- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Коллективное творческое дело в начальной школе как средство формирования детского коллектива
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W010791 |
Тема: | Коллективное творческое дело в начальной школе как средство формирования детского коллектива |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра гуманитарного образования в начальной школе Выпускная квалификационная работа Коллективное творческое дело в начальной школе как средство формирования детского коллектива Работу выполнила: студентка Z452 группы направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» Политова Татьяна Дмитриевна ________________ (подпись) «Допущена к защите в ГЭК» Зав. кафедрой Шабалина О.В. _______________ (подпись) «___» _____________2018 г. Руководитель: старший преподаватель кафедры гуманитарного образования в начальной школе Кобялковская Татьяна Николаевна ________________ (подпись) ПЕРМЬ 2018 Оглавление Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы формирования коллектива младших школьников в начальной школе....................................................7 1.1. Понятие «детский коллектив», его признаки и этапы развития…7 1.2. Условия формирования коллектива в начальной школе…..16 1.3. Возможности и место КТД в формировании коллектива младших школьников ………....…………………………….…..24 Выводы………………………………………………………………………….32 Глава 2. Практические основы использования методики КТД для формирования коллектива младших школьников……………….………34 2.1. Опыт работы учителей по формированию коллектива младших школьников………………………………………………………………………34 2.2. Опытная работа по формированию классного коллектива с использованием КТД ……………………………………………………. ….... Выводы……………………………………………………………………… Заключение …………………………………………………………………….. Библиографический список………………………………………………… Приложения......................................................................................................... Введение Важнейшей целью сoвременнoгo oбpaзoвaния и oднoй из главных задач гoсударства и общества является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Человек — существо социальное, и, начиная с малых лет, он должен учиться жить совместно с другими людьми, вступать с ними во взаимодействие. Этому можно научиться только в групповом общении, в коллективе. Одним из коллективов, где ученик проводит большую часть своего времени, является школьный класс. Проблема формирования детского коллектива рассматривается в работах отечественных и зарубежных педагогов.Наиболее подробно она разработана в трудах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского. Так, Н. К. Крупская поднимает целый ряд вопросов по проблеме детского коллектива. Она подчеркивала, что коллективизм заключается не в том, что люди работают сообща, а в том, как они работают. Рассматривая коллективную деятельность детей, она считала, что каждый школьник должен научиться совместно работать (на уроке), сообща учиться, трудиться, помогать товарищу. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Поэтому проблема формирования детского коллектива в современной школе актуальна для учителя и предполагает опору на изучение и переосмысление педагогического опыта по решению данной задачи в практике воспитательной работы с младшими школьниками. Ссылаясь на ФГОС НОО, выделяются личностные результаты, среди которых развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; доброжелательность, самостоятельность, инициативность, Такие качества лучше всего формируются в условиях детского сообщества, коллектива . Существуют разнообразные средства и методы формирования детского коллектива. Одним из ник является КТД ( коллективно творческая деятельность). Методика КТД разработана известным педагогом И.П. Ивановым. Эта методика позволяет учащимся реализовать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Но, как показывает знакомство с опытом работы учителей по проблеме формирования детского коллектива, методика организации коллективной творческой деятельности (КТД) в современной начальной школе используется крайне редко. Поэтому темой выпускной квалификационной работы была выбрана – «Коллективное творческое дело в начальной школе как средство формирования детского коллектива». Объект исследования: процесс формирования коллектива младших школьников. Предмет исследования: коллективное творческое дело как средство формирования детского коллектива обучающихся в современной начальной школе. В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу: коллективные творческие дела могут стать эффективным средством формирования классного коллектива при условии их систематического и целенаправленного включения в воспитательный процесс; С помощью выдвинутой гипотезы мы определили цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать возможности коллективной творческой деятельности в формировании коллектива младших школьников. Опираясь на поставленную цель, нами были сформулированы задач исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и рассмотреть условия формирования детского коллектива 2. Рассмотреть основные этапы классного ученического коллектива. 3. Определить роль коллективных творческих дел. 4 . Проанализировать опыт работы учителей по формированию классного ученического коллектива. 5. Провести опытную работу по формированию классного ученического коллектива средствами коллективных творческих дел.- Методы исследования: 1. Изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования 2. Наблюдение 3. Анализ опыта работы учителей 5. Анализ творческих работ учащихся 6. Беседа Теоретическая значимость исследования заключается в изучении теоретических положений о детском воспитательном коллективе А.С. Макаренко; методики организации коллективной творческой деятельности И. П. Иванова, а также в систематизации имеющегося знания. Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в практике работы учителей начальной школы. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Глава 1. Теоретические основы формирования детского коллектива младших школьников в начальной школе. 1.1. Понятие «детский коллектив», его признаки и этапы развития Прежде чем, говорит о решении исследуемой проблемы необходимо рассмотреть сущность основных понятий. Определение даёт следующее толкование данному слову: «Коллектив - группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Это трактовка не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и не вполне точным. Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается по-разному: под коллективом понимают любое организованное объединение людей или же высокую степень развития группы. Слово «коллектив» нередко используется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать всякую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то напрасно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Потому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей. Ведь коллектив является одним из видов реальных контактных групп.[3] В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив» (от лат. Collectives собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей(например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. [11] В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. К таким признакам относятся: общая социально-значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган. Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т.д.) Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации. Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищённость, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.[] В коллективе, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников – учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы [1] При организации педагогического процесса необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными [24]. Как общешкольный, так и классные ученические коллективы выполняют ряд функций: - организация учебно-воспитательной, досуговой деятельности учащихся с целью развития их склонностей и способностей; - формирование опыта общения, реализации существующих общественных отношений, деловых отношений, предусматривающих требовательность, ответственность, контроль, взаимозависимость, взаимоуважение и т.п.; - реализация в процессе воспитания нравственной сущности личности; - воспитание коллективистских отношений на основе взаимопринятия членами ученического коллектива друг друга, формирование благодаря этому гуманистических качеств личности; - выполнение роли первичной референтной группы в условиях первичных ситуаций успеха членов коллектива; - корректировка и регулирование поведения и деятельности их на основе общепринятых в коллективе норм [17]. Важнейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывающим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Ключевая идея воспитания по Макаренко – «Воспитания в коллективе, для коллектива, через коллектив» А. С. Макаренко считал, что коллектив – это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидов, как учили педагоги. Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива [13]. Воспитательным коллективом Макаренко назвал такую форму организации полнокровной и радостной детской жизни, которая максимально удовлетворяет жизненные потребности ребят. Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов). I стадия. Руководитель предъявляет требования к еще неорганизованной группе детей. Эти требования просты, логичны. В выполнении этих требований появляются ростки коллектива. «В самом начале организации коллектива, - говорит Макаренко, - я не требовал от воспитанников, чтобы они не воровали; это требование можно предъявить более зрелому коллективу, но зато предъявлял неукоснительно требование, чтобы они выходили все на работу. Необходимость в этом чувствовал и понимал каждый» [3]. На этой стадии деятельность учителя осложняется тем, что дети еще не имеют опыта общественной работы. Поэтому учителю приходится организовывать трудовые и общественные дела школьников и оказывать им постоянную помощь. Требования учителя к детям четкие и ясные, предъявляются последовательно, доброжелательно. В коллективе создается атмосфера взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности. Именно на этой стадии развития коллектива, стадии самоутверждения, первоначального сплочения, проявляются противоречия между интересами отдельной личности и общими интересами коллектива. Но это явление в развитии детского коллектива не является постоянным. Основная функция учителя, классного руководителя на данной стадии развития коллектива – организаторская. II стадия. Руководителя начинает поддерживать группа воспитанников, принимает его требования и активно помогает их реализовать. Вокруг руководителя начинает сплачиваться актив, как главная реально – действенная сила коллектива [13]. Принципиальная особенность этой стадии развития коллектива заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции в коллективе выполняют постоянные органы коллектива, осуществляют руководство при непосредственном контроли и помощи со стороны учителя. Но уже младшие школьники многие дела могут организовывать и выполнить самостоятельно. На этой стадии развития детского коллектива создаются реальные условия участия всех детей в управлении своей жизнью. Коллектив на этой стадии развития укрепляется за счет совершенствования деятельности органов управления. На данной стадии развития коллектива усложняется характер внутриколлективных отношений, в классе заметны различные группы учащихся, наблюдается неравномерность нравственного развития школьника. Поэтому задача педагогов – укрепить авторитет актива класса и усилить его положительное влияние на складывающиеся микроколлективы. Воспитательная функция педагога на втором этапе развития коллектива от организаторской переходит к оперативному повседневному руководству органами самоуправления и воспитания актива. Учитель направляет деятельность актива, помогает ему установить дружеские контакты со всеми учащимися класса, учит тактично предъявлять требования товарищам. Свои требования к коллективу педагог предъявляет через актив учащихся [21]. III стадия. Третью стадию формирования и развития коллектива принято в педагогике называть периодом развития коллектива. На этой стадии развития коллектива все его члены добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. Каждый школьник готов поступиться своими интересами ради интересов коллектива, его общественно значимой деятельности. В коллективе возникают общие оценки, имеются общественные мнения, которые отражают взгляды и требования большинства членов коллектива. Именно коллектив стимулирует всестороннее развитие каждого школьника, а в случае необходимости воздействует на личность, тормозит в ней отрицательные качества, направляет ее деятельность. На третьей стадии развития коллектива изменяются и мотивы деятельности. На первое место выступают общественно ценные мотивы. Данный этап развития коллектива характеризуется подлинно коллективистическими, гуманистическими отношениями. На этом этапе создаются условия для развития каждой индивидуальности, каждого ребенка. Позиция воспитателя на данной стадии развитая коллектива заключается в инструментовке отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого школьника [21]. Достичь такой стадии в коллективе большое счастье. На этой стадии особенно сильно проявляется его красота [1]. IV стадия. Воспитание коллектива срастается с самовоспитанием, когда каждый воспитанник предъявляет повышенные требования к самому себе, к своему будущему, строит жизненные планы, дорожит нравственными идеалами и ценностями [1]. Процесс развития коллектива – это постоянное движение вперед в соответствии с четко определенными целями – перспективными линиями (близкие перспективы – завтрашняя радость; средняя и далекая перспективы). Достижение целей – рождает новые перспективы [1]. Идеи А.С. Макаренко продолжены в работах В. А. Сухомлинского. Он считал, что коллектив – это не что-то появляющееся неизвестно откуда. Коллектив – это творение педагога. В коллективе, как в капле воды, отражаются воспитательные идеалы педагога, его мировоззрение. По мнению Сухомлинского, коллектив строится, образно говоря, на нескольких краеугольных камнях: идейная общность; интеллектуальная общность; эмоциональная общность; организационная общность [28]. Необходимым условием положительного влияния коллектива на личность является эмоциональное богатство жизни коллектива. В коллективе, в обществе огромную роль играет умение личности подчиниться воле, которая выражает коллективные интересы. Подчинение – это одно из самых сильных проявлений активной духовной деятельности человека. Сознательное подчинение, как сама суть дисциплинированности и внутренней организованности личности, требует тонко развитого чувства собственного достоинства. В коллективе человек проявляет себя по отношению к другим людям и к самому себе. Идеалом для воспитания представляется такое положение, при котором каждый его воспитанник проявлял бы себя как человек твердых убеждений, был в отношении к себе и другим принципиальным, честным, требовательным, дисциплинированным, умел отстаивать добро и активно ненавидеть зло. В коллективе сложилось убеждение: только собственными силами приобретать знания, знать значительно больше, чем требуется на уроке, - святой долг настоящего ученика; пользоваться чужим трудом, прятаться за чужую спину, - позор, унижение человеческого достоинства. Другого мнения о стадиях развития коллектива придерживается А.Н. Лутошкин. Он характеризует стадии развития коллектива следующим образом: формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда трудно добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллективом». Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы еще не можем назвать коллективом (хотя в жизни мы называем коллективом любую группу людей), а оказавшейся на вершине присваивается это звание, то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. Давайте условно обозначим эти станции – ступени. У самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь». На расстоянии одного перехода – «Мягкая глина». Примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный и вершина – «Горящий факел» [12] 1.Песчаная россыпь. Дети, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Они мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений). 2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет взрослый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования организатора. Он играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы. 3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Взрослый сопровождает, консультирует. 4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций, их сплочение Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей). 5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью поддерживают воспитателя, он чувствует их тепло и жизнерадостность. Они толерантны и стремятся к сотрудничеству, отсутствует соперничество. Способны сами договориться, прийти к соглашению. Класс можно назвать сплоченной и эффективной командой.[11] Однако процесс не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, используя специальные средства и методы. Хорошо помогает общее дело. На современном этапе развития педагогики изучение проблемы формирования коллектива и его влияния на личность продолжается. Так, Е. В. Титова воспитательным коллективом называет коллектив, создаваемый педагогами в имя обеспечения условий для полноценного развития и самореализации личности подрастающего человека. Чем лучше организуется целесообразная деятельность коллектива, тем больше возможностей для самоактуализации открывается перед личностью в процессе ее формирования. В этом и состоит основной смысл методики воспитания в коллективе [30]. Титова выделила следующие признаки развития коллектива: 1) Единая, общая, социально-полезная цель; 2) Совместная деятельность, направленная на достижение этой цели; 3) Наличие структуры и органов самоуправления; 4) «Отношения ответственной зависимости» (взаимная ответственность) 5) Связь с другими коллективами. Уровень развития коллектива зависит от степени выраженности его признаков. Коллективы бывают первичные и вторичные. К первичным принято относить коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив – более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов [20].. Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает, прежде всего, своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.[17] Таким образом, мы видим, что вопрос о формировании детского коллектива является одним из ключевых для педагогической науки и практики. Анализ научной литературы показывает, что существует множество определений термина «коллектив». В своей работе мы будем придерживаться определения, данного А.С. Макаренко: «детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В своем развитии он проходит несколько стадий (этапов) становления. Знание этих этапов необходимо педагогу для правильного руководства детским коллективом. 1.2. Особенности формирования коллектива в начальной школе Классный детский коллектив является частью школьного коллектива Коллектив школы - весьма сложное образование. Он обладает как формальной, так и неформальной структурой. Его формальная структура включает в качестве компонентов множество входящих в него коллективов (классы, спортивные секции), те социальные роли, которые дети реализуют в каждом из этих коллективов процессе совместной деятельности, межличностные отношения, объединяющие школьников в рамках первичных коллективов, интегративные характеристики коллектива и т. д Важнейшим компонентом структуры любого коллектива является система деловых отношений или отношений ответственной зависимости. Эти отношения во многом определяют действенность коллектива как инструмента воспитания. Рождаются они в процессе совместной деятельности учащихся.[18] Формирование коллектива – сложный и долгий процесс, который связан с преодолением ряда противоречий: - между коллективом и группами школьников или отдельными учениками, отстающими от его развития или, наоборот опережающими его в сво?м развитии; - между некоторыми группами учащихся с неодинаковыми ценностными ориентациями; - между перспективами коллектива и перспективами его членов; - между нормами поведения, принятыми в коллективе и нормами, стихийно сформировавшимися в некоторых его группах. Для формирования коллектива наравне с преодолением перечисленных противоречий важно присутствие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть общие действия всего коллектива (преодоление возникших трудностей, проекты, торжества). Нужно учесть, что интегрирующими являются как общие цели, так и действия по их достижению. Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. открытый А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постоянное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить в свою личную [13]. Близкая перспектива – это события, которые совершатся в ближайшие дни, недели. Это множество разнообразных дел: различные и увлекательные уроки, спортивные занятия, экскурсии, прогулки и игры. Это новые внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: хорошо освещенные и уютные кабинеты, цветы, доброжелательный стиль отношений к ученику со стороны одноклассников, учителей, администрации и технического персонала. Средняя перспектива содержит в себе наиболее крупные события в жизни школы, класса, ожидаемые в ближайшие месяцы. Это школьные вечера, праздники, туристический сл?т и походы, открытие спортивного сезона. Схожие события могут происходить и на классном уровне. Далекая перспектива включает события, ожидаемые через годы. В масштабах не только школы, но и города, района, республики или страны [8]. Педагогическое применение перспектив общей деятельности предполагает переключение внимания детей: - от аморальных и вредных перспектив их будущей деятельности (к примеру, перспектив что-то сломать, поджечь или украсть) – к полезным; - от исключительно-личных – к объединяющим общественные и личные интересы; - от чисто потребительских перспектив – к соединяющим потребление, творчество и труд [31]. В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном нравственном отношении коллективную деятельность, а необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный и самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: 1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности школьников; 2) деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание традиций коллективной жизни. Помимо специально-организованной деятельности учитель должен использовать определенные методы. направленные на становление коллектива Педагогическое требование по праву считается важнейшим методом, участвующим в становления коллектива. Его использование помогает навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися. Этот метод возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Предъявление требований тесно связанно с приучением и упражнением учащихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь этого поможет актив, поэтому так важно его формирование уже в начальных классах. Так же обратимся к общественному мнению По мнению В.П. Сергеевой, общественное мнение в коллективе – это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и факторам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных способа формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. Благодаря здоровому общественному мнению реализуется уже на более высоком уровне методика параллельного действия. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов, и наоборот воздействие на одного ученика воспринимается другим и как обращение к ним. Другими словами, сложившееся в коллективе (здоровое) общественное мнение – это показатель такого уровня развития коллектива, когда исчезает всякая точка для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. А.С. Макаренко подчеркивал, что при наличии социально-ценного общественного мнения коллектив начинает функционировать как хорошо организованная и социально целеустремленная ячейка общества [26]. Одним из видов деятельности, в которой происходит сплочение и развитие детского коллектива, является игра. Игра занимает одно из ведущих мест в жизни младшего школьника [16]. С особенным вниманием относилась к детской игре Н.К. Крупская. Она советовала больше внимания уделять игре в начальных классах школы, подчеркивая, что в коллективных играх воспитываются дети – организаторы, дети – вожаки, умеющие упорно стремиться к цели [12]. Ценность игровой деятельности заключается в том, что в ходе игры школьники преодолевают различные трудности, учатся управлять своим поведением, могут быть смелыми, волевыми, усидчивыми. По мнению исследователей детской игры О.С. Газмана, С.А. Шмакова, игра способствует укреплению чувства коллективизма, развивает инициативу и самостоятельность, является прекрасной формой организации коллективной жизни школьников, формирования коллективистических качеств. Сплочению и организации детского воспитательного коллектива способствуют все виды коллективной деятельности школьников. Многообразие видов деятельности ученического коллектива вызывает и многообразие отношений, в которые вступают дети в процессе коллективного сотрудничества. Гуманистическая интерпретация коллектива, как известно, предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности»[24] Наращивание этих признаков и есть главный предмет заботы классного руководителя и основное условие создания и развития детского коллектива. Остановимся подробнее на этих признаках: 1. Общественно значимая цель. Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические, досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс – коллектив особого рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет – родители привели их в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль класса или школы, или захотелось отдать ребенка в первый класс к популярному учителю). Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и доведение их до сознания своих воспитанников. Кроме того, эту цель и задачи необходимо грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. 2. Общественно значимая деятельность. Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая, как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь д....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: