VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности в современной психологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007734
Тема: Теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности в современной психологии
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ



ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ                    3

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               4 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ                                                                                                        7

1.1. Теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности в современной психологии                                                                                     7 

1.2. Факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости студентов ВУЗа

1.3. Специфика стрессоустойчивости студентов очной и заочной форм обучения                                                                                                               24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        31 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                  32

	ПРИЛОЖЕНИЕ План эмпирического исследования	  35























ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

.

В курсовой работе применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Копинг-поведение представляет собой такую форму поведения субъекта, которая направлена на обеспечение приспособления (совладания) индивида к обстоятельствам среды и характеризуется его умением использовать определенные методы и средства для коррекции стресса и повышения адаптивных возможностей человека 

КФ ФГБОУ ВО НГПУ – Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет».

Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий (Психологический словарь)

 Стессоустойчивость - свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности (Б.Х. Варданян).

Тренинг – многофункциональный метод, предназначенный для изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Вачков И.В.).



















Введение 

 

Актуальность исследования. Ускоренный темп жизни, большой рост объема информации, нестабильная экономика, эмоциональная перегруженность — это небольшая часть отрицательного воздействия, которая ощущается каждым человеком ежедневно. В настоящее время на рынке труда к самым востребованным относятся бакалавры, которые способны выполнять свою профессиональную деятельность, применяя максимум своих усилий, регулирующие свое эмоциональное состояние, которые также могут противостоять воздействию стрессогенных факторов, и сохранять способность к эффективному выполнению работы в стрессовых ситуациях. Из этого следует, что работодатель не нуждается в простой квалификации, которая подразумевает наличие каких-то определенных навыков и умений. На первом плане является компетентность как сочетание квалификации, личностных качеств и умение использовать их в конкретной ситуации. Для сотрудников, работающих в сфере «человек — человек» (учителя, врачи, психологи, социальные работники и др.), особую значимость приобретает такое качество как стрессоустойчивость. Эти профессии наиболее подвержены влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния - стресса. На современном этапе развития системы высшего образования одной из важнейших задач является формирование саморазвивающейся, самоактуализирующейся и самодостаточной личности. Студент обладает большими ресурсами для развития. Тем не менее, студенты имеют ряд индивидуально-психологических особенностей. Именно эти особенности могут помешать полноценному решению данной задачи. Главной из этих особенностей можно считать стрессоустойчивость. 

В настоящее время имеется много подтверждений тому, что стресс является спутником студенческой жизни. Данный период характеризуется проявлением противоречий, особенно в самом его начале, несущие в себе разные затруднения. Этот возраст является возрастом самоанализа и самооценок, личностных выборов и самоопределений. Одной из главных проблем во время обучения является проблема стрессов, а именно переживание экзаменационных и зачетных стрессов. 							Проблема исследования. Анализ теоретической литературы позволил нам обнаружить следующие противоречия:							- между теоретическим изучением проблемы стрессоустойчивости и слабой разработкой практических технологий формирования стрессоустойчивости личности; 						

- между имеющейся потребностью формирования стрессоустойчивости студентов и недостаточным внедрением практических технологий формирования стрессоустойчивости в рамках образовательного процесса в вузе. Для разрешения этой проблемы нами была предпринята попытка провести исследование по теме: «Сравнительный анализ стрессоустойчивости студентов психологов очной и заочной форм обучения».

Объект исследования: феномен стрессоустойчивости студентов. 

Предмет исследования: специфика стрессоустойчивости студентов очной и заочной форм обучения.	

Цель исследования: выявление особенностей стрессоустойчивости студентов очной и заочной форм обучения. 	

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:	

	проанализировать теоретические подходы в изучении феномена стрессоустойчивости личности в современной психологии;		

	выявить основные факторы формирования стрессоустойчивости у студентов ВУЗа;

3) определить специфику стрессоустойчивости студентов очной и заочной форм обучения;

4) разработать план эмпирического исследования по изучению особенностей стрессоустойчивости студентов очной и заочной форм обучения.

На основе анализа теоретической литературы мы выдвинули гипотезу нашего исследования, которая заключается в предположении о том, что уровень стрессоустойчивости у студентов очной и заочной форм обучения не имеет существенных различий. 								Теоретико-методологическую основу исследования составили зарубежные и отечественные исследования стрессоустойчивости. Среди зарубежных исследователей проблемой стрессоустойчивости занимались Д. Амирхан, Д. Гринберг, У. Кэннон, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Г. Селье, С. Фолькман, и др. Также особый интерес в зарубежных исследованиях проявляется к особенностям поведения человека в трудных жизненных обстоятельствам, которые могут возникать в процессе жизнедеятельности, и которые определяются как копинг-стретегии или копинг-поведение (А. Биллингс, Р.С. Кэслер, Р.С. Лазарус, Р. Льюис, Р. Моос, П. Тойтс, С. Фолкман, Фрайденберг). Проблема стрессоустойчивости изучалась также и в отечественных исследованиях такими учеными как: В.А. Абабков, Л.М. Аболин, А.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, Л.Г. Дикая, П.Б. Зильберман, О.А. Конопкин, Г.И. Косицкий, Л.В. Куликов, А.В. Либин, А.В. Либина, А.Ю. Маленова, К.И. Погодаев, А.А. Реан, С.В. Субботин, Ю.В. Щербатых и др. Специфика развития стрессоустойчивости студентов раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Б.А. Вяткина, А.Н. Глушко, О.В. Лозгачёвой, А.О. Прохорова, А.А. Реана, Ю.Е. Сосновикова, Т.В. Середы, М.Л. Тыщковой. 													Для решения поставленных задач в работе применялись методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, сравнение. 											Эмпирическая база исследования. Исследование будет проводиться в 2018 году в Куйбышевском педагогическом университете Новосибирской области. В эмпирическом исследовании примут участие 30 студентов, из которых 15 студентов очной и 15 студентов заочной форм обучения.	

Практическая значимость результатов курсового исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в деятельности практических психологов, включены в лекционный курс «Психология стресса и эмоционального выгорания»; могут служить обоснованием для создания обучающих, тренинговых, психокоррекционных программ для оптимизации психического развития лиц юношеского возраста с целью формирования у них более эффективной стрессоустойчивости; а также возможностью использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций для продуктивного совладания со стрессом.

Структура работы. Курсовая работа состоит введения, одной главы, заключения, списка литературы и приложения.							Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования и представлена общая характеристика курсовой работы.									В первой главе мы рассматриваем подходы к определению понятия стрессоустойчивости, особенности поведения человека в трудных жизненных обстоятельствах, специфику развития стрессоустойчивости студентов.			В заключении мы делаем общие выводы по результатам теоретического исследования проблемы, заявленной в теме исследования.					В приложении описан план эмпирического исследования по данной проблеме.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Теоретические подходы в понимании стрессоустойчивости личности в современной психологии



История изучения стресса связана с именем Г. Селье. В английском журнале «Nature» в 1936 г. он опубликовал письмо в редакцию по названием: «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами» [24, с.32]. С этого момента стресс изучался как общий адаптационный синдром (ОАС). Понятие стресса в данном письме не упоминалось, оно возникло позже, и было заимствованно из теории «гомеостазиса», автором которой является У. Кэннон (1929). Через полвека понятие стресса становится символом ХХ в, которое часто использовалось в обиходной речи. Концепция стресса широко распространилась благодаря тому, что во второй половине ХХ столетия возникла актуальность проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды. 

Понятие стресса используют для того, чтобы охарактеризовать обширный круг состояний человека, которые появляются при экстремальных или чрезвычайных событиях, обстоятельств жизнедеятельности, стрессогенных факторов внешней среды. В обычной речи под стрессом мы понимаем состояние, которое противоположно состоянию покоя и душевного равновесия, а в случае сильного стресса - скорбь, мучение и другие проявления дистресса. Благодаря оптимальному уровню стресса, вызываются такие положительные признаки как приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, адаптационные возможности сверхмобилизируются. Эффект стресса во многом зависит от того насколько интенсивны требования к приспособительной способности организма. Г. Селье писал: «Неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критически опасного уровня взаимоотношений со средой, что полная свобода от стресса означает смерть, и в метафорической форме назвал стресс вкусом и ароматом жизни» [24, с.32]. 					Иначе стрессом можно назвать все раздражители (физические, социально-психологические), вызывающие состояние большой напряженности, физического и психического дискомфорта, душевного потрясения и другие стресс-эффекты.												Современная научная литература трактует понятие «стресс» в нескольких значениях. Термин стресс означает сильное неприятное воздействие, которое отрицательно влияет на организм человека. Данному воздействию Г. Селье дал понятие «стрессор». Несколько позже два термина «стрессор» и «стресс-фактор» использовались как синонимы. 							Следующее определение стресса определяется как субъективные реакции, которые oтражают внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Такое состояние трактуется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (копинг), происходящие в самом человеке. 			Третья группа объединяет в себе такие понятия стресса как неспецифические черты физиологических и психологических реакций организма, возникающие при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающие интенсивные проявления адаптационной активности. Данные реакции служат поддержкой различных психических процессов и поведенческих действий с целью преодоления стрессовых эффектов. Необходимо отметить, что не каждое определение стресса в полной мере отражает его сущность. Одни представления о неспецифичности его некоторых черт подменяются представлением о чрезвычайности этого процесса в целом. Другие определения не учитывают факт наличия неспецифических черт адаптационных процессов, как при негативных, так и при позитивных воздействиях на организм. 										В. А. Ганзен писал: «Состояние стресса – это полидетерминированное, интегральное качество личности, как целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата» [30, с.46].												Психологический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий» [7, c.80]. 									Согласно Б.Г. Мещерякову и В.П. Зинченко, стресс – «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [3, с.124]. 								 В своих исследованиях Р. Лазарус был одним из первых, кто сделал попытку развести психологическое и физиологическое понимание стресса. В своей работе он вывел положение о том, что разделяются физиологический стресс, который связан с действительным раздражителем и психический (эмоциональный) стресс, в ходе которого человек, на основании своего личного опыта и знаниях, характеризует сложившуюся ситуацию как трудную, несущую в себе угрозу [19, с.114]. Понятие «стресс» уже прочно вошло в жизнь людей. Обычно стресс воспринимается как негативное, отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-то неприятная ситуация. Но это лишь один из видов стресса. Также выделяют и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями. Основной индивидуальной характеристикой содержания самого стресса является адаптация или по-другому можно сказать – стрессоустойчивость. 										Такие исследователи как Ю.А. Александровский, В.И. Лебедев, считали это барьером психической адаптации. В психологическом словаре стрессоустойчивость определяется следующим образом: «набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов.		Стрессоустойчивость состоит из трех, связанных между собой компонентов:

1) ощущение важности своего существования; 

2) чувство независимости и способности влиять на собственную жизнь; 

3) открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития» [17, с.98]. 

Субботин С.В. в своем исследовании дает следующее определение понятия «стрессоустойчивость». Прежде всего, понимание частных составляющих стрессоустойчивости, таких как: эмоциональная устойчивость, психологическая устойчивость к стрессу, стрессрезистентность, фрустрационная толерантность [26, с.93].

 Баранов А.А. в своем исследовании предполагает, что стрессоустойчивость – это частный случай психической устойчивости, которая проявляется при воздействии различных стрессовых факторов [5, с.34]. 

Б.Х. Варданян определяет стессоустойчивость следующим образом, "свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности" [8, с.346].

 В своем исследовании П.Б. Зильберман изучает одну из характеристик стрессоустойчивости. Он говорит о том, что устойчивость может являться нецелесообразным явлением, которое характеризует отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. П.Б. Зильберман дает свою характеристику стрессоустойчивости, что это «…интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [10, с.177].

 Е.А. Милерян подразумевает под стрессоустойчивостью эмоциональную устойчивость и контролирование эмоций. 

Н.Н. Данилова понимает под стрессоустойчивостью способность переносить большие нагрузки и адекватно решать задачи в экстремальных ситуациях. 

В.Л. Марищук характеризует стрессоустойчивость как преодоление состояния эмоционального возбуждения при реализации трудной деятельности.

В.А. Плахтиенко и Н.И. Блудов рассматривают стрессоустойчивость, как свойство темперамента, которое позволяет качественно реализовывать основные задачи деятельности за счет рационального использования резервов эмоциональной, нервно-психической энергии. 

О.А. Черникова представляет стрессоустойчивость как статическую направленность эмоциональных переживаний на адекватное решение стоящих задач. А.Е. Ольшанникова рассматривает стрессоустойчивость как преобладание положительных эмоций. 

Такие исследователи как: Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, базой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, состоящую из определенных компонентов (О.А. Конопкин) и которые стилистически разнообразны (Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев).

 А такие исследователи как: Д. Амирхан, Р. Лазарус, Л. Мерфи, Н. Сирота, С. Фолкман, определяют данную характеристику как эмоционально обусловленные механизмы, позволяющие справится со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).				Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившийся в психологии подход к представлению о структуре психики. 

Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость, можно рассматривать как динамическую структуру. Ниже мы выделим основные компоненты данной структуры (табл.1).







Таблица 1 - Основные компоненты динамической структуры личности			

№ п/п

Название компонента

Основная характеристика

1

Эмоциональный

Накапливается в процессе преодоления человеком сложных ситуаций; проявляется в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи

2

Волевой

Выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.

3

Интеллектуальный

Отражает умственную работоспособность, тип мышления.



Такие авторы как (Ю.Н. Гурьянов, С.А. Козлов) выделяют ещё ряд структурных компонентов:

1) мотивационный компонент - отражает устремленность личности на выполнение поставленной задачи;

2) физиологический компонент - определяет запас энергетических возможностей организма;

3) познавательный компонент - характеризует степень осознания и понимания служебной задачи. 

4) операциональный (моторный) компонент - обеспечивает владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями;

4) коммуникативный компонент - характеризуется социально-психологическим аспектом деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию.

И.П. Бережная, изучая устойчивость к стрессу, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, которое включает в себя совокупность компонентов. Данные компоненты представлены ниже.			1. Психофизиологический компонент - тип, свойства центральной нервной системы.	

2. Мотивационный компонент - мотив во многом определяет эмоциональную устойчивость.									3. Эмоциональный компонент - опыт личности, который накапливается в результате преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций.		4. Волевой компонент – выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации.			5. Профессиональный компонент - подготовленность, информированность и готовность личности к выполнению различных задач.

6. Интеллектуальный - действует на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий.		Высокий уровень психического напряжения в стрессогенных ситуациях
отражает взаимозависимость внутриличностных компонентов: направленности, локуса контроля, тревожности, эмоций обиды, вины, зависти, стыда, страха неудачи, адаптационных реакций стресса, тренировки, и защит
ной рефлексии. 												В общем строении психологической системы деятельности стрессоустойчивость проявляется: 									1) в потребностно-мотивационном компоненте как основа адекватного определения ситуации;											2) в компоненте цели стрессоустойчивость проявляет себя в осознании реалистичности цели и ожиданий относительно результата и поведения партнера по общению, а также в осознании источников возникновения отрицательных эмоций в результате рассогласования ожиданий, образов желаемого и реального результатов деятельности;						3) в компоненте принятия решения стрессоустойчивость обеспечивает адекватный ситуации выбор программы поведения;						4) в компоненте индивидуальные качества субъекта деятельности стрессоустойчивость проявляет себя в оптимальном уровне личностной и ситуативной тревожности, интернальном локусе контроля, способности отвечать на стрессогенную ситуацию адаптационной реакцией тренировки и активации.												Таким образом, в зависимости от характера деятельности структурные компоненты стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом роль составных компонентов не всегда одинакова. Все они находятся в определенной взаимосвязи: возможна компенсация невыраженности одних за счёт большей развитости других.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему.


1.2 Факторы, влияющие на формирование стрессоустойчивости студентов вуза



Выше мы говорили о том, что стрессоустойчивость, проявляясь в мотивационном, когнитивно-регуляторном и эмоциональном компонентах, характеризуется способностью личности студента вуза произвольно управлять стрессфакторами, возникающими в учебной деятельности. 

Нам представляется, что для эффективности подобного управления необходимо рассмотреть основные способы и методы коррекции стресса, которыми должен овладеть студент в процессе технологически подкрепленного обучения в вузе (инструментальный компонент технологии). В современной литературе приводится достаточно большое количество классификаций методов, способов и приемов, направленных на коррекцию стресса. Полагаем необходимым дать краткую характеристику отдельным, часто встречающимся подходам с тем, чтобы выработать свою точку зрения на их структурирование в интересах проблемы нашего исследования.

 В исследованиях К.В. Судакова приводятся различные способы антистрессовых мероприятий, к которым автор относит: аутогенную тренировку, методы релаксации, системы биологической обратной связи, дыхательные упражнения, актуализацию положительных эмоций, психотерапию, физиотерапию, физические упражнения и т.п. При этом автором подчеркивается, что применение данных методов носит сугубо индивидуальный характер и определяется той системой организма, показатели которой получают наибольшее отклонение от нормативных значений. 

Примеры классификаций методов преодоления стресса находим в работах Ю.В. Щербатых:

1) классификация, в основу которой положена природа антистрессорного воздействия: физическая, химическая, психологическая, физиологическая; 

2) классификация, ориентированная на способ внедрения в сознание субъекта антистрессорной установки (самостоятельность преодоления за счет задействования внутриличностных ресурсов либо опора на другого человека);

 3) каузальная классификация стрессоров, в поле которой способ преодоления стресса подбирается по типу стресс-фактора. Наиболее удачной из приведенных выше классификаций, представляется последняя, делающая акцент на специфике и направленности стрессора и позволяющая на этой основе выстраивать стратегии его преодоления [30, с.214]. Данная классификация построена на идее объективной или субъективной локализации проблемы, которая вызывает стрессовую ситуацию. 

Полагаем, что предложенный авторами организационный аспект управления стрессом имеет важное значение для нашего исследования. Если следовать ФГОС ВО, качество подготовки выпускников во многом определяется условиями реализации ООП, которые созданы в образовательной среде вуза. К таким условиям, в первую очередь, относятся: мастерство профессорско-преподавательского состава (ППС); вариативность содержания образования; развивающая образовательная среда; постоянное педагогическое сопровождение самостоятельной познавательной деятельности студентов. Из предложенного спектра условий мы выделяем создание и развитие в вузе образовательной среды, способствующей достижению целей личностного развития обучающихся, сохранению их физического и психического здоровья.

Наша позиция состоит в том, что продуктивность среды определяет эффективность реализации всех других условий и выполняет интегрирующую функцию. Отметим, что образовательная среда в нашем понимании является частью социальной среды, организуется с целью создания условий для развития личностных свойств обучающихся в процессе выполнения деятельности, обеспечивает соответствие общественных ожиданий в развитии личности и индивидуальных потребностей самих обучающихся в самореализации. Образовательная среда в этой связи, являясь системой более высокого порядка по отношению к субъектам образовательного процесса, оказывает влияние на направленность и интенсивность развития их индивидуальной познавательной среды, которая, в свою очередь, позиционируется как система более низкого порядка. Поэтому основной задачей образовательной среды является создание и поддержание на высоком уровне индивидуальной среды каждого субъекта образования, обеспечение их развития с опорой на следующие положения: 

 ? границы индивидуальной познавательной среды каждого обучающегося и условия ее развития определяются уровнем развития образовательной среды, которая детерминирует величину потенциала развития личности, способствует расширению сектора активизации ее внутренних субъектных ресурсов; 

? компоненты образовательной среды (материально-технические, кадровые, информационные ресурсы, санитарно-гигиенические условия, система межсубъектных отношений по вертикали и горизонтали) оказывают непосредственное влияние на формирование мотивационных, познавательных, поведенческих стереотипов всех субъектов образовательных отношений, влияя на эмоциональный фон их деятельности и определяя вектор развития ресурсного потенциала; 

? непременным условием личностного развития обучающихся является сбалансированность его собственной активности и поддерживающего влияния образовательной среды; при этом обеспечивается переход управленческой инициативы и ответственности самому обучающемуся. 

Продолжая рассматривать основные стратегии коррекции стресса, отметим, что в современных научных источниках достаточно часто используются понятия «психологическая защита» и «копинг-поведение». Копинг-поведение представляет собой такую форму поведения субъекта, которая направлена на обеспечение приспособления (совладания) индивида к обстоятельствам среды и характеризуется его умением использовать определенные методы и средства для коррекции стресса и повышения адаптивных возможностей человека. При этом копинг-поведение является успешным, если оно обеспечивает минимизацию физиологических и психологических аспектов напряжения, предоставляет личности возможность восстановить дострессовое позитивное состояние и предотвратить психическое истощение организма и нарушение его физиологических функций. 

По мнению Р. Лазаруса, Дж. Кохенав копинге выделяются следующие задачи: снижение неблагоприятных воздействий внешних обстоятельств и повышение восстановительных возможностей организма человека; приспособление к стрессовой ситуации, задействование механизмов совладания и регулирования; обеспечение уверенности в своих силах и поддержание эмоционального баланса, сохранение комфортных контактов с другими людьми [19, с. 121]. 

Основываясь на современном подходе к исследованию механизмов формирования копинг-поведения, можно выделить его основные содержательные постулаты: 

Копинговые действия при стрессе 

Активное влияние на ситуацию, уход от ситуации, пассивность поведения в ситуации 

Поиск необходимой информации о ситуации путем обращения к внешним источникам или резервам своей памяти (опрос, воспоминания, обращение к информации путем использования технических средств) 

Изменение целей (постановка новых), вариативность оценки, задействование волевых качеств. 

Вышеизложенные позиции относительно исследования основных способов и стратегий управления стрессом, их классификация и интеграция, выбор наиболее эффективных из них и приоритетных для личностной стрессоустойчивости позволяют утверждать, что в рамках разрабатываемой технологии необходимо применять психолого-педагогические методы, формы и средства как инструмент для формирования у студентов продуктивных антистрессовых стратегий. 

Поэтому третьим компонентом технологии выступает инструментальный компонент, основная задача которого состоит в методическом обеспечении формирования стрессоустойчивости студентов в образовательном процессе вуза в рамках заявленного содержания спецкурса. Отметим, что применяемые методы должны быть взаимосвязаны между собой, применяться и варьироваться на каждом этапе подготовки студентов для создания комплексного влияния на формирование стрессоустойчивости личности и ее компонентов. 

Дискуссия как метод обучения основана на организационной коммуникации в процессе решения учебных задач с целью выработки и сопоставления различных позиций по отношению к решению проблемного вопроса. Данный метод применяется, как правило, в ходе проведения семинарских занятий после изучения теоретического блока учебной дисциплины и предполагает реализацию ряда направлений:

 ? сопоставление различных (возможно, полярных) точек зрения участников дискуссии, освещение проблемы с разных сторон;

 ? уточнение взаимных позиций обучающихся, создание атмосферы готовности к восприятию новой информации; 

? устранение (предотвращение) конфликтных ситуаций за счет использования свободного диалога между обучающимися, организованного в рамках открытого обсуждения предложенной проблемы;

 ? выработка группового решения на основе вовлечения в процесс участников дискуссии и использования приемов возложения и принятия групповой и индивидуальной ответственности за его качество.

 Следующим методом, применяемым в педагогической технологии, является метод анализа конкретных ситуаций (кейс-метод, метод инцидента) [22, с.89]. Суть данного метода заключается в том, что на занятии обучающиеся проводят аналитическую работу по решению той или иной ситуации, которая может потенциально возникнуть в различных видах деятельности. В процессе применения данного метода решаются следующие задачи: 

? обучение студентов анализу учебной ситуации, постановке целей и выработке программы, принятию обоснованных решений; 

? обеспечение продуктивной межсубъектной коммуникации в случае группового взаимодействия с выработкой коллективного решения. 

Весьма значимым методом для формирования у студентов вуза стрессоустойчивости является игровой метод (ролевые, деловые игры). Применение игрового метода обучения в рамках нашей технологии имеет важное прикладное значение. Данный метод реализуется на этапе практического обучения и призван обеспечить максимальное эмоциональное, когнитивное и поведенческое вовлечение обучающихся в моделируемую в игре ситуацию, стимулировать активность обучающихся, развивать стрессоустойчивость в процессе проигрывания определенных ролей. Преимущество игры состоит в том, что процессы восприятия студентами информации происходят не только посредством ее вербального представления, но и через непосредственную организацию учебной деятельности с использованием невербальных средств коммуникации и применением иных средств информационной и технической поддержки. В данном случае игра позволяет воссоздать реальную ситуацию, которая может возникнуть в образовательном процессе (либо в иной сфере социальной действительности), активизировать компоненты психики личности и определить стратегию личностного поведения.

Одними из важных социально-психологических методов, которые могут применяться в процессе формирования стрессоустойчивости обучающихся, являются тренинги. По определению Ю.Н. Емельянова, тренинг аккумулирует в себе группу методов, позволяющих обеспечить развитие способностей личности к тому или иному виду деятельности. Дж. Морено трактует понятие тренинга как многофункционального метода целенаправленных изменений психофизиологической сферы отдельной личности (группы людей) с целью обеспечения гармоничности деятельности и личностного развития. 

Тренинг как метод социально-психологического обучения носит комплексный характер, используя в процессе применения совокупность других групповых методов, рассмотренных нами выше (групповые игры, групповые дискуссии, групповые упражнения). Поэтому, характеризуя данный метод и особенности его применения в процессе формирования стрессоустойчивости у студентов, мы будем рассматривать его в комплексе с другими методами, уточняя лишь временные рамки реализации тренинга в соответствии с содержанием обучения. 

Рассмотренные выше структура и содержательные характеристики технологии формирования стрессоустойчивости носят обобщенный характер, указывая на ее общую архитектуру и определяя базовые аспекты технологической работы.

		

1.3 Специфика периоде стрессоустойчивости студентов классификаций очной и заочной последующем форм обучения

 мало 	Интенсивность предметный и напряженность современной жизни тождества провоцирует на психологическом уровне являются возникновение негативных этот эмоциональных переживаний только и стрессовых реакций, своем способных привести осуществляется к формированию выраженных  и длительных стрессовых состояний.				

Специфика обучения в вузе диктует сами условия обучения, и с этой точки зрения, бесспорно, обучение студентов психологического факультета отличается от обучения других факультетов. Студенты сталкиваются со сложностями в обучении, присущими изучаемой ими специализации и ко.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44