VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016673
Тема: Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Содержание
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Кафедра социологии и психолого-социальных технологий


Прокопова Алёна Сергеевна


«Опыт работы социальных учреждений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки/специальность 39.03.02 «Социальная работа»
	               
Профиль подготовки социальная работа с разными группами населения
                                                                       
(очная форма обучения)

Руководитель ВКР:
Доктор педагогических наук, профессор 
Кремнева Т.Л.
____________________________
(подпись)

Зав. выпускающей кафедры:
кандидат психологических наук, доцент
Овчаренко Лариса Юрьевна
____________________________
(подпись)



Москва 2018
Оглавление

     Введение……………………………………………………………………3
     Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………................................................................................................7
     1.1 Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………………..7
     1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность………………………………………......11
     1.3 Нормативно-правовая база в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………………..18
     Глава 2. Опыт работы социальных учреждений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (на примере ГБУ ЦССВ им. Г.И. Россолимо)…………………................................................................27
     2.1 Общая характеристика социального учреждения………….…........27
     2.2 Анализ деятельности социального учреждения……………………31
     2.3 Опыт работы социальных учреждений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………………………………..42
     Заключение……………………………………………………………….56
     Список литературы………………………………………………...…....60
     Приложение…………………………………………………………....…65







Введение
     Актуальность исследования. На сегодняшний день сиротство остаётся актуальным феноменом. В наше время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь дети-сироты. Особую актуальность приобретает явление социального сиротства, характеризующееся появлением в обществе детей, родители которых не осуществляют своих обязанностей по разным причинам: либо вследствие отказа от ребенка, либо лишения их родительских прав, на сегодняшний день по разным данным от 80 до 95% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами.
     Сиротство существует столько же, сколько человеческое общество, оно является неотъемлемым элементом цивилизации. Особенно это касается подростков, так как они не могут воспитать своих детей, они сами еще дети. Родители, которые ведут аморальный образ жизни, не могут содержать малыша, так как у них нет жилья, нет денег, чтобы прокормить его. Они могут над ним издеваться, что для малыша является угрозой для жизни. Лучше детям воспитываться в специальных центрах, где их накормят, дадут крышу над головой, образование и светлое будущее. 
     Законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей», основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса [5, с.11].
     Всегда так было, что войны, эпидемии, стихийные бедствия приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появилось и социальное сиротство, когда родители перестают оказывать заботу своим детям в силу нежелания или невозможности осуществлять родительские обязанности, устраняются от его воспитания.
     
     По данным федерального статистического наблюдения, в 2015 году усыновлено 6 649 детей, передано под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание – 52 706 детей. За 5 лет численность, состоящих на учете в базе данных детей-сирот сократилась вдвое; по мнению российских и международных экспертов, эта беспрецедентная тенденция не имеет аналогов в мире. 
     Однако в декабре 2016 года министром образования и науки Российской Федерации на совещании по мерам, предпринимаемым для сокращения численности детей-сирот, констатировано следующее: «Несмотря на то, что темпы сокращения детей-сирот во многих регионах выше среднего по России, число детей в государственной базе данных сократилось в 3 раза (со 186 тысяч детей до 59,6 тыс. детей), за последние два-три года  показывает хорошие результаты, все равно число детей в базе данных остается высоким.
       К примеру, за 10 месяцев 2016 года выявлено 48 тысяч детей, устроено на воспитание в семьи почти 68 тысяч детей, то есть положительная динамика сохраняется – за 10 месяцев передано на семейные формы устройства на 39,45% больше детей, чем выявлено [2, с.55].
     Степень разработанности проблемы. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заложены в работах следующих авторов: Белопольской Н.Л., Выгодского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Климантовой Г.И., Михеевой Л.Ю., Пчелинцевой Л.М. (исследование системы социальной защиты детства), Буяновой М.О., Гогоевой А.В., Меновщикова В.Ю., Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др.
     Объект исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
     Предмет исследования: опыт работы социальных учреждений с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
     Цель исследования: обобщить опыт работы социальных учреждений с детьми-сиротами, выявить возможные перспективы развития и разработать предложения по оптимизации деятельности социальных учреждений по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
     Задачи исследования:
     - Определить понятие «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» как категорию социальной работы;
     -Изучить социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в историческом аспекте и на современном этапе;
     - Проанализировать нормативно-правовую базу в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
     -Изучить опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
     Изучить уровень подготовленности детей-сирот к самостоятельной жизни.
     Методы исследования: экспертный опрос, анкетирование, беседа, анализ литературы.
     Гипотеза: социальная работа с детьми-сиротами может быть результативной при системном подходе к данной проблеме.
     Теоретико-методологическую базу. В работе рассмотрены  понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»; представлена  история развития изучаемой проблемы; выявлены направления социальной работы с детьми.
     Практическая значимость: Материалы и результаты данной работы могут найти широкое практическое применение в работе по подготовке и повышению квалификации социальных работников, в процессе организации и в ходе осуществления воспитательного процесса в домах ребенка (в форме курса лекций, семинаров-тренингов, материалов дискуссий, методических разработок и практических рекомендаций).
     Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

























Глава 1. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
     1.1 Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Проблема сиротства, прежде всего, касается ребёнка и его развития. Сиротство своим определением констатирует тот факт неполноценность личности, имеющая депривацию, т. е. «лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно-важных потребностей личности ребёнка»[5,11].
     В сиротстве самое страшное – это не отсутствие физического ухода. Страшно, что от одиночества у ребёнка резко ломается развитие как у социального существа и личности. Особенно тяжёлые аномалии развития личности наблюдаются у детей, оставшихся без родителей в младенческом возрасте. Как правило, это нежеланные дети, и первые проблемы развития начинаются ещё до рождения.
     Нежеланный ребёнок становится больным уже в утробе матери. Большая часть детей приобретает болезни с первых дней жизни. Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространённостью среди этой возрастной категорией поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение и т. п.).
     По данным Минобрнауки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. В детских учреждениях воспитываются около 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [6].  
     Государство тратит большие средства на содержание каждого такого ребенка: в среднем, от 55 до 97 тысяч рублей в месяц. Причем почти все эти дети (более 90%) – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях, выходцы из неблагополучных семей. Несмотря на огромные затраты, проблема сиротства не решается, ведь полноценное воспитание ребенок может получить только в семье [1].
      Получается, что в условиях нищеты появляются сначала кризисные семьи, а затем тратятся большие ресурсы на то, чтобы бороться с последствиями этого. И в итоге из-за нищеты дети не становятся полноценными членами общества. В детских домах дети не приобретают бытовых и социальных навыков, которые могли бы получить в семье. После выпуска из детского дома им трудно адаптироваться к жизни.
     Существует благотворительная помощь сиротам. Материальная помощь уходит на ремонт помещений, приобретение мебели и т.п. А волонтеры, как правило, озабочены проведением бесконечных праздников, концертов и различных выступлений. В результате такой «помощи» дети становятся избалованными и укрепляются в убеждении, будто всё в жизни можно получить просто так, потому что у них «особая ситуация» и общество им должно. Наблюдается несоответствие потребностей сирот и благотворительной помощи, которая им оказывается.
     Из анализа литературы можно выделить следующие причины сиротства:
     Бедность характеризуется не только нехваткой денег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и незащищенностью. Она проявляется в виде массовой нищеты в развивающихся странах, так и в виде отдельных микро регионов нищеты в богатых странах. Войны и социальные потрясения, вынуждают людей покидать места обитания, в результате чего дети разлучаются со своими родителями и родственниками.
        Юные матери характеризуется ранним созреванием женщин. Одновременно потерял действенность и традиционный социальный контроль взаимоотношений полов в обществах с быстро меняющимися социальными преобразованиями, отсутствует современная система консультаций и подготовки молодежи к семейной жизни. В результате ежегодно в мире 15 млн. девушек оказываются беременными в возрасте от 14 до 20 лет рожают детей, заботу о которых чаще всего берут на себя родители или старшие родственники. Нередко эти дети оказываются оставленными, покинутыми, попадают в детские учреждения.
           Насилие и злоупотребление характеризуется многообразными видами насилия и жестокого обхождения с детьми в семьях (игнорирование детских интересов и потребностей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальные злоупотребления) приводят к тому, что дети вынуждены становиться беспризорниками или оказываются в детских учреждениях [9].
     Функциональные нарушения у детей характеризуются тем, что в мире от 6 до 7 % всех детей рождаются с функциональными нарушениями в той или иной форме. В большинстве стран мира у детей нет возможности получить практическую, материальную, психолого-педагогическую поддержку, которая требуется для проживания с ребенком-инвалидом в семейных условиях.
      Таким образом, для улучшения положения детей-сирот и обеспечения их прав необходимо:
     - продолжить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развивать новые формы семейного устройства этой категории детей (в рамках действующего законодательства);
     - продолжить работу по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства;
     - обеспечить реализацию действующего законодательства по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на жилье, получение образования, трудоустройства), путем урегулирования межбюджетных отношений структур власти;
     - привлекать для финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средства внебюджетных источников;
     - ежегодно включать в бюджет РФ статьи расходов на строительство и приобретение жилья для выпускников детских домов, на выплату средств опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях.
      В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Однако государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление.
     Таким образом, можно сделать вывод: ребенок-сирота, это самое страшное, что есть в нашем мире. Он не знает, что такое семья, быть счастливым с родными. В детских домах детям помогут всем, в чем он нуждается, но его не научат тому, чему могут научить его родители. 
     Чтобы юных матерей не было в подростковом возрасте, родители должны любить своего ребенка и говорить, что рождение ребенка в подростковом возрасте — это рано и не правильно.
     Самое главное, чтобы, ребенок не стал сиротой, он должен быть желанным, надо любить его, ценить его достижения, родители не должны вести аморальный образ жизни. Не должно быть насилия в семье. Главное это забота о ребенке.




1.2 Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: история и современность.
     В начальные периоды становления российской государственности забота о детях, оказавшихся без родительского надзора, находилась в руках частных лиц и, не являясь обязанностью государства, оставалась функцией семьи и ее близкого окружения. Одним из первых образцов социального устройства детей, оставшихся без родителей, является появление скудельниц. 
     Скудельница – это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, от голода, замерзших зимой и т.п. Там же, поблизости, сооружались сторожки, куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы - скудельники, которые специально подбирались. Дети содержались в этих сторожках за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, продукты питания, игрушки. При всей своей примитивности такие «детские дома» являлись выражением народной заботы о детях, проявлением человеческого долга перед ними. Скудельники следили за физическим развитием своих воспитанников, давали им представления о правилах человеческого общежития.
     В правление Петра I была создана государственная система призрения детей, выделены категории нуждающихся в попечении, были введены примитивные меры борьбы с социальными пороками, урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах. Впервые, при Петре I, детство и сиротство стали объектом внимания государства. В 1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения. В то время в России практиковался «тайный прием».
     Особое место в истории оказания помощи осиротевшим детям занимали создаваемые Екатериной II воспитательные дома.
     В генеральном плане Московского воспитательного дома, составленном И.И. Бецким и подписанном Екатериной II, утверждалась важность гуманного отношения к детям, запрещались телесные наказания, обращалось внимание на физическое воспитание, поддержание бодрого, жизнерадостного настроения. В качестве основных методов воспитания рекомендовались игры, забавы с учетом возрастных особенностей детей, воспитателям вменялось в обязанность учитывать индивидуальные склонности воспитанников.
     Попытка внедрения общегосударственного подхода в социальное устройство и воспитание детей-сирот завершилась печальным итогом. Смертность и заболеваемость детей тяжелыми недугами распространялись в воспитательных домах столь стремительно, что, по некоторым оценкам (Л.В. Бадя), в результате эксперимента выжило не более 15% воспитанников. В то же время смертность при воспитании брошенных детей в церковных учреждениях и крестьянских семьях не превышала показателей смертности детей в семьях, воспитывающих собственных детей. В результате детей из воспитательных домов передали на кормление в крестьянские семьи, и тем самым была поставлена точка в дискуссии об эффективности государственного вмешательства в процессы непосредственного устройства беспризорников. Фактически вплоть до XX столетия государственная политика отношения к детям, оставшимся без родительского присмотра, была направлена на создание и обеспечение условий их проживания и воспитания в приемных семьях, частных приютах, под опекой общественных благотворителей и церковных инстанций.
     Первая в России земледельческая колония для малолетних бродяг была открыта в 1819 г. в Гомельском имении графа Я. Румянцева. Государство и общество все больше осознавали необходимость проведения работы по предупреждению безнадзорности, когда воспитательное воздействие на детей со стороны родителей ослаблялось из-за их занятости на заработках. В 1837 г. был открыт первый светский приют в России при Демидовском доме «призрения трудящихся» для дневного надзора за детьми, «оставляемыми матерями, идущими на заработки».
     В 1842 г. в Москве был создан опекунский совет детских приютов. Первоначально его деятельность также была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без присмотра родителей. К концу XIX в. открываются специальные приюты, предназначенные для несовершеннолетних, «впавших в пороки и преступления».
     После 1917 г. большевики осудили благотворительность как буржуазный пережиток, официально она была запрещена. Отделение церкви от государства и ее фактическое репрессирование закрыло путь участию церкви в оказании помощи безнадзорным. Уничтожив существовавшие ранее формы реальной помощи нуждающимся детям, социалистическое государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (Первой мировой войны, трех революций и Гражданской войны) резко возросло. Если в 1910 г. в царской России насчитывалось до 2,5 млн. беспризорных детей, то в результате голода, разрухи и других тяжелых последствий войн и революций их число к концу 1921 г. возросло до 4,5 млн. Сиротство, безнадзорность, правонарушения среди подростков были острейшими проблемами, требовавшими решения.
     Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, - писала газета «Правда», - их нужды должны быть приравнены к нуждам Фронта».
     Изменилось отношение общественности к социально обездоленным детям – к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пыталось решить их проблемы: создавались школы-интернаты для эвакуированных детей, увеличивалось количество детских домов для детей воинов и партизан, куда попадали и дети репрессированных родителей.
     Из 124 тыс. детей, прошедших через детский приемник-распределитель в Москве в 1954 г., большинство сами ушли из семьи: из-за недостатка внимания – 43 %; материальной необеспеченности – 17,2 %; любви к путешествиям - 14,5 %.
     Провозглашенная в 20-е годы XX в. политика преимущества общественного воспитания над семейным, создание школ-интернатов, куда попадали дети из неблагополучных семей, отсутствие государственной помощи и поддержки семей группы риска, экономическое и политическое реформирование современного российского общества вызвало снижение жизненного уровня большинства населения, дезорганизацию жизни семей. Утрачивая возможность содержать детей, обеспечивать их полноценное воспитание, родители не только отказывают им в любви и заботе, но оставляют на улице, отводят в приюты, лишают жилья.
     Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым и способным помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества [3].
     Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
     По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тыс. юных россиян. Все чаще детей оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец. Почти все они имеют родителей [3].
     Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства (на десять тысяч человек). Можно сказать, что сегодня от 3 до 3,5 млн. детей нуждаются в опеке по различным основаниям.
     Миллионы детей остались без родителей и воспитываются в домах ребенка, детских домах, приютах, интернатах, и число их, по данным социологов, из года в год увеличивается на 170 тысяч. 
     В настоящее время государство активно ведет политику по защите прав детей. В России за последние годы появились социально-реабилитационные центры, приюты и гостиницы для проживания беспризорных детей, службы социально-психологической помощи подросткам после выхода из домов-интернатов.
     Однако, приобретая социальный статус сироты, ребенок все-таки сталкивается с рядом социально- психологических проблем, обуславливающих его дальнейшую жизнь, формируя мировоззрение, а также социализацию в обществе. В этой ситуации огромное значение имеет психосоциальная работа с данной категорией граждан страны.
     Социальные работники совместно с психологами, педагогами, медицинским персоналом, юристами и др. осуществляют сопровождение и поддержку детей-сирот.
     Психосоциальная работа в детском доме складывается из нескольких направлений: сбор информации о ребенке, диагностика его психического и социального развития, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения, профессиональное ориентирование и т.д. Данные мероприятия позволяют определять уровень психического и социального развития детей, степень и характер их дезадаптации, выявлять ценностные ориентации, типы личностного реагирования на стрессогенные ситуации, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка в работе с ним, прогнозировать поведенческие проявления и направление развития[1; с. 213]. Кроме этого, дети-сироты получают медицинское и юридическое сопровождение.
     Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства [4].
     Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей:
     1. Оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях приемной семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.
     2. Использование «командного подхода», который предполагает профессиональный, системный подход к социальной работе с семьей в целом, что весьма эффективно.
     3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.
     4. Многочисленные исследования содействуют все более широкому использованию индивидуальных реабилитационно-коррекционных программ, которые учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.
     5. Система социализации должна охватывать все сферы жизнедеятельности. При этом особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.
     6. Особое значение, имеет изменение общественного мнения в отношении детей-сирот. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.
     7. Одним из самых важных, является обеспечение полноценного образования для детей - сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1.3 Нормативно-правовая база в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
     Оказание помощи детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики. Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина» (1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция о правах ребенка» (1989).
     Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом № 442 РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления. Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей.
     Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [5, с.57].
     Согласно п.2 ст.121 Семейного Кодекса и п.1 ст.34 Гражданского Кодекса, органами опеки и попечительства являются органы, местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями в решении вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. 
     Однако, согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п.1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.
     Семейный кодекс (п.1 ст.121) устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).
     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).
     Кодекс законов об «Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве» повторял текст Декрета от 18 декабря 1917 года и в части, касающейся равноправия брачных и внебрачных детей.
     Первый семейный кодекс 1918 года усыновления не предусматривал. Это обстоятельство объяснялось тем, что теперь в основу семейного права было положено действительное происхождение. Кроме того, считалось, что усыновление «открывает» путь для эксплуатации труда малолетних – особенно в деревне.
     Второй по счету семейный кодекс несколько подкорректировал правила, касающиеся установления отцовства. Что же касается вмешательства государства в семейное воспитание детей благодаря лишению родительских прав, то отныне основания такового вмешательства расширялись благодаря введению социального института отобрания детей от родителей, если последние не выполняют своих обязанностей или неправомерно осуществляют свои родительские права либо жестоко обращаются с детьми. Такое отобрание осуществлялось только в судебном порядке, после чего ребенок передавался на попечении органов опеки и попечительства. Одновременно суд мог присудить содержание на несовершеннолетнего с обоих родителей.
     В случае, если они не имели такого закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федерального закона № 17-ФЗ от 08.02.98).
     В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
     Приказом Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999 г. утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
     Дополнительные гарантии права на образование. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение основного общего или среднего (полного) образования. Получившие такое образование зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; могут получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.
     Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Выпускники этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
     В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44