VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы лоббизма

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000071
Тема: Теоретические основы лоббизма
Содержание
      ВВЕДЕНИЕ
      
      На современном этапе развития общества лоббистская деятельность становится одной из главных форм участия в политической жизни государства. Лоббизм представляет собой активные действия субъектов политики, которые влияют на процессы принятия политических решений различными государственными структурами. Стоит отметить, что в политической науке прошлого века «лоббирование» было исключительно ругательным понятием. Советские ученые считали, что лоббизм обличает заговор власти и капиталистов против народа. Для того, чтобы в менталитете российских граждан лоббизм перестал приравниваться к коррупции, понадобилось достаточно большое количество времени. Сейчас люди, которые находятся на государственной службе, могут свободно работать с группами интересов. В основном, это заслуга новой российской политической науки, которая наполнила термин «лоббизм» совершенно новым содержанием.
      Актуальность выбранной темы заключается в том, что лоббизм и  активные группы интересов играют важнейшую роль в политическом процессе любого современного государства – лоббистская деятельность прошла длительный процесс трансформации и превратилась в глобальную практику. Однако, в разных странах существуют разные факторы, которые определяют специфику лоббирования – они способствуют созданию уникальных условий, обуславливающих существование этого общественно-политического института. Подобные уникальные условия являются основой для разработки специфических способов воздействия и методик, которые применяются группами интересов во всем мире. Стоит отметить, что такая ситуация не является уникальной и была описана ранее многими учеными-политологами, однако,  на современном этапе развития мирового политического пространства описанная выше ситуация заметно влияет на работу государственных аппаратов и различных общественных групп. 1 Значимость лоббизма не только на мировой, но и на российской политической арене нисколько не ослабевает, а напротив – становится все выше. На данный момент мы не можем сказать наверняка, какие значимые политические решения принимались высшими органами без влияния заинтересованных лиц. Поэтому назрела необходимость изучения подходов к институту лоббирования. 
      Отечественная и зарубежная историография лоббизма достаточно обширна. Имеются как труды, посвященные исключительно общим вопросам и характеристикам лоббирования, так и работы, которые рассматривают лоббизм как исключительно отдельный общественно-политический институт, а так же труды, которые отражают отдельные аспекты и организации деятельности лоббизма. 
      Классические труды, посвященные формулированию первых общих теорий в этой сфере, принадлежат У. Гранту 2, Р. Далю3 и К. Шрифтгейсеру4. Стоит отметить и большой вклад российских ученых в эту область знания – у Н. Г. Заблюка5  попытка классификации методов лоббирования встречается не позже, чем у западных исследователей. Рассмотрение регулирования в сфере законодательства и различных форм взаимодействия с парламентом является исключительно важной частью в исследовании лоббизма – это отражается в трудах Б. Гинзберга и Т. Лоуи6, а так же Б. Оппенхаймера и К. Додца7. В частности, необходимо отметить труды В. Олезека8, поскольку его произведения с начала прошлого столетия считаются настольными книгами по поведению лоббистов и конгрессменов в США. 
      На современном этапе изучение лоббизма характеризуется большим вниманием  к особенностям этого общественно-политического института в каждом отдельно взятом государстве. Безусловно, в России тоже существуют ведущие исследователи практики лоббизма. Среди них можно выделить А.С. Автономова9, чьи работы считаются базовыми  в сфере истории развития института лоббирования и его законодательного регулирования в России, а так же новые методы лоббирования. Работы А.П, Любимова10 могут быть полезны при изучении современных аспектов и практик лоббирования с точки зрения сравнительного анализа коррупции и лоббизма. 
      Учитывая актуальность разрабатываемой темы, степень её изученности, а  так же практическую и научную значимость, мы определяем объект и предмет, цели и задачи курсовой работы.
      Объектом является лоббизм, как общественно-политический феномен. Предмет – государственное регулирование лоббизма в Российской Федерации. 
      Целью исследовательской работы является определение способов и механизмов осуществления лоббизма в государственном пространстве. Поставленная цель исследования  требует решения вытекающих задач: 
      1. Раскрыть сущность понятия «лоббизм»; проследить историю становления общественно-политического института лоббирования; выделить типы лоббизма. 
      2.   Изучить основные технологии лоббизма. 
      3. Определить, как лоббизм регулируется государственными институтами в Российской Федерации. 
      4. Проанализировать системы государственного регулирования лоббизма в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки: выделить основные различия и общие аспекты. 
      Теоретическая часть работы строится на использованных в работе общенаучных методах дедукции, индукции, синтеза и анализа. Системный подход является основным в первой главе, и позволяет рассматривать лоббизм как комплексный и многогранный феномен, который зависит от большого количества факторов, и на основании этого выделить  характерные черты, типологию и технологии лоббизма на современном этапе. Во второй главе главную роль играет метод сравнительного анализа. Исторический подход используется в работе для того, чтобы пронаблюдать, как происходил процесс эволюции  института лоббирования, выделить ведущие тенденции и сформулировать некоторые прогнозы на развитие данной тематики. 
      Логика исследования определяет структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава полностью посвящена теоретическим основам лоббизма. Во второй главе рассматривается, непосредственно, государственное регулирование лоббизма не только в России, но и в США. В заключении представлены выводы и итоги данной курсовой работы, а так же практические рекомендации по данной тематике. 
      
      
      
      
      
      
      
      Глава 1. Теоретические основы лоббизма
      1.1. Сущность понятия лоббизм
      Одним из самых важных атрибутов политической системы в современном демократическом обществе является лоббизм. Термин «лоббизм» является англоязычным и дословно переводится как вестибюль или прихожая – «lobbi». Политический окрас этот термин приобрел в США в XIX веке, когда сенаторы и министры встречались с различными людьми в вестибюлях гостиниц. Зачастую должностные лица выслушивали просьбы не бескорыстно, а обещали выполнить некоторые просьбы за деньги.11 Таким образом термин «лоббизм» стал означать покупку политических услуг и голосов. Во многих странах, например в Англии, так же долгое время в СССР, практика лоббизма считалась незаконной и предрассудительной, поэтому сам термин вошел в лексическое обращение лишь в XX веке.
      «Лоббизм» - термин, обозначающий разветвлённую систему контор и агенств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций12.
      Британский аналитик К. Куме выделяет два определения лоббизма в западной литературе.13 Во-первых, лоббизм является естественной реализацией права гражданина на обращение с просьбой, требованием или ходатайством к своему правительству ли руководящему органу. Во-вторых, лоббизм определяется как профессиональная деятельность специально обученных сотрудников, которые нанимаются компаниями, профсоюзами, деловыми ассоциациями и другими социальными группами, для того, чтобы их интересы были учтены и представлены в процессе регулирования государственной политики, в частности – распределении бюджетных средств.   
      Стоит отметить, что само понятие «лоббизм» в общественном сознании имеет неоднозначный характер, поскольку имеет некий двойной смысл: как легальный, так и «теневой». Говоря о темной стороне лоббизма, здесь это явление приобретает  исключительно отрицательное значение, поскольку нередко становится синонимом таких понятий как «подкуп», «блат», «протекционизм», в ущерб общественным интересам покупка голосов  в корыстных и узкопартийных интересах. Крайней стадией выражения негатива к институту лоббирования являются незаконное давление на власть, коррупция и взятки, которые являются двигателем для принятия политических и управленческих решений в чьих-либо индивидуальных и корыстных интересов. Действительно, подобная практика давления на решения парламентариев сформировала отрицательное отношение к лоббизму. Обратная сторона лоббизма показывает уязвимые места власти, но в то же время указывает на огромные возможности различных общественных, социальных и политических институтов.  
      Конечно же, существует и положительная динамика в отношении лоббизма, которая характеризует этот процесс как нормальное, здоровое и необходимое явление демократизации общества. В этом смысле лоббизм понимается как законное влияние «групп давления» на решения государственных структур с целью удовлетворения интересов различных социальных групп государства.
      Многие ученые и исследователи отмечают тесную связь лоббизма и политической власти.  Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти14. В современно обществе лоббизм, своего рода специфическая черта власти, ее признак.   И напротив – там , где нет ярко выраженной власти и роль ее является номинальной, лоббизм проявляться не будет. 
      Становление института лоббизма, как полноценно функционирующей структуры, происходит лишь при двух необходимых условиях:  если вследствие социальной дифференциации в обществе  появляется многообразие интересов, и когда на основе политического плюрализма расширяется доступ к власти, характерный для демократических режимов. Стремление различных социальных слоёв и групп общества воздействовать на решения государственных органов в целях переориентировки политического курса в свою пользу возникает в связи с тем, что государство и власть не имеют возможности одновременно удовлетворить интересы всех групп. Закономерно проявление проблемы приоритета рассмотрения тех или  иных вопросов.     
      Лоббизм, как общественно-политический институт особенно широко используется в Соединенных Штатах Америки. Там выделяют несколько форм лоббистской деятельности. Во-первых, это изложение позиции заинтересованных сторон в выступлениях на слушании в комитетах Конгресса. Во-вторых, составление различных законов, проектов и предложений для вынесения на повестку в парламенте. В третьих – кампании «давления с мест»: огромное количество писем, звонком и телеграмм законодателям, визиты избирателей к депутатам и т.д., а так же пропаганда в пользу или против готовящегося решения. 
      Так же именно в США появились первые материальные структуры, целью которых является эффективная реализация лоббизма. Все крупные корпорации,  различные организации и профессиональные ассоциации имеют в своей структуре отдельный штат, сотрудники которого занимаются исключительно лоббизмом. Такие подразделения, как правило, состоят  из бывших чиновников и сенаторов, а так же юристов и прочих специалистов в области политики и экономики, которые обладают соответствующими коммуникативными качествами и надежными связями и знакомствами. Другие же заинтересованные группы (монополии, например) активно и успешно используют услуги наемных лоббистов. Подобные услуги оказывают специализированные влиятельные пропагандистские и консультативные фирмы. Наконец, нередко создаются организации наподобие предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению15.
      Поскольку лоббизм проявляется в различных сферах, соответственно, существую различные виды лоббизма и классификация лоббистов. Самая первая классификация лоббистов появилась в газете «Evening Star» в XIX веке. Первым типом были люди, которые просили за себя и свою семью – «бедные, напуганные и нервные». Вторая категория это специалисты в сфере лоббизма, профессионалы, работающие на кого угодно за большие деньги – «толковые парни с подвешенным языком». Третьей, наивысшей ступенью в классификации лоббистов были названы корпоративные сотрудники, которые располагают неограниченными ресурсами, используют незаконные методы, рабочий ресурс других лоббистов и манипулируют своими связями и  влиянием  в интересах корпораций – «наиболее опасные». На современном этапе развития общества практика ушла далеко вперед, хотя некоторые исследователи отмечают, что неизменной основой общества до сих пор остаются корпоративные и независимые лоббисты. Основная классификация субъектов лоббизма подразумевает несколько групп лоббистов.16 Первая категория включает независимых (внешних) лоббистов, которые работают на условиях контракта или трудового договора. В основном, это представители консалтинговых и юридических фирм, либо индивидуальные PR  и GR специалисты. 
      Вторая категория состоит из корпоративных, или внутренних лоббистов, основное отличие которых в том, что представляют интересы только одного клиента и получают фиксированную заработную плату. Так же, существует еще одно значительно отличие: для работающих по контракту внешних лоббистов обязательным и традиционным является наличие опыта работы в юридических или государственных ведомствах, а вот внутренними корпоративными лоббистами чаще всего  становятся в результате продвижения по карьерной лестнице в корпорации.
      Третий тип лоббистов, это специалисты, которые осуществляют свою деятельность в профессиональных и коммерческих ассоциациях. Эта защищает интересы коллективов предприятий и компаний, которые работаю в одной ил сразу нескольких сфера производства. 
      Последние две категории профессиональных лоббистов защищают интересы различных общественных групп, которых на данный момент в обществе существует бесконечное множество, а так же профсоюзы. Стоит отметить, что влияние профсоюзных комитетов на власть является куда более институционализированным, чем влияние других групп интересов, поскольку профсоюзы имеют постоянные и налаженные связи с органами власти, помимо методов гражданского давления используют так же переговорные инструменты и т.д.
      В этой классификации отчетливо просматривается специфика отечественного лоббизма и его регулирования. Несомненно, группы интересов представлены слабее, чем в западных странах, но первые три  типа данной классификации представлены довольно широко, а так же активную деятельность ведут профсоюзы различных организаций и предприятий. 
      Что касается форм осуществления лоббизма, то основными считаются три формы: 
      1. Прямой лоббизм - целевая работа с представителями соответствующего государственного или общественного органа с целью добиться принятия, изменения или корректирования решения, отвечающего интересам данной группы.17 
      2. Косвенный лоббизм - организация кампаний для оказания давления, которые  проводятся лоббистами в основном за пределами государственных  или общественных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.18 
      3. Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего государственного органа или какой-либо другой общественной организации с целью добиться различными путями принятия определенного решения, которое удовлетворяет интересы данной группы. 
      Еще одна классификация строится на основании того, в какой из трех ветвей власти – законодательной, исполнительной или судебной происходит обсуждение каких-либо вопросов и принятие решений.
      Такое явление как лоббизм прослеживается и в средствах массовой информации, которые из-за колоссального воздействия поведение, взгляды и сознание людей в политике и других важных сферах жизнедеятельности граждан заслуженно считаются «четвертой ветвью власти». В западных странах и в США некоторые политологи называют лоббизм «пятой ветвью власти», поскольку эта деятельность считается очень престижной и перспективной на фоне происходящий событий на мировой политической арене. Так же лоббизм можно классифицировать в зависимости от того, в каком управленческом решении специалисты лоббируют собственные интересы: через нормативные акты в законодательных органах (правотворческое лоббирование19), лоббизм через акты толкования права и через акты применения права (правоинтерпритационное и правоприменительное соответственно). Экономическое, социальное, политическое, финансовое и другие виды лоббирования характеризуются  в зависимости от сферы и характера интересов. Не стоит забывать и о том, что лоббирование происходит на различных уровнях власти и, соответственно, бывает двух видов: федеральное, которое осуществляется на уровне органов высшего управления и органов государственной власти, и местное, которое происходит в органах местного самоуправления. 
      Стоит отметить, что лоббизм так же подразделяется на категории в зависимости от того, в чью пользу решается вопрос.20 Выделяют: лоббирование социальных подгрупп, общественных организаций, партий, движений и т.д.; лоббирование министерств, ведомств и других различных государственных структур называется ведомственным; региональное лоббирование заключается в отстаивании своих интересов на уровне государства краев, республик и других субъектов страны; так же существует национальное лоббирование, в процессе  которого национальные общины или какие-либо государства пытаются влиять на государственные органы  с целью принятия решений в пользу их народа или нации. 
      Рычаги давления в процессе лоббирования могут быть самыми разнообразными. Традиционно самыми эффективными из них являются денежные и финансовые средства, СМИ, голоса избирателей
      1.2.  Основные технологии лоббизма.
      Суть всех компаний по осуществлению лоббизма сводится к тому, что лоббист должен воздействовать на лицо, принимающее решения (ЛПР), с целью исправления курса политической или другой ситуации в сторону своих интересов через разнообразные коммуникационные каналы. Для российской практики характерны следующие технологии лоббирования. 
      Технология 1. Руководство компании, или внутренние PR GR менеджеры собственнолично доносят свою позицию и свои интересы до лица, принимающего решения. Эта технология является жизнеспособной в нескольких случаях. Например, если руководству компании предоставляется возможность личной встречи или приема у лица, принимающего решения. Это достаточно легко в том случае, если компания является настолько крупной и авторитетной  своей сфере производства, что ее позиция может заинтересовать исполнительную власть, либо является депутатом. Так же эта технология осуществляется если делегаты и представители рассматриваемой нами компании являются членами совещательных или координационных структур при органах высшей государственной власти.21 Например, в России в комитетах Государственной Думы работают различные советы экспертов, представителями которых являются видные общественные и политические деятели. Аналоги таких совещательных органов существуют так же и при исполнительной власти. На правительственном уровне одним из самых эффективных каналов лоббирования является Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.22
      Так же данная технология может быть жизнеспособной, если могут быть организованы деловые встречи представителей ассоциации компании с государственными чиновниками. Ярким примером является организация регулярных встреч Владимира Путина с бизнес-ассоциациями на федеральном уровне.  
      Политическая информация является особо важной для политиков и чиновников, которые стремятся  к выбору наиболее выгодной альтернативы решения. Так же важную роль играет и техническая информация, однако ее сбор – процесс достаточно дорогостоящий. Ограниченными экспертными ресурсами, как правило, владеют как представители исполнительной власти, так и сами законодатели, поэтому информация для анализа ситуаций в государстве, по которым принимаются решения, всегда является недостаточной и ограниченной. Поэтому лоббисты иногда предлагают для внесения на  рассмотрение парламента новые законопроекты, как вариант альтернативного решения текущих проблем. Предоставленная лоббистами информация чаще всего не является объективной, поскольку она представляет интересы заказчика. Поэтому нейтральность информации, а так же ее исчерпывающий характер   и достоверность  являются главными и необходимыми критериями восприятия и осмысления информации властью. Немаловажную роль играет так же и репутации организации, которая эту информацию предоставляет.  
      Как отметил С. П. Перегудов23, в системе представительства интересов смена модели взаимодействия власти и бизнеса проявилась в том, что на месте механизмов согласования стратегических установок социально-экономического развития с Президентом и Правительством (налоговая реформа, развитие банковской системы, принципы валютного регулирования, административная реформа и др.) начала практиковаться система консультаций по сугубо частным вопросам. Частота и значимость встреч представителей государственных органов и бизнес-элиты существенно снизилась.
      Технология 2. Воздействие на лицо, принимающее решение через агентов влияния. 
      В практике использования лоббизма нередки случаи, когда не удается установить непосредственный личный контакт с чиновником или высшим государственным лицом в политической сфере. В таких случаях в цепочку коммуникации добавляется еще один элемент в качестве посредника – агент влияния. Обычно, агентов влияния становится лицо, которое состоит в ближайшем окружении человека, принимающего решения. Так же это может быть кто-то из коллег ЛПР, с которым компании удалось установить личный контакт. 
      Самый распространенный инструмент такого влияния ( в региональных структурах бизнеса ) – обращения к федеральным депутатам или чиновникам от имени региональных парламентов или общегородских собраний. Конечно же, это логично объясняется тем, что бизнесу на  местах, т.е. в каком-либо отдельно взятом регионе гораздо легче заручиться поддержкой региональной власти, нежели получить поддержку сразу на федеральном уровне. Использование региональных чиновников и депутатов в качестве агентов влияния делает очень эффективно на фоне того, что у региональных институтов власти существует закрепленное законодательством право обращаться в федеральные вышестоящие государственные органы власти.    
      Технология 3. Воздействие на лицо, принимающее решения через аппарат влияния. 
      Ни для кого не секрет, что  в органах высшей государственной власти именно аппарат непосредственно занимается осуществлением подготовки решений, следовательно, с профессиональной точки зрения разбирается в предмете своего ведения. Стоит отметить, что в российской практике существую случаи, когда мелкие и незначительные изменения в проектируемых решениях решаются на уровне помощников лиц, принимающих решения, которые их, собственно, и готовят. Плюсом данной технологии является существенная экономия финансовых и временных ресурсов. 
      Большинство ведущих исследователей отмечают большое влияние аппарата на принятие важных политических решений в Федеральном Собрании Российской Федерации. Наиболее четко это прослеживалось  в Совете Федерации, верхней палате российского парламента, до ее большого кадрового реформирования. Как известно, палата рассматривала сразу огромное количество вопросов и законов, но заседала всего несколько дней в месяц. Соответственно, работа депутатов на сессии сама по себе предусматривала очень большую роль аппарата в  выработке проектов решении	 и подготовке к рассмотрению законопроектов и т.д. Большинство решений, которые принимались верхней палатой, фактически, были решениями аппарата Совета Федерации. 24 
      Рассуждая в этом ключе, хотелось бы отметить, что в качестве объекта лоббирования не менее значимым был и аппарат Государственной Думы. Но есть и существенная отличительная черта в деятельности аппарата фракций и групп депутатов ГД: сотрудники аппарата фракций были подобраны из числа единомышленников и сторонников по партии. Очень отчетливо мы наблюдаем такой процесс в закрепившихся партиях, традиционных фракциях ГД, таких как ЛДПР и КПРФ. Но в этом случае на первые позиции становится общие цели депутатов и аппарата, основанные на идентичных идеологических предпочтениях. 
      Но, даже если этот факт делает немного уже поле для лоббирования, возможность осуществления лоббистской деятельности все же остается. Несомненно, в каждой идеологически идентичной фракции не обходится без внутренних противоречий. Они не становятся гласными и члены партии обычно о них умалчивают, однако такие разногласия достаточно хорошо известны именно аппарату. С другой стороны, решения принимаются коллегиально, на основе общего обсуждения даже  в авторитарных фракциях, к примеру, где голос лидера становится решающим фактором. 
      Возможность реализации лоббистских интересов становится реальной и выполнимой задачей под влиянием аппарата в результате того, что именно организационное обеспечение и содержательная подготовка материалов для принятия решений является прямой обязанностью самого аппарата. 
      Так же практика показывает, что помощники депутатов имеют значительное влияние на государственных служащих в силу личного и прямого доступа к депутатам. Некоторые исследователи отмечают, что кадровый состав помощников чаще всего очень стабилен, даже если происходят значительные перемены, связанные с новыми электоральными циклами. Контингент помощников обычно неизменен, хотя в депутатском корпусе происходят существенные перемены с каждым новым созывом Госдумы. 
      Когда новый созыв Государственной Думы начинает свою работу, может сложиться ситуация, когда наработки помощников и их профессиональный опыт становятся главными ориентирами для новой политики депутатов. Спикеры, особенно те, которые еще не имеют опыта работы в столь важных государственных органах, во многих вопросах опираются именно на мнение своих помощников. 
       В дальнейшей депутатской деятельности влияние помощников остается таким же значительным, стабильно высоким, поскольку к этому обязывают различные функциональные институты. Именно помощник предлагает мнения и идеи, которые затем могут быть озвучены и самим депутатом, поскольку непосредственная задача помощника – готовить и анализировать материалы к заеданиям, предложения по докладам и  выступлениям. Помощники депутата на общественных началах также играют немаловажную роль. Зачастую в их статусе находятся фактические советники депутата: эксперты, аналитики, спичрайтеры, юристы25.
      Технология 4. Использования СМИ в качестве инструмента влияния на лицо, принимающее решения.
      В лоббистских коммуникациях используются два основных способа влияния. Во-первых, это использования лоббистами силы мнения общественности, которое формируется средствами массовой информации. Такие публичные заявления, публикации в прессе и т.д. используются не для конкретного непосредственного воздействия на лицо, принимающее решения, а для формирования наиболее благоприятной среды для следующих технологий. Например, во время ведения крупномасштабной лоббистской кампании по внедрению обязательного страхования ответственности автограждан, кроме технологий прямого лоббирования государственных и муниципальных служащих, политиков и депутатов, проводилась массовая кампания по опубликованию в средствах массовой информации в различных материалов о «подставах на дорогах» и о необходимости внедрения подобного вида страхования граждан. 
      Во-вторых, оказание воздействия проводится специализированными средствами массовой информации, которые являются поставщиком информации для элиты, на лицо, принимающее решения. Большое количество лоббистских сообщений  в масс-медиа циркулирует и вращается именно медиапространстве элит, а уже оттуда поступает  в другие оставшиеся средства массовой информации. Самый яркий пример непосредственного влияния на лицо, принимающее решения через влияние средств массовой информации – некоего рода «открытые письма», публикующиеся в газетах и журналах. Во многих подобных случаях  цель таких  писем вовсе не необходимость донести до лица, принимающего решения  конкретную информацию. Лоббист ставит несколько целей, публикуя в средствах массовой информации такие «открытые письма»:
      1. Привлечение внимания сфер общественности  к данной проблеме, вызвать резонанс в обществе, глобализировать проблему и обозначить ее как вопрос с большой значимостью. Такие меры простимулируют чиновника или депутата, к которому обращено письмо, он должен обратить внимание на решение данной проблемы. Главным условием становится публичность, для которого общественное мнение становится особо значимым фактором.
      2. Привлечение внимания конкурентов или врагов компании, для того, чтобы показать, что за данными обращениями  к высокопоставленным чиновникам, скорей всего, последуют какие-либо действия. Особенно эффективно данная технология используется для предотвращения угрозы приватизации или поглощения недружественного предприятия или уничтожении политической компании. 
      Технология 5. Организация информационных поводов. 
      Последней активно применяемой технологией лоббирования валяется создание информационных поводов. К таким поводам относятся события, которые способны вызывать интерес у общественности и публики, следовательно, активно освещаются средствами массовой информации.  
      
      Глава 2. Осуществление лоббизма в государственном пространстве.
      2.1. Государственное регулирование лоббизма  в Российской Федерации.
      Процесс трансформации российского общества, различные реформы в системе общественных отношений, в первую очередь процессы демократизации, формирования ранка и приватизации собственности, в корне изменили роль института лоббирования в качестве инструмента прямого канала связи сласти и предпринимателей. Лоббизм больше не является «изгоем» по отношению к другим общественно-политическим институтам, на данном этапе развития общества лоббизм – естественный, необходимый элемент который легально и адекватно воспринимается государством. Хотя, несмотря на положительную динамику, общественное отношение к институту лоббирования остается неоднозначным и противоречивым. 
      Цивилизованный лоббизм становится востребованной и актуальной проблемой, как особо значимого для нашего общества, с достаточно сильной, крепко становящейся на ноги экономикой26. Следовательно, требуется не только практическое, но и глубокое, теоретико-правовое осмысление лоббизма. 
      Основная сфера теоретических проблем связана с принятием закона о регулировании лоббистской деятельности. 27. Стоит отметить, что над этим законом государственная дума работала достаточно большое количество времени. Одной из приоритетных задач стало политико-правовое регулирование лоббизма, институциализация которого во всех сферах общественной и политической жизни может стать одним из способов борьбы с коррупцией.
      Общественная трансформация в России вызвала развитие института лоббизма как общественного феномена, поскольку группы интересов и их лоббистские структуры являются инструментом связи экономики и политики, взаимодействия и взаимозависимости властных структур и предпринимательских кругов.
      В ходе трансформации экономической сферы начинает расширяться пространство и усиливаться значения и знаменатели корпоративных  интересов социальных групп, социальных слоев, различных  страт, чьи виды деятельности приобрели политический окрас . 
Актуализируются интересы крупного бизнеса, который обладает огромными ресурсными возможностями. Крупные бизнесмены стремятся перенаправить свой неисчерпаемый потенциал в политическое русло, закрепиться в своем экономическом положении через вхождение политические структуры  для последовательного лоббирования своих интересов. Средний и малый бизнес из-за ограниченных ресурсов не способен на данном этапе времени налаживать быстрые лоббистские связи с государством. 
       Отсюда можно сделать  теоретически и политически важный вывод о том, что закономерно, выгодно и логично последующее развитие форм лоббистской активности. Это, общественно востребованным поиск и изобретение механизмов, которые будут устраивать и власть, и предпринимательство. В развивающемся демократическом обществе такие механизмы должны быть исключительно институциональными, легитимными и цивилизованными. 
      В обществе происходит процесс  плюрализации лоббизма. Возникают новые, отраслевые, а так же региональные субъекты лоббирования, становятся разнообразными каналы, через которые происходит воздействие на региональную и федеральную власть. Практика говорит о том, что пока феномен лоббизма в обществе не перейдет под контроль государства и общества посредством законодательства, остается угроза превращения института лоббирования в банальную коррупцию.  Для того, чтобы превратит лоббизм из темного и неорганизованного  в законный и демократический институт, потребуется регламентация содержания деятельности и механизмов должными правовыми нормами на уровне государственный федеральных законов. Легализация института лоббирования позволит вывести из тени скрытые  силы, которые влияют  на принятие различных законопроектов. Закон о лоббизме поспособствует легализации деятельности лоббизма, как демократического средства взаимодействия общества и власти.  Так же это позволить выстроить барьер между корпоративными организациями и органами государственной власти, защитив их от теневого давления.
      Институциализация предполагает решение ряда серьезных социально-экономических, политических и правовых вопросов, связанных с группами интересов: 
      совершенствование законодательной и нормативной базы, выработку механизма реализации законов; 
      реструктуризацию органов государственной власти, упорядочение государственного контроля над хозяйственной деятельностью, реструктуризацию предприятий и формирование института эффективных собственников, активно влияющих на принятие корпоративных решений;
      стимулирование малого предпринимательства и его включение в более крупные корпоративные и территориальные формы хозяйства; 
      создание развитой рыночной инфраструктуры с институтами финансовой и технической поддержки; 
      совершенствование формальных и неформальных институциональных структур и отношений, непосредственным образом влияющих на экономическую и политическую обстановку в стране.
      Существуя достаточно открыто на протяжении вот уже более десятилетия, российский лоббизм трансформируется. В его динамизме наблюдаются следующие существенные явления, тенденции: произошла плюрализация лоббизма; сильно .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44