VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проявление речевой агрессии в деловых отношениях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010280
Тема: Проявление речевой агрессии в деловых отношениях
Содержание
                                                  Заведующему кафедрой
     Общей лингвистики 
     студента группы ЛМ-237
     Хардиной Ирины Сергеевны
     
     
     
     ЗАЯВЛЕНИЕ
     
     
	Прошу утвердить тему моей курсовой работы: «Проявление речевой агрессии в деловых отношениях»,  и назначить научного руководителя Богданович Т.Г.
     
     
     
     
     Дата 								Подпись
                                             
                                  
                                  
   
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Факультет Лингвистики
Кафедра 


      ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ 
  ЮУрГУ – 030602. 201_.ХХХ. ПЗ КР для Связей с общественностью
  ЮУрГУ – 035401. 201_.ХХХ. ПЗ КР для Рекламы
  
                                                       


Нормоконтролер, (должность)                        Руководитель, (должность)  ____________________И.О. Ф.                                 _____________________И.О. Ф.
____________________201_г.                                  ______________________201_ г.

                                                Автор работы
Студент группы ЛМ-237
						   Хардина Ирина Сергеевна                          
							     
                                                Работа защищена 
                                               с оценкой      (прописью, цифрой)











   АННОТАЦИЯ



Хардина И. С. Анализ проявления речевой агрессии в деловых отношениях.– Челябинск: ЮУрГУ, ЛМ-237, 2017. – 18 с., список литературы – 67 наим.

   Ключевые слова: Речевая агрессия, вербальная и невербальная агрессия,
   Объектом исследования являются …
   Предмет исследования ….
   Цель работы – заключается в рассмотрении возможности агрессии в деловых отношениях
   Задачи работы – выявить, возможна ли агрессия в деловых отношениях, а если возможна, то какая?
   Результаты исследования ? работа ориентирована на решение актуальных проблем в современном мире
   Работа может представлять интерес для студентов психологических факультетов




   Оглавление
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ	4
ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ	5
1.	Причины возникновения  речевой агрессии	5
     1.1.   Характеристика системы невербальных средств общения.	7
2.2.   Функции невербальных средств общения	9
3.3.   Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнера по общению	16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	17










   Введение
   В нашем современном мире деловое общение играет большую роль в человеческой жизни и это считается одним из важнейших видов отношений с другими людьми. Главным регулятором этих отношений, считаются этические нормы. И общаясь в деловом сотрудничестве каждый, как правило, сознательно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы. Какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
   Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идёт об интересах физических и юридических лиц.
   Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Но для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами

   может возникнуть напряженность, и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а, следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.
   С. Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».
   Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.

Человек рожден, чтобы думать.
Паскаль




   Понятие речевой агрессии
        Речевую (вербальную) агрессию в самом общем виде можно определить как обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме. 
        По  данным Словаря иностранных слов: актуальная лексика, толкование, этимология, слово «агрессия» в русском языке  зафиксировано во второй половине XVIII века со значением «вооружённое нападение  на государство с целью захвата  его территории и насильственного  подчинения». Со второй половины XX века у слова появилось новое значение: «активно враждебное поведение одного человека по отношению к другим». 
        Толковый  словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводит такую дефиницию: 1. Незаконное с точки зрения международного права применение вооружённой силы одним  государством против суверенитета, территориальной  неприкосновенности или политической независимости другого государства. 2. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность. 
        По мнению Л. Ениной, «речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего. 
        В психологическом аспекте агрессию можно представить как любую  форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб. Эта трактовка агрессии более жёстка и категорична, чем дефиниции из лингвистических словарей, т. к. само слово «ущерб» (потеря, убыток, урон) несёт ярко негативную окраску, не оставляющую надежды на быстрое или возможное восполнение утраченного.  
   Причины возникновения речевой агрессии
        Речевая агрессия возникает под влиянием различных побуждений и приобретает  разные способы выражения.
        С одной стороны, вербальная агрессия служит выражением отрицательных эмоций (реакций на внешние и внутренние раздражители окружающей среды) и чувств (особого вида эмоциональных переживаний, отличающихся сравнительной устойчивостью  и возникающих на основе высших социальных потребностей человека). К эмоциям  и чувствам, вызывающим речевую агрессию, можно отнести злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение  и пр.
        Такая агрессия возникает чаще всего как  ответная реакция на внешний раздражитель. Например, человеку нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре – ответом на этот физический или психологический дискомфорт часто может быть брань, ругань, словесные  нападки на собеседника, основной функцией которых являются психологическая  разрядка, снятие нервного напряжения, избавление от негативных эмоций.
        Вербальная  агрессия на уровне негативных эмоций и чувств выступает как агрессивное речевое поведение – мало осознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Преднамеренное, целенаправленное, инициативное словесное нападение является агрессивной речевой деятельностью и определяется как осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность.
        Именно  последняя разновидность речевой агрессии («per se» – лат. «сама по себе», агрессия «в чистом виде») наиболее опасна в коммуникативном отношении, поскольку она представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт, цель которого – нанесение коммуникативного вреда адресату, разрушение гармонии общения.
        Кроме того, существуют особые ситуации, применительно  к которым можно говорить об имитации агрессии – своеобразной словесной игре. Например, говорящий шутит или хочет продемонстрировать свою потенциальную склонность к обидному общению.
        Подобное общение часто переходит в ситуацию настоящей речевой агрессии, так как оно происходит в атмосфере значительной эмоциональной напряженности и может привести к взаимному непониманию, разобщенности, отчужденности его участников («А вдруг он не шутит, а действительно злится?»).
        Другой случай имитации агрессии – аггро, что означает особые ритуальные действия перед проявлением настоящей агрессии или вместо нее. Эти действия могут быть как вербальными (например, речевки футбольных «фанатов»), так и невербальными (например, жреческие племенные пляски, жесты и движения слушателей рок-концерта и т. п.). 
   В самом общем виде под речевой агрессией понимают 
   (1) грубое, оскорбительное, обидное общение 
   (2) словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. 
   Речевая агрессия проявляется в оскорблении, угрозе, грубом требовании, грубом отказе, обвинении, насмешке. Агрессивные намерения скрыто или косвенно могут выражаться в разнообразных формах: от ерничества и брани до доносов и сплетен.
   Ю.В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет несколько путей классификации вербальной агрессии:
   – по интенсивности: слабые («стертые», «размытые») и сильные («максимальные», «предельные»);
   – по степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;
   – по способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;
   – по числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная).
   Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии:
   1. Оскорбление – это умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Структурная формула оскорбления предельно проста: «(Ты – это) Х», где Х – любое эмоционально-оценочное слово с отрицательным значением. Вторая часть оскорбления (Х) определяет смысловое наполнение оскорбительного высказывания.
   В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В.И. Жельвис выделяет следующие: а) сопоставление имени адресата с обсценными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного (козел); в) обвинение в нарушении социальных норм (вор); г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату (морду отъел).
   2. Угроза – это обещание причинить адресату вред или зло в случае, если он не совершит или, наоборот, совершит какое-либо действие. Структурная формула угрозы выглядит следующим образом: «Если ты (не) сделаешь Х, то я сделаю тебе нечто плохое».
   Угроза имеет разнообразные языковые формы: а) побудительное предложение с придаточным условия («Если ты ..., то я …!»); б) сложное предложение, одна из частей которого содержит повелительное наклонение («Сделай…, иначе…»); в) сложноподчиненное предложение с придаточным следствия («Еще раз …, (то)…!»); г) констатация будущего факта («Ты у меня попляшешь!»). Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания или с помощью намека.
   3. Грубое требование – это грубое, выраженное в решительной, категорической форме распоряжение. Структурно грубое требование практически всегда оформляется как побудительное по цели высказывания и восклицательное по интонации предложение, смысловое ядро которого содержит повелительную форму глагола («Шагай отсюда!»; «Ешь давай!») или форму изъявительного наклонения в значении повелительного («Быстро начала отвечать!»; «Замолчал и сел!», «Быстро пошли!»).
   4. Грубый отказ – это выраженный в неподобающей форме отрицательный ответ на просьбу или требование. Обычно эта форма речевой агрессии не содержит необходимых формул вежливости (извините, пожалуйста), сопровождается повышенным тоном и не содержит объяснения причины отказа. Языковое воплощение грубого отказа может быть различным: от простого нераспространенного («Обойдешься!»; «Разбежался!»; «Отстань от меня!») до сложного предложения («Тебе надо – ты и делай!»).
   5. Враждебное замечание – это замечание, которое сводится к выражению негативной позиции к адресату или окружающим («Не выношу тебя!»; «Твое присутствие мне противно!»; «Ты меня бесишь» и т.п.). Отличительной особенностью враждебного замечания следует признать его клишированную (застывшую, неизменяемую) языковую форму. Так, по наблюдениям учителей, для коммуникации в отечественной средней школы характерны такие враждебные замечания: «Да не знаешь ты ничего!»; «Чего он ко мне лезет?! Надоел!»; «Ты меня достал!»; «Глупости говоришь!».
   Разновидностью враждебного замечания является проклятье: «Будь ты проклят!», «Чтоб ты сдох!», «Да провались ты сквозь землю!».
   6. Порицание – это выражение неодобрения, осуждения. По меткому замечанию известного лингвиста Е.М. Верещагина, можно выделить разные типы порицания в зависимости от степени их воздействия на адресата: «малая – это упреки, соразмерно интенсивная – обличение, излишне интенсивная – распекание».
   Структурно порицание состоит из обращения к адресату (обычно «ты», реже – «вы») или называния его в третьем лице и оценочного глагола или синтаксически цельного словосочетания («Ты нагрубил мне!», «Вы хамите!»). Иногда порицание оформляется в виде риторического вопроса-восклицания («Ты совсем с ума сошел?!»).
   7. Насмешка (колкость) – это обидная шутка, высказанная в чей-либо адрес с целью сказать собеседнику неприятное, подвергнуть его осмеянию. Насмешка предполагает особую речевую изощренность и очень часто строится на подтексте или ироническом несовпадении сказанного с реальным. Примером колкости может послужить предложение обратиться за советом к человеку, которого держат за глупца: «Давайте послушаем, что скажет самый умный из нас!»
   Речевая агрессия в насмешке может проявляться не только в содержании высказывания, но и в его форме – например, в иронической, язвительной интонации или особом темпе речи (с намеренным, утрированным растягиванием слов, с искусственными паузами и т.п.).
   8. Ссора – это сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.
   Структурно ссора выстаивается как диалог, в котором происходит периодическая смена ролей говорящего и слушающего. Если же один из участников такого диалога претендует на доминирующую роль (чаще всего – «обвинителя»), то ссора приобретает монологический характер. Важно отметить, что ссоры не возникают на пустом месте: один из участников коммуникации с самого начала разговора уже имеет какие-то претензии ко второму участнику и заранее готов реализовать свои агрессивные намерения.
   Языковое воплощение ссоры многообразно: неслучайно словари синонимов русского языка приводят протяженный ряд схожих по значению слов: свара, несогласие, раздор, разлад, размолвка, распря, нелады.
   Психолингвисты И.Н. Горелов и К.Ф. Седов выделяют следующие тактики развертывания ссоры:
   1. Тактика возмущения – применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.
   2. Тактика насмешки – чаще всего строится на использовании иронии и может возникнуть в любой момент ссоры.
   3. Тактика колкости – строится на косвенном выражении намерений говорящего (намек, подтекст).
   4. Тактика упрека – имеет место на любой стадии развития ссоры.
   5. Тактика демонстрации обиды – недовольство говорящего высказывается не по поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое рассматривается как оскорбительное.
   6. Тактика оскорбления – возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление оскорбительной лексики.
   7. Тактика угрозы – возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.
   К.Ф. Седов связывает речевую агрессию с типом личности и выделяет так называемых конфликтных агрессоров (они склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений) и конфликтных манипуляторов (они предпочитают использовать речевые жанры выговора, нравоучения и т.п.)
   Необходимо помнить, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека и может послужить основой более сильного и социально неприемлемого поведения – физической агрессии. Как пишет В.И. Жельвис, «укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии».
   Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, характеризующих, прежде всего частное, межличностное общение, существует и массовая речевая агрессия. Так, известный специалист в области риторики А.К. Михальская особо выделяет ситуации речевой агрессии, в которых «участвуют массы людей под руководством лидера», где «все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного / не представленного в ситуации конкретным лицом / лицами»: «лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт... "воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва"». Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).
   Особым проявлением речевой агрессии становится такое характерное для ряда средств массовой информации и некоторых политиков явление, как язык вражды (от англ. hate speech), к которому относятся обозначения любого публичного «языкового поступка», прямо или косвенно способствующего возбуждению национальной, религиозной, социальной и/или иной вражды.
   Следует отметить, что Комитет министров Совета Европы определяет «язык вражды» как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.
   В России (как и в большинстве цивилизованных стран мира) существуют довольно жесткие административные и уголовные запреты на действия, возбуждающие расовую, национальную и религиозную рознь, однако время от времени в публичном пространстве возникают прямые или закамуфлированные проявления языка вражды, которые нужно уметь видеть и с которыми, безусловно, следует бороться.
   Социологи и лингвисты выделяют разнообразные формы существования языка вражды, из них важно знать наиболее часто встречающиеся:
   1) Призывы к насилию (например, провозглашение насилия допустимым средством, в том числе и в виде абстрактных призывов типа «Всех больных СПИДом – на необитаемый остров!»);
   2) Призывы к дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов (например, «Долой гастарбайтеров! Рабочие места только для местных!»);
   3) Завуалированные призывы к насилию и дискриминации (пропаганда «позитивных», исторических или современных, примеров насилия или дискриминации, зачастую оформленная как выражения типа «Хорошо бы сделать с теми-то то-то и то-то», «Давно пора ...» и т.п.);
   4) Создание негативного образа этнической, религиозной, возрастной, гендерной, профессиональной и т.п. группы (сопряжено не с конкретными обвинениями, а скорее передано тоном текста «Известно, что блондинки не отличаются высоким уровнем интеллекта»);
   5) Оправдание исторических случаев насилия и дискриминации (выражения типа «Турки резали армян в 1915 году в порядке самообороны»);
   6) Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, наличие или масштабы Холокоста);
   7) Утверждения о разных типах неполноценности (недостаток культурности, интеллектуальных способностей, неспособность к созидательному труду и т.д.) той или иной социальной или этнической группы как таковой (идеи типа «негры глупы», «деревенские жители невоспитанны»);
   8) Утверждения об исторических преступлениях той или иной этнической или религиозной группы как таковой (типа «поляки всегда готовили провокации против русских»);
   9) Утверждения о криминальности той или иной этнической или религиозной группы (например, «все итальянцы – мафиози»);
   
   10) Утверждения о моральных недостатках той или иной этнической или религиозной группы («цыгане – обманщики»);
   12) Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной социальной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.;
   13) Обвинения в негативном влиянии той или иной этнической или религиозной группы на общество и/или государство («размывание национальной идентичности», «мормоны подрывают православные устои российского общества»);
   14) Упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (например, в уголовной хронике);
   15) Цитирование ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание позиций интервьюируемого и журналиста.
   Таким образом, следует помнить, что свобода массовой информации не должна вступать в конфликт с такой фундаментальной ценностью демократического общества, как равенство прав граждан. Любое средство массовой информации в своей деятельности может случайно перейти данную грань, но целенаправленное нарушение равновесия, особенно имеющее массовый характер, может свидетельствовать о назревшем социальном конфликте, о болезненном состоянии общества.
   По мнению Ю.В. Щербининой, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.
    Характеристика системы невербальных средств общения
   Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же позы, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, но в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
   Итак, к невербальным средствам общения можно отнести нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, паузы, ведение записей (во время деловой беседы) и др.
   Невербальное поведение непосредственно связано с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.
   Нерефлексивное слушание состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, не прерывая его. Оно целесообразно в ситуациях, когда собеседник: 1)горит желанием высказаться; 2)хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит; 3)с трудом говорит о своих заботах и проблемах; 4)занимает более высокое положение.
   Мимика – движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.
   Взгляд, или визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания. Когда только человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону, «в пространство», когда мысль полностью готова – на собеседника.
   По своей специфике взгляд может быть:
   Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.
   Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
   Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
   Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
   С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека, и это не поддается сознательному контролю. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Эксперименты, проведенные с опытными карточными игроками показали, что мало кто из игроков выигрывал, если их соперники носили темные очки. Было замечено, что Аристотель Онассис надевал темные очки при переговорах о деловых сделках для того, чтобы его глаза не выдавали его мыслей.
   Поза – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Она показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу присутствующих лиц.
   В исследованиях, проведенных В.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.
   Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
   Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет находиться в свободной непринужденной позе.
   Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником – это скопировать его позу и жесты.
   Взаимное расположение в пространстве тоже оказывает влияние на исход переговоров. Обычно человек интуитивно располагается на соответствующем расстоянии. Однако нужно думать не только о своем удобстве, но и об удобстве партнера, чтобы придать разговору необходимую тональность. Женщины предпочитают несколько более близкое расположение собеседников, чем мужчины. Люди пожилые и дети также предпочитают держаться поближе, нежели люди средних лет, молодежь, подростки. Собеседникам одинакового статуса удобнее общаться на более близком расстоянии, чем в случае разговора лиц разных статусов.
   Паузы в разговоре совершенно необходимы, не нужно их бояться. Они позволяют собеседникам обдумать услышанное и решить, кому и как лучше высказаться. Пауза в речи позволяет подчеркнуть значимость высказанной мысли. Главное, чтобы продолжительность паузы не превышала 5-6 секунд, она становится тягостной.
   Ведение записей весьма полезно – это привязывает к процессу слушания. Мы забываем 90% того, что слышим, 58% того, что видим, и лишь10% того, что делаем. Записывая, мы и видим, и делаем, то есть лучше запоминаем. Но даже это не страхует нас от забывания: сколько раз, читая свои старые записи, мы как будто впервые узнаем о записанном! Поэтому в управленческой культуре стало аксиомой делать записи во время деловых бесед. А отклонение от этого правила воспринимается как неуважение к собеседнику: значит, в его словах нет ни чего ценного.
   Невербальный язык является многофункциональным средством общения. При помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Преднамеренная передача невербальных сигналов, чувств, которых у нас нет, - трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать.
   
   
   
   
   
   
   

    Функции невербальных средств общения
   Следует отметить, что невербальное поведение личности многофункционально. 
   Невербальное поведение:
1. Создает образ партнера по общению;
2.  Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
3.  Является индикатором актуальных психических состояний личности;
4.  Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
5.  Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
6.  Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.
   С помощью невербальных средств общения возможна имитация значимых эмоциональных состояний
   Охарактеризуем подробнее такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика.
1. Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, взгляд, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте. Взгляд и поза были рассмотрены выше, охарактерисуем теперь такие кинесические средства, как походка и жесты.
   Походка – это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте.
   В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.
   Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах – скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время. Люди, занятые решением проблем, часто ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка очень медленная. Для самодовольных, несколько заносчивых людей характерна походка, прославленная Бенито Муссолини. У них высоко поднятый подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги – словно деревянные. Вся походка принужденная, с расчетом произвести впечатление.
   Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка – легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.
   Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы – 20, итальянцы – 80, мексиканцы – 180.
   Вообще же интенсивность жестикуляции растет вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено. Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения вни.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%