VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000073
Тема: Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
Понятие сбалансированности бюджета
Бюджетный дефицит и профицит
Глава 2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1. Сущность бюджетного дефицита
2.2 Виды бюджетного дефицита
2.3. Источники финансирования бюджетного дефицита
2.4. Способы покрытия бюджетного дефицита
Глава 3. Бюджетный профицит и направления его использования
3.1.  Оценка бюджетного профицита
3.2. Механизм распределения профицита
Заключение
Список литературы


ВВЕДЕНИЕ
     Нынешняя экономическая теория уделяет огромный интерес проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Предпосылкой этому, считается быстрое увеличение стран с большим дефицитом бюджета. 
     На современном стадии формирования мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с данными явлениями. В мире функционируют общие для всех финансовые законы и принципы, что дает возможность прогнозировать последующую финансовую обстановку стран, пребывающих в той либо иной стадии формирования. 
     В связи с этим одной из значимых задач финансовой политики страны считается поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и его сбалансированности.
     Проведение финансовых реформ в РФ изменило основы функционирования бюджетной системы государства и взаимоотношения между органами государственной власти разных уровней, что потребовало исследования методологии развития нового бюджетного механизма. 
     Снижение нерациональных затрат страны привело к положительным сдвигам в структуре бюджетных расходов, бездефицитному федеральному бюджету, отказу от его эмиссионного финансирования. 
     Актуальностью данной темы является то, что бюджет современного российского государства представляет собой непростой аппарат регулирования экономики, реализации государством мероприятий, нацеленных в стимулирование экономики, проведение антикризисных мероприятий. Поэтому решение проблемы обеспечения сбалансированности бюджета считается одной из важнейших проблем финансовой политики государства.
     Практическая значимость курсовой работы и изучения особенностей обеспечения сбалансированность бюджета РФ обусловлена активной интеграцией России в международные процессы. Сбалансированный бюджет страны является объективной потребностью в связи с необходимостью обеспечения стабильной внутренней экономики. Для обеспечения устойчивого положения на мировом рынке наше государство должно создать бюджетную систему на условиях, соответствующих современным рыночным тенденциям, и стимулировать российских предпринимателей к интенсивному развитию, а не сокрытию размеров своих доходов.
     Целью курсовой работы является изучение сбалансированности бюджета РФ.
     Задачи данной темы:
* изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов;
* рассмотрение бюджетного дефицита и источников его финансирования;
* рассмотрение бюджетного профицита и направления его использования.
     Объект исследования курсовой работы: бюджет РФ.
     Предмет исследования в курсовой работе: сбалансированность бюджета РФ.












Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБАЛАНСИРОВАНОСТИ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие сбалансированности бюджета
     Весьма значимым фактором в бюджетном процессе считается сбалансированность бюджета. 
     Сбалансированность бюджета это соотношение между доходной и расходной его компонентами, отличие между которыми обусловливается как сальдо баланса бюджета. [3, c. 214]
     Сальдо баланса бюджета способно быть положительное, нулевое либо отрицательное. 
     Отрицательное сальдо бюджета это бюджетный дефицит, который считается результатом падения общественного производства; массового выпуска «пустых» денег; необоснованно раздутой социальной программы, которые не обеспечены экономическими ресурсами; значительных затрат в субсидирование военно-промышленного комплекса; затрат, сопряженных с оборотом «теневого» капитала; затрат малоэффективного характера, краж, потер от стихийных бедствий и т.д. [3, c. 215]
     В настоящее время в результате проводимой государством продуманной финансовой политики наблюдается профицит бюджета, сбалансированность расходов и доходов, увеличение доходной части бюджета, как следствие увеличения доходов от внешнеэкономической деятельности и собираемости налогов на всех уровнях налоговой системы, что, безусловно, положительно влияет на всю бюджетную систему в целом.
     При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла. Другие экономисты полагают, что в составлении сбалансированного бюджета нет никакого смысла, и утверждают, что в любом случае само определение бюджетного дефицита открывает столь широкий простор для дискуссий, что любой спор становится бессмысленным.
     Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.
     Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей.
     К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
* лимитирование бюджетных расходов с учётом экономических возможностей общества и объёма централизуемых доходов;
* совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
* выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
* построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
* планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
* сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
* жёсткая экономия расходов путём исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
* использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков. [7]
   В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
* введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
* строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
* определения оптимальных сроков осуществления расходов;
* использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
* совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнёрами;
* мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;
* последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
* оказания финансовой помощи, в разных её формах другими бюджетами;
* использования бюджетных резервов и т.д. [7]

1.2. Бюджетный дефицит и профицит
     Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. [2, c. 158]
     Поскольку дефицит равен финансированию, он может быть также определен как разность между валовым заимствованием и погашением долга с добавлением уменьшения остатков ликвидных финансовых средств. Дефицит бюджетов органов государственного управления представляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов и сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов. Эта разница покрывается за счет финансирования.
     Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. В России в 1997 г. дефицит консолидированного бюджета (федерального и субъектов Федерации) составил 118,4 млрд деноминированных рублей, или 4,4% ВВП, 14,7% расходов и 17,2% доходов. Дефицит федерального бюджета составил 86,5 млрд руб., или 3,3% ВВП. В случае превышения доходов и полученных официальных трансфертов над расходами и чистым кредитованием может иметь место профицит бюджета. В 2001 г. в России профицит федерального бюджета составил 265 млрд. руб., в 2005 г. профицит бюджета с учетом созданного стабилизационного фонда по оценкам экспертов составит более 500 млрд руб. [9]
     Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. При этом в России, согласно Бюджетному кодексу, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга. [1]
     В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита для оценки отдельных факторов, оказывающих воздействие на состояние экономики.
     Поступления и платежи органов государственного управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств. Соответственно при составлении бюджетов всех уровней не учитываются: их задолженность по неоплаченным обязательствам; неоплаченным государственным заказам, закупкам; задолженность государственным служащим по зарплате, задолженность в Пенсионный фонд; не включаются в дефицит бюджета не выплаченные вовремя дотации и субсидии, например, угольной промышленности и др. Неоплаченные государственные обязательства не принимают официально форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения и не отражаются в официальном финансировании дефицита бюджета. Однако во многих случаях они равносильны прямому кредитованию государственных органов со стороны других секторов экономики и могут рассматриваться как финансирование дефицита бюджета. В этой связи необходимо производить альтернативный расчет дефицита государственных финансов с добавлением к дефициту, определенному в соответствии с концептуальной основой, сумм неоплаченных государственных обязательств.
     Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса значительной части платежных обязательств на следующий год. Такой перенос означает рост спроса на денежные средства со стороны государственных органов и ведет к росту текущей задолженности. Возникает необходимость анализа данных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для которых не оформлены платежные поручения по расходованию.
     Чтобы проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности и получения прибыли и определения общего влияния сектора государственного управления на состояние финансовых активов и пассивов остальных секторов экономики, операции кредитования могут рассматриваться по аналогии с операциями финансирования и, следовательно, не объединяться с расходами. При этом определяется чистая финансовая позиция государственного бюджета – величина, характеризующая финансовые активы минус обязательства.
     Внутренние и внешние операции органов государственного управления по-разному влияют на экономическое положение страны. В этой связи в целях оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны могут быть рассчитаны внутренний бюджет и величина дефицита внутреннего бюджета. Для оценки влияния на экономику внешнеэкономических факторов может быть рассчитан внешний бюджет. В зависимости от поставленных задач возможны и другие альтернативные расчеты дефицита. [12]
     Государство, как любой хозяйствующий субъект, ежегодно принимает бюджет, который включает доходную и расходную часть. В соответствии с классификацией доходов и расходов, в них предусматриваются поступление денежных средств в государственную казну, расходы на содержание государственного аппарата и исполнение обязательств государства. В том случае, если доходная часть бюджета превышает расходную, говорят о профиците бюджета.
     Централизация денежных ресурсов в руках власти, как показывают расчеты экономистов, отрицательно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов. При этом отвлекаются средства, которые могли быть использованы для модернизации производства, перехода на новые технологии, приобретение оборудования. Поэтому профицит бюджета не является плановой величиной, предусматриваемая при его составлении. Законодательство многих стран мира прямо запрещает это делать. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что бюджеты любого уровня: федеральный, краевой или областной и местный составляются и утверждаются без бюджетного профицита. Если в процессе составления бюджета выявляется профицит, то бюджетные комиссии обязаны на эту сумму уменьшить поступления в доходную часть от продажи государственной собственности, реализации иных федеральных запасов и резервов. Для устранения профицита увеличиваются расходы в виде дотаций бюджетам других уровней и суммы, поступающие на погашение государственного долга. Если вышеперечисленные меры по устранению профицита бюджета будут признаны нецелесообразными, то, обычно, вводятся соответствующие изменения в налоговое законодательство и ставки на налоги снижаются. Профицит не будет однозначно положительным явлением и в том случае, если он образуется в ходе исполнения бюджета в течение года. Его можно признать положительным только тогда, когда предусмотренные расходные обязательства выполняются на 100%. В этом случае, средства могут быть направлены для создания денежного резерва и на покрытие перспективных расходов, которые планируется произвести в следующем году. В том случае, когда профицит бюджета возник из-за недофинансирования, выгодно сложившейся конъюнктуры рынка, то такое превышение доходной части над расходами экономисты не относят к положительным явлениям. Это положение требует срочной корректировки и устранения возникшего положительного баланса государственных средств.
















Глава 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ИСТОЧНИКИ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
2.1 Сущность бюджетного дефицита
     Положение общегосударственных финансов считается одним из основных финансовых показателей любого государства. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, возникла задача их сбалансирования. Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда 
     В условиях функционирования рыночных взаимоотношений сложно обеспечить бюджетное равновесие. Государства развитого рынка утвердили беспристрастность бюджетного дефицита и взяли принципиально новую политику — политику бюджетного дефицита.
     Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его положение, при каком доходы никак не покрывают всех расходов в силу увеличения предельных общественных потерь производства, то что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [4, c. 306]
     Положение бюджетного дефицита способно быть разнообразным:
     Во-первых, дефицит способен появиться в связи с потребностью реализации крупных муниципальных инвестиций в формирование экономики. В данном случае он отображает не кризисное течение общественных действий, а национальное урегулирование финансового положения, желание обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
     В-вторых, дефициты появляются в следствии чрезвычайных факторов (войн, крупных стихийных бедствий и т. п.), если обычных запасов становится мало и требуется обращаться к источникам особого рода.
     В-третьих, бюджетный дефицит способен отображать кризисные явления в экономике, её разрушение, малоэффективность финансово-кредитных взаимосвязей, неумение правительства удерживать под контролем экономическую обстановку в государстве. В данном случае дефицит – проявление весьма беспокойное, требующее принятия не только неотложных и эффективных финансовых мер, но определенных общественно-политических решений.
     Таким образом, в окончательном итоге дефицит бюджета считается результатом: излишних муниципальных затрат; ограниченности экономических способностей страны привлекать необходимые средства; циклических спадов в экономике. [10]
     Каким же способом появляется дефицит? Он вероятен, когда правительство тратит средства, рассчитывая получить их и возместить затраты согласно мере налоговых поступлений. Однако в случае если налоговые платежи зачисляются в минимальных объемах согласно сравнению с надеждами правительства, то в государстве появляется бюджетный дефицит и государственный задолженность.
     Имеется немало условий, которые в различной степени оказывают большое влияние на положение доходной и расходной частей бюджетного фонда:
     1) повышение муниципальных затрат в социальное обеспечение и здравохранение (к примеру, в странах, где увеличивается доля престарелого населения, либо в взаимосвязи с негативной экологической ситуацией);
     2) повышение муниципальных затрат на обучение и формирование новых рабочих мест (в государствах, где увеличивается часть юного населения, либо в взаимосвязи с проведением мероприятий по уменьшению безработицы);
     3) повышение муниципальных затрат в военное время либо в взаимосвязи с общественными конфликтами;
     4) повышение затрат, связанных с формированием рыночной инфраструктуры в обстоятельствах трансформационной экономики;
     5) повышение затрат в приоритетное формирование сфер хозяйства, реструктуризацию экономики;
     6) снижение налогов в целях стимулирования финансового развития;
     7) сокращение доходов в связи с ухудшением характеристик финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов;
     8) снижение доходов из-за низкой собираемости и др. [4, c. 329-330]
     Факторов бюджетного дефицита может быть немало, к примеру:
     1) спад общественного производства;
     2) увеличение максимальных издержек общественного производства;
     3) массовый выпуск «пустых» денег;
     4) излишне, необоснованно раздутые социальные программы;
     5) возросшие расходы в субсидирование ВПК;
     6) оборот «теневого» капитала в больших масштабах;
     7) допустимой причиной бюджетного дефицита считаются большие непроизводительные расходы, приписки, хищения, утраты произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету [12] 
     Таким образом, бюджетный дефицит предполагает собой концепцию финансовых взаимоотношений, сопряженных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у страны, и их применением в финансирование затрат, не обеспеченных своими доходами.
     Такие дополнительные доходы возникают основным образом в следствии эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по уменьшению бюджетного дефицита, поиска результативных источников покрытия.
     Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
     В финансовых системах с зафиксированным количеством денег в обращении власть обладает только двумя классическими методами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и увеличение налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег имеется и третий метод – это печатанье денег.
     Безусловно, бюджетный дефицит принадлежит к так именуемым «отрицательным» финансовым категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, но они считаются обязательными компонентами финансовой системы. Более того, в отсутствии их экономическая система теряет способность к самодвижению и поступательному развитию.
     Следует выделить то что, бездефицитность бюджета вовсе не обозначает состояние здоровья экономики. Надо четко представлять какие процессы проходят изнутри самой экономической системы, какие изменения воспроизводственного цикла отображает дефицит бюджета.

2.2. Виды бюджетного дефицита
     В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
1)  циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов;
2)  структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости;
3)  операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
4)  первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу;
5)  квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства. [2, c. 179-180]
     Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
     Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
     Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.
     Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
     Обслуживание задолженности (т. е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
     Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени 
     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
     Квазифискальные операции включают, например, следующие:
     1)  финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
     2)  накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т. н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т. д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
     3)  отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т. д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т. д.). [2, c. 192-194]
     
2. 3. Источники финансирования бюджетного дефицита
     Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:
1)  монетизация бюджетного дефицита;
2)  внешнее долговое финансирование;
3)  внутреннее долговое финансирование. [5, c. 261]
     В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
     В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
     Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
     Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т. д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.
     Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.	
     При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс. Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
     1)  удается организовать концессионное финансирование;
     2)  на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
     3)  торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;
     4)  первоначальные размеры внешнего долга незначительны;
     5)  первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции. [5, c. 284-285]
     Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
     Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако, последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
     В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т. д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
     Рост бремени внутреннего долга увеличивает и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:
     1)  сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
     2)  внутреннее предложение относительно эластично;
     3)  внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
     4)  сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной. [6]
     Дефицит федерального бюджета в 2009 году оказался на уровне 8,9% ВВП (3418,8 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах был постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году (рисунок 1). 
     
     Рис. 1. Баланс федерального бюджета
     Дефицит ненефтегазового бюджета при этом будет также сокращаться - с 15% ВВП в 2011 году до 9,8% ВВП в 2012 году. Несмотря на постепенное снижение предполагаемого уровня бюджетного дефицита с каждым годом все более остро будет стоять проблема его финансирования. В 2011 году практически весь объем дефицита финансировался за счет средств Резервного фонда (чистое долговое финансирование ожидается на уровне 405,2 млрд. рублей по сравнению с объемом дефицита 3617,8 млрд. рублей). Большая часть дефицита 2012 года также финансировалась за счет средств Резервного фонда, а также частично за счет средств Фонда национального благосостояния. [8]
     Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета приведена на рисунках 2, 3.
     
     Рис. 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд. руб.)
     
     Рис. 3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (% ВВП)
     
     2.4 Способы покрытия бюджетного дефицита
     Механизм рыночной экономики наиболее четко работает тогда, когда государству удается сводить концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.
     Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.
     Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создает видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.
     Второй способ связям с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.
     Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственною займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое — тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны. И все же если беда.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44