VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические исследования адаптации зарубежных и отечественных ученых.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001420
Тема: Теоретические исследования адаптации зарубежных и отечественных ученых.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….….3
Глава 1.Теоретические исследования адаптации зарубежных и отечественных ученых……………………………………………………..…...6
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации в работах зарубежных и отечественныхученых……......………………………………………...………...6
1.2 Личностные характеристики студентов, связанные с процессом адаптации в работах отечественных и зарубежных ученых………….……..…..……...…11
Глава 2.Империческое исследование процесса адаптации студентовпервого курса	20
2.1 Организация методов исследования	20
2.2Описание и анализ результатов эмпирического анализа	21
2.3Рекомендации для студентов первого курса  с низким уровнем адаптаци
	26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.	27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.	29
ПРИЛОЖЕНИЕ.	32
     	
     
     






ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность работы: Важнейшим социальным требованиям современного российского общества к высшим учебным заведениям, является не только ориентация на совокупность всех профессиональных знаний и навыков, а также на развитие личности человека, его познавательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. От успешности учебной адаптации на первом курсе ВУЗа во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
     На наш взгляд, эффективность, успешность, интерес к учебному процессу, успешная сдача сессии, а также посещение занятий, во многом зависит от возможности студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в ВУЗ.Студенты, получившие среднее образование в населенных пунктах разной степени урбанизации адаптируются по-разному и данное исследование поможет выявить кому из них адаптироваться легче,а кому сложнее.Результаты практического значения позволят психолого-педагогическому отделу ВУЗа,который занимается адаптацией студентов, наглядно увидеть студентов,которые находятся в «зоне риска» и  подготовить коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на повышение их адаптации.
     Степень разработанности темы исследования:Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников.
     Объект исследования: адаптация личности студентов первого курса.
     Предмет исследования: особенности параметров социальной адаптации студентов крупных городов и малых населенных пунктах.
     Цель исследования: выявить особенности адаптации студентов получивших среднее образование в населенных пунктах разной степени урбанизации.
     Задачи исследования: 
1. На основе анализа научной литературы раскрыть содержание понятия социально-психологической адаптации в ВУЗе.
2. На теоретическом уровне выявить и описать личностные детерминанты процесса социально-психологической адаптации в юношеском возрасте.
3. На эмпирическом уровне выявить и описать различия адаптации студентов первого курса, получивших среднее образование в населенных пунктах разной степени урбанизации.
4. Разработать рекомендации для студентов первого курса с низким уровнем адаптации.
     Гипотеза исследования: существуют различия адаптации студентов первого курса, получивших среднее образование в населенных пунктах разной степени урбанизации, а именно период адаптации студентов из малых населенных пунктов носит свернутый характер, протекает быстрее, в то время как у студентов из крупных городов адаптация занимает более длительный период и протекает асинхронично. 
     Теоретико-методологической основой исследования: являются положения гуманистической теории (К.Роджерс, А.Маслоу), а также концепция о естественном развитии людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей К.Роджерса.
     
     Методы исследования:
     1.Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических данных по теме исследования)
     2.Эмпирические методы (для изучения особенностей половой адаптации студентов первого курса использовались методика оценки функциональных психических состояний (В.И. Чирков) ,методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерса – Даймонд) и тест САН ( В.А. Доскин, Н.А. Леврентьева М.П. Мирошников))
     3.Статистические (U-критерий Манна — Уитни  — статистический критерий который предназначен для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. С помощью его удается выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. Данный метод выявления различий между выборками был предложен в 1945 году Фрэнком Уилкоксоном (F. Wilcoxon). В 1947 году он был существенно переработан и расширен Х. Б. Манном (H. B. Mann) и Д. Р. Уитни (D. R. Whitney), по именам которых сегодня обычно и называется.)
     Научная новизна работы:
     Положение выносимые на защиту:
     Практическая значимость исследования:
     
Глава 1. Теоретические исследования понятия адаптации зарубежных и отечественных ученых
     
     1.1 Понятие адаптации, виды адаптации в работах зарубежных и отечественных ученых
     
     Есть немало определений понятия адаптации, как имеющих совместное, широкое значение, так и сводящих суть адаптационного процесса к действам одного из многих значений – от биохимического до социального. В общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов,  подобно характеризуют адаптацию как ограниченный, специфичный процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. В остальных определениях понятия «адаптация» смысл придаётся в зависимости от того что рассматривает автор, таким образом мы можем выделить следующее:
     а) понятие адаптация употребляется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
     б) адаптации употребляется для обозначения баланса между организмом и средой;
     в) понятие адаптация приравнивают к приспособлению
     г) адаптацию связывают с конкретной «целью», к которой «следует» организм.
     Согласно В.Д. Колесову, процесс адаптации обозначается термином адаптирование, положение организма в итоге удачного воплощения данного процесса это – адаптированность, а отличия в состоянии организма до начала и  окончания процесса адаптации – адаптационный результат.
     Понятие адаптация может иметь разный смысл ,из-за рассмотрения его с разных сторон (социальных или биологических) .
     В развитие теорий об адаптации значительный вклад внесли следующие ученые:Г.Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, В.И. Медведев, А.Ж.Юревиц.
     Согласно  Ф.З. Меерсону, адаптация понимается как,  процесс устройства организма к наружной среде либо к переменам, произошедщих в организме.  Сообразно его теории, есть генотипическая адаптация,которая осуществляется в процессе эволюции и фенотипическая,обретенная в ходе самостоятельной жизни .
     Понятие "Социальная адаптация" в России стали обширно употребляться с середины 60-х годов, но  данный термин понимался у авторов по разному. Н. Никитина понимает социальную адаптацию  как объединение личности с сформировавшейся системой социальных взаимоотношений. Это определение, сообразно нашему мнению,  не предусматривает специфичных особенностей общественного взаимодействия, в котором две стороны (общественная среда и личность) одинаково функциональны. Согласно Ж. Пиаже, социальная адаптация понимается как целостность  изучение норм среды и преображение среды т.е. как двухсторонний процесс и итог  активности субъекта и общественной среды. Согласно И.А. Милославовой , из-за социальной адаптации индивид усваивает нужные для жизнедеятельности стереотипы, стандарты, с помощью которых деятельно адаптируется к циклическим происшествиям жизни. Т.Н. Вершинина, считает ежели социальная среда деятельна по отношению к субъекту, то в адаптации преобладает приспособление; ежели в содействии преобладает субъект, то адаптация имеет смысл активной деятельности. С.Д. Артемов описывает социальную адаптацию как процесс приспособления человека к имеющимся общественным взаимоотношениям, общепризнанным нормам, обычаям социума, в котором существует индивид.
     В отечественной социологической литературе адаптация может также пониматься как процесс приспособления малых и больших групп. Так, в монографии Л.Л. Шпак социальная адаптация определяется как «…приспособление и привыкание личности и общностей (классов, социальных групп и слоев, наций, трудовых коллективов, семьи), а также самодеятельных коллективов и движений к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование социальной среды в соответствии с личными и общественными потребностями» [24,37].
     Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации. По И.С. Кону, социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [8,22; 7,221]. 
     Д.А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества. При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности [10,66]. 
     Приведенные подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот понятиес различными смысловыми оттенками. Поэтому можно согласиться с В.Г. Арсеевым, который считает, что в настоящее время нет такого четкого и однозначного определения социальной адаптации, которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого процесса, в связи с чем проблема определения понятия «социальная адаптация» продолжает оставаться весьма актуальной и требующей своего научного и всестороннего разрешения [1,7-8].
     Большинство авторов рассматривают производственную и учебную адаптацию как один из видов социальной адаптации. В работах ряда авторов в произвольной адаптации выделяются профессиональный (включающий в себя психофизиологический компонент) и социально-психологический аспекты [25, 125]. 
     Ф.Б. Березин подчеркивает, что эффективность адаптации нельзя оценивать от затратных показателей, и определяет психическую адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [2,5].
     Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. 
     Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. 
     Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация. 
     Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку терминпотребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. 
     Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. 
     Оптимизация процессов развития в старшем школьном возрасте невозможна без знания условий и закономерностей психического развития, исследования психологических особенностей и возможностей учащихся и подростков.
     Соответствующее возрасту психическое развитие является непременным условием нормального процесса социальной адаптации. Особенности психологических функций, основные структурные компоненты личности являются важными факторами сохранения психического здоровья учащихся. 
     
     1.2 Личностные характеристики студентов, связанные с процессом                адаптации в работах отечественных и зарубежных ученых
     
     Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
     Спрашивая первокурсников университета: «С чем непривычным, новым встречались вы на первом курсе?» — мы получили следующие ответы: «с иной, в отличие от школьной, организацией обучения» — 51,4%, «с большим объемом самостоятельной работы» — 86,1%, «с особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи» — 43,2%, «с новыми для меня нормами студенческого коллектива» — 16,8%. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям университетской жизни. И от того, как вчерашний школьник или в особенности «приезжий студент», живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы [18, 103].
     Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [11, 35].
     Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.
     Известно, что методы обучения в колледже резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог колледжа: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в колледже в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии [20, 18].
     Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.
     Социальная адаптация студентов в колледже делится на: 
     а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; 
     б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
     Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [18, 123-124]].
     Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа:
     1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
     2) общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
     3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.
     Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание — функция регуляции познавательной деятельности [11, 34; 19, 89].
     Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
     1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
     2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.
     3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
     Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [18, 489].
     Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов рационализации и оптимизации самостоятельной работы.
     Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.
     Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И. П. Павловым психофизиологическое явление — динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.
     Обычно выделяются следующие главные трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями [18, 312; 19, 45].
     Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

     Студенческий возраст самый креативный в жизни человека, так как это расцвет интеллектуального и физического потенциала личности. Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Эриксон, Марсиа, Крайг, И. С. Кон и др. Значительной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения, формирование идентичности, становление жизненного цикла. Существенно укрепляются волевые качества личности - целеустремленность, решительность, настойчивость, инициатива, умение владеть собой и, конечно же, стремление к большей самостоятельности и автономии, физическое закаливание организма. 
     Закрепляется интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Молодые люди вплотную, очень близко подходят к проблеме выбора друга, спутника жизни, девочки становятся невестами, выходят замуж, причем случай замужества и семейной жизни становится очень привлекательным и для других девочек группы. 
     Согласно фрейдизму, отрочество и юность является бурной стадией из-за драматических психологических изменений, происходящих в это время. Биологические и агрессивные влечения, которые пребывали в спячке на латентной стадии, теперь угрожают овладеть Эго и разрушить его защитные механизмы. 
     Э. Эриксон соглашался, что в отрочестве и юности огромный приток энергии, связанный с влечениями, носит разрушительный характер, но он видел, что это - всего лишь часть проблемы. Девочки и мальчики испытывают беспокойство и озадаченность в связи с новыми социальными конфликтами и требованиями, и их притяжениями и отталкиваниями. Основной задачей подростка и юноши, как считал Э. Эриксон, является обретение нового чувства идентичности Эго – нахождение себя и своего места в более широком социальном порядке. Кризис этого возраста носит следующий характер: идентичность против спутанности ролей. 
     Важнейший фактор развития личности юноши - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей. 
     Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в юности развита не в полной мере. Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения личного, субъективного, идеального «я» с действительным. Но идеальное «я» еще неустойчиво и может быть неадекватным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено, не понято. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю, тревожную неуверенность и сопровождаться иногда внешней агрессивностью, развязностью и т.п.
     Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
     1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
     2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
     3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
     4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
     В юношеском возрасте выражена полоролевая дифференциация, т.е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают как вести себя в различных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Для юношей характерно увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга. Одновременно происходит и углубление, индивидуализация общения. 
     Учёные установили, что у девушек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора – два года раньше, чем у юношей. Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается стремление к противоположному полу. Юность – период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку.
     
     Вывод
     
     Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
     Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в ВУЗе. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в ВУЗе. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ВУЗа.
     Итак, адаптироваться нужно: 
Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и ВУЗах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. 
Во-вторых, к новому коллективу. Определить "свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой": 
одеждой	(экстравагантной); неординарным поведением ("взрослым": сигарета, мат); смелостью	"непослушания"	и	т.д. 
В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта,	свободного	времени. 
В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
     Причины трудностей	адаптационного	периода: 
отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; 
неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая	подготовка	к	ней; 
неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности,	усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; 
отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать	с	книгой; 	слабая база знаний из школьной программы.
     Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44