VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы методической работы учителя

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001937
Тема: Теоретические основы методической работы учителя
Содержание
      Введение
       Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.
      Процесс обновления начального образования требует не только изменения  содержания обучения и воспитания, но и совершенствования методической работы в образовательных учреждениях.
      Ориентируясь на идею гуманно ориентированного образования, на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, мы, прежде всего, должны помнить о том, что такая личность формируется личностью самого педагога. Поэтому необходимо создать все условия роста профессионального мастерства педагогов.
      Таким образом, организация качественной  методической работы в  образовательном учреждении является весьма актуальной.
      В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность в повышении качества образования. А эта проблема связана с решением целого ряда других. Отбор и структурирование нового содержания  образования предполагает внедрение современных образовательных программ и технологий. А это, в свою очередь, ставит перед  образовательным учреждением проблему необходимости непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов. И разрешить данную проблему возможно, лишь создав хорошие условия  для  самообразования и реализации  педагогов.
      В современных условиях в системе методической работы в образовательном учреждении прослеживается ряд острых противоречий:
      - возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного учреждения;
      - необходимостью расширения форм методической работы и не многообразием  в реальной практике образовательных учреждений.
      Шилова М.И. считает, что многие вопросы, связанные с методической основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для осуществления на практике, требуют нового осмысления. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации методической работы преподавателя по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная разработанность многих вопросов методических объединений. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию работы.
      Методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, П.В. Худоминского, Т.Н. Шамовой и др.,.
      Актуальность исследуемой проблемы, недостаточность ее раскрытия, а также уже имеющиеся научные предпосылки, способствующие ее дальнейшему изучению, определили тему исследования: «Методическая деятельность учителя начальных классов»
      Объект исследования: методическая работа.
      Предмет исследования: методическая работа учителя начальных классов.
      Цель исследования: изучить роль методической работы для  учителя начальных классов
      Гипотеза исследования: методическая работа в  образовательном учреждении будет эффективной, если преподаватели будут  стремиться  к самообразованию и использовать инновационные подходы в организации учебно-воспитательного процесса.
      Задачи исследования:
      1 Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической, психологической, методической теории.
      2 Рассмотреть различные формы и методы организации методической работы.
      3  Проанализировать на практике методическую работу МБОУ ООШ №12.
      4 Проанализировать собственную методическую работу на протяжении 2016-2017 учебного года.
      4 Разработать методические рекомендации  в методической работе учителя начальных классов с целью повышения её качества.
      Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялись следующие методы: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (психолого-педагогическое наблюдение, обобщение опыта).
      Практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и научно обоснованные рекомендации по повышению результативности методической работы в дальнейшем мы будем использовать в своей педагогической деятельности.
      База исследования: МБОУ ООШ № 12 г. Бугульма
      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.





     Глава 1. Теоретические основы методической работы  учителя
     начальных классов
     
     
     1.1 Сущность методической работы
     Ю.К. Бабанский дает следующее определение методической работы:
     «Методическая работа в образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [4].
     Из этого определения методической работы в образовательном учреждении следует, что ее прямой, непосредственной целью является рост уровня педагогического мастерства педагога и всего коллектива образовательного учреждения.
     Ю.К. Бабанский подчеркивает, что самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогам в саморазвитии и реализации своего педагогического мастерства.
     М.М. Поташник рассматривает методическую работу, прежде всего как составную часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации [39].
     В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова дается следующее толкование понятия «методическая работа» - это часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. 
      Цели методической работы - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта [39].
     Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса. Она осуществляется в течение учебного года и  соединяется с повседневной жизнью педагогов. 
     С.Г. Молчанов приводит следующее определение методической работы: «Методическая работа - составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия. Предметом методической работы выступают не только средства профессионально-педагогической коммуникации, но и содержание обучения (учебные материалы)» [39].
     Ю.К. Бабанский рассматривает методическую работу как целостную систему мер, действий и мероприятий, направленных на достижение единых целей и задач. А такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в образовательном учреждении, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления [4].
     Субъекты методической работы, прежде всего, руководители образовательных учреждений, их заместители по учебно-воспитательной работе, призванные руководить методической деятельностью в соответствии с уставом, председатели методических объединений педагогов, специалистов, педагоги-наставники, руководители творческих групп. Таким образом, методическая работа по самой своей природе является очень демократичной, предусматривает роль каждого педагога не только как объекта управления, но и как активного участника повышения собственной квалификации и мастерства (Н.В. Немова, Н.П. Мишуров, М.Л. Портнов) [7].
     Методическая работа в образовательном учреждении занимает особое место в системе управления, тесно связана с его основными задачами и функциями.
     Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, при условии заинтересованности педагогов в саморазвитии и самореализвции,  поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
     Методическая работа - важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность после-дипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования.
     Целью методической работы является совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов, развитие их творческого потенциала и, конечно - повышение эффективности и качества педагогического процесса [4].
     Основные задачи методической работы [39]:
     Информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.
      Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности.
     Стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.
     Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении.
     Организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
     Таким образом, методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических объединениях, семинарах, проблемных группах, исследовательско-экспериментальной работе и др.
      Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.
     Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи педагогу.
     
     
     1.2 Формы организации методической работы в школе
     Все многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп таких форм:
     – общешкольные формы методической работы (работа по единым методическим темам, психолого-педагогические семинары, практикумы, научно-практические конференции и педагогические чтения, читательские и зрительские конференции, методические выставки, стенгазеты, бюллетени);
     – групповые формы методической работы (методические объединения, творческие микрогруппы учителей, школы передового опыта, групповое наставничество, взаимопосещение уроков и внеклассных воспитательных мероприятий);
     – индивидуальные формы методической работы (стажировка, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование).
     Каковы же формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр? Выбор их зависит от количественного состава этих подразделений, от квалификации входящих в них педагогов, от их заинтересованности, уважительного отношения друг к другу, от взаимопонимания и т.д.
     Как наиболее эффективные вошли в практику методической работы следующие формы занятий (заседаний):
     – теоретические семинары (доклады, сообщения);
     – семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, классных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);
     – диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия») и др.;
     – «деловые игры», ролевые игры; уроки-имитации; уроки-панорамы;
     – лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей;
     – обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
     – обсуждение отдельных открытых, взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла;
     – обсуждение и оценка авторских программ, учебных пособий;
     – обсуждение «срезов знаний», вопросов для тестирования и анкетирования учащихся;
     – разнообразные выставки, отчеты по самообразованию: доклады, рефераты, разработки уроков, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших тетрадей учащихся, продуктов их творчества
     – обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
     – конкурсы «Лучший учитель кафедры, школы…», «Учитель года»;
     – педчтения, научно-практические конференции;
     – педагогические советы и др.
     Механизм проведения и значение наиболее эффективных и рациональных форм занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр
     Теоретические семинары (доклады, сообщения)
     Эта форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, от ученых – кураторов кафедр доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приемов обучения. Но к выступлениям и докладам должны привлекаться и высококвалифицированные учителя – члены проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации учителей со специалистами-учеными для выступления перед коллективом.
         Варианты вопросов для рассмотрения на теоретических семинарах
     Традиционное и инновационное в учебном процессе
     Технологические модели обучения школьников
     Методика полного усвоения знаний учащимися
     Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2–3 раза в течение учебного года во избежание перегрузок учителей, т.к. помимо этой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр не следует забывать и о других формах работы.
     Семинары-практикумы
     Семинары-практикумы требуют более серьезной подготовки, т.к. на них учителя знакомят с результатами собственной поисковой, исследовательской работы, проводившейся под руководством специалистов-ученых и апробировавшейся в течение нескольких месяцев.
     В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства учителей и воспитателей.
     Возможные темы семинаров-практикумов:
     Можем ли мы услышать живопись? (МО эстетического воспитания и художественного образования).
     Музыкальные игры без музыки (МО эстетического воспитания и художественного образования).
     Курс «Лес и человек» и его значение в процессе обучения учащихся (МО начального обучения и естественнонаучных дисциплин).
     Преемственность в работе учителей начального звена и учителей-предметников на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром и естествознания (МО начального обучения и естественнонаучных дисциплин).
     Преемственность использования новых технологий: интеграция при обучении учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь (МО начального обучения и общественных дисциплин).
     Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся 5–11 классов (МО общественных дисциплин).
     После посещения учителями практической части семинаров – уроков, факультативов, внеклассных мероприятий – очень важно умело организовать обсуждения, дискуссии, на которых каждый может высказать свои соображения, мнения, дать оценку практикуму. Совместно с учеными-специалистами возможно коллективно решать конкретные учебно-педагогические задачи, которые возникают в учебно-воспитательном процессе.
     Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.
     Психолого-педагогические практикумы
     Для большей эффективности во время таких семинаров следует создавать атмосферу неформального общения, раскованности. Подобная практика особенно ценна для повышения профессионального мастерства учителей и воспитателей, т.к. каждый участник такого семинара получает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции.
     Целесообразно подготовить и провести психолого-педагогические семинары на следующие темы:
     «Психолого-педагогические исследования личности учащегося».
     «Диагностика уровня развития произвольного внимания младших школьников».
     «Таксономия педагогических целей и ее роль в проверке результативности обучения учащихся по новым спецкурсам (словесность, интегрированный эстетический курс, краеведение, этика и этикет, обучение основам стихосложения, работа с деловыми бумагами и др.).
     На таких семинарах необходима взаимосвязь теории и практики. Так, например, психолог, говоря о таксономии педагогических целей, прежде всего характеризует области деятельности, которые она охватывает: когнитивную, аффективную и психомоторную. Рассказав об этой четкой классификации целей, специалист дает педагогам возможность включиться в практическое моделирование первоочередных задач в процессе обучения учащихся и заявить о концентрации усилий на главном, об оценке и перспективах своей дальнейшей работы.
     Следует отметить, что такие диалоги общения способствуют развитию творческого потенциала учителя, его профессионализма.
     Диспуты, дискуссии
     Различные формы занятий (заседаний): диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» – обычно на практике обозначаются общим термином – «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т.е. столкновение точек зрения, позиций и т.д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой – отстаиванием уже сформированных взглядов, позиций.
     Дискуссия – целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр с целью поиска истины (истин). Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников подобного диалога была небольшой (до 10 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно ее отстоять.
     В педагогической практике поучили распространение различные виды обмена мнениями, представляющие собой свернутые формы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «техника аквариума»,» панельная дискуссия».
     Характерной чертой свернутых форм дискуссии является участие в ней двух-трех и более предметных методобъединений – кафедр, так что в конце концов предметом их обсуждения становятся позиции, мнения участников.
     Некоторые формы дискуссий
     «Панельная дискуссия». В ней могут участвовать 2–3 и более предметных методобъединений – кафедр. Однако следует составить из них группы по 6–8 участников, которые заранее избирают председателей. Последние обсуждают намеченную проблему, после чего совместно приходят к определенному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в решении обсуждаемой проблемы.
     Форум. Механизм проведения сходен с изложенным выше, и мнениями обмениваются все участники.
     Симпозиум. Более формализованное (по сравнению с выше перечисленными) обсуждение; в ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих.
     Дебаты. Явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.
     Следует заметить, что эти формы дискуссий скорее всего могут практиковаться эпизодически или вовсе не использоваться в работе методобъединений – кафедр.
     Наиболее актуальными и распространенными в практике работы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр являются «круглые столы».
     «Круглый стол». Это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей, и в ходе ее происходит обмен мнениями между всеми участниками. В составе группы могут быть учителя различных специальностей: как начального, так и среднего и старшего звеньев.
     Возможные темы «круглых столов»:
     Развитие логического, критического и творческого мышления учащихся.
     Поиски по линии исследовательского обучения учащихся.
     Общепедагогические и организационно-методические возможности использования игры в обучении учащихся предметам искусств
     «Техника аквариума». Выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами педагогов по определенному вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:
     Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или куратором кафедры.
     Участники дискуссии делятся на 2 группы (а может быть, и на 3), которые располагаются в аудитории по кругу.
     Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать ее позицию.
     Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15–20 минут обсудить ее и выработать общую точку зрения.)
     Представители собираются в центре по кругу и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные участники «аквариума» не могут высказывать свое мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
     Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.
     «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
     После окончания дискуссии представителями групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решения вырабатываются уже всеми участниками «аквариумного» диспута.
     Подобную форму дискуссии можно проводить на совместном занятии (заседании) 2–3 методобъединений – кафедр.
     Можно предложить провести дискуссии «техники аквариума» по таким темам:
     «Типы инновационных подходов к обучению».
     «Диалоговый характер обучения».
     «Интеграция как средство и цель обучения учащихся»
     «Критериально ориентированное обучение учащихся.
     «Деловые» игры, ролевые игры, игры-имитации; урок-панорама
     Игре как социокультурной форме общения посвящено много философско-культурологических, психологических, педагогических исследований.
     В педагогике любые игры («деловые», ролевые и др.) связаны с определенными правилами (условиями) для играющих. По сути игра – это состязание двух-трех групп (и более), которое направлено на достижение определенной цели или решение определенной проблемы. В ходе игры учителя овладевают реальным опытом, который могли бы получить в ходе проведения урока, учатся активно решать трудные проблемы, а не быть сторонними наблюдателями. Кроме того, использование игровой формы занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр помогает учителям научиться экономить, «сжимать» время на отработку определенных понятий, умений, навыков в процессе обучения. А главное – они способствуют активизации самообразования учителей в работе над развитием профессиональных качеств, необходимых для обучения и воспитания личности учащегося.
     «Деловые» игры.
     Для достижения результативности в процессе проведения «деловой» игры роли должны быть распределены так, чтобы руководили ею квалифицированные учителя, заведующие кафедрой, кураторы-ученые, заместитель директора по научно-экспериментальной, исследовательской работе. Необходимо избрать председателя, ведущего игру, инструктора (хотя не стоит подробно разъяснять детали игры, т.к. она должна быть похожа на реальные, жизненные события, а подробный инструктаж может свести к минимуму интерес играющих), судью, который только следит за ходом игры и соблюдением игровых правил, тренера (в его роли должен выступать ученый-куратор, который может подсказывать в ходе игры, чтобы полнее реализовать ее возможности).
     Для подготовки таких игр требуется время, но интерес учителей к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участники в результате эмоционального подъема могут прибегать к имитации, драматизации. После окончания подводятся итоги (подсчет очков, объявление игровых результатов). Однако необходима и самооценка действий играющих (в условном, моделирующем плане).
     Завершать следует анализом игровой ситуации, определяя ее соотношение с реальностью и, главное, – значимость для формирования интеллектуально-познавательных, профессиональных интересов учителей.
     Ролевая игра (по существу игра-драматизация) – это процесс, в котором участвуют учителя проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора по опытно-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического Центра и т.д.
     Руководить игрой должен либо ученый-куратор, либо заместитель директора по опытно-экспериментальной, исследовательской работе, либо председатель методобъединения и т.д.
     Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации) довольно прост:
     – руководитель сообщает тему игры;
     – дается инструктаж о ходе игры;
     – фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих;
     – руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих;
     – подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений.
     Значимость такой игры связана с активизацией внимания, переживаний, с мыслями участников процесса.
     И самое важное – учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
     Игры-имитации. Эта форма занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр требует творческого подхода от ведущего (им может быть куратор-ученый кафедры, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе или высококвалифицированный учитель).
     Грамотно подготовленная игра-имитация (участвовать могут 2–3 методобъединения или кафедры) предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ведущему поддерживать высокую активность участников. Тематика игры-имитации может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить, какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Кроме того, ведущий должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим коллегам-игрокам, распределить роли участников и установить продолжительность игры.
     Вполне понятно, что участники игры-имитации по-своему оценят проигранные ими ситуации.
     В процессе игровой ситуации учителя пытаются имитировать виды, приемы, формы работы учителей-профессионалов, а иногда лишь один фрагмент урока.
     Так, молодой учитель-словесник школы №741 ВОУ МКО С.М. Фирсова, работающая в 5 классе, участвовала в ролевой игре на тему «Современные эффективные приемы, виды, формы работы с учащимися на уроках интегрированного курса словесности». В этом процессе она сымитировала фрагмент урока Е.Д. Савиной, профессионала с большим опытом, используя ее приемы работы с синонимами и антонимами. Естественно, основная задача – работа над обогащением словаря учащихся – не была выполнена «гладко».
     Почерк работы другого учителя не всегда удается успешно сымитировать.
     Это трудная, но разрешимая задача, которую можно реализовать в результате многократных тренировочных упражнений.
     Учителям труднее исполнять роли учащихся, а не роли других членов педколлектива. Иной раз учащиеся более мобильны в решении определенных ситуаций, чем их педагоги.
     Этот факт свидетельствует о необходимости участия учителей в различных играх, особенно в тех, которые они планируют проводить совместно с учащимися на уроках.
     Следует отметить, что игровая модель учебного процесса строится на включении учителей в процесс игрового моделирования изучаемых событий, явлений, на проживании ими нового опыта в обстановке игры. Результатом этого процесса должны стать новые технологии, новые методические приемы, виды работ, которые, несомненно, обогатят всех участников игры.
     Урок-панорама на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп – методических объединений – кафедр используется реже. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителя, его компетентность, эрудицию. Урок-панораму следует проводить на занятиях одного методобъединения или кафедры. Механизм проведения этой формы методической работы таков:
     – участники работают в группах (по 2–3 человека) или индивидуально;
     – учителя сами определяют тему урока-игры или выбирают ее из числа тем, предложенных руководителем-ведущим;
     – участники получают из школьной библиотеки учебники и учебные программы;
     – каждая группа (либо каждый самостоятельно работающий учитель) составляет план урока, четко планируя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приемов, видов работ на каждом этапе;
     – игроки защищают свои варианты разработок уроков (защита проводится в присутствии всех участников);
     – участники оценивают урок-панораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приемов, видов спланированных работ с учащимися;
     – в роли арбитра выступает куратор-ученый, либо председатель методобъединения, либо заведующий кафедрой.
     Очень важно, что участие учителей в любой игровой модели трансформирует их позицию, которая балансирует между ролью организатора, помощника, соучастника общего действия. Значительна роль этой модели занятий (заседаний) проблемных микрогрупп – методобъединений кафедр при заключительном ретроспективном обсуждении проигранных ситуаций, ролей и т.д.
     Несомненно, эта модель обучения обогатит учителя в предметно-содержательном и социально-психологическом аспекте. Следует лишь помнить, что при использовании на уроке эта форма может выродиться в иллюстративное или эмоционально-оживляющее дополнение к репродуктивному традиционному обучению учащихся.
     Лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, дефектологов, логопедов и врачей.
     Организация лекториев учеными-дидактами, психологами, социологами, дефектологами, логопедами, врачами-педиатрами, психоневрологами и др. специалистами необходима каждому педколлективу.
     Специалисты планируют тематику лекций на актуальные темы для учителей и родителей, а также проведение групповых и индивидуальных ежедневных консультаций.
     Программа и тематика лекций согласовывается с администрацией школы, с научно-методическим координационным Центром, информационно-аналитическим Центром и предлагается учительскому коллективу школы.
     Обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки
     Механизм обсуждения современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки тот же, что и в вышеизложенном пункте. Важно заметить, что вся ответственность за реализацию этой формы работы ложится на ученых-кураторов кафедр, на научно-методический координационный Центр и информационно-аналитический Центр. Но педколлектив школы должен отстаивать свое право решать, какие книги и статьи читать, какие новейшие технологии осваивать, какие инновации и нововведения использовать в процессе обучения и воспитания учащихся, какие эксперименты апробировать. Например, коллектив учителей начального звена школы использует технологию обучения учащихся на коммуникативно-познавательной основе через общение, культуру и любовь, а учителя кафедры физики, математики и информатики гимназии успешно внедряют технологию модульного обучения учащихся.
     Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, мероприятий или их цикла
     Все формы методической работы проблемных микрогрупп – методобъединений, кафедр связаны с практическими умениями учителя, а это-либо открытые уроки, либо внеурочные мероприятия. На них учитель демонстрирует коллегам апробированные им различные формы уроков, виды, приемы работ, дающие высокие конечные результаты в процессе обучения учащихся. Иногда учитель приглашает коллег и на начало эксперимента, когда у него есть лишь гипотеза, которую необходимо проверить, но он сам не предполагает, не видит результата, поэтому экспертное заключение присутствующих на уроке или внеурочном мероприятии очень важно.
     Следовательно, открытый урок или внеклассное мероприятие – это не только открытые двери для всех, желающих посетить эти мероприятия, но и демонстрация, показ нового, возможно, маленького, но педагогического открытия уроков смогли приглашать на них своих коллег.
     Обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных уроков, различных мероприятий или их цикла является предметом серьезного разговора на занятиях (заседаниях) проблемных микрогрупп – методобъединений – кафедр.
     При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:
     Умение планировать и определять образовательные, воспитательные и развивающие цели (развитие интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и т.д.)
     Умение четко ставить перед учащимися задачи, цели урока или мероприятия.
     Умение выбрать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приемы работы с учащимися.
     Умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.
     Технология таких обсуждений выработана давно и почти не претерпевает изменений.
     Выставки и отчеты по самообразованию
     Отчеты по самообразованию учителей и воспитателей прежде всего требуют наглядной демонстрации продукт.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44