VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявление уровня духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005488
Тема: Выявление уровня духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Содержание
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3



Глава 1: Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания…………………………………………………………………..7

Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………………21



Выводы по первой главе…………………………………………………………..34



Глава 2: Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народного творчества во внеурочной деятельности.



2.1. Выявление уровня духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста………………………………………………………………36

2.2. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного творчества во внеурочной деятельности………………………………………………………...42

Выводы по второй главе……………………………………………………….....48



Заключение………………………………………………………………………..50

Список литературы……………………………………………………………….59

Приложения……………………………………………………………………....60 









Введение



Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором модернизации системы образования в России. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.  На необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), выступления и публикации ведущих специалистов в этой области педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.П.Белозерцева, Е.В. Бондаревской, А.Я. Данилюка, В.А. Караковского, А.М. Кондакова, Н.Д. Никандрова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.А. Тишкова, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Щурковой и др.) 

Успешное решение задач духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС второго поколения зависит не только от содержания образования, но и его организации: реализации основной образовательной программы, программ внеурочной деятельности нравственной направленности. 

Современному обществу нужен гражданин, обладающий самостоятельностью в выборе и принятии решений; способностью нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека-гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. Школа должна сформировать устойчивые нравственные свойства личности, способной ориентироваться в окружающем мире и жить по нормам и законам морали и нравственности.

Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В. Зеньковский) нравственного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А.Славина, Д.Б. Эльконин и др.). 

В то же время учебно-воспитательный процесс современной общеобразовательной школы не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности, поэтому особую роль здесь призвана сыграть система внеурочной деятельности детей, одна из основных задач которой - раскрыть внутренний, нравственный потенциал ребенка, «усилить» его природные способности, развить духовно-нравственные качества (Л.К. Балясная, В.В. Белова, В.А. Березина, П.П. Блонский, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, О.С. Газман, О.И. Грекова, Е.Б. Евладова, И.А. Зимняя, И.П. Иванов, М.Б. Коваль, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.). Особую роль в этом процессе исследователи отводят народным традициям, развивающим интерес к культуре, народному творчеству, формирующим основы духовного становления личности ребенка.

Внеурочная деятельность и народные традиции обладают большим потенциалом в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Таким образом, всё вышесказанное определило актуальность нашего исследования на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народного творчества во внеурочной деятельности».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народного творчества во внеурочной деятельности.

Цель исследования: изучить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами народного творчества во внеурочной деятельности

Задачи исследования:

Уточнить научное знание о сущности духовно-нравственного воспитания личности.

Рассмотреть особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Выявить уровень развития духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Определить педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного творчества во внеурочной деятельности.



Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами народного творчества во внеурочной деятельности будет эффективным, если:

- будет уточнена сущность духовно-нравственного воспитания и особенности его осуществления в младшем школьном возрасте;

- будет выявлен педагогической потенциал внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников;

- в качестве ведущего средства духовно-нравственного воспитания младших школьников будет выступать народное творчество. 

Практическая значимость исследования: разработанная программа внеурочной деятельности в рамках кружковой работы «Традиции и обычаи народов России» для младших школьников может быть использована для решения задач духовно-нравственного воспитания, т.к. помогает ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей народов России.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез, обобщение информации.

Эмпирические: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

База исследования: Волгоградская область, Станица Кумылженская, МКОУ Кумылженская СОШ 1 им. А.Д. Знаменского. 

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой из них, заключения, списка литературы, приложений. Общий объём работы составляет  58 страниц.





























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



1.1. Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания



Современная общественность заставляет нас иначе взглянуть на систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что ключевыми понятиями в данном исследовании являются: мораль, общечеловеческие ценности, этические знания, нравственность. 

В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов. 

«Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении» [2, с. 36]. Наряду с понятием этики используется понятие мораль. «Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре» [2, с. 36].

Современные учёные (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев и другие) разводят понятия этики и морали. Под моралью понимается «специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности. Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение» [13, с. 112]. 

Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические же знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы. 

Анализ работ Н.И. Болдырева привёл нас к пониманию того, что мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции: 

1.Функция социальной ориентации или социального регулирования;

2.Познавательная (отражательная), революционно - критическая и апологетическая; 

3.Мораль как система ценностей, побуждений и ограничений личности воспитательная и более широко - функция формирования социального субъекта. [13, с.114]

Н.В. Иванова указывает, что «для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания». [28, с. 16] Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа. 

Следующий уровень морального сознания - нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения. 

Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения» [13, с. 113].

 Наконец, наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии «нравственной ценности». Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека. 

Содержание ценностных ориентации (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение. 

Понятие нравственное воспитание  Подласый П.И. раскрывает как  «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». [45, с. 163]

Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения». [45, с. 164]

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов». [45, с. 165]

Нравственные чувства, сознание  и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. 

О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.  Под  поступком  понимают  «какое-либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями  личности». [45, с. 163]

 Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание.

Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек. Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без  особого  на  то  контроля,  но  и  в  силу  выработанной  потребности  в  данной  деятельности.  

Нравственное  поведение  характеризуется  тем, что оно у каждого определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий.  Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  единственно  возможный,  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.  

«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений  -  волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты». [45, с. 167]

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. 

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Проанализировав  этот  вопрос,  мы  пришли  к  выводу,  что  основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям.  

Мы  считаем,  что  нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения,  как  привычные  формы  поведения.

По И.П. Подласому содержание нравственного воспитания заключается в следующем:

«В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 

В человеколюбии или гуманности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность». [46, с. 163]

Таким образом, в качестве рабочего понятия нравственного воспитания нами было взято следующее: нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. 

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования нравственности. Содержание внеурочной деятельности обладает большим потенциалом для формирования нравственного поведения. 

С точки зрения аксиологического (В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, И. А. Соловцова, Н. Е. Щуркова, Е. А. Ямбург) и антропологического подходов (Ш. А. Амонашвили, В. Б. Куликов, В. И. Маскакова) базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность и нравственность. 

О. А. Воронова рассмотрев основные подходы в научной литературе к дефиниции «духовность», отмечает широту взглядов, что позволяет «духовность» рассматривать как качество личности (добродетельность, благонравие, порядочность, терпимость, чуткость, внимательность); как состояние души, внутренний мир человека, состояние его «Я» (высокий дух, душевность, волнения души, душевные болезни); как движение души, устремленность человека к возвышенным целям (А. Адлер), к свободе; как «творческий акт» (Н. Бердяев); как направление мировоззрения; как приверженность к религиозному (стихи, музыка, учебные заведения): как вид деятельности (М. С. Каган); как динамическое личностное образование, в структуру которого входит внутренние качества личности — ценностные и смысложизненные ориентации, и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми - эмпатия, стремление к самоактуаизации, положительное отношение к другому (О. Е. Шматько). [3] 

Мы считаем, что «духовность» - это интегральная характеристика личности человека, которая характеризуется активным стремлением к оптимизации условий сосуществования и совместного бытия с Другими людьми, связанную со становлением и накоплением духовного опыта личности. 

Духовное-нравственное воспитание может рассматриваться как феномен, определяющий становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности, и имеющий в связи с этим специфические содержательные характеристики. Духовно-нравственное воспитание является базой для воспитания качеств, составляющих принадлежность человека как психофизического и социального существа, и определяет особенности организации целостного воспитательного процесса. [10] 

Нам близка точка зрения В.Т. Чепикова, который утверждает, что нравственность - это целостная интегративная совокупность нравственных качеств как психологических образований моральной сферы личности, определяющий характер нравственных отношений, направленность поведения и деятельности [10] С этой точки зрения, поведение выступает как внешний обобщенный показатель уровня сформированности нравственности, т. е. в поведении отражаются сформированные нравственные качества, которые проявляются ценностном отношении к общению, деятельности, Другим людям. Духовно-нравственное воспитание включает в себя выработку нравственного сознания, чувств, поведения. Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются личностью в процессе деятельности и общения (О. С. Богданова, Н. И. Болдырев, И. Ф. Марьенко, И.Ф, Харламов и др.). 

Ассимиляция нравственных понятий и представлений ведет к возникновению нравственных чувств, которые со своей стороны способствуют более глубокому усвоению нравственных знаний (Л. И. Божович, М. Т. Яновская и др.). Сознание личности становится эмоционально отзывчивым, а понятие - персонально принятым. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации (О. С. Богданова, И. С. Марьенко и др.) [2] 

Важно отметить, что мораль и нравственность - понятия различные. Мораль является внешним регулятором поведения, предъявляемые социальными стратами, а нравственность - индивидуальным регулятором. Соглашаясь с выводами исследований О. А. Вороновой, И. А. Соловцовой, отметим, что духовность содержит в себе культурологическую составляющую определенной социальной группы (семья, коллектив, общество, нация), характерные особенности которой влияют на становление и развитие конкретного члена данной группы. 

Духовные убеждения, взгляды и мировоззрение становятся прочным базисом для становления нравственной сферы личности человека, которая проявляется в нравственных чувствах, облике и поведении. Такое предположение позволяет судить об определенном уровне сформированности внутренней позиции личности, выражающееся в совокупности отношений человека к конкретным объектам, явлениям, Другим людям, их деятельности, а также к своим поступкам и результатам деятельности. Важным считаем отметить, что младших школьный возраст характеризуется учебной деятельностью, повышенной регламентацией действий со стороны педагогов и родителей, более организованной и самостоятельной активностью в коллективе. 

Данные особенности жизнедеятельности младшего школьного возраста предполагают ситуативный и диалогический характер воспитательного процесса. В данной связи основными новообразованиями в духовно-нравственной сфере личности младшего школьника становятся: 

1. Взаимодействие с Другими, принятие правил коллектива, принятие факта существования иного мнения и отношения к объектам, явлениям и событиям; 

2. Способность проявлять собственное отношение к Другим людям, явлениям и событиям, собственной личности и деятельности, а также различать внешние признаки и действия и подлинное отношение Другого человека к объектам, деятельности и Другим людям. 

3. Самостоятельность младших школьников, которая проявляется в умении контролировать свои действия, нести за них отвественность, оценивать результаты в данных действиях в конкретных ситуациях, в том числе и конфликтных. 

Л. А. Серикова [28] утверждает, что современные исследователи считают духовность и нравственность категориями одного смыслового поля и видят различный характер взаимосвязи, основанный на признании: 

-        духовности характеристикой ценностно-смысловой сферы сознания, нравственности - регулятором социальных отношений; 

-        духовности - характеристикой сознания, гармонизирующий внутренний мир человека, нравственности - внутренним законом человека, индивидуальной формой морали; 

-        духовности как показателя ценностной структуры личности, нравственности как совпадения внутренних мотивов с общечеловеческими и социальными ценностями; -   нравственности как продукта духовного развития; 

-        Соотнесенности нравственности и духовности с различными уровнями осознания жизни и мироотношения. [10, с. 18] 

Н. М. Борытко, анализируя различные подходы к определению категории «воспитание», подчеркивает, что большинство авторов одновременно рассматривают его в трех аспектах (социальное явление, процесс и деятельность), отражающих три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного способа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. В этических учениях этим трем аспектам соответствует мораль, нравственность и духовность. [2, с. 36] 

Наиболее важным следует отметить, что воспитание и развитие нравственности в младшем школьном возрасте является ведущим аспектом воспитания, т. к. в данный период происходит активное усвоение и присвоение этических норм, правил поведения на фоне регламентации действий со стороны педагогов и родителей. 

Следует рассмотреть следующие понятия, составляющие категорию «духовно-нравственное воспитание»: ценностные ориентации, ценностное отношение, ценности. 

Если говорить о понятии «ценностное отношение», то оно может рассматриваться как взаимосвязь субъекта с объектом, осуществляемая на субъективно-эмоциональном уровне; как ценностная позиция личности, проявляемая в ситуации свободного выбора. Эмоциональность природы ценностного отношения определяет его динамичность, подвижность и возможность воспитания. Выделенные характеристики позволяют полагать, что механизмом формирования ценностного отношения является воздействие на эмоциональную сферу ребенка через обогащение опыта моральных переживаний, включение младшего школьника в позитивную социальную практику. [10, с. 21] 

Система ценностных отношений, по мнению Л.П. Разбегаевой, является ядром ценностного сознания. Необходимость формирования ценностных отношений определяется их духовно-практической значимостью, возможностью утверждения истинных человеческих достоинств в процессе становления и развития личности. [10, с. 22] 

Говоря об определении понятия «ценность» обратимся к исследованию Д.А. Леонтьева, который верно отмечает, что понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них. Систематизировать эти различия можно, выделив 6 развилок в построении понятия ценности: 

-        ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, соответственно, объект может быть ценностью или иметь ценность; 

-        ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью (экономический, или утилитаристский взгляд) или объекты особого рода, обладающие особым статусом; 

-        ценности являются индивидуальными или надындивидуальными образованиями (эти две трактовки не обязательно должны исключать друг друга); 

-        признание надындивидуальной природы ценностей ставит вопрос о том, онтологизируются ли они как трансцендентные сущности или социологизируются как порождение социальных общностей; 

-        признание индивидуальной формы существования ценностей ставит вопрос о том, являются ли они лишь структурами сознания (представлений) или личности и мотивации. 

Эта дихотомия проявляется, в частности, в терминологическом разведении ценностей и ценностных ориентаций; -        социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм и стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий). 

Д. А. Леонтьев отмечает, что рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия): общественные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности. [6, с. 51] 

Таким образом, ценностные ориентации, по сути, являются конкретизацией ценностей, воплощаясь в достаточно четкие показатели, и представляют собой сложное образование, несут в себе регулирующую функцию поведения Они представляют собой форму свободного выбора включения общечеловеческих и социальных ценностей в собственную деятельность личности. 

Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из аспектов воспитания и направлено на усвоение и присвоение высших духовных и нравственных ценностей подрастающего поколения и руководство ими в действиях, поступках и поведениях. Воспитание является сложной и многоуровневой системой и существует как иерархия воспитательных систем. Духовно-нравственное воспитание является одним из видов воспитательных систем и относится к частичным воспитательным системам, которые обеспечивают формирование отдельных сторон целостной личности. Такая система не может быть организована вне целостных педагогических систем. В качестве целостных педагогических систем могут выступать коллектив учащихся, образовательное учреждение и семья. Так как воспитательный процесс многогранен, то духовно-нравственное воспитание как одна из его граней находиться в органической взаимосвязи и взаимопроникновении с другими аспектами этого процесса, также функционирующие как частичные системы. [10, с. 13] 

М. А. Дьячкова подчеркивает, что духовно-нравственное воспитание как феномен имеет все признаки системы. Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса; управление; средства, формы, методы и технологии воспитания. [5, с. 9] 

В качестве основного понятия мы принимаем следующее определение духовно-нравственного воспитания младших школьников - это процесс приобщения, усвоения и присвоение детьми младшего школьного возраста к приоритетным ценностям современного культурного общества России с целью выработки ценностного отношения к объектам, явлениям, событиям, Другим людям и их деятельности, которому присуще диалогичность и ситуативность. 

Итак, сущностными характеристиками духовно-нравственного воспитания являются следующее. Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях в связи с чем использование этих ситуаций способствует формированию ценностных отношений к окружающему миру, его объектам и явлениям. Духовный опыт младшего школьника - это совокупность личностно-смысловых образований, в которых отражены пережитые, осознанные личностью знания, представленные в форме отношений и эмоциональных состояний. Приоритетной системой ценностей является та, которая соответствует определенному социальному страту, но не противоречит системе общечеловеческих ценностей. С этой точки зрения, духовно-нравственное воспитание не должно быть подменено на религиозное. Приобщение к ценностям происходит через введение младшего школьника в культуру через диалог. Этот процесс подразумевает проживание и осознания младшими школьниками бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей. Не только диалог и дискуссии, но и проблемные ситуации ценностного выбора должны быть использованы в духовно-нравственном воспитании как основные методы данного процесса, с целью создания условий для рефлексии эмоциональных (внутренних) переживаний. Воспитательный процесс, направленные на присвоение, усвоение и освоения системы ценностей, отражающей целостную картину мира. Духовность присущая человеку должна регулироваться нравственным сознанием. 

Таким образом, духовно-нравственное воспитание не является самостоятельным направлением воспитательной работы и не является самостоятельной воспитательной системой, оно является частью воспитательной деятельности и воспитательной подсистемой.  









































Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности



В современном обществе большое внимание уделяется ориентации учащихся младшего школьного возраста на нравственные ценности: умение соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способность к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях. Одной из основных задач становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности» [46, с. 164], а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» [46, с. 164].

С началом обучения в школе ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В данном случае актуальной является внеурочная деятельность.

Под «внеурочной деятельностью» в нашем исследовании понимается система совместной внеучебной деятельности школьников, организатором которой является педагог школы (Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина, Н.Е. Щуркова). 

Обращение к работам, затрагивающим вопросы современной практики организации внеурочной деятельности (В.И. Казаренков, С.В. Кульневич, Л.И. Маленкова, М.А. Опарина и др.) позволило выделить ее особенности, которые способствуют формированию нравственности. Это добровольность участия, активность и самостоятельность детей, личностная значимость деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм. Они нашли применение в модели формирования нравственных ценностей у младших школьников. 

«Наиболее эффективными формами организации внеурочной деятельности являются личностно-ориентированные занятия и коллективные творческие дела. Их сочетание способствует формированию нравственных ценностей у младших школьников: в рамках личностно-ориентированных занятий у учеников развивается самосознание, пополняются представления об отношениях людей, их чувствах, эмоциях, чертах характера, желаниях и предпочтениях; а в коллективных творческих делах младшие школьники учатся сотрудничеству, в котором они обнаруживают общие смыслы жизнедеятельности, устанавливают ценностные отношения к явлениям и субъектам окружающей действительности, приучаются учитывать другого человека, его интересы, желания, индивидуальные особенности. В результате формируются нравственные ценности» [6, с. 56].

Внеурочная деятельность основывается на принципах субъектности, принятия ребенка как данности, ценностной ориентации.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44