- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы изучения саморегуляции и девиантного поведения у старшеклассников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K002016 |
Тема: | Теоретические основы изучения саморегуляции и девиантного поведения у старшеклассников |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Как известно, саморегуляция поведения является одним из базовых механизмом реализации субъектом своей активности, критерием оценки его развития как личности, как субъекта деятельности и поведения в целом. Особое значение проблема развития саморегуляции поведения среди подрастающего поколения приобретает в связи с кардинальными изменениями в системе образования РФ, которые происходят в последнее десятилетие, внедрения в образовательную среду идеи о человеке как о действительном субъекте своего будущего, способного осуществлять свободный и осознанный выбор личного и профессионального пути. Наиболее ярко связь между необходимостью проектирования учащимся своего будущего и актуальную оценку ресурсов с механизмами осознанной саморегуляции психической активности, которая позволит достичь намеченных целей выявляется в старших классах общеобразовательной школы, так как в этом возрастном периоде остро очерченной является ситуация первичного выбора профессии. Однако практика показывает, что значительное число учащихся старших классов не могут достичь намеченных целей, нередки случаи проявления стойких девиантных форм поведения. Степень разработанности темы. Изучением психологических особенностей и проблем юношеского возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Кон И.С., Фельдштейн Д.И., Мудрик А.В., Божович Л.И., Бернс Р., Кулагина И.Ю., Раис Ф., К. Левин, Ш. Бюлер. Э. Шпрангер, и др. Изучению проблемы девиантного поведения посвящены научные работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., К. Леонгарда, Личко А.Е., Миньковского Г.М., Фельдштейна Д.И. и др. Изучением произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов занимались Валуева М.Н., Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин,. Дашкевич О.В., В.А.Иванников, Е.П. Ильин, В. К. Калин, Я.А. Пономарев, П.А.Рудик, В.И.Селиванов И. П. Сеченов, Н.И. Чуприкова и др. Постановка научной проблемы исследования. Несмотря на широкий диапазон теоретических и эмпирических данных в заявленной проблематике остаются неопределенными вопросы психодиагностики саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению во время обучения в школе и возможности психопрофилактики и психокоррекции на этом этапе развития. В этой связи тема выпускной работы «Особенности стиля саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению». Цель исследования: выявить и описать особенности саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению Объект исследования: саморегуляция поведения старшеклассников Предмет исследования: особенности саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению Реализация поставленной цели предполагает решение таких задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную саморегуляции поведения, девиантному поведению и определить основные теоретические подходы к исследованию саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению. 2. Выявить особенности саморегуляции поведения у старшеклассников 3. Выявить старшеклассников, склонных к девиантному поведению 4. Провести сравнительный анализ особенностей саморегуляции поведения у старшеклассников, склонных к девиантному поведению с их сверстниками, не имеющими такой склонности Научная новизна – в результате проведенной исследовательской работы выявлены и описаны особенности саморегуляции поведения у старшеклассников, склонных к девиантному поведению Теоретическое и практическое значение. Заключается в проведении теоретического анализа и обобщения психологических исследований, посвященных саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению. Подобран психодиагностический инструментарий для оценки саморегуляции поведения старшеклассников, склонных к девиантному поведению. На основе проведенного эмпирического исследования можно создать психолого-педагогическую программу для развития саморегуляции поведения у старшеклассников, склонных к девиантному поведению. ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения саморегуляции и девиантного поведения у старшеклассников 1.1. Саморегуляция поведения как предмет изучения в психологии Проблема саморегуляции человеком собственного поведения, в сущности управления этим поведением, всегда интересовало психологическую науку. О. А. Конопкин считает, что проблема психической саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии [22]. Очевидно, что от степени сформированности саморегуляции личности зависят итог любой деятельности, эффективность межличностных взаимоотношений, успешность той или иной произвольной активности. Впервые термин «саморегуляция» появился в кибернетике и теории автоматического регулирования, обозначая «поддержание параметров какой-либо функционирующей системы в заданных границах постоянства или изменения». Однако психологические исследования проблемы саморегуляции обеспечивают большие возможности для описания общих закономерностей построения и реализации человеком произвольной активности в деятельности, общении, в поведении, позволяют выявить индивидуально-типических особенностей саморегуляции в деятельности и поведении, при решении разнообразных практических задач. Но главное в этом направлении становится возможность целенаправленно развивать этот процесс внутренней психической активности человека. Особое значение этот факт приобретает в кризисные периоды развития человека, в частности в подростковом и юношеском возрасте. Анализ научной литературы показал, что, несмотря на достаточно выраженный интерес к этой проблеме, большая часть исследований и публикаций приходится на 90–е годы прошлого века. При этом нет однозначного определения понятия «саморегуляция». В частности, в широком смысле психологическая (психическая) саморегуляция означает один из уровней регуляции активности живых существ, для которых характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности [4]. То есть понятие психическая саморегуляция может применяться для характеристики любых аспектов жизнедеятельности, включая целенаправленную деятельность и поведение человека. В словаре практического психолога под саморегуляцией понимается целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью [46]. Никифоров Г.С. и др. под психической саморегуляцией понимает сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, свойства, состояния), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания [35]. Согласно К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Бояринцеву, саморегуляция – это механизм обеспечения внутренней психической активности человека психическими средствами, при этом активность и саморегуляция выступают как две взаимодополняющие стороны: активность выражает изменчивость, движение, а саморегуляция - обеспечивает устойчивость, стабильность этой активности [1]. Как видно, приведенные определения саморегуляции не позволяют четко описать ее психологический аспект, определить уровень принадлежности данного процесса к определенной сфере личности (волевой или мотивационной), установить степень осознанности. Безусловно, особенности волевой сферы проявляются в процессах психического самоуправления и саморегулирования. Многие психологи отмечают тесную связь саморегуляции, в частности, самоконтроля с волевыми качествами, а именно целеустремленностью, дисциплинированностью, самообладанием, настойчивостью и др. Однако не следует сводить всё содержание этих процессов только к воле, на что указывают Л.И. Божович, Г.С. Никифоров и др., считая неправомерным отождествлять все произвольное в психике человека с волевым процессом. По мнению Г.С. Никифорова в диапазоне произвольного воля представляет собой одну из возможных форм его проявления. Термин «волевая регуляция» нужно понимать в том смысле, что при его употреблении речь идет о каком-то определенном виде саморегуляции, в числе других ее видов, например, эмоциональной саморегуляции в профессиональной деятельности. Иначе говоря, психическая саморегуляция приобретает волевой характер, когда ее привычный, нормальный ход по тем или иным причинам затруднен, и поэтому достижение поставленной цели требует со стороны субъекта приложения дополнительных сил, повышения собственной активности для преодоления возникшего препятствия. Анализ характеристик сознательной и произвольной саморегуляции, позволяет заключить, что осознание тесно связано со способность вербализации. А значит, благодаря способности вербального самоотчета субъекта о своих регулятивных действиях возможно изучать уровень осознанной саморегуляции. Также осознанность является необходимым элементом произвольности. Произвольность саморегуляции означает использование субъектом освоенных им средств (прежде всего психических) в соответствии с осознанной целью саморегуляции. Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [23]. Анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день выделено более тридцати видов и уровней саморегуляции. Среди них социальная, биологическая, физиологическая, нейрофизиологическая, психологическая, психотическая, произвольная и непроизвольная, сознательная и неосознаваемая, прямая и опосредованная, внешняя и внутренняя, волевая, побудительная, исполнительная, познавательная, личностная, мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, установочная, рефлексивная, жесткая и гибкая. Критерии, по которым проводится такая дифференциация следующие: по степени общности описываемых процессов, по их отличительному признаку. Например, непроизвольная и произвольная, неосознаваемая и осознаваемая, рефлексивная – выделены по участию и роли сознания и самосознания в процессах саморегуляции, внешняя и внутренняя – по характеру средств и факторов регуляции [32]. По нашему мнению, наиболее целостно озвученная проблема раскрывается отечественными клиническими психологами. В частности, В. В. Николаева под психической саморегуляцией понимает системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности на любом из ее уровней. Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на управление своим поведением. При этом автор выделяет два уровня саморегуляции: – операционально-технический, связанный с сознательной организацией действия с помощью средств оптимизации, – мотивационный, на котором организуется общая направленность деятельности с помощью управлении мотивационно-потребностной сферой. В рамках мотивационного уровня саморегуляции также выделяется две формы: 1. саморегуляция как волевое поведение, протекающая в условиях мотивационного конфликта; 2. саморегуляция, направленная на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних конфликтов и противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов [13]. Вторая форма саморегуляции эффективна в критических ситуациях, когда достижение целей и осуществление жизненно важных для личности целей и мотивов в силу объективных причин становится невозможным, и является составляющей деятельности переживания. Процесс переживания – особая внутренняя деятельность по смыслопорождению, актуализирующаяся в критических ситуациях [7]. Как видно, основными механизмами личностно-мотивационного уровня саморегуляции, эффективной в критической ситуации, являются рефлексия и смысловое связывание. В процессе рефлексии человек может взглянуть на себя объективно, провести анализ и сопоставить различные события собственной жизни, осознать смысл своей жизни, так как в этот момент фиксируется процесс деятельности, он отчуждается и объективируется, а значит возможно осознанно воздействовать на этот процесс : изменить отношение к чему-либо, перестроить свой внутренний мир, приспособиться к меняющейся действительности. По сравнению с психологическими защитами как неосознаваемых форм саморегуляции, рефлексия может быть названа способом саморазвития личности. Второй механизм личностно-мотивационного уровня саморегуляции – смысловое связывание, – обеспечивает человеку формирование нового смысла путем его эмоционального насыщения и связывания нейтрального содержания с мотивационно-смысловой сферой личности[13]. Осницкий А.К. также выделяет личностную и деятельностную саморегуляцию. Личностная саморегуляция понимается автором как преимущественно определение и коррекция своих позиций, придание деятельности определенного смысла. Деятельностная саморегуляция ориентирована на предметные преобразования и преобразования прилагаемых усилий личности [36]. Таким образом, становится очевидным, что в трудной жизненной ситуации человек использует личностно-мотивационный уровень саморегуляции, прежде всего, для сохранения внутреннего равновесия, самоидентичности, а затем деятельностный уровень саморегуляции. Таким образом, «саморегуляция есть системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом ее уровне» [32]. Это внутренняя целенаправленная активность человека, реализуемая при участии разных процессов, явлений и уровней психики. В процессах саморегуляции получает выражение единство и системная целостность психики. Как видно, роль психической саморегуляции в жизни человека сложно переоценить. Фактически вся жизнь человека представляет собой множество деятельностей, поступков, отношений и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность является основным модусом субъектного бытия человека и от особенностей саморегуляции во многом зависит продуктивность и успешность конечного результата. 1.2. Особенности развития саморегуляции поведения в юношеском возрасте Как показал анализ положений концепций различных областей психологической науки, человек, в отличие от других живых организмов, осуществляет процессы саморегуляции на разных по сложности и содержанию уровнях. Низкий уровень саморегуляции человека – это биологическая саморегуляция, которая обеспечивает успешное взаимодействие индивида с окружающей средой и встречается у большинства живых существ. Высшим уровнем считается личностный уровень саморегуляции поведения. Известно, что личностный уровень саморегуляции развивается в онтогенезе. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что регулятивные процессы закрепляются в личности в форме характера и способностей и действуют на всех уровнях активности человека, обеспечивая успешность любой деятельности [44]. Л.И. Анциферовой также отмечается временной показатель саморегуляции поведения личности, который отражает динамику ее психической жизни, т.е. характеризует различные формы существования личности во времени [10]. Таким образом, становится очевидным, что на каждом возрастном этапе, где мы будем сталкиваться с проявлениями человека как личности, можно говорить и об уровне развития саморегуляции поведения. Например, М.И. Боришевский описывая сущность и закономерности развития саморегуляции поведения у школьников, связывает их со способностью ребенка осознавать себя субъектом, а также занимать позицию субъекта. По мнению автора, развитие саморегуляции, и прежде всего на личностном уровне, имеет непосредственное отношение к выяснению механизмов и закономерностей психического развития ребенка на разных возрастных этапах ее становления как субъекта собственной активности. Согласно М.И. Боришевскому, саморегуляция поведения представляет собой по большому счету осмысленное планирование, с определенной целью, построение и изменение субъектом собственных действий и поступков в зависимости от личностно значимых целей и актуальных потребностей. Действительно, непосредственно в ходе саморегуляции человек больше проявляет себя как субъект, которым выступает не его психика, а сам он как лицо, обладающее психикой [6]. Таким образом, для успешного функционирования саморегуляции поведения особое значение имеет уровень развития самосознания личности, через призму которого субъект воспринимает действительность и себя в ней. Другими словами, на определенном этапе жизни человек направляет свою активность, прежде всего, на самого себя, а не только на мир вещей и других людей. Следовательно, как субъект поведения человек способен сознательно ставить перед собой цели, осуществлять саморазвитие, осознавать сущность своих действий. Одним из таких периодов жизни является юношеский возраст. Отметим, что саморегуляция поведения личности во многом зависит от воздействий общества, от общепринятых норм, идеалов и ценностей. Психологические изменения в жизни юноши и девушки происходят очень стремительно – окончание школы и выбор будущей профессии, поступление в вуз или поиск работы требует в этом возрасте высокого уровня развития саморегуляции поведения. При этом нужно уметь программировать свою деятельность, согласовывать свое поведение с действиями других людей, предвидеть характер реакций со стороны общества и т.п. Очевидно, что личностный уровень саморегуляции поведения позволяет овладевать высшими когнитивными способностями - знаниями, которые позволяют человеку предвосхитить события ближайшего будущего, выбрать способы контроля над теми сторонами, которые влияют на повседневную жизнь. В этой связи отметим, что саморегуляция усиливает самоконтроль поведения благодаря мотивационной функции, то есть при наличии определенных целей. Другими словами у человека появляется стремление приложить больше усилий, чтобы достичь желаемого результата. Как известно, мотивация человека определяется ценностями, уровнем развития духовно–нравственного развития и может меняться. В этой связи ряд авторов называют основой саморегуляции поведения личности поступок. В юношеском возрасте особо остро человек ощущает потребность в самоопределении, выборе жизненного пути. А значит, и поступки становятся более значимыми, а саморегуляция поведения продолжает процесс самовоспитания. Особенно зримо в этом возрасте прослеживаются изменения в мотивах общественно полезной деятельности – начинают доминировать моральные мотивы, такие, как социальная взаимопомощь, ответственность перед другими, удовлетворенность от приносимой людям пользы. И.Д. Бех считает, что воплощение в поступке социальной нормы как моральной ценности определяет не только направленность данного поступка, но и будущий путь развития поведения осуществляется на основе мотивов осознанных, оцененных и принятых как моральные образцы [3]. В юношеском возрасте идет активное формирование мировоззренческой позиции личности и определенное время она руководствуется общепринятыми моральными принципами и представлениями, усвоенными привычками, идеалами, мыслями о своем будущем. В тоже время идет постоянный поиск смысловых и ценностных ориентиров, переосмысление и переоценка идеалов, идей. А значит идет активное развитие саморегуляции поведения юноши или девушки, ведущей детерминантой которой является волевая регуляция [3]. (Кириченко Т. В., Кириченко Т. Г. психологические особенности саморегуляции поведения личности.- Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/6137-psihologichni-osoblivosti-samoreguljatsiyi-povedinki-osobistosti.html). Согласно В.К. Калина, важнейшим аспектом волевой регуляции личности является быстрый анализ проблемной ситуации, который нужен для преобразования функциональной организации психики и ликвидации несоответствия между своим состоянием и требованиями, предъявляемыми к реализуемой деятельности. Волевая регуляция включает в себя овладение человеком умения предвидеть, распознавать, эффективно разрешать ситуации, а также обеспечивает самоуправление функциональной структурой психики и уровня ресурсных затрат в деятельности и поведении [18]. По нашему мнению наиболее ярко особенности волевой регуляции проявляются в ходе трудовой деятельности и в тоже время активно формируются в ней. В этой связи рассмотрим подробнее динамику мотивации трудовой деятельности юношей, их отношения к труду, на примере выполнения общественно полезного труда. Как показывает исследование, проведенное .... положительное отношение в юношеском возрасте к процессу и результатам трудовой деятельности увеличивается, что связано с осознанием труда как средства формирования личности. Однако значительная часть юношей и девушек, правильно характеризуя роль и значение труда в жизни человека, не принимают сами активного участия в трудовой деятельности. Анализ результатов показал, что важную роль в этом играют их ведущие мотивы. Были выделены несколько основных групп юношей, которые были разделены в соответствии с мотивами, определяющими отношение к труду. В первую группу вошли юноши, у которых выраженными были такие мотивы – стремление сделать что-то полезное для других, в том числе для незнакомых людей, для школы, страны, мира и т.п.; стремление сделать это полезное дело самому, лично, по принципу «кто, если не я». Юноши, у которых преобладают такие мотивы, чаще всего демонстрируют большую самостоятельность, способность принимать решения, нести ответственность за свои поступки [10; 26] Юноши, для которых характерно преобладание коллективистических мотивов образовали вторую группу. Как видно, их стремления больше связаны с переживаниями за товарищей, за то место, которое займет их класс, отряд, бригада в соревновании и т.п. Они с желанием участвуют в общественно полезном труде, могут работать и индивидуально, но при условии, что это важно для их группы. В то же время самостоятельно сделать что-то полезное для других, тем более, если это останется неизвестным, они не стремятся. Мотив общественной пользы для них получает свое развитие только в совместной трудовой деятельности [13]. В третью группу вошли юноши, у которых преобладает мотив групповой солидарности, общественная польза дела отступает на задний план, а вместе с ней и критическое отношение к себе и к той роли, которую они играют в совместной деятельности. Такие ребята идентифицируются с группой (звеном, отрядом, классом и т.п.), а смысл трудовой деятельности заменяется духом соревнования, соперничества с другой группой. Результат труда они видят в первенстве, в количестве сделанного, забыв о пользе самой деятельности. В четвертую группу вошли юноши, у которых преобладают индивидуалистические мотивы, при этом они подразделяются на две подгруппы: юноши с индивидуально-общественными и юноши с узко индивидуалистическими мотивами. Показано, что у юношей с индивидуально-общественной мотивацией нет корыстолюбия, асоциальной направленности и т.п., явно выражены самоутверждения [25]. Во второй подгруппе юношей с узко индивидуалистическими мотивами также сильно выражено стремление к самоутверждению, наличие корысти, асоциальной направленности при выполнении трудовой деятельности, либо стремление ничего не делать, если «с этого нельзя ничего получить для себя». Как видно, ведущими мотивами участия юношей, которые проявляют психологическую зрелость, в трудовой деятельности являются мотивы, адекватные общественно значимому смыслу труда, свидетельствуя о преобладании в нравственной сфере их личности общественно ценностных устремлений. Психологический анализ научных публикаций по исследуемой проблеме показал, что саморегуляция поведения является интегративной свойством личности, объединяя в себе мотивационные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные компоненты. В юношеском возрасте саморегуляция поведения как структурное образование личности проходит один из важнейших этапов в своем развитии, определяя степень целенаправленности действий, эффективность принятия решений, уровень оценки поступков, событий, ситуаций, отношения к себе в последующей жизни. 1.3. Общее представление о девиантном поведении Проблема отклоняющегося поведения среди подростков и юношей– одна из центральных психолого-педагогических проблем современной науки и практики. Важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период социально-экономических реформ, проходящих в нашем обществе: крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие соответствующих знаний и умений относительного того как учиться, а затем работать и жить в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело к серьезным социальным потрясениям и конфликтам. Особенно трудно в такие периоды приходится подрастающему поколению. Среди подростков и юношества стали более выраженными демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, нигилизм, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, резко возросла преступность. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки и юношество участвует в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, совершает экономические преступления [2; 8; 13; 20 ]. В основе отклоняющегося поведения лежит несколько факторов, среди которых психобиологические особенности личности, возрастные особенности личности, социальные факторы [8 ]. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций таких как изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя – девианта [41]. В психолого-педагогической литературе выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения: 1) отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии; 2) нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, жестокость, замкнутость, недоверчивость); 3) правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства; 4) отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у школьников с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей [13]. Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях: – социально-психологическая; – антидисциплинарное поведение; – асоциальное; – противоправное; – аутоагрессивное. – клинико-психопатологическая (патологические и непатологические девиации). – личностно-динамическая: «реакции», «развития» и «состояния» [19]. В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуются как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально пассивную, корыстную и агрессивную направленность: - отклонения социально пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы, работы, бродяжничество, побеги из дома, пьянство, токсикомания, наркомания, суицид); - отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество); - отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои) [6]. Психобиологический аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А. Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, В. В Ковалева, Е. А. Личко и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности [13; 28 ]. Один из первых исследователей проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних В.П. Кащенко отмечал, что эти отклонения обусловлены физическими или умственными недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут быть приобретенными и врожденными. Если своевременно не обратить на них внимания и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности [19 ]. И.С. Кон называет следующие причины проявлений отклонений в поведении у подростков: внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я- концепции, пограничность и неопределенность социального положения подростков [37]. Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее развитие в работах А.Л. Гройсмана, В.Ф. Матвеева. Выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и детей: 1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции) [21]. Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков раскрывается в работах С.А.Бадмаева, С.А. Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации С.А. Беличева выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков: 1) патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний; 2) психосоциальная дезадаптация – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка; 3) социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции [24]. Как показал анализ психолого–педагогической литературы, решающее значение для воспитания личности детей и подростков имеет окружающая его социальная среда. Особенно важно влияние такой малой группы как семья, а позднее –класс, неформальные группы общения, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Рассмотрим особенности семейного воспитания, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении подростка. Существуют самые различные классификации таких семей. Так, Г.П. Бочкаревой в основу классификации положено содержание переживаний ребенка и автор выделяет: 1) семью с неблагоприятной эмоциональной атмосферой; 2) семью, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами; 3) семью с нездоровой нравственной атмосферой [35]. М. Раттер среди обстоятельств, неблагоприятно действующих на ребенка, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании и т.д. [45]. А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуаций в семье: 1) гиперопека различной степени; 2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье [25 ]. Появлению девиантного поведения у детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи. В книге З. Матейчек читаем: «Иногда создается впечатление, что отклонения в поведении (человека) и особенности характера – «врожденные», на самом же деле так из поколения в поколение передается эмоциональная нищета, неблагоприятная жизненная атмосфера, нездоровые условия развития» [27, С. 12]. Для родителей подростков с девиантным поведением характерным является неумение правильно использовать в воспитательном процессе поощрение и наказание. Э.Г. Эйдемиллер с соавт. выделяет несколько факторов родительского воспитания, наиболее важных с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков: – уровень протекции - количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь, когда случается что-то серьезное, другой важный фактор - степень удовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его; – игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями. – количество и качество требований к ребенку в семье представлено разными шкалами: степень требований-обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций [47]. Устойчивые сочетания указанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилей воспитания. Потворствующая гиперпротекция – родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний подростка, его стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы. Доминирующая гиперпротекция – ребенок также в центре обостренного внимания родителей, которые отдают ему много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Это приводит либо к реакции э....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: