VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы кейс-технологии.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015880
Тема: Теоретические основы кейс-технологии.
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное  образовательное учреждение
 высшего образования
 «Российский государственный профессионально-педагогический университет» 











ОТЧЕТ ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ




Выполнил студент
Группы Пу-513 ПД
Кашапова Ю.И.
Проверил преподаватель:
Старикова Л.Д.





Екатеринбург
2018

Содержание
ВВЕДЕНИЕ	3
1.	ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ	6
1.1.	Понятие кейс-технологии обучения, история возникновения, цели, возможности использования и классификация кейсов	6
1.2.	Элементы кейс-технологии (структура кейса), этапы и требования к их составлению	13
1.3.	Общая технология проведения занятий при использовании кейсов	21
1.4.	Теоретические основы анализа и управления хозяйственной деятельности, необходимые для отражения в содержании (условиях) кейса	24
2.	АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ООО «АСУ-ЛИНК»	31
2.1.	Общая характеристика ООО «АСУ-Линк»	31
2.2.	Анализ хозяйственной деятельности ООО «АСУ-Линк»	35
2.3.	Основные проблемы в хозяйственной деятельности ООО «АСУ-Линк»	44
3.	ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АСУ-ЛИНК»	46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ	48


ВВЕДЕНИЕ
     Преддипломная практика является завершающим этапом профессионально-педагогической подготовки студентов; она должна обеспечить овладение первоначальным профессиональным опытом бакалавра профессионального обучения в сфере отраслевых и педагогических технологий на стадии перехода к самостоятельной трудовой деятельности. Преддипломная практика предшествует работе над выпускной квалификационной работой (ВКР).
     Преддипломную практику я проходила в Обществе с ограниченной ответственностью «АСУ-Линк» в период с 19.03.2018 г. по 29.04.2018 г.Даннаяорганизация занимается производством электромонтажных работ при новом строительстве, а также выполнением шеф-монтажных и пусконаладочных работ электромонтажного оборудования. ООО «АСУ-Линк» ?это корпоративная коммерческая непубличная организация, главной целью которой является получение прибыли. Деятельность общества ведется согласно Уставу предприятия.
     На современном этапе развития экономики вопрос анализа финансово-хозяйственной деятельности организации является очень актуальным. От финансового состояния организации во многозависит успех его деятельности, поэтому анализу финансового состояния предприятия следует уделять особое внимание.В содержании вы указываете «хозяйственнуюдеятельнсть».
     Цели практики:
 закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете;
 развитие умения и навыков применения их на практике, 
 приобретение навыков самостоятельной практической работы в области профессионально-педагогической деятельности;
 подготовка информационно-аналитических материалов для написания выпускной квалификационной работы.
     Задачи практики: 
 адаптировать, корректировать и использовать технологии в профессионально-педагогической деятельности;
 осуществлять проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;
 использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии;
 выполнять работы соответствующего квалификационного уровня;
 овладеть навыками проведения статистических обследований,опросов, анкетирования, обрабатывать массивы данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать, оценивать, интерпретировать полученные результаты и обосновывать выводы;
  анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.
 находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею; разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности и т.п.).
 осуществить подготовку и сбор необходимых материалов и данных по теме выпускной квалификационной работой в соответствии с заданием;
 формировать и развивать практические навыки и компетенции, приобрести опыт самостоятельной профессиональной деятельности.
     Цель и задачи преддипломной практики надо указать по теме вашего исследования. Задачи  из инд.задания на практику. 
     Объектом преддипломной практики является Общество с ограниченной ответственностью «АСУ-Линк». В соответствии с Уставом и действующим законодательством, ООО «АСУ-Линк» осуществляет производство электромонтажных работ.
     Предметом является хозяйственная деятельность ООО «АСУ-Линк».
     Информационной аналитической базой является годовая финансовая отчетность ООО «АСУ-Линк» за 2016-2017 годы.
 
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

 Понятие кейс-технологии обучения, история возникновения, цели, возможности использования и классификация кейсов

     В современной педагогической литературе существует несколько вариантов трактовок понятия «кейс-технология» (в переводе с английского «case» - случай, ситуация). Рассмотрим основные три понятия.
Таблица 1Понятия«кейс-технология»

Кейс-технология
дидактический инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению реальных практических задач профессионального характера
система методов обучения, предназначенная для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы
система применения методов активного проблемно-ситуационного анализа, основанных на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

     Кейс-технологияоснеовывается на разборе обучающимися учебных конкретных ситуаций, которые специально разработаны или подобраны преподавателем на основе фактического материала из реальной профессиональной практики с целью обучения будущих специалистов проводить анализ ситуаций, действовать в «команде», принимать аргументированные решения, основанные на приобретенных знаниях [16].
     В настоящий момент варианты применения кейс-технологии стали настолько разнообразны, что есть смысл говорить не об одной технологии, а о группе разнообразных способов обучения, в основе которых лежит кейс, либо конкретная ситуация.






     
     
     
Рисунок 1. Кейс-технологии
     Игровое проектирование, метод ситуационно-ролевых игр, метод дискуссии  являются в большей степени интеграцией кейс-технологии в другие методы, где кейс играет средства для организации активного взаимодействия в условиях деловой игры, проектного обучения или дискуссии. Необходимо отметить, как показывает практика, наибольший эффект достигается именно при сочетании методов. Само по себе деление процесса обучения на отдельные приемы, методы, технологии является не всегда четким, поскольку большинство данных компонентов обучения являются включенными друг в друга.
     Таким образом, кейс-технология – это сложная система, в которую интегрированы другие методы. Сюда входят проблемный метод, мысленный эксперимент, моделирование, классификации, системный анализ, методы описания, игровые методы, которые выполняют в кейс-технологиях свои функции.
     Значение кейс технологий определяется результатом, который они способны обеспечить при грамотном использовании. Конечный результат, должен быть представлен в целях и задачах использования, либо иного варианта кейс-технологий[7].
     Кейс-метод относится к новым педагогическим технологиям, так как его зарождение состоялось в Гарвардской школе бизнеса в начале XXв. Однако известно, что впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета еще в 1870 году; а внедрение этого метода началось в Гарвардской школе бизнеса спустя 50 лет в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. После издания первых сборников кейсов вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику [17].
     В течение длительного периода времени кейс-метод был и остается важным элементом в проведении исследований и бизнес-образовании. Сегодня Гарвардская школа бизнеса по праву является признанным лидером по разработке и использованию кейсов в образовательных программах.
     50-е годы XX века были ознаменованы продвижением бизнес-кейсов  и распространением их в бизнес-школах Западной Европы. Сегодня лидирующие бизнес-школы Европы (INSEAD, HEC, LSE, ESADE) не только используют, но и сами активно участвуют в разработке кейсов. Лучшие бизнес-школы собирают материалы для своих кейсов по всему миру. В последние годы их внимание все чаще стали привлекать и российские компании. Так, во французской бизнес-школеINSEAD и американской HarvardBusinessSchoolпишутся кейсы, в центре внимания которых – российский бизнес.
     В России кейс-метод начали использовать в бизнес-образовании сравнительно недавно, в 90-е годы XX века. Продвижением кейс-метода началось в начале 1990-х годов, которому способствовали инициативы Школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова, Морозовского проекта, проектов по линии TACIS, НФПК, РАБО. Однако распространение и применение кейс-метода происходило локально, во многом благодаря инициативе отдельных преподавателей-энтузиастов. Поэтому кейс-метод не получил широкого распространения, а его реализация осуществляется с использованием преимущественно традиционного, текстового формата. Доля времени, отводимая на него в учебном процессе, колеблется в пределах 20 – 30 %.
     Интерес ккейс-методу в России в значительной мере усилился во второй половине 2000-х годов [15].
     С целью популяризации кейсов среди студентов, в 2007 году студенты МГИМО и ВШЭ создают чемпионат по решению бизнес-кейсовMindWrestling(в 2010 году этот кейс-чемпионат был переименован в Changellenge, в настоящее время проводится чемпионат по решению инженерных, нефтегазовых, металлургических и IT-кейсов Changellenge) [16].










Рисунок 2 Классические школы case-study
     Миссия кейс-стади заключается в существенной интенсификации и развитии инновационной направленности обучения студентов и слушателей в части:
      расширения горизонтов познавательной деятельности для выработки профессионального понимания социально-экономического и технико-технологического содержания вызовов внешней и внутренней среды;
      приобретения профессиональных умений для анализа проблемных ситуаций и формирования альтернативных вариантов их решения;
      выработка эффективного потенциала толерантности в условиях коллегиального формата обоснования и выбора решений.
     Каждый конкретный кейс своей целью имеет предоставление студентами и слушателями необходимых знаний, формирование у них понимания проблемы и закрепление их умений в части рационализации процедур формирования, структуризации и характеризации альтернативных вариантов решения в заданной проблемной ситуации, а также оптимизации индивидуального и (или) группового выбора решений [19].
     Использование case-study в обучении позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой. 
     
     
     
      
     
     





Рисунок 3Приобретенные способности


     Возможности при обучении методами кейс-стади:
     
     
      демонстрировать практическое применение теоретических знаний;
      увидеть и осмыслить проблему;
      развивать практические навыки решения проблем;
      прививать навыки «просеивания» информации;
      получить навыки отслеживания взаимосвязи между различными частями информации;
      исследовать альтернативные подходы, связанные с ситуацией;
      сверять себя с другими, обмениваться с ними мнениями;
      развивать свою мотивированность к участию и коммуникативные навыки.
     Главное, этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач [5].
     Классификации кейсов многочислены и различны. Рассмотрим некоторые из них.
     Таблица 2 Классификация кейсов

Классификация кейсов
По сложности, профильности, по целям
Иллюстративные учебные кейсы
Цель – обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации
Учебные кейсы с формулированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы
Цель – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме
Учебные кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, в которой проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения и т.д.
Цель – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов.

Прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее
Цель – поиск путей решения проблемы
Исходя из целей и задач процесса обучения
обучающие анализу и оценке
обучающие решению проблем и принятию решений
иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом
Приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко
Структурированный (highlystructured) «кейс»
дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение
«Маленькие наброски» (shortvignetts)
содержащие, как правило, от 1 до 10 страниц текста и 1 – 2 страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями  и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания
Большие неструктурированные «кейсы» (longunstructuredcases)
объемом до 50 страниц; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними
Первооткрывательские «кейсы» (groundbreakingcases),
при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей
В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса
личностные кейсы
в которых действуют конкретные личности, рабочие, служащие, специалисты, менеджеры, руководители и др.
организационно-институционные кейсы
отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения
многосубъектные кейсы
обычно включают в себя несколько действующих субъектов[14]
По дидактическому назначению
CaseStudyMethod (Нахождение проблемы)
Обучающиеся подавляющее время, предназначенное для работы с кейсом, анализируют ситуацию с помощью предоставленной информации. Акцент ставится на поиске и понимании сути профессионально-ориентировочной проблемы, лишь затем рассматриваются возможные варианты решения
CaseMethod (Поиск решения)
В этом варианте основной задачей является решение проблемы. Обучающиеся получают всю необходимую информацию для ситуации, поэтому кейсы составляются обычно очень объемными. С помощью представленных данных нужно решить поставленную задачу
IncidentMethod(Поиск информации)
В работе с кейсом доминирующим предполагается процесс поиска информации, так как кейс заведомо содержит информационные лакуны в описании ситуации. Студентам для анализа ситуации приходится самим добывать недостающую информацию. Для поиска информации преподаватель должен предоставить в распоряжение обучающихся определенный промежуток времени или быть готовым дать эту информацию в ответах на заданные ему вопросы
In-Basket Exercise Method (Почтоваякорзина)
Суть – решение кейс-задач под давлением времени. Например: «Вы должны с сегодняшнего дня занять рабочее место коллеги, который находится в отпуске. Ваши действия»
StatedProblemMethod (Оценкарешения)
В этом кейсе кроме описания ситуации (предоставляется в распоряжение вся существенная информация). Приводятся принятые решения, которые также анализируются и подвергаются критической оценке. Часто студентам предлагается разработать собственное решение, тем самым повышается их мотивация при сравнении с альтернативными вариантами решения
Project Method (Проектирование) или Junior Mentoring&Consulting in Experiential Life Cases (Консультированиевреальныхслучаях)
Речь идет о взаимодействии с реальным объектом, к примеру, кондитерской, в которой предполагается проведение практики, стажировки[16].


 Элементы кейс-технологии (структура кейса), этапы и требования к их составлению

     Работая над кейсом, нужно помнить некоторые принципиально важные критерии, которые необходимо учитывать при составлении кейса.
     Кейсы должны отвечать следующим критериям:
      доступность для понимания всеми участниками;
      адекватность задачам, решаемым участниками в реальности, их повседневной деятельности;
      адаптированность к современной российской действительности и задачам, стоящим перед современным российским образованием;
      остроумность;
      доброжелательность;
      моральность и тактичность.
     Предоставление простора и возможностей для импровизации и творчества участников, возможности быть креативными.
     Кейс имеет определенную структуру. 
Шаблон кейса
      Титульный лист (название, автор, дата).
      Кейс:
      Введение (герой кейса, история, время действия).
      Основная часть (главный массив информации, внутренняя интрига, проблема).
      Заключительная часть (ситуация может «зависать», требует соответствующего решения).
      Вопросы к кейсу.
      Приложение (дополнительная информация к кейсу: таблицы, статистика, дополнительные подробности).
      Заключение (краткое описание возможного решения)
      Методические рекомендации к разбору кейса (авторский подход к решению кейса).
     Рекомендуемый стиль изложения ситуации: рассказ от первого лица – героя кейса, от автора или свидетеля излагаемой ситуации. Важно дать информацию, которая позволит человеку, работающему над кейсом, определить суть ситуации, определить действующих лиц, эмоциональное состояние, особенности организации, где происходит действие и т.д.
     Кейс подразумевает наличие «Приложения». Это может быть внушительная по объему информация, содержащая в себе дополнительные и на первый взгляд избыточные сведения. Например, это могут быть статистические данные, отчеты образовательных учреждений о проделанной работе, характеристика семьи из органов опеки, научные статьи, выдержки из личных дневников. Эти сведения позволят предложить несколько вариантов решения, дадут возможность обучающимся сфокусировать свое внимание на тех аспектах, которые, на их взгляд, наиболее важны.
     Начиная работу над кейсом, необходимо сформулировать цель кейса, определить его место в предлагаемой учебной дисциплине.
     Необходимо составить перечень не только возможных навыков и умений, которые обучаемые могут приобрести в результате решения кейса, но и определить список компетенций, которые развиваются у обучаемых.
     Не менее важной при разработке кейса является процедура формулирования вопросов, которые помогут студенту решить кейс, отработать определенные навыки. Вопросы должны быть открытыми, не содержащими скрытого или очевидного ответа.
     Разработчику кейса также рекомендуется описать свое решение, которое, на его взгляд, наиболее предпочтительно. Это не означает, что предлагаемое решение единственно правильное. Студенты имеют возможность, наряду с выработанным собственным решением, ознакомиться с предлагаемыми альтернативами. Тем самым расширяются представления о возможных вариантах решения предлагаемой ситуации [10].
     Процесс создания кейса представляет собой сложную деятельностную систему и осуществляется в несколько этапов:
      Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебного курса, выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
      Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
      Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
      Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
      Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института.
      Выбор жанра кейса.
      Написание текста кейса.
      Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
      Подготовка окончательного варианта кейса.
      Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе.
     На процесс формирования кейсов оказывают влияние несколько факторов: дидактика; требования системы образования; изменения, происходящие в жизни, в той системе, которая отражается в кейсе; творческие способности разработчика кейса.
     Ситуационное упражнение (кейс) должно:
      быть написано интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);
      отличаться «драматизмом» и проблемностью;
      показывать как положительные примеры (например, путь к успеху фирмы), так и отрицательные (причины неудач, например, уменьшения сегмента рынка);
      выразительно определять «сердцевину» проблемы;
      соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
     Вместе с тем текст ситуационного упражнения не может подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
     Созданный кейс может пройти соответствующую проверку на «пробном рынке». Такой проверкой может быть, в частности, просмотр «эскиза» кейса работником фирмы на предмет соответствия описания реальной ситуации, интерпретации приведенных факторов и т.п. Проверкой может также быть мнение коллег автора и высказывание ими замечаний и предложений относительно учебной ценности кейса. Однако надо помнить, что основным объектом проверки должны быть определенные дидактические цели ситуационного упражнения [12].
     Кейсы должны соответствовать своему предназначение, то есть давать возможность решения задач.
     Можно выделить ряд ключевых требований, предъявляемых к кейсам.
      Ориентация на конкретную аудиторию. Поскольку уровень знаний и опыта в значительной степени определяет процесс использования методического материала, должна быть четко определена аудитория, для которой он подготовлен.
      Понятное выражение целей написания кейса. Следует четко обозначить, какие учебные задачи могут быть решены с его помощью. Для всех, кто будет работать с кейсом, он должен иметь конкретный смысл. Кейс так или иначе привязан к конкретным темам учебных курсов.
     В ряде случаев, целесообразно направлять свои авторские усилия на моделирование типовых ситуаций, которые наиболее часты в жизни и с которыми придет столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать с помощью аналогии. Тематика кейсов должна максимально предоставлять возможность их использования для изучения базовых, ключевых вопросов в рамках соответствующего курса, которые обычно выносятся на семинарские занятия или коллективное обсуждение. Это существенно увеличивает потенциал их распространения и использования другими преподавателями.
     Данную мысль можно сформулировать иначе: работа с кейсом должна оставлять возможность сделать некоторые обобщения, проекцию на решение собственных проблем. Уникальность случая может касаться прежде всего деталей реального стечения обстоятельств. Но модели поиска решений и инструменты воздействия на ситуации допускают обобщение.
     Сказанное можно понимать как элемент развития общего управленческого видения. В поиске решений студенты и слушатели свободны. В кейсе, как и в жизни, практически невозможно представить себе единственно правильный ответ.
     Первые два требования являются основными. От них зависит то, каким образом будет представлена читателю ситуация, заимствованная из практики бизнеса. В известной модели специалистов в области кейс-метода из RichardIveySchoolofBusiness авторам предлагается хорошо продумать  уровни сложности кейса в аналитическом, концептуальном и презентационном измерениях.
      Достоверность фактов. Несмотря на возможные исключения, кейс, как правило, не придуман автором. Так или иначе, он опирается на реальные события, которые имели место в практической деятельности конкретных компаний. В своей основе кейс свободен от гипотетических предложений, несовместимых с реальным действием. Допускается подготовка учебного материала на основе использования открытых публикаций консалтингового опыта автора, выделяющего общее из множества частных случаев. Предпочтительно, чтобы кейс строился на реальных событиях, в центре которых находятся ответственные лица, принимающие решения. В любом случае, автор не должен опираться на слухи, легенды и непроверенные факты.
     Учитывая общие приоритеты образовательных программ, наиболее интересен реальный опыт работы российских или иностранных компаний, работающих на российском рынке. Если  у авторов, в силу ряда обстоятельств, нет возможности открыто назвать имя компаний, то оно может быть изменено.
      Проблемный характер описываемой ситуации. Кейс должен быть методически структурирован таким образом, чтобы предоставлять студентам и слушателям возможность самостоятельного анализа и поиска решений на основе имеющейся информации. В центре материала находится проблема, ситуационная задача, поиски решения которой (на базе полученных теоретических знаний) составляют основу работы с кейсами.
      Приближенность к реальной работе по всей совокупности характеристик моделирования ситуации. Это относится и к неявной форме описания проблемы, и к отсутствию однозначной оценки места каждого из анализируемых факторов, определяющих развитие ситуации, и к принятию решений. Причинно-следственные связи должны выявляться самими студентами.
      Увлекательность изложения, живой повествовательный стиль в ситуационных упражнениях существенным образом отличаются от обычного для исследователей и педагогов научного стиля. Кейс должен провоцировать желание обсудить материал, поспорить. Хороший кейс не оставит слушателя равнодушным, он вызывает вопросы и пробуждает профессиональный интерес. В определенных ситуациях привлекательность кейса усиливают контрасты, непохожие персонажи, крайние оценки и неожиданные аргументы действующих лиц и т.п.
      Недопустимость прямого авторского комментария. Говорят только персонажи, которые принимают решения. Автор – не персонаж кейса. Он не рассказывает ни о себе, ни о своей ответственности. Он не делает никаких выводов, не дает никаких комментариев и разъяснений, не пытается включить в кейс фрагменты своей лекции. В роли высших экспертов должны выступать сами студенты и учиться обосновывать свою позицию.
      Учет межфункциональных аспектов деятельности организаций. Если центральная часть кейса посвящена реорганизации системы управления маркетингом в компании, то эта проблема должна быть связана с анализом стратегических, финансовых и иных проблем развития организации, а ее возможное решение предполагает соответствующие обоснования. Аналогично, обсуждение стратегических вариантов развития бизнеса без соответствующих финансовых обоснований означает очень сильное отвлечение от реальной практики управления. Полнота реализации этого требования определяется авторами исходя из педагогических задач.
      Временный аспект описания ситуации – обязательный атрибут кейса. Материалы должны четко отображать временную последовательность рассматриваемых событий либо предоставлять возможность выстраивать такую перспективу. Студент должен быть сориентирован не только относительно последовательности, но и реального времени, с которым связаны центральные события кейса.в этой связи полезно выделение последней даты описываемых событий и даты, не позднее которой желательно принять решение. В кейс не может быть включено описание событий, которые произошли после даты принятия решения (за исключением случаев, когда студенты должны предложить свой вариант решения, последствия которого уже показаны в кейсе). Предлагаемые варианты следует вписывать во временную последовательность действий: важно не только то, что нужно сделать, но и когда, и в какой последовательность действий: важно не только то, что нужно сделать, но и когда, и в какой последовательности.
     В том, что касается финансовой или иной информации, авторами зачастую проще описывать ситуацию в прошедшем времени.это определенным образом защищает интересы организации, предоставившей сведения.
      Необходимый объем данных. Кейс должен содержать в явной или замаскированной форме достаточно информации для организации работы с ним. В противном случае обучающимся никогда не удастся принять решение. В этом заключается одно из правил игры. Кейс, как и всякая модель содержит в себе определенное количественное и качественное упрощение по сравнению с реальной ситуацией в жизни. Поэтому авторам следует стремиться избегать информационной напряженности, предупреждать возможные вопросы и выстраивать кейс так, чтобы впоследствии не спорить о фактах. В целом ситуация должна быть самодостаточной. В хорошем кейсе нет ничего лишнего, любая деталь методически продумана и автору понятно, для чего она нужна. Не следует злоупотреблять и количеством мелких деталей.
      Связь обсуждаемых решений с внешним окружением бизнеса. Об этом полезно помнить всегда, но особенно, если кейсы предполагается распространять в зарубежных странах. То, что менеджерами в своей стране воспринимается, как само собой разумеющееся, за рубежом таковым не является. О многом авторы должны специально задуматься.
     Остальные вопросы сложнее поддаются регламентации. Считается, что название кейса не должно раскрывать тех аспектов обсуждения темы, до которых студенты должны додуматься самостоятельно.
     Основное требование, предъявляемое к учебным кейсам, ? это ясное понимание авторами того, для чего будет использоваться кейс и какие учебные задачи он решает. В полной мере все заявленные требования к учебным кейсам удается реализовать прежде всего в рамках традиционных полноформатных больших кейсов. Сужение круга решаемых задач, временные ограничения, акцент на развитие особых навыков и тому подобные особенности учебной работы отражаются на специфике самих кейсов [6].
     
 Общая технология проведения занятий при использовании кейсов

      Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени ознакомления обучаемых с данной информацией.
      Возможны следующие альтернативные варианты:
      Обучаемые изучают материалы кейса заранее, знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома каждым индивидуально.
      Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома каждым индивидуально.
      Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.
      Возможно использование кейса в дистанционном обучении.
      Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.
     Основными целями занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
      Ознакомительный этап – на данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления.
     Далее происходит непосредственное знакомство учащихся с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. В этой методике большую роль играет группа, так как вырабатываемые во время обсуждения идеи и предлагаемые решения являются плодом совместных усилий. По этой причине возможно и ознакомление с описанием конкретной ситуацией (это полезно выполнить и в малой группе).
      Аналитический этап – после знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Данный процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит педагог.
     Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и структурированием работы по определенному алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам. Рекомендации могут быть следующими:
      анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;
      корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное краткости формулировки;
      успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;
      необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
      при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
      при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
     После презентации решений во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса: 1. Почему ситуация выглядит как дилемма? 2. Кто принимал решения? 3. Какие варианты решения она имеет? 4. Что ему надо было делать?
     Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самим удачным.
      Итоговый этап – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.
     В определенной мере такой прием помогает расширению индивидуал.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.