VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы повышения конкурентоспособности.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016218
Тема: Теоретические основы повышения конкурентоспособности.
Содержание
Содержание
Введение.	3
Глава 1 Теоретические  основы повышения конкурентоспособности.	7
1.1. Конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность и факторы конкурентоспособности.	7
1.2 Факторы повышения уровня конкурентоспособности предприятия.	19
Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Махачкалинский гормолзавод»	28
2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия ОАО «Махачкалинскийгормолзавод»	28
2.2. Анализ показателей конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Махачкалинский гормолзавод»	35
2.3.Оценка действующей системы управления конкурентоспособностью на предприятииОАО «Махачкалинский гормолзавод».	42
3. Разработка концепции   повышения конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Махачкалинский гормолзавода»	                                 47
3.1 Организация управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода	47
3.2 Рекомендации по повышения конкурентоспособности продукции предприятия.	55
Заключение	60
Список использованной литературы:	64




Введение.
     Актуальность темы исследования. В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Предприятий выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами главная задача любого предприятия в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Выпуск конкурентоспособной продукции и её реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Поэтому категория конкурентоспособности является одной из ключевых, а повышение конкурентоспособности и как следствие рост экспорта являются средствами для повышения уровня жизни населения страны. В международной интеграции производства единственным критерием эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность.
     Таким образом, тема данной дипломной работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость. Перспективы развития национальной экономики и повышения её конкурентоспособности связаны,
в первую очередь, с повышением конкурентоспособности её хозяйствующих субъектов, то есть предприятий. Успех решения задач по выявлению
и усилению конкурентных позиций, предприятия в большей мере зависят от исследования поведения потребителей и выбора ими тех или иных предпочтений.
     Степень изученности темы. Проблема разработки проекта
по повышению конкурентоспособности продукции промышленного предприятия в условиях рыночных изменений получило широкое освещение
в работах отечественных и зарубежных ученных, таких как Фатхутдинов Р.П., Лифиц И.М., Черкасов В.А., Горшков В.Г., Куджаев В.В., Лунева А.М., Бабкина Л.Н., Дж. Кейнса, Петров М.А., Гринберг А.Г., Вернадский В.И., Дж. Форрестер, Чернышев М.М., и др.
     Вместе с тем наличие большого числа работ, посвященных проблеме разработки проекта по повышению конкурентоспособности продукции промышленного предприятия в условиях рыночных изменений, не исключает необходимости дальнейшего исследования в этой области.
     Объективнаянеобходимость дальнейших теоретических и практических разработок в выше обозначенной области, послужила основанием для выбора темы диссертационной работы, определения её цели и задачи.
     Сегодня конкурентоспособность в условиях рыночной системы более уязвима. Многие экономисты осознали, что разработка новой усовершенствующейся системы управления конкурентоспособностью в столь быстро развивающее время требует постоянной разработки проектов по повышению конкурентоспособности. Высокое качество и цена являются устаревшими элементами конкурентоспособности и нужны новые инновационные элементы, такие как реклама в СМИ, легко доступность товара и быстрота получения. Данный век, является веком скоропортящегося товара, который заменяется все новым и новым товаром.
     Целью данного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Махачкалинскийгормолзавод».
     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* исследовать и обобщить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
* рассмотреть конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность
и факторы конкурентоспособности;
* рассмотреть теоретические и структурные аспекты повышения уровня конкурентоспособности предприятия;
* провести анализ показателей конкурентоспособности продукции предприятия;
* оценить действующую систему управления конкурентоспособностью на предприятии;
* рассмотреть организационно экономическую  характеристику предприятия;
* исследовать пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Махачкалинскийгормолзавод»;
* выявить организацию управления конкурентоспособностью на принципах системного подхода;
* представить рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции предприятия.
     Объектом исследования является ОАО «Махачкалинскийгормолзавод», специализирующийся на производстве и торговле молочными изделиями.
     Предметом исследования выступает внешние и внутренние управленческие отношения конкурентоспособность компании с другими субъектами, складывающиеся в процессе разработки и оценки управления конкурентоспособность компании.
     Теоретической и методологической основой исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. Исследование базируется на использование статистических, программно-целевых методов, а также методов и принципов системного анализа, экспертных оценок.
     Вместе с тем приходиться констатировать, что в отечественной литературе применительно к современной российской действительности проблема разработки системы управления конкурентоспособности в условиях рыночных изменениях разработана далеко не полностью, что создает дополнительные препятствия в процессе разработки и принятия эффективных решений. При этом дополнительного исследования требуют вопросы адаптации зарубежного опыта разработки по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях рыночной экономике к деятельности отечественных субъектов хозяйствования.
     Эмпирической базой исследованияявляются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки Российских и зарубежных ученных-экономистов.
     В ходе подготовки диссертации были использованы результаты исследований механизм формирования и функционирования разработки проекта по повышению конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной изменений.
     Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов, выводов и рекомендаций в процессе разработки проекта по повышению конкурентоспособности предприятии. 
     Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости разработки системы управления конкурентоспособности в условиях рыночной экономике.
     Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 44 наименований. Работа изложена на 66 страницах, содержит
8 таблиц, 1 рисунков.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1 Теоретические  основы повышения конкурентоспособности.
1.1. Конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность и факторы конкурентоспособности.
     Конкуренция–это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.
     Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно
и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые
и производственные характеристики самого предприятия[16 ст. 225].
     Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара.
     Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.
     Так же конкурентоспособность предприятия  предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт
с потребителями, поставщиками и конкурентами.
     Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю–продажу товара, с поставщиками – через куплю-продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность предприятия проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности.
     Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:
     1. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные
и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.
     2. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).
     3. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.
     4. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства капиталом, рабочей силой, сырьем
и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
     5. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.
     6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.
     7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительном, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности
к освоению более перспективных технологий.
     Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.
     Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами
в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.
     Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом  других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли.
     Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия
и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал
и его использование». При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их.
     Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.
     Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия, и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.
     Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность
в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром
в долговременную, стратегическую устойчивость компании.
     Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.
     Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию
и как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам[45]. Это:
* ? концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
* ? качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
* ? цена товара с возможной наценкой;
* ? финансы - как собственные, так и заемные;
* ? торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
* ? послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
* ? внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
* ? предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их
в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
     Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис. 1).
     Рисунок 1.1.  - Многоугольник конкурентоспособности
     Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому
(на рисунке 1.1 - предприятия А и Б).
       Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:
* - финансовое положение предприятия;
* - наличие передовой технологии;
* - обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
* - способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;
* - наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;
* - состояние технического обслуживания;
* - действенность рекламы и системы связей с общественностью;
* - кредитоспособность основных покупателей.
     Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается
в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента. 
     Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.
     Факторы конкурентоспособности, по мнению М.Портера [34 ст. 524], напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:
     1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
     2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия
и географическое положение страны базирования предприятия.
     3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной
в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка
и других источниках.
     4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
     5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
     Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.
     Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия,
М.Портер предлагает делить на несколько типов.
     Во-первых, на основные и развитые.
     Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
     Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.
     Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, отраслей, связанных
с сельским и лесным хозяйством и отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу.
     Гораздо большее значение для конкурентоспособности имеют развитые факторы, как факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала
и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов – это использование высококвалифицированных кадров
и высоких технологий.
     Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой
и наличием высококвалифицированных специалистов.
     Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы.
     Другим принципом деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы делятся на общие
и специализированные.
     Общие факторы, к которым М.Портер относит систему автомобильных дорог, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.
     Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения [11 ст. 355],
     Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран.
     Специализированные факторы, которые порой состоят из общих
и образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.
     Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
     И, наконец, еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.
     Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер[34 ст. 524],но и другие западные экономисты, такие как Б.Скотт, Дж.Лодж, Дж.Бауэр, Дж.Зюсман, Л.Тайсон.
     Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.
     При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.
     Во-вторых, факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.
     К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.
     К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести:
     -  потенциал маркетинговых служб научно-технический, производственно-технологический, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы;
     - уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов;
     - эффективность производственного контроля, испытаний
и обследований;
     - уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ;
     - уровень технического обслуживания в пост производственный период; сервисного и гарантийного обслуживания.
     То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.
     Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.
     Пути повышения конкурентоспособности предприятия: 
     • Постоянное использование нововведений.
     • Поиск новых, более совершенных форм реализуемого товара.
     • Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
     • Реализация только высококачественных товаров.
     • Постоянное обучение и переподготовка кадров.
     • Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
     • Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
     • Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
     • Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.
     • Регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий.
     • Улучшение логистической деятельности (особенно важно для крупных сетевых операторов).


1.2 Факторы повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
     Непрерывным условием эффективного управления организацией является её постоянная адаптация к внешним условиям функционирования. Но адаптироваться можно только к тому, что хорошо известно. Внешняя среда, чаще агрессивная, чем доброжелательная не только создает угрозы организациям, но и предоставляет возможности, которые необходимо уметь выявлять. Какие бы цели себе организация не ставила: выживание, стабилизация или рост – оно вынужденно быть маневренным (обходить препятствия) и гибким (легко поддаваться изменениям). Но при этом угрозы внешней среды не только нужно уметь обходит, но и иметь внутренний потенциал, чтобы им противостоять. Первые два свойства (маневренность и гибкость) являются сущностью адаптивности, последнее – устойчивости, под которой понимается способность организации как системы противостоять воздействиям внешней среды, сохраняя при этом качественную определенность. Тот внутренний потенциал, которые обеспечивает «достойное» противостояние, должен и может быть повышен через укрепление сильных сторон и их использование, и устранение слабых. Если эти условия выполняются, организация сохраняет конкурентоспособность, которая является практическим результатом эффективного управления.
     Реализация всех подходов к повышению конкурентоспособности требует организационного сопровождения, т. е. повышение финансового, материально-технического, информационного, социокультурного потенциалов организации происходит в рамках организационной структуры, обеспечивающей как адаптацию её к условиям внешней среды, так и устойчивость на её воздействия.
     Следовательно, особое внимание в рамках управления конкурентоспособностью должно уделяться организационно-структурному потенциалу объекта.
     Меры обеспечения конкурентоспособности организации включают:
     1. Постановку цели с помощью эффективного организационного механизма (процесс рационального формирования структуры организации).
     2. Обеспечение взаимодействия элементов системы для получения интегрального, общего эффекта (процесс создания и развития культуры).
     Организационная структура управления в значительной мере определяет результативность взаимодействия подразделений и эффективность функционирования управляющей системы в целом. Поэтому она должна строиться с таким расчетом, чтобы обеспечивать достижение целей организации с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Формирование организационных структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления. При проектировании организационных структур управления учитываются такие принципы, как соответствие организационной структуры содержанию деятельности объекта управления, способность к трансформации, оперативность в передаче управляющего воздействия, оптимизация уровней управления, сбалансированность прав и полномочий, равномерность нагрузки на все звенья управления и сопряженность деятельности всех структурных подразделений организации.
     При формировании аппарата управления наряду с принципами проектирования организационных структур управления должна в полной мере учитываться специфика деятельности подразделений организации, что выражается в выборе типа организационной структуры управления для каждой организации.
     Многогранность сочетания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления: последние определяются политикой, процедурами, правилами должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры – с другой.
     Конкурентная стратегия оказывает заметное влияние на выбор организационной структуры. Надо установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.
     Основными факторами эффективности структуры организации являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность управления.
     Первый фактор характеризует качество ресурсов, их экономию в процессе управления и возможность пополнения и накопления.
     Второй фактор отражает своевременность решений, экономию времени, использование новых технологий и потенциал персонала.
     Третий фактор отражает реальность и значительность целей.
     Таким образом, совершенствование организационной структуры в рамках улучшения конкурентоспособности предприятия может осуществляться по трем основным направлениям.
     1. Совершенствование механических структур за счет внутренних упрощений (изменений), которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращение числа уровней управления.
     2. Создание комплексной структуры через включение органических структур (инновационных отделов, блока развития и т. д.) в существующую механическую.
     3. Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.
     Таким образом, мы видим что, определение конкурентоспособности предприятия, ее методика и пути повышения, являются индивидуальным аспектом каждой организации и несет в себе свои особенности. Каждая организация сама для себя выбирает методику выявления и повышения конкурентоспособности присущую только ей.
     Нужно выделить, что одно из важных направлений управления конкурентоспособностью предприятия состоит в разработке методов повышения его конкурентных преимуществ и адаптационных свойств.
     К основным видам адаптации предприятия относятся:
     1)адаптация к изменению конъюнктуры рынка;
     2)адаптация к нововведениям технического и организационного характера;
     3)адаптация к социально-политическим условиям.
     Стратегические цели адаптации определяются для каждого ее вида. Стратегические цели первого вида состоят в: сохранении занятого и освоении новых сегментов рынка; диверсификации производства; освоении новых видов продукции; поддержании преимуществ выпускаемой продукции и продвижении ее на рынок. К стратегическим целям второго вида относятся: реализация новых идей и технологий; освоение новых видов материалов; совершенствование конструкции и дизайна продукции. Для адаптации третьего вида можно выделить следующие стратегические цели: использование преимуществ политического режима; получение гарантий и использование протекционистских мер органов власти; использование социальной ситуации в стране.
     Другая важная характеристика конкурентоспособности предприятия - его конкурентные преимущества, которые условно можно разделить на две категории:
     1) «превосходство в умении» 
     2) «превосходство в ресурсах».
     Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя: 
     • ноу-хау в исследованиях и проектировании; умелое использование возможностей маркетинга; 
     • умение организовать стимулирование сбыта; 
     • инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности и др. 
     Вторую категорию преимуществ определяют: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества и др.
     При анализе и оценк.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44