VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы муниципального управления в сфере туризма.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016247
Тема: Теоретические основы муниципального управления в сфере туризма.
Содержание
     Введение
     В настоящее время сфера туризм выступает одной из перспективных направлений развития муниципального образования. Своим развитием она стимулирует к эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия. В свою очередь, это служит с одной стороны развитию культурной компетентности населения, а с другой социально-экономическому развитию. Что впоследствии решает несколько проблем связанных с занятости в городах и привлечению дополнительных средств в экономику региона.
     Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что государство признает туристскую деятельность одну из значимых отраслей экономики России. Первостепенной целью социально-экономической политики, которую проводят органы государственного управления, считается развитие муниципальных образований, однако оно невозможно без формирования эффективной, соответствующей нынешним требованиям системы муниципального управления, которая способна изменяться под влиянием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы. В связи с этим разработана стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2020 года. Органы исполнительной власти и управления, а также муниципальные образования принимают участие в развитии туристской отрасли, поэтому следует уделять большее внимание повышению эффективности муниципального управления в сфере туризма.
     Целью работы выступает анализ муниципального управления в сфере туризма и возможности внедрения методик в целях повышения его эффективности в городе Нижний Новгород.
     Поставленная цель предполагает решение следующих задач.
     1. Изучение теоретических основ муниципального управления в сфере туризме.
     2. Анализ состояния муниципального управления в сфере Нижнем Новгороде.
     3. Определение проблем связанные с эффективностью муниципального управления
     4. Разработка мероприятий по повышению эффективности муниципального управления.
     5.Определить эффективность предложенных мероприятий
     Объектом исследования является сфера туризма г. Нижний Новгород.
     Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе муниципального управления в сфере туризма в условиях рыночной экономики.
     Для решения поставленных задач использована совокупность общенаучных методов:
     – метод теоретического анализа и синтеза
     – методы эмпирического исследования: мониторинг общественного мнения
     – методы количественной и качественной обработки полученных результатов эксперимента
     Структура работы: введение, три главы, выводы, заключение, приложения.
     В процессе написания работы использовалась научная литература.
     

     Глава 1 Теоретические основы муниципального управления в сфере туризма
     1.1Туризм как фактор развития муниципального образования
     Туризм в нынешних условиях считается достаточно динамичной и  высокодоходной отраслью экономики, которая обеспечивает поток инвестиций, увеличивает количество рабочих мест, развивает инфраструктуру, и укрепляет состояние малого и среднего бизнеса. В Российской Федерации развитие внутреннего туризма необходимо рассматривать не только в  экономической плоскости, как фактор увеличения бюджета за счет налоговых поступлений, но и в социальном аспекте, т.е. с точки зрения доступности туристических благ для населения, удовлетворенности российских граждан качеством туристских предложений. В условиях, когда путешествия становятся определенной социальной нормой, а достаточно затратные поездки – показателем социального статуса, классовой идентичности, сокращение уровня доступности и качества туристских услуг может ухудшать социальное самочувствие населения.
     Понятия туризм в широком смысле обозначает передвижение людей с одновременным изменением их быта. Так этот термин описывается в законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» как временные выезды граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой работой в стране (месте) временного пребывания сроком до 0,5 года.[5]
     Таким образом, можно выделить виды туризма по отношению к месту проживания. К ним относятся внутренний, это путешествие в пределах страны постоянного проживания и внешний путешествие в другие страны, относительно места постоянного проживания туриста.
     По количеству участников проведения туристских мероприятий
туризм делится:
     - Групповой туризм – разновидность туризма, когда путешествует сообщество людей. 
     - Индивидуальный туризм – вид туризма, при котором путешествует один человек. 
     По форме проведения и реализации туристских услуг, делятся на два вида: организованный, это когда  путешествие одного  или группы туристов проводятся по точно установленному маршруту и регламенту установленным туристской фирмой и неорганизованный когда турист не имеет четкого маршрута и не заключал юридический договор с туристской фирмой.
     Туризм зависит от социально-экономического состояния и геополитических процессов, происходящих как в целом так и в отдельно взятых странах. Исходя, из этого постоянно увеличивается количество видов туристических занятий для привлекательности территории, наиболее известными остаются:
     - Активный туризм, один из видов путешествий, связанный с передвижением по маршруту, совершаемым человеком в рекреационных и спортивных целях. К этому виду  относятся велосипедный, водный, горный, конный туризм, все это разновидности активного путешествия. 
     - Конгрессный туризм, специализированный вид, связанный с проведением конгрессов туров. Является одним из приоритетных видов в государственных программах развития туризма так как приносит существенные доходы принимающей стороне. 
     - Деловой туризм, характеризуется как выполнение служебных или профессиональных задач. 
     - Культурно-познавательный туризм, это путешествие, которое связано с погружением в новую культуру, обычаи, традиции.
     - Религиозный туризм, этот вид один из самых старых в котором основная мотивация связана с желанием осмотра святых мест, посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов.
     - Экологический туризм, вид который получил большое распространение и признание в нынешнее время. Поездки в места сравнительно нетронутые человеком, бережное отношение к природе и окружающей среде, культурным памятникам. 
     Развитие туристической привлекательности обусловлено определенными взаимосвязанными факторами, на основе которых выделяют группы: 
     -политико-административные; 
     -экономические, социально-культурные; 
     -природно-территориальные.[]
     Политико-административные факторы развития туристической привлекательности характеризуются различными параметрами, такими как: обеспечение безопасности  отдыхающих, государственную поддержку туристской отрасли, стабильность законодательной базы, благоприятный предпринимательский климат, безопасность и правовые гарантии частным инвесторам.
     Экономический фактор, определяется  такими параметрами, как финансовые ресурсы муниципальных образований, показатели финансовых ограничений, такие как рост долговых обязательств местных бюджетов, увеличение дефицита местных бюджетов, частные инвестиции, отношения собственности, уровень развития туристской инфраструктуры.
     Социально-культурные факторы включают в себя субъективные и объективные территориальные факторы. К субъективным относятся состояния уровня жизни населения и их потребности количества свободного времени, и восприятие туристских услуг. Объективный территориальный фактор определяет привлекательность территории,      уровень туристического потенциала и имиджа региона. 
     Природно-территориальные факторы имеют превалирующее значение в качестве объективных предпосылок развития туризма, традиционно сложившаяся рекреационная специализация регионов определяет как интенсивность туристских потоков, так и возможности привлечения инвестиций в  отрасль. Отсутствие сформированного туристического имиджа требует дополнительных усилий в процессе развития конкурентных преимуществ территории.
     Все вышеперечисленные факторы играют большую роль в формировании и развитие региона в целях повышения уровня привлекательности туристической территории.
     Но особое место занимает работа органов местного самоуправления и их эффективность, так как от них зависит вектор развития туристкой привлекательности муниципального образования, в связи с этим выделяется ряд показателей для оценки управления исполнительной власти в туризме.
     
     1.2 Показатели и критерии оценки управления в туризме
     Туристская сфера функционирует и развивается, как сложная социально-экономическая система, управляю которой, следует использовать механизм государственных или рыночных моделей управления.
     Сущность муниципального управления в сфере туризма состоит в том, чтобы создать определенные организационные и экономические условия на территории муниципального образования, с учетом имеющегося туристского потенциала муниципального образования. как территориальной социально-экономической системой заключается в создании определенных организационных, экономических условий на территории муниципального образования, обусловленных целью и задачами управления, опираясь при этом на имеющийся туристский потенциал муниципального образования.
     На муниципальном уровне управления находятся значительные резервы в поддержании экономического роста, снижения дифференциации уровня потребления различными слоями населения, формирования эффективных управленческих воздействий. На сегодняшний день все обстоятельства работы муниципалитетов обусловливают жесткую необходимость формирования эффективной системы самоуправления также и в сфере туризма, способной создавать и реализовывать туристскую политику на местах в рыночных условиях.
     Согласно общей схеме управления социально-экономическими системами [8], целью управления служит развитие туристского комплекса муниципалитета, которое можно представить как воздействие субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления представлен туристский потенциал муниципального образования [9-11].
     Таким образом, схематично муниципальное управление туристским комплексом можно изобразить в виде рисунке 1 [7].
     
     
     Рисунок 1 – Система муниципальное управление туристским комплексом
     Источник: 
Сущность данного процесса состоит в разработке, принятии и реализации управленческих решений, которые направлены на повышения эффективности работы туристского комплекса муниципального образования.
     Отличительными чертами системы муниципального управления туристским комплексом являются [7]:
     - объектом управления служит туристский потенциал муниципального образования;
     - субъектом управления выступают органы местного самоуправления, координирующие развитие туристского комплекса на муниципальном уровне и местное население (население муниципального образования);
     - концепция   муниципального   управления   туристским комплексом в целях социально-экономического развития муниципального образования.

     Муниципальный уровень регулирования в сфере туризма на современном этапе представлен представительными, исполнительными и законодательными органами местной власти, а именно Администрациями муниципальных образований, выполняющими исполнительную и представительную функции, Городскими Думами, выполняющими законодательную функцию, а также местным населением соответствующего территориального образования.
     Стоит обратить внимание на такую характеристику муниципального управления, как то, что население в муниципальном управлении туристским комплексом выступает одновременно в трех ролях: как субъект управления, объект управления или кадровый потенциал использование человеческого ресурса и одна из целей управления это улучшение качества жизни населения за счет развития и совершенствования туристского комплекса [7].
     Отличительной чертой регионального развития туристско-рекреационного комплекса основана  на реализацией следующих принципов:
      принципы обратной связи, который ведет учет степени удовлетворения потребностей при разработке управленческих решений;
      принципы системности и комплексности, предполагающие взаимосвязь между элементами туристско-рекреационного комплекса.
     Эффективность развития регионального туристско-рекреационного комплекса определяется решением двух основных задач:
      Удовлетворенность потребностей всех слоев населения качественными туристскими услугами.
      Стимулирование устойчивого социально-экономического развития региона.
     Одним из главных показателей оценки эффективности муниципального управления в субъектах Российской Федерации в сфере туризма является показатель туристской привлекательности региона. Она в свою очередь зависит от множества факторов, на которые необходимо воздействовать с помощью правильных и грамотных управленческих решений в сфере туризма на региональном уровне. 
     В представленной в таблице 1 приведены основные факторы, по которым оценивается привлекательность туристского региона. Каждый фактор характеризуется набором показателей, которые имеют ряд признаков.
     Таблица 1 – Факторы, определяющие привлекательность туристской дестинации.
Факторы
Показатели
Признаки
Наличие туристско-рекреационных ресурсов, обладающих привлекательностью для потенциального туриста, формирующих туристский интерес, определяющих цель путешествия и туристские ожидания
Природные достопримечательности
Наличие выдающихся природных объектов

Культурно-исторические достопримечательности
Культурные достопримечательности


Архитектурные достопримечательности


Исторические достопримечательности


Археологические достопримечательности


Народные промыслы, фольклор


Объекты религиозного туризма

Оздоровительные ресурсы
Морские курорты


Минеральные источники


Санатории

Событийные мероприятия
Проведение известных культурных мероприятий


Проведение музыкальных и фольклорных фестивалей


Организация и проведение ярмарок, выставок
Доступность туристской дестинации
Территориальная (транспортная) доступность
Удаленность от места проживания туриста


Разнообразие (количество) видов транспорта для доставки туристов в дестинацию


Среднее время в пути


Наличие беспересадочных вариантов доставки

Визовая доступность
Необходимость оформления визы или безвизовый режим


Упрощенный порядок оформления визы


Сроки оформления визы


Стоимость оформления визы

Ценовая доступность
Стоимость турпродукта (тура) в дестинацию


Стоимость доставки туриста


Стоимость проживания


Стоимость сопутствующих услуг

Информационная доступность
Наличие достаточного количества информации по дестинации в интернете, печатных СМИ и других источниках


Наличие информации на языке, доступном для туриста


Язык общения в дестинации
Инфраструктура туристской дестинации
Гостиничная инфраструктура
Наличие гостиниц определенной звездности, интересующих туриста


Наличие свободных мест в интересующий гостя период 

Инфраструктура общественного питания
Наличие ресторанов, кафе и т.п.


Интерес туриста к национальной кухне


Наличие «брендовых» национальных блюд

Транспортная инфраструктура внутри дестинации
Наличие общественного транспорта


Загруженность дорог (пробки)

Наличие специфической туристской инфраструктуры в зависимости от специфики вида туризма
Наличие пунктов проката спортивного снаряжения


Наличие сопутствующих услуг

Объекты развлечений
Наличие привлекательных для туриста объектов развлечений


Наличие необычных развлечений (участие в национальных обрядах и т.п.)
Уровень цен в дестинации (соотношение цена-качество)
Цена основного турпродукта
Соотношение цена-качество

Цена сопутствующих товаров и услуг
Уровень цен на товары и услуги, потребляемые в процессе путешествия


Уровень цен на товары, приобретаемые в дестинации и потребляемые в месте постоянного проживания туриста
Природные условия туристской дестинации
Природные туристско-рекреационные ресурсы и условия
Флора


Фауна


Водные ресурсы


Климатические и погодные условия


Особенности рельефа и геологического строения
Безопасность пребывания в дестинации
Личная безопасность
Уровень преступности в дестинации


Возможность получения необходимой медицинской помощи


Общая экологическая и эпидемиологическая обстановка в дестинации

Безопасность багажа и т.п.
Уровень преступности в дестинации


Сохранность багажа на транспорте и в гостинице
Комфортность пребывания туриста в дестинации
Отношение местного населения к приезжим
Степень доброжелательности местного населения к туристам


Готовность местного населения к коммуникации с туристом (знание языка общения)

Знакомая среда
Родной или знакомый язык общения


Знание местных обычаев и особенностей
     Источник: составлено автором по данным материалов, размещенных на сайте https://www.mkrf.ru/
     
     Представленный набор критериев характеризует как показатели привлекательности и конкурентоспособности туристской дестинации, возможность предоставления качественных туристско-рекреационных услуг всем категориям потребителей, так и показывает роль туризма в социально-экономическом развитии региона. Каждый критерий представлен рядом показателей, имеющих количественное выражение.
     Основную роль в методических рекомендациях по оценке эффективности муниципального управления в сфере туризма играет мониторинг субъектов на основе разработанной системы критериев.
     Мониторинг оценки, предполагает сбор и анализ информации, которая понадобится для проведения расчетов показателей эффективности развития туризма в регионах, на основе положенных результатов разрабатываются меры по совершенствованию  показателей на основе результатов мониторинга. 
     Одной из задач мониторинга также служит анализ основных тенденций и проблем развития туризма в регионах. Мониторинг включает в себя следующий алгоритм проведения:
      сбор и обработка информации;
      мониторинг основных показателей и тенденций их изменения;
      определение основных проблем на основе полученных данных;
      улучшение системы показателей оценки эффективности;
      улучшение системы государственной и ведомственной статистической отчетности.
     Основными индикаторами формирования системы показателей оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации в сфере туризма являются:
      создание актуальной информации о динамике развития туризма в регионе;
      оценка улучшения сферы туризма в регионе на основе полученных показателей;
      достижение целевых показателей реализации региональных программ развития туризма;
      положительная динамика основных показателей развития туризма в регионе.
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма рассчитывается по специальной формуле, которая представлена в Приложении № 1.
     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма заполняют форму, которая представлена в Приложении №2 и отправляют ее в Министерство культуры Российской Федерации для последующего анализа.
     После полученных всех данных Министерство культуры получает официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Федерального агентства по туризму, обрабатывает и анализирует их с целью получения комплексной оценки и опубликования рейтинга туристской привлекательности региона.
     В основе рейтинга лежит оценка эффективности муниципального управления, так как именно она показывает результат в развитии туристской дестинации.    
Другим методом оценки эффективности муниципального управления в сфере туризма является расчёт показателя сложности организационных структур (Ксл). Данный показатель приведен в трудах Т.Б. Очирова.  В статье «Методы оценки эффективности системы государственного управления в сфере туризма» автор утверждает, что данный коэффициент поможет провести анализ организационных структур органов управления в сфере туризма. 
Коэффициент сложности рассчитывается по формуле 
     Kсл=N?Y?Np     (1)
Где: N - количества отделов в аппарате управления
        Y - количества уровней в аппарате управления 
        Np - общее число элементов в организационной структуре, иными словами количества работников.
Так же автор приводит шкалу оценки сложности организационных структур муниципального управления. 
Таблица 2 – Шкала оценки сложности организационной структуры государственного управления


Количественная мера
Качественная мера
сложности структуры
сложности структуры
0—0,3
Высокая
0,3—0,6
Умеренная
0,6—0,9
Низкая
0,9—1,2
Предпочтительная
Источник:
Предполагается, что чем более упрощенная структура власти, тем логичней и эффективней она в смысле ответственности, обеспечение необходимой информацией для наиболее продуктивной деятельности. 







        
1.3 Направления повышения эффективности муниципального управления в сфере туризма
На данный момент основными составляющими управления являются такие элементы как: умение видеть ситуацию, справедливость, социальные и моральные устои, честность.
     Управленческая деятельность имеет тесную связь с личностными качествами сотрудников. Эффективность управления зависит от грамотного и своевременного принятого решения на основе научно-обоснованных, управленческих методов. Управление туристской структурой призвано выполнять следующие задачи:
     - правильное возложение организационного функционала на сотрудников
     - распределение прав и ответственности между отдельными сегментами туристского рынка;
     - формирование эффективного механизма управления устойчивым развитием туристской деятельности.
     Эффективность управленческого механизма в туризме зависит от выбора и использования функций управления. Множество управленческих функций в сфере регионального туризма представляют следующие категории:
     - функции, определяющиеся спецификой туристского рынка;
     - функции распределения полномочий по обслуживанию туристов;
     - функции оценки развития индустрии туризма в регионе;
     - функции взаимодействия государственных структур по развитию туристско-рекреационного комплекса региона;
     - функции правового обеспечения.
     Грамотное использование функций управления  поможет решить следующие задачи:
     - эффективное использование ресурсного потенциала региона;
     - успешное функционирование всех интеграционных процессов в сфере туризма;
     - сведение к минимуму рисковых ситуаций.
Следует выдвинуть и объяснить ряд мероприятий, которые направлены на улучшение методических основ повышения эффективности управления туристской отраслью:
     1.Совершенствование нормативно-правовой базы.
     Для этого необходимо воспользоваться следующими методами:
     - принятие единых стандартов ведения документации;
     - внедрение методологии лицензирования, стандартизации, сертификации;
     - упрощение визовых формальностей для иностранных туристов;
     - создание   государственных   программ с целью регулярного повышения квалификации сотрудников;
     - разработка стратегий и концепций развития туристской отрасли.
     2. Создание привлекательности страны, региона на мировом туристском рынке.
     Для этого следует использовать следующие методы:
     - активное информирование;
     - борьба с преступностью и коррупцией в сфере туризма;
     - формирование благоприятного инвестиционного климата в туристской сфере;
     - реклама национального туристского продукта;
     - заключение международных договоров в сфере развития туризма.
     3. Улучшение экономического механизма туристской индустрии.
     Для этого необходимо применить следующие меры:
     - внедрение механизмов экономической ответственности туроператоров перед туристами;
     - совершенствование уровня предоставляемых услуг за счет дополнительного финансирования;
     - использование историко-культурного наследия в качестве значимого ресурса экономического развития региона.
     4. Совершенствование модели развития внутреннего туристского рынка в условиях нестабильного рынка.
     Для этого можно применить следующие методы:
     - проведение анализа ресурсного потенциала региона;
     - общая оценка факторов, которые воздействуют на развитие туризма;
     - проведение мероприятий по формированию общей системы управления сферой туризма с применением принципов планирования;
     - интеграция туризма в экономику региона, с целью эффективного использования ресурсного потенциала.
     5.Создание благоприятной экологической атмосферы.
     Для этого необходимо предпринять следующие действия:
     - улучшать политику по защите окружающей среды;
     - разработать   целевые   программы   по   охране   и   реставрации
     памятных мест.
     Основное влияние на развитие туристско-рекреационного комплекса оказывает государственный аппарат. Для эффективной организации системы управления сферой туризма следует:
     - проанализировать современное состояние туристского рынка и специфику туристского продукта;
     - выявить какую роль играет туризм для экономики региона, и определить его влияние на другие отрасли народного хозяйства;
     - изучить и обобщить современные методы, которые используются в мировой практике
     - оценить возможность применения мирового опыта в сфере организации управления туризмом в России.
     Создание устойчивой модели управления туристской индустрии нуждается в одновременном решении задач и догоняющего, и опережающего развития.
     Требуется создать инновационный механизм развития региональной экономики, совершенствовать модель социального развития на основе сбалансированности предпринимательской свободы, социального равенства и конкурентоспособности. Инновационный механизм экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и расширения возможностей бизнеса по работе на открытых рынках в условиях конкуренции.
     Анализ региональной специфики развития туризма предполагает совершенствование программно-целевого подхода к управлению туристским комплексом. Для этого следует усовершенствовать ряд стратегических направлений:
     - институциональная поддержка туристского сектора;
     - инвестиционная поддержка в совершенствовании туристской отрасли региона;
     - инфраструктурная поддержка туристско-рекреационной зоны;
     - повышение кадрового обеспечения управленческой деятельности в туристском секторе;
     - повышение активности научно-исследовательской деятельности в туристско-рекреационной сфере;
     - обеспечение безопасности туристско-рекреационных  объектов;
     - повышение привлекательности туристско-рекреационной зоны.
     Проведение мероприятий поможет реализовать эффективную систему государственного регулирования и стимулирования развития туристской рекреации в регионах.
     Проводя анализ мероприятия, направленные на улучшение методических основ развития и управления сферой туризма, необходимо иметь в виду, что туризм создает дополнительные рабочие места, помогает ускорить развитие других отраслей экономики, стимулирует повышение регионального бюджета, способствует поддержанию на высоком уровне жизнь населения, повышает имидж региона как экономически развитой территории; сохраняет и развивает культурный потенциал региона.
     В регионах Российской Федерации применяются меры по сосредоточению сил на развитие туризма, что обозначает успешное развитие местной экономики. 
     В общем, перечисленные методологические основы управления туристской деятельностью призваны способствовать формированию и совершенствованию туристского рынка, который отвечает закономерностям и требованиям современной рыночной экономики и особенностям конкретного региона. Решение этих проблем возможно только при наличии научно-обоснованной методической базы создания эффективно функционирующей организационной структуры управления и оценки эффективности управления сферой туризма в условиях риска и неопределенности.
       
       
       
       
       
       
       

Глава 2 Анализ состояния муниципального управления в сфере Нижнем Новгороде.
2.1 Социально-экономические показатели города Нижнего Новгорода
     Город Нижний Новгород основан в 1221 году и имеет выгодное географическое положение. Он расположен вблизи геометрического центра Восточно-Европейской равнины, у слияния двух крупных рек: Волги и Оки. В силу этого город традиционно выполняет функции связующего звена между столичным регионом и Поволжьем, являясь одним из крупнейших транспортных узлов России. 
     Основные туристские достопримечательности сосредоточены  на месте слияния двух великих русских рек Волги и Оки как опорный пункт обороны русских земель.
     В городе сохранилось немало уникальных памятников истории, архитектуры и культуры, что дало основание ЮНЕСКО включить Нижний Новгород в список 100 городов мира, представляющих мировую историческую и культурную ценность.
     С 2004 года Нижний Новгород как муниципальное образование имеет статус городского округа и городом областного значения.
     По численности населения город находится на пятом месте в России и составляет 1 272 720 человек, что по российским меркам этот город является мегаполисом. Здесь больше преобладает русское население, по последней переписи составило 96% всех жителей. Однако в городе живет около 90 различных национальностей. В настоящее время официально зарегистрировано 27 национально-культурных обществ.
     На крупных и средних предприятиях города в реальном секторе экономики занято около 224 тыс. человек (39% от общей численности работающих в городе).
     Доля города в основных показателях Нижегородской области в сфере: обрабатывающих производств составляет 27%, розничной торговли – 55,6%, платных услуг – 82,3%, общественного питания 54,9%.
     Социально-экономический фактор развития туристической привлекательности включает в себя различные показатели, представленные в таблице 3.
     Таблица 3 – Социально-экономические показатели Нижнего Новгорода 
Показатель
Нижегородская область
Нижний Новгород




2016г
2017г.
2016г
2017г.





Среднемесячная  заработная плата работающего (по крупным и средним организациям), руб.
32550,80
35517,50
38062,40
41 016,2
Темпы роста в действующих ценах, в % к соотв. периоду пред. года
107,2
108,4
107,9
107,5





Коэффициент естественного прироста (убыли) населения, промилле
-3,4
-4,1
-1
-1,7
Коэффициент рождаемости, промилле
12,1
10,7
13,1
11,7
Коэффициент смертности, промилле
15,5
14,8
14,1
13,4
Абсолютный прирост (убыль), человек
-9 381
-11 008
-5 664
-6 042
Уровень официально зарегистрированной безработицы, в % к ЭАН
0,52
0,4
0,51
0,37
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по обрабатывающим производствам, млрд.руб.
29,2
29,0
210,1
223,6
Темпы роста в действующих ценах,
102,8
108,9
118,5
107,1
в % к соотв. периоду пред. года




Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м
35,1
30,6
279
268,3
Темпы роста, в % к соотв. периоду пред. года
106,3
109,7
127
96
Объем инвестиций в основной капитал, млрд.руб.
68,9
61,6
57,5
58,1
Темпы роста в действующих ценах, в % к соотв. периоду пред. года
92,9
89,4
107,3
98,9





Оборот розничной торговли (без сокрытия). млрд.руб.
55,6
50,0
270,1
259
Темпы роста в действующих ценах, в % к соотв. периоду пред. года
100,7
106,8
101
95,9

 
 
 
 
Объем платных услуг (по крупным и средним организациям), млрд.руб.
82,9
83,5
60,8
65,3
Темпы роста в действующих ценах, в % к соотв. периоду пред. года
103,9
106,4
102,8
107,1





Источник: составлено автором по данным материалов, размещенных на сайте 
     Для анализа влияния каждого показателя на развитие туристской деятельности стоит разобрать подробно самые значимые из них.
     Рассмотрим первый показатель - качество трудовой жизни.
     Среднемесячная заработная плата по предприятиям за 2017 года составила 41 016,2 руб., увеличившись к соответствующему периоду  2016 года на 7,5%, в реальном выражении (без учета уровня инфляции) рост составил 2,8% к уровню прошлого года.
             
     Рисунок 2 Уровень безработицы в городе  Нижний Новгород
     Источник
     В социальной сфере среднемесячная заработная плата за представленный период составила: в образовании - 28 579,2 руб., в области здравоохранения и социальных услуг - 28 747 руб., в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 46 003 руб. (по Нижегородской области, соответственно: 25 320,9 руб.; 24 979,7 руб.; 28 848,9 руб.). В среднем рост заработной платы в социальной сфере составил 6,1%. 
     Качество трудовой жизни города оценивается состоянием следующих показателей:
     - покупательная способность заработной платы: по городу на среднюю зарплату можно было купить товаров и услуг в январе-сентябре 2017 года на сумму равную 4,4 прожиточным минимумам трудоспособного гражданина, по области – 3,8 (в январе-сентябре 2016 года, соответственно: 4,27 и 3,7);
     - уровень официально зарегистрированной безработицы в городе 
     составил 0,38%; по области – 0,41%.
     Рассмотрим показатель состояния здоровья населения, который показывает уровень смертности и общий индекс здоровья.
         
     Рисунок 3 Состояние здоровья населения в городе Нижний Новгород
     Источник: составлено автором по данным материалов, размещенных на сайте
     За январь-сентябрь 2017 года обстановка с уровнем здоровья населения, определяется следующими показателями:
     - уровень общей смертности снизился и достиг 13,5 промилле ;
     - процент возмещения смертности снизился с 92,8% в январе-сентябре 2016 года до 87,3% в январе-сентябре 2017 года;
     - младенческая смертность снизилась с 6,1 промилле в январе-сентябре 2016 года до 3,3 промилле в январе-сентябре 2017 года.
     Общий индекс здоровья  за январь-сентябрь 2017 года составил 0,909 (за январь-сентябрь 2016 года - 0,979).
     Чтобы оценить социально-экономической ситуации региона следует воспользоваться показателем миграционной ситуации, который отвечает за демографическую ситуацию в регионе.
     В Нижнем Новгороде, как и по Нижегородской области в целом, демографическая ситуация характеризуется превышением смертности над рождаемостью.                        
     Рисунок 4 Замещение естественной убыли населения миграционным приростом в городе Нижний Новгород
     Источник:
     В целом в городе за январь – сентябрь 2017 года зарегистрирована абсолютная убыль населения 6 тыс.чел., по области - абсолютная убыль составила 11 тыс.чел.
     Потери населения города составили 1,6 тыс.чел., по области – 9,9 тыс.человек за счет естественной убыли.
     Естественная убыль населения обычно  компенсируется миграционным приростом........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44