VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты возникновения фобий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001820
Тема: Теоретические аспекты возникновения фобий
Содержание
      Введение
      
      Фобия – понятие, очень отождествимо с понятие страх. Ведь фобия, это и есть страх. Фобия  — это какой-то неконтролируемый страх. Страх — древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих.
      «Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животные страхи — страх уничтожения и страх неизвестного — в равной степени присущи и Homo sapiens. Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя.
      Страхи бывают разные — объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию — невротическое расстройство».
      Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.
      Экономический, политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. д. страх стал сегодня такой же реальностью, как само существование человека.
      Чего боятся люди? Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны. Но все их можно свести к немногим типам, характерным для конкретного общества. В каждом конкретном обществе страхи могут многое сказать и о самом обществе. Так, в большинстве исследованных этнографами реликтовых, доклассовых обществ люди больше всего боятся потусторонних сил: гнева могущественных сверхъестественных существ, колдовства. Археологические данные и дошедшие до нас документы свидетельствуют, что то же самое было характерно для большинства доклассовых обществ в прошлом.
      Не менее, а то и более, чем страхи перед наглядными опасностями, людей продолжали терзать страхи перед потусторонними силами. Порой страхи приобретали характер эпидемий.
      Многие технические новшества возникли, как следствие желания человека защитить себя от чего-то или от кого-то. Всё развитие человечества связано с защитой, обороной. Все крепости, замки, земляные валы, рвы, стены городов, технические приспособления – всё это совершенствовалось из-за стремления защититься. То есть, мы можем сказать, что страх – это положительная эмоция, так как он развивает человека, мобилизует его на какое-то действие или, наоборот, останавливает. Но когда страх и тревога становятся запредельными, то они начинают играть отрицательную роль, то есть парализуют человека.
      Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обусловливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт, предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка. Много методов и приемов для снятия тревожности разработано у А.М.Прихожан. Также большую работу в разработке решения проблем преодолела белорусский врач и ученый Хрущ Инесса Анатольевна, которая предложила комплексную терапию фобических расстройств у детей. Также известны работы по изучению страхов у детей у Зигмунда Фрейда. Также стоит отметить и работу Дж. Нордонэ, который разработал краткосрочную терапию по решению вопросов фобий, страхов и расстройств.
      Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: изучение фобий. Конкретными задачами курсового проекта является:
      1. Изучить само понятие фобии;
      2. Понять, в чем заключатся проблема фобий;
      3. Определить причины возникновения фобий.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      1 Теоретические аспекты возникновения фобий
      1.1Понятие фобий с психических исследованиях
      
      Фобия (от др.-греч. ?????, fobos — «страх») — иррациональный неконтролируемый страх, устойчивые проявления различных страхов. Фобиями называют также иррациональные отношения неприязни, неприятия и ненависти к чему-либо — страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме.
      Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте. Фобический страх относительно легко можно победить в начале его возникновения, но он может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
      Фобии традиционно рассматривались в рамках навязчивых состояний, относящихся к расстройствам мышления. Навязчивые состояния — это такого рода переживания, когда у человека помимо его воли возникают («навязываются») какие-то страхи, сомнения, мысли, влечения, действия. Несмотря на критическое отношение к подобным явлениям, избавиться от них человек не может. Навязчивые состояния не обязательно свидетельствуют о психическом расстройстве, они могут встречаться и у здоровых людей, например, каждому из нас знакомо навязчивое повторение каких — либо слов (так называемых «слов — паразитов»), навязчивое напевание понравившейся мелодии и т. д.
      Слово «фобия» прошло сложные трансформации в употреблении, и в настоящее время зачастую под «фобиями» понимаются не только патологические страхи, но и иррациональное резко отрицательное отношение к кому-либо, чему-либо. Некоторые слова из приведённых ниже, — неологизмы, по историческим причинам, имеющие словооснову -фоб- и обозначающие не фобии в клиническом смысле, а скорее иррациональное негативное отношение к чему-либо, не имеющее патологического характера. Например, таково происхождение слов ксенофобия, русофобия, юдофобия, гомофобия.[1]
      Страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличи от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения — двигательные стереотипы, возникающие при неврозах могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации условно рефлекторной деятельности.
      Навязчивые движения усиливаются при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т.п.), но прекращаются прицеленаправленных действиях (еда, ориентировочно — исследовательские реакции). Возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.
      И.П. Павлов считал фобии следствием патологической подвижности тормозного процесса. При этом он предполагал, что психологически обозначаемое как страх, трусость, боязливость имеет своим физиологическим субстратом тормозное состояние больших полушарий. Патологическая лабильность тормозного процесса обусловливает легкое возникновение и утрированный характер этих тормозных реакций. Обсуждая опыты с фобиями, Павлов подчеркивал эмоциональную окраску болезненности, мучительности этого состояния.[2]
      Фобии как условно рефлекторные неадекватные реакции страха, сопряженные с определенной обстановкой или определенным раздражителем, вероятно, связаны с функциональными нарушениями на всех уровнях, но прежде всего на корковом, определяющем — в силу его пластичности, способности хранить информацию и сопоставлять явления, происходящие в данный момент, с прошлым опытом.
      Признаки Фобий:
      В пугающих ситуациях должны присутствовать как минимум два из следующих симптомов тревоги, причём один из них должен входить в первую четвёрку:
      1. усиленное или учащенное сердцебиение;
      2. потливость;
      3. тремор или дрожь;
      4. сухость во рту;
      5. затруднения в дыхании;
      6. чувство удушья;
      7. боль или дискомфорт в груди;
      8. тошнота или неприятные ощущения в животе;
      9. чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
      10.дереализация (чувство, что предметы нереальны) или деперсонализация (чувство нереальности относительно собственного «Я»);
      11.страх потери контроля, сумасшествия;
      12.страх умереть;
      13.приливы жара или ознобы;
      14.онемение или ощущение покалывания.
      Можно различать несколько видов фобий:
      С научной точки зрения в мире существует три вида фобий.
      1. Простая (еще можно встретить название специфическая) — Человек боится совершенно конкретных вещей
      - Природной среды — боязнь молний, воды, шторма и т.д.
      - Опасение животных – страх перед змеями, грызунами, пауками и т.д.
      - Медицинское опасения — связанные с боязнью крови, получения инъекции, посещения врача и т.д.
      - Ситуативные — боязнь мостов, оставления дома, вождения и т.д.
      - Особенные (боязнь числа 13 – это тредекафобия)
      2. Социальная фобия – это страх сделать что-нибудь публично. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, чтобы себя не скомпрометировать.
      3. Агорафобия. страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами. Некоторые ученые относят ее в ситуативные фобии, но многие выделяют ее как особый тип.[3]
      А с бытовой точки зрения, все фобии можно разделить на три части в зависимости от возраста.
      1. Детские фобии. Каждый ребенок испытывает страх к отрицательным персонажам сказки – Баба-яга, Кощей бессмертный, бармалей. У многих детей есть распространенный страх – боязнь темноты, барабашек и тому подобное. Конечно же, все эти кошмары и страхи в большинстве случаев проходят.
      2. Подростковые фобии. Как известно личность человека в период полового созревания только формируется. Практически у всех тинейджеров неустойчивая нервная система. Но это и неудивительно, ведь в этом возрасте на них выливается большой поток информации, домашние задания, личная жизнь, гормоны. Все это превращает тинейджеров в рассадник страхов. Самая распространенная фобия в подростковый период – танафобия, страх смерти, и интимофобия, страх пред отношениями с противоположным полом. И эти все фобии тоже быстро проходят. Но, если какой-то страх так и остался с детского или подросткового периода, то кинему не надо относится, как к пожизненному диагнозу, очень важно его искоренить.
      3. Родительские фобии. Практически все родители подвержены самым разнообразным страхам, связанные, так или иначе, с ребенком – это страх, что ребенок потеряется, его украдут, побьют. В молодых семьях возникает панический страх перед ответственностью, но в этом нет ничего удивительно, ведь вырастить и воспитать хорошего человека – это не простое дело.
      Что касается функций страха, то они должны совпадать с основными функциями эмоций. Андрусенко, ориентируясь на анализ функций эмоций, осуществленный В.К.Вилюнасом, попытался определить основные функции страха.
      1. Оценочная функция страха. Ее можно рассмотреть в трех аспектах: а) определение самодостаточности качества человека для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум; б) образное представление силы иного позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного; в) страх выступает – будь то неосознанная или осознанная его форма – предварительной оценкой иррациональных модусов внутренней или внешней рефлексии.
      2. Синтезирующая функция – особенность страха выступать синтезирующей основой для целостного и структурированного отражения всего комплекса ситуации страха.
      3. Сигнализирующая функция – определяет пути аналитической работы отражательного механизма по фильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени их значимости для человека.
      4. Суть регулирующей функции заключается в мобилизации отражательных ресурсов на наиболее угрожающих участках, в обеспечении оптимального состояния психофизиологического комплекса человека в целом и его подструктур в частности, в выборе соответствующих форм реагирования, предполагающих в случае недостатка собственных ресурсов для преодоления ситуации страха сообщить об этом окружающему сообществу.
      5. Поскольку страх органически «вписан» в духовную жизнь человека, пронизывая ее бессознательный, подсознательный и сознательный уровни, возникновение реакции страха не может не сказаться на состоянии других форм духовности. В этом видится необходимость выделения организующе-дезорганизующей функции страха. В предельном случае страх даже может стать причиной смены жизненного ориентира человека или его смерти. С другой стороны, страх потери определенных форм духовности (надежды, любви, свободы) может способствовать духовному росту человека.
      6. Эвристическая функция, значение которой – выработка универсальных, инвариантных способов предвосхищения, преодоления, и, по возможности, недопущения деструктивных ситуаций и состояний.[4]
      
      
      1.2Фобия и стресс. Различия между ними
      
      В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, тревогу, чувство страха - неприятные переживания, которые могут привести человека к неврозу, и как следствие к соматическим заболеваниям, так как многие соматические заболевания. Невроз часто называют болезнью 20-го века.
Можно с уверенностью сказать, что чувство страха знакомо большинству нормальных, здоровых людей. У одних это чувство вызывают змеи, у других пауки или морские угри, а то и просто очные летающие насекомые, неожиданно натыкающиеся на вас. 
      Естественное чувство самосохранения заставляет нас бояться высоты, ядовитых змей, пожаров. Нет никакой необходимости преодолевать этот страх, если вы не монтажник-высотник герпентолог или пожарный. Но если чувство страха мешает вашей повседневной жизни, тогда стоит этим заняться с медицинской точки зрения. 
      Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание и пр.) не являются однозначно «вредными». Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т.д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и пр. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем самосохранение.
      Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму нужен не только сахар, но и соль, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. 
Необходимо отделять обычное чувство страха от патологического страха, требующего коррекции. 
      Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее аутизму, психосоматическим заболеваниям, то этот страх, бесспорно, патологический.
Страх может быть как самостоятельным нарушением (например, следствием сильного испуга от встречи с большой собакой), так и проявлением каких-либо нарушений личности. Страх , чувство тревоги может перерасти в фобию, мешать нормальному человеческому общению и жизнедеятельности, поэтому изучение психопатологии страха, его причин и методов коррекции является важным вопросом психологической науки.
      Человек, испытывающий паталогическое чувство страха и тревоги несомненно будет находится в состоянии стресса. Поэтому вторым вопросом, рассмотренным мной в курсовой работе будет состояние стресса, его физиологических основ, причин и коррекции.
      Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения в стрессе можно считать возросшую (особенно во второй половине ХХ в.) актуальность проблемы защиты человека от действия неблагоприятных факторов среды.
      Стресс, чрезмерное чувство страха, тревоги играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов.
      Стресс, умеет хорошо скрываться за сложными проявлениями человеческой жизни. Неприятнейшая, на мой взгляд, черта стресса (или стрессового состояния)  это его способность накапливаться, переполняя нервную систему и выплескиваясь через край в виде различных заболеваний, состояний, неприятностей.
      Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
      Однако это не значит, что стресс, также как и страх, является только злом, бедой. Страх является «защитным» , приспособительным механизмом личности. А стресс -важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
      Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса и страха, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной жизни и высокой работоспособности, в общем, для душевного спокойствия и физического здоровья, для ощущения человеком полноты жизни, поэтому я считаю тему своей курсовой , как одну из наиболее актуальных тем психологии в наши дни.
      Понятия "страх" и "фобия", несмотря на общий компонент "боязнь", всё же принципиально отличаются друг от друга. Страх полезен: благодаря ему мы можем избежать множество опасных ситуаций, а порой и сохранить жизнь. Он возникает как реакция на потенциальную опасность реальную или вымышленную и проходит, когда опасность минует.
      А вот фобия - это уже серьёзно и совсем не полезно. Термин произошёл от от греческого слова phobos – страх. Это состояние постоянного, навязчивого страха, с которым самостоятельно человек справиться не может: воображение постоянно "подбрасывает" новые картины, завязанные на предмет или событие, с которым связана фобия.
      Люди, страдающие фобиями, нередко демонстрируют в своём поведении характерные вегетативные реакции: краснеют или бледнеют, их руки дрожат, усиливается потоотделение. Обычно такие люди всячески избегают ситуации, связанные с мучающей их фобией: не ездят в лифте (даже в высотных зданиях), не работают за компьютером и т.п.
      Причины возникновения фобий бывают различными, но страхи, провоцирующие развитие таких состояний, возникают не на ровном месте. Чаще всего почвой для развития навязчивых страхов, перерастающих затем в фобию, являются различные психозы, неврозы, а также - различные поражения или травмы головного мозга.
      Фобии отличаются от адекватного стрессе тем, что они иррациональны. Например, человек может побояться взять в руки большого ядовитого паука,  потому что это опасно для здоровья. Это нормальный страх. А вот если человек увидел маленького паучка, который находится в нескольких метрах от него и чувствует, что у него начинается интенсивная телесная реакция, сопряженная со страхом (учащенное сердцебиение, потение ладошек, желание кричать и т.п.), то это фобия. В этом случае страх иррационален. Ведь такой паук безопасен.
      При естественном страхе высоты человек боится стоять на перилах балкона, а при фобии боится приближаться к балкону, боится даже незначительной высоты.
      Второй характерной чертой фобии, отличающей ее от простого страха, является навязчивость. Человек постоянно начинает думать о предмете своего страха, это доставляет мучения, но переключиться на что-то другое очень сложно. Например, беременная женщина может постоянно думать о том, как страшно рожать.[5]
      
      
      1.3Причины возникновения и проявления фобий
      
      1. Нарушения вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат – это орган, который отвечает за ориентацию в пространстве. У человека, который начинает страдать нарушениями вестибулярного аппарата, развивается неуверенность, которая в дальнейшем перерастает в страх или какую-либо боязнь.
      2. Также причиной возникновения фобии можно назвать и переживания, которые человеку пришлось испытать в детстве. Именно детские переживания сохраняются в нашей памяти очень ярко. Поэтому в определенные жизненные моменты детские страхи просто начинают всплывать в памяти и еще больше развиваться. Почти у каждого человека есть что вспомнить из своего детства. Многие боятся воды, высоты, темноты, одиночества, потому что в детстве пережили какое-то страшное событие, связанное с этим.
      3. Страхи, появившиеся в процессе каких-то неприятных ситуаций, уже во взрослой жизни.
      Страхам чаще всего подвержены люди эмоциональные и очень чувствительные. Стоит подчеркнуть, что именно люди со слабой психикой наиболее склонны к формированию и развитию фобии. Фобии могут появиться у людей с богатой фантазией, так как им довольно сложно отличить реальную опасность от воображаемой. Им гораздо сложнее сопротивляться этому негативному чувству, чем людям с более устойчивой и крепкой психикой. Люди, которые подвержены такому страху, на самом деле боятся того, чего нет. Ведь фобия – это боязнь самого страха. Человек просто боится бояться.
      Отдельно хочется остановится на страхах, появившиеся в детстве, так как даже страхи, всплывшие во взрослой жизни, появляются именно в детском возрасте.
      Так в чем же заключаются основные причины детских неврозов страха? Многие акушеры и психологи видят предрасположенность к детскому неврозу страха в эмоциональном состоянии матери во время беременности. Негативное влияние на ребенка оказывает угроза выкидыша. Беспокойство за собственное существование на гормональном уровне, испытанное младенцем в период внутриутробного развития, создает предпосылки для последующих проявлений тревожности на психологическом уровне. Такой ребенок в дальнейшем будет быстрее, глубже и острее ощущать страх. Также на появление детских страхов оказывает влияние протекание самих родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия.
      Детский невроз страха может быть наследственным заболеванием, передающимся всем членам одной семьи. Здесь имеется в виду наследование типа нервной системы и ее особенностей, межполушарной асимметрии головного мозга. Например, случай, когда в семье, где мать страдала навязчивым страхом загрязнений (мизофобия), постоянно мыла руки, без конца стирала белье, появилась дочь, которая несколько раз предпринимала попытки суицида в подростковом возрасте. А суицид — тоже страх, страх перед жизнью.
      Существуют внутрисемейные причины, способствующие формированию невротической личности: недовольство родителей полом своего ребенка; поздний ребенок; семейные конфликты; неполные семьи.
      Часто обращаются за консультацией родители, недовольные полом ребенка. В таких случаях у ребенка высокий уровень тревожности: ему прививают качества, которые ему не должны быть свойственны.
      Кроме этого, существует зависимость между возрастом матери и страхами у ребенка. Если мать в момент рождения ребенка была старше 35 лет, то его тревожность неминуемо повышается.
      В конфликтных семьях очень часто недовольство между супругами выливается на ребенка. Подчас маленькое существо чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной.
      Как ни странно, но в семьях, где папа более активен, чем мама, у ребенка невроз страха практически никогда не развивается. И напротив, в семьях, где активная мама, картина противоположная.
      Тревожные дети могут быть в неполных семьях. Ребенку (как мальчику, так и девочке) не хватает образца поведения представителя мужского пола. Отсутствие стереотипа в данном случае влечет за собой страх, распространяющийся на всех мужчин. Поэтому ребенку для нормального развития обязательно необходим образец мужского поведения. В этом качестве может выступать дедушка, дядя или любой близкий родственник.
      Издержки воспитания
      На появление детских неврозов страха влияет так называемый эгоизм родителей по отношению к ребенку, неоднократно описанный в литературе. К данному распространенному явлению можно отнести следующие негативные аспекты воспитания.
      Традиционализм отношений в семье
      В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Мальчик хочет играть на скрипке, а отец считает, что настоящий мужчина должен ходить в секцию бокса. Мальчик, по настоянию отца, занимается спортом, но друзья смеются над его неуклюжестью и нерасторопностью. Вместо того чтобы принимать свою уникальность, ребенок чувствует ущербность, страх не выполнить какое-либо упражнение. Комплекс неполноценности надежно закрепляется, распространяясь на все жизненные обстоятельства. Поистине прав был философ, сказав, что дорога в ад устлана благими намерениями.
      Эмоциональный шантаж и предчувствия
      «Смотри, как мне плохо, когда ты...» или «Таким поведением ты добьешься моей смерти» — знакомые многим слова. Нередко родители играют роли. Ворчливость, высмеивание ребенка на людях — типичный тому пример. В глубине души ребенок постоянно чувствует обиду на взрослых, злость, желание отомстить, страх, а вдруг беда действительно случится. Детская тревожность и страх не соответствовать родительским ожиданиям постепенно перерастают в агрессию, в подростковом возрасте эти дети убегают из дому, не уважают родителей.
      Открытые посылы и прямые угрозы
      Обычно в подобных семьях, что называется, за словом в карман не лезут, говоря ребенку: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в школу, то я...». Ребенок открыто боится, зажимается, потому и выполняет приказания родителей. Когда он делает что-либо неумело, то его строго наказывают. Невротичные дети с патологическим страхом наказания обычно мало улыбаются, вообще не смеются, ходят ссутулясь, мелко семеня ногами. Сталкиваясь с таким обращением с детьми, я говорю родителям, что намного проще приказывать и бранить, чем убеждать и направлять. Искусству общения, приносящему здоровье, необходимо учиться долго, иногда всю жизнь.
      Нескромность родителей
      Многие родители читают письма и записки детей, просматривают их карманы и портфели, что совершенно недопустимо. Принцип таких родителей — контроль, контроль и еще раз контроль. Ребенок уже давно вырос, а ему все еще указывают, с кем дружить. У такого ребенка вырабатывается страх перед собственной ответственностью. Он все время боится ошибиться, принять неверное решение, по несколько раз переспрашивает. Помните, что даже совсем маленькому существу необходима личная жизнь, собственное духовное и психологическое поле. Только тогда момент взросления, а соответственно избавления от тревожности и детских страхов пройдет нормально.
      Отдаленность родителей
      Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. В дистанционных семьях у детей есть все предпосылки стать наркоманами. Они ищут друзей и эмоциональную поддержку на стороне, в кругу сверстников, однако при этом часто становятся объектом вымогательства и обмана. Наркотики, как и алкоголь, — это маскировка страхов, желание заглушить их, забыться на время, почувствовать себя сильным. Но это, конечно, лишь иллюзия.
      Отсутствие привязанности внутри семьи
      Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь. «Мама, я хочу с тобой поговорить о...» — говорит маленький мальчик. «Иди лучше к папе, он тебя выслушает», — отвечает ему мать. Обиженный ребенок идет к отцу, а отец отправляет его обратно. Вот так он и ходит по кругу, от одного родителя к другому, в поисках любви и понимания. Проблемы мальчика не разрешаются, а только накапливаются. Следует помнить, что любовь — это не врожденное чувство, а приобретенное в процессе жизни. Любовь — это универсальное средство от всех болезней, а особенно психологических. Поэтому если родители по разным причинам не могут уделить ребенку много времени, поговорить с ним о его проблемах, то следует хотя бы завести животное, чтобы ребенок реализовал свои нежные чувства, ухаживал за ним. Дружба и любовь — вот все, что нужно невротичному ребенку.
      Негативное отношение к престарелым
      В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети срывают накопившееся зло. Необходимо помнить, что старики и маленькие дети психологически близки друг к другу и нередко объединяются в негласный внутрисемейный союз. Последний пункт является, по-моему, очень важным, в связи, с чем есть один пример.
      Максима 9-ти лет. Он был излишне возбужден, в школе плохо успевал по математике, а дома без конца дрался с братом, ругался с отцом. Главная психологическая проблема, по мнению психолога, Максима связана с отношениями внутри семьи, но от прямых ответов на вопросы мальчик уклонялся. Тогда психолог попросила его нарисовать свою семью.
      Его картинка выглядела следующим образом: в центре — мама, папа, он и его брат Никита, в правом верхнем углу — маленькая фигурка, съежившаяся на стуле возле огромного окна. «Кто это? — спросила я. — Наверное, это самый дорогой тебе человек?» Максим вдруг стал серьезным и тихо прошептал: «Это моя бабушка. Она очень добрая, но слабая. Ее все обижают, ругаются на нее. Никто не замечает, какая она хорошая и добрая. Я ее люблю, поэтому и защищаю. Ненавижу, когда Никитка ее обзывает, а отец не хочет, чтобы она сидела с нами за ужином».
      Что тут можно сказать?! Психолог рекомендовала родителям Максима изменить отношение к бабушке.
      На появление детских неврозов страха оказывают влияние травмирующий опыт и стрессовые ситуации. К ним можно отнести смерть матери или отца (особенно в период дошкольного возраста), развод родителей, землетрясение, наводнение, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.
      Классные руководители и начинающие психологи часто задают вопрос: что делать с детьми, у которых родители страдают алкоголизмом или наркоманией? Как ни странно, но количество страхов у детей из таких семей значительно снижено. Этот факт в данном случае не говорит о раннем взрослении таких детей, часто это связано с органическими нарушениями головного мозга. Поэтому в подобных случаях скорее необходимо психиатрическое, а не психологическое.
      Детские страхи обычно имеют своеобразную «поддержку» со стороны родителей — обычно ребенок испытывает те же страхи, что и мать — в прошлом или настоящем. Дети очень чувствительны, поэтому, когда мать, интуитивно или сознательно, старается оградить их от ситуаций, которые ее пугали или пугают, в их душе поселяется тревога и, как следствие, — страх. Очень часто мать своим чрезмерно беспокойным поведением заражает ребенка страхом, например, ушибиться и заболеть.
      Очень часто избыточное количество страхов у ребенка — результат недостаточной эмоциональности родителей, их излишней строгости. Особенно опасна в этом плане ситуация, когда родитель того же пола, что и ребенок, очень суров, а родитель противоположного пола — мягок. Например, строгая мать и податливый отец для девочки, и наоборот, мягкая мать и строгий отец для мальчика. Ребенок обычно идентифицирует себя с однополым родителем, именно его поддержка и одобрение наиболее значимы и ценны в глазах ребенка, если же механизм естественной поддержки и одобрения нарушается, то у ребенка снижается самооценка, он чувствует себя ненужным и неудачливым, что, конечно, является плодородной почвой для возникновения разнообразных страхов.
      Поводом для страхов становятся и нереализованные угрозы — отдать в детдом, позвать буку, дядю и т.п.
      При этом особенно подверженный угрозам возраст — младший дошкольный, страшим дошкольникам, наиболее неприятны и даже опасны оскорбления, которые также снижают самооценку ребенка. Кроме того, большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение, когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то «надо» бояться.
      Обычно возрастные страхи существуют после возникновения в течении 3-4 недель, это, так сказать, норма. Если же в течении это времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом. Ему характерны большая эмоциональная интенсивность, напряжение, длительность.
      Страхи могут расти и существовать вплоть до взрослого возраста.
      Разумеется, это неблагоприятно влияет на формирование характера и приводит к возникновению реактивно-защитного поведения (избегание объекта страхов, а также всего нового и неизвестного).
      На фоне невротического страха возможно появление других неврозов, астении (повышенная утомляемость, нарушение сна, учащенное сердцебиение и т.д.).
      Обычно невротические страхи связаны со страхами родительскими и трудно устранимы, основные из них — страх перед одиночеством, темнотой, животными.
      Если вы заметили что-то подобное у своего ребенка, не тяните, обратитесь к детскому психиатру или психотерапевту, запускать этот процесс нельзя.
      До 9-10 лет тревожность как черта характера еще обратима, периодическое мягкое управление страхами необходимо, иначе постоянный сильный страх в детстве прейдет с возрастом в фобию.[6]
      
      
      
      Заключение
      
      Таким образом, ты видим, что фобия – это очень серьезная проблема. Многим людям фобии просто портят жизнь. В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций. Фобия это интенсивный, нереалистичный страх, который может мешать способности социализироваться, работать и .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44