VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы изучения особенностей развития волевых качеств в подростковом возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002177
Тема: Теоретические основы изучения особенностей развития волевых качеств в подростковом возрасте
Содержание
	Введение
     Непосредственно в психологии проблема воли и волевой активности была актуальной всегда. Представители разных психологических теорий и направлений пытались ее решить. В отечественной психологии эта проблема изучалась достаточно широко такими учеными как: Рубинштейном С.Л., Селивановым В.И., Левитовым Н.Д., Лазурским А.Ф., Ильиным Е.П., Высоцким А.И., Иванниковым В.А. и др. Особо следует отметить школу В.И. Селиванова, в этой школе воля рассматривалась, как сложное многокомпонентное образование как самостоятельный психический процесс. Входе наблюдений психологами было выявлено, что эмоциональная сфера преобладает над волевой, например, в раздражительности и даже агрессивности, эмоциональной неустойчивости. Так как жизненный опыт подростков мал, то им свойственно стремление к самоутверждению, и показывать свою самостоятельность. В окружении своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать, что они знают как надо жить. Воля стоит у подростка на одном из первых мест, как черта характера. Идеалом, на который он хотел бы быть похожим становится человек с сильной волей. 
  Дети в таком возрасте стараются вместо требуемого, необходимого поведения, подбирать аргументы в пользу эмоционально привлекательного для них. Т.е. у подростков сильные эмоции гораздо чаще блокируют разумное решение, чем у взрослых.
  Актуальность проблемы исследования воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов с каждым годом к подростку,  предъявляют  все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования, такие институты как семья и школа.
  Объект – эмоционально- волевая сфера личности.
  Предмет – волевые качества личности, в подростковом возрасте.
  Цель - в подростковом возрасте изучить особенности развития волевых качеств у детей.
  Гипотеза - изучение эмоционально- волевой сферы должно осуществляться:
  - в окружении образовательной среды;
  -в структуре личности на основе выделенных компонентов эмоционально волевой сферы;
  - с учитыванием возрастных особенностей школьников данного возраста.
  Задачи:
  1.С помощью литературных источников произвести анализ, затрагивающих вопросы психологии воли;
  2.Найти особенности развития волевых качеств в подростковом возрасте;
  3.Использовать методики для изучения волевых качеств личности подростка и с их помощью провести исследование.
  Для решения поставленных задач использованы следующие методы и Методики исследования :
  - теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемой проблеме;
  - Методика «Самооценка силы воли»;
  - Методика наблюдения для оценки волевых качеств
  - Метод анкетирования родителей «признаки импульсивности»
  База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №4.г. Новокубанска. В исследовании приняли участие 29 учащихся 8-ых и 9-ых классов, 13 и 15 лет.

  Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и используемых источников. Первая глава освещает теоретические основы рассматриваемой темы. Во второй главе проводится экспериментальное исследование волевых качеств в подростковом возрасте.
  


I. Теоретические основы изучения особенностей развития волевых качеств в подростковом возрасте
     1.1 Эмоциональная сфера подростка
      При рассмотрении волевых признаков личности возникает проблема о тесном взаимодействии воли и эмоций. На связь волевых и эмоциональных процессов обращали внимание такие психологи как Щербаков А.И., Калин В.К, Рубинштейн Л.С., Дашкевич О.В.Обычным для отечественной психологии является соединение в единую эмоционально волевую сферу. Эмоционально-волевое развитие рассматривается как единый инструмент саморегуляции, так как эти две стороны регуляции крепко связаны между собой и деление их довольно условно.
     Эмоционально-волевая сфера - это особенности человека, касающиеся содержания, качества и динамики его эмоций и чувств. Проще говоря - это психоэмоциональное состояние человека.
     Эмоции и воля - это эмоциональный и волевой компоненты любых психических процессов. При решении какой-либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме - эмоция, наши цель и усилие разрешить ее - воля.
        1Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, выражающихся в форме прямых переживаний, процессе и результатах его практической деятельности, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям. К типу эмоций относятся настроения, страсти, стрессы, чувства, аффекты. «Чистые» эмоции так их называют. Они содержатся во всех психических процессах и состояниях человека. Любые проявления его активности прилагаются эмоциональными переживаниями. 
     Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений:
     -мимики- изменения положения губ и бровей. 
     -пантомимики -жестов, позы. 
     -тона голоса- вокальной мимики, 
     -ряда вегетативных явлений - покраснения или побледнения, изменения частоты сердечных сокращений и дыхания, дрожи, мышц, потоотделения, и более или менее глубоких биохимических изменения тонуса изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появления в моче белка и т. д.). Раскрыть содержание переживаемого чувства, помогает наблюдение за телесными проявлениями эмоций, но не всегда это удается.
     Функцию общения - выполняют эмоционально-выразительные движения человека; жесты, мимика, пантомимика, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений.
     Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин - эмоции, непосредственно возникли в результате эволюции как инструмент, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Воля помогает человеку не поддаваться эмоциям и контролировать их.
        2 Воля - это свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
     Волевые качества включают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
     Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На более высоких уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели, на убеждения и идеалы нравственные ценности.
     Важнейшим аспектом развития личности в целом является развитие эмоционально-волевой сферы. До 70% личностных качеств складываются и проявляются в младшем школьном возрасте, поэтому игнорирование развития личности в этом возрасте порождает педагогические ошибки, которые выявляются на следующих ступенях обучения. При переходе от младшего школьного к подростковому возрасту, особо проявляются проблемы эмоционально-волевого регулирования.
        3Окончательное развитие эмоционально – волевой сферы происходит в подростковом возрасте. Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.  Так же это самый ответственный период, поскольку складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме этого, в таком возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Самопознание, самовыражение и самоутверждение - это главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Высокий уровень самосознания главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Самосознание это последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка.
     Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что непосредственно эмоции и воля являются неотъемлемыми психологическими характеристиками личности и в совокупности составляют эмоционально-волевую сферу подростка. Её основными характеристиками являются: повышенная эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний, импульсивность, раздражительность и эмоциональная неустойчивость.
  1.2.Понятие и классификация и  волевых качеств личности
     Считается что воля это лишь обобщенное понятие, которое несет в себе немало разных психологических элементов. Имея ввиду элементы воли подразумевается их количество, совокупность, а так же связи и различия между ними.
     В понятие воли чаще всего включают такие элементы т.е. качества:
     * Выдержка
     * Самостоятельность
     * Настойчивость
     * Смелость 
     * Решительность 
     * Стойкость
     * Целеустремленность
     * Инициативность 
     * Самообладание
     Уверенность, исполнительность и критичность так же могут относится к элементам воли.
        4Волевые качества это непосредственно единая целостная система которая присуща каждому человеку, она включает в себя структуру звеньев причем у разных людей наблюдается и разный набор таких звеньев. В различных видах деятельности это структура меняется у одного и того же человека. Из-за этого совокупность волевых качеств рассматривают как подвижную систему звеньев  где они могут по разному взаимодействовать между собой.
        5Волевые качества личности как и любые другие имеют горизонтальную и вертикальную структуру.
     Особенности свойств нервной системы образуют задатки ,которые в свою очередь образуют горизонтальную структуру волевых качеств. Проблема в том что многие психологи так же как и Павлов И.П. считают что типологические особенности делятся на хорошие и плохие. К хорошим относятся уравновешенность нервных процессов, сила, подвижность, что характеризует сильную нервную систему, к плохим относят противоположные особенности. В соответствии с этими убеждениями без доказательств утверждалось что только дети с уравновешенной, сильной и подвижной нервной системой добиваются хорошей успеваемости в учебе и высоких спортивных достижений.
     Психолог Рудик А.П. утверждает, что обычно только спортсмены с сильной нервной системой обладают  положительными волевыми качествами, такими как смелость, стойкость, решительность. К отрицательным волевым качествам относит нерешительность, страх, слабоволие, что характеризует слабую нервную систему.
     Например люди которые не обладают высокой степенью решительности, могут обладать высокой степенью терпимости. Таким образом, каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других — расходиться.
     Вертикальная структура похожа у всех волевых качеств. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Нижний слой представляет собой нейродинамические особенности т.е. природные задатки, волевое усилие представляет собой второй слой который помогает формироваться третьему который в первую очередь характеризуется нравственными принципами, социально-личностными факторами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.
     Роль вертикальных элементов может быть разной в каждом волевом качестве. 
     Таким образом, можно говорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным.
        6В современной психологии  существует немало подходов к классификации волевых качеств личности.
     Например Селиванов В.И. считает что развитие процессов возбуждения и торможения является одним из главных основанием для разграничения различных волевых качеств. Поэтому он делит волевые качества на тормозящие(ослабляющие или замедляющие) и на вызывающие(усиливающие активность). К первой группе относятся решительность, инициативность, храбрость, смелость, энергичность; ко второй группе — выносливость, выдержку, терпение.
     Гоноболин Ф.И. так же делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. Непосредственно в первую группу он включает самостоятельность, смелость настойчивость и решительность. Вторую группу составляет организованность, терпение, самообладание, выносливость и дисциплинированность. При этом он считает, что невозможно все волевые качества личности в зависимости от процессов возбуждения или торможения разделить на две группы. Порою подавляя одни действия, человек проявляет активность в других.
     Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:
1) энергия — динамическая сила — интенсивность; это качество определяется трудностью достижения цели;
2) мастерство — контроль — дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;
3) концентрация — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;
4) решительность — быстрота — проворность проявляются в принятии решения;
5) настойчивость — стойкость — терпение;
6) инициатива — отвага — решимость на поступки; это склонность к риску;
7) организация — интеграция — синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.
        7В такой классификации имеет место быть объединение качеств в группы (например, мастерство — контроль — дисциплина), не имеющих отношения к силе воли  и иногда даже несовместимых. Очевидно происходит сочетание волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.
     Психолог Никадров В.В. в своей классификации волевые качества рассматривает со стороны пространственно-временных и информационно-энергетических элементов проявления воли. Пространственная особенность заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее непрерывности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность - независимость, целеустремленность, уверенность, к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность.
     Эта классификация имеет немало недостатков, так как многие утверждения повторяют друг друга (стойкость — твердость, самостоятельность — независимость, самообладание — решительность, отвага — мужество), и, кроме того, во всех волевых качествах проявляется волевое усилие, а следовательно и энергия, поэтому энергетический параметр должен быть отнесен ко всем качествам, а не только к решительности и самообладанию.
        8Иной подход к классификации  волевых качеств высказал Рубенштейн С.Л. он строит свою классификацию в зависимости от фаз волевого процесса. К самому начальному этапу волевого действия непосредственно  он относит инициативность, после этого выявляется самостоятельность и независимость, на следующих этапах проявляется решительность, которая в дальнейшем меняется на энергичность и настойчивость. Одним из последователей Рубинштейна был М.Брихцин развивая эту теорию он выделил 11 звеньев психологического управления и к каждому отнес проявление определенных волевых качеств. Но в его классификации присутствуют такие волевые признаки, которые тяжело отнести к волевым проявлениям.
     В кругу спортивных психологов традиционно разделяют волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Обычно их делят на общие и основные.	
     Общие относятся ко всем видам спортивной деятельности, к ним относят, целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. Основные определяют результативность в конкретном виде спорта, к ним относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.
     Ф. Генов и А. Ц. Пуни разделяют волевые качества на три группы: ведущие для определенного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними поддерживающие.
     Решая вопрос классификации волевых качеств Калин В.К. разделяет волевые качества исходя из волевых функций, на первичные – базальные и вторичные – системные. К базальным он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, они образуются в связи недостаточного эффективного проявление волевых усилий. Системные образуются из-за низкого уровня развития первичных, они проявляются чаще в интеллектуальной и эмоциональной сфере.
     Проявлением системного волевого качества может быть храбрость, включающая в себя такие качества как смелость, выдержку и энергичность.
        9К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики. В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
     Таким образом можно сделать вывод о том, что существует множество различных классификаций которые можно рассматривать с разных сторон и каждый автор видит волевые качества по своему, но так же  есть и немало схожего. Волевые качества всегда будут играть значительную роль в достижении человека своих целей.
     1.3 Психологические особенности развития волевых качеств у подростков
        10При переходе к подростковому возрасту происходят глубокие изменения условий ,которые оказывают влияние на личностное развитие ребенка. Они затрагивают физиологию организма, отношений, которые складываются у подростков со сверстниками и взрослыми, способностей и интеллекта. Все это является предпосылками перехода от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Ядро духовной и физической жизни ребенка переносится из дома во внешний мир, в среду сверстников и взрослых. 
     Начинается формирование системы личностных ценностей, которые определяют сферу деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
     Более старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них начинается процесс профессионального самоопределения, т.е. возникают профессионально ориентированные мечты. Такие положительные изменения происходят  не со всеми подростками, многие даже в более позднем возрасте не задумываются о выборе будущей профессии.
В подростковом возрасте усиливается стремление быть похожими на старших, опережая события подросток начинает считать себя взрослым, требуя соответственно более взрослого отношения к себе. Центральное и специфическое явление этого возраста – чувство взрослости. 
     Все без исключения подростки стремятся обрести черты взрослого человека. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток неосознанно начинает им подражать. Это стремление к взрослости поддерживается и самими взрослыми, которые начинают более требовательно и серьезно к ним относиться.
     Результатом таких процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое непосредственно создаст совершенно новую внешнюю и внутреннюю среду личностного психологического развития. Которая приводит к изменению всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой.
        11В этом возрасте меняется содержание и роль подражания в развитии личности оно становится управляемым. Изменение у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. У девочек оно проявляется в: мода в одежде, манера поведения, способы отдыха, прически, украшения, косметика, особый лексикон, увлечения и т.п. Для мальчиков, объектом подражания часто становится тот человек, который обладает силой воли, мужеством, выносливостью, верностью дружбе выдержкой, смелостью. Не только взрослые могут стать образцами, так же ими могут стать их более старшие сверстники. Такое стремление с возрастом может только увеличиваться.
     В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от других этапов он так же как и подражание, меняет свою направленность на сознание человеком своих личностных особенностей.
     Процесс самосознания в этом возрасте отличается повышенным вниманием подростка к своим недостаткам. Достоинства которые ребенок ценит в других людях он направляет для создания собственного «Я»,что требует проявления волевого усилия и ведет к саморазвитию.
     Для мальчиков объектом подражания становятся более старшие по возрасту юноши и взрослые мужчины, в их компании подросток проявляет силу воли и принимает участие в делах.
     Занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, где требуются немалая сила и мужество, непосредственно являются весьма популярным способом развития у современных подростков волевых качеств личности. В ходе этих занятий волевые качества первоначально формируются и закрепляются, в будущем они переносятся на профессиональную работу.
     Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет. от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов, так может быть выражена логика развития всех волевых качеств.
     Не только для мальчиков, но и для девочек – подростков характерно выражено стремление к выработке у себя полезных качеств личности.  
     Выработка специфических качеств личности у девочек, происходит по другому в отличии от мальчиков, для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, более часто являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт.
     Дети в этом возрасте отличаются повышенной творческой и познавательной активностью, они стремятся чему - либо научиться и узнавать новое, при этом они стараются делать все как взрослые, так же происходят существенные процессы связанные с выбором будущей профессии, все эти изменения подталкивают детей к развитию своих умений и навыков, что заставляет из выходит за рамки школьной учебной программы, так же создаются условия для развития деловитости, предприимчивости. Почти все сферы деятельности подростка способствуют развитию этих личностных качеств. 
     Меняются критерии оценки личности других людей, растет самоуважение к себе, в самовосприятии происходят положительные изменения. Но некоторые в этом возрасте боятся трудностей, плохо организованны, легко поддаются чужому влиянию, хотя такое поведение более характерно для младших подростков.
     Все это объясняется тем, что подростки живут в более сложной социальной ситуации, а оно в свою очередь требует проявления более сложных проявлений волевого поведения, но подростки чаще всего к этому не готовы.
     Повышение требований к подростку в кругу семьи обусловлено тем, что родителям реально нужна его помощь, становится востребована его физическая сила, а так же знания и умения. Подросткам приходится выполнять не отдельные поручения, а постоянные обязанности, например присматривать за маленькими детьми, все это требует  больше организованности, самостоятельности и ответственности. Но так же можно наблюдать и обратную ситуацию, когда родители стремятся сохранить свою власть, при этом лишая его самостоятельности и свободы. Обычно у подростка такое поведение вызывает протест, и даже бунтует. Такие конфликты мешают воспитанию волевых качеств.
        12Большое значение для подростка имеет то какое положение он занимает в кругу сверстников, правила коллективной жизни являются нравственными законами, подчиняться которым он стремится.
     У подростков появляется много других интересов у них возникает интерес к другому полу, тяга к развлечениям, к времяпрепровождению в компании сверстников, начинают увлекаться спортом, техникой, различными видами искусства, интересы выходят далеко за пределы в школы.
     От выполнения своих основных обязательств все эти интересы его отвлекают и создают трудности в управлении своим поведением.
      У подростков непосредственно стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения за счет поведения необходимого, требуемого более ярко выражено. Например продолжать компьютерную игру или сесть за приготовление уроков, он неосознанно  начинает подыскивать аргументы в пользу игры. В итоге разумное решение ему мешают принять сильные эмоции.
     Таким образом подросток, который обладает сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом выявляются такие волевые качества, как смелость, решительность, выносливость, мужество. Слабовольные люди боятся трудностей, не умеют сдерживать себя, не проявляют решительности, настойчивости. Развитие волевых качеств неразрывно связано с развитием личности подростка. У каждого ребенка представлены все волевые качества личности, но развиты они неодинаково.
     




II. Экспериментальное исследование волевых качеств в подростковом возрасте
2.1 Цель. Этапы и методы исследования
     Исследование эмоционально - волевой сферы личности подростка  проводилось в МОБУСОШ № 4 в 8 и 9 классах, в рамках возрастной группы 13-ти и 15-ти лет. В изучении принимало участие 29 человек, из них 18 девочек и 11 мальчиков.
     Целью анализа было исследование особенностей развития эмоционально - волевой сферы подростка. 
     Изучение волевой активности, изучение социально - психологической адаптированности связанной со школой, изучения уровня и характера тревожности, является главной задачей исследования 
        13Организация и этапы исследования. Исследование было проведено с апреля  2016 по май 2016 гг.:
     Сначала проводится подготовительный этап, т.е. определение целей, задач, гипотез исследования. Далее происходит подбор методов и экспериментальных методик -констатирующий этап, так же в этот этап включают составление программы опытно-экспериментальной работы. Исследовательский этап представляет собой  проведение исследовательской работы. Самыми сложными этапами исследования считаются аналитический этап и заключительный этап которые представляют собой обработку полученных результатов и подведение итогов.
     Для проведения исследования были использованы следующие методики.
     - Тест «Самооценка силы воли» - тест предназначен для обобщенной характеристики проявления силы воли. Данная методика была описана в 1976г.  Н.Н. Обозовым.
     Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить «Да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «Нет» - 0 баллов.
     Вопросы для исследования.
     1. Сможете ли вы завершить начатую работу, если она вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства могут позволить оторваться от нее, а потом к ней снова вернуться?
     2. Была ли когда либо ситуация ,где приходилось преодолевать без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам не нравится к примеру, пойти на субботник в выходной день?
     3. Если попадете в конфликтную ситуацию в быту или в школе , в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на сложившуюся ситуацию с максимальной объективностью?
     4. Если вам нужно соблюдать диету, сможете ли вы отказаться от вкусной еды?
     5. Сможете ли вы встать с утра раньше обычного, если так было запланировано вечером?
     6. Чтобы дать свидетельские показания, останетесь ли вы на месте происшествия?
     7. На письма вы отвечаете быстро?
     8. Если у вас полет на самолете или посещение стоматолога вызывает страх, сможете ли вы без особых затруднений преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего решения?
     9.По рекомендации врача надо выпить очень неприятное лекарство, будете ли вы его принимать?
     10. Не подумав вы дали обещание, его выполнение  может принести вам немало хлопот, сумеете ли вы его сдержать?
     11.Сможете ли вы не колеблясь поехать в незнакомый город, если в этом есть необходимость?
     12. Ваш распорядок дня(например): время пробуждения, приема пищи, занятия, уборка и прочие дела, строго ли вы его соблюдаете?
     13. К библиотечным задолжникам вы относитесь неодобрительно?
     14.Заставить ли вас самая интересная телепередача ,отложить выполнение срочной и важной работы?
     15. Хватит ли у вас силы прервать ссору и замолчать, даже если слова противоположной стороны очень обидные? 
     Для определения результата подсчитывается сумма набранных баллов: 
     22 – 30 баллов – сила воли большая;
     13 – 21 баллов – сила воли средняя;
      0 – 12 баллов – сила воли слабая;
- Метод наблюдения для оценки волевых качеств.
        14Данная методика балы разработана А.И. Выготским.
     Оценка волевых качеств производиться по пятибалльной системе. Классные руководители оценивали волевые качества.
     1 – волевое качество не присуще данному субъекту.
     2 – очень слабо развито, 
     3 – слабо развито, 
     4 – сильно развито, 
     5 – волевое качество очень сильно развито, 
     Признаки волевых качеств школьников:
Признаки дисциплинированности:
     · в определенной деятельности сознательно соблюдать установленный в ней порядок (соблюдение правил в спорте, следовать требованиям учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, и т.д.);
     · соблюдать правила установленные в коллективе;
     · не допускать проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т.д.);
     · при изменяющейся обстановке соблюдать правила хорошего поведения.
Признаки самостоятельности:
     · выполнять определенную деятельность без посторонней помощи и постоянного контроля со стороны (выполнить учебное, трудовое задание без напоминаний и подсказок);
     · возможность самому организовать свою деятельность и найти себе занятие (найти способ отдохнуть, приступить к подготовке уроков, и т.д.);
     · способность отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства;
     · при изменяющихся условиях умение соблюдать выработанные привычки самостоятельно.
     Признаки настойчивости:
     · Стараться всегда доводить начатое дело до конца; 
     · Не бросать начатое дело, даже если не хочется его продолжать;
     · способность подстраиваться под изменившуюся обстановку (смена коллектива, условий труда и т.д.).
     Признаки выдержки:
     · при помехах или не неудачах не прекращать заниматься выбранной деятельностью;
     · в конфликтной ситуации умение держать себя (в споре, при незаслуженном обвинении и т.д.);
     · умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке, при сильном эмоциональном возбуждении умение контролировать свои чувства (большой радости, негодовании и т.д.);.
        15Признаки организованности:
     · для совершения успешной деятельности, способность соблюдения определенного порядка (держать в порядке тетради, рабочее место, и т.п.);
     · умение планировать свои действия и разумное их чередование; рациональное расходование времени);
     Признаки решительности:
     · способность быстро принимать решения при совершении определенного поступка; 
     · в сложной ситуации сохранять спокойствие и без колебаний принимать решения; 
     · в непривычной обстановке проявлять решительные действий.
     Признаки инициативности:
     · проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
     · участие в осуществлении новой деятельности, хорошего начинания, исходящего от других;
     · при реализации намеченных планов активно поддерживать коллектив;
     · в непривычной обстановке стремление проявить инициативу.
     Таким образом, исследование показало, что у мальчиков социально-психологическая адаптированность в норме, повышенная эмоциональная активность, и недостаточно развитая сила воли. У девочек школьная тревожность выше, чем у мальчиков, социально-психологическая адаптированность в норме, сила воли лучше развита, чем у мальчиков, но требует дальнейшего развития.
- 16Метод анкетирования родителей «признаки импульсивности»
     Благодаря данной анкете можно определить уровень импульсивности ребенка.
Заполните анкету, отвечая "да" или "нет".
Вопросы для исследования:
1. Когда вас  о чем-то спрашивают, быстро ли вы находите ответ (возможно, и неверный, но очень быстрый)?
2 Часто ли у него меняется настроение?
3. Много ли, вещи которые его раздражают или  выводят из себя?
4. Нравится ли ему работа, которую можно сделать быстро?
5. Обидчив, но не злопамятен?
6. Сильно ли чувствуется, что ему все надоело?
7. Принимает решения, быстро, не колеблясь? 
8. Бывает такое, что он резко отказаться от еды?
9. На занятиях часто отвлекается? 
10. Если на него кто-то из ребят кричит, он тоже кричит в ответ?
11. Уверен, что справится с любым заданием, обычно?
12. Педагогу или родителям, может нагрубить? 
13. Кажется ли вам , что иногда он переполнен энергией?
14.Не умеет и не любит рассуждать, больше предпочитает действия? 
15. Не любит ждать, требует к себе внимания? 
16. Во время игры, общим правилам не следует?
17. Часто повышает голос, горячится во время разговора? 
18. Легко забывает поручения взрослых, увлекается игрой?
19. Любит предводительствовать и организовывать?
20. порицание и похвала действуют на него сильнее, чем на других?
Если ответ "да" на: 
15-20 ответов, это может говорить о высокой степени импульсивности;
7-14 – о средней степени;
 0-5 – о низкой степени.
Экспресс-диагностика эмпатии
     Реакция человека на переживания других людей, своими эмоциями называется эмпатия. Для оценки эмпатии, нужно брать во внимание индивидуально-психологической характеристики такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Эмпатия может возникать и проявляться не только в отношениях между людьми, но и в искусстве например, живопись, кино, в художественных произведениях литературы.
     Текст опроса будет содержать.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44