- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000610 |
Тема: | Теоретические основы художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста. |
Содержание
Оглавление: Введение………………………………………………………………………. 4 Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста…………………...................... 9 1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме художественно-эстетического развития у дошкольников……………….. 9 1.2. Условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………… 15 1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста……… 20 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа исследования использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….. 34 2.1. Выявление уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………. 34 2.2.Описание работы по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………. 40 2.3. Анализ полученных результатов в опытно - экспериментальной работе……………………………………………………………………….. 52 Заключение………………………………………………………………… 56 Библиографический список…………………………………………….. 58 Приложение Введение Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.[2] Формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (К.Л. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Б.М. Неменский, А.С. Макаренко, Д.Б. Кабалевский,), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.[3] В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.[5] Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом именно возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, творческое воображение. Надо учить ребенка видеть прекрасное вокруг себя – в жизни, природе и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, народных промыслов, любоваться предметами быта, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в жизни, красота в природе, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.[9] Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте максимально необходимо использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, разум человека, интеллект, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.[44] В возрасте шести – семи лет, по утверждению психологов, таких как Зеньковский В.В., Немов Р.С., начинают закладываться основы личности. По - этому в данном возрасте нужно больше уделять внимание эстетическому развитию ребёнка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку себя реализовать в творчестве, в учёбе, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники, используемые на занятиях изобразительной деятельности.[3] Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка, развивает интеллектуальные способности детей, внимание, мелкую моторику, память, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать, формирует уверенность в себе. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались В. Н. Волчкова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, Р. Г. Казакова, В. Ю. Слепцова, О. В. Недорезова, Т. В. Смагина, Н. В. Степанова и другие.[23] Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества – одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется на сегодняшний день большое внимание. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Исходя их актуальности данной темы, мной определена цель работы. Объект исследования – художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования – художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности Цель исследования – теоретически изучить и опытно - экспериментальным путём определить эффективность нетрадиционных техник изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Описать условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Охарактеризовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. 4. Опытно - экспериментальным путём определить эффективность нетрадиционных техник изобразительной деятельности в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности эффективны в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста если: - если осуществляется интеграция занятий по окружающему миру и занятия эстетического цикла. - если педагог предлагает детям различные способы работы с нетрадиционными материалами (шерсть, нить, бумага). Методологическая основа работы: базируется на исследованиях - Т.С. Комаровой, Г.Г.Григорьевой, Н.П. Сакулиной о развитии творческого потенциала личности в процессе изобразительной деятельности. - О.П. Радыновой, Н.А.Вершининой, Т.С.Комаровой, Н.М.Зубаревой, Р.А.Мирошкиной, Т.А.Копцевой по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного. - А.В. Никитиной, И.А. Лыковой, Р.Г. Давыдовой, Т.А. Казаковой, Г.Н. Цквитария о нетрадиционных техниках рисования в детском саду. Методы исследования: 1.Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2.Эмпирические методы: - диагностика уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). 3.Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов. Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что определен потенциал использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: заключается в том, что созданная и апробированная система по включению нетрадиционных техник изобразительной деятельности в процесс художественно-эстетическом развития могут быть использованы студентами и педагогами дошкольных учреждений в их практической работе. Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей г. Шарыпово Красноярского края. Структура и объём работы: дипломной работы представлена: введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста. 1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме художественно-эстетического развития у дошкольников. Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства способствует развитию у детей эстетических чувств, что позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств. Яркость, выразительность образов в картинах, архитектуре, скульптуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, аппликации, лепке. [27] Проблема в наше время художественно - эстетическое развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности. Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.[8] Важнейшее средство художественно-эстетического развития это изобразительная деятельность. На занятиях лепкой, рисованием, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.[16] Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Ребенок учится приобщаясь к искусству, смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично. Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения. Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, интересов, суждений, понятий, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.[8] Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность. По мнению педагогов и психологов, (таких как Т.С. Комарова, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (О.В. Радонова, Т.С. Комарова, А.А. Волкова, А.О. Куревина, Т.И.Космачева) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребенка.[34] В исследованиях В.А. Езикеевой, И.Л. Дзержинской, Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ: ритм, цвет, форма, линия, композиция. Освоение дошкольниками средств образного выражения способствует развитию их художественного творчества. Зародились и в глубокой древности идеи эстетического развития. Представления о сущности эстетического воспитания, цели изменялись, его задачах, начиная со времён Аристотеля и Платона вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла и основу системы эстетического развития.[5] В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них В.А. Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Д.Н. Джона, Б.Т. Лихачёв, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и другие.[3] Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического развития - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в - четверых - развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Перед эстетическим воспитанием В.Н. Шацкая ставит следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.[11] Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание - это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Гораздо шире же эстетическое воспитание, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, труда, поведения отношений.[21] Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности Эстетическое развитие способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического развития М.М. Руковицин, который считал – «что целью эстетического развития является гармоничная личность, образованный, всесторонне развитый человек, высоконравственный, желанием творить, обладающий умением трудиться, понимающий красоту жизни и проблему искусства». Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.[25] Н.И. Киященко, Д.Б. Лихачев, Г.С. Лабновская и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути. Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Вторая задача эстетического развития состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить художника, название, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изучения, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Можно согласиться с Лихачевым Д.Б., что белое знакомство с шедевром искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения - любование. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения, то общения с прекрасным; чувство отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора. Третья задача эстетического развития связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. Суть этой задачи заключается в том, что должен знать ребёнок не только прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в жизни, искусстве, поведении, труде, отношениях. А.В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Суть их состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категории, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Исследователей большинство выделяют следующие категории эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала. Эстетический идеал является центральным звеном эстетического сознания. Эстетический идеал - представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет картины, музыкальные произведения, книги. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалу, но не идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала. Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как и в духовном, так и эстетическом плане, так нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, оценкой, чувством, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.[46] Таким образом, вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в духовном, так и в эстетическом плане, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом. 1.2. Условия художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера является средством регуляции поведения и высших психических функций, становления личностных качеств дошкольника. Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, быту.[20] Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, художественного вкуса, формированию эстетического, естественному навязчивому образованию у них эстетического отношения к окружающему, формированию художественно-творческих способностей. Многокомпонентность среды человека обуславливает характер взаимодействия человека со средой, его адаптацию к среде, ее многообразное влияние на человека и особенно на ребенка. И это требует тщательного анализа среды обитания и ее составляющих. Такой анализ представлен в трудах ученых (Л.В. Максимовой, Д.Ж. Марковича, С.Н. Глазачева, В.П. Алексеева, Н.Ф. Реймерса и др.).[44] Большой интерес создания среды в образовательном учреждении представляет теория Н.Ф. Реймерса, в которой подробному анализу подвергается экология человека и выделяются весьма значимые компоненты природной и социальной среды. Известный педагог П.П. Блонский, внесший большой вклад в решение проблемы воспитания, обучения и развития ребенка, подчеркивал, что среда, в которой живет и развивается ребенок, имеет большое значение. Он понимал среду широко, как условия жизни ребенка и условия его развития. Деятели культуры и отечественные педагоги видели в создании эстетической благоприятной для детей среды большие возможности в развитии их художественных способностей и творческой одаренности. Впервые об этом сказал А.Ф. Лазурский, об этом писали также С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, позднее В.А. Сухомлинский. Итак, среда как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок, издавна рассматривалась педагогами, философами, психологами в качестве одного из важнейших факторов формирования личности ребенка. В наши дни эти мысли развивают Цаплина, Е.А., А.И. Савенков, С.Л. Новоселова, В.И. Ляскало, О.В. Пелих, Е.А. Екжанова и другие. Все они подчеркивают не только важность организации эстетической среды, но и необходимость ее вариативности, периодической изменчивости. По мнению К. А. Флериной окружающая предметная среда, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что "не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать". Важнейшим условием эстетического развития детей является среда, которая окружает детей: игрушки, растения, мебель, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, зеленые насаждения, его оборудование, и др.[48] Важное значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стиле. Расположение игрушек, книг, мебели, растений, рисунков и поделок дошкольников должно обеспечивать разнообразную деятельность детей. Следует избегать формального украшательства, использования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных или ненужных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами детей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства. Важным в воспитательном отношении является использование в интерьере индивидуальных и коллективных работ детей, привлечение к ним внимания родителей и других взрослых. Однако, прежде следует отметить, что в группе организуются специальные зоны самостоятельной изобразительной деятельности, где располагаются необходимые материалы для свободной художественной деятельности. Другим важным условием эстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература. В создании эстетической среды в детских садах используются произведения различных видов и жанров (декоративные формы изобразительного искусства, живопись, литература). Музыкальные игрушки широко применяются в быту, в играх детей. Они ориентируются на звуко-высотные характеристики, ритмическую сторону звучаний. Музыка активизирует детей, создает веселое, бодрое настроение. Воспитатели могут подобрать музыку для проведения утренней зарядки, подвижных игр и упражнений. Особое значение может приобретать музыка во время организации праздников и дней рождения в группах, где дети могут сочетать восприятие музыки с танцевальными движениями. Основное значение имеет последовательная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней. Л. П. Печко характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия: * гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств; * сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, кабинета, группы; * значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ; * актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий; * выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона; * влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей. Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда Л. П. Печко, В. В. Давыдов, В. А. Петровский говорят о том, что она должна быть: * сменяемая, динамичная, вариативная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности; * взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом; * не должна быть застывшей, завершенной ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей; * активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими; * должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, чтобы он мог их взять, доступны, не обращаясь за помощью к взрослому, - порядок во всем обеспечивает уют и красоту, создает хорошее настроение, радует глаз, - материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку; * должна соответствовать возрастным особенностям детей.[43] Мы считаем, что более эффективно художественно-эстетическое развитие будет проходить при условии интеграции разных видов творчества, занятий по окружающему миру и занятий эстетического цикла. Интегрированное освоение детьми разных видов творчества, искусств, затрагивающее эмоциональную сферу ребенка и основанное на стремлении познавать окружающий мир, дает максимальную полноту восприятия. В организации эстетической среды образовательного учреждения велика роль педагога, от культуры и такта взрослых, работающих с детьми, что и создает атмосферу психологического благополучия, комфортности. И чем меньше возраст воспитанников, тем важнее деятельность воспитателя в создании эстетически насыщенной, развивающей среды во взаимодействии с детьми.[7] Успешность в овладении художественно-эстетической деятельностью зависит от психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия. Чуткое, бережное отношение к ребенку, к результатам любой его деятельности является условием достижения высоких результатов. 1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисования в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их творческие способности, являются различные занимательные занятия. Занимательные занятия делятся на два типа: с использованием традиционных художественных техник и нетрадиционных.[26] В данном параграфе мы остановимся на характеристике нетрадиционных техник рисования. Среди техник рисования в детском саду используют следующие: кляксографию, граттаж монотипию и точечный рисунок, рисование пальцем, ладошкой и так далее. С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Можно согласиться со словами психолога Ольги Новиковой что: "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".[10] Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно-методических материалов, альтернативных, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.[16] Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование ладошкой, пальчиками и так далее, но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: монотипии, кляксографии и так далее.[20] Перечень нетрадиционных техник, используемых в работе дошкольных учреждений не отличается разнообразием. Поэтому мы решили остановиться на рекомендациях авторов, занимающих этим вопросом. Дает следующие рекомендации Лыкова И.А по использованию нетрадиционных техник. Работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному". Основные техники, используемые в этом возрасте: - рисование ладошками; - рисование пальчиками; - рисование ватными палочками; - рисование тычками из поролона; - печатание листьями. В средней группе добавляется: свечой рисование. В старшей группе нетрадиционные техники: - кляксография с трубочкой; - монотипия; - рисование поролоном; - восковые мелки + акварель; - гравюра; - набрызг; - оттиск смятой бумагой; - оттиск пробкой; - оттиск поролоном; - оттиск пенопластом. В подготовительной группе добавляется: - тиснение; - рисование по сырому; - тычок жесткой полусухой кистью; - рисование солью; - кляксография с ниткой; - расчёсывание краски; - черно-белый граттаж; - батик; - двойноепримакивание кисти. Перечислим наиболее известные виды нетрадиционных художественно–графических техник, представленных А.В. Никитиной. Она рекомендует живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: • рисование ладошками; • рисование пальчиками; • оттиск печатками из картофеля. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: - рисунки из ладошки; - рисование ватными палочками; - свеча + акварель; - восковые мелки + акварель; - печать пробками; - отпечатки листьев; - тычок жесткой полусухой кистью; - печать поролоном; - волшебные веревочки. В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: - рисование мятой бумагой; - рисование мыльными пузырями; - рисование песком; - печать по трафарету; - кляксография обычная; - кляксография с трубочкой; - монотипия предметная; - монотипия пейзажная; - пластилинография. Педагог Сакулина Н.П. рекомендует такой перечень нетрадиционных техник: С 2 лет - рисование ладошкой; - рисование пальчиками. с 3 лет - оттиск пробкой; - оттиск печатками из картофеля (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет). с 4 лет - свеча + акварель; - восковые мелки + акварель; - оттиск смятой бумагой. с 5 лет - акварельные мелки; - тычкование; - набрызг; - монотипия предметная; - чёрно-белый граттаж (грунтованный лист); - кляксография обычная; - кляксография с трубочкой; - кляксография с ниточкой; - печать по трафарету. - с 6 лет - монотипия пейзажная; - цветной граттаж. Мы сделали сводную таблицу проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы, в которой отмечены нетрадиционные изобразительные техники согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Смотреть сводную таблицу 1 используемых нетрадиционных техник по возрастным категориям. Таблица 1 Возраст Нетрадиционные техники Младший возра....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: