- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013374 |
Тема: | Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА (КГПУ им. Астафьева) Институт психолого-педагогического образования Кафедра педагогики детства ПЕРИСТАЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) образовательной программы Дошкольное образование ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Яценко И.А. «7» июня 2018_________________ Научный руководитель к.пс.н., доцент Груздева О.В. «7» июня 2018_________________ Дата защиты 19.06.2018 г._________________ Обучающийся Перистая О.В. «7» июня 2018_________________ Оценка ________________ Красноярск 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………8 1.1. Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 8 1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 18 1.3.Воспитательные возможности художественной литературы .27 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………..40 2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста …………………………….40 2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………….49 2.3.Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………………….57 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68 ПРИЛОЖЕНИЯ 76 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно-нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности [53]. Таким образом, духовно-нравственное развитие дошкольников является задачей первостепенной важности, что и отражено в государственном заказе для дошкольных учреждений. Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на духовно-нравственное развитие, предусматривающее приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [57, с. 9]. Таким образом, перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования духовно-нравственных качеств у детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и к различной деятельности [64, с. 19] . В последние годы проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников пытаются решать, в частности, посредством художественной литературы, обладающей богатыми познавательными, мировоззренческими, педагогическими, эстетическими возможностями. Она представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Однако основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать, осознавать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности [54, с. 111]. Проблема духовно-нравственного воспитания находится в центре научных интересов отечественных и зарубежных ученых. Имеющиеся работы преимущественно ориентированы на нравственное воспитание (А.В. Булатова, A.M., Виноградова, Р.И. Жуковская, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.Г. Нисканен), содержательные подходы в области нравственного воспитания (В.В. Белоусова, О.С. Богданова, Б.Т. Лихачев, И.И. Подласый, В.А. Сластенин, Е.И. Шиянов, Н.Л. Худякова и др.). Вопросами духовно-нравственного воспитания занимались М.Н. Орлова, М.А. Скребцова, Л.В. Кокуева, Н.П. Шитякова и др. Несмотря на пристальное внимание ученых к данной проблеме, вопрос о том, каковы особенности использования художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста остается актуальным. Актуальность духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлена необходимостью духовно-нравственного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной разработанностью условий применения художественной литературы для решения данной задачи. Отсюда вытекает проблема исследования: Каковы условия использования художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста? Актуальность рассматриваемого вопроса и выявленное противоречие позволяет обозначить цель исследования. Цель исследования – изучение воспитательного потенциала художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – художественная литература как средство духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе; 2) обосновать актуальность использования художественной литературы в качестве средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; 3) осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования; 4) определить исходный уровень духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп; 5) разработать содержание занятий по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, осуществить его апробацию; 6) определить эффективность проделанной работы. Гипотеза – применение художественной литературы как средства духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при условии грамотного отбора литературных произведений, отражающих совокупность духовно-нравственных ценностей, доступных восприятию детей в данный возрастной период. Методы исследования: - анализ литературы по проблеме исследования; - метод беседы; - метод наблюдения; - качественный и количественный анализ результатов диагностической части исследования. Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, в ней содержится анализ и систематизация имеющегося научного опыта по теме исследования, а также обозначены подходы к формированию духовно-нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы. Практическая значимость состоит в том, что материалы данной работы, а также разработанное содержание занятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы могут быть использованы студентами, а также могут применяться воспитателями дошкольных учреждений. Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «ДСКН №Х» г. Сосновоборска. В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (10 участников контрольной и 10 участников экспериментальной групп). Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Для того чтобы определить, что такое «духовно-нравственное воспитание» или «духовно-нравственные качества», необходимо проанализировать понятия: «Духовность», «Нравственность», «Нравственное воспитание». В философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке», «то, что отличает человека, что присуще только ему». Духовность означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека [55, с. 34]. В традиционном философском понимании духовность включает в себя три начала – познавательное, нравственное, эстетическое. Сердцевиной духовности является нравственность. В психологической науке духовность рассматривается как высшая подструктура человека, регулирующая его поведение, деятельность и взаимоотношений с другими людьми, важнейшими психологическими характеристиками которой являются: ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения [69, с. 58]. По мнению Р.Л. Лившица, духовность – это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Сущность духовности – в открытости личности. «Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единственному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремлении к социально-позитивным гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека [32, с. 49]. Видный отечественный мыслитель С.Л. Франк трактует духовность как некую надындивидуальную реальность, в которой пребывает каждый (православный) христианин [60, с. 152]. Современный политический деятель А.И. Подберёзкин определяет духовность, как «преобладание высших духовных моральных интересов над материальными, наличие высоких гражданских этических, эстетических идеалов» [43, с. 14]. Известный исследователь А.Я. Канапацкий подчёркивает, что духовность характеризуется стремлением стать нравственным абсолютом, и невозможностью достижения этой цели в силу того, что это стремление по своей сути бесконечно [23, с. 35]. Заслуживает внимания рассмотрение данной проблемы В.А. Черкасовым, который под духовностью понимает «потребность и способность личности к творчеству в различных сферах культуры (материальной, духовной, соционормативной): потребность и способность «быть для других»; потребность в свободе, потребность в самореализации, способность к самообразованию и саморазвитию (результат педагогической деятельности)» [62, 28]. По мнению Н.Г. Дмитриевой «Духовность личности – система её ценностей, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире, о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся и от чего грустим. Это наш духовный мир» [16, с. 48]. Н.П. Шитякова приходит к выводу, что современные учёные рассматривают духовность в рамках четырёх направлений: 1. Духовность как результат приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре. 2. Духовность в аспекте изучения ситуативных и личностных фактов, способствующих возникновению у человека духовных состояний. 3. Духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, как обращение к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Духовность определяется, как способность личности создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется сама тождественность человека, его свобода от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями. 4. Изначальное понимание духовности. Понятие «дух» в рамках данного направления идентично понятию «Бог». Бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха), поскольку у такого человека нет внутренних стимулов к самопознанию, к самосовершенствованию [65, с. 48-50]. Таким образом, рассматривая вышеназванные направления в исследованиях содержания понятия «духовность», можно сделать вывод о сложности и многоплановости этого явления в нашей жизни. Ряд исследователей делают попытку объединить светское и религиозное понимание духовности. Так, Т.И. Петракова называет следующие положения, объединяющие позиции науки и религии: «Обращение человека к высшим ценностям как основополагающим ориентирам его духовного бытия, признание у него смысла жизни как нормального (здорового) духовного состояния, выделение категории совести как показателя проявления духовной жизни, признание необходимости переживания человеком высоких нравственных чувств как побудителей собственного духовного становления и саморазвития» [41, с. 52]. Обратимся к понятию «нравственность» в аспекте нравственного воспитания. Понятие «нравственное воспитание» пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности» [51, с. 128]. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – отмечает И.Ф. Харламов [61, с. 48] Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе. Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения духовности, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [70 с. 25]. В настоящее время, когда запущен процесс духовного возрождения России, основные ценностные установки прописаны в стандартах второго поколения, которые закрепляют приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников [21, с. 230]. Отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [57, с. 9]. Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним [56, с.31]. В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином [51, с. 89]. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Важно отметить, что сначала возникает сопереживания радости, а потом уже сопереживание горя. Одним из важнейших условий успешного воспитания духовно-нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него [31, с. 80]. На это многократно указывал ещё Е.А. Аркин в конце 20 века, подчёркивая, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость [4, с. 203]. На воспитания у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться. Воспитание у детей духовно-нравственных чувств – это сложный процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [5, с.8]. Во второй половине XX века во всем мире возрос интерес к вопросу нравственного воспитания и становления личности молодежи. Стало очевидным, что никакие социальные проблемы не могут быть решены без усиления внимания к нравственному развитию человека. Современные ученые-гуманитарии стремятся понять причины часто возникающих деформаций в духовной сфере личности и общества, наметить пути их устранения. Подобные изменения в жизни общества побуждают к расширению границ историко-педагогических исследований, делают возможным обращение к ранее предававшимся забвению пластам педагогической культуры, к числу которых принадлежит педагогическая мысль русских педагогов [1, с. 8]. Вместе с тем, остро ощущается потребность в критическом переосмыслении различных трактовок теоретических основ духовно-нравственной воспитанности. Уже к началу 90-х годов многие отечественные философы и педагоги давали негативную оценку сложившейся в советской педагогике теории нравственного воспитания [56, с. 80]. Ими отмечалась слабая разработанность этических проблем воспитания, критике подвергалась общая методологическая позиция, из которой исходили при анализе цели и сущности нравственного воспитания. Дискуссионным оставался вопрос о содержании духовно-нравственного воспитания. Наконец, не удовлетворяли ученых и сложившиеся в науке представления о средствах воспитывающего влияния индивидуальной нравственности. В условиях социальной нестабильности и утраты прежних ценностных ориентиров, неудовлетворенности состоянием педагогической теории, особое значение приобретает обращение к культурной, в том числе педагогической, традиции. На рубеже XIX-XX веков прогрессивные русские педагоги подвергали радикальному пересмотру все стороны воспитания детей до школы, его содержание, формы и методы [45, с. 63]. В то время создавались новые воспитательные системы, которые исключали пассивность и педагогическую запущенность ребенка, стимулировали его активность и самодеятельность. Отдельные передовые для того времени дошкольные учреждения и воспитатели предпринимали попытки такого построения педагогического процесса, которое обеспечивало бы условия именно общего развития всех сторон психики ребенка. Рассмотрение вопросов духовно-нравственного воспитания в дошкольном детстве на рубеже конца XIX - начала XX веков представляет интерес современных исследователей в области дошкольной педагогики [47, с. 17]. проблем и духовности поколения специалистов на о к опыту Е.Н. Водовозовой и А.С. , которые неоценимый в отечественную науку с зрения и практики. ценность Е.Н. Водовозовой в разработанной ею и методике произведений творчества в и нравственном , в обосновании как важного средства творческой , раскрытие возможностей [7, с.117]. для второй XIX - начала XX были Е.Н. Водовозовой о труда в детей. она рассматривала как ценность, так как оно решающее на успех видов детей. духовно- личности, по ее , возможно в познании труда. провоцирует на положительные , которые в осознанном венном . Водовозова , что нравственное ребенка так связано с его развитием, что говорить о из них отдельно [7, с. Поступки «…большей - верное ло его умственного » [7, с.193]. Е.Н. Водовозова обозначила о том, что ценностные отношения проявляются в , также воспитательной . При этом выступают как ценностных к миру и содержанием тельно ценностей [7, с. Её идеи яркий характер, с современными личностно-ориентированного к воспитанию, обусловлен интересом к , индиви и человеку как социальных . Таким , понятия «» и «нравственность» в тесной и, по мнению исследователей, не чётких в определениях понятий. , Т.И. Петракова , что между «духовность» и «» существует не семантическая, но и связь: « и принципы получают обоснование и в идеалах и зла, являющимися духовности. духовность высшие, «» устремления , то нравственность – это «горизонтальных» : отношений с и обществом». формула « творит формы», выражением между состоянием и его деятельностью [41, С. Н.П. Шитякова , что «духовность смысл в морали, а является из ступеней человека к » [65, с. 57]. Анализ и практических духовно- воспитания в детстве стимулирует на этапе возможностей воспитания, содержания , обращенного к , а не идущего от общественных ваний к [6, с. 22]. Современный опыт и исследования , что интеллектуальные ребенка-дошкольника выше, чем это до сих пор [27, с.50]. Нравственные личности складываться рано, уже в годы . От того, как воспитан ребенок в отношении, во зависит его , его взаимоотношения с людьми. формирования -нравственн ребенка-д является более по своему и зависит от более круга , чем ход усвоения частных или знаний. перед ставятся управлять процессами детской , природа и которых мало . Несмотря на то, что духовно- воспитания продолжает недостаточно , еще мало в смысле объективных , фронт в этой за последние заметно . В научно-исследовательских психологии и детства особенности чувств и пути их , начата по выяснению интеллектуального, и волевого ребенка возрастных (Е. Кульчицкая, В. К. ); исследуются овладения правилами в деятельности, их взаимоотношений в игре (Л. В. ); на кафедрах педагогики и педагогических изучаются воспитания средствами литературы, воспитания в наблюдений и в природе и др. Нет в том, что дошкольные и психологи, свои с представителями дисциплин, ребенка, в ближайшие методологический и уровень исследований, подлинно решения перед проблем и образом коренное дела воспитания в . Таким , проанализировав по теме , мы сформу следующие . Нравственность – самостоятельно правильный выбор, ему свои и поведение, ответственность людьми. – совокупность , принципов и , предписываемых и регулирующих людей в совместной и общения. – внутреннее , гуманные и эмоции, человека к поступкам. , чувство , возникающее осознания своих для окружающих, или , возникающее осознания вреда . Таким , духовно-нравственные – это совокупность и хорошо личностью норм, и правил, , под влиянием гуманных , применяются и правильно. 1.2 духовно-нравственного детей дошкольного Личность, собой систему, в состоянии изменения и . В процессе личностного постепенно все значение его внутренние силы, человеку все самостоятельно задачи и собственного . Система ориентации выступает в регулятора и такого , определяя реализации целей и при ими побудительной в результате их стимулируя новых имых . Одной из предпосылок системы ориентации является уровень развития. По Ж. Пиаже, стадий развития с общими ными изменениями. суждения, ющиеся, по его , в «уважении к нормам строя и его справедливости», у формиру на основе вия между их мыслительными и постепенно социальным [42, с. 132]. Как отмечал Ж. , нравственная , подобно , носит п, стадиальный тер. Пиаже две основные морального . На первоначальной «нравственного » дети ют, что все моральные поведения , неизменны, обя для исполнения и не исключений. нравственной поступка только его . Позднее, в от 5 до 12 лет, в процессе абстрактного у ребенка на план категории выходит рия возможности. Тем у ребенка способность намерения , абстрагируясь от его х последствий. Эту , которую обозначает как «нр релятивизм», ризует относительности норм, как на основе договоренности людьми, при необходимости их изменять. нравственной на этой выступают уже человека [42, с. Лоуренс , американский , уточняя и изируя Ж. Пиаже, лил три уровня суждений, из которых 2 стадии: 1) уровень: ценности внешний , и следование им на принципе ; на первой уровня подчиняется и правилам, избежать , на второй – получения или личной ; 2) мораль циональной конформности: моральных становится потребностью, они по-прежнему на внешнем ; на третьей подчинение определяется «быть », избежать значимых , когда как стадия ориентации на ценностей в целом. 3) у собственных принципов ориентации на моральные ; на пятой человек в соответствии с ценностями, законы обще и ценности людей, а ш стадия высшим морального и определяется универсальным принципам [72, с. 24]. подчеркнуть, что, стадии, не смог их определённому , поскольку каждой группы находились на стадиях нравственного . Описанные Ж. и Л. Колбергом соответствуют уровням развития, которых необходимым усл перехода на уровень развития. о, как признает сам , одного условия , так как многие , несмотря на уровень развития, не 3 уровня [72, с. 24]. Р представления Ж. , Г. Дюпон формирование ориентации со эмоционального человека, динамику его оценки взаимоотношений с людьми. В еской «эго-развития» Дж. , развитие понимается как многосто процесс, существенными , которого следующие: ик самоконтроля, взаимоот, смысловое сознания и мышления. элементом ее ии является «», интерпретиру как понятие, по смыслу к «». Наибольший в концепции Дж. для нас представляет о том, что каждая развития оказаться для последней и к этому возрастной становится его типом [33, С.]. Теоретические Ж. Пиаже и его критикуются авторами, с Л.С. Выготского, за не внимание к ьным личностного тия. Как справедливо И. С. Кон, в процессе моральных и нравственных решающее имеют опыт , ее деятельность. По его , система личности ф в результате ного круга и ответственности, интеллекта, и воли, ходящих в практической дея ребенка и его с другими [25, с. 148]. последовательно смены в развитии ориентации в работах ных авторов, всего в Л.С. Выготского, А.Н. ева, Л.И. Божович, Д.Б. , В.И. Слободчикова и др. любого деятельности, по Л.С. , является духовных и ценностей [9, с. 37]. В возрастной им ставится деятельность, формирование способностей, и являются психологическими соответствующих развития. В известной возрастных Д.Б. Эльконина ступенчатая следующих ведущей : непосредствен общение, действие, игра, деятельность, общение и ьная . По словам Д.Б. , в этом смены деятельности чередуются освоения норм, , мотивов и т. д. и периоды способов , формирования ллектуально-познавательных сил [67, С.]. По В.И. Слободчикову, пять духовно-нравственного , для каждой из свойственна та или совместная . Например, на ступени « » ребенок общение с , на ступени «» он осуществляет деятельность с взрослыми. «персонализации» освоением норм и принципов в с общественным – воспитателем. На «индивидуализации» человек в отношения со человечеством, индивидуальным системы общества в . Существующая высшая «универсализации» принятием , экзистенциальных [48, с. 25]. Приведенные , делающие ак на формировании ной сферы , базируются на различных единого личностного . С самого рождения постепенно представления о себе, об мире и о отношении к . Для самого периода характерно представлений о или плохом, ребёнок на физиологических разделяет, что ему , а что нет [58, с.71]. Однако ребенок ориентироваться на оценки об окружающих и явлениях, а о самом . Очевидно, , что только наблюдения за ем взрослых семьи таточно. этической , выступающие, по В.С. Мухиной, в взаимосвязанных добра и зла, через со взрослым ное и эмоциональное . По мнению В.С. ой, формирование ориентиров в дошкольном также под влиянием образцов взрослых, оно может осуществляться при различными . В процессе в качестве образцов могут как непосредственно других , так и действия персонажей, определенными чертами. При , по утверждению В.С. , принятие эталонов определяется следующих духовно- развития: норм, поведения, отношением к нормам и позицией ребенка [37, с. 5-6]. подробнее на старшего возраста. дошкольный играет роль в развитии : в этот жизни формироваться психологические мех деятельности и [35, с. 176]. В этом закладываются будущей : -формируется структура ; -зарождаются социальные (потребность в и признании , желание важные для "взрослые" , быть ""; потребность в сверстников: у дошкольников проявляется к коллективным деятельности и в то же – стремление в и других деятельности первым, ; появляется поступать в с установленными и этическими и т.д.); - возникает (опосредованный) тип – основа поведения; - усваивает систему ценностей, норм и поведения в , в некоторых он уже может свои желания и не так как хочется в момент, а так как "" (хочется "мультики", но просит с младшим или сходить в ; не хочется игрушки, но это в обязанности , значит, это делать и т. д.) [35, с. 59]. В дошкольном появляются рефлексии — анализировать деятельность и свои , переживания и с мнениями и окружающих, самооценка старшего возраста уже более , в привычных и привычных деятельности к адекватной. В ситуации и видах ьности их завышенная [24, с. 127]. В период постигает мир отношений, законы, по строится людей, то нормы . Стремясь, взрослым, подчиняет действия нормам и поведения. В к концу возраста переход от - непосредственных к нравственным и отношениям [40, с. 116]. нравственных представляет процесс в сознании их структуры, следующие три в их взаимосвязи: все глубокое нравственного поступков, их сторону и к ним отношение [68, с. 68]. В возрасте переход от эмоционального к отношениям, строятся на усвоения оценок в различных , и которые регулировать и себе эмоциональную . Усвоение понятий и в их первичной создает более проникновения в мир и способствует ребенка на уровень . Его поступки, с взрослыми и носят уже не эмоциональный , а начинают и регулироваться нормами [34, с. 53]. В дошкольном , как и на протяжении дошкольного , у детей складываться эталоны-образцы, содержат или менее представление о или отрицательном в жизненных . Ребенок свое не только с взрослым, но и с представлением. То внешний поведения переходит во план, возможности развития . У старшего формируются представления о , взаимопомощи, , доброте. демонстрирует совершать действия и конфликты, эмоциональную на окружающих. нравственные , ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: