- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы использования технологии проектного обучения в образовательном процессе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001519 |
Тема: | Теоретические основы использования технологии проектного обучения в образовательном процессе |
Содержание
Оглавление Стр. Введение……………………………………………………………………….........2 Глава 1. Теоретические основы использования технологии проектного обучения в образовательном процессе …………………………………5 1.1. Сущность технологии проектного обучения …………………………5 1.2. Классификация проектов и этапы выполнения проектных заданий…………………………………………………………………..8 1.3. Особенности организации образовательного процесса с использованием технологии проектного обучения………………....17 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка……………………………………………………22 2.1 Организация образовательного процесса на основе технологи проектного обучения……………………………..………..22 2.2. Анализ эффективности использования технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка……………………………………………………26 Заключение…………………………………………………………………….......28 Список литературы………………………………………………………………..30 Приложение………………………………………………………………………..32 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Проблема творческого активного восприятия знаний сегодня перед школой стоит особенно остро. Сделать учебный процесс более интересным и увлекательным необходимо, чтобы раскрыть значение знаний, получаемых в школе, для практического применения их в жизни. Для решения этой задачи требуется применение новых педагогических подходов и технологий в современной школе. Каждый учебный предмет имеет свою специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность: * к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода; * к целеполаганию; * к самообразованию и самоорганизации; * к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников; * умения делать выбор и принимать решения. Метод проекта зародился в 20 – е годы прошлого века в США. Авторами считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Другое название метода проекта - метод проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Основатели системы проектного обучения своим лозунгом сделали следующее изречение – «Все из жизни, все для жизни». Проектный метод изначально предполагал использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные идеи заключаются в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечение ребенка; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения. Метод проекта является достаточно эффективной технологией при обучении иностранному языку. Организация обучения выстраивается таким образом, при которой учащиеся приобретают знания в самостоятельном творческом процессе планирования и выполнения практических заданий. Проектный метод в школьном образовании - альтернатива классно-урочной системе. Методика проекта позволяет, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, которая направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Для её решения учащемуся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных знаний по другим школьным предметам. А также владение определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Роль учащегося в учении меняется, т.к. он становится активным участником учебного процесса. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Тема исследования - Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка. Цель исследования – изучить возможности использования технологии проектного обучения в образовательном процессе. Объект исследования – образовательный процесс. Предмет исследования - технология проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка. Гипотеза исследования – заключается в предположении: если учитываются педагогические условия применения технологии проектного обучения, то использование данной технологии в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность технологии проектного обучения. 2. Рассмотреть виды проектов и этапы выполнения проектных заданий. 3. Дать характеристику особенностям организации образовательного процесса с использованием технологии проектного обучения 4. Разработать и апробировать занятия по иностранному языку с применением технологии проектного обучения. Глава 1. Теоретические основы использования технологии проектного обучения в образовательном процессе. 1.1. Сущность технологии проектного обучения. В современном российском образовании растет интерес к проектному обучению и это известный факт, но напрашиваются вопросы: «Отчего же так велик этот интерес к данной теме и в чем причина его возникновения в наше время? Что же представляет собой «метод проектного обучения» и почему использовать его в современном обществе выгодно?» В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на ребенка. В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. [1, с.1] Технология проектного обучения в современном понимании является компонентом системы продуктивного образования. Она включает в себя совокупность приемов, которые позволяют стимулировать интерес учащихся к различным проблемам и через проектную деятельность предусматривают решение одной или целого ряда проблем, и как итог, обеспечивают получение конкретного результата в виде социального, культурного или материального продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентаций, отношений и включает в себя совокупность поисковых, исследовательских, коммуникативных и проблемных методов, творческих по самой сути. [по В.В. Гузееву, Е.С. Полат] В чем суть технологии проектного обучения? Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х.Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим; деятельность строится не в русле учебного предмета; опора на сиюминутные увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения т др. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.[1, с.1] Проектная деятельность обучающихся – совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности. Исходные теоретические позиции проектного обучения: 1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; 2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; 3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; 4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; 5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. [1, с.2] Цели проектного обучения: * самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников; * учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; * приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; * развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); Главная цель проектной технологии – формирование основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в незнакомых условиях, способствование развитию и воспитанию креативной личности. Стремление детей находить творческие подходы к выполнению классных и домашних заданий, упражнений, стремление использовать полученные навыки с пользой не только для себя, но и для окружающих является наиболее существенным в их обучении.[2, с. 7] Условиями успешности обучения, по мнению Джона Дьюи (1859 – 1952) являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность учащегося; связь обучения с жизнью ребенка, с игрой и трудом. Чтобы лучше разобраться в сущности технологии проектного обучения, рассмотрим ряд терминов, а именно: технология, технология проектного обучения, метод проектов.[1] -Технология (от греч. – искусство, а также др.-греч. – методика, способ производства) – комплекс организационных приемов и операций, которые направлены на изготовление, эксплуатацию изделия с оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития техники, науки и общества в целом. -Проектное обучение – это особая организация учебного процесса, направленная на решение школьниками учебных задач на основе самостоятельного анализа информации, которая необходима для корректировки и обоснования поэтапной, успешной, учебной деятельности, представления результата. -Метод проекта – это специальный способ организации познавательной деятельности школьников, предусматривающий установку их потребностей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). В наше время идея проектного обучения становиться центральной в деятельности учебных заведений. Именно это объясняет интерес учителей, преподавателей к технологии проектного обучения. [2, с.6] 1.2. Классификация проектов и этапы выполнения проектных заданий. Существует множество классификаций типов проектов. Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям. По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные. Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта. На практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Рассмотрим классификации проектов по основным характеристикам: деятельность учащихся, комплексность и характер контактов, продолжительность. Различные исследователи предлагают разнообразные классификации проектов по разным критериям, поэтому иногда названия классификаций могут отличаться, но суть остается прежней. А.О. Пехота предлагает свою классификацию проектов: исследовательские, информационные, творческие, практико-ориентированные, игровые. [4] Классификация проектов по доминирующей деятельности школьников. - практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему: * Исследовательский (по структуре напоминает научное исследование, включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение обсуждение и анализ полученных результатов). * Информационный (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории). * Творческий (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов: альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.). * Ролевой (проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации). Классификация проектов по комплексности и характеру контактов. По комплексности можно выделить два типа проектов:?монопроекты (реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания); межпредметные проекты (выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания). По характеру контактов проекты могут быть: * внутриклассными * внутришкольными * региональными (в пределах одной страны) * международными Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по продолжительности. * Мини-проекты (укладываются в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка). * Краткосрочные (требуют выделения 2 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома). * Недельные (выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы). * Долгосрочные (годичные) (выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время). [4] Технология проектного обучения для своей организации требует: а) подготовки значимой в исследовательском плане проблемы (задачи); б) практической, теоретической и познавательной значимости результатов решения этой проблемы; в) умения учащихся работать самостоятельно индивидуально, в паре или в группе; г) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); д) определения противоречия, которое порождает проблему исследования, выявление гипотетических путей поиска, оформление конечных результатов, их анализа, выводов. С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Метод проекта предполагает соблюдение определённого алгоритма при выполнении работы: [1, с.3] Учитель Ученик I этап. Целеполагание, подготовка. Объясняет цели проекта, мотивирует учащегося, наблюдает. Выявляет проблему. Обсуждает задание. Уточняет информацию. II этап. Планирование. Помогает. Наблюдает. Формирует задачи. Уточняет информацию. Выбирает и обосновывает свои критерии успеха. III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки принятых решений.) Наблюдает. Консультирует. Работает с информацией. Выполняет исследования. IV этап. Выполнение. Направляет процесс, если это необходимо. Наблюдает. Оформляет проект. Выполняет исследование. Работает над проектом. V этап. Оценка результатов. Направляет процесс, если это необходимо. Наблюдает. Проводит самоанализ и дает самооценку. VI этап. Защита проекта. Дает оценку результатам проекта Защищает проект. Участвует в оценке результатов проекта. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего: * обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; * выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний; * разрешение спорных вопросов; * предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями: - стимулирование потока идей (для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения). - определение общего направления исследовательской работы (когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать свое отношение, а затем выделяет наиболее удачные; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает учащимся сформулировать несколько связанных друг с другом подтем; продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для группы и т. д. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе - проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы [10, с. 42]. Аналитический - этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый учащийся: * уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; * ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами, сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; * анализирует и интерпретирует полученные данные. На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый учащийся может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль. Последовательность работы: * Уточнение и формулировка задач. Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет результативность работы группы. Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общие темы проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта [5, с. 11]. * Поиск и сбор информации. Прежде всего, учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов. Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя - обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска посредством: * личных наблюдений и экспериментирования; * общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы); * работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет). Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследований, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе [5, с. 12]. Обработка полученной информации. Необходимое условие успешной работы с информацией - ясное понимание каждым учащимся цели работы и критериев отбора информации. Обработка полученной информации - это, прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умение интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя [5, с. 14]. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Учащиеся: * систематизируют полученные данные; * объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; * выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; презентация в интернете и т.д.). Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта [8, с. 344]. Представление полученных результатов работы (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя - объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков [6, с. 3]. Одним из ведущих теоретиков метода проектов является профессор Е.С. Полат, которая в своих работах (в соавторстве с коллегами) дает ответы на вопросы, возникающие во время использования проектных технологий в образовательном процессе. Подготовка к проекту и его оформление подробно представлены О.М. Пехотою в учебно-методическом пособии под ее редакцией. [4]. 1.3. Особенности организации образовательного процесса с использованием технологии проектного обучения. “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Китайская пословица. Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает в связи с введением ФГОС, где «развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования». В основе ФГОС лежит личностно-ориентированное обучение, которое включает в себя следующие развивающие технологии: проблемно – коммуникативная, проектная, интеграция, информационно–коммуникационная, здоровьесберегающая. Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства. Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе — все это требует не кабинетного, а содержательного оформления пространства основной школы. Образовательное пространство основной школы должно включать в себя наряду с традиционными кабинетами (где осуществляется учебная деятельность по учебным предметам) места для самостоятельной работы: достаточно обширную библиотеку (инфотеку), а в классах и других рабочих комнатах — полки со справочной литературой и материалами для самопроверки, в любую минуту доступные ученикам и учителям; лаборатории для свободных опытов; компьютеры с доступом к разнообразным базам данных; выделенные внутри классных помещений, в коридорах и рекреациях уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. При выполнении проекта ученики попадают в среду неопределённости, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Конечно, учителю трудно работать с активными почемучками. Поэтому, сегодня далеко не все педагоги профессионально готовы к использованию метода проектов. В технологии проектного обучения, как и в любой другой технологии, существуют ограничения, обусловленные трудностями её использования, а именно: - низкая мотивация школьников к принятию участия в проекте; - низкая мотивация преподавателей к использованию проектной технологии; - недостаточные умения учащихся заниматься исследовательской деятельностью; - неточность определения результатов. [1, с.3] Кроме того, наличие в свободном доступе готовых домашних заданий сегодня требует от педагога, использующего данную технологию, добиваться содержательного и формального разнообразия учебно-проектной деятельности, нестандартной тематики проектов. Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо учесть и другие проблемные моменты, которые неизбежно возникнут на этом пути. Охарактеризуем некоторые из таких «подводных камней». > Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен. > Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники. Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников. > При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем. Эта проблема особенно характерна при избытке в коллективе творческих педагогов и «звездном» типе корпоративной культуры. [11] Несмотря на перечисленные недостатки, технология проектного обучения сегодня играет важную роль в школьном обучении, и как можно заметить, является довольно прогрессивной технологией. Если школьник справляется с работой над своим учебным проектом, то хочется верить, что в дальнейшем это поможет ему ориентироваться в сложных ситуациях, приспосабливаться к условиям жизни, проявлять навыки общения. Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой -то проблемы. Это требует от него владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Практика пользования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. [2, с. 9] Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества. нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом. Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Его роль на разных этапах выполнения заданий различна и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников, из инициатора проведения проекта – в источник информации, помощника и порой даже наблюдателя [7, с.35] Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. В основу учебно-воспитательного процесса....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: