VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические и практические положения уголовно-процессуального законодательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002016
Тема: Теоретические и практические положения уголовно-процессуального законодательства
Содержание
     
Введение
     Актуальность темы исследования. Быстрое и полное раскрытие преступлений является важнейшей задачей всей системы правоохранительных органов. Раскрытие преступлений по горячим следам это своевременное обнаружение необходимой и значимой информации о событии преступления, лице, совершившем это деяние и всех других обстоятельствах, имеющих важное значение для расследования уголовного дела, и понимается в правоохранительной практике как раскрытие преступления в наиболее кратчайшие сроки.
     Все это возлагает особую ответственность на оперативные подразделения органов внутренних дел при проведении оперативно-розыскных мероприятий в первые часы, дни после совершения преступлений и требует от них действенной, результативной работы при раскрытии преступлений по горячим следам.
     Однако, на практике возникают проблемы, связанные с отсутствием четкой законодательной регламентации работы следственно-оперативных групп, организации комплексного подхода к формам и методам оперативно-розыскной деятельности, недостаточным и неэффективным использованием данных федеральных учетов, оперативно-справочной и розыскной информации.
           К сожалению, такие факторы как, дефицитом времени, скоротечностью событий, сложность и своеобразие обстановки места происшествия, воздействие окружающей среды на следы преступления, недостаточность сведений о самом преступлении, о личности преступника приводят к исчезновению или изменение информации о событии преступления, снижению их раскрываемости. Поэтому так актуальны требования быстрого и оперативного расследования и раскрытия  преступлений. 
     Данная тема исследования  разработана не достаточно хорошо, что еще раз подтверждает ее актуальность. Существует много научных статей, исследований, однако они, как правило, посвящены общим теоретическим и положениям расследования и раскрытия преступлений по горячим следам в следственной и криминалистической деятельности. Исследования, касающиеся работы оперативных подразделений органов внутренних дел, их тактики и методики при раскрытии преступлений по горячим следам, внедрения новейших информационных технологий и учетов встречаются крайне редко, к ним можно отнести работы и статьи М.П. Смирнова, А.П. Рыжакова, А.М. Сажаева, И.В. Макогон, А.Г. Александрова. Исследования, собирающие воедино все существующие проблемы оперативных подразделений, эффективного взаимодействия членов следственно-оперативной группы, совершенствование оперативно-справочных, розыскных учетов не значительны.
     Цель работы: исследовать теоретические и практические положения уголовно-процессуального законодательства и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» по обеспечению раскрытия преступлений по горячим следам.
     В этой связи в работе поставлены следующие задачи:
     * проанализировать уголовно - процессуальное законодательство, научную литературу, посвященную проблеме раскрытия преступлений по горячим следам, тактику организации взаимодействия между членами следственно-оперативной группы;
     * определить понятие, содержание, общую характеристику раскрытия преступлений по горячим следам;
     * исследовать особенности формирования следственно-оперативной группы для целей скорейшего раскрытия преступлений;
     * дать краткую характеристику и определить значение оперативно-розыскных мероприятий, проводимых для быстрого раскрытия преступлений, изучить тактику их проведения;
     * провести анализ информационных справочных, оперативно-розыскных учетов, баз данных, способствующих результативности раскрытия преступлений по горячим следам;
     * Рассмотреть и проанализировать проблемы, связанные с работой оперативных подразделений при раскрытии преступлений по горячим следам и определить рекомендации повышения эффективности такой работы;
     Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел при раскрытии преступлений по горячим следам.
     Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, регулирующие оперативно-розыскную деятельность в ходе  раскрытия преступлений по горячим следам.
     Теоретической основой работы являются: Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты как Уголовный Кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации,  федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», подзаконные нормативные акты МВД России, а так же работы М.П. Смирнова, А.П. Рыжакова, А.М. Сажаева, И.В. Макогон, А.Г. Александрова и д.р.
     Методология. Методологическую базу составили законы и категории материалистической диалектики, исторический подход к трактовке общественно-правовых явлений. Методику исследования составили такие общенаучные методы как  сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, индукция.
     Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка. 



















Глава 1. Понятие, содержание и организация работы оперативными подразделениями по раскрытию преступлений по горячим следам
§ 1. Общая характеристика расследования преступлений по горячим следам
     В практике правоохранительных органов под расследованием и раскрытием преступлений "по горячим следам" понимается система оперативно-розыскных и организационных мероприятий, следственных действий осуществляемых в кратчайшие сроки после обнаружения преступления в целях установления значимой и существенной информации, сбора доказательственной базы о событии преступления, лице его совершившем и других обстоятельствах, имевших значение по уголовному делу.
     Согласно правоприменительной практике преступление считается раскрытым "по горячим следам", если лицо, его совершившее, установлено в пределах трех (З) суток с момента обнаружения содеянного. При условии непрерывности работы по раскрытию преступления этот срок разрешено увеличить до десяти (10) суток в течение всего этого периода.
     В условиях мегаполиса, города, крупного районного центра наиболее ценными для успешного раскрытия преступлений по горячим следам являются первые 3 часа после его совершения, в сельской местности благоприятные условия сохраняются в течение 12 часов.
     Конечно в каждом конкретном случае возможны отклонения от указанных сроков в зависимости от вида совершенного преступления и сложившейся ситуации.
     Главное условие эффективного раскрытия преступления по горячим следам, это если оно обнаружено через непродолжительное время после его совершения. Чем раньше поступит информация о совершенном неизвестными, и пока неустановленными лицами, преступлении, тем больше возможностей для сохранения следов, их быстрого обнаружения и изобличения. В связи с чем, необходимым условием такого раскрытия является незамедлительное или, по крайней мере, через короткий промежуток времени сообщение (заявление) в полицию о его совершении и своевременное реагирование сотрудниками правоохранительных органов.
     Процесс раскрытия преступлений по горячим следам протекает в специфических условиях, которые определяют особые свойства работы  подразделений правоохранительных органов. Такими условиями, прежде всего, являются: 
     - внезапность возникновения криминальной ситуации, ее изменчивость и скоротечность;
     - своеобразие обстановки места происшествия, сложностью условий, определяемым воздействием окружающей среды и погодных условий (дождь, снег) на следы преступления;
     - недостаток времени на планирование совместных действий оперативных подразделений и следственных органов, на организацию и проведение и оперативно-розыскных  мероприятий;
     - отсутствие информации или ее недостаточность о лице, совершившем преступление, о его сообщниках, мотивах, способе, характере криминального события;
     - высокая динамичность получения, реализации и анализа доказательственной и розыскной информации;
     - дефицит времени на обработку полученных данных в автоматизированных информационных, криминалистических, оперативно-розыскных базах и учетах.
     В связи с этим, расследование и раскрытие преступлений в кратчайшие сроки представляет собой средство получения значимой и необходимой для уголовного дела информации, методами и средствами не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными.
     Значительное количество уголовных дел об этих преступлениях возбуждается, при отсутствии или недостаточности сведений о совершенном преступлении, о личности преступника. В таких ситуациях основная задача для оперативных сотрудников состоит в том, чтобы как можно быстрее прибыть на место происшествия, как можно больше собрать информации по найденным свежим следам, отпечаткам, предметам о личности преступника, о мотивах и признаках преступления, чтобы использовать эти данные для выявления и задержания виновного лица по горячим следам.
     Для достижения решения такой задачи оперативно-розыскная деятельность должна быть быстрой, гибкой, не связанной с лишними  формальностями и с применением мер государственного принуждения.
     
     §   2. Организационные основы оперативно-розыскной деятельности  по раскрытию преступлений по горячим следам
      Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (в последней редакции от 06.07.2016 No 374-ФЗ) далее – «ФЗ об ОРД».
     Выявление и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших служат главными задачами для должностных лиц и сотрудников, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность и оптимизирующих ее работу.
     Организационные основы для проведения работы по раскрытию преступлений в наиболее сжатые сроки представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для надлежащего и результативного проведения оперативно-розыскных мероприятий. В число таких мер входят:
     - своевременное обеспечение оперативной готовности к реагированию на сигналы и сообщения о совершенном преступлении;
     - техническое и соответствующее материальное обеспечение оперативных подразделений органов внутренних дел;
     - организация эффективного и результативного взаимодействия и сотрудничества оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений;
     - осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативно-розыскных, криминалистических, статистических информационных учетах.1 
     Быстрое раскрытие совершенного преступления в значительной мере зависит от уровня взаимодействия, организации, непрерывного и эффективного руководства силами и средствами правоохранительных подразделений. Только высокий уровень профессионального взаимодействия между всеми подразделениями может обеспечить полноценное раскрытие преступлений в быстром временном режиме.
     Как уже указывалось, большое значение имеет своевременное реагирование на сообщение о готовящемся или совершенном преступлении, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам, что возложено на дежурные следственно-оперативные группы (далее - СОГ).
     Для дежурной части главным направлением деятельности является безотлагательное принятие управленческих решений "по горячим следам" по сообщению или заявлению о готовящемся или уже произошедшем преступном событии, об организации и осуществлении СОГ первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержании подозреваемых лиц,  в том числе по сбору существенных сведений о месте, времени, и обстоятельствах совершенного преступления.
     Раскрытие преступлений по горячим следам выявило наличие ряда признаков, при наличии которых возникает потребность проведения такого расследования органами внутренних дел, в том числе и оперативными подразделениями. К ним можно отнести высокую общественную значимость совершенного преступления, тяжесть совершенного преступления, большое количество лиц, пострадавших в результате действий преступника, значительное число лиц, подозреваемых в совершении одного или нескольких преступлений, наличие нескольких версий, подлежащих одновременной проверке.
     В правоохранительной деятельности надежно и профессионально зарекомендовали себя следующие виды СОГ:
     1) дежурные следственно-оперативные группы при дежурных частях органов внутренних дел, создаваемые для выезда на место происшествия;
     2) временные (целевые) СОГ, создаваемые для раскрытия и расследования одного или ряда аналогичных преступлений;
     3) специализированные СОГ, создаваемые для раскрытия и расследования преступлений определенных категорий;
     4) специализированные межведомственные СОГ (бригады), сформированные из сотрудников различных ведомств - органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и других служб.
     Любая из этих форм совместной деятельности предполагает обмен необходимой информацией и надлежащее планирование деятельности участников СОГ.
     
     § 3. Организация взаимодействия между сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел и следователем
     Раскрытие преступлений по горячим следам предполагает четкую  продуманную систему взаимодействия следователя и оперативных сотрудников. Своевременно найти нужный вариант работы следователя и оперативного работника – значит правильно распределить права и обязанности между следователем и оперативным работником в соответствии с их компетенцией и рабочими функциями, поставить четкие и конкретные задачи перед всеми исполнителями, разработать и согласовать планирование необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
     Неполная информация о лице, совершившем преступление, о его взаимодействии с сообщниками, обстоятельствах, целях и мотивах, большой поисковый охват места совершения преступления требует безотлагательного, непрерывного и централизованного управления подразделениями правоохранительных органов при поисковых операциях, собирании доказательной информации при расследовании преступлений по горячим следам.
     Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что далеко не каждое преступление можно раскрыть, проводя только следственные действия, без должного отлаженного взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных подразделений ОВД. Особенно актуальна проблема  такого взаимодействия при расследовании уголовных дел по горячим следам, поскольку преступники, опасаясь разоблачения, принимают соответствующие меры по сокрытию следов преступления, противодействию расследованию, в связи с чем, временной фактор их скорейшего обнаружения играет важную роль.
     Для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений результативной формой взаимодействия следователей с оперативными подразделениями является следственно-оперативная группа. Ее деятельность регламентируется Инструкцией по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. N 495дсп (далее – Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., N 37075. Инструкция является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, имеет гриф "для служебного пользования", поскольку содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью, и ее официальное опубликование в установленном порядке не требуется.
     Раздел II Инструкции определяет порядок создания следственно-оперативных групп и обеспечения деятельности следственно-оперативных групп. Пункт 11 Инструкции предусматривает, что специализированная следственно-оперативная группа создается приказом начальника органа внутренних дел по предложению руководителя следственного подразделения, руководителей оперативных и иных подразделений полиции либо по собственной инициативе. 
     Необходимость создания специализированной СОГ и ее численный состав определяется в каждом конкретном случае в соответствии с обстоятельствами, характером и особенностями совершенного преступления (преступлений). По инициативе начальника органа внутренних дел или по предложению руководителя специализированной СОГ в приказе о ее создании может быть установлен период, на который члены СОГ поступают в оперативное подчинение ее руководителю. Когда в состав специализированной СОГ включаются несколько сотрудников оперативных или иных подразделений полиции, один из них назначается старшим. 
     Методика раскрытия и расследования преступлений по свежим следам должна включать в себя четко продуманную тактико-методическую систему взаимодействия следователя и оперативных сотрудников, так как от этого зависит ход расследования и его сроки. Только достаточно высокий уровень взаимодействия между ними может обеспечить расследование в подобных ситуациях и быстром временном режиме с ответствующим поисковым охватом необходимой территории при осмотре места преступления.2
     При этом необходимо выделить организаторскую роль следователя в процессе расследования и раскрытия преступлений. Особенно эффективно взаимодействие следователя и оперативных сотрудников при раскрытии сложных дел по горячим следам в наиболее сжатые сроки. При должной организации работы СОГ следователь определяет направление и зону поиска виновных лиц. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений в подобных ситуациях пытаются установить виновных по горячим следам в течение 2 - 3 дней после обнаружения преступления. Если в течение этого срока установить предполагаемых преступников не удается, розыскная деятельность затягивается. 
     Оперативные сотрудники в течение первых суток осуществляют поиски предполагаемого преступника вблизи места совершения преступления, места возможного хранения, сбыта, транспортировки похищенного имущества, проводят осмотр предметов, микрообъектов, следов, обнаруженных на месте преступления, осуществляют проверку среди лиц, схожих по признакам внешности с субъектом посягательства, описываемым потерпевшими, очевидцами. 
     В наиболее сложных ситуациях раскрытие преступления нередко начинается с соответствующим поисковым охватом территории места происшествия, поиска информации, являющейся основанием для выдвижения версии о принадлежности разыскиваемого субъекта к какому-либо кругу лиц. В этих целях, как правило, проводятся оперативно-розыскные действия по сбору данных о лицах, подозреваемых в совершении преступления, поиска свидетелей, транспортных средств, находившихся рядом с местом преступления незадолго до его совершения или вскоре после этого, поиск оперативной информации в автоматизированных базах учета. Изучаются материалы видеонаблюдения за дорогами, зданиями и территориями, прилегающими к месту совершения преступления, проводятся поквартирные обходы и опросы граждан очевидцев, коллег, сотрудников организаций и учреждений и. т.п. 
     В то же время, привлекая к участию в расследовании сотрудников оперативно-розыскной деятельности, следователь, осуществляя функции руководителя, должен четко определить направление и зону поисков, исполнителей и сроки осуществления планируемых мероприятий.3
     Однако, имеется и иная точка зрения, согласно которой сами по себе органы предварительного следствия, не в состоянии организовывать взаимодействие "своих" следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, поскольку для этого необходим компетентный субъект управления, обладающий соответствующими административно-распорядительными полномочиями.4 
     Пример из судебной практики. Казанцев В.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими положения пункта 11 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел. По его мнению, начальник органа внутренних дел незаконно наделен полномочиями по созданию СОГ, изменению ее состава, путем издания приказа о ее создании. Издание такого приказа, как полагает административный истец, противоречит части 1 статьи 39, частям 1 и 2 статьи 163 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами, решение о создании следственной группы, изменении ее состава уполномочен принимать лишь руководитель следственного органа, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. 
     Однако, Верховный суд Российской Федерации определил, что взаимодействие подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в форме специализированной СОГ не означает слияние следственных и оперативно-розыскных функций. Полномочие руководителя территориального органа по принятию решения о создании СОГ является организационно-распорядительным и не связано с его уголовно-процессуальным статусом. В связи с чем, в административном иске было отказано.5
     Дискуссионным стал вопрос и о правомочиях следователя требовать от уполномоченных сотрудников проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, применения при этом определенных приемов и методов. Представители теории и практики оперативно-розыскной деятельности отрицают наличие у следователя таких прав, поскольку он не является субъектом оперативно-розыскных мероприятий. Однако, приведенная позиция также небезупречна, поскольку не позволяет следователю в полной мере контролировать качество выполнения поручений о производстве оперативно-розыскных мероприятий, а значит провести быстрое полноценное расследование преступления.6
     К сожалению, нередки случаи формального отношения сотрудников оперативно-розыскных органов к выполнению поручений следователя. Отчеты о проделанной работе сдаются с формулировкой «принятые меры положительных результатов не принесли». Однако, для полной и объективной оценки необходимо знать, какие конкретно оперативно-розыскные мероприятия проводились и почему их результат отрицательный. Ведь только анализ проделанной поисковой работы позволяет следователю не только выявить допущенные недостатки, но сменить тактику и методы расследования, принять меры к расширению розыскных мер, получению требуемых результатов с помощью ранее не проводившихся мероприятий или более эффективных приемов повторно выполняемых действий. Сведения о средствах, приемах и сроках проведения оперативно-розыскных мероприятий позволяют следователю более полно оценить достоверность полученных оперативных данных, определить возможность использования на их основе процессуальных доказательств для объективного расследования и формирования уголовного дела.
     Для определения мероприятий по проверке причастности к преступлению конкретного гражданина, устанавливается круг лиц, к которому может принадлежать субъект нераскрытого преступления. К сожалению, и на этом этапе раскрытия преступлений сотрудниками оперативно-розыскной деятельности допускаются серьезные недочеты. К ним, отказ в поиске дополнительной информации о причастности или непричастности проверяемого лица к преступлению, в проведении всех необходимых для этого оперативных действий, проверке полученных сведений о его алиби, относится поверхностная проверка подозреваемых лиц, небрежный опрос свидетелей, заинтересованных лиц.
     Например, оперативный сотрудник для проверки причастности несовершеннолетнего к убийству, совершенному за несколько часов до прихода по месту жительства подозреваемого, ограничился вопросом к матери о том, где находится ее сын, его степень знакомства с убитым, имелось ли в доме оружие. Получив ответ, что подросток спит еще с вечера, а оружия в доме никогда не было, указанный сотрудник дальнейшую проверку полученной информации проводить не стал. При этом он не обратил внимания на то, что в прихожей висит мокрая одежда, стоит грязная сырая обувь состояние которых, давало основания предполагать, что юноша недавно передвигался по глубокому снегу в лесу, где был найден убитый. В карманах куртки подростка находились стреляные гильзы. В связи с чем, время для раскрытия данного преступления по горячим следам было упущено. 7
     Все это свидетельствует о том, что от организующей работы следователя зависит многое. Следователь должен установить и оценить первоначальную ситуацию совершенного преступления, дать сотрудникам оперативного подразделения четкое задание и перечень необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Определить вопросы, на которые должны быть получены ответы, и в какие сроки, из каких источников наиболее целесообразно получить поисковую информацию, какие меры предосторожности при этом следует соблюдать, чтобы не допустить повреждения или уничтожения следов преступления. 
     
     
Глава 2. Особенности раскрытия преступлений по горячим следам оперативными подразделениями органов внутренних дел.
§  1.  Особенности первоначального этапа расследования преступлений.
     Полнота, объективность и всесторонность расследования преступлений зависит от степени оперативной и розыскной деятельности именно на первоначальном этапе расследования. Чем меньше времени проходит с момента совершения преступления до его обнаружения, а также с момента начала расследования до его завершения, тем выше эффективность проведения следственных действий, получения комплекса доказательственной информации по уголовному делу. 
     Одна из наиболее характерных особенностей состоит в том, что с момента поступления информации о готовящемся или уже совершенном преступлении до установления виновного лица оперативно-розыскные меры должны осуществляться незамедлительно, непрерывно и  интенсивно, для целей скорейшего раскрытия преступлений. 
     При раскрытии преступлений по горячим следам принцип быстроты находит свое выражение в незамедлительном реагировании на поступившее заявление (сообщение) о совершенном преступлении, проведении оперативно-розыскных мер по собиранию и исследованию доказательств, оценка, которых позволит в минимальные сроки признать установленными событие преступления и лиц, его совершивших. 
     Раскрытие преступлений «по горячим следам» начинается уже с момента получения сообщения о совершенном преступлении и до выезда к месту происшествия. В зависимости от характера и объема полученной исходной информации о преступлении оперативному сотруднику необходимо решить следующие вопросы:
     1) обеспечить охрану места происшествия; 
     2) предупредить лиц, организующих охрану, чтобы они установили очевидцев, сведения которых могут оказаться полезными перед началом осмотра места происшествия; 
     3) оказать помощь гражданам, пострадавшим от преступления;
     4) принять все меры к немедленному преследованию и задержанию преступника;
     5) при необходимости принять все меры для привлечения к осмотру места происшествия необходимых специалистов, вспомогательный персонал, спецтехнику (подъемные краны, тягачи и т.п.);
     Первоначальные оперативные действия определяются в каждом конкретном случае, с учетом ситуации при обнаружении преступления и выявления его следов. В полученной первичной информации чаще всего могут быть следующие данные, определяющие оперативную обстановку о событии преступления:
     1) подозреваемый в совершении преступления задержан на месте или сразу после его совершения;
     2) потерпевшие или свидетели, не зная преступников, могут определить их внешний вид и поведение;
     3) потерпевшие или свидетели знают преступников, но они скрылись с места преступления;
     4) обстановка места происшествия, следы и иные вещественные доказательства могут свидетельствовать о совершении преступления определенными лицами.
     В первой, наиболее благоприятной ситуации, когда подозреваемый задержан, мероприятия по раскрытию и расследованию преступления по горячим следам не проводятся, т.к. основная задача – установление и задержание подозреваемого – уже решена. 
     В остальных ситуациях возникает необходимость проведения комплекса неотложных оперативно-розыскных и организационных мероприятий, направленных на выявление, закрепление и исследование доказательственной информации, для установления и задержания преступника в кратчайшие сроки с момента совершения преступления.
     Для этого, во второй оперативной ситуации основные усилия необходимо направить на получение от потерпевших и свидетелей дополнительной информации о следующем:
     - число лиц, совершивших преступление;
     - пол, возраст, внешность, особые приметы, одежда предполагаемых преступников;
     - направление, в котором они скрылись;
     - если использовалось транспортное средство – его марка, цвет, государственный номер, повреждения, если использовался общественный транспорт – то сведения о его маршруте (номере).
     В третьей ситуации, которая отличается относительной благоприятностью, т.к. потерпевшие и свидетели достоверно (или почти достоверно) знают возраст, а нередко и имена лиц, совершивших преступление, основные мероприятия надо направить на конкретизацию информации о подозреваемых. Организовать их поиск в местах наиболее вероятного нахождения.
     Наиболее неблагоприятной является четвертая ситуация. В этом случае, информация о совершении преступления тем или иным лицом является относительной и ее использование отсрочено по времени. Источником данной информации служат осмотр места происшествия, иные розыскные мероприятия, на что требуется определенное время, в связи с этим и происходит разрыв между получением информации о преступлении и получении информации о личности подозреваемого и ее использовании. А во второй и третьей ситуации информацию о подозреваемых лицах используют практически сразу, что и способствует быстрому раскрытию преступления по горячим следам.
     Источниками информации о совершении преступления в ходе осмотра места происшествия могут служить:
     1) следы и предметы, оставленные на месте происшествия;
     2) объем и перечень похищенного имущества;
     3) способ совершения преступления;
     4) действия (или их отсутствие), направленные на подготовку и сокрытие преступления.
     Например, основаниями для выдвижения версии о групповом преступлении могут быть:
     1) обнаруженные на месте происшествия следы рук или обуви нескольких человек (кроме потерпевшего и его родственников, знакомых), возникшие примерно в одно и то же время; различные дорожки следов ног;
     2) остатки нескольких сигарет различных марок, с разными следами специфических привычек курильщиков на окурках, со следами губной помады;
     3) оставленные преступниками следы крови, слюны, спермы, относящиеся к различным группам;
     4) следы употребления несколькими лицами пищевых продуктов, их остатки: количество использованных стаканов, тарелок, ложек, вилок;
     5) оставленные на месте происшествия предметы, характер которых свидетельствует, что они принадлежали разным лицам (например, две разные куртки, брошенные преступниками, переодевшимися в похищенную одежду на месте кражи);
     6) следы применения при совершении преступления нескольких орудий взлома, причинения смерти, телесных повреждений; различного огнестрельного оружия, использованного при разбойном нападении, и т.п.;
     7) следы передвижения, переноса тяжелых предметов, которые передвинуть или перенести одному человеку, невозможно;
     8) хищение с места преступления ряда предметов, которые в их совокупности по весу, объему и т.д. не под силу унести одному человеку, а признаков неоднократного прихода его на данное место не установлено.8
     Анализ всей совокупности признаков, выявленных и указывающих на возможность принадлежности их различным субъектам преступления, обычно позволяет достаточно убедительно обосновать вывод о том, что преступники действовали группой.
     Наиболее эффективными мероприятиями раскрытия преступлений по горячим следам, являются следующие.
     * Немедленное привлечение к розыску предполагаемых преступников сотрудников необходимых служб и подразделений. Кроме сотрудников оперативных подразделений, немедленно привлекается патрульно-постовая служба, передвижные патрули полиции, для организации патрулирования в местах возможного появления подозреваемых.
     Патрулирование должно быть организовано таким образом, чтобы оно не привлекало постороннего внимания и не могло насторожить преступников. Для повышения эффективности розыскных мероприятий, во время патрулирования могут привлекаться потерпевшие и свидетели, которые видели преступников. 
     * Тщательное проведение осмотра места происшествия. Данное оперативное действие представляет собой целый комплекс мероприятий, который включает в себя следующие розыскные мероприятия:
     - обследование прилегающих помещений, строений, участков местности с целью обнаружения следов преступления и преступников. Одной из целей обследования являются обнаружение и задержание преступников, если они еще не успели скрыться. Результаты такого обследования позволяют правильно определить границы осмотра и получить важные доказательства, способствующие своевременному задержанию подозреваемых и идентификации их личности. Оно особенно необходимо, когда преступление совершено совсем недавно и преступники не могли удалиться на большое расстояние;
     - проверка рядом расположенных зданий, строений, помещений на предмет установления видеокамер наблюдения, с целью просмотра, изучения и дальнейшего изъятия видеоматериалов;
     - проведение гласных и негласных мероприятий, например опрос граждан, оказавшихся на месте происшествия, проживающих или работающих в непосредственной близости от него. Важно помнить, что даже в тех случаях, когда нет прямых указаний относительно существования свидетелей-очевидцев, но по обстоятельствам дела можно предположить их наличие;
     - в случае обнаружения следов удаления преступников с места преступления в определенном направлении – следы ног, найденные предметы – организуется преследование;
     - своевременное использование служебно-розыскных собак для преследования преступника, которые играют значительную роль в расследовании по горячим следам.9
    В ситуациях, когда нельзя сразу приступить к проведению осмотра, например в силу пожара или опасности взрыва, нужно своевременно получить оперативно-розыскную информацию, которую должен собирать и анализировать оперативный работник и немедленно передавать руководителю СОГ для использования при осмотре. Если имеются сведения о подозреваемом, руководитель СОГ должен незамедлительно организовать его розыск и задержание. 
    Проверка лиц, которые в силу своих личностных, физиологических особенностей могли совершить данное преступление:
     - состоящих на учете в наркологических, психоневрологических диспансерах; 
     - состоящих на учете участковых уполномоченных УВД, комиссиях по делам несовершеннолетних.
     * Проверка лиц по приметам, элементам способам .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44