VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в коммерческих банках

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000063
Тема: Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в коммерческих банках
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
3
1
Теоретические основы расчетно-кассового обслуживания в коммерческих банках

6

1.1
Особенности расчетно-кассового обслуживания клиентов в РФ
6

1.2
Законодательно -  правовое регулирование  расчетно-кассового   обслуживания юридических лиц

15

1.3
Деятельность Банка России по организации  платежной системы
22
2
Анализ расчетно-кассового обслуживания юридических лиц  в ОО № 8 г. Белогорска Дальневосточного филиала ОАО  «МТС-Банк»

31

2.1
Организационно-экономическая характеристика банка
31

2.2
Состав и структура  расчетно-кассового обслуживания
48

2.3
Организация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц ОО № 8 г. Белогорска Дальневосточного филиала ОАО  «МТС-Банк»


57
3
Совершенствования системы расчетно-кассового обслуживания юридических лиц ОО № 8 г. Белогорска Дальневосточного филиала ОАО  «МТС-Банк»


76

3.1
Внедрение в работу банка электронного кассира с функцией ресайклинга

76

3.2
Оптимизация кассовой инфраструктуры банка
82
Заключение 
86
Список использованных источников
89
Приложения
93

ВВЕДЕНИЕ
     
     Приорететным направлением деятельности организаций, осуществляющих кредитную деятельность в современных условиях служит  качественное  обслуживание клиентов - юридических лиц,  которым предлагаются разнообразные банковские продукты и услуги, такие как гарантийные операции, кредитование, проекты с пластиковыми картами, депозиты, операции с ценными бумагами, структурированное торговое финансирование, операции с драгоценными металлами и прочие операции. 
     Клиент кредитной организации может пользоваться не всеми предоставляемыми услугами банка, однако в услугах перевода денежных средств, расчетов с контрагентами клиенты (юридические лица) заинтересованы всегда. Выбирая услуги расчетно-кассового обслуживания с учетом потребностей юридическим лицам необходимо обращать внимание на время проведения платежей, поэтому одним из важнейших критериев выбора услуг расчетно-кассового обслуживания является продолжительность операционного дня и возможность совершения платежей «день в день».
     Ассортимент услуг в данном сегменте банковского сектора практически не менялся в последнее время за исключением тарифов и, сопутствующих основному пакету услуг, сервис. 
     Традиционным считается расчетно-кассовое обслуживание,  включающее в себя открытие и ведение счетов в рублях и иностранной валюте. При выборе банка юридическому лицу важно выяснить работает ли в банке система удаленного доступа типа банк-клиент, возможно ли организовать работу операционной кассы вне кассового узла банка на территории предприятия. 
     Современное развитие платежных механизмов, в том числе  механизмов расчетно-кассового обслуживания предприятий ставит задачу изучения различных аспектов и анализа перспектив развития, существующих платежных инструментов и успешной их адаптации к новым экономическим условиям с учетом опыта развитых стран, что делает тему работы достаточно актуальной.
     Осуществление расчетов и платежей для клиентов и для самих банков традиционно и обоснованно относят к важнейшим, базовым банковским операциям, т.е. таким, которые определяют само понятие банка. В связи с этим, расчетные операции являются неотъемлемой частью нашей жизни и важнейшим стимулятором экономики.
     Выбранная тема выпускной квалификационной работы расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц является весьма актуальной, так как в современных условиях конкуренция на рынке банковских услуг очень велика и банки вынуждены уделять большое внимание расчетам юридических лиц.
     Цель выпускной квалификационной работы является выявление современных принципов, методов, форм расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и рассмотрение совокупности возможных расчетных операций в банке.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть особенности расчетного обслуживания юридических лиц, а также его нормативное регулирования;
     - проанализировать расчетно-кассовое обслуживание в банке;
     - сформулировать предложения по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в банке.
     Объектом исследования послужил ОО № 8 г. Белогорска Дальневосточного филиала ОАО  «МТС-Банк».
     Предметом исследования являются экономические отношения, которые возникают в процессе функционирования современных платежных систем, обеспечивают минимизацию рисков, бесперебойное проведение платежей и способствуют интеграции российской экономики в мировую экономическую систему.
     Информационной базой исследования выступают действующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Росстата РФ, материалы Банка России, комитета по расчетным и платежным системам, интернет-ресурсы.
     Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
     В первой главе работы выявляется сущность, теоретические и правовые основы механизма расчетов в Российской Федерации.
     Вторая глава связана с детальным исследованием процессов расчетно-кассового обслуживания юридических лиц в коммерческом банке РФ. Исследование проводится на примере конкретного банка (ОО № 8 г. Белогорска Дальневосточного филиала ОАО  «МТС-Банк»).
     В третьей главе исследуются пути совершенствования системы расчетно-кассового обслуживания юридических лиц.
     
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-
         КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В
         КОММЕРЧЕСКИХ  БАНКАХ
     
     1.1 Особенности расчетно-кассового обслуживания клиентов в РФ
    
    
     Юридические лица на протяжении своей деятельности производят различные денежные расчеты  как  продавцы и как покупатели, также производят денежыне расчеты с работниками, производят расчеты с  поставщиками, подрядчиками, с бюджетом, внебюджетными фондами, подотчетными лицами, с учредителями, государственными и муниципальными органами, с дочерними (зависимыми) обществами, прочими дебиторами и кредиторами. 
     Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот, при этом большая  часть данного платежного оборота организаций производится  при помощи бенналичных платежей, то есть при помощи  записей (проводок) по счетам в кредитных организациях. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы. Выполняя расчетные операции, банки выступают посредниками, участвующими в процессе организации расчетных правоотношений. Клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетного обслуживания и по всем видам банковских операций могут пользоваться услугами одного или нескольких банков. 
      Выбор банка одна из самых сложных задач для фирмы. Запросы у всех фирм разные: одних в первую очередь волнуют тарифы на открытие и ведение счета, стоимость расчетно-кассового обслуживания, быстрота расчетов, близость банка к офису, других интересует возможность получения кредита, третьим важен индивидуальный подход.
     Как правило  расчетно-кассовое обслуживание  включает в себя [19, c.81]:
     - открытие и ведение счетов в рублях и иностранной валюте; 
     - осуществление банковских переводов в рублях и иностранной валюте; 
     - услуги систем удаленного доступа Банк-Клиент и Интернет-банк, которые позволяют управление  счетами, не выходя из офиса; 
     - организацию работы операционной кассы вне кассового узла банка на территории клиента; 
     - организацию для клиентов расчетных центров, имеющих разветвленную региональную структуру; 
     - инкассацию и доставку наличных денежных средств в удобное для клиента время; 
     - ускоренное зачисление на расчетный счет инкассированной выручки день в день; 
     - прием, выдача и зачисление на счет наличных денежных средств; 
     - консультации и своевременное информирование клиентов. 
     Расчетные операции относятся к базовым услугам банков, на долю которых приходится до 2/3 операционного времени банковского персонала. В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами осуществляются через счета, открываемые ими в банках. Расчетное обслуживание клиентов банками способствует концентрации денежных ресурсов в банках и создает возможность использования этих средств в качестве источника кредитования, поэтому банки заинтересованы в рациональной организации платежного оборота.
     Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, вправе открывать счета в любом банке по месту их регистрации или в банке вне места своей регистрации с согласия последнего. Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Необоснованный отказ банка, уставом которого предусмотрены осуществление соответствующих банковских операций, принять денежные средства клиента на хранение и открыть счет может быть обжалован клиентом в суде.
     Для работы кредитной организации и юридического лица необходимо заключить  договор о проведении расчетно-кассового обслуживания с открытием соответствующего банковского счета. По данному договору кредитная организация (банк)  обязан  сохранять денежные средства на открытом счете юридического лица, проводить зачисление поступающих на данный счет денежыне суммы, выполнение  распоряжений клиентов о перечислении и выдаче денежных средств со счета и проведении прочих  операций, которые предусмотрены для счета данного вида законодательными актами, правилами кредитного учреждения (банка) и заключенным договором.
     Без распоряжения юридического лица (клиента)  списание денежынх средств, которые находятся на счете данного клента возможно лишь по решению суда, арбитражного суда, если иное не предусмотрено законодательством.
     Банк (кредитная организация) гарантирует тайну клиентских счетов. Без согласия юридического лица (клиента) предоставление кредитной организацией  сведений о состоянии счетов и об операциях по ним невозможно (исключение - случаи, предусмотренные законодательно).
     Договор банковского счета прекращается по заявлению клиента и по другим основаниям, предусмотренным законодательством. 
     Между наличными и безналичными деньгами имеется тесная связь, выражающаяся в переходе одних в другие. Например, наличные деньги при взносе их на какой-либо счет в банке превращаются в деньги безналичного оборота. Напротив, при получении наличных денег из остатка на счете в банке деньги безналичного оборота переходят в наличные деньги.
     Безналичные расчеты - это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
     Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
     Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее, в зависимости от необходимости, счета или счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
     Расчетные операции между юридическими лицами по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием [14, c.81]:
     - корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
     - корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;
     - счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;
     - счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
     Особенности безналичных денежных расчётов:
     - в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. 
     В безналичных денежных расчетах участников трое; плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записей по счетам плательщика и получателя;
     - участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;
     - перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией. Это подчеркивает значение целесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег.
     Бесперебойность расчетов обеспечивают следующие основные принципы организации безналичных расчетов.
     Первый принцип  безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) Банка России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета). Этот принцип характеризуется тем, что все расчеты предприятий и организаций проводятся через учреждения банков. Данный принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение, как к юридическим, так и физическим лицам.
     Второй принцип  безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Тем самым закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 
     Третий принцип предполагает свободу выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с установленными требованиями в пределах, имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.
     Помимо перечисленных следует упомянуть о таких принципах организации безналичных расчетов, как срочность платежа и обеспеченность платежа.
     Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов, исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Получатель денежных средств заинтересован в зачислении средств на свой счет не в произвольные, а в заранее оговоренные и зафиксированные сроки. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение. Хозяйствующие субъекты, располагая информацией о сроках поступления платежа, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и, следовательно, могут управлять ликвидностью своего баланса.
     Принцип обеспеченности платежа тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину.
     Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены.
     Нарушение одного из них приводит к нарушению других.
     По признаку территориального расположения предприятий и обслуживающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными учреждениями банков, находящимися в одном населенном пункте, называются одногородними. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных населенных пунктах, называются иногородними.
     Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. 
     Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. 
     Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
     Сложившаяся система регулирования налично-денежного обращения в стране требует дальнейшего развития. При этом важно отметить, что прогрессивное развитие платежной системы России невозможно только за счет улучшения дел в области наличного обращения. Объективная оценка текущего положения состоит в том, что высокая доля наличности в составе денежной массы не должна рассматриваться как нормальное явление.
     Задачи расширения масштабов применения безналичных расчетов и внедрения передовых методов и инструментов таких расчетов остается одной из главных в работе Центрального Банка Российской Федерации. Однако запаздывание отмеченных мер не может служить предлогом для ослабления регулирования обращения наличности в настоящее время. Поэтому специалистами выдвигаются заслуживающие внимания предложения по усилению регулирующей роли ЦБ РФ в области наличного денежного обращения. 
     Они подразумевают создание системы тесного взаимодействия в этой сфере ЦБ РФ с коммерческими банками, а также с государственными органами финансового и экономического контроля.
      Предлагаемые методы включают такие меры: 
     - установление для хозяйствующих субъектов лимитов кассовых остатков и других кассовых нормативов (расходование средств из выручки, порядок и сроки сдачи денег в кредитное учреждение) как составные условия их обслуживания коммерческими банками; 
     - надзор за соблюдением условий работы с наличностью, за целевым использованием полученных в банке средств, инкассацией торговой выручки, соблюдением установленных нормативов; 
     - контроль за своевременной выдачей денег коммерческими банками на проведение операций, требующих расчетов наличными, и оплату труда. 
     Центральный банк внимательно изучает различные предложения по улучшению регулирования обращения наличности в экономике страны и отбирает приемлемые меры для их практического использования. Вместе с тем опыт анализа многих таких предложений показывает, что они рассчитаны для применения в идеальной экономике, где эффективно работают все кредитные и контрольные институты, отсутствуют сбои и злоупотребления, что несвойственно текущей ситуации в России. 
     Специфика регулирования наличного денежного обращения в настоящее время со стороны ЦБ РФ состоит в том, что главным является не сокращение объема наличного оборота, хотя это и остается важной задачей, а его упорядочение. 
     Параллельно принимаются меры для расширения безналичных расчетов. По убеждению ЦБ РФ сокращение наличного оборота за счет роста масштабов безналичных расчетов должно происходить под влиянием экономической выгоды, которая будет очевидной для хозяйствующих субъектов. 
     Такой подход требует проведения долговременной последовательной политики усилиями не одного только Центрального банка, а во взаимодействии с правительством и другими государственными органами. 
     Центральный банк исходит в своей политике из того, что наличные деньги еще достаточно долгое время будут занимать большое место в денежной системе России. 
     Вместе с тем, политика ЦБ РФ может не только обеспечивать устойчивое функционирование денежной системы, но и способствовать экономическому росту.
     1.2 Законодательно -  правовое регулирование  расчетно-кассового   обслуживания юридических лиц
     
     В соответствии с действующим законодательством расчеты между предприятиями проводят банки. Правительство РФ, выполняя функции по регулированию денежных расчетов, определяет предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
     Указание Банка России от 07.10.2014 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» устанавливает лимит наличных расчетов деньгами между юридическими лицами в 2015 году. Расчеты между физическими лицами наличными деньгами не ограничиваются. Главное новшество – на некоторые наличные расчеты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей смогут тратить только деньги, снятые с банковского счета и внесенные в кассу. Есть запрет на выдачу наличных из кассы из наличной выручки на цели, не упомянутые в указании ЦБ. Т.е., чтобы выдать сотруднику заём, нужно взять наличную выручку, сдать ее в банк, потом получить сумму займа наличными в банке по чеку, и только из полученных в банке наличных выдать заём. Из выручки, займов, возврата неизрасходованных подотчетных денег и всех прочих сумм, поступивших в кассу не со счета организации, наличные денежные расчеты, не поименованные в списке разрешенных, проводить нельзя. А вот и приятные нововведения наличных расчетов – индивидуальные предприниматели вправе забрать выручку из кассы на свои личные нужды без ограничения по сумме. Достаточно составить РКО - расходный кассовый ордер (расходник) с формулировкой «На личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя». А вот предельный лимит расчета наличными остался неизменным: 100 000 руб. в рамках одного договора между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 
     Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Налоговый кодекс РФ, Положение Банка России от 19 июня 2013 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
     Гражданский кодекс РФ регулирует права и обязанности хозяйствующих субъектов, равно как и устанавливается ответственность за нарушение этих обязательств. Например, гл. 45, 46 ГК РФ посвящены договору банковского счета и механизму его реализации. В соответствии со ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношения между клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Законом. 
     В договоре должны быть указаны стоимость банковских услуг и сроки их выполнения. В силу ст.161 «Сделки, совершаемые в простой письменной форме» ГК РФ договор банковского счёта должен быть совершён в простой письменной форме. 
     В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счетов клиентов осуществляется банком на основании распоряжения клиента. 
     Согласно Положению Банка России от  26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»  (п. 1.9.2 части III) операции по счетам клиентов проводятся на основании принятых к исполнению расчетных документов клиентов. Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати. В случае, если расчетный документ клиента поступает в банк по системе электронных расчетов Клиент-банк, Интернет-банк, то в данном случае в силу вступают Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»,  Положение Банка России от 10.02.98 № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями».
     Расчетные отношения регламентируются также постановлениями правительства РФ, нормативными актами Банка России [21, c.97]. Банк России является органом, регулирующим, координирующим и лицензирующим организацию расчетных отношений, в том числе клиринговых систем в России. К компетенции Банка России относятся, установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. При проведении расчетных операций основными видами деятельности банка являются [18, c.46]:
     - зачисление и хранение поступающих на счет клиента денежных средств;
     - списание по поручению клиента (а по решению суда и в других предусмотренных законодательством и договором случаях — без такого поручения) соответствующих сумм с его счета для зачисления их на счета кредиторов;
     - прием от клиента и выдача ему по его поручению наличных денег;
     - выплата установленных процентов на хранимые на счете суммы;
     - контроль законности и возможности проведения денежной операции;
     - определение остатка средств на счетах клиентов и на основании поступлений,  выдач,  начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т. д., зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;
     - извещение всех участников операций об их проведении и результатах.
     Правовое обеспечение расчетных операций основывается на  соблюдении определенных правил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими из них являются принципы организации расчетных отношений. В соответствии с этими принципами:
     - все    предприятия    независимо    от   их   организационно-правовой формы обязаны хранить денежные средства (как собственные, так и привлеченные) в банке на соответствующих счетах;
     - в наличной форме денежные средства могут находиться в  кассах банков в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;         
     - денежные расчеты между предприятиями проводятся путем безналичных расчетов через банки;
     - платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами.
       При осуществлении расчетов банки и клиенты принимают на себя определенные обязательства, которые носят императивный характер, т.е. должны строго соблюдаться по нормам Гражданского кодекса РФ. Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. При условии Несоблюдения договора банком (или неполного исполнения) или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента, банк должен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая реальный ущерб и произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.
     Так, в случаях неправильного или несвоевременного списания или зачисления средств, банк выплачивает проценты на сумму этих средств, в порядке и размерах, предусмотренных ст.395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства» ГК РФ.
     Для банка нарушение в одностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную им выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.
     Важнейшими нормами, которые регулируют расчетные отношения, являются [17, c.205]:
     - своевременность выполнения расчетов по договору;	
     - сохранность документации;	
     - конфиденциальность полученной банком информации от  клиента;
     - ответственность банка за ненадлежащее качество оказания расчетных услуг.	
     Расчеты могут быть наличными и безналичными. Безналичные - определяются как расчеты по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям (например, по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) с использованием для этого остатков денежных средств на банковских счетах. 
     В настоящее время порядок осуществления безналичных расчетов регламентируется Положением Банка России от 19 июня 2013 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
     Это Положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в валюте РФ (т.е. в рублях) и на ее территории и не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.
     Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов, составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, банками.
     Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:
     - расчетов платежными поручениями;
     - расчетов по аккредитиву;
     - расчетов инкассовыми поручениями;
     - расчетов чеками;
     - расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
     - расчетов в форме перевода электронных денежных средств.
     Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами.
     Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.
     Правовое регулирование порядка ведения кассовых операций также осуществляется Банком России. 
     Основные правила ведения кассовых операций в банке заключаются в следующем: все юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства на банковских счетах в кредитных организациях. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое юридическое лицо (в том числе и кредитная организация) должно иметь кассу, а для учета поступления и выдачи наличных денег - вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами производится по приходным кассовым ордерам типовой формы, а выдача - по расходным кассовым ордерам также типовой формы либо надлежащим образом оформленным другим документам.
     Осуществление приема и выдачи наличных денег банком в качестве предоставления услуг своим клиентам является основой кассового обслуживания. 
     Осуществление кассового обслуживания является банковской операцией, в рамках которой совершаются расчетные сделки. В результате совершения этих сделок осуществляются исполнение публично-правовых обязанностей организаций по хранению средств в кредитных организациях и гражданско-правовых обязанностей кредитных организаций по обслуживанию этих организаций, а также трансформация вещных прав в обязательственные и наоборот. Таким образом,  кассовые операции являются разновидностью расчетных операций со специальным порядком правового регулирования. 
     Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента и банка является сохранность документации, которая возлагается на банк (Закон РФ «О банках и банковской деятельности») подлежит обязательному выполнению.
     Банк также должен гарантировать клиенту конфиденциальность полученной информации. При исполнении банком своих обязательств, сведения, содержащиеся в клиентской документации, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежат разглашению третьим лицам. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.
     Таким образом, объем соответствующих сведений должен быть определен в договоре. Этические нормы банковской деятельности предусматривают безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известной банку в процессе расчетного обслуживания клиента. В противном случае за нарушение этой обязанности банк может быть лишен лицензии на право осуществления банковских операций.
     Банк несет ответственность за ненадлежащее качество выполнения расчетных операций. Если эти отношения выполняются с отступлениями от договора, ухудшившими финансовое состояние клиента, последний вправе расторгнуть его и перейти на обслуживание в другой банк.
     1.3 Деятельность Банка России по организации  платежной системы
     
     В последние десятилетия произошла кардинальная переориентация взглядов экономистов на систему расчетов: от инфраструктуры, выполняющей чисто технические (механические) функции, до базового элемента экономики. Вопросы организации системы расчетов стали оживленно обсуждаться во всем мире, в том числе и в России, где происходят преобразования в этой сфере в направлении приближения к мировым стандартам.[27, c.136]
     Термин – «платежная система» - напротив, очень широко используется в настоящее время по проблемам, связанным с банковскими расчетами. Западными специалистами это понятие раскрывается как «набор механизмов для выполнения обязательств, принимаемых хозяйствующими субъектами при приобретении ими материальных или финансовых ресурсов». К числу таких механизмов они относят «учреждения, предоставляющие платежные услуги, различные инструменты, используемые для передачи платежных указаний (включая каналы связи) и договорные отношения между заинтересованными сторонами». Межбанковские расчеты определяются ими с технологической позиции. П. Ван ден Берг считает, что «межбанковские переводы средств - это переводы, при осуществлении которых банки выступают в роли плательщика и получателя платежа. 
     Такие переводы имеют место либо когда банки производят платежи друг другу во исполнение платежей своих клиентов .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.