- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы ознакомления старших дошкольников с историей спорта.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001257 |
Тема: | Теоретические основы ознакомления старших дошкольников с историей спорта. |
Содержание
Тема: Формирование интереса к занятиям физической культурой в процессе ознакомления старших дошкольников с историей спорта Бурятии. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. Теоретические основы ознакомления старших дошкольников с историей спорта 1.1. Определение понятия «спорт», его виды и история развития………..6 1.2 Особенности работы, формы и методы по ознакомлению старших дошкольников с историей развития спорта…………………………………..12 ГЛАВА 2. 2.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..27 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..30 ВВЕДЕНИЕ Проблема раннего формирования культуры здоровья своевременна и достаточно сложна [14, с. 3]. Начало этого процесса приходится на дошкольный возраст. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. В последнее время в нашем государстве большое внимание уделяется так же развитию спорта. Большую роль в воспитании будущих спортсменов играет детский сад. Именно в дошкольном возрасте дети получают основы знаний о различных областях спорта, достижениях спортсменов. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования (2013г) предусмотрено знакомство с различными видами спорта, национальными спортивными играми. Детям даются представления об Олимпийском движении - истории, роли в жизни страны и мирового сообщества, месте Республики Бурятия в международном олимпийском движении. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что для воспитания будущих спортсменов детям ещё в дошкольном возрасте необходимо прививать любовь к спорту. Это может достигаться посредствам знакомства с развитием спорта, достижениями выдающихся спортсменов. Но основное противоречие заключается в том, что, прослеживается очевидная необходимость формирования знаний дошкольников об истории развития спорта, но в практике недостаточно уделяется внимания ознакомлению дошкольников с историей развития спорта. В настоящее время накоплено значительное количество научных публикаций о культуре бурятского народа. Это труды историков, этнографов, фольклористов, искусствоведов, педагогов. Необходимо выделить также научныепубликации, монографии и статьи местных исследователей, внесших весомый вклад в изучение различных аспектов культуры бурятского народа –Л.Л. Абаевой, Р.Д. Бадмаевой и др. Приобщение к культуре, народным традициям, национальным видам спорта народа особенно значимо в дошкольные годы.Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоитосваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Козлова С.А.,Корнеева Е.И. и др. убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечаютЛ.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний,чувств, оценок, интересов. Вышеизложенное, а также особенности развитиядетей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры. Таким образом, необходимо приобщение дошкольников кнациональной культуре на основе традиций бурятского народа. В данном случае, к истории развития спорта Республики Бурятия. Цель – Исследовать формирование интереса к занятиям физической культурой в процессе ознакомления старших дошкольников с историей спорта Бурятии. Объект исследования – старшие дошкольники. Предмет исследования – процесс ознакомления старших дошкольников с историей спорта Бурятии. Исходя из цели исследования нами были поставлены следующие задачи: - Дать определение понятию «спорт», его видам и истории развития; - Проанализировать особенности работы, формы и методы по ознакомлению старших дошкольников с историей развития спорта; - При написании курсовой работы были использованы труды и статьи ведущих специалистов в области педагогики, психологии, истории, этнокультуре, спорту, а также энциклопедии и исторические документы. База исследования: МБДОУ «Звёздочка» С. Мухоршибирь Мухоршибирского района Республики Бурятия. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ СПОРТА 1.1. Определение понятия «спорт», его виды и история развития Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания. В качестве продукта общественного развития спорт составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы. По словам Л.П. Матвеева, специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревновании с установкой на достижение высокого спортивного результата.[22,с.18] Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей [23,с.51]. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам. Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня. Итак, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. Таким образом, проанализировав работы Л.П. Матвеева, Ж.К.Холодова, В.С. Кузнецова мы выявили общее определение спорта: спорт (англ. sport, сокращение от первоначального англ. disport - «игра», «развлечение») –это организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе [32,с.45]. Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр. У разных авторов даны разные классификации видов спорта. Каждая классификация зависит от того фактора, который взят основополагающим. Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов классифицируют по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп [29,20]: К первой группе относятся такие виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К ним относятся большинство видов спорта; Вторая группа -это виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). В этих видах спорта результат обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления; Третья группа -это виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс); Четвёртая группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.); К пятой группе относятся виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.); Шестая группа -это многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.). А.И. Чикуровв своих трудах предлагает подразделять все виды спорта по количеству участников состязания и особенностей взаимодействия. Их можно разделить на: - Индивидуальные, где результат зависит только от одного спортсмена (бег, плавание, прыжки, одиночное фигурное катание и т.д.) - Парные, где результат состязания зависит от возможностей двух участников и согласованности - синхронности действий в паре (прыжки в воду, синхронное плавание, конный спорт, бальные танцы и т.д.) - Индивидуально групповые, где есть и индивидуальные соревнования и выступления в группе (художественная гимнастика, теннис и т.д.) 4. Командные виды спорта - где все зависит от координации, согласованости, синхронности действий в команде и правильной расстановке по ролям (защитник, бомбардир, вратарь, а также стратегии и тактики игры (баскетбол, гандбол, футбол и т.д.) [33,с.74]. Доцент кафедры лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого института усовершенствования врачей Г.Е. Егоров приводит классификацию видов спорта по характеру их влияния на опорно-двигательный аппарат спортсмена: симметричные, ассиметричные, смешанные виды спорта [9,с.72]. За основу в данной классификации взят характер воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена, по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта. 1. Симметричные виды спорта. Симметричные виды спорта, при занятиях которыми правая и леваяполовины тела спортсмена выполняют одновременно или попеременно одни и те же движения или действия. При этом позвоночник спортсмена занимает строго срединное положение, тело спортсмена находится в устойчивом равновесии во фронтальной плоскости. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей получают равномерную физическую нагрузку (спортивная гимнастика, конькобежный спорт, беговые виды легкой атлетики, лыжные гонки, плавание, тяжелая атлетика и др.). 2. Асимметричные виды спорта. Асимметричные виды спорта, при занятиях которыми обе половины тела спортсмена выполняют разные действия. При этом спортсмен, как правило, находится в вынужденной асимметричной позе. Кроме того, в связи с особенностями техники того или иного вида спорта позвоночник часто совершает однообразные наклонные движения в одну и ту же сторону или же происходит скручивание его вдоль вертикальной оси. В связи с этим одна половина тела испытывает нагрузку значительно в большей степени, чем другая. Равномерность развития мышц нарушается. При занятиях асимметричными видами спорта (бадминтон, баскетбол, бокс, метание, стрельба, настольный теннис, фехтование и др.) равновесие тела спортсмена во фронтальной плоскости не обладает устойчивым характером. 3. Смешанные виды спорта. Смешанные виды спорта, при занятиях которыми происходит частая смена спортивной рабочей позы, обе половины тела спортсмена испытывают постоянно и часто меняющиеся симметричные и асимметричные нагрузки. Положение позвоночника также постоянно меняется, отсутствует вынужденная спортивная поза, а если она возникает, то бывает кратковременной. Мышцы туловища, брюшного пресса и конечностей развиваются равномерно (все веды борьбы, волейбол, многоборья, регби, ручной мяч, футбол, хоккей и др.) [9]. Виды спорта в зависимости от характера нагрузки представлены в таблице 1. Таблица 1. Классификация видов спорта в зависимости от характера нагрузки Характер нагрузки Виды спорта Симметричная нагрузка Биатлон, велосипедный спорт, гимнастика спортивная, гребля на байдарке, конькобежный спорт, легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, лыжное двоеборье, плавание, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, тяжелая атлетика. Асимметричная нагрузка Акробатика в паре, банминтон, баскетбол, бокс, гребля академическая, гребля на каноэ, легкая атлетика (метание), пулевая стрельба, стрельба из лука, теннис, теннис настольный, фехтование, фигурное катание. Смешанная нагрузка Борьба вольная, борьба классическая, борьба самбо, водное поло, волейбол, гимнастика художественная, горнолыжный спорт, многоборья по легкой атлетики, регби, ручной мяч, футбол, хоккей. Отличительными признаками различных видов спорта служат так же правила соревнований, особый состав соревновательных действий, предмет состязаний и способы ведения спортивной борьбы. Виды спорта могут быть с непосредственным контактом соперников (спортивная борьба) или с опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) или с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Все виды спорта могут быть разделены на классификационные группы с преимущественным проявлением одного или нескольких физических или психических качеств: 1) к первой группе можно отнести виды спорта, в которых предъявляются высокие требования к координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание). 2) вторую группу будут представлять циклические виды спорта с достижением высокой скорости передвижения (легкоатлетический бег, конькобежный спорт, велоспорт, лыжные гонки, плавание). 3) в третью группу могут быть включены виды спорта, для которых характерно проявление скоростно-силовых качеств - перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика) или максимальное ускорение при постоянной массе (легкоатлетическое метание). 4) в четвертой группе ведущее значение будут иметь анализаторные функции и освоение оперативной информации борьбы с соперником (спортивные игры, единоборства). 5) в пятой группе предъявляются большие требования к реакциям центральной нервной системы и функциям анализаторов в связи с необходимостью обеспечивать опережающие и упреждающие действия (мотоспорт, автогонки). 6) шестая группа требует предельного напряжения центральной нервной системы при малых физических нагрузках (шашки, шахматы). 7) седьмая группа представлена видами спорта с разносторонним проявлением способностей спортсмена (различные многоборья: современное пятиборье, биатлон) [25,с.15]. 1.2 Особенности работы, формы и методы по ознакомлению старших дошкольников с историей развития спорта Многие авторы (Е.Л. Слепченко, Е.С. Вильчковский, Л.А. Сварковская) подчеркивают важность работы по ознакомлению старших дошкольников с историей развития спорта на формирование физической культуры дошкольника. Анализируя рекомендуемое содержание литературы и объем преподносимой информации, можно отметить следующее: это, в общем, большой объем зачастую непонятной и неинтересной детям информации, предназначенной, скорее, для взрослых. Возможно, именно по этой причине на практике детям не часто преподносится данная информация: воспитателю проще провести спортивную игру, чем доходчиво рассказать об истории развития спорта [27,с.25]. Авторы, занимающиеся данным вопросом, в основном уделяют внимание аспектам, которые не связаны с историей спорта. История развития спорта является важной частью воспитания физической культуры дошкольника, ведь именно оттуда дошкольник черпает новую для себя информацию о физкультуре и спорте, необходимую, в дальнейшем, как для интеллектуального развития ребенка, так и для стимуляции интереса и желания дошкольника бережно относиться к своему здоровью и заниматься спортом. Даже в том случае, если стимуляция произойдет независимо от этих знаний, они все равно будут крайне необходимы для совершенствования и автоматизации действий, выполняемых дошкольником на физкультурных занятиях, так как в полной мере овладеть каким-либо действием без осознания его природы и цели его выполнения - невозможно [25,с.32]. Именно исходя из этого, детям будет весьма интересна и доступна информация об истории развития спорта, посредством которой у детей будет вызываться интерес и положительное отношение к физической культуре, прививаться любовь к спорту. Анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме осведомленности дошкольников об истории развития спорта, показал, что формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. «Вхождение» в мир физической культуры выступает не просто как процесс «привлечения» человека к различным формам физкультурной деятельности. Формирование физической культуры личности есть процесс осознанного приобщения к ее ценностям, а это, в свою очередь, подразумевает и овладение знаниями, связанными со спортом в целом, а также, конкретно - с изучением истории его развития [5,с.20]. Основная цель работы по ознакомлению с историей развития спорта являются следующие: - Комплексное сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья старших дошкольников. - Развитие интеллектуальных и личностных качеств детей через организацию здоровьесберегающей среды в условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Задачи работы по ознакомлению с историей развития спорта следующие: - Познакомить дошкольников со сведениями об истории развития спорта как достижения общечеловеческой культуры, именами спортсменов, награжденных олимпийскими медалями, спортивными достижениями земляков. - Формировать представления об Олимпийских играх как мирных соревнованиях, в котором участвуют различные народы. - Развивать физические качества и двигательные способности старших дошкольников. - Формировать потребность каждого дошкольника в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом. - Развивать у дошкольников способность к творчеству, формировать эстетический вкус, фантазию и образное мышление. - Прививать уважение и любовь не только к спорту как культурному наследию человечества. - Ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведения из истории олимпийского движения. - Ознакомление дошкольников с историей развития спорта, его формы и методы должны занимать важное место в системе спортивного воспитания детей дошкольного возраста [14,с.63]. Основными формами и методами ознакомления дошкольников с историей развития спорта являются такие методы: наблюдение, эксперимент, труд, игры, рассказ, чтение адаптированной спортивной литературы, беседы, проводимые непосредственно со спортсменами, а также - следующие формы: занятия по ознакомлению с окружающим, экскурсии, прогулки, занятия физической культурой, физкультурные развлечения, физкультурные праздники, музыкальные занятия, занятия рисованием. Можно выделить два основных направления в работе по ознакомлению с историей развития спорта: - Организованная учебная деятельность в рамках образовательной области «Познание». В рамках этого направления применяются такие педагогические средства, как беседы, рассказы, стихи, песни, сказки, аудиокниги, викторины, загадки, спектакли и театрализованные представления, а также конкурсы рисунков и поделок. Используются различные виды образовательной деятельности: познавательно исследовательская, физическая культура, музыка, художественное творчество, мультимедийные презентации. Использование мультимедийной техники заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. Такие формы работы пользуются большой популярностью у детей. Для методической организации работы используются дидактические игры и пособия. Использование наглядности имеет огромное значение для повышения качества усвоения детьми информации [17,112]. - Знакомство с видами спорта и обучение старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (таких как футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, лыжи, санки и др.) и проведение массовых спортивных праздников, досугов и соревнований: «Малые Олимпийские игры», «Недели здоровья и спорта» и другие аналогичные соревнования детей, родителей и сотрудников дошкольного учреждения. Система работы не может быть успешно реализована без помощи семьи. В соответствии с этим используются различные формы работы по взаимодействию ДОУ и семьями воспитанников. Для родителей подбирается цикл консультаций о детском спорте и спортивных играх, приобщении к здоровому образу жизни, необходимости совместных занятий физическими упражнениями. В план работы с семьями воспитанников вносятся такие мероприятия, как открытые просмотры мероприятий по физической культуре по тематике Олимпийских игр, совместные массовые мероприятия (малые летние и зимние Олимпийские игры, досуг). Родители привлекаются к созданию информационных папок-копилок «Секреты здоровья», «Новости спорта», «Дневники Олимпийских игр»; созданию фоторепортажей о совместных мероприятиях, семейных спортивных традициях и т.д.; подготовке и проведению массовых мероприятий [26,с.228]. Выводы по первой главе:Таким образом, анализ литературных источников разных авторов по исследуемой теме позволил сделать вывод о том, что спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. Различные авторы приводят разные классификации видов спорта. Зависит классификация от того фактора, который взят основополагающим. Это могут быть следующие факторы: по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности; по количеству участников состязания и особенностей взаимодействия; характеру воздействия на связочно-мышечный и костно-суставный аппараты спортсмена; по степени участия тех или иных групп мышц в работе и особенностям спортивной рабочей позы при выполнении специфических физических упражнений избранного вида спорта; преимущественное проявление одного или нескольких физических или психических качеств. Также были рассмотрены формы и методы работы со старшими дошкольниками по изучению истории развития спорта. Они могут быть различны, но главное, чтобы эта информация была интересна, доступна и вызывала интерес и положительное отношение к физической культуре, прививала любовь к спорту. ГЛАВА 2. ЗНАКОМСТВО СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСТОРИЕЙ РАЗВИТИЯ СПОРТА В БУРЯТИИ 2.1. Значение приобщения дошкольников к национальным традициям и видам спорта Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры и народных традиций в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и традиций каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивныхперемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться прежде незыблемые границы не только малочисленных национальных анклавов, но и большихэтносов, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности. [5,с.24] Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой развития ребенка является не простоприсвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребностьв истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформироватьоснову, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокоезнание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность средиподрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, тоесть, прежде всего, в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание культуры бурятского народа, но и как приобщениенового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой и др.приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ непросто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Обращение к культуре, традициям, спорту бурятского народа отражает глубинные процессы пробуждения национальногосамосознания бурят, проживающих в районах Бурятии. Бурятский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения районов, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре. [5,с.34] Рассматривая проблему приобщения к бурятской культуре, мы ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определеннымнабором этнографических средств и народных традиций. Это определяетсятем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации. Кроме того изучение языка, фольклора, народных игр, праздников, спортивных традиций способствуютуспешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определитьотношение к вещному и природному миру, к другим людям и к самому себе. Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта. Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной системой физического воспитания, готовили молодежь к труду. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Например, в Армении ежегодно в конце лета проходят навасардские игры, как праздник урожая. В их программе - состязания по бегу, поднятию тяжестей. Игры, посвященные празднику урожая, проводились и проводятся почти во всех районах страны: в среднерусской полосе, на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии. Многие народы нашей страны празднуют приход весны. В Башкортостане этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетягивание на канатах, палках, лазанье по столбу. По многим национальным видам спорта разработаны правила, проводятся соревнования, первенства, присваиваются спортивные разряды. А некоторые национальные игры и праздники приобрели и общероссийское значение. Например, на Праздник Севера в Мурманске в канун весны собираются сильнейшие представители классических зимних видов спорта и национальных видов. Проводятся гонки на оленьих упряжках, на собаках, различные народные игры. Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, конные скачки и подвижные игры. В Грузии, например, бег и прыжки проводились и для мужчин, и для женщин. Прыгали с шестом в длину. Популярным было хевсурское фехтование на шашках со щитами. В Казахстане, наряду с различными скачками и джигитовкой, любят охоту с ловчими птицами: в Туркмении и Узбекистане -канатоходство. По канату ходили с завязанными глазами, держа в руках шест. Особенно популярна борьба. Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Различны правила и обычаи борцовских состязаний; поразному называется этот вид спорта: у армян - кох, у киргизов - куреш, у молдаван -трынта, но суть одна: два борца сходятся в единоборстве. Самые сильные и умелые становятся гордостью земляков, знаменитостью селения. Очень любят борьбу на Кавказе. Недаром среди борцов - представителей классического, вольного стиля, самбо, дзюдо - так много уроженцев республик Закавказья и Средней Азии. Ни один, пожалуй, народный праздник не обходился без состязаний конников - скачек, джигитовки, различных игр. В Грузии, например, распространена игра кабахи, в которой всадники стараются на скаку попасть стрелой, выпущенной из лука, в кубок, установленный на возвышении. В Киргизии любят игру оодарыш, название которой буквально означает «переваливания». Это своеобразная борьба на лошадях, когда соперника надо свалить на землю. Байга - популярный вид скачек в Казахстане. Такие соревнования устраивали в прошлом на народных праздниках и свадьбах, чтобы разрешить споры джигитов о достоинствах их лошадей. С глубокой древности бытовали у русского, украинского и белорусского народов разнообразные подвижные игры. Наиболее известные - лапта, прятание, игры с бегом взапуски, игра в бабки. Из этих игр, а также игр других национальностей и родились все те многочисленные подвижные игры, которые широко используются отечественной системой физического воспитания. У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются по обычаю музыкой, а иногда и танцами. Национальные виды спорта - это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю. Сохранение и развитие этих видов спорта - залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры.[29,c.33] 2.2. Практические методы по ознакомлению дошкольников с историей спорта в Бурятии Для старших дошкольников занятия по истории спорта лучше проводить по отдельным видам. Примерный план тематических занятий дан в Приложении 1. В Бурятии среди бурят было распространено мужское троеборье: борьба, стрельба из лука, конные скачки. Эти три вида упражнений стали основой для Сурхарбана. Участники детских массовых подвижных игр изображают животных: лошадей, верблюдов, волков, маралов, лисиц, медведей и птиц. Игры без предметов: «Верблюжонка верблюд ловит», «Поиски шила и ножниц», «Ястреб и утка», «Рукавицу гнать», «Ловля тарбаганов», «Игра в горшки», «Игра в шапки» и т.д. Игры с предметами: «баабхишэдэлгэн», «шууршэдэхэ», «шагай», «альчики». Логическая игра шатар - разновидность шахмат. Среди русского населения популярны: лапта, городки, бабки, кулачные и борцовские схватки, взятие снежных городков, катание на санках, коньках и лыжах. Для того, чтобы детям было интересно необходимо тематические занятия по истории спорта чередовать с играми, которые содержат бурятский национальный колорит: Табун Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребейка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово. Иголка, нитка и узелок Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг. Волк и ягнята Один игрок - волк, другой - овца, остальные - ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду»,- говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их. Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу. Ищем палочку Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берег короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных. Правила игры. Оса....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: