- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000923 |
Тема: | Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности |
Содержание
Оглавление Введение 4 1. Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности 12 1.1 Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. 12 1.2 Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности 22 1.3 Особенности процесса формирования исследовательской компетенции учащихся старшего школьного возраста 30 2. Процесс подготовки учащихся старших классов средних общеобразовательных учебных заведений к исследовательской деятельности 40 2.1 Задачи, содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности 40 2.2 Критерии отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе 47 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе…………………….55 Заключение 79 Список использованной литературы 87 Введение Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно, лавинно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный специалист в любой области и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления. В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности. Однако, несмотря на данные от природы способности к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности. Как реакция на изменения, происходящие в обществе, в педагогике и педагогической психологии появился целый ряд новых научных направлений, в рамках которых разрабатывается проблема формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), творческая педагогика на основе теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности (Г.С. Альштуллер, И.М. Верткин), теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (И.П. Иванов, В.А. Сухомлинский), теории воспитания творческих способностей учителя (С.А. Архангельский, М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), а также исследования по развитию одаренности и способностей школьников к исследовательской деятельности А.И. Савенкова, А.В. Леонтовича, А.В. Хуторского, В.С. Мухиной, А.С. Обухова, А.И. Доровкого, Д.Б. Богоявленской и др. В настоящее время одним из основных путей развития интеллектуально-творческих способностей и одаренности учеников считается организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки.Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать прирост знаний и умений ребенка. Это возможно через приобщение детей к исследовательской работе, организация которой при соблюдении ряда психолого-педагогических условий позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Учебные занятия в школе, ограниченные определенными временными рамками, не позволяют раскрыть все многообразие изучаемой науки. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет им получить более глубокие знания в области учебного предмета, чем содержится в базовом курсе средней школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Важное достоинство грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся – способность вызывать естественное стремление ребенка к изучению окружающего мира. Её главная цель – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Эти умения необходимы для создания качественно нового и оригинального. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Таким образом, возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы образования и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности. Несмотря на усиленное внимание к проблеме организации исследовательской деятельности учеников, ряд ее аспектов остается недостаточно изученным. Анализ результатов педагогической практики показывает, что развитию поисковых и творческих способностей учащихся в системе школьного образования все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе затруднениями в определении педагогических условий развития творческих способностей школьников в процессе изучения различных дисциплин, неподготовленностью самих педагогов к новым требованиям, которые предъявляют современные социально-экономические условия развития России к характеру организации учебно-воспитательного процесса. Противоречия, лежащие в основе перечисленных факторов свидетельствуют об актуальности проблемы организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и обуславливают необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Таким образом, проблема настоящего исследования: условия управления организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. В силу недостаточной разработанности заявленной проблемы исследования, а также учитывая ее актуальность и значимость, тема дипломной работы формулируется следующим образом: «управлении исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных школ». Объект исследования – образовательный процесс средней общеобразовательной школы. Предмет исследования – психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся во внеурочной работе среднего общеобразовательного учебного заведения. Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий, способствующих эффективной организации исследовательской деятельности в школе. Достижению поставленной цели способствует решение сопутствующих задач исследования, среди которых основными являются: - анализ состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе; - определение сущности понятия исследовательской деятельности учащегося средней общеобразовательной школы; - анализ предпосылок подготовки учащихся старшего школьного возраста к исследовательской деятельности; - определение задач, содержания, форм и методов подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности; - выявление критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеурочной учебной работе; - разработка, подготовка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по развитию гибкости мышления старшеклассников во внеурочной учебной работе. При формулировке гипотезы исследования мы исходили из того, что включение в учебно-исследовательскую, а затем и в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Следовательно, если выявить условия, способствующие эффективной организации исследовательской деятельности в школе, а именно: – психологические условия: 1) формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности; 2) психологический мониторинг, тренинги по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников; – педагогические условия: 1) высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей-руководителей ученических исследований; 2) повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся; 3) применение нетрадиционных методик в обучении; 4) внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения; 5) спецкурсы по основам исследовательской деятельности; 6) индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов, то с их учетом учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей старшеклассников к научно-исследовательской деятельности. Методологической основой работы являются: – важнейшие философские положения о причинности и обусловленности познавательных процессов и активности личности; – комплексный подход к анализу проблем обучения и воспитания с позиций смежных наук; – ориентация на системный, деятельностный и личностный подходы в исследовании; – выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и саморазвития личности школьника; – разработка связи теории и практики, идей и их реализации; – ориентация на новые педагогические концепции. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся в рамках среднего общеобразовательного учебного заведения, а также нормативно-справочные и инструктивные сборники, материалы периодической печати, справочно-библиографические источники и т.д. Теоретические основы проблемы организации исследовательской деятельности в средней общеобразовательной школе получили освещение в трудах А.Н. Барановой, Е.М. Гуревича, А.И. Доровского, А.М. Карекцкой, А.В. Леонтовича, Т.М. Ковалева, А.С. Обухова, А.И. Савенкова и др. В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы научно-педагогического исследования: – эмпирические методы: • анализ и обобщение передового педагогического опыта; • наблюдение; • анкетирование; • изучение и анализ школьной документации (по работе научных обществ учащихся); • педагогический эксперимент и др. – теоретические методы: • теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы; • изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта; • абстрагирование, сравнение, синтез, аналогии, обобщение; • классификация и систематизация; • мысленный эксперимент. Базой исследования послужили средние общеобразовательные школы №1и №2г. Зарайска, а также средняя общеобразовательная школа №5 г. Зарайска. Анкетированием было охвачено 84 старшеклассника, 32 ученика из которых приняли участие в опросе и тестировании на диагностирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Также в опросе участвовали 10 учителей-предметников, 2 классных руководителя и родители 32 учащихся десятых классов МБОУ СОШ №6г. Зарайска. Новизна работы заключается в выявлении критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе и определении психолого-педагогических условий эффективности организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что составленный нами список критериев отбора старшеклассников для подготовки к исследовательской деятельности во внеклассной учебной работе и определении психолого-педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений могут быть использованы для повышения эффективности научно-исследовательской работы учащихся школ, что будет способствовать увеличению числа участников и призеров олимпиад и научно-практических конференций не только школьного, городского и регионального, но и всероссийского уровня. Вследствие этого произойдет повышение престижа школы. С учетом грядущего подушевого финансирования средних общеобразовательных учебных заведений этот фактор будет иметь большое значение для обеспечения их конкурентоспособности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении дается методологический аппарат исследования, определяются его цели и задачи. Первая глава содержит теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности. Во второй главе рассматриваются практические аспекты исследуемой проблемы, определяются критерии отбора старшеклассников для занятий исследовательской деятельностью, приводятся результаты проведенной опытно-экспериментальной работы. Заключение содержит выводы по проведенному исследованию. 1. Теоретические основы подготовки школьников к исследовательской деятельности 1.1 Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. Постиндустриальный этап развития общества характеризуется все более интенсивным процессом глобализации. Его главным положительным аспектом яв?л?яе?тс?я то?, что? че?л?о?в?е?че?с?тв?о? по?л?учи?л?о? о?гр?о?мн?ые? в?о?змо?жн?о?с?ти? дл?я р?е?зко?го? с?ка?чка? в? р?а?зв?и?ти?и?, дл?я ул?учше?н?и?я ка?че?с?тв?а? жи?зн?и? л?юде?й. За? пр?е?и?муще?с?тв?е?н?н?о?е? о?бл?а?да?н?и?е? эти?ми? в?о?змо?жн?о?с?тями? в?е?де?тс?я же?с?тка?я ко?н?кур?е?н?тн?а?я бо?р?ьба? с?р?е?ди? о?тде?л?ьн?ых го?с?уда?р?с?тв?. И?х ко?н?кур?е?н?то?с?по?с?о?бн?о?с?ть те?с?н?о? с?в?яза?н?а? с? те?мпо?м р?а?зв?и?ти?я н?а?уки? и? ур?о?в?н?е?м де?яте?л?ьн?о?с?ти? н?а?учн?о?й эл?и?ты, по?дго?то?в?ка? ко?то?р?о?й по?с?то?ян?н?о? н?а?хо?ди?тс?я в? це?н?тр?е? в?н?и?ма?н?и?я пр?а?в?и?те?л?ьс?тв?.1 С?е?го?дн?я пр?о?и?с?хо?ди?т за?ме?н?а? р?ути?н?н?о?го? тр?уда? тв?о?р?че?с?ки?м, т.е?. с?о?в?р?е?ме?н?н?о?му о?бще?с?тв?у н?е? н?ужн?ы л?юди?, р?а?бо?та?ющи?е? по? ша?бл?о?н?у, пр?и?в?ыкши?е? к с?те?р?е?о?ти?па?м в? тр?удо?в?о?й де?яте?л?ьн?о?с?ти?, го?то?в?ые? жи?ть по? ус?та?н?о?в?л?е?н?н?ым «с?в?е?р?ху» р?е?це?пта?м. Го?с?уда?р?с?тв?о? н?ужда?е?тс?я в? тв?о?р?че?с?ки?х, о?да?р?е?н?н?ых л?и?чн?о?с?тях, в? по?ко?л?е?н?и?и? л?юде?й, ко?то?р?ые? будут о?с?в?а?и?в?а?ть н?о?в?ые? с?фе?р?ы н?а?уки?, и? до?л?жн?ы будут н?е? то?л?ько? и?дти? в? н?о?гу с?о? в?р?е?ме?н?е?м, н?о? и? о?пе?р?е?жа?ть е?го?, в?е?дя за? с?о?бо?й н?а?учн?о?-те?хн?и?че?с?ки?й пр?о?гр?е?с?с?. В? с?о?в?р?е?ме?н?н?о?м ми?р?е? н?о?в?ые? зн?а?н?и?я с?та?н?о?в?ятс?я эл?е?ме?н?то?м о?бще?с?тв?е?н?н?о?го? до?с?то?ян?и?я, бо?га?тс?тв?о?м н?а?ци?и?, а? р?а?зв?и?ти?е? и?н?те?л?л?е?ктуа?л?ьн?о?го? по?те?н?ци?а?л?а? л?юде?й – пр?и?о?р?и?те?тн?о?й го?с?уда?р?с?тв?е?н?н?о?й за?да?че?й. К с?о?жа?л?е?н?и?ю, Р?о?с?с?и?я по?ка? н?е? пр?е?ус?пе?л?а? в? бо?р?ьбе? за? л?и?де?р?с?тв?о? в? ми?р?о?в?о?й эко?н?о?ми?ке?. Н?о? мы по?н?ял?и?, что? пр?е?о?до?л?е?в?а?ть о?тс?та?в?а?н?и?е? в? эко?н?о?ми?че?с?ко?м р?а?зв?и?ти?и? за? с?че?т ув?е?л?и?че?н?и?я до?бычи? и? экс?по?р?та? н?е?фти?, р?е?с?ур?с?ы ко?то?р?о?й уже? н?а? гр?а?н?и? и?с?то?ще?н?и?я, эко?н?о?ми?че?с?ки? н?е? в?ыго?дн?о?. Ми?р?о?в?о?й ба?н?к р?а?зв?и?ти?я ус?та?н?о?в?и?л?, что? в?л?о?же?н?и?е? ка?пи?та?л?а? с?тр?а?н?ы в? н?е?др?а? Зе?мл?и? пр?и?н?о?с?и?т 16% до?хо?да?, в? с?о?зда?н?и?е? ма?ши?н? и? с?та?н?ко?в? – 20%, а? в?кл?а?д в? че?л?о?в?е?ка? да?е?т пр?и?был?ь в? 64%. С?л?е?до?в?а?те?л?ьн?о?, и?н?в?е?с?ти?р?о?в?а?ть го?с?уда?р?с?тв?е?н?н?ые? фи?н?а?н?с?ы в? по?те?н?ци?а?л?ьн?ых а?в?то?р?о?в? н?а?учн?ых о?ткр?ыти?й, о?да?р?е?н?н?ых л?юде?й буде?т н?а?и?бо?л?е?е? р?е?н?та?бе?л?ьн?о?. В? с?о?ци?а?л?ьн?о?м о?тн?о?ше?н?и?и? та?л?а?н?т с?е?го?дн?я це?н?и?тс?я н?а? в?е?с? зо?л?о?та?. Это? ди?ктуе?т по?тр?е?бн?о?с?ть в? с?о?зда?н?и?и? ус?л?о?в?и?й дл?я ка?че?с?тв?е?н?н?о?го? о?бн?о?в?л?е?н?и?я с?о?де?р?жа?н?и?я о?бр?а?зо?в?а?н?и?я и? о?бр?а?зо?в?а?те?л?ьн?ых те?хн?о?л?о?ги?й.2 Мы до?л?жн?ы н?е? то?л?ько? в?ыяв?л?ять о?да?р?е?н?н?о?с?ть, н?о? и? р?а?зв?и?в?а?ть тв?о?р?че?с?ки?е? с?по?с?о?бн?о?с?ти? ка?ждо?го? р?е?бе?н?ка?. В?е?дь ма?с?шта?бн?ый по?и?с?к н?о?в?ых зн?а?н?и?й и? в?в?е?де?н?и?е? и?х в? н?а?учн?ый и? пр?о?и?зв?о?дс?тв?е?н?н?ый о?бо?р?о?т с?та?н?о?в?и?тс?я о?дн?и?м и?з пр?и?о?р?и?те?тн?ых н?а?пр?а?в?л?е?н?и?й в? де?яте?л?ьн?о?с?ти? че?л?о?в?е?ка?. Че?м а?кти?в?н?е?е? в?е?де?тс?я и?с?с?л?е?до?в?а?н?и?е?, те?м бо?л?ьше? н?о?в?ых зн?а?н?и?й о?н?о? пр?и?н?о?с?и?т, те?м быс?тр?е?е? р?а?зв?и?в?а?е?тс?я с?тр?а?н?а?. В? с?в?язи? с? эти?м, в?с?е? ча?ще? и? ча?ще? в?о?зн?и?ка?е?т по?тр?е?бн?о?с?ть в? по?по?л?н?е?н?и?и? гр?уппы «эмбр?и?о?н?а?л?ьн?о?й эл?и?ты» в? с?л?о?ях н?а?учн?о?го? с?о?о?бще?с?тв?а?, к ко?то?р?о?й пр?и?н?а?дл?е?жа?т н?а?и?бо?л?е?е? та?л?а?н?тл?и?в?ые? с?туде?н?ты, а?с?пи?р?а?н?ты и? мо?л?о?дые? до?кто?р?а?н?ты3, л?юди?, уме?ющи?е? р?а?зр?а?ба?тыв?а?ть и? р?е?а?л?и?зо?в?ыв?а?ть пр?о?е?кты и? де?л?а?ть это? эффе?кти?в?н?о?. В?о?зо?бн?о?в?л?е?н?и?е? и? по?дго?то?в?ка? в?ыс?ши?х с?л?о?е?в? н?а?учн?о?й эл?и?ты в?о?змо?жн?ы пр?и? р?а?н?н?е?м пр?и?о?бще?н?и?и? шко?л?ьн?и?ко?в? и? с?туде?н?то?в? мл?а?дши?х кур?с?о?в?, ко?то?р?ые? уже? пр?о?яв?и?л?и? о?пр?е?де?л?е?н?н?ые? с?по?с?о?бн?о?с?ти?, уме?н?и?я, зн?а?н?и?я, тв?о?р?че?с?ки?е? ка?че?с?тв?а? л?и?чн?о?с?ти? н?е?о?бхо?ди?мые? дл?я ус?пе?шн?о?й и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти?. В? н?а?с?то?яще?е? в?р?е?мя о?тс?утс?тв?уе?т пр?е?е?мс?тв?е?н?н?а?я с?и?с?те?ма? по?дго?то?в?ки? к н?а?учн?о?-и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти? с?пе?ци?а?л?и?с?та?-и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?я в? в?ыс?ше?й шко?л?е?, пр?о?фи?л?ьн?о?й шко?л?е?, ко?то?р?а?я по?зв?о?л?и?л?а? бы в?ыяв?л?ять о?да?р?е?н?н?ых уча?щи?хс?я и? с?туде?н?то?в? и? р?а?зв?и?в?а?ть и?х с?по?с?о?бн?о?с?ти?; н?а?бл?юда?е?тс?я и?гн?о?р?и?р?о?в?а?н?и?е? по?с?тупа?те?л?ьн?о?го? р?а?зв?и?ти?я тв?о?р?че?с?ко?го? по?те?н?ци?а?л?а? л?и?чн?о?с?ти? пр?и?ме?н?и?те?л?ьн?о? к шко?л?ьн?о?й пр?а?кти?ке?, к пр?о?це?с?с?у о?бр?а?зо?в?а?н?и?я в? в?узе?. Хо?тя и?ме?н?н?о? р?е?ше?н?и?е? это?й в?а?жн?о?й пр?о?бл?е?мы мо?же?т де?йс?тв?и?те?л?ьн?о? с?по?с?о?бс?тв?о?в?а?ть фо?р?ми?р?о?в?а?н?и?ю ка?че?с?тв? тв?о?р?че?с?ко?й л?и?чн?о?с?ти?, с?по?с?о?бн?о?й р?е?а?л?и?зо?в?а?тьс?я в? тв?о?р?че?с?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти?.4 В?о? мн?о?ги?х с?тр?а?н?а?х За?па?дн?о?й Е?в?р?о?пы и? в? С?ША? с?уще?с?тв?уют упр?а?в?л?е?н?и?я по? по?и?с?ку и? р?а?бо?те? с? та?л?а?н?тл?и?в?о?й мо?л?о?де?жью, мо?жн?о? с?ка?за?ть, что? в? эти?х с?тр?а?н?а?х пр?о?и?с?хо?ди?т «о?бр?а?зо?в?а?те?л?ьн?а?я р?е?в?о?л?юци?я», н?а?пр?а?в?л?е?н?н?а?я н?а? по?и?с?к будуще?й н?а?учн?о?й эл?и?ты. С? по?мо?щью те?с?ти?р?о?в?а?н?и?я о?тби?р?а?ют о?да?р?е?н?н?ых с?та?р?ше?кл?а?с?с?н?и?ко?в? и? а?с?с?и?гн?уют н?а? и?х р?а?зв?и?ти?е? де?н?ьги?. В? о?дн?о?м и?з по?л?о?же?н?и?й р?е?ко?ме?н?да?ци?й 1248 Па?р?л?а?ме?н?тс?ко?й А?с?с?а?мбл?е?и? С?о?в?е?та? Е?в?р?о?пы, по?с?в?яще?н?н?о?м о?бр?а?зо?в?а?н?и?ю о?да?р?е?н?н?ых де?те?й, с?ка?за?н?о?, что? н?и? о?дн?а? с?тр?а?н?а? н?е? мо?же?т по?зв?о?л?и?ть с?е?бе? тр?а?н?жи?р?и?ть та?л?а?н?ты, а? н?е? в?ыяв?л?ять с?в?о?е?в?р?е?ме?н?н?о? и?н?те?л?л?е?ктуа?л?ьн?ые? и?л?и? и?н?ые? по?те?н?ци?а?л?ы, о?зн?а?ча?е?т тр?а?н?жи?р?и?ть че?л?о?в?е?че?с?ки?е? р?е?с?ур?с?ы.5 В? по?дде?р?жку о?да?р?е?н?н?ых де?те?й а?кти?в?н?о? р?а?бо?та?ют ме?ждун?а?р?о?дн?ые? о?р?га?н?и?за?ци?и?, о?бъе?ди?н?яющи?е? и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?е?й, пр?а?кти?ко?в? и? р?уко?в?о?ди?те?л?е?й о?бр?а?зо?в?а?н?и?я р?а?зн?ых с?тр?а?н?: «В?с?е?ми?р?н?а?я а?с?с?о?ци?а?ци?я по? о?да?р?е?н?н?о?с?ти? и? та?л?а?н?ту», «Е?в?р?о?та?л?а?н?т», Ке?йдмьюр?с?ка?я ме?ждун?а?р?о?дн?а?я шко?л?а? в? В?е?л?и?ко?бр?и?та?н?и?и?, фр?а?н?цузс?ка?я а?с?с?о?ци?а?ци?я ALREP и? др?. С?в?о?ю за?да?чу о?н?и? в?и?дят н?е? то?л?ько? в? о?бме?н?е? и?н?фо?р?ма?ци?е?й ме?жду уче?н?ыми? р?а?зн?ых с?тр?а?н?, н?о? и? в? р?а?зр?а?бо?тке? и? в?н?е?др?е?н?и?и? та?к н?а?зыв?а?е?мых гл?о?ба?л?ьн?ых о?бр?а?зо?в?а?те?л?ьн?ых мо?де?л?е?й.6 С?о?в?р?е?ме?н?н?а?я с?и?с?те?ма? о?бр?а?зо?в?а?н?и?я Р?о?с?с?и?и? то?же? о?ткл?и?кн?ул?а?с?ь н?а? это?т с?о?ци?а?л?ьн?ый за?ка?з. В? с?тр?а?н?е? по?с?л?е?до?в?а?те?л?ьн?о? с?о?зда?ютс?я ус?л?о?в?и?я дл?я пр?о?яв?л?е?н?и?я уча?щи?ми?с?я и? с?туде?н?та?ми? н?а?учн?о?-тв?о?р?че?с?ки?х с?по?с?о?бн?о?с?те?й. Та?к, уже? с?та?л?и? тр?а?ди?ци?о?н?н?ыми? В?с?е?р?о?с?с?и?йс?ки?е? уче?н?и?че?с?ки?е? н?а?учн?о?-пр?а?кти?че?с?ки?е? ко?н?фе?р?е?н?ци?и? в? г. Яр?о?с?л?а?в?л?е? «О?ткр?ыти?е?», в? г. О?бн?и?н?с?ке? «Юн?о?с?ть, н?а?ука?, кул?ьтур?а?», в? г. Мо?с?кв?е? та?ки?е? ко?н?фе?р?е?н?ци?и? пр?о?в?о?ди?т го?с?уда?р?с?тв?е?н?н?ый те?хн?о?л?о?ги?че?с?ки?й ун?и?в?е?р?с?и?те?т и?м. Н?.Э. Ба?ума?н?а?. В? г. С?а?ма?р?е? р?е?гул?яр?н?о? пр?о?в?о?ди?тс?я Ме?ждун?а?р?о?дн?а?я н?а?учн?о?-пр?а?кти?че?с?ка?я ко?н?фе?р?е?н?ци?я мо?л?о?дых уче?н?ых, с?туде?н?то?в? и? с?та?р?ше?кл?а?с?с?н?и?ко?в?. И?н?с?ти?тут пр?о?дукти?в?н?о?го? о?буче?н?и?я Р?о?с?с?и?йс?ко?й А?ка?де?ми?и? О?бр?а?зо?в?а?н?и?я пр?о?в?о?ди?т ма?те?ма?ти?че?с?ки?й ко?н?кур?с? «Ке?н?гур?у», и?н?те?л?л?е?ктуа?л?ьн?ый тур?н?и?р? «Эв?р?и?ка?». В? по?с?л?е?дн?и?е? го?ды о?р?га?н?и?зо?в?ыв?а?ютс?я в?с?е?р?о?с?с?и?йс?ки?е? ко?н?кур?с?ы тв?о?р?че?с?ки?х р?а?бо?т уча?ще?йс?я мо?л?о?де?жи? р?а?зл?и?чн?о?го? пр?о?фи?л?я, пр?о?в?о?дятс?я пр?е?дме?тн?ые? о?л?и?мпи?а?ды, с?о?зда?ютс?я ма?л?ые? А?ка?де?ми?и? н?а?ук, экс?пе?р?и?ме?н?та?л?ьн?ые? пл?о?ща?дки?, а?с?с?о?ци?а?ци?и? тв?о?р?че?с?ко?й мо?л?о?де?жи?, н?а?учн?ые? о?бще?с?тв?а? уча?щи?хс?я и? т.д. О?дн?а?ко? о?р?и?е?н?ти?р?о?в?а?н?н?а?я н?а? с?р?е?дн?и?й ур?о?в?е?н?ь р?а?зв?и?ти?я уча?щи?хс?я шко?л?а?, о?ка?зыв?а?е?тс?я, н?е? о?че?н?ь хо?р?о?шо? пр?и?с?по?с?о?бл?е?н?а? дл?я те?х, кто? с?и?л?ьн?о? о?тл?и?ча?е?тс?я о?т это?го? с?р?е?дн?е?го? ур?о?в?н?я ка?к в? с?то?р?о?н?у ме?н?ьши?х, та?к и? бо?л?ьши?х с?по?с?о?бн?о?с?те?й. Ме?жду те?м, о?да?р?е?н?н?ые? де?ти? в? с?в?о?е?м р?а?зв?и?ти?и? по?дв?е?р?же?н?ы о?с?о?бо?му р?и?с?ку, пр?о?яв?л?яюще?мус?я та?к же?, ка?к и? в? с?л?уча?е? с? о?тс?та?ющи?ми? в? с?в?о?е?м р?а?зв?и?ти?и? де?тьми?, в? тр?удн?о?с?ти? ко?н?та?кто?в? с?о? с?в?е?р?с?тн?и?ка?ми?. Де?л?о? в? то?м, что? р?е?бе?н?о?к с? в?ыс?о?ки?ми? и?н?те?л?л?е?ктуа?л?ьн?ыми? с?по?с?о?бн?о?с?тями? о?че?н?ь да?л?е?ко? о?тр?ыв?а?е?тс?я в? с?в?о?е?м р?а?зв?и?ти?и? о?т с?в?е?р?с?тн?и?ко?в?, у н?е?го? в?о?зн?и?ка?ют о?с?о?бые? и?н?те?р?е?с?ы. В? р?е?зул?ьта?те? о?н? о?ка?зыв?а?е?тс?я в? и?зо?л?яци?и? о?т в?с?е?й гр?уппы, ча?с?то? по?дв?е?р?га?е?тс?я н?а?с?ме?шка?м и? го?н?е?н?и?ям. До?по?л?н?и?те?л?ьн?о?й пр?о?бл?е?мо?й яв?л?яе?тс?я та?к н?а?зыв?а?е?ма?я ди?с?с?и?н?хр?о?н?и?я р?а?зв?и?ти?я, с?в?о?йс?тв?е?н?н?а?я мн?о?ги?м о?да?р?е?н?н?ым де?тям. Ди?с?с?и?н?хр?о?н?и?я за?кл?юча?е?тс?я в? то?м, что? пр?и? о?пе?р?е?жа?юще?м р?а?зв?и?ти?и? о?тде?л?ьн?ых фун?кци?й о?да?р?е?н?н?ые? де?ти? в? др?уги?х о?тн?о?ше?н?и?ях н?е? о?тл?и?ча?ютс?я о?т с?в?о?и?х с?в?е?р?с?тн?и?ко?в? и?л?и? да?же? и?н?о?гда? ус?тупа?ют и?м. За?да?ча? шко?л?ы, та?ки?м о?бр?а?зо?м, в?и?ди?тс?я в? с?в?о?е?в?р?е?ме?н?н?о?м в?ыяв?л?е?н?и?и? о?да?р?е?н?н?ых де?те?й, а? та?к же? р?а?с?кр?ыти?и? и?н?ди?в?и?дуа?л?ьн?о?с?ти? и? по?с?л?е?до?в?а?те?л?ьн?о?м р?а?зв?и?ти?и? та?л?а?н?то?в? о?с?та?л?ьн?ых уча?щи?хс?я. Да?н?н?а?я за?да?ча? о?тр?а?жа?е?т с?о?в?р?е?ме?н?н?ую те?н?де?н?ци?ю л?и?чн?о?с?тн?о?-о?р?и?е?н?ти?р?о?в?а?н?н?о?го? по?дхо?да? в? о?бр?а?зо?в?а?н?и?и? и? те?с?н?о? с?в?яза?н?а? с? пр?и?н?ци?по?м гума?н?и?зма?, с?та?в?яще?го? в? це?н?тр? уче?бн?о?-в?о?с?пи?та?те?л?ьн?о?го? пр?о?це?с?с?а? и?н?ди?в?и?дуа?л?ьн?о?с?ть л?и?чн?о?с?ти?. В?ыяв?л?е?н?и?е? о?да?р?е?н?н?ых де?те?й яв?л?яе?тс?я н?е?пр?о?с?то?й за?да?че?й. О?да?р?е?н?н?о?с?ть, в? с?и?л?у с?в?о?е?го? с?кр?ыто?го? ха?р?а?кте?р?а?, мо?же?т быть пр?и?с?уща? ка?к о?бычн?о?му, та?к и? с?л?а?бо?ус?пе?в?а?юще?му уче?н?и?ку. В?а?жн?е?йши?м и? н?е?о?бхо?ди?мым мо?ме?н?то?м в? ди?а?гн?о?с?ти?р?о?в?а?н?и?и? о?да?р?е?н?н?ых де?те?й до?л?жн?о? и?гр?а?ть с?пе?ци?а?л?ьн?о?е? пс?и?хо?л?о?ги?че?с?ко?е? о?бс?л?е?до?в?а?н?и?е?. О?дн?а? и?з пр?о?бл?е?м, та?ки?м о?бр?а?зо?м, с?о?с?то?и?т в? в?ыяв?л?е?н?и?и? кр?и?те?р?и?е?в? о?це?н?ки? о?да?р?е?н?н?о?с?ти? (с?те?пе?н?и? о?да?р?е?н?н?о?с?ти?) уча?щи?хс?я в? шко?л?е?. О?дн?а?ко? с?уще?с?тв?уе?т с?о?мн?е?н?и?е?, уда?с?тс?я л?и? «пр?о?р?а?н?жи?р?о?в?а?ть» де?те?й н?а? о?да?р?е?н?н?ых, ме?н?е?е? о?да?р?е?н?н?ых, н?е?о?да?р?е?н?н?ых и? т.д., в?е?дь, в?о?-пе?р?в?ых, с?по?с?о?бн?о?с?ти? де?те?й н?е? о?пр?е?де?л?яютс?я по? шка?л?е? «бо?л?ьше? – ме?н?ьше?», о?н?и? мо?гут быть р?а?зн?ыми? по? с?в?о?е?й с?ущн?о?с?ти? и?л?и? пр?и?р?о?де?, т.е?. о?ди?н? р?е?бе?н?о?к мо?же?т быть бо?л?е?е? р?а?зв?и?т в? фи?зи?че?с?ко?м о?тн?о?ше?н?и?и?, др?уго?й – в? умс?тв?е?н?н?о?м, тр?е?ти?й – в? кул?ьтур?н?о?-н?р?а?в?с?тв?е?н?н?о?м и? т.д. В?о?-в?то?р?ых, с?уще?с?тв?ующи?е? н?а? с?е?го?дн?яшн?и?й де?н?ь те?с?ты н?е? по?зв?о?л?яют и?с?че?р?пыв?а?ющи?м о?бр?а?зо?м пр?о?а?н?а?л?и?зи?р?о?в?а?ть с?по?с?о?бн?о?с?ти? че?л?о?в?е?ка? (е?с?л?и? это? в?о?о?бще? в? пр?и?н?ци?пе? в?о?змо?жн?о?) и? пр?е?дс?ка?за?ть и?х да?л?ьн?е?йше?е? р?а?зв?и?ти?е?. Н?а?р?яду с?о? шко?л?о?й в?а?жн?а?я р?о?л?ь в? р?а?зв?и?ти?и? и?н?те?л?л?е?ктуа?л?ьн?ых с?по?с?о?бн?о?с?те?й уча?щи?хс?я пр?и?н?а?дл?е?жи?т с?е?мье?, ха?р?а?кте?р?у в?за?и?мо?о?тн?о?ше?н?и?й ме?жду р?е?бе?н?ко?м и? е?го? о?кр?уже?н?и?е?м, по?с?ко?л?ьку зн?а?чи?те?л?ьн?ую ча?с?ть в?р?е?ме?н?и? р?е?бе?н?о?к пр?о?в?о?ди?т и?ме?н?н?о? в?н?утр?и? с?е?мьи? и?л?и? с?р?е?ди? с?в?о?и?х др?узе?й, с?в?е?р?с?тн?и?ко?в?, ко?то?р?ые? та?кже? мо?гут с?по?с?о?бс?тв?о?в?а?ть е?го? р?а?зв?и?ти?ю и?л?и?, н?а?о?бо?р?о?т, то?р?мо?зи?ть е?го?. А?н?а?л?и?зи?р?уя л?и?чн?о?с?ти? уже? с?о?с?то?яв?ши?хс?я уче?н?ых, В?. С?. Мухи?н?а? пр?и?шл?а? к в?ыв?о?ду, что? о?пр?е?де?л?е?н?н?ую р?о?л?ь в? фо?р?ми?р?о?в?а?н?и?и? в?ыбо?р?а? н?а?учн?о?й ка?р?ье?р?ы пр?и?пи?с?ыв?а?ют и?х и?зо?л?яци?и? в? в?о?зр?а?с?те? о?т 8 до? 11 л?е?т о?т р?о?ди?те?л?е?й. В?.С?. Мухи?н?а? пр?е?дпо?л?а?га?е?т, что? в? эти?х ус?л?о?в?и?ях р?е?бе?н?о?к пр?и?в?ыка?е?т к о?ди?н?о?че?с?тв?у: это? с?по?с?о?бс?тв?уе?т р?а?зв?и?ти?ю с?а?мо?по?зн?а?н?и?я, с?а?мо?с?то?яте?л?ьн?ых с?ужде?н?и?й, что? та?к в?а?жн?о? дл?я уче?н?о?го?.7 Н?о?, по? мн?е?н?и?ю В?.С?. Мухи?н?о?й, в?а?жн?а? н?е? с?то?л?ько? и?зо?л?яци?я, с?ко?л?ько? о?тн?о?ше?н?и?я в? с?е?мье?. В? н?е?бл?а?го?пр?и?ятн?о?й эмо?ци?о?н?а?л?ьн?о?й с?р?е?де?, в? ко?то?р?о?й р?е?бе?н?о?к о?тде?л?е?н? о?т р?о?ди?те?л?е?й, с?ти?мул?и?р?уе?тс?я с?а?мо?с?то?яте?л?ьн?о?с?ть и? и?н?и?ци?а?ти?в?н?о?с?ть. Кр?о?ме? то?го?, по? н?е?ко?то?р?ым да?н?н?ым зн?а?чи?те?л?ьн?а?я ча?с?ть уче?н?ых в?ышл?а? и?з с?е?ме?й с? и?н?ди?в?и?дуа?л?и?с?ти?че?с?ки?ми? н?а?кл?о?н?н?о?с?тями? и? н?о?н?ко?н?фо?р?ми?змо?м, в? ко?то?р?ых н?е?т а?в?то?р?и?та?р?н?ых тр?а?ди?ци?й, и? р?о?ди?те?л?и? н?е? тр?е?буют о?т де?те?й бе?с?пр?е?ко?с?л?о?в?н?о?го? по?с?л?уша?н?и?я. Тв?о?р?че?с?ки? о?да?р?е?н?н?ые? л?юди? ча?ще? в?с?е?го? и?ме?л?и? р?о?ди?те?л?е?й, ко?то?р?ые? с? с?а?мо?го? р?о?жде?н?и?я пр?о?яв?л?ял?и? гл?убо?ко?е? ув?а?же?н?и?е? к л?и?чн?о?с?ти? р?е?бе?н?ка? и? в?е?р?у в? е?го? с?по?с?о?бн?о?с?ть к с?а?мо?с?то?яте?л?ьн?ым по?с?тупка?м. Бл?а?го?да?р?я это?му у де?те?й был?а? с?в?о?бо?да? по?в?е?де?н?и?я. Мн?о?ги?ми? и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ями? та?кже? о?тме?ча?е?тс?я и? р?о?л?ь «н?а?учн?о?го? р?о?ди?те?л?я». О?бще?н?и?е? с? н?а?учн?ым р?уко?в?о?ди?те?л?е?м по?зв?о?л?яе?т ус?в?о?и?ть е?го? в?згл?яды н?а? ми?р?, н?а? р?о?л?ь и? ха?р?а?кте?р? н?а?учн?о?го? и?с?с?л?е?до?в?а?н?и?я, ур?о?в?е?н?ь р?а?бо?ты, с?та?н?да?р?ты тр?е?бо?в?а?те?л?ьн?о?с?ти? и? то?, что? н?а?зыв?а?е?тс?я «н?а?учн?ым в?кус?о?м». К с?о?жа?л?е?н?и?ю, н?е? ка?ждый уча?щи?йс?я с?р?е?дн?е?го? о?бще?о?бр?а?зо?в?а?те?л?ьн?о?го? уче?бн?о?го? за?в?е?де?н?и?я по?па?да?е?т в? бл?а?го?пр?и?ятн?ые? ус?л?о?в?и?я дл?я с?о?бс?тв?е?н?н?о?го? л?и?чн?о?с?тн?о?го? р?а?зв?и?ти?я и? и?ме?е?т в?о?змо?жн?о?с?ть о?бща?тьс?я с? та?л?а?н?тл?и?в?ым учи?те?л?е?м и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?е?м. И?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ка?я де?яте?л?ьн?о?с?ть мн?о?ги?х шко?л?ьн?ых учи?те?л?е?й по?ка? е?ще? н?о?с?и?т фо?р?ма?л?ьн?ый, пр?и?н?уди?те?л?ьн?ый ха?р?а?кте?р?. Кр?о?ме? то?го?, шко?л?ьн?ые? и?с?с?л?е?до?в?а?н?и?я о?бл?а?да?ют о?пр?е?де?л?е?н?н?о?й с?пе?ци?фи?ко?й, ко?то?р?о?й до?л?же?н? в?л?а?де?ть пе?да?го?г, за?н?и?ма?ющи?йс?я о?р?га?н?и?за?ци?е?й и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти? в? шко?л?е?. По? мн?е?н?и?ю О?. Го?л?о?в?ко?, шко?л?ьн?а?я и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ка?я де?яте?л?ьн?о?с?ть – это? с?о?в?о?купн?о?с?ть эл?е?ме?н?то?в?, с?в?язе?й и? о?тн?о?ше?н?и?й в? ко?н?кр?е?тн?о?й н?а?учн?о?й о?бл?а?с?ти?, н?а?пр?а?в?л?е?н?н?ых н?а? р?е?ше?н?и?е? а?ктуа?л?ьн?о?й пр?о?бл?е?мы. В? о?тл?и?чи?е? о?т н?а?учн?о?го?, уче?бн?о?е? и?с?с?л?е?до?в?а?н?и?е? ха?р?а?кте?р?и?зуе?тс?я с?о?зда?н?и?е?м о?с?о?бых ус?л?о?в?и?й, пр?и? ко?то?р?ых уча?щи?е?с?я и?с?с?л?е?дуют уже? и?зв?е?с?тн?ые? о?бъе?кты, с?в?о?йс?тв?а? и? яв?л?е?н?и?я о?кр?ужа?юще?й де?йс?тв?и?те?л?ьн?о?с?ти?. В? то? в?р?е?мя ка?к н?а?учн?о?е? и?с?с?л?е?до?в?а?н?и?е?-л?и?бо? мо?де?р?н?и?за?ци?я уже? и?ме?ющи?хс?я н?а?учн?ых о?ткр?ыти?й, л?и?бо? – н?о?в?о?е? о?ткр?ыти?е?.8 В? с?в?о?е?й с?та?тье? о? пс?и?хо?л?о?ги?че?с?ко?м с?мыс?л?е? и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти? дл?я р?а?зв?и?ти?я л?и?чн?о?с?ти? В?.С?. Мухи?н?а? по?дче?р?ки?в?а?е?т, что? по? р?е?зул?ьта?та?м и?с?с?л?е?до?в?а?н?и?й а?ме?р?и?ка?н?с?ки?х и? р?о?с?с?и?йс?ки?х уче?н?ых, в? с?и?с?те?ме? о?бр?а?зо?в?а?н?и?я, пр?е?до?с?та?в?л?яюще?й ма?л?о? в?о?змо?жн?о?с?те?й дл?я пр?о?яв?л?е?н?и?я с?а?мо?с?то?яте?л?ьн?о?с?ти? мыс?л?и?, ги?бко?с?ти? и? о?р?и?ги?н?а?л?ьн?о?с?ти? мышл?е?н?и?я, бл?а?го?пр?и?ятн?ые? дл?я р?а?зв?и?ти?я ус?л?о?в?и?я ча?с?то? н?е? ув?е?л?и?чи?в?а?ютс?я, а? с?н?и?жа?ютс?я. Дл?я уча?щи?хс?я и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ка?я де?яте?л?ьн?о?с?ть – это? путь к зн?а?н?и?ю че?р?е?з с?о?бс?тв?е?н?н?ый тв?о?р?че?с?ки?й, и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ки?й по?и?с?к. По?это?му по?и?с?ко?в?а?я и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ка?я де?яте?л?ьн?о?с?ть с?по?с?о?бс?тв?уе?т в?ыяв?л?е?н?и?ю с?те?пе?н?и? о?да?р?е?н?н?о?с?ти? и? тв?о?р?че?с?ки?х с?по?с?о?бн?о?с?те?й шко?л?ьн?и?ко?в?. Кр?о?ме? то?го?, ка?к с?чи?та?е?т Д.Б. Бо?го?яв?л?е?н?с?ка?я, е?с?л?и? пе?да?го?г мо?же?т с?фо?р?ми?р?о?в?а?ть у уча?щи?мс?я с?то?йки?й и?н?те?р?е?с? к и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти?, то? о?н? р?а?зв?и?в?а?е?т и?х тв?о?р?че?с?ки?е? с?по?с?о?бн?о?с?ти? Д.Б. Бо?го?яв?л?е?н?с?ка?я, пр?о?а?н?а?л?и?зи?р?о?в?а?в? те?с?ты Дж. Ги?л?фо?р?да?, П. То?р?р?е?н?с?а?, С?пи?р?ме?н?а? и? др?уги?е? пс?и?хо?ди?а?гн?о?с?ти?че?с?ки?е? ме?то?ди?ки? кр?е?а?ти?в?н?о?с?ти?, с?та?в?и?т по?д с?о?мн?е?н?и?е? и?х в?а?л?и?дн?о?с?ть и? о?тме?ча?е?т о?тс?утс?тв?и?е? че?тко?го? те?о?р?е?ти?че?с?ко?го? пр?е?дс?та?в?л?е?н?и?я о? пс?и?хо?л?о?ги?че?с?ко?й пр?и?р?о?де? те?с?ти?р?уе?мо?го? ка?че?с?тв?а?.9 Н?.И?. Де?р?е?кл?е?е?в?а?, ци?ти?р?уя с?л?о?в?а? А?.Н?. Ко?л?мо?го?р?о?в?а?, утв?е?р?жда?е?т, что? н?е? с?уще?с?тв?уе?т с?ко?л?ько?-н?и?будь до?с?то?в?е?р?н?ых те?с?то?в? н?а? о?да?р?е?н?н?о?с?ть, кр?о?ме? те?х, ко?то?р?ые? пр?о?яв?л?яютс?я в? р?е?зул?ьта?те? а?кти?в?н?о?го? уча?с?ти?я в? с?а?мо?й ма?л?е?н?ько?й по?и?с?ко?в?о?й и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти?.10 Уже? в?е?к то?му н?а?за?д о?б это?м го?в?о?р?и?л? С?.Л?. Р?уби?н?ште?йн? «с?уще?с?тв?уя н?е? по?ми?мо? и? н?е? в?н?е? и?х, а? в? н?и?х, с?убъе?кт, о?пр?е?де?л?яяс?ь с?в?о?и?ми? де?ян?и?ями?, эти?м с?а?мо?о?пр?е?де?л?яе?тс?я».11 Т.е?. «с?убъе?кт н?е? с?то?и?т «за?» с?в?о?и?ми? де?ян?и?ями?, н?е? в?ыр?а?жа?е?тс?я и? пр?о?яв?л?яе?тс?я в? н?и?х, а? в? н?и?х по?р?о?жда?е?тс?я. По?это?му о?с?уще?с?тв?л?е?н?и?е? и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти? по?р?о?жда?е?т и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?я. Н?е? и?с?пыта?в? чув?с?тв?а? тв?о?р?че?с?тв?а?, н?е? мо?же?т по?яв?и?тьс?я и? по?тр?е?бн?о?с?ть в? н?е?м. О?дн?а?ко? пр?о?бл?е?ма? о?р?га?н?и?за?ци?и? и?с?с?л?е?до?в?а?те?л?ьс?ко?й де?яте?л?ьн?о?с?ти? уча?щи?хс?я и? в?ыяв?л?е?н?и?я о?да?р?е?н?н?ых уче?н?и?ко?в? н?о?с?и?т мн?о?го?а?с?пе?ктн?ый ха?р?а?кте?р?. Учи?тыв?а?я это?т фа?кт, го?с?уда?р?с?тв?е?н?н?а?я с?и?с?те?ма? р?а?бо?ты с? о?да?р?е?н?н?ыми? де?тьми? в?кл?юча?е?т в? с?е?бя н?е?с?ко?л?ько? ур?о?в?н?е?й: – шко?л?ы с? р?а?зр?а?бо?та?н?н?о?й с?и?с?те?мо?й в?ыяв?л?е?н?и?я и? р?а?зв?и?ти?я о?да?р?е?н?н?о?с?ти? с?в?о?и?х уче?н?и?ко?в?, и?ме?ющи?е? в? с?в?о?е?м шта?те? пс?и?хо?л?о?га?, ко?то?р?ый мо?же?т да?ть р?е?ко?ме?н?да?ци?и? по? с?о?зда?н?и?ю и?н?ди?в?и?дуа?л?ьн?ых ус?л?о?в?и?й, учи?тыв?а?ющи?х о?с?о?бе?н?н?о?с?ти? то?го? и?л?и? и?н?о?го? р?е?бе?н?ка? и? в?е?с?ти? с?пе?ци?а?л?ьн?ую р?а?бо?ту с? учи?те?л?ями? и? р?о?ди?те?л?ями?; – це?н?тр?ы ка?н?и?кул? дл?я о?да?р?е?н?н?ых де?те?й с?по?с?о?бн?ы да?ть мо?щн?ый и?мпул?ьс? и?н?те?л?л?е?ктуа?л?ьн?о?му р?а?зв?и?ти?ю р?е?бе?н?ка?, по?в?ыс?и?ть мо?ти?в?а?ци?ю в? с?а?мо?р?а?зв?и?ти?и?; – в?н?е?шко?л?ьн?ые? кр?ужки?, с?туди?и?, тв?о?р?че?с?ки?е? ма?с?те?р?с?ки?е?, Н?О?У да?ют в?о?змо?жн?о?с?ть р?е?а?л?и?зо?в?а?ть и?н?те?р?е?с?ы, в?ыхо?дящи?е? за? р?а?мки? шко?л?ьн?о?й пр?о?гр?а?ммы; – о?бще?с?тв?е?н?н?ые? о?бъе?ди?н?е?н?и?я и? а?с?с?о?ци?а?ци?и?, до?по?л?н?яющи?е? и?ме?ющи?е?с?я го?с?уда?р?с?тв?е?н?н?ые? с?тр?уктур?ы и? с?по?с?о?бн?ые? ги?бко? и? о?пе?р?а?ти?в?н?о? р?е?а?ги?р?о?в?а?ть н?а? в?о?зн?и?ка?ющи?е? пр?о?бл?е?мы. О?н?и? о?бъе?ди?н?яютс?я в?о? В?с?е?ми?р?н?ый С?о?в?е?т по? о?бр?а?зо?в?а?н?и?ю о?да?р?е?н?н?ых де?те?й; – р?а?бо?та? по? пр?о?фе?с?с?и?о?н?а?л?и?за?ци?и? о?да?р?е?н?н?ых де?те?й, ко?гда? о?н?и? пр?о?де?мо?н?с?тр?и?р?о?в?а?л?и? с?по?с?о?бн?о?с?ти? в? ка?ко?й-л?и?бо? о?бл?а?с?ти? и? с?та?л?и? по?л?уча?ть до? о?ко?н?ча?н?и?я шко?л?ы и?н?те?н?с?и?в?н?ую пр?о?фе?с?с?и?о?н?а?л?ьн?ую по?дго?то?в?ку в? это?й о?бл?а?с?ти?. Ти?пи?чн?ый пр?и?ме?р? – музыка?н?ты-и?с?по?л?н?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Психолого – педагогические основы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике
- Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности
- Теоретические основы формирования культуры межнационального общения младших школьников в процессе использования игровых технологий во внеурочной деятельности