VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Работа по выявлению ранних признаков и причин девиантного поведения в школьном возрасте, преодолению и профилактике отклоняющегося поведения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011502
Тема: Работа по выявлению ранних признаков и причин девиантного поведения в школьном возрасте, преодолению и профилактике отклоняющегося поведения
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
         Проблема девиантного поведения у детей и подростков в последнее время приобретает все более острый характер, что вынуждает уделять внимание этой проблеме не только педагогических работников, но и   психологов, социальных работников, медиков и работников правоохранительных органов, которые за последние годы выполнили ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению правонарушений и педагогической запущенности подростков.  Работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Фельдштейна Д.И., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Бехтерева В.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., и других посвящены этой проблеме.
         Человеку присущи отклонения от норм своего развития и эта проблема будет существовать всегда. На преодоление этих отклонений и общество, и прежде всего педагоги и родители, тратят колоссальные усилия. Ведь проявляется отклоняющееся поведение, как известно, не только в школе и учебной деятельности, но и влияет на все сферы жизни ребенка. Поэтому воспитание в семье должно обусловило соблюдение общепринятых норм в поведении ребенка.
        Нестабильность общества - социально-экономическая, политическая и экологическая, изменения в системе ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения и отсутствие контроля - все это является причинами отклонений в поведении ребенка. Так, как такая ситуация вызывает опасения для будущего общества, государство так же уделяет должное внимание таким проблемам, были приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, дополнения к Федеральному Закону «Об основах социального обслуживания населения РФ», подписана Международная Конвенция о правах ребенка, принят новый Семейный кодекс, отвечающий общепринятым международным нормам.  Но структур, ответственных за процесс реабилитации дезадаптированного ребенка нет. 
      Надо понимать, что во главе этой проблемы находится ребенок и если его поведение не соответствует общепринятым нормам, то здесь есть не только вина ребенка.  Ведь ясно, что ребенок – зависим и незащищен от негативного воздействия окружающей среды, том числе и социальной.  Ю.А. Клейберг - известный российский ученый-девиантолог считает, что «девиантное поведение возникает у человека не изолированно, а в процессе коммуникации с другими людьми». Что означает, что ребенок «учится» у окружающих его людей и ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Все это лишает ребенка уверенности в себе и может вылиться в недоверие к обществу и даже озлобленности. Получается замкнутый круг, который со временем только расширяется и рано или поздно может привести к самым тяжелым формам девиантного поведения, таким как алкоголизм, преступность проституция, наркотизм.   К этой проблеме обращались такие ученые как: Л.С. Выготский, Б. Спок, В.А. Сухомлинский. Б.П. и Е.А. Никитины, С.Л. Соловейчик.
         Актуальность исследовательской проблемы обусловила тему исследования: «Принципы и методы обучения детей с девиантным поведением».
         Объект исследования: девиантное поведение детей.
         Предметом исследования является работа по выявлению ранних признаков и причин девиантного поведения в школьном возрасте, преодолению и профилактике отклоняющегося поведения. 
         Цель данной дипломной работы – рассмотреть и определить принципы и методы обучения детей с девиантным поведением, а также способы коррекции и профилактики такого поведения.


Гипотеза: 
Психологическое сопровождение учащихся на протяжении всего обучения в образовательной организации предотвращает дезаптационные нарушения и помогает успешному освоению учебной деятельности при соблюдении некоторых условий:
-  взаимосвязи образовательного учреждения с семьей;
- наличия социально-педагогических условий в рамках образовательного учреждения;
-  профессионально подготовленные педагогические кадры;
- привлечение учреждений дополнительного образования к организации досуга.
         Теоретическая и практическая значимость работы заключается в более глубоком изучении «механизма» девиантного поведения детей, социально-экономических условий и психолого-педагогических факторов, влияющих на него.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и понятие девиантного поведения.
2. Выявить причины девиантного поведения.
3. Рассмотреть способы профилактики и коррекции девиантного поведения.
4. Обозначить принципы работы с детьми с девиантным поведением.
5. Выделить методы работы с детьми с девиантным поведением.
         Изучение проблемы девиантного поведения проводилось с помощью теоретических методов: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение подходов к принципам и методам обучения детей с девиантным поведением.               
        Дипломная работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 32 наименований.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
         В начале нашего исследования нам необходимо раскрыть сущность такого понятия как: «девиантное поведение». Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий. Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным и тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует.
         Я.И. Гилинский был первым в России кто ввел в употребление термин «девиантное поведение». Он считал, что девиантное поведение – это поведение, когда поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. 1      
        Г.А. Аванесов считал: «Под девиантным поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам».2  
        Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.3 Автор отметила, что «девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией».4 
         По мнению Л.И. Кравченко, девиантное поведение – это отклонение от общепринятых норм, подразумевающее любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.
         На социальном уровне девиантное (отклоняющееся) поведение – это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью.5 
         На личностном уровне девиантное (отклоняющееся) поведение – это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. 6
         В.А. Никитин7  девиантное поведение понимает, как систему поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Так же автор добавляет, что «чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам».
         Автор психологического словаря Р.С. Немов дает следующую трактовку понятию: «девиантное поведение - социальное поведение человека, существенно отклоняющееся от принятых в обществе социальных, моральных или этических норм, явно нарушающее их. Такое поведение, однако, не является подсудным, т.е. таким, которое нарушает правовые нормы и может быть осуждено по закону».8 
          «Девиантное поведение — поведение человека, в частности ребенка, подростка, носящее характер выраженных отклонений от привычных, общепринятых норм поведения» -такое определение дает в своей работе        В.Д. Пурин.9 
         В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально – нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.10 
        По утверждению В.В. Ковалева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям.11
       Очевидно, что несмотря на некоторые отличия, все авторы главным критерием девиантного поведения считают нарушение норм, заданных в обществе. И поскольку, по определению, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то понятие «социальная норма» требует отдельного рассмотрения.
        С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность - проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции. Ряд зарубежных исследователей исходит из «психологозированных» определений понятия девиантного поведения и непосредственно не связывает его с влиянием социальных факторов.12 Например, американский социолога. Коэн, отклоняющимся поведением называет такое, которое «идет вразрез с институциональными ожиданиями»13, а английский ученый Д. Уолкс вообще считает, что «социальное отклонение — это в значительной степени приписываемый статус», т. е. субъективно навешиваемый «ярлык».14 
         «Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений» - считает А. Н. Горенский,.15 
         По мнению В.Н. Иванова, социальная норма находит свое воплощение во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения.16 
         Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова в своей работе утверждают, что социальная норма это исторически сложившейся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. «Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного (мифологизированного) отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Эти нормы находят воплощение в морали, этикете, юридических законах, и пр.». 
          М.И. Рожков считает, что «социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций ».17 
         Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать социальные и личные  проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства). Исследованию структуры мотивов правонарушений у несовершеннолетних посвящены работы Н.А. Дремовой, Г.Л. Исуриной. Формы девиантного поведения весьма разнообразны.18 
         Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:
-  в зависимости от типа нарушений (право, мораль, этикет);
-  по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, с отрицанием цели и средств);
-  по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.
         Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение.
          Проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С.В. Дармодехин, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями». При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения.           По мнению исследователя В.В. Ковалева непатологические девиации — это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.
         Девиантное поведение подразделяется на две группы.
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, ризоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся от морально–нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Так если эти проступки малозначительны и не наносят вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками.19
         Психические расстройства проявляются в двух формах:
-     акцентуированные характеры, т.е. предельные варианты нормы, когда некоторые черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических последствий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
-     психопатия-это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.
         Таким образом, изучив понятия «девиантное поведение» и «социальная норма» мы заметили, как эфемерны те границы, которые отделяют нормальное поведение от ненормального. И пришли к выводу, что для профилактики девиантного поведения младших школьников необходимо знать не только сущность понятий, но и определить причины данного поведения.
1.2 ФАКТОРЫ, ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
         Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста, необходимо выяснить, что представляет собой данная категория учащихся и каковы основные формы и факторы проявления девиантного поведения.
         Рассмотрим факторы проявления девиантного поведения.
         В.А. Никитин в своей работе20 выделяет группы и их составляющие факторов девиантного поведения:
1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии.
2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка.
3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития ребенка.
4. Негативные факторы среды формирования личности (проблемы семьи, безнравственная обстановка в семье).
5. Недостатки в воспитании ребенка (ошибки семейного воспитания, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем, приобщение ребенка к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм, курению).
6. Негативная личностная позиция самого ребенка (отклонения в самооценке ребенка, отклонения в личностных притязаниях школьника, безразличие к нравственному самосовершенствованию).
Известно, что в поведении человека сочетаются компоненты различного уровня:
1. Биологические.
2. Психологические.
3. Социально-педагогические.
4. Семейные.
5. Социально-экономические.
6. Морально-этические.
         В зависимости от того, кому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. Поэтому и классификация причин девиантного поведения может строиться по схеме: концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическими причинами; концепции, делающие акцент на психологических факторах; концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами (см. схему 1).21
Причины девиантного поведения
Биологические
Психологические
Социальный

?
Ребенок
Схема 1
           Биологические причины девиантного поведения:
* органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальных вредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
* патология нервной системы;
* соматическая ослабленность;
* наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями;
* генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
* психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды;
* физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
         Психологические причины, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции младшего школьника.
         Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
         Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
         В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У младшего школьника наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
         Характерологические реакции младшего школьника, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей младшего школьника, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких детей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
         Социально-педагогические причины выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной не успешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у младшего школьника познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.
         Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
1) учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе. Неподчинение детей, критика действий взрослых;
2) школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения правил поведения в школе, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий, отказ от выполнения заданий, срывы уроков, грубость, сквернословие;
3) социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, уход в асоциальные компании, хулиганство, увлечение спиртными напитками, проба наркотиков, токсикомания, побеги из дома;
4) криминализации среды — свободного времяпрепровождения. Воровство, вымогательство, рэкет, шантаж.
         Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения младших школьников.
         Семейные причины девиантного поведения:
1. Смерть родителей.
2. Конфликтные отношения между родителями.
3. Асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи.
4. Психические заболевания родителей.
5. Жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное.
6. Оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность.
7. Хроническая психологическая травматизация.
8. Недостаточная осведомленность о своем прошлом, отсутствие чувства защищенности и семейной принадлежности.
9. Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи —одни правила поведения, для общества — совершенно другие.
10. Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей.
         Социально-экономические причины включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
         Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в                  низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
         В.Д. Пурин выделяет следующие формы девиантного поведения детей младшего школьного возраста:22
- детский негативизм;
- агрессивность;
- упрямство и капризность;
- взрослое упрямство;
- детская отчужденность.
Для профилактики девиантного поведения детей младшего школьного возраста нам нужно рассмотреть каждую из форм более подробно.
Детский негативизм
         Негативизм детский (от лат. negatio – отрицание) – носящее форму протеста отрицание ребенком позитивного характера взаимоотношений с другими людьми, желание сотрудничества с ними.23
         Детский негативизм бывает пассивным, активным и парадоксальным. Пассивный – характеризуется сопротивлением попытке врача изменить положение тела больного, накормить его и прочее. Активный – вызывает противодействие со стороны больного на какие - либо просьбы собеседника (например, врача) и при обращении к нему он сжимает губы, закрывает голову одеялом и прочее. Парадоксальный – заключается в действиях больного, противоположных какой - либо инструкции (в ответ на просьбу подойти поближе он выходит из кабинета врача и прочее). Первые проявления негативизма могут обнаружиться у ребенка уже в 2- летнем возрасте, когда в его развитии может наступить ультропарадоксальная фаза. Она характерна тем, что вместо радости у него возникает беспокойство, гнев заменяют слезы, новое пугает, а печаль возбуждает. Данный феномен называют периодом «упрямства», поскольку ребенок выполняет требования взрослых наоборот: вместо того, чтобы поднять – бросает и т.д. 
         У детского негативизма существуют основные формы проявления: повышенная грубость, агрессивность, упрямство, замкнутость и отчужденность.
         Если первоначально понятие «детский негативизм» употреблялось в отношении патологических явлений, то сейчас оно употребляется для обозначения сопротивления чужому влиянию.
Агрессивность
         Негативизм может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся норм и правил. В этом случае детский негативизм становится формой агрессивной реакции на что-либо. В детском возрасте отмечается вербальная и физическая агрессия.
         В.Д. Пурин выделяет, что вербальная агрессия основана на морально - словесных факторах – агрессивных фантазиях, обвинениях, угрозах, оскорблениях и т.д.24 Физическая агрессия предполагает, нанесение физического ущерба противоположной стороне: запугивание, нанесение вреда здоровью.
          Так же, данные виды агрессии подразделяются на прямые и косвенные.
Прямая агрессивность направлена на непосредственно на кого-нибудь или что-нибудь, а косвенная воздействует без непосредственного контакта (физического или словесного).
          В.Д. Пурин отмечает, что повышенным негативизмом, в том числе грубостью, резкостью, агрессивностью и даже цинизмом (как это ни парадоксально!) отличаются дети и подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачей, учителей, инженеров). Упрямство и капризность
          Автор отмечает, что «упрямство – форма антисоциального поведения, выражающаяся как неповиновение, неприятие общеизвестных требований, правил и норм. Как правило, основной мотив упрямства – самоутверждение личности, удовлетворение каких-либо потребностей, иногда неоправданно завышенных либо заведомо невыполнимых. Одна из разновидностей детского упрямства – капризы». 
          В.Д. Пурин в своей работе отмечает, что капризы детей – это такая форма поведения, которая вызвана неправильной организацией взаимоотношений ребенка со взрослыми и сопровождается его открытым сопротивлением их требованиям, уговорам и просьбам.
         Известны ситуации, когда в отношении капризничающего ребенка взрослые могут применять жесткие меры (шлепки), либо обман.
Существует немало причин детских капризов, а именно:
- когда начинает заболевать;
- требование повышенного внимания к себе и не находя его;
- переутомление;
- перевозбуждение нервной системы под воздействием каких-либо впечатлений.
         В электронных ресурсах удаленного доступа есть немало советов по предупреждению и преодолению у ребенка капризов, но не нужно принимать данные советы как универсальное средство, потому что каждый случай уникален.
Взрослое упрямство
         Главным фактором   формирования личности ребенка является не состав семьи, а взаимоотношения в этой семье.
         Автор выделяет, что «семья, в этой связи, представляет собой своеобразное отражение модели педагогической запущенности. Поэтому можно и нужно рассуждать об упрямстве взрослых (в первую очередь, родителей) как компоненте педагогической запущенности. Упрямым может быть не только сын или дочь, бывают упрямыми мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тети».25 
         Обычно родители замечают неестественность своего отношения к детям, но самостоятельно без внешней помощи и руководства не могут изменить ситуацию.
Детская отчужденность
          В.Д. Пурин дает определение детской отчужденности таким образом – «это ненормально развитие отношений между ребенком и другими людьми, когда ребенок противопоставляет себя остальным, не идентифицируя себя ни с кем и ни с чем».26 
          Как пишет В.Д. Пурин: «отчуждение может сопровождаться следующими симптомами: чувством бессилия, чувством бессмысленности существования, утратой системы ценностей, норм и представлений, чувством одиночества, утратой индивидуальности и т.п. Наиболее типичные проявления отчужденности в детском возрасте таковы: аутизм, депрессия, избегание контактов с людьми, убегание из дома (детское бродяжничество), склонность к мистицизму, попытки суицида. Очень часто причинами детской отчужденности являются: личные или семейные драмы и трагедии (например, потеря дорогого сердцу предмета, семейные скандалы, смерть близких людей или домашних животных, развод родителей, инцест, отправление родителя на скамью подсудимых, появление нового члена семьи); стихийные явления (например, наводнение, пожар, землетрясение, ураган, гроза); война или межнациональные, межконфессиональные конфликты; крупные политические события и общественные потрясения (например, революция, репрессии).»
          Таким образом, изучив и рассмотрев факторы проявления и формы девиантного поведения детей младшего школьного возраста, мы выяснили, что сложные явления, порождаемые взрослыми, могут выплеснуться в отрицательном отношении ко всему и всем – сознательная порча имущества, удары руками и ногами.
          Итак, в процессе исследовательской деятельности мы изучили понятие «девиантное поведение» и выяснили, что данное поведение возникает вследствие окружающего влияния на младшего школьника, а также ошибками, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками. Мы также определили факторы, формы и причины девиантного поведения и выяснили, что они многообразны:
1. Факторы девиантного поведения: отклонения в психическом и физиологическом развитии; несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка; несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития ребенка; негативные факторы среды формирования личности; недостатки в воспитании ребенка; негативная личностная позиция самого ребенка.
2. Формы девиантного поведения: детский негативизм, агрессивность, упрямство и капризность, взрослое упрямство, детская отчужденность.
3. Причины девиантного поведения: биологические; психологические; социально-педагогические; семейные; социально-экономические; морально-этические.

Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
    Определенно, педагогической целью, реализуемой по отношению к девиантному ребенку, лежит оказание ему помощи в раскрытии его индивидуального потенциала, оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества. Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое требует два условия: 1) включение детей в социальные отношения 2) самореализация детей в процессе социального взаимодействия.
  Мероприятия по коррекции и профилактике должны следовать основополагающим принципам:
         1. Принцип добровольности подразумевает, что достижение реальной эффективности при коррекции отклоняющегося поведения или при проведении первичной и вторичной профилактики возможно и допустимо лишь в случае добровольного согласия девианта на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.
         2. Он базируется на принципе осознанности, сутью которого является как признание человеком своего поведения не соответствующим нормативному, так и стремление измениться. Принцип осознанности подразумевается не только осознание необходимости поведенческой коррекции, но и истинное осознание целей изменения. Девиант должен представлять, какого именно поведенческого статуса он стремится достичь.
         3. Под принципом соответствия (адекватности) понимается выбор специалистом методик профилактики в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации. В подборе методик можно руководствоваться известными типами девиантного поведения, которые отражают различные механизмы формирование отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подразумевает, как правило, педагогическое и социальное коррекционное воздействие.
         4. Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обоснованность исправления поведенческой девиации сквозь призму возможных более грубых изменений поведения после терапии и в связи с реальным вредом отклоняющегося поведения. Известно, что большинство клинических форм отклоняющегося поведения отражают структуру девиантной личности, и купирование одной девиации часто не приводит к гармонизации личности. Вслед за исчезновением у индивида одной разновидности девиантного поведения происходит «заполнение пустоты» другой девиацией.
         5. Принципы допустимости и гуманности базируется на представлении о необходимости применения в процессе коррекции девиантного поведения лишь тех методик, которые способствуют личностному росту человека, этически и эстетически обоснованы и не могут вызвать психических расстройств. Недопустимым следует признать применение манипулятивных методик, которые используются без ведома девианта или без полного осознания им пути терапевтического процесса.
         6. Принцип гуманности базируется на признании за человеком (девиантом) права на свободу выбора, права на уважение. Этот принцип (в соответствии с роджеровским подходом) проявляется в принятии социальным психологом девианта как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзятом взгляде на личность учащегося.
         7. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Социальный педагог должен видеть в ребенке, прежде всего лучшее.
         8. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитани.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44