VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы оценки конкурентоспособности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001764
Тема: Теоретические основы оценки конкурентоспособности
Содержание
     					
     									





Казань 2015
Содержание

Введение
3
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия
5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
5
1.2 Алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия
8
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия
10
2 Оценка конкурентоспособности ООО «Барс»
25
2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Барс» 
25
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
30
2.3. Оценка конкурентоспособности деятельности ООО «Барс»

3 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Барс»

Заключение

Список использованных источников

Приложения












     
     
     Введение
      
     В условиях рыночных отношений целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли, что означает победу в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия.В свою очередь, это зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования.
     Конкурентоспособность – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
     Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
     Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
     Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ предприятия и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной курсовой работы.
     Цель курсовой работы состоит в проведении анализа и оценки конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Барс»).
     В соответствии с установленной целью можно сформулировать задачи:
1. определить сущность конкурентоспособности предприятия;
2. изучить методические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
3. провести анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Барс»;
4. на основе проведенного исследования разработать меры по повышению конкурентоспособности ООО «Барс»;
     Объектом исследования настоящей курсовой работы является ООО «Барс». Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
     При написании работы были использованы: метод анализа, метод сравнения, обобщения и метод классификации. К тому же, были использованы научная и учебная литература.
     Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
      
      
     
     
     
     
     




1.Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие  и сущность конкурентоспособности предприятия
      
     Наличие конкурирующих предприятий порождает такое явление в экономике как конкурентоспособность. Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, повышения качества товаров и уровня жизни населения.
 С экономической точки зрения, конкурентоспособность – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы производителей и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкурентоспособность в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
      Конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия, это означает, что конкурентоспособность предприятия может быть оценена только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо предприятий, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих предприятий как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
     Таким образом, конкурентоспособность предприятия - понятие относительное: одно и то же предприятие в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признано конкурентоспособным, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества предприятия по сравнению с другими, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе предприятия-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такоепредприятие-лидердолжнообладатьследующимипараметрами:
     * соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
     * соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
     * соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
     Таким образом, конкурентное преимущество одного предприятия над другим может быть оценено в том случае, когда обе организации удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом предприятия находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
     Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов предприятия, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность организации связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности организации ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.
     Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства предприятия необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей организации.
     В настоящее время, для того чтобы предприятие было конкурентоспособным в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Ихможноразделитьнатригруппыфакторов:
     * технико-экономические;
     * коммерческие;
     * нормативно-правовые.
     Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкое(tm) продукции и пр.
     Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Онивключают:
     * конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
     * предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
     * рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
     * имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
     Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
     Высокая конкурентоспособность предприятия является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом организация имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
     Управление конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы.
     Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции.

     1.2 Алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия
      
     Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает:
     * определениецелиоценки;
     * определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе;
     * выборбазысравнения;
     * определениехарактеристик, подлежащихизмерению;
     * оценкавыбранныххарактеристик;
     * расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности;
     * выводы о конкурентоспособности.
     В качестве характеристики конкурентоспособности можно рассматривать степень соответствия предприятия ключевым факторам успеха на рынке. В этом случае конкуренты не просто сравниваются — оцениваются их способности к достижению успеха.
     Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов к возможным рискам на рынке. Если рассматривать риски только как негативные проявления среды, то подобный анализ выявляет требования к деятельности предприятий отрасли, а более высокая устойчивость предприятия свидетельствует о более высокой конкурентоспособности.
     Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности, в отличие от финансово-экономических, в большей степени оперируют качественной (обычно экспертной) информацией. При этом общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.
     Е.П. Голубков предлагает для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности.
     Показателем конкурентоспособности организации является доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на продукцию предприятия. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно. Если же доля предприятия на рынке снижается, то это значит, что оно не способно конкурировать.
     Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того, чему руководство придает значение — внутрифирменным факторам, клиентам или конкурентам. При формировании конкурентного преимущества возможны варианты ?21, с.20?:
     - концентрация на конкурентах, базирующаяся на сравнении фирмы с ее ближайшими конкурентами (рыночная среда в этом случае характеризуется значительной силой конкуренции);
     - ориентация на клиентов и на удовлетворение их потребностей, когда менеджеры полагаются главным образом на мнения клиентов о том, как фирма выглядит в сравнении с конкурентами;
     - ориентация на рыночную перспективу, когда уделяется внимание как потребителям, так и конкурентам.
     Для того чтобы какой-либо фактор был не просто конкурентным, а решающим преимуществом, необходимо, чтобы он имел ключевое значение при удовлетворении потребности и одновременно базировался на уникальности бизнеса фирмы. Значение имеет как базовое качество, так и уникальность товара?5, с.258?.
     Факторы, определяющие конкурентные преимущества компании как сложной, многофункциональной, открытой, иерархической социально-экономической системы, многочисленны и разнообразны по источникам и характеру своего проявления. Классификация их затруднена, но необходима. Зачастую выделяют следующие пять групп факторов конкурентных преимуществ: ресурсные, технологические, инновационные, глобальные, культурные. Приведенный состав факторов конкурентных преимуществ может быть дополнен организационно-структурными факторами, на которые в свое время обращал внимание Й. Шумпетер. К ним относится большое число факторов, способствующих получению синергетического эффекта за счет ?17, с.244?:
     * реструктуризации деятельности компании путем продажи малорентабельных и неперспективных бизнес-единиц;
     * упрощения производственной системы;
     * слияния и поглощения в стратегически перспективных отраслях;
     * глобализации хозяйственных операций.
     Так, не случайно подавляющая часть промышленных предприятий, банков, финансовых компаний, организаций связи и коммуникаций, торговли и других сфер хозяйственной деятельности предпочитают консолидировать свои усилия как условия, способствующие повышению их конкурентоспособности, достижению стратегических преимуществ.
     В отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что фирма, работающая более длительный период времени на рынке, имеет большие конкурентные преимущества перед фирмой, только входящей на данный рынок или работающей короткий промежуток времени на нем. Другими словами — конкурентоспособность организации определяют ее конкурентные преимущества.
     В теории конкурентных преимуществ, разработанной в исследованиях известного американского ученого М. Портера, выделяются два вида конкурентного преимущества предприятия: низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Дифференциация представляет собой способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде высокого качества товаров, товаров рыночной новизны, высокого качества послепродажного обслуживания и т.д.
     Конкурентным преимуществом предприятия может быть высокая компетентность, которая проявляется в превосходстве над конкурентами в экономической, технической, технологической, организационной областях деятельности. Зачастую выделяют две группы факторов, обеспечивающих компании конкурентные преимущества, — это превосходство в ресурсах (лучшее качество, низкие цены и др.) и лучшее мастерство, умение, способности (все, что связано с эффективностью и качеством выполнения всех видов работ: исследовательских, проектных, плановых и др.). Особое значение имеют конкурентные преимущества, достигнутые через улучшение второй группы факторов, поскольку они требуют сложной и системной организации работ и значительных интеллектуальных усилий, но зато их трудно скопировать.
     Для того чтобы компания была ведущей в своей отрасли она обязана иметь конкурентные преимущества.  Конкурентное преимущество — активы и характеристики или особенности фирмы, дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции. Это может быть оборудование, позволяющее экономить на затратах, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырьё, материалы и т. д. Конкурентные преимущества – это характеристики марки или товара, которые создают определенное превосходство, над прямыми конкурентами.
     Конкурентные преимущества бывают разных видов:
     1) Внутренние и внешние;
     2) По периоду действий:
     А) долгосрочные;
     Б) краткосрочные.
     Внешние конкурентные преимущества - это отличительные качества товаров, образующих ценность для покупателя. 
     Внутренние конкурентные преимущества – отличительные характеристики товара, базирующиеся на превосходстве компании в отношении издержек производства и управления, создающих ценность для потребителя. Примером будет являться постоянно развивающиеся технологии, а именно с каждой моделью нового смартфона, ноутбука, планшетного компьютера, улучшаются их технические характеристики: работа батареи, вес устройство, качество камеры и т.п.
     Долгосрочные конкурентные преимущества или стратегические реализуются в течение долгого времени. По своей сути стратегия конкурентных преимуществ – результат усилий фирмы, направленных на вытеснение своих конкурентов с рынка.
     Конкурентные преимущества могут иметь разный уровень иерархии и относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике региона, экономике в целом, основываться на внутренних (управляемых) и внешних (неуправляемых) факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, устойчивыми и неустойчивыми. Конкурентные преимущества отражает положение торгового предприятия на рынке, позволяющее ему преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. 
     Наличие конкурентоспособного потенциала предприятия выражается в конкурентных преимуществах, развитие и поддержка которых зависят от качества управления, и реализуются в нововведениях и инновациях. Наличие устойчивых конкурентных преимуществ предприятия является результатом системного подхода к управлению предприятием, а именно, через весь механизм организационно-производственного комплекса: менеджмент, производство, НИОКР, финансы, маркетинг, кадры, которые неразрывно связаны между собой и внешним миром. Источники успеха предприятия заключаются в умении оперативно реагировать и принимать эффективные решения с изменением входной информации извне. 
     При современных стратегических подходах к управлению, когда каждое предприятие должно заботиться о выживании и развитии в долгосрочной перспективе, для определения и прогнозирования конкурентоспособности предприятия, необходимо использовать понятие конкурентного потенциала которое аккумулирует в себе не только нынешние внутренние и рыночные конкурентные преимущества, но и возможности эффективной реализации этих преимуществ в определенных условиях развития внешней среды. 
     То есть, возможность оперировать такой характеристикой конкурентного положения фирмы как конкурентный потенциал, а также диагностировать эту характеристику дает возможность предприятию прогнозировать степень достижения поставленных стратегических целей. 
      
      
     1.3 Методики определения конкурентоспособности предприятия
      
     SWOT-анализ 
     SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология.
     В графах 1-5 отмечается место, занимаемое предприятием на рынке (сегменте рынка) по следующему принципу:
Графа 1. Лучше, чем кто-либо на рынке, лидирует в отрасли.
Графа 2. Выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности хорошие и стабильные.
Графа 3. Средний уровень. Соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.
Графа 4. Уровень ниже среднего. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности.
Графа 5. Положение тревожное. Предприятие находится в кризисной ситуации.
     Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия не дает интегрального показателя конкурентоспособности и, как следствие — затруднительно произвести сравнение конкурентных преимуществ предприятий-конкурентов.
 Оценка конкурентоспособности предприятия на базе 4Р
     Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий- конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.
     Недостатком данного метода является то, что оценка факторов конкурентоспособности проводится экспертами.
 Оценка конкурентоспособности Ж.Ж. Ламбена
     Методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена. Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия представлены в табл. 1.
     Таблица 1. Индикаторыоценкиконкурентоспособностипредприятия
Критерии оценки
Диапозон оценок

Низкая(1-2 балла)
Средняя(3-4 балла)
Высокая (5баллов)
1. Относительная доля рынка
Менее 1/3 лидера
Более 1/3 лидера
Лидер
2. Отличительные свойства товара
Товар не дифференцирован
Товар дифференцирован
Товар уникален
3. Издержки
Выше, чем у прямого конкурента
Такие же, чем у прямого конкурента
Ниже, чем у прямого конкурента
4. Степень освоения технологии
Осваивается с трудом
Осваивается легко
Осваивается полностью
5. Каналы товародвижения
Посредники не контролируются
Посредники контролируются
Прямые продажи
6. Имидж
Отсутствует
Развит
Сильный имидж
      
     Метод основан на сравнительной оценке конкурентоспособности компаний,действующих на товарном рынке.
      Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок компаний к балльным оценкам лидера. Лидер — это компания, получившая наивысшую суммарную балльную оценку, ему присваивается коэффициент, равный 1. Высокий уровень конкурентоспособности достигается при коэффициенте от 1,0 до 0,9. Средний уровень — при коэффициенте от 0,9 до 0,7. Низкийуровеньконкурентоспособности — прикоэффициентениже 0,7. Алгоритмоценкиконкурентоспособности:
     * подсчитываются баллы по каждому конкуренту;
     * выявляется конкурент с максимальным числом баллов, его коэффициент конкурентоспособности устанавливается равным 1;
     * устанавливается коэффициент конкурентоспособности для конкурентов путем соотнесения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера:
     * в зависимости от значения коэффициента конкурентоспособности всем конкурентам присваиваются места.
 Рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятия
     Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия — установление иерархии компаний на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях. Порядок определения рейтинговой оценки:
     1. получение исходной информации по всем сравниваемым предприятиям;
     2. исходная информация представляется в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей (i = 1, 2...., n), а по столбцам — сравниваемые предприятия (j = 1, 2...., m);
     3. исходные показатели соотносите соответствующими показателями предприятия-конкурента (лучшего в отрасли, эталонного предприятия) по формуле:
      
     где хij - относительные показатели хозяйственной деятельности предприятия:
     4. для анализируемого предприятия определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле:
      
     где Rj — рейтинговая оценкауj-го предприятия; Х1Х2,.. .Хn — относительные показатели j-того анализируемою предприятия;
     5. предприятия-конкуренты ранжируются в порядке убывания рейтинговой оценки. Наибольший рейтинг имеет предприятие с максимальным значением сравнительной оценки, рассчитанной по формуле выше.
     Рейтинговые методики могут учитывать не только материальные активы, но и нематериальные активы (репутация руководства, организационные способности и др.), например: общее качество руководства, качество продукции или услуг, финансовая стабильность, степень социальной ответственности и др.
 Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия
     Методика оценки конкурентоспособности предприятия, основанная на комплексном исследовании внутренней среды предприятия, предполагает два направления:
     * определение перечня внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности предприятия,
     * определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей.
     Первое направление исследования — выявление состава внутренних факторов и оценка их влияния на эффективность и качество деятельности компании — проводится для установления резервов совершенствования деятельности. Исследование основано на использовании методики комплексного анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового менеджмента. Поэтому, как правило, анализ начинается с рассмотрения финансового состояния компании. Этот анализ направлен на выяснение того, как предстоящее развитие компании согласуется с наличием достаточных финансовых средств и платежеспособностью компании. Финансовые показатели можно объединить в следующие четыре группы:
     Первая группа - это показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности:
     * Общая рентабельность предприятия (общая прибыль к активам).
     * Чистая рентабельность предприятия (чистая прибыль к активам).
     * Рентабельность собственного капитала (чистая прибыль к собственному капиталу).
     * Общая рентабельность производственных фондов (общая прибыль к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств).
     Вторая группа — это показатели опенки эффективности управления:
     * Чистая прибыль к объему реализации продукции.
     * Общая прибыль к объему реализации продукции.
     Третья группа - это показатели оценки деловой активности:
     * Отдача от активов (выручка от реализации продукции к активам).
     * Отдача основных фондов (выручка от реализации продукции к основным фондам).
     * Оборачиваемость оборотных фондов (выручка от реализации продукции к оборотным средствам).
     * Оборачиваемость дебиторской задолженности (выручка от реализации продукции к дебиторской задолженности).
     * Оборачиваемость банковских активов (выручка от реализации продукции к банковским активам).
     * Отдача собственного капитала (выручка от реализации продукции к собственному капиталу).
     Четвертая группа - это показатели оценки ликвидности:
     * Текущий коэффициент ликвидности (оборотные средства к срочным обязательствам).
     * Прочие активы к срочным обязательствам.
     * Индекс постоянного актива (основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам).
     * Коэффициент автономии (собственные средства к валюте баланса).
     * Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами (собственные оборотные средства к запасам).
     Анализ этих показателей позволит выяснить закономерности их изменения, оценить эффективность финансовой деятельности.
     Характеристики, свидетельствующие о снижении результативности финансовой деятельности:
     * устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
     * постояннаянехваткаоборотныхсредств:
     * высокий уровень просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
     * высокая доля заемных средств в общей сумме источников средств;
     * отсутствиедолгосрочныхконтрактов;
     * низкаярентабельностьпроизводства;
     * недостаточнаядиверсификациядеятельности;
     * высокийуровеньфинансовогориска:
     * невысокий уровень доходности финансовых инвестиций;
     * снижающиеся объемы производства и рост себестоимости продукции и др.
     Второе направление исследования — определение сильных и слабых сторон в каждой из функциональных областей — осуществляется для того, чтобы выявить направления деятельности и ресурсы (возможности), которые могут стать основой будущей стратегии компании и создания устойчивых конкурентных преимуществ. Этотанализможнопроводить в разрезе:
     * всейсовокупностифункциональныхподсистем;
     * одной или нескольких функциональных подсистем;
     * одного или нескольких элементов (например, организационной структуры, технического обеспечения, информационного обеспечения и др.) функциональных подсистем;
     * одногоэлементафункциональнойподсистемы.
     Для обеспечения сравнимости информации анализ потенциала должен проводиться по тем же областям и направлениям, что и анализ ближайших конкурентов.
 Оценка сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия
     Методика позиционирования сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятияпредусматривает составление таблицы, в которой по вертикали указываются сравниваемые характеристики (цена, качество товара, организация сбыта и др.), их относительная значимость (важность) и количественные значения; по горизонтали — подлежащие сравнению конкуренты и их характеристики. Оценка получается путем перемножения количественного значения характеристики на ее важность. Если просуммировать количественные значения сравниваемых характеристик, получим общую взвешенную оценку конкурентной силы компании и конкурентов:
      
     где К - интегральный показатель конкурентной силы; n — число оцениваемых характеристик; аi- важность i-й характеристики;
      
     Ei — экспертная оценка i-й характеристики.
     Сравнение общих взвешенных оценок покажет, у каких компаний наиболее сильное или слабое положение и насколько оно отличается.
     Сравнение взвешенных оценок компании и ее конкурентов позволит определить их конкурентные позиции как слабые, средние, сильные или лидирующие.
     Оценка конкурентной силы компании имеет относительный характер и ее значения будут определяться в зависимости от выбранной базы сравнения. Поэтому конкурентная сила компании будет иметь разные значения, если сравнение ведется с лидером отрасли, ближайшим конкурентом или аутсайдером.
     Данная методика предполагает использование косвенных обобщенных показателей. Количество факторов конкурентоспособности предприятия, подлежащих применению при использовании данной методики, неограниченно. В этом заключается одно из основных достоинств данной методики оценки конкурентоспособности. Она позволяет оценить конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, экономики страны.
 Матричная оценка конкурентоспособности предприятия
     Матричная методика оценки конкурентоспособности была предложена Бостонской консалтинговой группой, применима для оценки конкурентоспособности товаров, «стратегических единиц бизнеса» — сбытовой деятельности, отдельных компаний, отраслей. Матрица «Скорость рынка — рыночная доля» — матрица БКГ (growth - share matrix) -инструмент анализа стратегических хозяйственных единиц, хозяйственного и продуктового портфелей организации.
     Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
     Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.
 Оценка конкурентоспособности, основанная на теории эффективной конкуренции
     Метод, основанный на теории эффективной конкуренции. Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов — ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им и этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей конкурентоспособности.
     В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.
     Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
     В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
     И четвертая группа — показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
     Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные показатели хозяйственной деятельности промышленного предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Однако в этой формуле не учитывается отношение потребителей данной продукции к качеству товаров, вырабатываемых на данном предприятии.















Оценка конкурентоспособностиООО «Барс»
      
     2.1 Экономическая характеристика деятельности ООО «Барс»
      
Компания ООО «Барс» была основана в 2006 году. Основной вид деятельности компании это розничная продажа продуктов питания и сопутствующих товаров. Магазин в своей деятельности руководствуется:
- Постановлением Правительства РФ, Правила продажи продуктов питания «О защите прав потребителей», другими актами Российской Федерации;
- нормативными документами местных.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.