VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001794
Тема: Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Содержание






















"Произведения художественной литературы как средство формирования нравственных качеств у старших дошкольников".

Содержание
     Введение…………………………………………………………………….	3
     ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста…………………………………….	7
     1.1 Нравственное воспитание как единый процесс формирования личности…………………………………………………………………………...7
     1.2. Нравственное воспитание старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………..…15
     1.3. Художественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников……...………………………………….....20
     Выводы по главе 1………………………………………………………...28
ГЛАВА 2. Влияние произведений художественной литературы на процесс формирования нравственных качеств у старших дошкольников………………………………………………………………….31
     2.1. Изучение уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..31
     2.2. Процесс нравственного воспитания старших дошкольников посредством произведений художественной литературы…………………….36
     2.3. Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств старших дошкольников………………………………………………...39
     Выводы по главе 2………………………………………………………...45
     Заключение………………………………………………………………..48
     Литература………………………………………………………………...51
     Приложения……………………………………………………………….56
     



Введение


     Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. По мере освоения нравственных правил начинается развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
     Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного воспитания. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Поэтому особенно сейчас, когда все чаще встречается жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной, что и является одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги дошкольных образовательных учреждений. 
     Проблемы нравственного воспитания детей волновали общество во все времена. По мнению многих педагогов и психологов, таких как Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, периодом зарождения и формирования норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и правилах морали приобретает особо важное значение. 
     Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. 
     В воспитании детей неоценима роль художественной литературы. Она формирует нравственные ориентиры человека, развивает чувство гармонии и красоты, приобщает его к культурному и духовному наследию человечества. О потенциальной возможности целостного воздействия литературы на развитие и формирование личности пишут многие исследователи (A.M. Левидов, Т.Д. Полозова и др.).
     Сущность исследуемой проблемы в условиях нравственного воспитания общества заключается в закономерных связях и соотношении содержания процесса формирования у детей нравственности, с одной стороны, и его организационных форм, методов и педагогических условий с другой; в потребности совершенствования методики ознакомления дошкольников с художественной литературой и учётом специфики формирования нравственности.
     Недостаточная изученность воспитательной возможности произведений художественной литературы, слабая разработанность методики формирования нравственных качеств у дошкольников посредством произведений художественной литературы, отражающих их содержание, в процессе этических бесед, механизма протекания процесса формирования нравственности в педагогической теории, с одной стороны, и потребности дошкольной педагогической практики в соответствующих научно-методических рекомендациях, с другой, обусловили выбор темы исследования: «Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у старших дошкольников». 
     Цель нашего исследования: выявление роли произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. 
     Объект исследования: процесс нравственного воспитания старших дошкольников в условиях ДОУ. 
     Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы.
     Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет успешным если:
      - будут раскрыты особенности нравственного воспитания старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;
     - будут выявлены критерии и уровни сформированности нравственных качеств у старших дошкольников;
     - будет подобрана и апробирована на практике технология формирования нравственных качеств у старших дошкольников на примере произведений художественной литературы;
     - будет выявлено влияние произведений художественной литературы на этот процесс.
     Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нам необходимо решить следующие задачи: 
     1. провести теоретический анализ основных аспектов проблемы нравственного воспитания старших дошкольников в образовательном процессе ДОУ;
     2. выявить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста; 
     3. подобрать методы и формы нравственного воспитания старших дошкольников;
     4. рассмотреть художественную литературу как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
     Для решения поставленных задач воспользуемся следующими методами исследования: изучение, анализ и обобщение литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, диагностирование.
    Теоретико-методологическая база исследования: теории нравственных ценностей (Якобсон С.Г.), нравственных представлений и понятий (Люблинская А.А.), теория сознательной нравственности, сознательной нормы (Урунтаева Г.А.), выделение компонентов нравственности старших дошкольников (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.), классификация нравственных качеств  (Малякова Н.С. и Макаренко А.С.); технология формирования нравственных качеств у старших дошкольников средствами художественной литературы (О.С Ушакова, Н.В Гавриш).
     Практическая значимость исследования: состоит в подборе системы экспериментальных занятий, направленных на формирование нравственных качеств у старших дошкольников посредством произведений художественной литературы, которые могут быть использованы в практике воспитателей детских садов.
     База исследования: МБДОУ д/с № 3 «Колокольчик» г. Котельниково Волгоградской области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1. Нравственное воспитание как единый процесс формирования личности ребенка


     Термин «нравственность» образуется от слова «нравы». Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы – не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
     Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
     Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Педагогика в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания [Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович, 2002].
     В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей [В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, 1998]. 
     Так что же такое нравственное воспитание. Под нравственным воспитанием понимается целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным: этическим и моральным, ценностям человечества и конкретного общества [Балатон, 1976; Коджаспирова, Коджаспиров, 2001]. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
     Нравственное воспитание, как единый процесс воспитания всех критериев нравственности:
     1) Нравственное сознание - (нравственное чувство: убеждение, совесть, стыд, вера, долг, обязанность, ответственность, воздание гражданственность, патриотизм);
     2) Нравственное поведение - (поступки и привычки: готовность служения людям и отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли);
     3) Нравственное понятие - (у воспитателя как руководство к действию над старшими дошкольниками. Формируется пройдя через нравственное сознание как: терпение, милосердие, кротость, незлобивость);
     4) Нравственные представления - (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненной ситуации);
     5) Нравственное качество - (результат нравственного поведения «в идеале» у воспитателя и развивающееся у старших дошкольников).
     * Нравственное сознание - занимает центральное положение. Оно заключает в себе творческое отношение человека к жизни, в которой творчески созидается и преображается сам человек. В основе нравственного сознания лежит категория нравственности. Нравственное сознание- это безусловный и не требующий объяснения факт. Это чистое и самое глубокое отражение в человеке образа Божьего. Природа нравственного сознания идеальна. Известно, что человек становится носителем нравственного сознания. Индивидуальное нравственное сознание ребенок приобретает в конкретной социальной среде.
     Составляющие нравственного сознания (сложная структура):
     а) убеждение – универсальная форма сознания
     б) совесть (способность к самоконтролю, личная ответственность за свои дела) – универсальная форма сознания
     в) стыд - элементарная форма сознания
     г) долг – высшая форма сознания
     д) обязанность - высшая форма сознания
     е) ответственность перед окружающими и самим собой – высшая форма сознания
     ж) воздаяние по заслугам (справедливое одобрение или осуждение) – высшая форма сознания.
     В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.
В нравственном сознании отражены:
     - нормы нравственности
     - принципы нравственности
     - оценки нравственности
     Элементы нравственного сознания:
     А) нравственные категории
     Б) нравственные чувства
     В) нравственный идеал
     * Нравственное поведение - это деятельность, в которой человек познает, проявляет, совершенствует свои нравственные качества. Это активное внешнее проявление нравственного сознания, которое выражается в нравственных поступках и привычках личности.
     Воспитание нравственного поведения — это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников
     Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики.
     Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. 
     Нравственный идеал является абстрактным понятием. Нравственный идеал связан с формированием нравственного сознания и нравственного поведения людей, близких к идеалу. Но раскрывая понятие нравственного идеала, непременно осознаем, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает идеального человека. Это – Христос, Богочеловек. Таким образом, для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, а в центре этого понятия должен стоять Христос Бог, через уподобление которому может совершенствоваться человек. Человек, который соблюдает законы библии.
     Итак, для того, чтобы восстановить в системе дошкольного воспитания понятие нравственного идеала, необходимо вести процесс нравственного воспитания в единстве с религиозной духовной культурой.
     С точки зрения многих педагогических деятелей, такое воспитание можно начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Проводить специальные занятия посредством знакомства старших дошкольников с историей известных воинов-героев, организовывать встречи детей с ветеранами Великой Отечественной Войны, читать художественные произведения. Темы занятий: «Любовь к Родине», «Служение Отечеству» и др.
     Такая работа помогает донести до детей старшего дошкольного возраста смысл понятий: честь, достоинство, подвиг, мужество, храбрость. Очевидно, что в современном дошкольном образовании идеальная модель духовно- нравственного сознания еще не выработана.
     * Нравственные понятия и нравственные представления - вырабатываются обществом и могут изменятся по мере его развития.
     Нравственные понятия – это руководство к действию над воспитанниками только тогда, когда они не просто заучены, прошли через нравственное сознание воспитателя (т.е. глубоко осознанны, осмысленны и превращены в моральные убеждения).
     Пример нравственных понятий:
     Сочувствие, любовь, честь, достоинство, бережливость, уважение к старшим, дружба, щедрость. 
     Нравственные представления – это возникновение нравственных категорий в сознании старшего дошкольника, в виде образов и представлений о плохом и о хорошем, о добре и зле. Формируются с помощью этических бесед, посредством практической, игровой деятельности и целенаправленных упражнений.
     Овладение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.
     В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [Головей, Рыбалко, 2008; Чекина, 2006].
     * Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. 
     Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. 
     Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. 
     У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. 
     Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. 
     Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поведении: привычках и поступках. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. 
     Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: этика и мораль + нравственное понятие и нравственное представление + нравственное сознание (нравственные чувства) +нравственное поведение (нравственные поступки и привычки) = нравственное качество. 
     Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности [Виноградова, 1989]. 
     Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. 
     Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
     В задачи нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. 
     Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека. 
     






1.2 . Нравственное воспитание старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении


    Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
    В этом возрасте закладываются основы будущей личности:
    -  формируется устойчивая структура мотивов;
    -  зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.);
    - возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения;
    - ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
    В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
    В этот период ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.
     Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, их оценочную сторону и эмоциональное к ним отношение [Якобсон, 1984].
    В дошкольном возрасте осуществляется переход от непосредственного эмоционального отношения к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок поведения в различных ситуациях и которые начинают регулировать и подчинять себе саму эмоциональную сферу. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами [Люблинская, 1996].
    В старшем дошкольном возрасте, как и на протяжении всего дошкольного возраста, у детей продолжают складываться этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Ребенок соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного воспитания личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте. Ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
    Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке.
    У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
    В 6-7 лет ребенок понимает общественный смысл нравственной нормы, осознает ее объективную необходимость для регуляции взаимоотношений между людьми.
    Дети старшего дошкольного возраста употребляют в речи слова, обозначающие нравственные качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью детского мышления [Урунтаева, 2000].
    В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. 
    Итак, основными особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте является то, что:
    - у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
    - возрастает действенность нравственных представлений;
    - возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой [Урунтаева, 2000].
     На наш взгляд, наиболее полная классификация нравственных качеств личности старшего дошкольника у авторов Маляковой Н.С. и Макаренко А.С. на основе анализа их работ нами были выделены следующие нравственные качества у старшего дошкольника в процессе его обучения в ДОУ: 
     1. Готовность идти на помощь: сочувствие к окружающим людям.
     2. Вежливое общение с окружающими: дружелюбие, доброта, уважение к мнению других [Малякова, 2005].
      Выбор средств развития нравственных качеств зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). 
     Важной предпосылкой развития нравственных качеств дошкольниками является общий нравственный “климат” в группе, стиль отношений между воспитателями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников. Определяющее значение имеет личный пример воспитателя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему воспитателю. 
     Постепенное развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Воспитателю необходимо путем организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.
      Результаты этих новообразований будут проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственные качества формируются не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки.
     Чтобы развить нравственные качества дошкольников, воспитатель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе работы с дошкольниками помогает выработке у детей способности сопереживания к другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
     Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.

1.3. Художественная литература как средство нравственного воспитания старших дошкольников


     Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования" Рассматривая особенности восприятия литературных произведений          Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая и В.И. Логинова отмечают, что понимание художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. 
     Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение. Размышляя о развитии нравственных качеств учащимися средствами художественной литературы, русские методисты В. и Ц. Балатон писали, что "Нравственное развитие детей совсем не достигается путем рассуждения с ними о морали и добродетели... Нравственно воспитательная задача при прочтении таких рассказов состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после чтения не последовало никакой беседы на моральную тему"[Балатон, 1976].
     Изменения, происходящие в душе читателя после прочтения художественного произведения, названные Л.С. Выготским "моральным последствием искусства" обнаруживаются в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно, в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности, "сил морального поведения". Как известно, воздействие литературы на развитие личности осуществляется через восприятие. 
     В исследовании З.И. Романовской, посвященном развитию дошкольниками нравственных качеств с помощью художественных произведений, критерием полноценности протекания этих процессов выступает уровень понимания и восприятия образной конкретности и образного обобщения, представляющих единство в художественном произведении. Наивно-реалистическое восприятие, свойственное дошкольникам, динамично, способно совершенствоваться в процессе обучения. Было выделено 4 основных уровня восприятия и понимания художественной литературы дошкольниками:
     1. репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-логический;
     2. эмоционально-сюжетный;
     3. интуитивно-художественный;
     4. элементарный осознанно-художественный.
     Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста школьников. Характеризуя каждый уровень,           З.И. Романовская отмечает, что репродуктивный уровень "отражает усвоение содержания сюжетно-событийной стороны произведения без творческой переработки воспринятого и без проникновения". Дети усваивают фабулу произведения, запоминая последовательность событий в нем.
     Помимо восприятия на этом уровне явилась критерием выделения в нем двух подуровней. Первый - фрагментарный - присущ дошкольникам. Не владея техникой чтения, ребенок с трудом усваивает содержание произведений, обращает внимание лишь на отдельных героев, запоминающиеся эпизоды, не связывая их в единое целое.
     Второй подуровень - сюжетно-логический - характеризуется более полным восприятие.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%