VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы капитализации компании

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002062
Тема: Теоретические основы капитализации компании
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	4
1 Теоретические основы капитализации компании	6
1.1 Понятие и виды капитализации компании	6
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ТИПОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИЙ	13
2.1 Ретроспективный анализ динамики показателей капитализации российских компаний	13
2.2. Анализ влияния финансового кризиса на капитализацию компаний в России и за рубежом	21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ	26
3.1 Проблемы капитализации российских компаний	26
3.2 Совершенствование процесса капитализации компании	28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	33

     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
     
     Становление акционерной собственности в России в последнее десятилетие породило необходимость в адекватной оценке стоимости компаний (величины капитализации). Высокая величина капитализации компании становится критерием оценки эффективности работы менеджмента, показателем надежности и финансовой устойчивости компании, наличия перспектив в будущем. В силу указанных причин, для многих компаний целью деятельности становится повышение величины своей капитализации, что задает требования к наличию работающих механизмов обеспечения этого процесса. Среди российских компаний наиболее популярным средством достижения вышеуказанной цели стало включение их акций в торги на фондовой бирже, в предположении, что фондовый рынок способен дать объективную и обоснованную оценку величины капитализации компании. 
     Вместе с тем, в литературе не раз ставился вопрос о недооценке российских компаний в сравнении с их западными аналогами вследствие неразвитости отечественного фондового рынка. В попытках устранить этот недостаток крупные компании с переменным успехом использовали такие способы, как: включение своих акций в торги на зарубежных фондовых площадках (замедляя тем самым расширение числа финансовых инструментов, обращающихся на российском рынке акций), повышение прозрачности деятельности, переход на международные стандарты отчетности и т.п. 
     Мировой финансовый кризис, затронувший российскую экономику в середине 2008 года, привел к падению капитализации и без того недооцененных российских компаний в среднем в четыре раза, тогда как западные компании потеряли не более половины стоимости. Снижение капитализации компаний стало причиной убытков многих инвесторов, доверие к фондовому рынку было подорвано. Многие компании, получившие за рубежом кредиты под залог собственных акций, были поставлены перед выбором: либо досрочного погашения задолженности (что могло бы нанести ущерб текущей производственной деятельности), либо смены собственников доли акционерного капитала. 
     Финансовый механизм обеспечения капитализации компаний, основанный на биржевых спекуляциях акциями, оказался не в состоянии поддерживать устойчивый рост стоимости компаний. Более того, особенности функционирования рынка акций в России лишь усугубили негативные последствия финансового кризиса, выразившиеся в сильнейшем обесценении компаний. Одной из трудностей преодоления этой ситуации является отсутствие научных исследований, направленных не на выявление закономерностей изменения величины компании в зависимости от разных факторов (начиная от показателей отчетности компании и до политической обстановки в стране), а на разработку финансовых механизмов наращивания стоимости компаний, зависящего не от спекуляций, а от усилий самих компаний.
     Цель работы - рассмотреть механизмы, посредством которых компании обеспечивают процесс капитализации в настоящее время
     Задачи:
     - рассмотрено понятие и виды капитализации компании;
     - изучен механизм капитализации, в том числе финансовый аспект;
     - проведен исторический анализ становления процесса капитализации в России;
     - изучено влияние мирового финансового кризиса на капитализацию российских и зарубежных компаний;
     - выявлены проблемы капитализации.
     

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ

1.1 Понятие и виды капитализации компании
     
     Капитализация – экономическое явление, часто встречающееся на рынке, которое интересно многим обывателям и экономистам, и которое, к сожалению, не достаточно полно изучено и описано в литературе по экономическим наукам и научных трудах экономистов и других деятелей науки [12, с. 51].
     В широком понимании капитализация – это использование свободных средств (капитала) для получения прибыли или дополнительных средств. Результат этого процесса – увеличение объема собственных денежных средств или эквивалентных им материальных ценностей [4, с. 74].
     Если говорить совсем просто, вы вкладываете 100 рублей, получаете прибыль в размере 50 рублей. В сумме у вас наблюдается прирост капитала на 50% и общую (капитализированную) сумму вы можете снова пустить в оборот, чтобы еще не раз получить прирост капитала. В итоге вы – миллионер [12, с. 51].
     Наиболее подробные исследования и описания процесса капитализации появились лишь в последние годы, когда на порог ступили рыночные отношения между его участниками. Но и они недостаточно полно раскрывают суть этого явления. К списку работ по этому направлению можно отнести труды Овсянниковой А.Н. тема: «Капитализация промышленных предприятий России как фактор повышения их хозяйственной устойчивости», диссертацию Пермякова А.С. тема: «Инвестиционное обеспечение и управление капитализацией нефтегазовых компаний», Вароко А. Ш. на тему «Управление капитализацией инвестиционных ресурсов воспроизводственного потенциала АПК региона», Ежова Ю.В. на тему «Метод капитализации амортизационного фонда машиностроительного предприятия», Овсепяна Д.Э. на тему: «Управление капитализацией промышленных корпораций», Пивеня В.В. на тему: «Моделирование влияния экономических факторов на рыночную капитализацию промышленных корпораций», Гальцевой Е.В. на тему: «Капитализация как фактор укрепления финансовой устойчивости предприятий сферы услуг», Казинцева В.В. на тему: «Рыночная капитализация российских промышленных корпораций как фактор повышения экономической эффективности производства».
     Из приведенного выше списка видно, что он очень мал, и приведен он в полном объеме [14; с. 105] 
     Область капитализации исследована мало, и в основном все сводится лишь к исследованиям, связанным и направленным на наращивание капитала компании. Акционерные общества со свободно обращающимися акциями - вот главный акцент, на который опираются современные исследователи. Все отношения завязаны на основе стоимости акции на рынке. Практика взята из-за рубежа и приживается на российском рынке, но не очень активно, так как акционерная форма капитала не имеет широкого применения. Таким образом, объект исследования сужается, большая часть компании России не подходит по определенные требования.
     Важно заметить, что в работах Гальцевой Е.В. присутствует попытка исследовать процесс капитализации в разных формах ее проявления на отечественном рынке. Автор приводит три формы процесса капитализации:
     - Реальная капитализация;
     - Маркетинговая или субъективная капитализация;
     - Рыночная или фиктивная капитализация.
     Все три перечисленные автором формы имеют место быть в балансе компании при увеличении и наращивании своего уставного капитала и собственных источников финансирования. Но, тем не менее, они имеют разные источники возникновения.
     При реальной капитализации компания стабильна, хозяйственная деятельность носит всегда положительный экономический результат. Реинвестированная часть, прибыль, накапливается в разделе 3 баланса, несет на себе функцию показательную. Предприятие с высоким процентом капитализации может преумножать доходы, увеличивать площадки деятельности, правильно использовать ресурсы, выходить на новые рынки. Она становится привлекательной для инвесторов, увеличивается ее рыночная стоимость.
     Увеличение пассива происходит за счет увеличения 3 раздела баланса. Увеличение затрагивает или оборотные, или внеоборотные активы, или же те и другие вместе. При грамотном распределении прибыли на увеличение внеоборотных активов (такие как средства труда) и оборотных активов (предметы труда, запасы), можно добиться реальной капитализации, которая выражается в росте стоимости имущества. Успешные предприятия, в основном, вкладывают капитал во внеоборотные активы [19, с. 29].
     Реальная капитализация есть естественный результат деятельности предприятия.
     При распределении прибыли на внеоборотные активы и оборотные активы компания выходит на увеличение реальной стоимости капитала, происходит реальная капитализация. Успешные предприятия, в основном, вкладывают капитал во внеоборотные активы.
     Маркетинговая или субъективная капитализация. 
     Правильная маркетинговая политика и ведение рекламных акции ведет к накручиванию рыночной стоимости предприятия, которая далеко не отвечает реальности. Увеличение активов (левой стороны баланса) может не иметь материальной составляющей. Это происходит за счет некоторых операции:
     Стоимость приобретенных технологических разработок (ноу-хау).
     Если компания работает под брендом, то можно поднять его стоимость.
     Заказать оценщику расчет стоимости деловой репутации компании и полученную сумму отразить в данных бухгалтерского учета.
     Отражение в балансе увеличения имущества предприятия может:
     • балансироваться в пассиве ростом добавочного капитала;
     • относиться на финансовые результаты, увеличивая нераспределенную прибыль;
     • увеличивать уставный капитал с соответствующей регистрацией в установленном порядке.
     Рост имущества компании автоматически отразится и в графе, где указывается стоимость добавочного капитала. Такую сумму можно показать, как увеличение стоимости компании, использовать в графе роста уставного капитала. Все это ведет к более выгодным и дорогим контрактам и кредитам, привлечению потенциальных клиентов [20; с.137].
     Рыночная капитализация имеет прямое отношение к фондовому рынку. Особенно популярно применение этого варианта в западных странах, где все базируется на понятии котировок акций. Для того чтобы рассчитать стоимость предприятия не нужно оценивать основные средства, производить финансовый анализ. Достаточно взять стоимость акции по котировкам на день определения и умножить на общее количество акций этого предприятия.
     Собственный капитал увеличивается за счет добавочного капитала, нераспределенной прибыли и уставного капитала. Обострение капитализации происходит в данном случае за счет внутрифирменного менеджмента со стороны активов нематериальных. Все действия носят субъективный характер. Такие операции помогают формировать привлекательный баланс компании, но стоит и иметь в виду, что активы нематериального характера это высокорисковые активы. Такая капитализация может исчезнуть при маленьком колебании на политической арене или при волнении на рынке. Увеличение уставного капитала наделяет некоторой уверенностью и надежностью компанию, но представляет собой движение назад, путь экстенсивного развития. Выбор такого развития фирм не говорит о ее эффективности и не свидетельствует о высоком потенциале развития. Используют эту форму капитализации лишь для маркетинговых целей [17, с. 27].
     Субъективная (маркетинговая) капитализация стала в последнее время наиболее популярна у агентств, которые занимаются имиджем компании. Они исходят из того, что деловая репутация — это ключ к успеху в формировании стоимости компании. Даже появился проект «Капитализация репутации». В экспертном опросе, проведенном агентством «Паблисити PR» было выяснено следующее: среди опрошенных респондентов более 60 процентов топ-менеджеров, руководителей, финансовых аналитиков, сотрудников департамента маркетинга, рекламы и других участников, ответили, что имидж компании, ее деловая репутация - это есть реальный актив, создающий стоимость активов.
     Сдерживающим фактором среди компании в России являлось имущественное налогообложение. Времена изменились, налогом теперь облагаются только основные средства, отраженные в балансе по остаточной стоимости. Это открывает границы для предприятий, которые могут наращивать капитализацию, показывать приличный баланс, имея лишь незначительные, малые средства. Все это ведет к активному использованию субъективной (маркетинговой) формы капитализации на отечественном рынке.
     Рыночная или фиктивная капитализация. 
     «Капитализация – это «рыночная стоимость компании, акции которой котируются на фондовой бирже», и представляет собой произведение рыночной цены акции и общего количества акций компании» Ричард Кох.
     В развитой экономике, на высших ступенях ее развития, понимание капитализации наиболее точно отметил Р.Кох [8, с. 24]. 
     Переоценка финансовых вложении в активе баланса балансируется добавочным капиталом в пассиве. Эта форма похожа на маркетинговую (субъективную) капитализацию, но здесь играет роль внешняя биржевая структура, которая назначает цену акции компании. Торги на бирже обусловлены, как известно, совокупностью объективных и субъективных факторов. 
     Фиктивная капитализация именуется так исходя из следующего момента – капитал, представленный в ценных бумагах, который приносит доход, называется фондовым или фиктивным капиталом. И, соответственно, форма капитализации, произошедшая в результате фондовых операции, называется фиктивной. Еще ее предпочитают называть рыночной капитализацией.
     В России с каждым годом растет количество операции, совершенных на фондовом рынке, что обусловлено активизацией на фондовом рынке. Поэтому и рыночная капитализация получает свое развитие. Но используется эта форма капитализации лишь для крупных игроков, которые сформировали акционерную форму собственности [11; с.68].
     Выделим еще некоторые понятия, связанные с капитализацией. Это «капитализация имущества» и «капитализация расходов».
     Увеличение имущества предприятия (такие как внеоборотные активы), представляет собой капитализацию имущества. Выгодной для управления частью внеоборотных активов являются нематериальные активы. Это наличие ноу-хау, различных методик исследования рынка, их результаты, маркетинговая стратегия, база постоянных клиентов, наличие долговременных связей с партнерами и покупателями, методика мониторинга рынка, высокая репутация компании и т.д. Оценка нематериальных активов и их отражение в учете – надежный инструмент в капитализации имущества предприятия в целом.
     Капитализация расходов - это перевод части расходов, текущих в расходы капитального характера. 
     Примером могут служить расходы на рекламу, которые идут по статье текущих затрат, но в результате расходов такого характера формируется бренд, стоимость которого может оцениваться в огромные суммы. Деловым сообществом признано, что бренд представляет собой нематериальный актив, и он является одним из важнейших преимуществ конкурентоспособной компании. Однако стоимость и изменения во времени не вписываются в рамки традиционного отражения в учете как нематериальных активов. Так как нематериальные активы амортизируются, стоимость их приходит к нулю, бренд не может терять свою стоимость во времени, и только должен наращивать ее. Бренд должен быть подвержен особой оценке и переоценке. И только в этом случае капитализация расходов станет возможной, и в результате чего стоимость внеоборотных активов можно будет увеличивать за счет отражения их в составе бренда [10, с. 287].
     Также следует отметить, что изучен не в полной мере и полном объеме инструментарии капитализации в различных видах деятельности. Капитализация в промышленности является наиболее исследованной в этом плане. Исследования капитализации нужно проводить и в отраслях сферы услуг.
     Для участников рынка важны исследования практического опыта капитализации, анализ и обобщение теории и практики применения в жизни.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ТИПОЛОГИЯ МЕХАНИЗМОВ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИЙ

2.1 Ретроспективный анализ динамики показателей капитализации российских компаний
     
     В постсоветской России возможность расчета показателя рыночной капитализации компаний возникла только после того, как сложились два необходимых для этого экономических института: во-первых, акционерная форма собственности, и, во-вторых, фондовые биржи, на которых бы обращались акции акционерных обществ.
     Первые акционерные общества в современной России стали появляться за несколько лет до провозглашения рыночной экономики. Первым прецедентом считается акционирование Львовского производственного объединения «Конвейер» в 1986-1987 гг. [9]. Выпущенные акции могли быть приобретены только работниками предприятия за счет личных сбережений, либо за счет средств фонда материального поощрения. Однако акции «Конвейера» нельзя было продать, что противоречило функции этого финансового инструмента – давать возможность держателю акции в любое время извлечь вложенные в нее деньги. Но, несмотря на это, акционирование «Конвейера» стало «спусковым крючком» для появления в стране новых акционерных обществ. До 1991 года были акционированы, например, такие государственные предприятия как «Научные приборы» и «КамАЗ». Массовое появление первых акционерных обществ в России во многом связано с процессами приватизации, происходившими в стране в 1990-е годы. Согласно программе приватизации, крупные государственные предприятия должны были быть преобразованы в акционерные общества открытого типа с последующей передачей акций в частную собственность либо посредством выкупа работниками, либо через ваучерные аукционы. «Публичность» создаваемых акционерных обществ была во многом условной, поскольку акции размещались в такой последовательности: закрытая подписка работников на акции, затем оставшиеся акции продавались на ваучерном аукционе, и последними право на приобретение акций получали внешние инвесторы.
     Особенности акционирования предприятий наложили отпечаток на дальнейшую оценку рыночной стоимости этих компаний. Чтобы определить количество выпускаемых акций, балансовая стоимость активов делилась номинал одной акции [16, с. 61]. При этом использовалась балансовая стоимость активов, зафиксированная на 1 июля 1992 года, и до 1995 года эта величина не пересматривалась [15, с. 106]. Приватизируемые предприятия оказались недооценены во много раз по причине того, что балансовая стоимость их имущества не соответствовала рыночной стоимости аналогичного имущества вследствие высоких темпов инфляции в тот период времени. И чем позднее проводилась приватизация, тем сильнее было это несоответствие. Для акционеров недооценка активов означала сокращение базы для начисления дивидендов, что снижало для них и стоимость акций. 
     На протяжении 1990-х годов проводились множественные переоценки стоимости основных средств с целью довести балансовую стоимость имущества предприятий до ее рыночной стоимости. Такие действия вели к появлению в источниках капитала компании элемента «добавочный капитал», который по существу создавался лишь для уравнивания сторон бухгалтерского баланса. Для того чтобы этот капитал мог выступать в качестве акционерного капитала, следовало проводить множественные манипуляции по увеличению уставного капитала за счет добавочного с увеличением номинальной стоимости акций компании, либо дополнительным выпуском акций на сумму добавочного капитала. Реальных же финансовых ресурсов за счет таких операций в компанию не поступало, это делалось только для того, чтобы акционеры могли увеличить долю получаемого дохода от использования основных средств компании. Тем не менее, для акционеров, ориентировавшихся на инвестиционные цели, на получение дивидендов, все это сыграло положительную роль, т.к. повышало стоимость акций таких компаний.
     В таблице 2.1 приводятся данные о количестве акционерных обществ, создаваемых в период ваучерной приватизации, а также в начале этапа денежной приватизации.
     
Таблица 2.1 - Создание акционерных обществ в период 1993-1996 гг.
     

     По приведенной таблице видно, что внешним инвесторам предлагалась незначительная часть акций приватизируемых акционерных обществ. По данным опросов «Российского экономического барометра» в 1997 году доля акций, находящихся в руках у менеджеров и работников приватизированных обществ, составляла в среднем 52,1% [20]. Так называемые «инсайдеры» стремились к тому, чтобы любыми способами не допустить в акционеры сторонних инвесторов. Одним из способов снижения доли внешних акционеров была, например, дополнительная эмиссия акций. «Согласно федеральному закону РФ «Об акционерных обществах», принятому в 1996 г., право принимать решения о дополнительной эмиссии акций предоставляется общему собранию акционеров или совету директоров. В уставе акционерных обществ, как правило, это право отдавалось совету директоров, в котором заседают или сами владельцы контрольных пакетов, или люди, близкие к тому, чтобы ими стать. Они принимают в своем кругу решение о выпуске дополнительной эмиссии путем закрытой подписки и выкупают ее по заниженной цене. В результате такой операции величина внешних инвесторов, в числе которых оказывалось и государство, сводилась на нет» [2, с. 18]. 
     Таким образом, права внешних инвесторов не были защищены, они не имели реальных возможностей для контроля над менеджерами акционерных обществ. Все это приводило к тому, что вторичный рынок акций был не востребован. Эмитенты в обмен на инвестиции не предоставляли инвесторам ни доступа к информации, ни прав на управление, не платили дивиденды. Инвесторы даже не имели возможности продать полученные акции, поскольку они не котируются на бирже. Все эти факторы приводили к тому, что внешние инвесторы не были заинтересованы в приобретении акций приватизируемых компаний [16, с. 20].
     Рыночным институтом, который бы способствовал акционерам продавать свои акции, является фондовая биржа. В начале 1990-х годов биржи в России создавались стихийно. Первые фондовые площадки создавались в рамках товарных бирж. На август 1991 года в стране существовало 110 бирж, из них лишь 4 были специфически фондовыми биржами, остальные носили либо товарный, либо смешанный характер [11]. В тот период еще не существовало специального законодательства, регламентирующего создание и функционирование фондовых бирж, что давало свободу для открытия подобных структур.
     В 1992 году появилась Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), первоначально занимавшаяся валютной торговлей, а затем ставшая основной площадкой для торговли государственными облигациями ГКО-ОФЗ.
     Фондовый рынок в России формировался «задом наперед». Еще не существовало достаточного количества корпоративных облигаций и акций, торговля которыми могла бы осуществляться на фондовых биржах. По сути, этот рыночный институт не был востребован на данном этапе развития рыночной экономики в России. 
     Первыми акциями, которые стали обращаться на фондовых биржах, были акции товарных бирж. «Привлекательность ценных бумаг товарных бирж в этот период объясняется относительной надежностью их обеспечения прибыльностью от торговых операций… Доля акций бирж в структуре оборота фондовой торговли в первой половине 1992 г. составляла 1/3 рынка» [12, с. 192]. Также фондовые биржи вели торговлю брокерскими местами. С началом приватизации основной частью торгуемых ценностей стали приватизационные чеки (ваучеры). 
     Таким образом, в первые годы своего существования, фондовые биржи были организаторами торговли неспецифическими для этого института ценностями – приватизационными чеками и денежными ресурсами (под которыми понимаются межбанковские и коммерческие кредиты, а также банковские депозиты).
     В 1995 году была создана Российская торговая система (РТС), которая стала организатором торговли акциями первых приватизированных компаний. РТС представляла собой внебиржевой рынок по примеру американской NASDAQ. Принцип работы РТС, конечно, полностью повторял принцип работы фондовой биржи, однако РТС не отвечала требованиям законодательства относительно фондовых бирж. Лицензию фондовой биржи РТС получила лишь в 2002 году. До 1998 года на РТС заключалось более половины сделок с российскими акциями [12]. 
     Толчком для роста биржевой торговли акциями российских компаний послужило обрушение рынка ГКО. Инвесторы и спекулянты стали вкладывать деньги в рынок акций, что привело к его быстрому росту. С 1999 года наблюдается достаточно уверенный рост величины капитализации компаний и рынка в целом. 
     С начала 2000-х годов в России существует две основные биржевые площадки, на которых ведется торговля акциями, и посредством которых может быть оценена величина рыночной капитализации компаний – Российская торговая система и Московская межбанковская валютная биржа.
     В таблице 2.3 приведены основные показатели, характеризующие эти две биржи, начиная с 2002 года.
     Таблица 2.3 - Основные показатели рынков акций РТС и ММВБ за 2002-2007 гг.
     
     
     Из представленных в таблице 2.3 данных видно, что величина капитализации рынка акций (которая представляет собой сумму величин капитализации всех компаний, акции которых обращаются на бирже) в период с 2002 по 2007 годы возрастает на обеих площадках, однако темпы этого роста из года в год меняются. 
     На наш взгляд, в числе прочих причин, послуживших столь быстрому росту величины капитализации компаний и торговых оборотов на фондовых биржах, послужило увеличение количества биржевых торговцев. 
     Особенности российского фондового рынка во многом определяет и отраслевая структура величины рыночной капитализации российских компаний, которая представлена в таблице 2.4.
     Таблица 2.4 - Отраслевая структура 200 крупнейших российских компаний по величине рыночной капитализации в 2002 и 2007 гг.
     
     
     Отраслью, компании которой имеют наибольшую величину рыночной капитализации в России, является нефтяная и нефтегазовая промышленность. Несмотря на то, что ее доля за представленный период снижается почти с 73% до 47%, данная отрасль остается лидирующей по удельному весу в величине капитализации двухсот крупнейших компаний. 
     Значительный рост за период претерпевает капитализация строительной отрасли (43,13 раза), банковской отрасли (36,15 раз), черной металлургии (28,69 раза). В то же время, наиболее значительный вес по капитализации из указанных отраслей занимает лишь банковская, достигая к 2007 году 12,6%.
     В строительной отрасли произошла смена компании, входящей в двести крупнейших компаний. В 2002 году это было ОАО «Роснефтегазстрой» с капитализацией 798,5 млн.руб., а в 2007 году –ОАО «Группа компаний ПИК» с капитализацией 344 379,6 млн.руб., которое 1 июля 2007 года провело IPO и получило возможность оценки величины собственной капитализации через биржевой механизм [5].
     Стремительный рост капитализации банковской сферы во многом обусловлен проведением двух крупных IPO – ОАО «Сбербанк» и ОАО «Внешторгбанк», в результате которых капитализация первого возросла вдвое, а второй сразу вошел в число десяти крупнейших компаний России по капитализации [5]. 
     Капитализация отрасли черной металлургии возрастает по тем же причинам: за рассмотренный период произошли IPO таких компаний как ОАО «Мечел», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Северсталь», ОАО «Трубная металлургическая компания», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» – как раз тех, которые занимают лидирующие позиции в своей отрасли по величине капитализации [9].
     Не столь существенными темпами возрастает капитализация отраслей, занимающих высокую долю в суммарной капитализации анализируемых компаний. Так, капитализация компаний электроэнергетической отрасли, являющейся второй по удельному весу, возрастает в 13,94 раза, что, конечно, выше среднего темпа роста. Связан такой рост с тем, что в результате реформы РАО «ЕЭС России» из состава указанной компании было выделено большое количество дочерних компаний с размещением их акций на биржах. В результате капитализация всей отрасли возросла достаточно высокими темпами. 
     В пятерку наиболее капитализированных отраслей входит также телекоммуникационная отрасль, занимая 5,35% в 2007 году.
     Таким образом, пять отраслей российской экономики формируют более 80% капитализации. Основная же масса стоимости генерируется в компаниях сырьевой направленности – нефтегазовой отрасли, черной металлургии, электроэнергетике. 

2.2. Анализ влияния финансового кризиса на капитализацию компаний в России и за рубежом
     
     В 2008 году тенденции фондового рынка резко меняются на противоположные в связи с ситуацией, получившей название «мировой финансовый кризис». 
     Рассмотрим динамику величины капитализации акций компаний, акции которых обращаются на бирже РТС, за 2008–2009 годы. 
     Начав с небольшого снижения, в целом, первую половину 2008 года рынок акций показывал положительную динамику, что давало основания для оптимистичных прогнозов. 19 мая 2008 года рынок достиг наивысшей точки – совокупная капитализация компаний на РТС составила 1 430 973 млн. долл. (34 113 125,63 млн. руб. при курсе доллара 23,8391 руб./долл.). Но с июля 2008 года капитализация начинает стремительно снижаться. 6 октября 2008 года произошло сильнейшее падение котировок акций российских компаний. Капитализация РТС снизилась почти на 16%, российские фондовые индексы потеряли 18–19%, а цены на акции российских компаний, размещенные на Лондонской фондовой бирже, упали на 30–50% [9]. 
     Все лидеры по величине капитализации потеряли за вторую половину 2008 года в среднем 2/3 стоимости. Исключением является компания «Сургутнефтегаз», акции которой обесценились менее чем в два раза. 
     Падение величины капитализации российских компаний в период кризиса было намного значительнее, чем на иностранных рынках. Данные для сравнения приведены в таблице 2.5.
     Таблица 2.5 - Динамика капитализации российских и зарубежных бирж за 2008 г.
     
     
     Менее всего пострадали от финансового кризиса компании, чьи акции обращаются на фондовой бирже Токио. Суммарные потери капитализации этого рынка составили чуть более 28%. Однако следует заметить, что фондовый рынок Японии отличается большой своеобразностью. Так, например, К. Уолш отмечает, что для японских компаний характерен более высокий показатель P/E. До обвала на фондовых рынках Азии, случившегося в 1997 году, многие японские компании имели показатель Р/Е в диапазоне от 50 до 60, чему способствовали низкие темпы инфляции, стабильность национальной валюты, низкие затраты на капитал и прочие причины [12, с. 181].
     Лидерами падения являются две российские биржи – РТС и ММВБ. За 2008 год капитализация компаний, акции которых обращаются на этих биржах, снизилась более чем на 70%. Даже американские рынки, которые были задеты финансовым кризисом в первую очередь, потеряли около 40% стоимости.
     Капитализация развивающихся рынков стран БРИК также снизилась: почти в два раза у Китая, на 56% – у Бразилии и на 64% – у Индии. Но российский рынок даже не соответствует среднему тренду фондовых рынков развивающихся экономик. 
     Среди бирж, входящих во Всемирную федерацию бирж (WFE), наибольшее падение капитализации за 2008 год было зафиксировано у биржи Кипра – 72,9%, лишь капитализация биржи Тегерана, единственной из всех бирж WFE, возросла на 11%. 
     В большом количестве работ отмечается, что одной из главных причин падения капитализации компаний стал спекулятивный характер роста биржевых цен на акции, а также рисковые вложения в финансовые инструменты вместо реальных инвестиций в производство. Напомним, что показатель капитализации компании, акции которой обращаются на фондовой бирже, рассчитывается как произведение биржевой котировки одной акции на общее количество акции компании. Следовательно, если падают котировки акций на бирже, то снижается и капитализация компании, выпустившей их.
     Р. Гринберг отмечает, что в современной экономике 2-3% финансовых операций связаны с материальным производством. Остальная часть финансовых инструментов использовалась со спекулятивной целью получения дохода. Рост стоимости финансовых инструментов стал опережать рост реального производства во много раз, в результате чего и произошел обвал на фондовых рынках [2]. 
     Той же точки зрения придерживается В.М. Соколинский, который отмечает, что при благоприятной конъюнктуре происходит активное приобретение ценных бумаг, однако изменение ситуации заставляет этих субъектов продавать их [5, с. 5]. Иначе говоря, рыночные котировки акций зависят не только от производственных показателей компании-эмитента, но и от влияния экономической ситуации на ожидания спекулянтов.
     На избыточную капитализацию западных рынков указывается и в аналитическом докладе компании «ФБК», где говорится, что именно эта причина способствовала расширению финансового кризиса, в то время как ипотечный кризис США был лишь катализатором кризисных явлений. 
     В литературе указываются следующие причины начала снижения стоимости компаний на фондовом рынке. В первой половине 2008 года в российскую экономику были вложены 46,3 млрд. долл. иностранных инвестиций. При этом лишь 11 млрд. долл. были направлены в реальный сектор, а остальные – в фондовый рынок. Основная часть этих денег по своему происхождению была из оффшорных зон – Кипра, Виргинских островов, Нидерландов, Люксембурга и Швейцарии. Вывод этих денег 25 июля, 8 и 26 августа 2008 года стал «спусковым крючком» падения рынка акций [16, с. 13]. 
     Та же причина начала падения стоимости российских компаний называется в работе Я.Н. Дубенецкого: «До 75% обращающихся на рынке акций средств принадлежали нерезидентам, и вывод ими ресурсов для своих «домашних» потребностей, естественно, и потряс до основания рынок» [13, с. 42].
     Вывод зарубежных спекулятивных капиталов повлек за собой падение котировок акций, продолжавшееся вплоть до начала 2009 года. За полгода стоимость российского рынка акций упала почти в 4,7 раза. 23 января 2009 г. минимальное значение суммарной капитализации составило 305 294 млн. долл. (10 013 378, 48 млн. руб. при курсе доллара 32,7991 руб./долл.).
     Фактором, за счет которого рынок акций продолжил свое снижение после вывода иностранных капиталов, стало ведение операций с повышенным уровнем риска – РЕПО, маржинальных и необеспеченных сделок. Данные виды сделок основаны на кредитных отношениях, однако этот кредит совсем не связан с реальным производством. Для привлечения денег, которые вкладывались в финансовые инструменты, стал использоваться кредит, исполнение обязательств по которому всецело зависело от исполнения обязательств по финансовым инструментам. Нормальный же кредит должен использоваться для расширения производства товаров и услуг. В случае использования его со спекулятивными целями раздувается «пузырь», который имеет большие риски лопнуть [22, с. 8].

3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

3.1 Проблемы капитализации российских компаний 
     
     Как уже отмечалось выше, в десятку кр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44