VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы исследования феномена речевой агрессии и способов её нейтрализации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011512
Тема: Теоретические основы исследования феномена речевой агрессии и способов её нейтрализации
Содержание
     1. Теоретические основы исследования феномена речевой агрессии и способов её нейтрализации
     К определению понятия «коммуникативная агрессия» обращались многие исследователи различных областей гуманитарных наук: психологии, педагогики, социологии лингвистики и др. Особенно глубоко исследуемая проблема изучена в психологии. В лингвистике коммуникативная агрессия стала изучаться сравнительно недавно. В указанных областях ведущими считаются исследования Т.И. Барсуковой, А.Р. Лурии,  Л.И. Скворцова, Ю.В. Щербининой,  и др. Чтобы составить представление об объекте и предмете дипломного исследования, мы обратились к рассмотрению таких понятий, как:
     * коммуникация;
     * коммуникативная агрессия, ее классификации;
     * агрессивное речевое поведение, жанры его проявления и методы управления им.
1.1. Основные понятия исследования: коммуникация, агрессия, коммуникативная агрессия, агрессивное речевое поведение
     В современной науке существует несколько определений термину «коммуникация». В нашей работе мы будем опираться на исследование В.В. Бойко, который в своей работе «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности в работе» под  коммуникацией рассматривает связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Она может также рассматриваться и как смысловой аспект социального взаимодействия, т.к. всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает наряду с физическим - коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. 
Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. В отдельных актах коммуникации реализуются такие функции как: управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (6).
     Следующим важнейшим компонентом  в нашей работе ЯВЛЯЕТСЯ  термин «агрессия». К данному термину обращались многие исследователи (Р. Бэрон, И.В. Власкина, О.П.Елисеев, Л.Л. Редькиной, и др.), а потому единого определения для термина не существует.  Так, в своем труде Р. Бэрон  выделил несколько точек зрения на понятие «агрессия». Во–первых, по его мнению, агрессия - это абсолютно любое поведение, которое включает в себя угрозу или причинение вреда другим. Во-вторых, для того чтобы охарактеризовать какие либо действия как агрессивные, они должны включать в себя цель обидеть человека, оскорбить, а не вести к этим последствиям. В-третьих, исследователь характеризует агрессию только как попытку причинения собеседнику телесных или физических повреждений. И, в-четвертых: «Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (7, с. 27). Последнее определение, как определяет Р. Бэрон, привлекает большинство исследователей, т.к. оно является наиболее полным.  Интересно то, что в его работе агрессия рассматривается с социальной позиции, т.к. человеческая агрессия предполагает наличие многих факторов, характерных только для людей (7).
     В трудах Ю. М. Антоняна говорится о том, что жестокость окружает человека практически во всех сферах жизни, и с ее проявлениями люди сталкиваются достаточно часто. Исследователь дает определение агрессии, противопоставляя ЕЁ понятию «жестокость». По мнению автора, агрессия и жестокость - основные составляющие насилия, но агрессия включает  в себя более широкий круг признаков. Исследователь указывает на то, что агрессивное поведение является инстинктивным проявлением чувств, а вот жестокость  присуща только человеку. Но, проявляясь на биологической основе, агрессивность возникает также и в социальной области. Автор отмечает, что под агрессивностью он понимает особенность (черту) личности, группы, государства, а под агрессией – соответствующее поведение. (1, с. 17)
     Т. А. Воронцова в своей работе «Речевая агрессия в коммуникативно-дискурсивной парадигме» рассматривает агрессию как предмет диалогического взаимодействия и характеризует понятие как «антидиалог». В основе стоит двойная целеустановка адресанта: субъектно-объектный тип взаимоотношений, проявляющийся в деструктивном поведении, и негативная установка к адресату (9).
     Л.М. Семенюк считает, что агрессия - это целенаправленное негативное поведение, которое наносит вред (не только психологический, но и физический) объектам нападения. И чаще всего это нападение включает в себя угрозу, желание причинить какую либо боль жертве. Типичные признаки агрессии для исследователя характеризуются неконтролируемым переживанием гнева, импульсивностью, активной жестикуляцией. Л.М. Семеннюк подчеркивает, что такое поведение - это  приобретенная форма поведения, обусловленная социумом и отношениями (32, с. 38). Исследователь предлагает следующее определение агрессии: «Агрессия – это мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, приносящие вред, причиняющие боль и страдания людям» (32, с. 21).
     Также интересно мнение Н. Д. Левитова, который рассматривает агрессию с психологической точки зрения и выделяет в ее основе три основных компонента: познавательный, эмоциональный и волевой (22, с. 169). Познавательный компонент – коммуниканты понимают, что  ситуация угрожающая (видение объекта для нападения). Эмоциональный компонент агрессии выражается в том, что человек  не скрывает своих отрицательных чувств человека, таких, как гнев, ярость. Волевой компонент агрессивного состояния проявляется в целеустремленности, настойчивости, решимости, инициативности. 
     В нашей работе за основу для исследования мы берем научные изыскания Ю.В. Щербининой. Она обращает внимание на устную сторону агрессии, выделяя такие её составляющие, как: «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств» и т.д. в грубой, непозволительной форме (37, с. 31)». Агрессия, по словам Ю. Щербининой, зачастую возникает как ответная реакция на внешний раздражитель, так и как особое намерение причинить вред другому человеку. Так же, как отмечает автор, следует отличать агрессию как отрицательный феномен от агрессии - шутки, которая используется часто в детской речи. (37). 
     Выбор данного определения как рабочего обусловливается нами по нескольким причинам: 1) исследователь говорит именно о речевой агрессии; 2) Ю.В. Щербинина исследует агрессивное речевое поведение в подростковой среде. 
     Анализ теоретических источников говорит о том, что в настоящее время большинством ученых принимается следующее определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
     На первый взгляд, это определение кажется простым, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа, например такие понятия как «коммуникативная агрессия», «агрессивное поведение», «невербальная агрессия», «вербальная агрессия»  и «агрессивное речевое поведение». 
     Так, коммуникативная агрессия — это действия одного из собеседников с целью получения преимуществ статусного, личностного, делового, психологического или иного характера. Подобная агрессия может проявляться следующим образом. Один из собеседников употребляет фразы, которые не имеют прямого отношения к сути разговора и имеют провокационный (фразы типа: «Вам сколько лет?», «Вам же, наверное, хорошо известно ... », двусмысленные шутки и т.д.) или деструктивный характер («Ты меня не слышишь», «Не обижайся, но ты...», и т.д. ), высказываемые с агрессивной интонацией. Собеседник задает другом собеседнику вопросы и в момент, когда второй начинает реагировать, сам дает на них ответы или начинает «угадывать» предполагаемые ответы (вариант: вопрос настойчиво повторяется несколько раз, независимо от того, насколько полно на него был предоставлен ответ). 
     Под термином «агрессивное поведение» вслед за С.Н. Ениколоповым мы будем понимать «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, которые связанны с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» [12, с. 6].
     В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:
     1. аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;
     2.  поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;
     3. на когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;
     4. мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели. 
     В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» (44).
     Проявление агрессивного поведения может быть двух видов: 1) Невербальная агрессия – она проявляется в действиях, которые не связаны со словами человека. Опасность для другого человека невербальная агрессия представляет тогда, когда она является активной. Тогда в ход могут идти различные опасные предметы. Если же она скрытая, то она не представляет опасности для человека; 2) вербальная агрессия может иногда навредить больше, чем невербальная. Если человек умеет грамотно парировать нападки со стороны других людей, то он кажется более уверенным в себе.
 	Проявление агрессивного речевого (вербального) поведения распространенное явление, ведь оно является неотъемлемой частью современных подростков. Под агрессивным речевым (вербальным) поведением мы будем понимать форму социального поведения, которая включает злонамеренное прямое или опосредованное взаимодействие между людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Причиной агрессивного поведения человека могут быть слова, действия, присутствие или появление людей, к которым он испытывает неприязненное отношение.
     Подведём промежуточные итоги. Несмотря на то, что мнений о содержании определения агрессии достаточно много, можно отметить основные ее признаки и разработать единую теоретико-методологическую основу для изучения этого явления. В современной коммуникации сейчас невозможно встретить какой-то один фактор, который бы характеризовал человеческую агрессию в полном объеме, т.к. возрастает влияние природной и социальной среды. 
1.2. Причины возникновения подростковой речевой агрессии
Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных. Не случайно в современной психологии существует несколько теорий возникновения агрессии.
     Так, сторонники  Биологической теории считают, что агрессия это:
     -  врожденное свойство человека, инстинкт самосохранения;
     -  инстинкт борьбы за ресурсы и территорию (конкуренция в профессиональной и личностной сферах);
     -  личностное свойство, передающееся по наследству с типом нервной системы (неуравновешенный);
     - результат гормональных нарушений (переизбыток адреналина или тестостерона);
     - последствие употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина, кофе)
     Социобиологический подход гласит, что люди, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие с ними гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается, то есть у кого наименее вероятно наличие общих генов. В связи с этим становятся ясны причины негативного отношения представителей разных национальных, социальных, профессиональных, религиозных групп друг к другу.
     Психосоциальная теория связывает повышенный уровень агрессивности людей с их неудовлетворенностью качеством своей жизни, с имеющимися проблемами на работе и в семье.
     Согласно социальной теории вести себя агрессивно мы учимся в течение жизни. Этому способствуют:
- жестокость и насилие, демонстрируемое в средствах массовой информации и семье;
- неблагополучные отношения в семье (ссоры между супругами, неравномерное распределение внимания родителей между детьми, использование физического наказания детей)
 	Авторы психологической теории связывают агрессивность человека с наличием у него следующих качеств:
- подозрительность;
- сниженный или повышенный самоконтроль;
- стремление к доминированию;
- повышенная тревожность;
- отсутствие творческого потенциала;
- завышенный уровень притязаний (хочу все и сразу);
- преобладание материальных ценностей;
- ущемленное чувство собственного достоинства, самоуважения (43).
     Таким образом, мы можем сказать, что становление агрессивного поведения можно рассмотреть с разных сторон. Очень много факторов, которое влияют на ребенка - подростка, и прежде всего, сильное влияние внешних раздражителей обусловлено возрастными особенностями.  
     На агрессивное поведение подростка влияет семья, сверстники, социальное окружение, а также средства массовой информации. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома, сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Безответственная деятельность СМИ, а так же широкий поток видеопродукции, насыщенной сценами насилия, жестокости, обмана и противозаконными действиями вызывают серьезный социокультурный кризис, и как следствие - падение нравов, изменение ценностей и идеалов, особенно сильно проявления такого поведения влияют на подростков, что связано с психологическими особенностями. Подобная демонстрация антиидеологических сцен, согласно последним исследованиям, научает подобным агрессивным действиям, которые становятся в сознании людей нормой жизни. Параллельно качественным изменениям среды, происходит деформация семьи. Семья перестает выполнять такие важные для личностного развития ребенка функции, как формирование чувства ответственности, психического комфорта и защищенности. Достаточно часто в семьях встречается жестокое обращение с детьми, проявляющееся в насилии и наказаниях. А.В. Петровский связывает это с деградацией семейных взаимоотношений(25, с. 31). Часть родителей, по его мнению, принуждают детей к безоговорочному послушанию, подавляя их инициативу и стремление к саморазвитию. Другая часть - не интересуется интересами и потребностями своего ребенка, что приводит к недопониманию между родителями и ребенком. Третья – игнорирует возрастные особенности и переоценивает самостоятельность ребенка (25).
     В результате в обществе появляется категория людей с неразвитыми нравственными представлениями, эмоциональной грубостью, агрессивным способом самоутверждения.
     Формирование агрессивного поведения - достаточно сложный процесс, испытывающий влияние многих факторов. Агрессивное поведение может определяться влияниями семьи, сверстников, СМИ, компьютерных игр и т.д.  В подростковый период, зачастую, ребенок становится более вспыльчивым, агрессивным, перестает учитывать мнение взрослых, воспринимая их как врагов. У подростков появляется тенденция сознательного причинения боли другому человеку, опять же, как правило, с целью самоутверждения, ведь роль группы сверстников существенно возрастает, подросток стремится всеми известными ему средствами заслужить их уважение.
     В целом, в современном обществе ощущается серьезный дефицит позитивных, социально одобряемых способов проявления индивидуальности и способов коммуникации. Для подростков, зачастую, типично подражание определенным манерам не только стереотипов, но и конкретных людей. Поэтому «копирование» героев «боевиков» и «детективов» в определенной степени провоцирует агрессивные действия, являясь внешней атрибутивной стороной взрослости в собственном восприятии как средства демонстрации собственной значимости.
     В нашем исследовании особое внимание мы уделим  подростковой агрессии в типичных ситуациях подросткового общения. Речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового), независимо от его временных и национальных факторов. Речевая агрессия не возникает просто так, всегда существуют причины ее появления, агрессия возникает чаще всего как ответная реакция на внешний раздражитель. 
     Среди основных форм агрессивных высказываний подростков наблюдаются такие речевые жанры как: оскорбление-это умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме; угроза- запугивание, обещание причинить кому-либо вред;
     Причинами агрессии у ребенка являются многие факторы-это могут быть проблемы дома, с друзьями, несчастная любовь, унижение преподавателей, насмешки сверстников, и т.д. Речевая агрессия, зачастую, возникает под влиянием различных побуждений и приобретает разные способы выражения. Речевая агрессия возникает: При потребности выразить негативные эмоции в ответ на внешние раздражители – классический пример: на ногу падает что-то тяжелое.
     Для выражения отрицательных эмоций: гнев, обида, раздражение, недовольство и презрение требуют своего выражения: в виде ругательств или нейтральных по значению слов, но крайне агрессивных в контексте. Такая агрессия может быть направлена на людей, вызвавших негативные эмоции или на тех, кто воздействует на агрессора: толкнули в толпе, наступили на ногу так далее. Среди собственно коммуникативных причин распространения речевой агрессии в современном мире необходимо выделить следующие:
      1. Ряд стереотипных коммуникативных установок родителей, боящихся, что их ребенку будет нелегко адаптироваться в «жестоком» мире. Эти установки выражаются преимущественно в следующих словесных шаблонах: «всегда давать сдачи», «быть лучше всех», «оправдать родительские надежды любой ценой» и т. п. Причем чаще всего это подразумевает именно вербальную (как менее порицаемую общественным сознанием), а не физическую агрессию.
     2. Явно недостаточное внимание к речевой культуре ребенка в семье и отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в школе; 3. Патогенная коммуникативная среда в современном детском коллективе, в которой формируется отрицательный личный опыт речевого общения конкретного ребенка.
     Наиболее общая модель негативного речевого контакта в детском коллективе воплощается в коммуникативных намерениях типа : «переспорить», «передразнить», «высмеять» и «навешивании словесных ярлыков» (например, «ябеда», «враль», «воображала» и т. п.).
     3. Временная гиперфункция (повышение) или гипофункция (понижение) одного из уровней системы эмоциональной регуляции. Например, при гиперфункции уровня стереотипов, который «отвечает» за возникновение стандартов поведенческих реакций, окрашенность эмоциональных переживаний удовольствием или неудовольствием, происходит «увеличение активности в удовлетворении потребностей и, как следствие, фиксация на отрицательных впечатлениях, их слишком острое переживание». Понятно, что это может провоцировать вербальную агрессию.
      На уровне экспансии происходит создание опыта успехов и поражений, восприятие гнева и агрессии как угрозы существованию человека, когда «агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окружающему» и приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. В случае гиперфункции этого уровня возрастает потребность в драматизации отношений с миром и, следовательно, склонность к ссорам, конфликтам, агрессивным высказываниям.
     Наконец, при гипофункции уровня эмоционального контроля, «отвечающего за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе» ,налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, формирование умения сопереживать другому человеку, наблюдается ослабление влияния социальной приемлемости, правильности форм поведения. Это, в свою очередь, тоже приводит к вербальной агрессии, которая начинает восприниматься ребенком как адекватная и допустимая ответная реакция (например, на замечание) или как оправданная и целесообразная речевая тактика (например, в ситуации спора, дискуссии).
     С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, которые отличаются устойчивостью на основе высших социальных потребностей человека). К эмоциям и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение и пр. Она возникает, чаще всего, как ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая разрядка. С другой стороны, речевая агрессия может возникать и как особое намерение – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким «запрещенным» способом какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.). Так, например, школьники могут преднамеренно высмеивать одноклассника, чтобы повысить собственную самооценку, продемонстрировать доминантную позицию, укрепить свой авторитет в коллективе. Вербальная агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как агрессивное речевое поведение – мало осознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Преднамеренное, целенаправленное, инициативное словесное нападение является агрессивной речевой деятельностью и определяется как осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность. Именно последняя разновидность речевой агрессии наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения. Кроме того, существуют особые ситуации, применительно к которым можно говорить об имитации агрессии – своеобразной словесной игре. Например, агрессор шутит, или хочет продемонстрировать свою потенциальную склонность к обидному общению. Подобное общение часто переходит в ситуацию настоящей речевой агрессии, так как оно происходит в атмосфере значительной эмоциональной напряженности. Говоря об отношениях родители - ребёнок, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. В.И.Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:
     1) Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения) Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищённости неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки,стены за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения).
     2) Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность) Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное исподтишка и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.
     З) Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать). Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции. 
     Такие дети  склонны к проявлению агрессии и жестокости. На становление агрессивного поведения сильное влияние оказывает степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. 
Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Наиболее выраженные проявления агрессии наблюдаются при алкоголизации матери, когда нарушались взаимоотношения в системе «мать—дитя». Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением (42). 
Такое поведение формируется у детей  с раннего детства, Е. А. Земцова в статье «Вмимание! Детская агрессия!»(45), говорит о том, что первые 2 года жизни детская агрессия является способом привлечь внимание родителей и достичь целей (удовлетворение потребностей). Ребенок может бить конечностями, кричать, притягивать к себе ближайшие объекты и т. п. Это инструментальная агрессия, дети любыми способами привлекают к себе внимание. Чтобы не привить ребенку агрессивность как черту характера, необходимо не допускать двух крайностей:
* мгновенное удовлетворение запросов:
* игнорирование требований.
В том или ином возрасте агрессивное поведение уже вызывает неодобрение родителей, они начинают наказывать(ставить в угол, угрожают лишить сладкого и др.) ребенка. Таким образом, у него формируется страх и тревога, комплекс вины, который потом помогает формировать совесть и осознавать моральные нормы. Это нужно для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества, который может контролировать свое поведение. Тревога часто включает, как страх получить наказание, так и переживание, что он разозлит родителей,  и они перестанут его поддерживать. Если ребенок агрессивный от рождения, то внутренний контроль не будет развиваться в достаточной мере, поэтому у него будет доминировать внешний контроль. То есть действия ребенка регулируются не моралью, а страхом перед чем- либо. Агрессивный ребенок, как правило, противостоит родителям гораздо больше. 
Проявления агрессивного поведения детей
Фурманов И. А. (37) выделил 4 категории детей, исходя из их проявлений агрессии (форм агрессивного поведения):
* Дети, склонные к физической агрессии;
* Дети, склонные к проявлению вербальной (словесной) агрессии;
* Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии;
* Дети, склонные к проявлению негативизма.
Все дети, которые склонны к агрессивному поведению,  неспособны понимать других детей и взрослых. В окружающих людях такие они видят только их отношение к себе. Такие дети не склонны к сопереживанию и сочувствию, если вовремя не скорректировать такое поведение и психологию ребенка.
Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе, секции и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм, потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения, поэтому агрессия характерна для детей такого возраста. Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере, чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Дети часто вовлекают в конфликты взрослых, в свою очередь взрослые должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. В противном случае ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.
Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста, у детей данного возраста агрессия носит более организованный характер (зачастую агрессивное поведение проявляет сформировавшаяся группа детей). Инструментальная агрессия сменяется враждебной, и поэтому взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. 
Подростковая агрессия является темой отдельных исследований. В возрасте 13-16 лет дети хотят ощущать себя нужными, быть с кем-то близким, и, в то же время, утвердить собственную идентичность. Подростком начинает ощущать одиночество, пытается освободиться от влияния родителей. Отдаление ребенка от родителей — нормальный процесс. Он должен происходить постепенно.
1.3. Типичные ситуации подростковой агрессии жанры агрессивного подросткового общения. 
Понятие «речевой жанр» впервые было выдвинуто и последовательно сформулировано в работах М.М. Бахтина, опубликованных большей частью посмертно и до середины 80-х гг. (5).
К речевым жанрам М.М. Бахтин относит определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний. В нашей работе мы поговорим о жанрах, которые свойственны взаимодействию подростков в агрессивной ситуации. Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии:
1.Оскорбление – это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме (40). Представленный жанр является одной из наиболее распространенных форм вербальной агрессии детей и подростков. Зачастую дети осознают ее общее назначение (оскорбить, унизить, смутить и т. п.), но не прямой смысл. В большинстве случаев оскорбление реализует явную и сильно выраженную вербальную агрессию, т.к. практически всегда оно воспринимается как однозначно агрессивное высказывание. С лексической точки зрения, оскорбления – это различные обидные, неприятные для адресата эмоционально-оценочные слова и выражения вплоть до нецензурной брани, т.е. «мата».
   В зависимости от степени осознанности и целенаправленности агрессивного высказывания в них преобладают либо эмоциональность, либо оценка. При этом слово может употребляться как в прямом («урод», «идиот» и т. д.), так и в переносном  значении («козел», «дуб» и т. п.).
   Зачастую, в одном оскорблении используется одно такое слово, чаще всего существительное. Но иногда, для усиления негативного, грубого смысла, оно может использоваться вместе с прилагательным в роли определения (форма словосочетания): например «чучело лесное»; «тупая курица» и т. п.
   Кроме того, иногда можно услышать оскорбительные восклицания («Что за придурок!»; «Какие идиоты!» и т. п.). 
   Оскорбление, как правило,  является одним из наиболее типичных речевых жанров, которые в различных ситуациях общения могут функционировать и как проявления агрессивного речевого поведения, и как целенаправленная речевая деятельность. На этом основании можно выделить две разновидности оскорблений:
   1. Защитное оскорбление – это ответ на предшествующее проявление вербальной агрессии. В таком высказывании преобладает эмоциональность и, как правило, отсутствует объективная характеристика собеседника («дебил», «идиот» и т. п.). Если в нем и выражается оценка, то это скорее косвенное осуждение конкретного действия или поступка адресата, но характеристика его личности в целом.
   2. Намеренное оскорбление – реализует целенаправленную речевую агрессию. Оно предполагает более объективную оценку внешности или качеств собеседника и поэтому является более обидным.
   По отношению к адресату и способу воздействия на него можно выделить следующие разновидности оскорблений (41):
   1. Прямое – оскорбление, непосредственно воздействующее на личность адресата («Ты придурок»; и т. п.).
   2. Косвенное оскорбление – это смягченная разновидность данного жанра. Чаще всего это высказывание, построенное на приеме умолчания, когда оценочное слово заменяется указательным или определительным местоимениями («Сам такой!» и т. д.). 
   3. Опосредованное – непрямое оскорбление, которое  направлено на отдельные составляющие образа адресата: его внешность, черты характера, образ жизни («твое ослиное упрямство», «твои дурацкие шуточки» и т. п.). В таком оскорблении чаще всего воплощается непереходная агрессия.
   В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В.И. Жельвис выделяет следующие (46) : а) сопоставление имени адресата с обсценными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного («осел»); в) обвинение в нарушении социальных норм («сплетцица!»); г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату.
   Т.о., мы можем говорить о том, что оскорбление является одним из самых частотных жанров при агрессивном общении подростков.
2. Угроза – это высказывание, содержащее сообщение о негативных последствиях для адресата в случае каких-либо действий угрожающего, которые будут предприняты, если адресат не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие (40, С. 7). Дети часто угрожают не по каким-то видимым причинам, а "просто так", испытывая неприязнь к самой личности адресата (его привычкам, образу жизни, внешнему виду и т. п.). Именно поэтому иногда их целью является решение определенной коммуникативной задачи: повысить самооценку, победить в споре, занять ведущую позицию в конфликте, противостоять предшествующей речевой агрессии и т. п.
   К одной из особенностей жанра угрозы можно отнести то, что в речевой практике чаще всего вербализуются (словесно воплощаются) лишь некоторые ее компоненты, остальные как бы "скрыты за кадром", хотя их наличие прекрасно осознается и угрожающим, и адресатом. Такие высказывания, в частности, могут содержать:
   – информацию только о возможном действии угрожающего («Ты у меня сейчас получишь!»);
   – информацию только о желательном и нежелательном действии адресата («Не лезь не в свое дело»);
   – информацию только о негативных последствиях («Потом пожалеешь»); Угроза может иметь разнообразную языковую структуру, но чаще всего она строится как восклицательное по интонации или побудительное предложение с придаточным условия («Если это ты меня подставил, то пожалеешь об этом»). Реже угроза сочетается с грубым требованием («Отстань, а не то получишь!»). Иногда угроза строится как предложение, которое содержит сообщение о каком-либо возможном действии, опасном, неприятном или нежелательном для адресата (например: «Я с тобой больше не разговариваю!») или констатацию факта (например: «Ты мне больше не подруга!»).
Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания, намеке. В структуре такого агрессивного высказывания часто опускается второй компонент, содержащий р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.