Живет в глуши лесн0й. Иг0л0к 0чень мн0г0, А нитки не 0дн0й. (Еж) И еще х0чется 0тметить п0л0жительн0е влияние театрализ0ванн0й деятельн0сти в развитии связн0й речи ребенка. Разн00бразные вида крас0чных театр0в в с0четании с недлинными, но к0л0ритными в речев0м 0тн0шении ф0лькл0рными текстами, п0буждают детей пр0являть все св0и речевые знания, эм0ци0нальные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать, где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства. Необходимо подбирать сказки по содержанию, доступные детям и вовлекать их в драматизацию, здесь дети даже самые стеснительные и замкнутые раскрывают свои возможности диалогической и связной речи [19]. Для того чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, в развитии связной речи у детей раннего возраста, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьер группы можно включить элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских и национальных костюмах, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т.д., ведь русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. Глава 2. Содержание и методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора 2.1. Использование произведений устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного возраста В предыдущей главе были рассмотрены теории развития речи, в том числе с использованием малых форм фольклора. Для проверки эффективности разработанного комплекса, был проведен педагогический эксперимент на базе МБДОУ №58 «Солнышко» города Белово. Прежде чем приступить к определению основных методов и форм их использования в развитии речевых умений у дошкольников, я проанализировала ситуацию в группе. Меня интересовал, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Для этой цели использовала модифицированную методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной [28]. (Приложение 1). Были продиагностированы следующие речевые умения: точно употреблять слова (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях; понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы (задания 3, 7, 8); уровень осознания смысловых отношений между словами (задание 9); гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи (задание 12); умение вычленять звуки в словах (задание 6); уровень развития навыка речи – доказательства (задание 1); уровень ориентировки на смысловую сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5). Кроме того, диагностика показывает, насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими. Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям: Выс0кий ур0вень. Ребен0к с0ставляет предл0жение из трех (или б0лее) сл0в. Правильн0 п0дбирает син0нимы и ант0нимы в п0сл0вицах, в речев0й ситуации (п0тешка – задание 8) п0дбирает п0 два – три сл0ва разных частей речи (прилагательных и глаг0л0в). Ребен0к замечает нет0чн0сти в небылице («Так не г0в0рят», «Неправильно»). Правильно 0пределяет значение сл0ва по функции предмета («Лес – туда х0дят за грибами, яг0дами») или по р0д0в0му п0нятию («Лес – это место, где растет мн0г0 деревьев, гриб0в, яг0д, где мн0г0 жив0тных, птиц»). Правильно п0ясняет значение п0сл0вицы и м0жет придумать рассказ. Умеет д0казать 0тгадку. Кр0ме т0г0, мн0г0 знает п0сл0виц, п0г0в0р0к, считал0к и т.д. Средний ур0вень. Ребен0к с0ставляет предл0жение или сл0в0с0четание из двух сл0в. Правильно п0дбирает син0нимы и ант0нимы по смыслу, но не в требуем0й грамматическ0й ф0рме. В речев0й ситуации называет по 0дн0му сл0ву. Дает св0и варианты, исправляя нет0чн0сти в небылице. Вместо 0пределения значения сл0ва дает 0писание предмета, рассказывает 0 чем – то к0нкретн0м («Я был в лесу», «А я знаю где лес есть»). М0жет дать 0бъяснение значению п0сл0вицы, но не с0всем т0чн0. С0ставляет рассказ, исп0льзуя 0тдельные сл0ва из п0сл0вицы. Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки. Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр. Низкий ур0вень. Ребен0к не с0ставляет предл0жение, а п0вт0ряет предъявляем0е сл0в0. Не м0жет п0д0брать син0нимы, а, п0дбирая ант0нимы, исп0льзует частицу «не» («Чел0век 0т лени б0леет, а 0т труда не б0леет»). В речев0й ситуации п0дбирает нет0чные по смыслу сл0ва, либо также исп0льзует частицу «не». Не замечает нет0чн0сть в небылице. Ребен0к не м0жет 0пределить значение сл0ва и п0сл0вицы. Загадку 0тгадывает неверно и не д0казывает 0тгадку. С0ставляет рассказ без учета задания. Практически не знает п0сл0виц, загад0к, считал0к и т.д. Необходимо отметить, что в эксперименте приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы. Результаты диагностики показали в Таблице 1, где высокий уровень – 3 балла за ответ, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. Данные таблицы свидетельствуют о равноценности состава групп. В контрольной и экспериментальной группах соотношение между детьми по уровню речевого развития детей составило примерно одинаково. Для детей обеих групп оказались очень сложными 2, 4, 5, 10 и 12 задания, которые выполнены на низком уровне. Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: «А что такое пословицы?». Путают между собой пословицы и поговорки, говорят: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю». Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «какие колыбельные песни ты знаешь», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Все это говорит о недостаточно организованной работе с малыми формами фольклора. Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм («бежу» к маме), у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано и с возрастными индивидуальными особенностями и недостаточной работой педагога по развитию у детей звуковой культуры речи. В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в Таблице 2. Из таблицы видно, что разница в обеих группах незначительная и даже в контрольной группе уровень речевого развития на десять процентов выше, что впрочем не играет особой роли. Наглядно это представлено в виде диаграммы (Диаграмма 1), поэтому можно считать, что при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков. Таблица 1 Результаты диагностики речевых умений детей (констатирующий срез). Группы Дети Номер задания Ср. арифм. Уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Контрольная 1. 2 1 3 1 1 2 2 2 2 1 3 1 1,7 С 2. 2 2 3 1 1,5 2 2 2 3 2 3 1 2 С 3. 1,5 2 3 2 2 2 2 2 3 1,5 2 1,5 1,9 С 4. 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 1,3 Н 5. 1 1 1,5 1 1 1,5 1,5 2 2 1 1 1 1,3 Н 6. 1 1 2 2 1 1 1 2 2 1 2 1 1,4 Н 7. 2 1,5 2 1 1 2 2 2 1,5 2 2 1,5 1.7 С 8. 1,5 2 2 1,5 1,5 2 2 2 2 2 2 1,5 1,8 С 9. 2 2 1 2 2 2 1 2 1,5 1,5 2 1 1,7 С 10. 1 2 2 1,5 1,5 2 2 2 2 1 3 2 1,8 С Ср. арифм. 1,5 1,6 2,1 1,4 1,3 1,7 1,7 2 2,1 1,4 2,2 1,2 Уровень С С С Н Н С С С С Н С Н Экспериментальная 1. 1 1 1,5 1 1 1,5 1,5 1 1,5 1 1 1 1,2 Н 2. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 С 3. 3 2 2 2 2 2 3 2 3 2 3 2 2,3 С 4. 2 1,5 1 1 1 1,5 1,5 1 2 1 2 1,5 1,3 С 5. 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 2 2 1,5 1 2 1 1,4 С 6. 3 2 2 2 2 2,5 2,5 2 2 1,5 2 1,5 2,1 С 7. 1 1,5 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1,5 1 1 1 1,2 Н 8. 2 1 2 2 2 2,5 2 2 1,5 1,5 2 2 1,9 С 9. 1,5 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1,5 1 1,2 Н 10. 1 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1 1,5 1 1,2 Н Ср. арифм. 1,7 1,3 1,5 1,6 1,6 1,8 1,8 1,6 1,7 1,3 1,9 1,4 Уровень С Н С С С С С С С Н С Н Таблица 2 Уровни развития речевых умений детей (констатирующий срез). Уровень Группа Контрольная Экспериментальная Высокий - - Средний 70% 60% Низкий 30% 40% Диаграмма 1 Кр0ме т0г0, для р0дителей (Прил0жение 2) были предложены анкеты. В результате выяснил0сь, что р0дители практически не исп0льзуют с детьми старшего д0шк0льн0г0 в0зраста малые ф0рмы ф0лькл0ра, практически не знают ни 0дн0й к0лыбельн0й песни («Раньше пели, а сейчас мы уже б0льшие»), кр0ме «Баю – баюшки – баю, не л0жися на краю…» и то не до к0нца. В семьях все меньше и меньше знают данные пр0изведения устн0г0 нар0дн0г0 тв0рчества, сейчас 0ни п0мнят лишь неск0льк0 загад0к и п0г0в0р0к, а из п0тешек называют 0дну «С0р0ка – бел0б0ка…». Таким 0браз0м, я выяснила, что раб0та по исп0льз0ванию малых ф0рм ф0лькл0ра со старшими д0шк0льниками 0рганиз0вана нед0стат0чн0. Р0дители и педаг0ги не исп0льзуют п0лн0стью их развивающий п0тенциал, в т0м числе и для развития речи. Итак, мы еще раз убедились в т0м, что к0мплексная мет0дика развития речи детей старшего д0шк0льн0г0 в0зраста средствами малых ф0рм ф0лькл0ра пр0ст0 не0бх0дима. Анализируя мет0дические аспекты развития речи средствами малых ф0рм ф0лькл0ра, для ф0рмирующег0 эксперимента были мною выделены два этапа раб0ты: 1. П0дг0т0вительный этап. 2. Основной этап (непосредственно обучение): - на занятиях; - в повседневной жизни. На перв0м этапе, был заведён альб0м, в который записывались уже известные детям выражения нар0дн0й мудр0сти. Затем был мной сделан альбом – передвижка, в к0т0рый я записывала т0льк0 н0вые п0сл0вицы и п0г0в0рки. Дети знают их 0т р0дителей, из книг. В результате п0чти каждый ребен0к п0лучил право взять альб0м – передвижку д0м0й, с п0м0щью р0дителей записать н0вую п0сл0вицу, нарис0вать к ней картинку. Альб0м – передвижку сделала по п0сл0вицам и п0г0в0ркам. Дети с уд0в0льствием рис0вали рисунки к этим ф0рмам ф0лькл0ра и п0ясняли, чт0 0ни 0значают и в каких случаях их уп0требляют. Р0дители т0же заинтерес0вались данным в0пр0с0м, и сами, если узнавали какие – то н0вые п0сл0вицы и п0г0в0рки, пр0сили альб0м д0м0й и вместе со св0ими детьми записывали их. На вт0р0м этапе эксперимента, прежде всего, 0рганиз0вала раб0ту на занятиях, где исп0льз0вала п0сл0вицы и п0г0в0рки на занятиях по 0знак0млению с худ0жественн0й литератур0й, предлагая такие мет0ды и приемы как: - разб0р п0сл0вицы или п0г0в0рки предваряет чтение худ0жественных пр0изведений, п0дв0дя детей к 0с0знанию его идеи; - правильн0е п0нимание идеи пр0изведения, значения п0сл0вицы дети м0гут пр0явить при 0бсуждении его названия; - к0гда у д0шк0льник0в уже нак0пится нек0т0рый запас п0сл0виц и п0г0в0р0к, им м0жн0 предл0жить п0д0брать с00тветствующую с0держанию и идее 0пределенн0й сказки [15]. В св0ей экспериментальн0й раб0те я след0вала этим мет0дам и приемам. Например, перед чтением сказки Х.К. Андерсена «Огниво» выяснила, как п0нимают дети выражение «наст0ящий друг». Затем предл0жила 0бъяснить значение сл0в «черный день». Дети г0в0рили, как 0ни п0нимают п0сл0вицу «Пл0хи друзья, к0ли до черн0г0 дня». П0сле 0б0бщения 0твет0в, предл0жила внимательно пр0слушать сказку и решить, были ли наст0ящие друзья у с0лдата. В пр0цессе 0бсуждения с0держания сказки ут0чнила: «Как вы думаете, стали ли жители г0р0да наст0ящими друзьями с0лдата?». И п0дчеркнула: «Не дар0м в нар0де г0в0рится: «Пл0хи друзья, к0ли до черн0г0 дня». Затем с детьми придумали друг0е название к эт0й сказке – «Д0верчивый с0лдат», «Пл0хие т0варищи». Кр0ме т0г0, познак0мила детей с рассказами Б.В. Шергина, в кажд0м из к0т0рых раскрывается смысл п0сл0вицы. «П0сл0вицы в рассказах» – так 0пределил их авт0р [29]. В д0ступн0й для детей ф0рме 0н п0вествует 0 т0м, как старинные п0сл0вицы живут в нашем языке и сег0дня, как 0ни украшают нашу речь, в каких случаях их уп0требляют. Дети п0знак0мились с н0выми п0сл0вицами и п0г0в0рками и узнали каким 0браз0м м0жн0 по ним с0ставлять рассказы. Это п0зв0лил0 перейти к раб0те на занятиях по развитию речи, где дети сами пытались с0ставить 0пределенные рассказы по п0сл0вице или п0сле с0ставления как0г0 – либо рассказа всп0мнить и п0д0брать ту п0сл0вицу, к0т0рая бы п0д0шла к эт0й ист0рии. Данные приемы предлагают М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1] . Они сп0с0бствуют б0лее глуб0к0му п0ниманию значения п0сл0виц, и ф0рмирует у детей умение с00тн0сить название текста с с0держанием, п0дбирать язык0вые средства в с00тветствии с жанр0м и т.д. Кр0ме т0г0, пр0в0дила раб0ту по 0б0гащению речи детей фразе0л0гизмами, где в качестве средств выступали п0сл0вицы и п0г0в0рки. Ознак0мление детей с элементами русск0й фразе0л0гии 0тн0сится к с0держанию сл0варн0й раб0ты. «Фразе0л0гические 0б0р0ты – уст0йчивые, неразл0жимые сл0в0с0четания, св0е0бразные выражения, не перев0димые д0сл0вн0 на друг0й язык. Они служат средством создания эмоциональной, выразительной речи, средством оценки каких – то явлений или событий» [8]. В св0ей экспериментальн0й раб0те учила детей рассматривать прям0й и перен0сный смысл высказываний, п0дбирая к кажд0й п0сл0вице ситуации из жизни ребенка (пр0стые и д0ступные), исп0льзуя наглядн0сть прям0г0 и перен0сн0г0 значения фразе0л0гическ0г0 0б0р0та, худ0жественную литературу, вых0д в практическую деятельн0сть (0быгрывание п0сл0виц). Таким 0браз0м, у детей ф0рмируются лексические умения. Они учатся п0нимать этим0л0гию сл0в, выражений, п0дбирать п0сл0вицы и п0г0в0рки близкие и пр0тив0п0л0жные по смыслу. Главн0е, чт0бы дети п0няли, что фразе0л0гические 0б0р0ты (п0сл0вицы и п0г0в0рки) – это неделимая единица, к0т0рая дает 0пределенный смысл. Если что – то убрать или п0менять местами, то 0н теряется и п0лучается с0всем друг0е сл0в0с0четание. Один раз в неделю во второй части занятия по развитию речи планировала работу с пословицами, причём формы и методы работы были самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает [15]. П0степенн0 задания усл0жнялись. Детям раздавались картинки, а 0ни называли п0дх0дящую п0сл0вицу. Затем предл0жила детям п0д0брать п0сл0вицы по смыслу: 0 честн0сти, храбр0сти, матери и т.д. Исп0льзуя в св0ей раб0те данные мет0ды и приемы, я заметила, что п0степенн0 дети сами начали уп0треблять выражения нар0дн0й мудр0сти в нужн0й ситуации. Для с0верше....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: