- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы командообразования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001703 |
Тема: | Теоретические основы командообразования |
Содержание
Аннотация Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации определений и понятий по проблеме командообразования. Практическая - в реализации механизмов эффективного развития организации на основе внедрения командной работы. Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, 11 параграфов, заключения, списка используемых источников из 35 пунктов, 4 приложений и содержит 6 диаграмм, 7 таблиц. Объём работы 70 страниц. СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………… 1 Теоретические основы командообразования…………………………. 1.1 Характеристика понятий «группа», «коллектив», «организация», «команда»……………………………………………………………. 1.2 Основы педагогической команды образовательной организации.. 1.3 Особенности формирования педагогической команды…………… 1.4 Распределение ролей в команде…………………………………….. 1.5 Понятие и виды мониторинга………………………………………. Вывод ………………………………………………………………………. 2 Реализация и оценка эффективности методов организации командной работы в МБОУ «Лицей № 36» (г. Осинники)…………………… 2.1 Краткая характеристика учреждения……………………………… 2.2 Структура и органы управления…………………………………… 2.3 Изучение способности к командной работе……………………….. 2.4 Образовательная инициатива «Новой школе – новый учитель»… 2.5 Школа будущего: что можно сделать сейчас…………………….. Вывод ……………………………………………………………………….. 3 …………………………………. 3.1 Разработка классного час на сплочение коллектива (командообразование) «Мы вместе, и это – здорово!»……………………….. Вывод ………………………………………………………………………. Заключение ………………………………………………………………… Библиографический список………………………………………………… Приложения ………………………………………………………………… Приложение 1 Устав МБОУ «Лицей № 36» (г. Осинники)……………… Приложение 2 Положение об Управляющем совете…………………… Приложение 3 Методика тестирования по М. Белбин…………………. Приложение 4 Положение о педагогическом классе……………………. ВВЕДЕНИЕ Командообразование, или тимбилдинг (англ. Team-building –построение команды) – термин, обычно используемый в контекстебизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для созданияи повышения эффективности работы команды. Идея командныхметодов работы заимствована из мира спорта и стала активновнедряться в практику менеджмента в 60 - 70 годы XX века. Сама идея командообразования имеет очень давнюю историю.Еще в Древнем Риме для поддержания боевого духа и сплоченностисолдат в войсках проводились специальные мероприятия и игры.Безусловно, они носили спонтанный характер и их можнорассматривать лишь как прообраз современных технологийкомандообразования. В качестве примера «эффективной команды»можно привести Римское войско, которое считалось самым сильным.Ему были присуще такие черты как: мобильность, отточенностьдействий, гибкость, сплоченность, тактическая обученность.Подобные характеристики и сегодня являются основными признакамикоманды. В древней Греции «тимбилдинг» был востребован ещё больше, чем в Риме. Необходимость формирования команд напрямуюсвязывалась с появлением Олимпийских игр. Кроме Олимпийских игр,греки устраивали массовые развлечения и театральные представленияна площадях для развлечений горожан, отдыха и для укреплениябоевого духа. Показатели эффективности таких командныхмероприятий в Греции в античные времена были налицо: высокаясплоченность войск, солдаты до последнего вздоха оставалисьпреданными своей команде. Спартанцы славились по всей Греции каксамые неустрашимые и сильные воины. Однако, термин «тимбилдинг» своим появлением обязанамериканскому профессору психологии Элтону Мэйо. Свои научные изыскания по этому вопросу он предоставил людям какрезультат Хоторнских экспериментов. Профессор в 1927-1932 годахтщательно изучал зависимость производительности труда от разныхфакторов.Результаты экспериментов дали первый импульс к рождению идеи тимбилдинга. В Россию командообразование в том виде, который мы знаем сейчас,пришло в 2000-х годах. Со временем стали набиратьпопулярность и другие формы командного образования – спортивныеи психологические игры, творческие мероприятия и другие. Внастоящее время содержание понятия «командообразование» всё болеерасширяется, добавляются новые способы сплочения коллектива,вырабатываются новые приемы и тактики. Даже проведениекорпоративных праздников часто сопровождается различными играми,нацеленными на создание духа единства[17.С. 80]. Важнейшая задача педагогического образования - обеспечить школусовременными педагогическими кадрами. Однако, по мнению В.А.Болотова – председателя Координационного совета по областиобразования «Образование и педагогические науки», «нашаподготовка специалистов не только в педагогических институтах, но ив федеральных и классических университетах оторвана отпотребностей школы»[22]. Система школьного образования, для которойвузы готовят педагогов, в последние годы претерпела значительныеизменения. Она стала вариативной, учителя работают по различнымпрограммам, в том числе авторским; вводятся интегрированные, новыедля школы курсы; действуют вариативные учебники. Тема «Командообразование в образовательной организации» актуальнадля нашего региона в связи с тем, что кадровый потенциал общеобразовательных учреждений характеризует способность к решению проблем инновационного развития образования на основе высокой нравственности, интеллекта, компетентности, профессионализма деловой активности, профессиональной мобильности и качества деятельности. По уровню кадрового потенциала судят о качестве деятельности учреждения образования. Проблема инновационных изменений в современном российском образовании ставит новые задачи перед преподавателями образовательных учреждений. Умение видеть перспективу развития конкретного образовательного учреждения, его структур и образовательного процесса в целом, прогнозировать инновации в направлении развития, выстраивать и обеспечивать взаимовыгодные отношения с социумом и другие задачи требуют комплексного подхода в их решении. Обеспечить такой подход возможно лишь при условии целенаправленного профессионального взаимодействия педагогов, способных к проектированию и реализации инноваций в общеобразовательном учреждении. В этом случае такую группу специалистов, возможно, рассматривать как педагогическую команду, являющуюся организационной формой коллективного управления, определяющую стратегию, тактику и методику образовательного процесса в школе. Все это указывает на актуальность разработки вопросов, связанных с командообразованием в педагогическом коллективе, направленном на повышение кадрового потенциала учреждения. Проблема исследования заключается в том, что темпы изменений в современной реальности «не позволяют отдельному человеку, даже весьма образованному и талантливому, хотя бы отслеживать эти перемены, не говоря уже о том, чтобы их упреждать, используя возникающие возможности и смягчая неблагоприятные последствия»[10.С. 57]. Цель исследования: формирование понимания основных принципов создания команд (ученических, педагогических) и необходимых условий успешной командной работы, направленных на повышение потенциала школьного коллектива. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач: * Рассмотреть понятия «группа», «коллектив», «организация», «команда»; * Раскрыть основы педагогической команды в образовательной организации; * Выявить особенности формирования педагогической команды; * Распределить роли в команде; * Изучить понятие и виды мониторинга эффективности команды; * Проанализировать состояние кадров и дать характеристику МБОУ «Лицей № 36»; * Изучить структуру и органы управления МБОУ «Лицей № 36»; * Рассмотреть особенности образовательной инициативы «Новой школе – новый учитель»; * Определить пути повышения эффективности школьного процесса; * Разработать классный час на командообразование. Объектом исследования выступают образовательные организации, предметом – командообразование в образовательных организациях. Гипотеза исследования базируется на предложении по-новому взглянуть на перспективы развития нового типа отношений между участниками образовательного процесса в современной школе посредством реализации технологий командообразования. Для достижения нового качества образования необходимо модернизировать не только содержание образования и образовательные технологии, но и всю область отношений между учащимися, их родителями, педагогами, школьной администрацией. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез литературы. Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы подтверждается большим количеством публикаций: Кулганов В.А., Новикова А.С. Командообразование как метод повышения удовлетворённости трудом и уровня развития малой социальной рабочей группы // Учёные записки ЗабГУ. 2013. № 5(52). Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НВГУ. – 2012. - № 2-1. 7. Митин А. Э., Петрова Н. Б. Управленческая команда как фактор эффективного управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3031–3035 и другие. Проблемы повышения эффективности командообразования посвящены диссертационные исследования таких авторов, как Александрова Е.А. Педагогические команды как средство активизации инновационной деятельности образовательных учреждений // Автореф. дис. канд. пед. Наук. СПб., 2007, Соловова Н.А. Формирование педагогической команды в образовательном учреждении // Автореф. дис. канд. псих.наук. Самара, 2006, Цинарева Т.А. Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза // Автореф. дис. канд. пед. наук. : М., 2010. Процесс формирования команд и сам принцип командной работы не являются универсальными. Поэтомунеобходимы условия для целесообразности применения методов командной работы. При отсутствии этих условий процесс формирования команд будет не оправдан, а перспектива достижения эффективности командной работы будет сомнительной. Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации определений и понятий по проблеме командообразования. Практическая - в реализации механизмов эффективного развития организации на основе внедрения командной работы. Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, 11 параграфов, заключения, списка используемых источников из 35 пунктов, 4 приложений и содержит 6 диаграмм, 7 таблиц. Объём работы 70 страниц. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 1.1 Характеристика понятий «группа», «коллектив», «организация», «команда» Взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Каждый человек независимо от его самостоятельности, автономности не может существовать, выражая свою сущность, вне общения с другими людьми. Следовательно, каждый человек, зная или не зная этого, всегда находится в группе, коллективе или команде. Однако, довольно часто, случается терминологическая путаница между понятиями «команда», «организация», «коллектив». Группами, коллективами и командами часто называют схожие по количеству и типу взаимодействия сообщества людей, однако, между этими понятиями есть и качественные, и количественные различия, которые могут быть полезны при групповой, командной или коллективной работе. Так, коллектив и группа формируются сами по себе. Например, людей приняли на работу, разместили в одном кабинете, обязали работать над одним проектом – поэтому они выполняют свои обязательства, ведь у них нет выбора. Первым официальным свидетельством использования термина «группа», под которой понималась совокупность реально существующих людей, может служить Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. Словом «группа», по Далю, могут быть названы: «чета, купа, кучка; связь, сноп, цепь; грезд, грезно; кружок, толпа»[35]. Ко времени составления словаря (вторая половина XIX века) живой разговорный язык позволял назвать группой некоторые скопления людей. Рассматривая группу как категорию социологическую, т.е. применительно к человеческому сообществу, мы понимаем социальную группу как ограниченную размером совокупность людей, объединенных по определенным признакам, например, характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности и т.д. Для определения понятия «коллектив» обратимся к Словарю Ожегова: «коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами[33]. Коллективом называют социальную общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения. Члены коллектива, объединенные деловыми, нравственными и личными связями, общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива. Следующим понятием, уточнение которого необходимо для определения и понимания командообразования, является «организация». Обратившись к Большому энциклопедическому электронному словарю, мы находим следующее определение: организация – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.Применяют к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т. е. относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления[8].Именно наличие процедур и правил, которые регламентируют совместную деятельность членов организации, является ее определяющим фактором и отличает организацию от группы и коллектива. Отсюда, вытекает еще одно важное положение: любая организация включает в себя коллектив, но никак не наоборот. Термин «команда» является русифицированным вариантом английского слова «team». В современном языке понятие «команда» используется очень широко. Подсознательно каждый человек, безусловно, имеет некоторые представления, что такое команда. Самым распространенным представлением команды являетсяспортивная команда. Именно из спорта этот термин и пришел в деловой язык, в сферу управления. Существует множество определений понятия «команда», однако для данной дипломной работы наиболее подходит следующие. Команда – это «небольшое количество человек, имеющих общие цели, ценности и подходы к исполнению совместной деятельности; принимающих на себя ответственность за конечный результат, способных изменить функционально-ролевую соотнесенность; имеющих взаимно определяющую принадлежность свою и партнеров к данной группе» [21.С. 3031].Анализируя различные определения можно выделить основные признаки команды: * небольшое количество человек; * наличие лидера; * общее видение цели; * совместная деятельность; * отработанные механизмы взаимодействия: * взаимодополняющие навыки; * взаимная ответственность за конечные результаты. Вывод: любая команда является коллективом, но не каждый коллектив может называться командой. Команда может существовать в рамках организационной системы (организации). Таким образом, команда, наряду с группой, коллективом и организацией, является формой организации коллективной деятельности. 1.2 Основы педагогической команды образовательной организации В условиях радикальных социально-экономических изменений в современной России, неизбежны и глобальные изменения в образовании. Меняются цели, задачи, способы организации процессов в образовательной организации. Система образования переходит от единообразия к созданию брендов образовательных организаций, разработке новых услуг, обеспечивающих конкурентоспособность организации, развитию творческой инициативы, формированию морально-этических основ взаимодействия в организации. Образовательные организации, стремящиеся получить на рынке образовательных услуг «пальму первенства», должны, в первую очередь отличаться своей уникальной, вариативной, саморазвивающейся системой воспитания и педагогической командой, способной формировать образовательное пространство своей организации. Крайне важно, чтобы в ней было объединение специалистов, педагогов, способных и готовых к системным изменениям в образовательном процессе, обладающих навыками целеполагания, планирования, проектирования, командной работы. «К такому выводу приходит все большее число руководителей образовательных организаций. Именно в сплоченных коллективах можно рассматривать вопрос об активизации инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов»[1]. Одним изспособов достижения профессионального единства педагогов в рамкахдостижения цели образования и воспитания учащихся, может статьсоздание педагогической команды, члены которой связаны общимицелями, развитым чувством «мы», ценностями педагогического труда. Анализ определений понятий «группа/рабочая группа», «коллектив», «организация»,«команда» позволяет констатировать, что при всей значимостипроблемы развития командной работы в образовательной организации,до сих пор нет единого понимания того, какой должна бытьпедагогическая команда. Из всего многообразия определенийпедагогической команды, можно выделить лишь некоторые,отражающие сущностную характеристику педагогической деятельности. Педагогическая команда – это группа специалистовобразовательной организации, занятых совместнойдеятельностью по реализации образовательного процесса,связанных общностью мотивов, целей, ценностейпедагогического труда, развитым чувством «мы»,совместимостью членов, достигаемой единством профессиональных предпочтений[34.С. 13]. Как считает Н.А. Соловова, команды в образовательной организации могут быть постоянно действующими или созданными на определенный срок функционирования; самоуправляемыми или руководимыми директором (менеджером) образовательной организации; целенаправленно формируемыми или естественным образом организующиеся; команды, состоящие из трех и более человек. По специфике совместной деятельности можно выделитьследующие виды педагогических команд: управленческая; командаспециалистов, работающих в одном классе; команда психолого-педагогического сопровождения; проектная команда; воспитательнаякоманда, команда специалистов, преподающих один предмет;межпредметная команда. Педагогический коллектив в идеале должен работать какединая команда, реализующая единство личностных ипрофессионально-педагогических ценностей, и, в то же время, онможет быть представлен различными более мелкими по численностикомандами, решающими конкретные педагогические задачи. В этомслучае очевидна возможность принадлежности педагогов одновременно к разным командам. Свои профессиональные обязанности члены командыраспределяют между собой сами в зависимости от функциональныхобязанностей и складывающихся условий деятельностиобразовательного учреждения. Внутри же каждой команды выполнятьрабочие операции в каждой отдельной ситуации поручается тому, ктоспособен сделать это наилучшим образом. Неумение одногосовершить какую-либо работу компенсируется навыками и умениямидругого. В педагогической среде слово «команда» в целомвоспринимается позитивно и используется достаточно часто, но невсегда по назначению. Назвать группу педагогов командой не означает создать ее формально, по приказу или по желанию директора школы. Ведь заставить учителей работать в команде недостаточно, да и практически невозможно[14]. В зависимости от поставленных задач перед педагогической командой И.В. Жуковский определяет следующие виды. Проектная команда. Это многофункциональная группа, которой могут работать учителя разных учебных дисциплин, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершении проекта. Но в научно-исследовательской работе один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Команда по оперативному решению задачи. Их можно назвать целевыми командами, оперативными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или критических ситуаций, для выработки рекомендаций и их внедрения. Команда по вопросам усовершенствования. Как ясно из названия, эти команды занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса. Команда управления. В некоторых учебных заведениях ихназывают управленческими командами. Но если каждый членадминистрации просто четко выполняет свои обязанности и невыходит за рамки их выполнения, то это еще не команда. В своем диссертационном исследовании Е.А. Александроварасширяет привычную классификацию педагогических команд ивыделяет следующие виды. Псевдокоманда – это группа, у которой имеется потребностьв повышении эффективности совместного труда, есть возможностьстать командой, но она не сосредоточилась на коллективномвыполнении работы и не пробует делать это. Потенциальные команды – команды, в которых членыосознают необходимость общей цели, согласованности совместныхдействий, направленных на ее достижение, пытаются выработатьэффективные приемы и методы сотрудничества. Настоящие команды – команды, в которых члены обладаютвзаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели изадачи, действуют при опоре на эффективные методы совместнойдеятельности. Высокоэффективные команды – это группы, обладающиевсеми характеристиками настоящих команд, способствуютиндивидуальному развитию ее членов. Самоуправляющиеся команды, под которыми понимаютрабочие группы, которым предстоит практически полная автономия впроцессе принятия решений, осуществления контроля иответственности за результаты и др. [1]. Говоря об эффективности работы команды, по мнению Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина, можно выделить такие её признаки[4.С. 129]: * неформальная и открытая атмосфера; * понимание и принятие задач; * желание прислушиваться друг к другу; * участвуют все члены группы в обсуждениипринципиальных вопросов; * поощрение, как высказывание идей, так и выражение чувствв ходе обсуждения; * центрация разногласий между членами группы вокруг идейи методов, а не вокруг личностей; * осознание действий и решений, принятых на согласии, а нена голосовании большинства. Ведущий научный сотрудник лаборатории психологическогомониторинга МГППУ М.Р. Битянова считает, что развитиепедагогической команды сегодня представляет собой одну изсоциальных технологий в образовании и является своеобразныммеханизмом психолого-педагогического сопровожденияобразовательного процесса в условиях внедрения ФГОС. Изменения вучебных заведениях осуществляются более успешно, если ониреализуются командой единомышленников. Интерес к команднойработе в образовательной организации, по мнению ученого, состоит вследующем: • командная работа повышает креативность инестандартность принимаемых решений; • командная работа обеспечивает объединение усилий разныхспециалистов, мультидисциплинарный подход; • педагогические команды «разгружают» деятельностьруководителя организации; • командная работа формирует у педагогов способности,необходимые для эффективной работы с обучающимися[20]. 1.3 Особенности формирования педагогической команды Команды складываются по-разному. Есть такие, которые вырастают, а есть те, которые строятся.При подборе кандидатов в первую очередь надо определиться, какие их характеристики являются в каждом конкретном случае приоритетными, первичными, а какие – вторичными, поскольку рассчитывать на быстрое нахождение кандидатов, полностью удовлетворяющих всем требованиям, по меньшей мере, наивно и не профессионально[13.С. 99]. Во-первых, команду изначально целесообразно формировать не из специалистов «со стороны», а из кадрового потенциала сотрудников организации, которые знают специфику работы и сами хорошо знакомы коллективу. Во-вторых, в зависимости от конкретных условий и требований приоритет в отборе может быть отдан либо высокому уровню профессиональной квалификации, либо личностным характеристикам кандидатов. В первом случае нередко возникают сложности в налаживании взаимодействия между членами команды, а также между командой и всем коллективом, поскольку специалисты высокой квалификации, как правило, уже достаточно сложившиеся индивидуумы, ко многим из которых нужен персональный подход. К тому же и мотивационные запросы у них достаточно высоки. С другой стороны, при приоритетной опоре на личностные характеристики кандидатов можно собрать неплохую команду, но есть опасность, что она не будет иметь необходимого влияния в коллективе из-за недостаточно высокого квалификационного уровня. Истина, как говорят, всегда находится посередине. Целесообразно подбирать двух-трех ключевых специалистов, исходя из высоких профессиональных требований и с приемлемыми личностными характеристиками. Остальных членов команды определять им «под плечо», обязательно с их участием, уделяя внимание в первую очередь личностным характеристикам кандидатов. Считается, что организации выгоднее самой довести их до требуемого профессионального уровня с учетом специфики и условий самой организации. Такие кандидаты более преданны делу данной организации, да и их мотивационные запросы изначально достаточно скромны. Организация также учитывает, что развить коммуникационные способности своих кандидатов она успешно сможет с помощью специальных психологических тренингов, методик, многие из которых уже достаточно хорошо отработаны на практике. Социально-психологическая структура педагогического коллектива складывается на основе различных эмоционально-оценочных отношений, которые прямо или косвенно влияют на выполнение основных функций. При этом организованность характеризует деловую структуру команды, взаимодействие её членов в процессе совместной деятельности складывается из внешних проявлений поведения работников. Сплоченность – характеристика внутренних отношений, это свойство социально-психологической структурыкоманды, коллектива. Коллектив – показатель степени психологического единства, а командная работа, организация команд – показатель сформированности коллектива[3.C. 205]. Сравнивая рабочие группы и педагогические команды, Е.А. Александрова выделяет признаки, характеризующие педагогические команды. По мнению автора к характерным признакам педагогической команды можно отнести: * эффективное конструктивное межличностное взаимодействие; * ярко выраженную личную ответственность; * профессионализм каждого сотрудника команды; * положительное мышление; * ориентацию на общий, а не индивидуальный успех; * способность согласованно работать на общий результат; * дух команды и др.[1]. Чаще всего педагогические команды формируется в организациях и школах, отличающихся, сильной мотивацией к достижению успеха как организующему принципу деятельности педагогов в команде для решения задач развития образовательной организации. Механизм формирования педагогических команд включает определенные шаги: * осознание значимости деятельности педагогических команд; * признание правил дисциплинированного поведения; * принятие и понимание членами команды общей задачи; * обозначение и принятие того, что считать успехом в её решении; * определение общей стратегии работы и развитие необходимых рабочих навыков, и принятие ответственности за результаты работы. Члены команды должны различать ситуации, требующие коллективной ответственности и совместного поиска общего решения, а также ситуации, в которых достаточно лишь индивидуальных усилий отдельных людей. Как отмечает Т.А. Цинарева, «педагогическая команда может выступать в роли разработчика стратегии, организатора, исполнителя, управленца. И тогда, если речь идет об одной и той же команде, она выступает в разных ипостасях, определяемых конкретными задачами команды. При этом на каждом этапе команды могут переформатироваться»[37.C. 12]. В зависимости от функциональных обязанностей предлагается классификация команд по функциональному признаку: стратегические, оперативные, оптимизационные (организационно-воспитательные), управленческие. В таблице 1 приведена характеристика функциональных возможностей и обязанностей названных выше команд. Таблица 1 Характеристика функциональных обязанностей команд Тип команд Содержательная характеристика Стратегическая команда Это многофункциональная группа, в которой могут работать преподаватели разных учебных предметов, если это необходимо для реализации педагогического проекта. Чтобы выполнить проект, все члены команды должны тесно сотрудничать друг с другом. Обычно такие команды расформировываются по завершению проекта. Однако один проект может сменяться другим, а значит, члены команды могут работать многие годы. Оперативная команда Их можно назвать целевыми командами, оперативными группами. Обычно это кратковременные группы. Квалификация членов команды связана со спецификой выполняемого задания: их привлекают для совместного изучения сложных или критических ситуаций, выработки рекомендаций и для их внедрения. Оптимизационная команда (организационно-воспитательная) Насколько очевидно из названия, это команды, которые занимаются оптимизацией учебно-воспитательного процесса. Команда управления В некоторых организациях их называют управленческими командами. Но если каждый член администрации просто четко выполняет свои обязанности и не выходит за рамки их выполнения, то это еще не команда. Данная команда предполагает наличие постоянного мониторинга качества работы педагогического коллектива и аналитического центра качества. Также здесь можно рассмотреть совместную с обучающимися команду. Команды создаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Команды, умеющие адаптироваться, живут долгое время, процветают; негибкие команды - исчезают. Какие-то команды развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится команда, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла команды как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Жизненный цикл команды представляет собой совокупность стадий через которые проходит команда за период своего функционирования. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят все команды в своем становлении, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. На основе анализа особенностей формирования и деятельности команд можно предложить обобщенную технологическую модель жизненного цикла педагогической команды[37.C. 12] (таблица 2). Таблица 2Обобщенная технологическая модель жизненного цикла педагогической команды 1 этап: Формирование состава команда Обсуждаются в общем виде назначение команды, ее цели, состав, механизм работы и другие вопросы организационного плана. Трудности взаимодействия: * люди осторожны в своих проявлениях и стремятся произвести * впечатление друг на друга; * возможны опасения и колебания, связанные с не совсем ясным * представлением о предстоящей работе в команде; * разделяемое всеми понимание присутствует в незначительной степени. 2 этап: Адаптация Выявляются индивидуальные цели и ожидания членов команды. Трудности взаимодействия: * выходят на поверхность разногласия и противоречия; * назначение команды, стиль руководства, групповые роли, модели взаимодействия и поведения могут подвергаться сомнениям и оспариваться; * выходят на первый план внутренние проблемы команды; * возможно возникновение межличностных конфликтов; * формируется готовность принять риск совместной работы; * члены команды подвергаются проверке со стороны своих коллег и больше узнают о самих себе. 3 этап: Функционирование Сформирован стиль руководства, определены лидеры, распределены роли, сформированы модели взаимодействия. Идет развитие сотрудничества и взаимной поддержки. Формируется механизм принятия решений, контроля и обратной связи. Идет установление отношений с внешней средой команды. Условия взаимодействия: * команда объединена и может эффективно работать для достижения поставленных перед ней целей; * присуще общее понимание проблем; * осуществляется взаимная поддержка и взаимопомощь; * создана и поддерживается комфортная атмосфера, стимулирующая достижение новых высот; * происходит развитие, профессиональный и личностный рост членов команды. 4 этап: Расформирование или преобразование для работы над новым проектом/задачей Формирование педагогической команды может успешно осуществляться посредством социально-психологического тренинга. В своем исследовании Н.А. Соловова подтвердила, что в ходе тренинга «происходит повышение уровня мотивации к сотрудничеству педагогов, формирование сплоченности, совместимости общих и индивидуальных целей профессиональной деятельности; осознание и коррекция особенностей ролевого поведения в группах педагогов, повышение уровня позитивности восприятия себя и других, доверия, удовлетворенности от совместной деятельности, развиваются «командный дух», солидарность, ответственность всех и каждого в команде, закрепляются конструктивные коммуникативные навыков»[34.C. 13]. Создание педагогической команды в образовательном учреждении должно осуществляться с помощью специальной программы, включающей педагогов в совместную деятельность за счет создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих обстановку психологического комфорта на занятиях, психологическую поддержку членов команды, овладение педагогами самодиагностикой как средством рефлексии, формирование у педагогов субъектной позиции при взаимодействии в группе. 1.4 Распределение ролей в команде Дружный и хорошо работающий коллектив – мечта любого руководителя, поскольку организация командной работы занимает большой процент его времени. Однако зачастую это не спасает компанию от напряженности, конфликтов и, как результат, снижения качества труда. Главный критерий организации успешной командной работы – это, безусловно, качественное решение трудовых задач. В процессе совместной работы или неформального общения удачно созданная или самопроизвольно сформировавшаяся команда из уважающих друг друга специалистов достаточно быстро превращается в сплоченный жизнеспособный коллектив с общей целевой установкой, единой системой ценностных ориентаций и, как правило, с высоким профессиональным уровнем. В работе, на отдыхе, в совместных неформальных мероприятиях члены команды хорошо узнают ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: