- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы использования интерактивных технологий на уроках английского языка при формировании лексического навыка говорения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000600 |
Тема: | Теоретические основы использования интерактивных технологий на уроках английского языка при формировании лексического навыка говорения |
Содержание
Содержание Введение 3 1. Теоретические основы использования интерактивных технологий на уроках английского языка при формировании лексического навыка говорения 1.1. Лексический навык говорения как один из основных аспектов обучения английскому языку 1.2. Использование интерактивных технологий на современном этапе обучения 1.3. Формирование лексических навыков говорения посредством использования интерактивных технологий на уроках английского языка 2. Изучение проблемы формирования лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на уроках английского языка 2.1. Изучение состояния проблемы формирования лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на практике в условиях современной школы 2.2. Формирование лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на уроках английского языка 2.3. Сравнительный анализ после проведённого эксперимента 2.4. Cерия уроков с использованием интерактивных технологий при формировании лексических навыков говорения Заключение Список используемой литературы Приложение Введение В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся. В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности. Обучающиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения. Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению. Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся, однако на современном этапе учителя иностранного языка не используют их на уроках, поскольку отсутствуют соответствующие навыки, нет средств позволяющих их осуществить и как результат необходима дополнительная подготовка учителя к уроку. Изучением данной проблемы занимались такие методисты как: Соловова Е. Н, Пассов Е. И, Пидкасистый П.И; психологи: Зимняя И. А, Мясоед Т.А. Объект данной работы — формирование лексических навыков говорения на уроках АЯ. Предмет работы — формирование лексических навыков говорения по средствам использования интерактивных технологий на уроках АЯ. Цель - выявить влияние использования интерактивных технологий на уровень сформированности лексических навыков говорения. Задачи: 1. Изучить и проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме использования интерактивных технологий при формировании лексических единиц. 2. Выявить уровень сформированности лексических навыков говорения. 3. Разработать критерии оценки уровня сформированности лексического навыка говорения. 4. Разработать серию уроков с использованием интерактивных технологий при формировании лексических навыков говорения. 5. Провести сравнительный анализ полученные результатов. В основу исследования положена гипотеза: уровень сформированности лексических навыков говорения повысится при условии разнообразия элементов интерактивных технологий на уроках английского языка. 1. Теоретические основы использования интерактивных технологий на уроках английского языка при формировании лексического навыка говорения 1.1. Лексический навык говорения как один из основных аспектов обучения английскому языку Знать слово — значит знать его значение, формы и употребление. Когда мы говорим о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет указано при чтении и будет не правильно написано. Что касается значения, то в английском языке, впрочем, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений. Значение вплотную связано с употреблением слова. Именно на этом этапе возможно формирование социолингвистической и социокультурной компетенций. [5, с.156] Лексика т.е слова, свободные словосочетания, фразеологические единицы - основной строительный материал языка. Лексика индивидуализирует высказывание, придает ему конкретный смысл, в отличии от грамматики, которая всегда обобщает, [19, с.117] Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат грамматические, произносительные, лексические навыки. Чтобы формировать лексические навыки, необходимо, прежде всего, знать, что это такое. [4, с.35] Рассмотрим сущность обучения лексике с позиции школы Г. В. Роговой, где выделяются три компонента содержания обучения: лингвистический, методологический и психологический. Говоря о единице обучения лексике, мы не обязательно имеем ввиду отдельное слово. Под лексической единицей подразумевается и слово, и идиома, и устойчивое словосочетание. Их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности данной возрастной группы обучаемых, и составляет лингвистический компонент содержания обучения лексике на конкретном этапе обучения. [18, с.158] Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию печатных словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволяют ученику работать над лексикой самостоятельно и независимо от внешних условий. По определению Пассова Е. И лексический навык говорения — синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, совершаемое в навыковых параметрах, обеспечивающее ситуативное использование данной лексической единицы и служащие одним из условий выполнения речевой деятельности. [15, с.186] Лексический навык – способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой лексической единицей. [18, с.235] Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умения. Р. К. Миньяр-Белоручев определили сущность лексического навыка как: 1. способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи; 2. включать его в речевую цепь. Слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений, которая интегрирует два типа структурных отношений на уровне лексической единицы — парадигматические и синтагматические. [11, с.187] Синтагматические связи — это уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слов в словосочетании и предложении. Синтагматические характерны для младших школьников. [18, с.87] Парадигматические, или вертикальные, связи слов включают не только формальный уровень лексико-грамматических парадигм (т.е на уровне различных форм слова), но и семантические поля и микросистемы, куда входят синонимы, антонимы, другие слова близкие по контексту. Как доказали психофизиологические исследования для формирования лексического навыка установление прочных парадигматических связей слов абсолютно необходимо, т.к именно эти связи обеспечивают прочность запоминания, а значит, и мгновенный вызов слова из долговременной памяти. [12, с.33] Усваивать слова надо в сочетаниях. Такова стратегия и тактика обучения лексической стороне говорения. Но можно все делать и иначе. Чтобы ученик усвоил слова, нужно, чтобы он их использовал. Все рассуждения, высказывания выше, остались бы пустым звуком, если бы ученик, главным образом, не обучался практически использовать слова для выражения своих мыслей и чувств. Следовательно, необходимо организовать процесс так, чтобы: * сначала вызвать у учащихся желание высказать свои мысли и чувства; * а потом дать им слова, необходимые для выражения их мыслей и чувств; Первое можно сделать разными способами: показать какой-либо фильм-эпизод, сюжетную картину (фотографию), рассказать какой-либо случай, дать прочесть о чем-либо интересном, или просто опереться на опыт учащихся. [14, с.131] Второе обеспечивается специальными таблицами, схемами. Работа проходит следующим образом. Урок начинается, как всегда, с речевой зарядки, в процессе которой учитель может рассказать о том, как он провел лето. - Но не все проводят лето одинаково, - продолжает учитель, - Меня интересует, как вы провели его в этом году. Начинается работа по таблице. Сначала происходит «знакомство» с новыми словами, но оно проходит в речевой деятельности. Включается магнитофон, и звучат вопросы по первой графе (по горизонтали); - Как Вы провели каникулы? Отлично? Те ученики, которые согласны с этим, в паузе говорят: «Да, отлично»; кто не согласен, говорит: «Нет, не отлично». Каждый произносит тихо, но обязательно то, что соответствует его мыслям. Затем то же происходит после каждого слова: Полезно? Весело? Чудесно? Скучно? Никакой семантизации, как отдельного этапа урока, не нужно: ученики легко находят по слову родного языка необходимое им иностранное слово (они специально расположены лесенкой). После проработки всех горизонталей учитель говорит: «А теперь мне интересно было бы узнать от каждого из Вас, как Вы провели лето, подготовьте краткий рассказ об этом». Ученики 2-3 минуты готовят свои высказывания уже по вертикальным графам, выбирая подходящий для них вариант: один был в деревне, другой на юге, третий дома и т.д. Однако подбирать слова ученик может не только из «своей колонки», но и из других, лишь бы рассказ был полностью достоверным. После трех-четырех рассказов таблицы закрываются и выполняются речевые упражнения, типа: «Докажи, что лучше всего отдыхать в деревне», «Объясни, почему ты любишь проводить лето в лагере» и т.п. Практика показала, что работа с такими таблицами формирует лексические навыки говорения наилучшим образом. [12, с.65] Таким образом, формирование лексических навыков происходит не в отрыве от навыков грамматических и произносительных, а наоборот — на их основе, в тесной связи с ними. Лексическая сторона выделяется на передний план, чтобы стать объектом целенаправленного усвоения. 1.2. Использование интерактивных технологий на современном этапе обучения Современная система обучения представляет собой информационную инфраструктуру, которая включает различные технологии (оборудование, программное обеспечение, периферийные устройства и связь с Интернетом) и людей, обладающих знаниями и практическим опытом, которыми они обмениваются друг с другом. Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогических кадров. Сегодня преподаватель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, однако взаимосвязь информационных технологий и образования способствует формированию новой роли педагога. [22, с.10] Преподаватель в высокотехнологичной среде является не только источником информации и академических фактов – он помогает ученикам понять сам процесс обучения, помогает найти необходимую им информацию, выяснить, соответствует ли она заданным требованиям, а также понять, как использовать эту информацию для ответа на поставленные вопросы и решения сложных проблем. Педагогу сегодня необходимо систематически повышать свою квалификацию в области инновационных интерактивных технологий обучения. В настоящее время в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ), «дистанционное обучение» (ДО), «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивное оборудование», «дистанционные технологии», «интерактивные технологии» и др. До сих пор нет устоявшегося термина, который определяет, что понимается под интерактивными технологиями. [22, с.11] Рассмотрим ряд понятий. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) предполагает взаимодействие на нескольких уровнях: 1. интерфейс «человек-машина» – взаимодействие через команды и манипуляции; типичный инструмент – клавиатура, «мышь», пульт дистанционного управления; 2. обмен данными различных форматов (аудио, видео, графические и др.). Интерактивная технология – программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения. Интерактивные технологии меняют характер образования. Интерактивные технологии влияют на оснащение образовательных учреждений. Для того чтобы грамотно использовать все богатства возможностей интерактивной технологии, преподавателю необходимо самому владеть этими возможностями. Интерактивные технологии делают работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения школьников, повышают производительность труда. [22, с.13] Итак, назовем наиболее часто используемые элементы интерактивных технологий в учебном процессе: * электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора; * интерактивные доски; * электронные энциклопедии и справочники; * тренажеры и программы тестирования; * образовательные ресурсы Интернета; * DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями; * видео и аудиотехника; * интерактивные карты и атласы; * интерактивные конференции и конкурсы; * материалы для дистанционного обучения; * научно-исследовательские работы и проекты; * дистанционное обучение. Одним из главных и интересных инструментов интерактивного обучения являются интерактивные доски и проекторы, используемые в образовании. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают четыре компонента: компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером. Изображение с монитора компьютера передается через проектор на доску, а прикосновения к ее поверхности поступают обратно на компьютер с помощью кабеля или через беспроводные интерфейсы связи и обрабатываются специальным программным обеспечением. [10, с.17] При работе с интерактивными досками можно увидеть ряд преимуществ для преподавателей: * позволяет объяснять новый материал из центра аудитории; * поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов; * позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, даже сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; * позволяет делиться материалами друг с другом и вновь использовать их; * вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост; * позволяет использовать при работе с большой аудиторией. для школьников: * делает занятия интересными и развивает мотивацию; * предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; * освобождает от необходимости записывать лекцию благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске; * возможность понять более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; * дает возможность использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. [10, с.13] Таким образом, использование учителем интерактивных технологий в корне меняется роль педагога. Из «транслятора» знаний он превращается в деятельного руководителя и планировщика учебного процесса. Ученик же – не просто «приемник» знаний, а исследователь, ведь многие учебные программы, в большинстве своем, построены на принципах технологии развивающего обучения. Знания, добытые самостоятельно, намного более ценны и значимы для обучаемого, нежели усвоенные пассивно, поэтому использование современных ИТ позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задач. [15, с.35] 1.3. Формирование лексических навыков говорения посредством использования интерактивных технологий на уроках английского языка Современная жизнь требует от людей знаний и владения иностранными языками. И поэтому проблема изучения иностранных языков актуальна сейчас как никогда. Но недостаток словарного запаса – основная причина того, что учащиеся не владеют иностранным языком. Cтруктура лексического навыка говорения не всегда осознанно учитывается при построении комплекса лексических упражнений, что отрицательно сказывается на уровне владения учащимися лексической стороной говорения. Для повышения этого уровня необходимо использовать различные средства обучения. Так как иностранный язык изучается в искусственных условиях, это требует широкого применения интерактивных технологий в обучении, особенно на младшей ступени. [10, с.75] Существует зрительная и предметная, слуховая наглядность. Использование предметной наглядности способствует развитию мышления на иностранном языке. [15, с.85] Например, используя картины на интерактивных досках дети быстрее усваивают те или иные явления, более активно ведут себя на уроках. Картина всегда вносит оживление в урок. Дети с интересом слушают рассказ по картинке, которая помогает им понять смысл иностранной речи, они сами загораются желанием высказаться или ответить на вопросы по содержанию картины. Для введения предлогов места можно использовать интерактивное устройство MIMIO. По расположению и движению картинки дети догадываются о переводе предлогов. После этого мы закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки на интерактивной доске. В данном случае предметная наглядность способствует установлению связи слова с представлением. При объяснении материала можно размещать на доске новые слова, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении. Пользуясь картинками, мы заставляем учащихся работать и активизируем их моторную память. При работе со стихотворениями учащиеся имеют возможность наглядно с помощью интерактивной доски представить, о чем идет речь. Помимо стихотворений, можно проводить игры, цель которых – проверить на сколько хорошо учащиеся знают слова и могут составлять с ними предложения. Для игр используется специальная компьютерная программа с изображением маленьких картинок, размещенных так, что новое слово начинается с последней буквы предыдущего слова. Также можно разместить на интерактивной доске картинки, под которыми написаны слова, задание учащихся составить как можно больше предложений с этими словами или рассказ. [14, с.12] Существуют различные варианты использования компьютера на уроках английского языка: * повторение пройденного * изучение нового материала * закрепление нового материала * домашнее задание Специально подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения — дидактические картины (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, которые представляют собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного материала. В этом случае презентация, которая выгодно отличается от классной доски и даже самого современного и хорошо иллюстрированного учебника своей красочностью, обилием наглядного материала, может быть использована как стимул к изучению новой темы. Демонстрируемые слайды, сопровождающиеся краткой фактической информацией, служат хорошим стимулом к порождению собственных высказываний учащихся, если сопровождаются заданиями интерактивного характера, а не просто предъявляются как картинки. [22, с.65] Таким образом, с помощью интерактивных технологий можно решать целый ряд дидактических задач: * пополнять словарный запас учащихся; * развивать лексические навыки говорения; * формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. [14, с.23] Применяемые в школе интерактивные технологии на уроках английского языка служат хорошим подспорьем в достижении поставленных целей. 2. Изучение проблемы формирования лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на уроках английского языка 2.1. Изучение состояния пробемы формирования лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на практике в условиях современной школы Анализ теоретических положений позволил нам провести исследование с целью выявления влияния интерактивных технологий на формирование лексических навыков говорения. Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Первый этап экспериментальной работы проводился на базе МБУ СОШ №31. Цель констатирующего эксперимента – выявить особенности организации процесса обучения лексическим навыкам говорения младших школьников в условиях современной школы. Для изучения данных проблем были проведены следующие микроисследования: * Беседа с учителем * Анализ УМК * Контрольные упражнения Исследование проводилось на базе МБУ СОШ № 31 с учащимися 4 «А» класса. В исследовании принимали участие 10 учеников. Ученики не выбирались по каким либо определённым критериям, а были выбраны учителем. Таким образом, в исследовании были задействованы ученики с разным уровнем развития мыслительных процессов, и результаты исследования получились более объективными. Также в исследовании принимал участие учитель английского языка Рыбина Светлана Борисовна. С целью выявления методики работы учителя по формированию лексических навыков говорения у учащихся 4 «А» класса, было проведено микроисследование «Беседа с учителем» (Приложение 1). В ходе беседы учителю было задано шесть вопросов. Первые два вопроса помогли определить, какие методы и приёмы использует учитель при формировании лексических навыков говорения. По словам учителя она использует путь сверху, то есть формирует лексические навыки говорения с опорой на текст. При формировании лексических навыков говорения учитель использует следующие приемы: поставить вопросы к выделенным словам, ответами на которые могут быть данные слова или выражения; закончить предложения; дать свою дефиницию слова; прокомментировать пословицу; сравнить героев, животных, города, страны; составить рассказ с предложенными лексическими единицами. Учитель использует такие интерактивные технологии как магнитофон, ноутбук, интерактивную доску на уроках английского языка, однако крайне редко. Таким образом, можно сделать вывод, что учитель уделяет внимание формированию лексических навыков говорения, но придерживается при этом традиционных подходов и методов, интерактивные технологии практически не использует. С целью выявления технологии формирования лексического навыка говорения было проведено микроисследование анализ УМК Enjoy English за 4 класс под редакцией Мерем Биболетовой. Учебно-методический комплект для 4 класса состоит из следующих компонентов: учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, контрольные задания, CD для работы в классе. Учебник состоит из 7 тематических разделов, каждый из которых включает 12 уроков. Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Лексический справочник выполнен на русском языке. Обучение лексической стороне речи в УМК «Enjoy English» для 4 класса происходит на взаимосвязи с обучением грамматике. На третьем году обучения лексические единицы поступают через речь учителя, из текстов для чтения, где новые слова выделены полужирным шрифтом и вынесены в рубрику «Look and learn!». Семантизация новой лексики происходит путем перевода на родной язык. Затем отрабатывается в ходе выполнения тренировочных упражнений. Контроль сформированности лексических навыков фактически происходит на каждом уроке при выполнении упражнений в учебнике и рабочей тетради. По результатам анализа можно сделать вывод, что в данном учебно-методическом комплекте уделяется достаточно внимания формированию лексических навыков, но без заданий, позволяющих использовать их в речи. Для более точной оценки сформированности лексических навыков говорения у учащихся были использованы следующие показатели: знание формы, значения, употребления лексических единиц и употребление их в речи. В соответствии с выбранными показателями были выделены уровни сформированности лексических навыков говорения и сформулированы критерии их оценки. При «высоком» уровне, на оценку «5» учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, изложенной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Практически не допускает ошибок. Речь учащегося понятна: практически все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. Объем высказывания не менее — 6 фраз. При «достаточном» уровне, на оценку «4» учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Учащийся не допускает фонетических ошибок, его речь понятна Объем высказывания — не менее 6 фраз. При «среднем» уровне, на оценку «3» учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но: высказывание не всегда логично, встречаютсся повторы; допускаются грамматические и лексические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь отвечающего в целом понятна, учащийся в основном соблюдает интонационный рисунок. Объем высказывания - менее 6 фраз. При «низком» уровне, на оценку «2» у учащегося коммуникативная задача не выполнена. Содержание задания не соответствует поставленной в задании коммуникативной задаче. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонетических ошибок. Следующим микроисследованием было проведение контрольных упражнений с целью выявления уровня сформированности лексического навыка говорения (Приложение 2). Детям было предложено 4 задания по теме «Погода». Первым заданием было сопоставить слова из двух колонок так, чтобы получились словосочетания. Во втором задании был предложен текст в котором вместо картинок необходимо было написать слова. В третьем задании необходимо было прочитать и вставить пропущенные слова в тексте. И в четвертом задании необходимо было составить текст рассказа с использованием тех слов, которые были в предыдущих заданиях. Согласно критериям оценки уровня сформированности лексического навыка говорения нами были получены следующие результаты: высокому уровню соответствует 2 учащихся (20%), достаточному уровню соответствует 4 учащихся (40%), среднему уровню соответствует 3 учащихся (30%), низкому уровню 2 учащихся (20%). Графически можно изобразить так: Рис. 2.1.1 результаты констатирующего эксперимента 2.2. Формирование лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на уроках английского языка По результатам констатирующего эксперимента была сформулирована цель формирующей части исследования: подобрать и апробировать серию уроков английского языка с использованием упражнений направленных на формирование лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на уроках английского языка. Формирующая часть исследования осуществлялась с учащимися 4 «А» класса, в количестве десяти человек. С целью решения задачи экспериментально-исследовательской работы, была подобрана и апробирована серия занятий с использованием упражнений на формирование лексических навыков говорения посредством интерактивных технологий на уроках английского языка в начальной школе. Темой первого урока была «Хорошее времяпровождение с семьей» (Приложение 3). Детям был предложен текст, в который необходимо было вставить слова и словосочетания. На интерактивной доске были изображены специально подобранные веселые картинки с учетом введенной лексики, детям было предложено догадаться и назвать их. Слова и словосочетания, которые называли дети, параллельно записывались на доске, затем детям необходимо было составить рассказ, о своих зимних каникулах, используя эти слова. Урок прошёл в дружелюбной обстановке. Ребята вели себя активно, выполняли все задания быстро. Темой второго урока была «Что мы делаем в будние дни?» (Приложение 4). Урок также прошёл в дружелюбной обстановке. Ребята проявили себя хорошо, быстро справлялись с заданиями. Задание по формированию лексических навыков говорения заключалось в следующем: учитель прочитал устойчивые словосочетания и учащиеся повторили за ним, затем был продемонстрирован короткий фильм, в главной роли которого была девочка Мэг, она изображала, что она делает в будние дни, повседневно, на основе увиденного учащиеся смогли понять смысл устойчивых словосочетаний. Затем ученикам было предложено рассказать, что делает Мэг дома каждый день. В завершении все устойчивые словосочетания были написаны на интерактивной доске, и ученикам нужно было рассказать, что они любят делать дома каждый день, используя конструкцию I like … Упражнения на этом уроке сначала знакомили ребят с новыми словами в интересной для них форме, а закрепление новых слов плавно перешло в говорение. Тема третьего урока была «В городе и в деревне». Урок прошёл в дружелюбной обстановке. Ребята вели себя активно, выполняли все задания быстро. Задание на формирование лексических навыков говорения заключалось в следующем: на интерактивной доске сверху написаны новые лексческие единицы по теме «Город» и «Деревня», на середине доски две иллюстрации, на одной город, на второй деревня. Ученикам необходимо было сначала прослушать аудиозапись с данными словами и повторить. Затем необходимо было распределить с помощью ручки mimio слова с иллюстрациями. Затем ученикам необходимо было составить краткий рассказ-описание, что есть в деревне и что есть в городе, используя конструкцию there is или there are. Задание очень понравилось детям, выполняли они его с удовольствием, так как каждому ученику на интерактивной доске появлялась своя иллюстрация. Темой четвёртого урока была «Моя квартира». Урок прошёл в дружелюбной обстановке. Ребята хорошо проявили себя, быстро справлялись с заданиями. Это был урок-игра, похожий на компьютерную игру Sims, в эту игру дети часто играют дома. Задания на формирование лексических навыков говорения заключалось в следующем: на экране интерактивной доске появилась иллюстрация из компьютерной игры Sims, на иллюстрации была изображена квартира с комнатами. Ученикам необходимо было прослушать аудиозапись с новыми словами, затем повторить их. Далее ученики по одному выходили к доске, нажимали на комнату пальцем и звучало название этой комнаты на английском языке. Затем каждому ученику у доски надо было составить модель своей квартиры и перечислить что у него в квартире есть, используюя конструкцию there is или there are. Этот урок-компьютерная игра очень понравился ученикам. Темой пятого урока была «Мой классный кабинет». Урок прошёл быстро, весело. Ребята были активными. Урок начался с разговора учителя о кабинете английского языка. Учитель перечислял предметы находящиеся в классе и указывал на них. Далее было предложено прослушать рассказ о кабинете английского языка гостя из Великобритании — Джима. После прослушивания на интерактивной доске появилась иллюстрация кабинета английского языка Джима. Над иллюстрацией были написаны слова, ученики произнесли слова за учителем, и расставили картинки предметов, находящихся в кабинете со словами. Далее ученикам было предложено продолжить рассказ Джима. Затем сравнить кабинет английского языка Джима и наш. Ученикам несколько облегчило задачу то, что они описывали непосредственно то, что их окружало. Темой шестого урока была «Мои школьные принадлежности» (Приложение 8). Урок прошёл в дружелюбной обстановке. Ребята вели себя активно, выполняли все задания быстро. Задание на формирование лексических навыков говорения заключалось в следующем: учитель вместе с учениками вспоминает, что они делают на уроках английского язык, затем, учитель спрашивает, с помощью чего они это делают. Ученики перечисляют предметы, и на интерактивной доске появляются иллюстрации с этими предметами. Затем учитель включает аудиозапись, дети прослушивают новые слова и повторяют за аудиозаписью. Затем на экране интерактивной доски появился Джим с портфелем, ученикам необходимо было отгадать, какие принадлежности лежат в портфеле у Джима. Затем ученикам необходимо было рассказать друг другу какие принадлежности есть у них в портфеле. Темой седьмого урока была «Одежда». Урок прошёл в дружелюбной обстановке. Ребята принимали активное участие. На интерактивной доске появлялись хорошо знакомы....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Доказательство целесообразности использования технологии Cooperative Learning при обучении грамматической стороне говорения на уроках английского языка в 7 классе
- Собой методическую организацию обучения грамматической стороне говорения с использованием технологии cooperative learning на уроках английского языка.
- Теоретические основы обучения чтению на уроках английского языка на начальном этапе в школе