- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы проявления эмоциональных состояний младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000544 |
Тема: | Теоретические основы проявления эмоциональных состояний младших школьников с интеллектуальной недостаточностью |
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 1.1 Эмоциональные состояния как психический процесс. Понятие «эмоция» в психологии Проблема развития эмоциональных состояний является одной из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. В истории психологии не было ни одной значительной школы, которая не разрабатывала бы своей собственной концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Современная детская психология выдвигает положение о том, что уже в дошкольном возрасте складывается личность ребенка, которое связано с формированием эмоций. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии другого человека и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, которые принадлежат к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – тогда идет речь об астенических эмоциях. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно в художественном творчестве. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональную сферу человека представляют такие формы как эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессовые состояния, страсти, которые можно отнести к переживаниям человека своего отношения к предметам и явлениям действительности. Для того чтобы понять и выявить особенности эмоциональной регуляции необходимо провести анализ структуры данного феномена, для этого остановимся на понятии эмоции, изучим как эмоции влияют на личность ребенка, какой значение они имеют для человека. По мнению А. В. Запорожец «эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не приятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности» [11]. Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений: мимики, пантомимики, тона голоса, ряда вегетативных явлений. Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства. Г.М. Бреслав под эмоциями или эмоциональными переживаниями, подразумевал «самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения». В психологии «эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний» [2]. В отечественной и зарубежной психологии эмоции изучаются с разных сторон. Во – первых, исследуется их сущность, особенности как психологических процессов (П.К. Анохин, П.В. Симонов, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон); во – вторых, выясняется их роль в общей системе развития личности, ее ценностных ориентации, мотивации, социальных установок и т.д. (Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе). К.Изард предложил дифференциальную теорию эмоций, в которой определял «эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему». По его мнению, некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически [15]. В своей теории К. Изард выделял пять основных тезисов: «1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес; 2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания; 3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека; 4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние; 5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса». К. Изард выделял некоторые признаки базовых эмоций: «1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации». А.Н. Леонтьев выделял три вида эмоциональных процессов: собственно эмоции, чувства и аффекты [23]. «Собственно эмоции – это длительно текущее состояние, которое даже не всегда слабо проявляются во внешнем поведении». «Чувства - специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, чувство ненависти к врагу)». Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Аффект является самой мощной эмоциональной реакцией. «Он полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и тем самым, образуя обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единственную реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения». Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко меняется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Поскольку аффект захватывает человека целиком, то, если он получает выход в какой-нибудь деятельности, он ослабляется иногда до такой степени, что наступает упадок сил, безразличие. Н.В. Мельникова. Р.И Канунников отмечали, что «аффекты страха, гнева, отдельных вспышек безудержной радости могут возникать при определенных обстоятельствах и у дошкольников, которые в меньшей степени способны ими управлять, чем взрослые». При неправильном воспитании некоторые дети начинают на любые незначительные неприятности или трудности реагировать аффективными вспышками, раздражаться слезами, стучать ногами, не регулирую, не контролируя себя и свои эмоции [28]. Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость). По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др. Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии. Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того, как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д. Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов. В то же время настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом настроение становится более устойчивым — значимые для личностной сферы воздействия вызывают смену настроения. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого- нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией. Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы: стенические — повышающие жизнедеятельность организма астенические — понижающие их. Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой. От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни. Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием. Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. Эта закономерность применима для всех без исключения людей, одна и та же и неизменна по виду для всех. Последовательность эмоциональных состояний человека выглядит следующим образом: 1. Зона активной жизни: a) Энтузиазм. b) Веселье. c) Сильный интерес. 2. Зона консерватизма: a) Консерватизм. Средний интерес, умеренный интерес. Удовлетворенность, довольный, слабый интерес. Отсутствие интереса. b)Скука. Монотонность, однообразие. 3. Зона антогонизма: a) Антагонизм, открытая враждебность. Враждебность, вражда, сильная неприязнь. 4. Зона гнева: a)Гнев (злость, ярость). Ненависть. Негодование. 5. Зона страха: a) Отсутствие эмоций. b) Скрытая враждебность. c) Страх. Отчаяние. Ужас. Оцепенение. а) Сочувствие. d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение). 6. Зона горя и апатии: a) Горе (печаль). b) Заглаживание вины, искупление вины. c) Жертва. d) Апатия. Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии: 1) Радость (удовлетворение, веселье) 2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление), 4) Страх (тревога, испуг), 5) Удивление (любопытство), 6) Отвращение (презрение, брезгливость). Таким образом, в зависимости от длительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции разделяют на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные состояния характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. В психологической литературе распространено также деление эмоциональных состояний, которые испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты. 1.2. Особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста в онтогенезе Эмоции и эмоциональные состояния проявляются у ребенка уже в самом раннем возрасте. Существуют различные классификации появления эмоций. Так в исследованиях Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева были обозначены 4 этапа в развитии эмоций детей, обусловленные их возрастом: «1 этап – у детей появляется способность к «заражению» эмоциональным состоянием. С точки зрения А.Н. Леонтьева, «чувства превращаются в мотив поведения, в побуждение к действию, и поведение ребенка регулируется больше эмоциями, чем рассуждениями» [23]. 2 этап – характеризуется зарождением у ребенка умения подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Ребенок достаточно независим как от непосредственного влияния ситуации, так и от эмоционального состояния близкого человека, который уже не «заражает» его. 3 этап – изменение содержания аффектов, выражающееся в возникновении особых форм эмпатии. Эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий и выполняют коррекционную роль. 4 этап – характеризуется «интеллектуализацией аффекта». Ребенок может предвидеть результаты своей деятельности и поведения. Сложные, действенные переживания определяют возникновение способности действовать в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Знание этапности в развитии эмоций детей позволяет педагогам и родителям в процессе организации деятельности ориентироваться на эту взаимосвязь и осуществлять поиск адекватных методов стимулирования эмоций детей» [3]. Первые эмоции у ребенка после рождения отрицательные, связанные с физиологическими причинами. Это может быть связано с изменением средовых факторов, к которым он привык в утробе матери. Чуть позже, выражаясь в крике и плаче, эти отрицательные эмоции выполняют защитную функцию и являются сигналом для окружающих о неблагополучии ребенка (голод, недомогания, мокрые пеленки, желание спать и т. д.). В этот период ярко обнаруживает себя реакция страха, которая может быть вызвана резким изменением среды, положения, громкими звуками и т. д. На физиологическом уровне - это все представляет собой безусловные рефлексы. На данном этапе удовлетворение витальных потребностей создает лишь предпосылку для появления у малыша чувства радости. В процессе взросления ребенка, взаимодействия с взрослыми, которые стремятся обеспечить ему комфорт, уход, проявляя к нему доброту, ласку, заботу, начинают зарождаться положительные эмоции. Существенным этапом эмоционального развития ребенка становится образование на основе безусловных эмоциональных реакций условных, которые возникают не только в связи с ощущениями, но уже и в связи с представлениями. Это свидетельствует о расширении информационных полей, стимулирующих появление все новых и новых источников эмоций и обогащении их содержания. Постепенно расширяются и потребности ребенка, которые уже не ограничиваются только физиологическими потребностями. Как отмечает Г.А. Урунтаева, «первая социальная эмоция — улыбка в ответ на ласковый голос близкого взрослого и его склоненное лицо — появляется у малыша приблизительно на 3-4-й неделе. К 3-4-м месяцам возникает «комплекс оживления» и положительные эмоции ребенок проявляет по отношению к взрослому (матери). В этот довербальный период радостные эмоциональные реакции выступают главным коммуникативным средством общения. Общение до 6 месяцев может вызывать у ребенка только положительные эмоции. Кроме того, негативные эмоциональные переживания взрослого, обращенные к нему, не воспринимаются. И только во втором полугодии своей жизни ребенок начинает дифференцировать эмоциональные состояния взрослого, чутко реагируя на его мимику, интонационную окраску голоса, его действия». На этой основе начинает формироваться симпатия и любовь к близким как ответная реакция на их теплоту и заботу, ласку и доброжелательное внимание. Если на первых месяцах жизни реакцию радости вызывает общение со взрослым, то уже после 4 месяцев ее способна вызвать и игрушка. Побудительным фактором становится новизна предметов, попадающих в непосредственное поле зрения и доступных для манипулирования. Удовольствие доставляют и собственная двигательная активность и различные звуковые эффекты. Важной характеристикой эмоционального мира младенца является его «заражение» эмоциями окружающих людей. Ключевыми моментами эмоционального развития в младенческом возрасте являются: —примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей; — основным средством общения в довербальный период для ребенка являются выразительные эмоциональные реакции; — способность к дифференциации эмоций у ребенка развивается в ходе ситуативно-личностного общения со взрослым; — расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления; — закладываются основы высших чувств — любви и симпатии к близким, взрослым, в основе которых лежит подражание. В период раннего возраста эмоции еще носят неустойчивый характер, кратковременны и имеют бурное выражение. Характерным является эффект «эмоционального заражения». Как отмечает Г.А. Урунтаева, «в раннем возрасте эмоции преобладают над всеми психическими процессами, и зачастую определяют все поведение ребенка, которое импульсивно и порой непредсказуемо». Примерно в 1,5-2 года начинают закладываться простейшие нравственные эмоции. Стимулирующим фактором для этого выступает похвала или порицание со стороны взрослых, которая формирует первоначальное различение «хорошо — плохо». Б. Ф. Волосова отмечает, что «эмоции детей второго года жизни тесно взаимосвязаны с успешностью или неуспешностью их предметной деятельности. Источником появления данных эмоций могут являться: объект предстоящего действия, ситуация, в которой предстоит действовать, собственные действия, результат самостоятельной деятельности. Другими словами, переживания теперь связываются с успешным или неуспешным овладением умениями, а также результатами своей деятельности. В связи с этим можно утверждать, что происходит дальнейшая социализация эмоций». В этот же период начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Основной тенденцией в этом возрасте является своеобразная узурпация внимания значимого взрослого, проявление ревности к сверстнику, с которым приходится его делить. При обращении внимания взрослого на состояние другого ребенка малыш 2-3 лет способен проникнуться к своему сверстнику симпатией. В этом возрасте начинает развиваться избирательное отношение к сверстникам, что проявляется в явно демонстрируемых симпатиях. В отношении взрослых отмечается характерное для детей данного возраста стремление к похвале, поощрению с их стороны. К 3 годам начинают проявляться эстетические чувства: радость может быть вызвана красивым платьем, цветущим растением; постепенно различия касаются и характера музыки, ее «настроения». Постепенно эти оценки становятся все более независимыми от мнения взрослых. Очень часто у детей этого возраста активизируется потребность выразить себя и свои чувства через движение, пение, рисунок. Развиваются интеллектуальные чувства. Они проявляются в виде удовольствия при удовлетворении интереса к окружающему. В этот период ребенок начинает в меру своего речевого развития задавать вопросы познавательного характера. Особое значение приобретает слово, включенное в протекание эмоциональных процессов. Выраженное взрослым вербальное оценивание тех или иных явлений становится основой для дальнейшего развития чувств и моральных суждений, сначала подкрепляемое мимикой и интонацией, а затем и без таковых. Так закладывается основа для развития речевой регуляции поведения, заключающаяся в связи слова и представлений, что способствует развитию некоторой целенаправленности действий ребенка. В ситуации развития у ребенка раннего возраста потребности в похвале начинают складываться предпосылки зарождения чувства гордости и самолюбия, а также чувство стыда. Последнее, по мнению Р.Х. Шакуровой, свидетельствует о формировании у ребенка представлений о положительно и отрицательно оцениваемых взрослыми образцах поведения. Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие: — эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте; — эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность; — более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда; — особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера и происходящие с ней изменения обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей. Чувства дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Дети дошкольного возраста начинают осваивать экспрессивные формы выражения эмоций — интонацию, мимику, пантомимику. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. В связи с развитием речи ребенка и познавательной сферы происходят изменения в эмоциональной сфере. Так, например, включение речи в эмоциональные процессы приводит к их интеллектуализации. Особенности эмоций проявляются и при изменении характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: — освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства; — благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными; — эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Эмоциональный механизм адаптации детей («адаптационное поведение») осуществляется, «первичными эмоциями». Последовательность оформлена в таблице 1. Таблица 1. Эмоциональные механизмы адаптации по П.Плутчику. Первичная эмоция Процесс адаптивного поведения Адекватнее реагирование или адекватное поведение Принятие Поглощение волы, пиши Инкорпорация. Отвращение Реакция отторжения, экскреция, рвота Отвержение Гнев Устранение препятствий на пути удовлетворения Разрушение Страх Первоначально в ответ на боль или угрозу Защита Радость Реакции, сопутствующие сексуальному поведению Репродуктивное поведение Горе Утрата объекта, приносящего удовольствие Депривация Испуг Реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Ориентировка Надежда или любопытство Более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Исследование П. Плутчик определяет эмоцию как «комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов». Первичная эмоция, по П. Плутчику, «ограничена во времени и инициируется внешним стимулом: Каждой первичной эмоции и каждой вторичной эмоция соответствует определенный физиологический и экспрессивно-поведенческий комплекс. Постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации» [29]. В свою очередь, плохая адаптация тормозит процесс полноценного вызревания «первичных эмоций». «Таким образом, эмоциональная реакция как реакция вторичная - могущественный организатор поведения. В ней реализуется активность нашего организма, ... первоначальное управление реакциями возникает из эмоций. Связанная с реакцией эмоция регулирует и направляет ее в зависимости от общего состояния организма. И переход к психическому типу поведения, несомненно, возник на основе эмоций. Точно так же есть все основания предполагать, что первоначальными формами чисто психического поведения ребенка являются реакции удовольствия и неудовольствия, возникающие раньше остальных» (Эмоциональная сфера детей, 2003). Согласно исследованиям Ренса Зима (2001), «детерминирующие влияния наследственности и среды достигают максимума у маленького ребенка: в процессе роста эти детерминанты не дозируются в дополняющих друг друга пропорциях, а объединяются друг с другом в единое целое» [35]. Адаптационные функции эмоциональной сферы настолько многовариативны, насколько многовариативны формы взаимодействия наследственных способностей ребенка с окружающим миром. Также считается, что комплексное взаимодействие «общей ситуации (социальные, экономические, культурные условия), ближайшей среды (семья), «социальной среды отношений» является субъективным наполнением личности ребенка с самого первого дня его жизни. Но личностью, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности ребенок становится только в результате осуществления этой деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, и потом и самостоятельно (Зим Р.,2001). На основании мнений Л.С. Выготского (1960), П.Ф Лесгафта (1988), Э. Эриксона и других можно установить хронологическую последовательность симптомов адаптации и дезадаптации в зависимости от вызревания, развития, формирования базально-социальных эмоций в активной игровой деятельности ребенка в детском саду. Онтогенез эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в ходе теоретического анализа выглядит следующим образом: На 1-2 году пребывания в детском саду формируются базальные эмоции (интерес, печаль, страх, гнев) и формируются комбинации базально – социальных эмоций (позывы к защите, сочувствию, взаимопомощи). Адаптация ребенка в этот промежуток времени характеризуется высокой игровой активностью, коммуникабельностью, привязанностью к родителям, болезненная адаптация к детскому саду. На 2-4 году происходит развития, формирование и вызревание элементов нравственных эмоций, соучастие, взаимопомощь, продолжается развитие базальных эмоций и формирование комбинации базально – социальных эмоций. Начинают формироваться интеллектуальные эмоции, происходит активизация познавательного интереса и любознательности. Адаптация выражается в виде эмпатии, сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности. 4-6 год характеризуется формированием комбинации базально – социальных эмоций интеллектуального уровня и их интеграция. Формируются механизмы самоконтроля и саморегуляции поведенческих реакций, а также формируются адекватные эмоции на социальную реакцию. Симптомами адаптации в этот период является устойчивая эмоционально-волевая сфера, школьная зрелость, успешное усвоение программ школ (общеобразовательной, художественной, музыкальной, спортивной и т.д.), добродушие. «Характерные симптомы дезадаптации; 1 - 2 года. Пассивность, эмоциональный отклик низкий, неконтактен, формируется пассивная роль, агрессивен, отчужден от родителей, адаптация к детскому саду безболезненная. 2 - 4 года. Ребенок асоциален, груб, истеричен, ленив, жесток, уединяется во всех видах деятельности, нет навыка сотрудничества, обидчив. 4 - 6 лет. Ребенок подавлен, тревожен, дерзок, не усваивает программу обучения в школе, имеет низкую креативность, подвержен к объединению с неформальными группами, имеет склонность к дурным привычкам, наркотикам, алкоголизму, угнетен» [23]. К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От простых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к сложным: к радости восторгу, удивлению. Внешние проявления эмоций также видоизменяются, ребенок с осваиванием языка чувств —начинает использовать невербальный средств общения. «Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности» (Данилина Т.А., 2004). На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения. В дошкольном возрасте дети исключают из своего поведения аффективные вспышки, перепады настроения, конфликтность по незначительным поводам, для них уже характерно более адекватное проявление эмоций, нежели это было в раннем возрасте. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы проявления эмоциональных состояний младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Теоретические основы проявления эмоциональных состояний младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Развитие пространственных представлений у школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Социально-бытовая ориентировка»