VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002078
Тема: Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью
Содержание
     Содержание
     
     Введение
4
     1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью
6
     1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
6
     1.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью
14
     2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ПО Севмаш»
32
     2.1 Общая характеристика ОАО «ПО Севмаш»
32
     2.2 Анализ финансового состояния ОАО «ПО Севмаш»
36
     2.3 Анализ состояния и движения дебиторской задолженности в ОАО «ПО Севмаш»
44
     3 Совершенствование управления дебиторской задолженностью в ОАО «ПО Севмаш»
50
     3.1 Пути улучшения управления дебиторской задолженностью
50
     3.2 Система управления коммерческой и некоммерческой дебиторской задолженностью
54
     Заключение
65
     Список использованных источников
68
     Приложения
73
     


Введение
     
     В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления дебиторской задолженностью, т.к. правила, сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство. Однако времена получения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять дебиторской задолженностью таким образом, чтобы, не сорвав выполнение производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением.
     Эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей для решения которой требуется провести исследования в этой области.
     Целью данной работы является анализ дебиторской задолженности ОАО «ПО Севмаш» и выработка рекомендаций по ее эффективному управлению.
     Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
     - раскрыть сущность дебиторской задолженности и необходимость ее существования на предприятии;
     - проанализировать финансовое состояние предприятия и выявить проблемы;
     - рассмотреть методы управления дебиторской задолженностью предприятия;
     - рассмотреть методы эффективного управления дебиторской задолженностью предприятия;
     - проанализировать процесс управления дебиторской задолженностью ОАО «ПО Севмаш»;
     Объектом исследования работы является процесс управления дебиторской задолженностью предприятии.
     Предмет исследования – это факторы, влияющие на эффективное управление дебиторской задолженностью в их причинно-следственных связях и метод управления ею.
     Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников.
     Методологическая основа управления дебиторской задолженностью изложена в трудах следующих ученых: Гаджинского А.М., Зайцева Н.Л., Стояновой Е.С., Бланка И.А. и других.
     Методическую базу выпускной квалификационной работы составляют методы управления использованием оборотного капитала, авансированного в запасы, нормирование запасов и управление ими, минимизации дебиторской задолженности.
     Информационную базу исследования составляют: исследования отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента и экономики предприятия, практические рекомендации специалистов по управлению дебиторской задолженностью, материалы периодической печати, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия.
     


1 Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью
     
1.1 Экономическая сущность дебиторской задолженности
     
     Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств – естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах:
     - коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;
     - несвоевременная оплата, т.е. при отсрочке платежа;
     - недостачи, растраты, хищения;
     - поставки недоброкачественной или некомплектной продукции;
     - другие случаи.
     Современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторско-кредиторской задолженности и очень высокий ее уровень. Неплатежи возникли в начале 1990-х годов на макроуровне. После того как они перешли на уровень предприятий, начался постоянный, непрерывный рост дебиторско-кредиторской задолженности. Факторами, определившими это, были следующие:
     - непредсказуемость шоковой терапии, когда предполагаемый рост цен в 3-5 раз фактически составил сотни п тысячи раз;
     - резкие спады объемов производства в 1990-х годах;
     - не проведенная государством индексация оборотных средств предприятий, бывших в то время государственными;
     - образовавшиеся большие недостатки их собственных оборотных средств;
     - неподготовленность и непрофессионализм вновь созданной в 1992 г. системы коммерческих банков к организации безналичных расчетов, что вынудило Центральный банк РФ создать с апреля 1992 г. систему РКЦ, т.е. расчетно-кассовых центров;
     - дороговизна заемных средств, определяемая высокой учетной ставкой ЦБ РФ;
     - значительный криминальный уровень экономики и нахождение в результате многих предприятий в зоне повышенного риска и неопределенности;
     - замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятий, появление определенного количества убыточных предприятий;
     - финансовая напряженность в государстве, в результате чего не оплачивалась продукция ряда отраслей (сельского хозяйства, оборонной промышленности), не выплачивалась заработная плата бюджетникам и др.;
     - разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в результате развала СССР;
     - другие факторы.
     Какова взаимосвязь между неплатежами, большой задолженностью и экономическим ростом? Возможен ли экономический рост в условиях значительной задолженности государства и предприятий?
     Совершенно очевидно, и об этом говорит мировая экономическая наука, а также здравый смысл, что до тех пор. пока не будут сокращены неплатежи и дебиторско-кредиторская задолженность. добиться серьезного экономического роста будет невозможно. Зависимости здесь следующие: в одном направлении - спад производства, неплатежи, рост дебиторско-кредиторской задолженности, что становится тормозом развития предприятий и экономики, в другом — сокращение и ликвидация неплатежей и задолженности как основа повышения эффективности деятельности предприятий и появление у них возможности использования рыночных механизмов (вексель, кредит и др.), а затем уже естественный экономический рост.
     Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия. Отсюда и необходимость серьезного внимания к ней, ее анализу, управлению ею.
     Дебиторскую задолженность, а наряду с ней и кредиторскую, определяют по-разному.
     Классический студенческий вариант: дебиторская задолженность— это когда нам должны, а кредиторская — когда мы должны. Классический вариант преподавателя (на основе личного опыта): дебиторская задолженность — это один из видов оборотных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж; кредиторская задолженность — это источник оборотных активов предприятия, при нормальных условиях альтернативный собственным источникам и краткосрочным кредитам, и займам и при этом, во многих случаях, бесплатный.
     В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 307) оба эти вида задолженности входят в более общее понятие «обязательство», которое определяется следующим образом: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество. выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности*. "Эго является частью обязательственного права.
     В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской и кредиторской задолженности.
     Дебиторская задолженность — это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.
     Дебиторская задолженность— это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.
     Дебиторская задолженность — это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия, а кредиторская — это средства, временно привлеченные в оборот.
     Наиболее полным определением, на наш взгляд, может быть такое.
     Дебиторская задолженность как экономическая категория, выражающая финансовые отношения между дебитором (должником) и кредитором, — это:
     - один из видов оборотных активов предприятия;
     - неполученная часть его выручки от продаж;
     - отдельный вид отношений, возникающий из договора, а такжевследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 и др.ГК РФ).
     Или можно по-другому. Дебиторская задолженность в основном это — неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов.
     Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покры- тмя дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.
     В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:
     - задолженность покупателей и заказчиков;
     - векселя к получению;
     - задолженность дочерних и зависимых обществ;
     - задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
     - авансы выданные;
     - прочие дебиторы.
     В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточны!! уровень векселей к получению, так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение это!! задолженности и, в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями.
     Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской задолженности.
     Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее:
     - размер и структуру оборотных активов предприятия;
     - размер и структуру выручки от продаж
     - длительность финансового цикла предприятия
     - оборачиваемость оборотных активов и активов в целом
     - ликвидность и платежеспособность предприятия;
     - источники денежных средств предприятия.
     В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятий сильно изменены за счет большой доли дебиторской задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%. Такой же разброс между полученной н неполученной частями выручки от продаж. Естественно, значительные размеры дебиторской задолженности замедляют ее оборачиваемость, а также оборачиваемость оборотных активов и активов в целом, увеличивают длительность финансового цикла предприятия.
     К тому же увеличенная дебиторская задолженность требует дополнительных источников денежных средств.
     В современно!! хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (табл. 1). 
     Таблица 1 – Виды дебиторской задолженности
Задолженность
Сроки наступления
Особенности
1. Срочная
В пределах срока, установленного договором
Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или как результат отсрочки платежа
2.Просроченная - сомнительная
Более срока, установленного договором
Часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности
3.Безнадежная - истек срок исковой данности
Более 3 лет с момента окончания срока исполнения
Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности.
Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы.
Отражается на забалансовомсчете
4. Находящаяся на забалансовом счете
В течение 5 лег с момента списания
Цель — контроль за возможностью ее получения
     
     Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не наступил срок оплаты, образуется в том случае, когда применяется традиционная форма расчетов-инкассо, или оплата поручением после получения товара, а не предварительная оплата.
     Просроченная задолженность образуется после истечения срока оплаты, установленного договором.
     Просроченная задолженность требует особого внимания предприятия, так как именно из нее возникает сомнительная и безнадежная задолженность.
     Дебиторскую задолженность, но которой истек срок исковой давности (3 года), в соответствии с Налоговым кодексом РФ следует списывать на внереализационные расходы, что уменьшает в конечном счете налогооблагаемую прибыль. Причем списывать ее следует сразу после истечения срока исковой давности.
     Для списания такой дебиторской задолженности необходимо следующее:
     - инвентаризация просроченной задолженности на счетах бухгалтерского учета;
     - принятие мер по розыску и взысканию задолженности;
     - письменное обоснование главного бухгалтера о необходимости списания дебиторской задолженности;
     - приказ или распоряжение руководителя предприятия о списании задолженности на финансовый результат;
     - запись в бухгалтерском учете;
     - отражение на отдельном забалансовом счете списанной задолженности в течение пяти лет с момента списания с целью возможного ее получения.
     Политика в области управления дебиторской задолженностью может включать следующее: 
     1. сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительно!! и безнадежной задолженности;
     2. деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них. их платежеспособности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;
     3. определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;
     4. определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различным покупателям;
     5. выявление возможностей использования векселей при отсрочке платежа и их условий;
     6. выявление возможностей возникновения сомнительной (просроченной и безнадежной) дебиторской задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);
     7. выяснение ситуаций, при которых возможны продажа или залог дебиторской задолженности, и условии этого;
     8. прогнозирование поступления дебиторской задолженности н определение способов ее получения на основе коэффициента инкассации и других механизмов.
     Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:
     - недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;
     - разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;
     - прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;
     - постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности. 
     Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.
     Вполне понятно, что при управлении дебиторской задолженностью предприятие должно учитывать влияние внешних факторов. таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.
     
     1.2 Методика анализа состояния расчетов и управления дебиторской задолженностью
     
     Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и. соответственно, объем продаж.
     Показатели дебиторской задолженности. Наряду с рассмотренными ранее следует отметить еще ряд показателей, которые можно использовать при анализе дебиторской задолженности (табл. 2). На наш взгляд, это наиболее полный перечень показателей дебиторской задолженности, дающий реальное представление о ней. Здесь следует учесть особенности расчета показателей на определенную дату и за какой-либо период. Кроме того, каждый показатель рассчитывается в нескольких видах. Очень важным показателем для планирования и прогнозирования является «Опыт прошлых лет (средний)».
     Важнейшими показателями анализа дебиторской задолженности являются показатели ее оборачиваемости. Первый из них — это длительность одного оборота:
     
     где  - длительность одного оборота дебиторской задолженности; 
      - среднеарифметическая величина дебиторской задолженности за определенный период (месяц, квартал, год);
     Д - количество дней в периоде; 
     В - выручка от продаж за анализируемый период.
     Аналогичным образом следует рассчитывать длительность одного оборота просроченной, сомнительной и безнадежной задолженности. 
     Таблица 2 – Показатели дебиторской задолженности
Показатели
Особенность
Метод расчета
Опыт прошлых лет (средний)
Отчетный год
Планируемый год
Договорной
в ОА – дебиторской задолженности в оборотных активах
На дату
ДЗ/ОА




 в ВП - дебиторской задолженности в выручке от продаж
За период
/ВП




 в ВП – сомнительной дебиторской задолженности в выручке от продаж
За период
/ВП




 в ВП – безнадежной дебиторской задолженности в выручке от продаж
За период
/ВП




 - дебиторской задолженности покупателя и заказчика
На дату
/ДЗ




 - дебиторской задолженности векселей к уплате
На дату
/ДЗ




 - сомнительной дебиторской задолженности
На дату





 – безнадежной дебиторской задолженности
На дату





 к сомн. – безнадежной дебиторской задолженности к сомнительной
На дату





 - погашаемой дебиторской задолженности
За период





 (вариант 2) - погашаемой дебиторской задолженности (результат тот же, что и в предыдущем показателе
За период
(врем обращения дебиторской задолженности покупателей / количество дней в периоде)




     
     Вторым показателем оборачиваемости дебиторской задолженности является коэффициент оборачиваемости, который, как известно, рассчитывается двумя способами:
      или 
     Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности индивидуальны для каждого предприятия. Но целью для каждого должно быть в общем ускорение оборачиваемости н\тем увеличения коэффициента, т.е. количества оборотов в течение периода и сокращение длительности одного оборота. Когда эта тенденция становится стабильной, можно говорить о повышении эффективности деятельности предприятия. Однако увеличение количества оборотов на одном предприятии в течение года, по кварталам с 7 до 14, до 30 и до 59 раз в IV квартале абсолютно не говорит о повышении эффективности и каких-либо закономерностях. Интересна динамика за ряд лет. На одном из предприятий коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в течение четырех лет на начало года менялся следующим образом: 15, 12,5, 10 и 20 раз, соответственно длительность одного оборота была 24, 29, 36 н 18 дней. На другом предприятии коэффициент оборачиваемости равен 1,6 и 1,3 раза, а длительность одного оборота — 236 и 283 дня.
     Безусловно, для сравнения должны быть какие-то среднеотраслевые и среднерегиональные показатели.
     Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности является одним из трех показателей, определяющих длительность финансового цикла. Как известно, он рассчитывается по следующей формуле:
     
     Следовательно, увеличение длительности одного оборота дебиторской задолженности увеличивает длительность финансового цикла и наоборот.
     Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности по отдельным дебиторам приводится в табл. 3.
     Таблица 3 – Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности
Дата поставки предприятию А
Сумма поставки (тыс. руб.)
Количество дней до оплаты
Множитель (2*3)
21 апреля
75
25
1875
5 мая
27
29
783
29 мая
128
23
2944
17 июня
77
35
2695
ИТОГО
307

8297
     
     Таким образом, средняя оборачиваемость дебиторской задолженности по данному дебитору составляет 27 дней (8297 : 307). Сравнив этот результат с плановым (договорным), можно сделать соответствующие выводы.
     Анализ дебиторской задолженности проводится по следующим направлениям: 
     - по срокам возникновения: 10-45 дней, от 45 до 90 дней, свыше 90 дней (в соответствии с гл. 25 НК РФ); 
     - по перечню дебиторов по видам дебиторской задолженности (имеющие отсрочку платежа, просрочившие платеж, получившие продукцию под вексель):
     - по оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по отдельным дебиторам; анализ оборачиваемости по дебиторам показывает, как срочно надо принимать меры к тем или иным дебиторам.
     Управление дебиторской задолженностью предполагает:
     - определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
     - анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
     - контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
     - определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
     - задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
     - прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
     Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.
     Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.
     Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.
     Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
     Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:
     - учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
     - АВС-анализ в отношении дебиторов;
     - анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
     - оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
     - уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
- контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
     - определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
     - оценка возможности факторинга — продажи дебиторской задолженности.
     Взвешенное старение счетов дебиторов. Предприятие реализует свою продукцию, предоставляя отсрочку покупателям не более 30 дней. На практике нередки задержки платежей сверх этого срока.
     Реальное представление о погашении счетов дебиторов дает взвешенное старение дебиторской задолженности. Из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами больше установленного на 38 дней.
     Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения. Анализ такой задолженности по срокам возникновения:
     - позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;
     - определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;
     - дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;
     - позволяет сделать прогноз поступлений средств.
     В целях максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать системы договоров с гибкими условиями относительно сроков и форм оплаты:
     - предоплата обычно предполагает наличие скидки;
     - частичная предоплата сочетает предоплату и продажу в кредит;
     - передача на реализацию предусматривает, что предприятие сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;
     - выставление промежуточного счета эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;
     - банковская гарантия предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения обязательств дебитором;
     - гибкое ценообразование используется для защиты предприятия от инфляционных убытков.
     Гибкие цены могут:
     - быть привязаны к общему индексу инфляции;
     - зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов;
     - учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.
     Стратегия заключения контрактов. Контракты должны быть гибкими:
     - если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату;
     - нужно ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок;
     - следует оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия;
     - требуется установить целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для:
     — перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств,
     — выхода на новые важные рынки,
     — чрезвычайных случаев,
     — вознаграждения персонала отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по увеличению объема реализации и получению платежей.
     Скидки в контрактах целесообразны в случаях:
     - если они приводят к увеличению объема продаж и более высокой общей прибыли;
     - если предприятие испытывает дефицит денежных средств (скидки могут быть предоставлены в целях увеличения притока денег, даже когда в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным);
     - ранней оплаты. При прочих равных условиях таким скидкам должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Это связано с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, а скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.
     Скидки, как правило, целесообразны во всех случаях: поощрение всегда действует лучше, чем штраф.
     Влияние инфляции и альтернативных вложений на размер скидок. В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции. Следует оценить возможность предоставления скидок при досрочной оплате (табл. 20).
     Предположим, предприятие вынуждено компенсировать увеличение дебиторской задолженности за счет краткосрочных кредитов банков.
     В рассмотренном примере предприятие при скидке с учетом альтернативного вложения и инфляции теряет меньше, чем из-за инфляции и необходимости выплаты процентов за пользование кредитом при отсрочке платежа в 30 дней. Пример расчета допустимой скидки при оплате сырья.
     При нахождении равновесия между дебиторской и кредиторской задолженностью необходимо оценивать условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгоды, получаемой предприятием.
     Путем статистической обработки данных о темпах погашения дебиторской задолженности с различными сроками возникновения можно получить средние цифры — доли поступлений в текущем периоде средств от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности — коэффициенты инкассации. Если нет статистических данных или они имеют значительный разброс и поэтому не могут быть подсчитаны достоверные средние значения, можно использовать наименьшие значения коэффициентов инкассации для прогноза пессимистического варианта.
     На основе данных о погашении дебиторской задолженности можно также определить долю денежных средств в общей сумме поступлений. Из примера видно, что имеющиеся на предприятии данные позволяют рассчитать средние значения коэффициентов инкассации.
     Если сумма всех коэффициентов инкассации не равна 100%, это указывает на то, что в силу сложившейся на предприятии кредитной политики объективно существует сомнительная дебиторская задолженность.
     Факторинг: специальное агентство (фактор) и клиент заключают договор о продаже конкретной дебиторской задолженности. Затем предприятие извещает клиента о том, что фактор купил их долги. После этого фактор осуществляет платежи предприятию на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За предоставление фактором такой услуги клиент получает на руки номинальную сумму долга со скидкой
     Факторинг может быть использован для расширения продаж:
     - новым группам покупателей;
     - более быстрой оборачиваемости капитала.
     Факторинг имеет ряд недостатков:
     - чистые убытки из-за получения неполной суммы долга;
     - потеря контроля над должниками;
     - потеря информации о должниках как потенциальных клиентах.
     В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т. е. по сути оно кредитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.
     Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
     Отбор осуществляется на основе неформальных критериев; это соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство «Dun & Bradstreete обладает информацией о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степень кредитоспособности (высокая, хорошая, достаточная, ограниченная) и другие полезные сведения. В России подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц не налажено.
     Оплата товаров постоянными клиентами проводится в кредит, условия которого зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.
     1. Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизованные по условиям оплаты, в том числе продолжительности кредитования, договоры, тем не менее возможны отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, влияние инфляции).
     2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и др., могут меняться.
     3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты с появлением просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Возникают понятия сомнительного и безнадежного долга.
     Напомним прежде всего, что взаимоотношения кредитора и должника, в том числе в отношении срока исполнения обязательства, определяются в законодательстве. Так, в ст. 314 ГК РФ указано, что обязательство должно быть исполнено в пределах предусмотренного договором периода времени либо в разумный срок, если этот период не оговорен. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в 7-дневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.
     Под сомнительным долгом (Doubtful Debt) понимается любая задолженность перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия) (ст. 266 Налогового кодекса РФ). Исходя из принципа осмотрительности (осторожности), для подобной задолженности создают резерв за счет прибыли до налогообложения и в балансе показывают дебиторскую задолженность за вычетом резерва. Согласно отечественным бухгалтерским регулятивам резерв по сомнительным долгам создается .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%