- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009771 |
Тема: | Теоретические основы развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста |
Содержание
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра психологии образования Шомина Полина Геннадьевна Психолого-педагогические условия развития социального взаимодействия детей 4-5 лет со сверстниками ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направление подготовки _____________________________________ шифр, направление подготовки Профиль подготовки _____________________________________ профиль подготовки (заочная форма обучения) Руководитель ВКР: _________________________ (учёная степень, ученое звание) Павленко Татьяна Андреевна (фамилия имя отчество) ____________________ (подпись) Зав. выпускающей кафедры: доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Савенков Александр Ильич Москва 2017 Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические исследования развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста 1.2. Психолого-педагогические условия развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками Выводы по главе 1 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОЕДЙСТВИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Результаты экспериментального исследования развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками 2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию социального взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками Выводы по главе 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогические исследования развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста В педагогическом словаре-справочнике социализация – это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребенку активно и компетентно участвовать в жизни общества. Процесс социализации включает совокупность четырех составляющих: стихийная социализация человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества. Содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями; относительно направляемая социализация - когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и (или) социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в вооруженных силах, возраст выхода на пенсию и т.д.); самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего про социальный, асоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.[ Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 320с.] В отечественной педагогике проблему «социализации» раскрывали: Л.С. Выготский, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, Т.Д. Репина, Д.И.Фельдштейн и др. Л.С. Выготский, как и многие психологи, вслед за Ж.Пиаже пытался из индивидуального поведения ребенка вывести социальное. Заслуга Л.С. Выготского в том, что он первый заявил, что социальное и индивидуальное в развитии ребенка не противостоят друг другу как отдельно функционирующее внешне и внутреннее. Это две формы существования одной и той же высшей психической функции. Поэтому в процессе социализации ребенок не прямо подражает взрослым, а организует собственное поведение по тому социальному образцу, которые освоил во взаимодействии со взрослыми, происходит, «сотрудничество сознания». А.Б. Залкинд, в отличие от Л.С.Выготского утверждал, что ребенок – прямой продукт средовых влияний, они обуславливают и социализацию и воспитание. По его мнению, социализация заключается в приспособлении к среде ребенком, в выработке навыков соответствующего поведения, чтобы установить некоторое равновесие со средой. А.В. Мудрик дал конкретное определение —«процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром» [Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 320с.] Социальное развитие - «процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества». Исследования П.А. Кропоткина, Н.А. Рубакина, Э.Дюркгейма, М.Вебера, С.Г. Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. При рассмотрении дошкольного детства правомернее использовать понятие «социальное развитие», так как в дошкольном возрасте мы имеем дело с постоянно растущей личностью ребенка. При этом развитие понимается как совокупность закономерных изменений в личности, которое приводит к появлению нового качества. По мнению многих ученых, истоки развития ребенка заложены в его биологической природе в виде наследственных механизмов. При этом изменения в личности в дошкольном детстве происходят как под воздействием внешней среды (под влиянием родителей, педагогов, предметно-развивающей среды, и др.), так и внутренней работы индивида над собой. В присвоении общественных понятий, правил заключается главный смысл социального развития ребенка, от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места в социуме. Таким образом, социализация – это процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате которого индивид адаптируется к внешним условиям, а также формируется как субъект общественных отношений. В этом процессе личность не только усваивает социальный опыт, но и активно его перерабатывает, избирательно относится к внешним воздействиям. При этом под социальным развитием дошкольника понимается процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс усвоения им социальных норм и культурных ценностей при непосредственном участии значимого взрослого, на основании чего происходит самоизменение ребенка уже на раннем этапе онтогенеза. И.С. Кон определяет процесс социализации как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Социальное развитие – это сложное явление в ходе, которого происходит усвоение ребёнком норм человеческого общежития и утверждения себя как социального субъекта. Основная цель социального развития - это адаптация индивида к общественной социальной действительности. [Конт О. Дух позитивной философии. - Спб., 1995. – 433 с.] Современные исследования позволяют уточнить термин «социализация» с точки зрения субъект-субъектной позиции индивида в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Во-первых, социализация может быть представлена как процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления ребенка, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия. В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором — субъектом собственной творческой деятельности. [А.В.Мудрик.. Социализация и воспитание. — М.: «Сентябрь», 1997. — 96 с. ] Важное место в разработке проблем социализации детей дошкольного возраста занимают работы И.С. Кона. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и производит определенную сумму знаний норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Развитие социального взаимодействия включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности ребенка. [Конт О. Дух позитивной философии. - Спб., 1995. – 433 с.] По мнению, Г.М. Андреева. Е.П. Белинской, Б.П. Битинис, Л. Колберг, И.. Кон) в качестве основного содержания социализации выделяют социальные идеи, символы, ценности и установки, социальные навыки поведения и модели поведения. Л.В. Коломийченко считает, что социализация – это во-первых, процесс освоения и реализации растущим человеком социального содержания а во-вторых, реальное содержание взросления ребёнка в котором осуществляется становления значимого в индивидуальности субъектов активного творческого социального действия. В первом случае ребёнок выступает как объект усвоения и приобретения социального опыта. Во втором случае субъектом собственной творческой деятельности. Результатом, одного из аспектов социализации, Л.В. Коломийченко, считает социальное развитие личности. В концепции Коломийченко Л.В. объясняет, что изучение методологических и теоретических аспектов проблемы социализации позволяет определить один из подходов к пониманию педагогического смысла данного явления: социологический, рассматривающий социализацию как общий механизм социального наследования [Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002. – 115 с] Важное место в разработке проблем социализации детей дошкольного возраста занимают работы И.С. Кона. По его утверждению: «Многозначный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребенок усваивает и производит определенную сумму знаний норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Развитие социального взаимодействия включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности ребенка. [Конт О. Дух позитивной философии. - Спб., 1995. – 433 с.] Так, к примеру, основоположники социологического подхода (Г. Тард, Т. Парсонс, Э. Эриксон) и современные исследователи (Х. Лийметс, Т. Мальковская, В. Ломов) справедливо полагают, что социализация представляет собой накопление ребенком различных социальных ролей, норм, ценностей, вырабатываемых обществом. В данном случае цель социального развития может быть представлена как адаптация ребенка к социальной действительности, а сам процесс социализации будет иметь однолинейную структуру, не предусматривающую деятельную сущность ребенка, характер, уровни, степень его самостоятельности, возможностей реализации творческого начала в различной творческой деятельности. [Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1989. - № 2, 4.] Такой термин как "взаимодействие" в социальной психологии используется в двух смыслах. Во-первых, для характеристики действительных реальных контактов детей , таких как: действия, контрдействия, содействие, процесс совместной деятельности; во - вторых, для описания взаимного влияния или воздействия друг на друга в процессе социальной активности. В процессе взаимодействия с помощью общения вербальном или невербальном, каждый ребенок может воздействовать на мотивы, цели, принятие решений, на выполнений действий, то-есть, на все составляющие деятельности другого ребенка, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп людей друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. В любом взаимодействии предполагается как минимум двое участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека. Социальное взаимодействие протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе принятых в обществе социальных норм, образцов поведения, обычаев и традиций. В связи с тем, как оценивается поведение индивидов в соответствии с нормативной структурой общественной жизни, оно может получить одобрение или неодобрение (поощрение, порицание, принуждение, наказания). [Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология. Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. – 576с -345 ] Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками: 1. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим детям или группам детей. 2. доступно для наблюдения, так как взаимодействие предполагает наличие вербального общения, обмена знаками. 3. Обычно возникает в условиях какой либо ситуации. 4. Взаимодействие выражает субъективные намерения участников.( http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-vzaimodeystvie.html) М. Вебер ввел в научный оборот понятие «социального действия» как простейшей единицы социальной деятельности. Этим понятием он обозначал такое действие индивида, которое не только направлено на решение поставленных перед ним задач, но и сознательно ориентировано на ответное поведение других людей, на их реакцию. Ученный О. Конт рассматривал проблему социального взаимодействия с точки зрения социологии. В своей работе «Дух позитивной философии» он анализировал природу социальной связи, в результате проведенной им работы по «Социальной статике» можно сказать, что та единица общества, где уже присутствует социальное взаимодействие, является базовым элементом общественной структуры. Рассмотрим основные условия возникновения любого социального взаимодействия. П. А. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия: 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. [Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Просвещение 2002. - 220с. ] Мы уже отмечали выше, что социология в отличие от таких научных дисциплин, как, например, психология или социальная психология, изучает не только прямое и непосредственное взаимодействие, протекающее в ходе непосредственных контактов между индивидами. Объектом ее исследования выступают все виды социальных взаимодействий «Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена социально необходимым образом посредством деятельности и общения.» [ Ломов Б. Ф. // Проблема общения…, 1981. С. 20]. Для успешной социализации ребенка в обществе ему необходим опыт общения со сверстниками. В общении с ними ребенок развивается как личность, знакомится с правилами поведения в коллективе. Такой опыт помогает развить ребенку собственную систему ценностей, которая включает в себя умение вести себя в различных ситуациях. Основными компонентами развития социального взаимодействия дошкольника являются: наличие социального опыта, социально-смысловая ориентация, разные виды деятельности, в которых психологическими механизмами будут: подражание, рефлексия, эмоциональная идентификация, оценка и самооценка. Таким образом, социальное развитие ребенка необходимо для его дальнейшего взаимодействия в социуме. Социальное взаимодействие является обобщенным и ключевым понятием для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей , которые могут быть как индивидуальными так и групповыми и ведут себя сообразно этой социальной ситуации.[139] Понятие социального взаимодействия является одним из основных в социологии из за того, что существует множество социологических теорий, рассматривающих и разрабатывающих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования, таких как микро уровень и макро уровень. На микро уровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. На макро уровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, социальные институты. Изучение взаимодействия детей в детском саду идет на микро уровне, так как детский коллектив ограничен группой. Социальное общение детей различных дошкольных возрастов в группе детского сада отражена во многих психолого-педагогических исследованиях А.И. Аржановой, П.В. Артемовой, В.Я. Вороновой, В.А. Горбачевой, Р.Н. Ибрагимовой, Д.В. Менджерицкой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Р.М. Римбург и др.. Проблема социального общения и межличностное взаимодействия детей дошкольного возраста рассматривалось в работах отечественных ученых М.И. Лисиной, «Формирование личности ребенка в общении» а также Л.Н. Галигузовой, А.Г. Рузской, О.Е. Смирновой, Р.Б. Стеркиной и др., работающих в русле ее концепций рассматривается общение детей дошкольного возраста, со взрослыми и сверстниками. В данных работах авторы выдвигают функцию общения как один из основных факторов развития не только социально- личностного компонента, но и коммуникативных качеств личности, которых в свою очередь влияют на развитие уровня социального взаимодействия ребенка. Значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С. Макаренко и Н.К. Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А. Аркин и А.С. Заслужный. Начиная с пятидесятых-х годов, в советской психологии появилось много работ по проблеме межличностных отношений. На тему исследования групп детского сада были написаны отдельные работы Я.Л. Коломинского, Л.В. Артемовой и др. В нашей стране первоначально в шестидесятых- семидесятых годах ХХ в. проблема социального взаимодействия дошкольников рассматривалась в основном в рамках социально-психологических исследований, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива.( Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии) В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива: одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение «отверженных». Повышаются устойчивость и количественный состав детских объединений. Содержание и обоснование выборов детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками. В то же время основным предметом этих исследований была группа детей, но не личность отдельного ребенка. Социальное взаимодействие рассматривалось как избирательные предпочтения одних детей перед другими и оценивалось в основном чисто количественно (по числу выборов, их устойчивости и т.п.). Межличностные отношения сводились к чисто оценочным: сверстник выступал как предмет эмоциональной, осознанной или деловой оценки. [Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи, развитие речи у детей //Основы общей психологии. Под ред. С.Л. Рубинштейна. –М., 1976. – С.64-93.] Субъективный образ другого человека, представления ребенка о сверстнике, качественные, психологические особенности других людей оставались за рамками данных исследований. Этот пробел был частично восполнен в исследованиях Ленинградской психологической школы, где социальные взаимоотношения и взаимодействие были главным предметом исследования. В этих исследованиях выяснились возрастные особенности восприятия дошкольниками людей, понимания эмоционального состояния человека, влияния социальных категорий и эталонов поведения. Главным предметом этих исследований были восприятие, понимание и познание ребенком людей. Отношение к другому приобретало явную когнитивную ориентацию: другой человек рассматривался как предмет познания. Характерно, что эти исследования проводились в лабораторных условиях вне реального контекста общения и отношений детей. [Бодалев А.А. Восприятие человека человеком.– М.:Изд. Московского. Университета, 1992. – 200 с.] Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность ребенка. Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся»[ Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 320с.] Важным направлением в научных исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание и взаимодействие. Фундаментальная значимость проблемы взаимоотношений детей привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящено огромное количество экспериментальных и теоретических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Примеры таких исследований, работы Т.А. Репиной ( Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада - М., 1988.,) Одна из предлагаемых ею методик это методика «Одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении», эта методика позволяет определить отношения детей в группе, составить реальную картину складывающихся отношений, определить наличие в детском коллективе микро групп или детей которые отрезаны от коллектива. 1.2. Психолого-педагогические условия развития социального взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу. Но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более, социальным существом он является. [Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 6. – 395 с.] В работе П.Сорокина « Системы Социологии» рассматриваются проблемы социального взаимодействия. Им были выделены основные условия возникновения любого социального взаимодействия. 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.[ Сорокин П.А. Система социологии. - М.: Просвещение 2002. - 220с] Эти условия актуальны и для развития взаимодействия детей средней возрастной группы, однако мы раскроем их более полно и точно. Социальное развитие в дошкольном возрасте происходит под воздействием взрослых, которые помогают позвать ребенку окружающий мир. Взрослый выступает посредником между окружающим миром и ребенком, является непосредственным участником деятельности по познанию мира. В данном случае общение ребенка с взрослым это необходимое условие для его социального развития, а также для развития его умения взаимодействовать с другими детьми в коллективе. Первым, самым объемным и значимым средством ознакомления ребенка с социальной картиной мира является сама социальная действительность. Она является объектом изучения, и представляет собой средство, воздействующее на ребенка. Главной функцией этого средства является возможность показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена коллектива, участника событий. Однако социальная действительность не сможет стать средством воспитания ребенка в том случае, если ребенок не понимает сути событий, фактов, объектов и субьектов с которыми встречается на его пути. В процессе взросления ребенок расширяет для себя социальный мир. Он начинает понимать причинно- следственные связи, это приводит к тому что на ребенка начинает воздействовать большее количество объектов, фактов, а значит, социальная действительность в большей мере становится средством воспитания. Еще одним важным условием успешного взаимодействия ребенка с коллективом являемся умение накапливать социально значимые качества и свойства, такие как вежливость, отзывчивость, умение постоять за себя и другие. Эти качества позволят ребенку лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях и добиться положительной самореализации с помощью приобретения собственного опыта общения и взаимодействия со сверстниками. Такой опыт ребенок может приобрести путем активной разноплановой деятельности по освоению предметной среды и взаимоотношений между людьми, обязательным условием такой деятельности должно являться то, что ребенок должен выполнять определенные действия не только по отношению к взрослому, например, говорить «здравствуйте», но и совершать подобное действие относительно сверстников. Многократное повторения отдельных действий помогут ребенку сформировать навык правильного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Важным условием развития социально взаимодействия ребенка с сверстниками является количество и качество общения ребенка с другими детьми. Часто, ребенок который не умеет общаться или общается мало, отвергается от детского коллектива в связи с не умением организовывать свое общении со сверстниками. Отчуждение ребенка от коллектива очень негативно сказывается на взаимодействии его с миром, делает его более замкнутым, формирует негативное отношение к окружающим, что не улучшает его позиции в коллективе [1]. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника с сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. Исходя из вышесказанного, для успешного взаимодействия ребенка с другими детьми нередко требуется вмешательство взрослого, который сможет вовремя увидеть проблему и с помощью различных методов (игр, бесед ) поможет ребенку сформировать положительные взаимоотношения в коллективе. Различные педагогические и психологические исследования, содержащие в себе вопросы о том как дети выстраивают свои взаимоотношения (почему ты с ним дружишь или не дружишь, кто такой хороший человек) показывают, критерии оценки детей друг другом. Такие исследования помогаю педагогам предлагать детям игры, в которых они смогут более верно сформировать свое представление об отношения между людьми в мире взрослых и использовать их как основу для формирования своих взаимоотношений с внешним миром. В дошкольном возрасте игра является основным учителем маленького ребенка, именно в игре ребенок учится выстраивать свои первые взаимоотношения с сверстниками. В игре ребенок учиться как лучше всего себя вести в сложившейся ситуации и не боится совершить ошибку. Таким образом, игра это необходимое условие развития взаимоотношений детей в коллективе и становления их взаимодействия между собой. В своих работах американский психолог Т. Шибутани, развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношении и взаимодействии с окружающими. Он писал, что только «…группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки». По определению известного педагога А.П. Усовой, в совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности. «Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.»[ Смирнова Е.О., Гударева О.В. Опыт обследования психического развития современных 3-летних детей// «Психологическая наука и образование», №3, 2002, стр.24] Одним из важных условий формирования взаимодействия ребенка со сверстниками является взаимоотношения складывающиеся в группах детского сада. Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В средней группе у детей начинают усваиваться социальные нормы, складываются более устойчивые взаимоотношения. В детском саду начинаю проявляться особенности личности ребенка, более сильно дети проявляют свои предпочтения в общении и их взаимодействие приобретают более предпочтительных характер. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать свои эмоции, учиться скрывать более резкие выражения чувств. Средний дошкольник в отличие от двухлетнего ребенка уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Обследования дошкольников показывает, что в сельских и районных детских садах, где часто дети встречаются и после возвращения из детского сада дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и взаимодействия в группе были выше. Избирательность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась его нравственными качествами. В городских садах, у детей среднего возраста отношения складываются более медленно и сложно, так как дети общаются только в группе. Взаимодействие рождается между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и так далее. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в средней группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное настроение часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе. Большую роль в формировании навыков социального взаимодействия играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка. Художественная литература- является огромным источником знаний, способным вызывать различные эмоции, которые могут быть и незнакомыми для детей. Художественная литература- отличное средство для развития не только социального взаимодействия детей, но и других областей. Именно поэтому необходимо как можно раньше приобщать детей к художественной литературе. «Крайне важно, - писал В. Брюсов, - чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное». Однако взрослым следует понимать и помнить, что литература должна служить для ребенка средством самооценки, а не сопровождать действия ребенка. Для того чтобы использовать художественную литературу как средство воспитания социального взаимодействия, взрослым необходимо тщательно подбирать произведения для чтения дошкольника. Важно помнить о сильном влиянии художественных произведения на эмоциональную сферу ребенка, так как перегружать ее не следует, взрослым нужно распределять чтение в течении дня. Также стоить принимать во внимание высокую информативность художественной литературы как средства развития взаимодействия детей, поэтому важно подбирать произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи, а также наличие разного содержания: - познавательные, направленные на понимание морали и юмористические. Конечно, выбирая произведения для чтения, следует помнить о возрастных возможностях детей в области восприятия художественных произведений. Восприятие текста дошкольниками среднего возраста, часто связанно с наглядностью- иллюстрации к прочитанному помогаю конкретизировать полученную информацию, переработать ее в более понятную форму. Иллюстрации также являются важным условием приобщения детей к социальному миру, так как придают ему большую образность. Уточняет и расширяет представления детей о мире изобразительное искусство. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества. Это могут быть, например, картины В.М. Васнецова, И.Е. Репина, А.А Иванова, В.Г. Перова. Исследователи детского изобразительного, творчества такие как, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, т.с. Комарова Е.И. Игнатьев, Т.Г. Казакова, отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремление отображать эту действительность через аппликацию, рисование и лепку,. Для того чтобы рассматривание картин стало средством обучения взаимодействию, ребенок должен обсуждать увиденное с взрослым, который поясняет ребенку суть изображенного на картине действия или эмоции или просто пейзажа. Ребенок как бы переносит сюжет картины «на себя», это поможет ему получить представления о различных жизненных ситуациях. Произведения искусства способны также «информировать» о различн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: