VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы операционно-кассового обслуживания российскими банками юридических лиц

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002249
Тема: Теоретические основы операционно-кассового обслуживания российскими банками юридических лиц
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. Теоретические основы операционно-кассового обслуживания российскими банками юридических лиц	5
1.1. Понятие и сущность операционно-кассового обслуживания юридических лиц в российских банках	5
1.2. Нормативно-правовое регулирование операционно-кассового обслуживания юридических лиц российскими банками	16
1.3. Принципы организации и проведения операций при операционно-кассовом обслуживании юридических лиц российскими банками	19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК»	24
2.1. Организация операционно-кассового обслуживания  юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк»	24
2.2. Основные направления операционно-кассового обслуживания юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк»	29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	60




     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что целью деятельности банковского учреждения как предприятия особого типа является получение максимальной прибыли, что, в частности, зависит от реализации эффективной политики управления банковскими продуктами. Проблема эффективного управления продуктами банка становится особенно актуальной в период мирового финансового кризиса, поскольку в условиях снижения ликвидности и ухудшения платежеспособности заемщиков залогом финансовой устойчивости банка становится удержание существующих и привлечение новых клиентов за счет предоставления конкурентоспособных услуг, к которым относится операционно-кассовое обслуживание клиентов.
     Изучению проблем банковских услуг посвящены работы известных иностранных и отечественных исследователей: О. Коробейниковой, Г. Коробовой, О. Лаврушина, Ф. Мишкина, М. Рассолова и др. Вместе с тем быстрые темпы развертывания глобализационных процессов в финансовой сфере и одновременное обострение противоречий развития современной мирохозяйственной системы стимулируют дальнейшие научные исследования в этой области.
     Цель работы – исследовать теоретико-методические и практические аспекты операционно-кассового обслуживания российскими банками юридических лиц и разработать предложения/рекомендации по оптимизации операционно-кассового обслуживания.
     Согласно цели работы и для ее достижения были поставлены такие задачи исследования:
    - раскрыть сущность операционно-кассового обслуживания юридических лиц в российских банках;
    - изучить нормативно-правовое регулирование операционно-кассового обслуживания юридических лиц российскими банками;
    - исследовать принципы организации и проведения операций при операционно-кассовом обслуживании юридических лиц российскими банками;
    - рассмотреть организацию операционно-кассового обслуживания  юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк»;
    - выполнить анализ основных направлений операционно-кассового обслуживания юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк»;
    - сформулировать рекомендации относительно совершенствования операционно-кассового обслуживания юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк».
     Объект исследования – деятельность ПАО «Промсвязьбанк». Предмет исследования – теоретические и практические аспекты осуществления операционно-кассового обслуживания юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк».
     Информационная база ВКР состоит из основных законодательных и нормативных актов - Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. Федеральный закон от 02.12.1990г. N 395-I "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», литературных источников, которые включают монографические издания, справочники, брошюры, статьи в периодической печати по данной теме, так и нормативные и инструктивные материалы, данные бухгалтерской и статистической отчетности коммерческого банка ПАО «Промсвязьбанк», на материалах которого написана работа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОССИЙСКИМИ БАНКАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
     
     1.1. Понятие и сущность операционно-кассового обслуживания юридических лиц в российских банках
     
     Своевременное осуществление денежных платежей является важным фактором обеспечения функционирования экономики каждой страны, что является причиной создания специальных платежных систем, способных предоставить всем субъектам экономики (физическим и юридическим лицам) возможность выполнить свои платежные обязательства своевременно и в полном объеме.
     Под платежной системой в широком смысле понимается совокупность определенных законом платежных инструментов, норм, правил, а также механизмов и процедур их применения всеми субъектами денежного оборота1. В функционировании платежной системы принимают участие все виды предприятий, государственные структуры, общественные организации, население, банки и кредитные организации. Нормативно-правовое регулирование платежной системы для всех ее участников определяет равные условия, защищает интересы каждого из них.
     Банк является субъектом платежной системы, который занимает в ней особое место. Банки в платежной системе являются как плательщиками, так и получателями платежей, а также выполняют функции посредников в платежах, целью которых является своевременный перевод денежных средств от плательщика к получателю. Свою роль в платежной системе банки выполняют, осуществляя операционно-кассовое обслуживание, которое является ключевым элементом платежной системы.
     Сущность банка как кредитной организации отражена в ст. 1 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой банк – это  кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц2.
     Банк, осуществляя свою деятельность, выполняет функции финансового посредника по размещению привлеченных клиентских средств. Его функционирование направлено главным образом на получение прибыли и максимизацию дохода при одновременном поддержании требуемого уровня ликвидности и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций.
     Операционно-кассовое обслуживание клиентов заключается в обеспечении движения денежных средств на клиентских счетах в банке согласно поручениям самих клиентов. Эти операции занимают особое место в банковской деятельности и играют важную роль в обеспечении экономических процессов на микро- и макроуровне.
     Операционно-кассовое обслуживание клиентов является одной из базовых операций банков, поэтому эти операции тесно связаны со всеми другими банковскими операциями. Любая банковская операция  неизбежно сопровождается осуществлением платежа, следовательно - расчетным или кассовым обслуживанием соответствующего клиента. Причем для выполнения таких операций банкам не нужны дополнительные резервы, поскольку необходимые средства должны принадлежать тем клиентам, по поручению которых банки осуществляют платежи или кассовые операции.
     Операционно-кассовое обслуживание относится по своему характеру к банковским услугам, соответственно за выполнение операционно-кассового обслуживания банки взимают плату с клиентов в виде комиссионного вознаграждения. Получение комиссионных доходов является безрисковой банковской деятельностью, поэтому рост объемов расчетно-кассовых операций является надежным и выгодным способом увеличения доходов и повышения рентабельности банковской деятельности.
     Операционно-кассовое обслуживание коммерческими банками юридических лиц составляет большую часть потоков совокупного денежного оборота в стране. Клиенты коммерческих банков в процессе операционно-кассового обслуживания получают денежный эквивалент за реализованные ними продукцию или услуги, осуществляют оплату необходимых для производства материальных ресурсов, производят выплату заработной платы работникам, оплачивают обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами, осуществляют накопления и использования сбережений и т.п. Вследствие этого, чем лучше банки осуществляют операционно-кассовое обслуживание своих клиентов-юридических лиц, тем лучшие условия создаются у последних для осуществления воспроизводства и экономического развития, укрепления платежной дисциплины, оздоровления финансового состояния, а в конечном итоге - для повышения жизненного уровня населения.
     В процессе осуществления банками операционно-кассового обслуживания клиентов современные исследователи, в частности, Г. Г. Коробова, выделяют три этапа: подготовка организационных, технических и технологических предпосылок для осуществления платежа; формирование и передача информации по платежу; перевод или передача денег, то есть сам платеж. 
     На этапе подготовки организационных, технических и технологических предпосылок для осуществления платежа происходит открытие счетов в банках для участников платежной системы, создание компьютерных систем связи, приема, обработки, учета и передачи информации, эмиссия платежных карточек и тому подобное. 
     На этапе формирования и передачи информации по платежу выполняются такие операции, как подготовка к осуществлению платежа, обеспечение защиты, передача и проверка на подлинность информации, необходимой для осуществления платежа. 
     На этапе осуществления платежа банк проводит перевод денег со счета плательщика на счет получателя прием-выдачу наличных средств со счетов клиентов..
     В Федеральном законе от 02.12.1990г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ст. 5 определены основные виды банковских операций. К ним относятся [3]:
     1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
     2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
     3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
     4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
     5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
     6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
     7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
     8) выдача банковских гарантий;
     9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
     Вышеперечисленные основные банковские операции  осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.
     О.И. Лаврушин определяет расчетно-кассовые операции как ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению [4, с.274]. 
     В Российской Федерации юридические лица обязаны хранить свои средства в коммерческих банках,  соответственно функция операционно-кассового обслуживания юридических лиц является одной из основных в деятельности коммерческого банка, который в свою очередь заинтересован в привлечении клиентов на расчетно-кассовое обслуживание, поскольку привлеченные средства клиентов, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые затем он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров. Этим обусловлен тот факт, что ведущие специалисты в области банковского дела операционно-кассовое обслуживание клиентов традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже важнейшим базовым банковским операциям, отражающим сущность операций банка как кредитного учреждения.
     Ключевыми понятиями, относящимися к  операционно-кассовому обслуживанию клиентов банков, являются понятия «расчёты» и «платежи».
     Расчеты – это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса. Такой же точки зрения придерживаются авторы определения, что расчеты - это процесс подсчета сумм, подлежащих уплате одними лицами другим5.
     В основном в банках ведутся такие расчеты, как определение объемов и цен ресурсов, которые размещаются, или привлекаются, расчет размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. В банковской практике они играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам6.
     Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем своего денежного обязательства или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами, акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.
     Платежи – операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом данные операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом, т.е. внесением части суммы наличными средствами, а части – в безналичной форме7.
     С целью  осуществления межбанковских безналичных расчетов банки открывают в других банках корреспондентские счета. Также каждый банк имеет в ЦБ РФ корреспондентский счет, открытый  для проведения межбанковских расчетов и других операций8.
     Для проведения безналичных расчетов банки открывают счета клиентам и заключают с ними договор на расчетно-кассовое обслуживание. Клиенты банка имеют право открывать в любом банке без ограничения такие виды банковских счетов, как расчетный счет, текущие счета и другие счета.
     Списание денежных средств по счетам осуществляется:
     - по распоряжению владельца;
     - без распоряжения владельца счета, но только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, т. е. в бесспорном порядке;
     Процедура списания средств со счета предполагает применение расчетных договоров. 
     Система правил проведения безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком РФ, а именно Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 № 383-П.
     Новое Положение о правилах осуществления перевода денежных средств подробно регламентирует осуществление расчетов в форме платежного поручения, аккредитива, инкассового поручения, чека.
     Оплата со счета производится в пределах остатка на нем денежных средств. Но если банк и клиент заключают договор об овердрафте, то банк берет на себя обязательство в некоторых пределах оплачивать платежные документы клиента при отсутствии остатка денежных средств на счете.
     Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, которые могут быть оформлены на бумажном носителе или иметь форму электронного платежного документа. К таким расчетным документам относят распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств и распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
     Гражданский кодекс РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов. Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, векселями. 
     Формы безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком. Клиенты банка самостоятельно выбирают применяемые формы расчетов, что отражается в договоре с банком. 
     В современных условиях в Российской Федерации действуют следующие формы безналичных расчетов:
     - расчеты платежными поручениями; 
     - расчеты по аккредитиву; 
     - расчеты чеками; 
     - расчеты по инкассо.  
     Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
     Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Такие документы как основание для операционно-кассового обслуживания банком принимаются им к исполнению только в случае соответствия стандартизированным требованиям. Согласно этим требованиям расчетные документы должны содержать следующие данные:
     * наименование расчетного документа;
     * номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;
     * наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;
     * наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование и номер банка получателя средств; назначение платежа (в чеке не указывается); сумма платежа (цифрами и прописью)9.
     Для совершения платежей расчетные документы печатаются в нескольких экземплярах исходя из потребностей участников расчетов. Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка.
     Срок действия расчетных документов ограничен и составляет 10 дней, не считая дня его подписания.
     Допускается, что клиент банка может отозвать свои расчетные документы.
     Установлены сроки прохождения платежей через банки10:
     5 дней между субъектами РФ;
     2 дня внутри одного субъекта.
     Гражданский кодекс РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов. Вся совокупность банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств делится в функциональном аспекте на следующие три блока [11, с.275].
     Вспомогательный блок – виды работ организационно-технического, административно-распорядительного, информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций, составляющих следующий блок.
     Основной блок – собственно платежные операции. 
     1) Зачисление на счета средств: 
     - поступивших владельцам счетов от третьих лиц;
     - вносимых самими владельцами;
     - получаемых от банка (кредиты, проценты и проч.).
     2) Списание со счетов средств в случаях:
     - выполнения клиентами своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг);
     - выполнения клиентами своих обязательств перед банками, в которых они обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионного возгнаграждения и др.);
     - уплаты клиентами налогов и исполнения других обязательных платежей;
     - получения клиентами наличных денег на оплату труда сотрудников и на текущие хозяйственные нужды.
     3) Кассовые операции (прием и выдача наличных денег).
     4) Ведение собственных счетов в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях.
     5) Ведение корреспондентских счетов других кредитных организаций, открытых в данном банке.
     Дополнительный блок – сопутствующие собственно платежным операциям дополнительные услуги банка. Среди них можно отметить, в частности, следующие:
     - перевод средств клиента с одного его счета на другой его счет;
     - конвертация одной валюты в другую; перевод наличных денег в безналичные и наоборот; размен и обмен денег и др.;
     - инкассирование денежной выручки клиентов.
     Все платежи, осуществляемые банками, делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).
     С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:
1) Внутрибанковские платежи (участник – только данный банк и его филиалы);
     2) Межбанковские платежи (участники – минимум 2 кредитные организации), которые можно проводить через:
     - корреспондентские счета в подразделениях Центрального банка РФ;
     - клиринговые центры;
     - корреспондентские счета, открытые банками непосредственно друг у друга;
     - корреспондентские счета, открытые банками в третьем банке.
     Эти банковские операции являются традиционными, и осуществляются практически всеми банками, которые в настоящее время являются универсальными, т.е. такими, которые осуществляют все виды банковских операций. 
     Система операционно-кассового обслуживания  юридических лиц в ПАО «Промсвязьбанк» – динамическая система и поэтому должна отвечать требованиям хозяйственной жизни. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и вписываться в международные расчетные отношения.
     В случае нарушения правил совершения расчетных операций банки и предприятия несут ответственность согласно нормам действующего законодательства. Имущественная ответственность между банком и его клиентом определяется нормативными актами и договорами между банком и его клиентом. К нормативным актам относятся законы РФ и правила ЦБ РФ. Согласно п. 30 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     В договорах банков с клиентами в соответствии с требованиями нормативных документов указываются процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок расторжения договора и другие существенные условия договора.
     Банк России в соответствии с федеральными законами устанавливает порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов в рублях и иностранной валюте.
     Таким образом, сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в оперативном, точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка России и внутрибанковскими правилами и документооборотом конкретного банка.
     
     1.2. Нормативно-правовое регулирование операционно-кассового обслуживания юридических лиц российскими банками
     
     Нормативно-правовое регулирование операционно-кассового обслуживания юридических лиц российскими банками осуществляется с помощью более чем 150 законов и подзаконных актов, среди которых основными являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.. Федеральный закон от 02.12.1990г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (ред. от 13.07.2015г.), Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
     Рассмотрим основные аспекты нормативно-правового регулирования операционно-кассового обслуживания юридических лиц российскими банками.
     Так, в ст. 71 Конституции РФ установлено, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется только федеральными законами на федеральном уровне, соответственно правовое регулирование банковской деятельности на уровне субъектов федерации не допускается, поскольку согласно нормам ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого финансового рынка, валютное, таможенное и кредитное регулирование, денежная эмиссия находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
     В Гражданском кодексе Российской Федерации правовые нормы о расчетах содержатся в Главе 46 ГК РФ. Например, к ним относится договор банковского счета, который является основой осуществления операционно-кассового обслуживания юридических лиц банками РФ.
     Налоговый кодекс РФ  от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления банковской деятельности, в частности осуществления операционно-кассового обслуживания юридических лиц.
     Федеральный закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Федеральный закон от 02.12.1990г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (ред. от 13.07.2015г.) среди прочих банковских операций определяет такую банковскую операцию, как расчетно-кассовое обслуживание, что выражается фактически в осуществлении расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
     Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» регулирует операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, устанавливает права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
     Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012, № 383-П, которое заменило два документа — Положение о безналичных расчетах в РФ (от 03.10.2002 № 2-П) и Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (от 01.04.2003 № 222-П), устанавливает правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями  на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации. 
     Принятие нового Положения обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. 
     Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», вступившая в силу с 1 июля 2014 года, регулирует порядок открытия, закрытия банковских счетов, определяет основания открытия счетов клиентам.
     Инструкция Банка России от 16 сентября 2010 г. N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" определяет осуществление операций с наличной валютой и чеками.
     Положение Центрального Банка РФ от 24.04.2008. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», принято в соответствии с требованиями Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), "О банках и банковской деятельности". Как отмечается в Преамбуле, оно определяет порядок ведения кассовых операций с валютой РФ в виде банкнот и монеты Банка России при осуществлении банковских операций и других сделок, порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России, неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России, денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации, а также устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории РФ.
     
     1.3. Принципы организации и проведения операций при операционно-кассовом обслуживании юридических лиц российскими банками
     
     Современные исследователи, в частности О.И. Лаврушин, к принципам осуществления расчетов относят:
     Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и платежей.
     Второй принцип — осуществление расчетов по банковским счетам.
     Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.
     Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж.
     Пятый принцип — принцип срочности платежа.
     Шестой принцип — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
     Седьмой принцип — имущественная ответственность за соблюдением договорных условий.
     Операционно-кассовое обслуживание клиентов банки осуществляют с учетом общих принципов, на которых базируется организация платежных систем. Особое значение для организации банками расчетно-кассового обслуживания клиентов имеют следующие принципы:
     - Принцип свободы выбора. Экономические агенты (юридические лица) - владельцы денежных средств имеют право выбора формы платежа и выбора банка, в котором они хотят хранять свои денежные средства и через который будут осуществлять свои расчеты в безналичной форме;
     - Принцип добровольности действий. Данный принцип заключается в том, что хранение клиентами  денежных средств в банках и их перевод осуществляется на банковские счета, которые открываются клиентам по их просьбе при согласии банков. Каждый субъект хозяйственной деятельности имеет право открыть несколько счетов в разных банках;
     - Перевод средств или выдача наличных со счета осуществляются банком по распоряжению владельца в порядке определенной им очередности и в пределах остатка средств на счете;
     - Форма перевода банком средств по счету клиента определяется самим клиентом в соответствии с формой безналичных расчетов, предусмотренной в его договоре с контрагентом, при невмешательстве банка в договорные отношения между ними. Экономические агенты, как правило, выбирают те формы расчетов, которые лучше защищают их интересы в каждой конкретной хозяйственной операции;
     - Срок перевода банком средств со счета определяется клиентом в соответствии с порядком его расчетов с контрагентом, предусмотренного в их хозяйственном договоре. Безналичные платежи между хозяйственными агентами строятся на принципе срочности и могут быть в зависимости от определенного в договоре срока досрочными, срочными и просроченными. Относительно хозяйственной операции, оплачивается, платеж может быть: предварительным (авансовым) компенсационным, то есть сделанным немедленно после совершения хозяйственной операции; отсроченным, т.е. осуществленным через определенный срок после такой операции;
     - Отношения между банком и клиентом в процессе расчетно-кассового обслуживания строятся на принципах партнерства и взаимной выгоды и осуществляются на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании. В договоре предусматриваются права и обязанности сторон, а также их ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств с фиксацией размеров штрафов за каждое из таких нарушений.
     Указанные принципы организации денежных расчетов обусловлены закономерностями функционирования рыночной экономики и наиболее полно проявляются в странах с высокоразвитыми рыночными экономиками. 
     Система расчетов – динамическая система и поэтому должна отвечать требованиям современности. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в кратчайшие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала и оборачиваемости средств. Для нормального функционирования система безналичных расчетов должна базироваться на общих и обязательных для выполнения принципах и нормативных документах. Порядок ведения расчетов в безналичной форме должен быть однообразным для всех кредитных учреждений и хозяйствующих субъектов на всей территории страны и списываться в международные расчетные отношения.
     Для осуществления платежа обязательным является наличие его акцепта, то есть согласия плательщика, которое может быть выражено при помощи выписанного плательщиком соответствующего платежного документа, например платежного поручения или чека, в котором  зафиксировано распоряжение владельца счета списать денежные средства, которые находятся на данном счете, или специального акцепта документов, которые были выписаны получателями средств (например, платежного требования, переводного векселя)12.
     Кроме того, в законодательстве предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств по недоимкам по налогам и другим обязательным платежам; на основании исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей, а также безакцептного списания за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.
     Система безналичных расчетов должна быть организована таким образом, чтобы максимально сокращался срок осуществления платежа, поэтому одним из важнейших принципов осуществления безналичных расчетов является принцип срочности. 
     Следующим принципом функционирования системы безналичных расчетов является принцип многообразия форм расчетов. Благодаря свободному выбору форм безналичных расчетов предприятия имеют возможность найти тот платежный инструмент, который наилучшим образом соответствует совершаемой сделке. Выбор той или иной формы расчетов зависит от вида товара, спроса на него, финансового положения покупателя и поставщика, характера взаимоотношений между ними, а также от способа транспортировки продукции.
     Таким образом, банки на договорной основе осуществляют расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов и выполняют их распоряжения о перечислении.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.