- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты проблемы адаптации к стрессу у спортсменов.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015954 |
Тема: | Теоретические аспекты проблемы адаптации к стрессу у спортсменов. |
Содержание
Реферат Дипломная работа содержит: 48 страниц, 28 источников и 2 рисунка. Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, адаптация, стрессоры, агрессивность. Объект исследования: стресс, как психологическое состояние личности. Предмет исследования:развитиеадаптации к стрессу у спортсменов. Цель работы:теоретически обосновать программу развития адаптации к стрессу. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития адаптации к стрессу у спортсменов; 2. Выявить современное состояние проблемы адаптации к стрессу у спортсменов; 3.Разработать программу развития адаптации к стрессу у спортсменов. Научная новизна: проблема адаптации к стрессу обусловлена также наличием в современном обществе действия разных стрессогенных факторов – социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций личности. Область применения – материал данного курсового проекта может быть использован при подготовке к спортивным соревнованиям. Содержание Введение………………………………………………………………………. 4 1.Теоретические аспекты проблемы адаптации к стрессу у спортсменов.. 6 2.Современное состояние проблемы адаптации к стрессу у спортсменов 23 3. Экспериментальная программа адаптации к стрессу успортсменов….. 26 Заключение…………………………………………………………………… 45 Список использованных источников……………………………………….. 47 Приложение АШкала психологического стресса RSM–25……………….. 49 Приложение Б Диагностика состояния стресса (А.О.Прохоров)…………. 51 Введение Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. Внастоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. Путь к психическому здоровью – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности свое психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром. Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановления, если они носят поддерживающий характер, а также влияют на физические показатели здоровья. В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, опре-деляющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Стресс (понятие введено Гансом Селье в 1936 году) есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования.Это нормальная реакция, служащая целям сохранения и поддержания жизни. Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость.При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стрессами имеет ряд проявлений: физиологические (изменения пульса, окраска кожных покровов, потоотделений, напряжения мышц) и психические (изменения эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появления импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью. Актуальность темы исследования обусловлена также наличием в современном обществе действия разных стрессогенных факторов: социальных, психологических, физических, экологических, информационных, что приводит к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций личности. Методологическая основа исследования: данной проблемой занималиь следующие психологи: У. Кэннон, Г. Селье, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Д. Майерс, Ю.И. Александров и др. Однако данная тема ввиду своей актуальности продолжает оставаться одной из обсуждаемых проблем современной психологии. 1Теоретичкские аспекты проблемы адаптации к стрессу у спортсменов Стресс как система реакции человека Понятие «стресс» в настоящее время получило чрезвычайно широкое распространение. Основной причиной такой экстраординарной популярности является то, что концепция стресса претендует на объяснение многих явлений жизни: реакций человека на психотравмирующие ситуации, опасные работы, различные конфликты и заболевания. Впервые стресс как неспецифическая генерализованная реакция организма в ответ на любые неблагоприятные воздействия (голод, усталость, холод, угроза, боль и др.) был описан Г. Селье[1, c.5]. С этого момента в науке появилось понятие общего адаптационного синдрома, в развитии которого автор выделяет три стадии: стадию тревоги, стадию резистентности (сопротивления) и, наконец, если сам агент, вызвавший реакцию стресса, продолжает действовать длительное время или является чрезмерно сильным, наступает последняя стадия – стадия истощения и, как крайний вариант этой стадии, – летальный исход. Автор подчеркивал, что не всякий стресс вреден, более того, он полагал, что «даже в состоянии расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс». Для обозначения опасного стресса он ввел понятие дистресса, который связан с постепенным истощением сил организма. Наряду с формулировкой Г. Селье в 50-60-е годы XX века западные авторы определяли стресс как состояние нарушения гомеопатического равновесия или сумму реакций, направленных на восстановление этого равновесия; состояние организма, который воспринимает угрозу его благополучию (или целостности) и направляет всю энергию на свою защиту; любое состояние, вызванное нарушением нормального функционирования организма[1, с.30]. В приведенных формулировках и в теории Г. Селье стресс рассматривается в большей степени как гормональный синдром, однако понимание стресса, как неспецифической реакции организма вошло в определения исследователей, стремящихся выявить психологическую сущность данного явления. С этих позиций стресс определяется, например, какнеспецифические физиологические и психические проявления адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов или какнеспецифическая реакция на ситуацию, требующую функциональной перестройки организма [2, с.189]. Близко к указанным определениям представление о стрессе как о крайней психической напряженности, которая может выражаться в дезинтеграции поведения и деятельности вплоть до появления нервно-эмоционального срыва. В этих случаях говорят об информационном (возникающем в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений) и эмоциональном стрессе, проявляющемся в ситуациях угрозы, опасности, обиды и прочее [3, с.387]. Интересен подход Ф.Е. Василюка, который стремится совместить в понимании стресса идею «экстремальности» и идею «неспецифичности», то есть «обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования – стресса». В качестве этих условий он называет внутреннюю необходимость личности «реализовать установку на здесь и теперь удовлетворение» всякой потребности. Ф.Е. Василюк пишет: «Любое требование среды может вызвать критическую экстремальную ситуацию... у существа, жизненный мир которого «легок» и «прост»... проявляясь в виде установки на здесь-и-теперь удовлетворение или в том, что З. Фрейд назвал «принципом удовольствия». Словом, Ф.Е. Василюк выводит категориальное поле явления стресса сугубо из внутренних субъективных установок личности [4, с.35]. В работе С.С. Чшмаритян существующие определения стресса в зависимости от психологических направлений, в русле которых они сформировались, проанализированы и сгруппированы: * на бихевиористические; * интерсакционистские и трансакционистские; * психоаналитические и марксистские. В каждом из них выделены ценные для объяснения различных сторон целостного явления стресса моменты. Основной объединяющей идеей обозначенных выше направлений психологической мысли на природу стресса служит положение о том, что стресс может оказывать различное воздействие на поведение человека – от улучшения деятельности до дезорганизации, как повышая адаптационные возможности, так и понижая приспособляемость человека к среде[5, с.205]. Таким образом, на сегодняшний день исследователями однозначно показано, что, по своей сути, стресс более сложное явление, чем его первоначально понимал Г. Селье, и в этой связи становится понятной безуспешность попыток объяснить адаптационное поведение (особенно социальную адаптацию) только на основании анализа физиологических реакций. В дальнейшем сам Г. Селье выделяет в общем адаптационном синдроме эмоциональный компонент, что и позволило включить данный феномен в ракурс исследования психологической науки. Как результат такого вычленения возникает понятие эмоциональный стресс, который детерминирован различными психологическими воздействиями. Стресс как особое психическое состояние связан с проявлением эмоций, но он не исчерпывается только эмоциональными феноменами, а детерминируется и отражается в когнитивных, мотивационно-волевых, характерологических и других структурных компонентах личности. Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Стресс в большой степени является производным от наших когнитивных (интеллектуальных) процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, степени владения способами управления и стратегиями поведения, их адекватного выбора. И этим объясняется, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не аналогичны таким же для другого. Современный подход к изучению стресса. В соответствии с системным подходом в наше время стресс изучается с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами, на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента[6, с.96]. По его мнению: «физиологический и психологический стрессы отличаются друг от друга по особенностям воздействующего стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции». Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, особенности интеллектуальных процессов, личностные характеристики. Данные психологические факторы определяют и специфику ответных реакций. В отличие от физиологического стресса, при котором реакции являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Другими словами, оценка угрозы представляет собой предвосхищение человеком возможности опасных последствий воздействующей на него ситуации. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, включают не только относительно простые перцептивные функции, но и процессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлого опыта субъекта, его обучение и т.п. Необходимо дифференцировать три типа стрессовых оценок: 1) травмирующей утраты чего-либо, что имеет большую личную значимость (смерть близкого, неизлечимая болезнь, потеря работы и т.п.); 2) угрозы воздействия, требующего от человека больших способностей по противодействию, чем он имеет; 3) трудной задачи, проблемы, ответственной и потенциально рискованной ситуации. Понятие угрозы – центральное в когнитивной теории психологического стресса. На его основе описывается установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в экстремальных, сложных условиях. Так, угроза запускает защитные импульсы, имеющие те же характеристики, какие обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к негативным последствиям, например в отрицании ситуации, ее преодолении или принятии. Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных, так и от личностных факторов. Акцентируется необходимость разграничения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемых деструктивных влияний. Из этого следует, что развитие психологического стресса возможно без материального присутствия его источника, а только благодаря способности индивида предвосхищать предстоящие и даже чаще всего лишь возможные столкновения с какой-либо опасной для него ситуацией. Характер и интенсивность стрессовой ситуации в основном определяются степенью расхождения между требованиями, которые предъявляет конкретная деятельность к личности, и теми потенциями, которыми обладает субъект. На основании исследования функционального состояния людей при длительном нервно-психическом напряжении было выявлено четыре субсиндрома стресса: 1) когнитивный субсиндром стресса проявляется в виде изменений восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации; в изменении его представления о внешней и внутренней пространственной среде; в изменении направленности его мышления; 2) эмоционально-поведенческий субсиндром стресса заключается в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации и прочее; 3) социально-психологический субсиндром стресса проявляется в изменениях общения людей, находящихся в стрессогенных ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним. При стрессе могут складываться социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми; 4) вегетативный субсиндром стресса проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые имеют адаптационную сущность, но могут становиться основанием для развития так называемых болезней стресса[7, с.65]. Стресс – спутник жизни, и преодоление его связано с преодолением границы между возможным и актуальным. А. Лехконин также заявляет: «Стресс – это разрыв между личными ожиданиями (или ценностями) и воспринимаемой действительностью». Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).В медицине, физиологии, психологии выделяют формы стресса: положительную (эустресс – 1. стресс, вызванный положительными эмоциями и 2. несильный стресс, мобилизующий организм) и отрицательную (дистресс – негативный тип стресса, с которым организм и психика не в силах справиться, он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стресса. В современной массовой культуре под стрессом понимается отнюдь не физиологическая реакция организма на внешние факторы. В связи с этим возникло понятие психологический стресс, которое является компилятивным собранием симптомов и состояний, которые в быту называют стрессом. Стресс – это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс – это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы (от аллергий, зуда, болей в животе – до сильных головных болей и часто повторяющихся страшных снов) и фазы (от активации физиологического аппарата – до истощения, в том числе нервного». Факторы возникновения стресса у спортсменов. Современный спорт, и особенно спорт высших достижений, немыслим без максимальных по объему и интенсивности нагрузок, напряженной спортивной борьбы, острого соперничества, постоянных переживаний успеха или неудач – всего того, что составляет понятия «стресс». Проблемы психического стресса занимают особое место в практике подготовки, обучения и воспитания высококвалифицированных спортсменов Чтобы понять соотношение и взаимосвязь личностных факторов и факторов стресса в спортивной деятельности, нужно оценить место стресса во внутренней структуре деятельности вообще. При этом стресс надо рассматривать не просто как внешний сбивающий фактор, порождаемый экстремальностью ситуации, а как систему напряжений, цементирующую любую целенаправленную активность личности. Распространяя представление о стрессе как обобщем адаптационном синдроме на всю сферу жизнедеятельности человека, Селье сформулировал следующие положения: 1) стресс — это не просто нервное напряжение; 2) стресс не всегда результат повреждения; 3) стресса не следует избегать (к тому же это невозможно)» [8, с.22]. Любая активность приводит в действие механизм стресса, который несет функцию адаптации к возникающей трудности, какой бы она ни была. Таким образом, стресс есть естественный и необходимый компонент любой деятельности, представляющий собой систему напряжений, которая возникает в результате взаимодействия мотивов деятельности, с одной стороны, и условий и средств деятельности – с другой. В.С. Мерлин пишет по этому поводу: «Когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он с необходимостью сталкивается с противодействием... В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация. Состояние трудной ситуации обозначается как нервно-психическое напряжение, или стресс…». Функциональное значение системы напряжений состоит в том, чтобы оказывать мобилизующее, усиливающее влияние на состав деятельности. Однако, во многих случаях напряжение может вызывать фрустрацию и дезинтеграцию деятельности. Основными источниками эмоциональных реакций являются: недостаток приспособленных возможностей – новизна, необычность, внезапность; интенсивная или избыточная мотивация; сложность выполняемой задачи (Н.И. Наенко, П. Фресс)[9, с.15]. Помнению Ю.Я. Киселёва: «Эмоциональный стресс вусловиях спортивных соревнований рассматривается в качестве функции двух основных факторов: величины потребности в достижении цели и субъективной оценки вероятности достижения цели. Эта основывается, в свою очередь, на отражении в сознании спортсмена его готовности – функциональной и специальной, а также предполагаемых условий протекания деятельности». В целом эмоциональное напряжение можно представить в качестве функции двух основных групп факторов: мотивации и неопределенности ситуации протекания деятельности (П.В. Симонов)[9, с.35]. Стрессоры – это факторы внутренней и внешней среды, которые вызывают состояние напряжения, или стресса. В наиболее общей классификации можно выделить стрессор неопределенности и значимости, подразделяемые, в свою очередь, на внутренние и внешние. В условиях соревновательной деятельности эти типы стресс-факторов могут выражаться следующим образом. Стрессоры внутренней определённости возникают тогда, когда спортсмен не обладает абсолютной уверенностью в том, что все внутренние механизмы, обеспечивающие спортивный результат, в нужный момент будут функционировать наиболее оптимально. Могут возникнуть колебания в спортивной технике, в проявлении физических качеств, в функциональном состоянии, различного рода внутренние субъективные помехи. Стрессоры внешней определённости возникают из-за неполной ясности в условиях соревновательной борьбы и непредсказуемости ее развития, тактики и спортивной формы соперников, а также партнеров, возможных помех внешнего, объективного характера. Стрессоры внутренней значимости проявляются в опасениях возник-новения субъективно неприятных переживаний в ходе спортивной борьбы или неудачного исхода, в боязни получения травм, опасности поражения. Стрессоры внешней значимости могут явиться следствием возможнос-ти неосуществления целевых установок и установок престижа, материального ущерба или ущерба для командных интересов и интересов других людей. Таким образом, стрессоры неопределенности связаны с характером деятельности и первичны по своей природе. Стрессоры значимостисвязаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности; стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности; стрессоры внешней значимости определяются характером внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий соревновательного выступления. Для тех видов спортивной деятельности, в которых основной задачей спортсмена является воспроизведение результатов, достигнутых в ходе тренировок, и при этом не предполагается явных внешних помех, скорее всего, будут характерны стрессоры внутренней неопределенности. Это в основном индивидуальные виды спорта: легкая атлетика, гимнастика, тяжелая атлетика и другие. Стрессоры внешней неопределенности должны быть характерны для таких видов спорта, как спортивные игры и единоборства, где многое зависит от действий партнеров и противников, а также для тех видов, где многое зависит от условий внешней среды, например от погоды, состояния места соревнований, характера судейства. Для тех видов спорта, в которых присут-ствуют элементы риска и опасности, могут быть характерны стрессоры внут-ренней значимости; для тех видов, в которых большое значение имеет внут-ригрупповое взаимодействие, – стрессоры внешней значимости. Впрочем, на возникновение стрессоров значимости как внешней, так и внутренней большее влияние, должны оказывать индивидуальные особен-ности спортсменов и условия непосредственного социального окружения, а не требования характера спортивной деятельности. Индивидуальные свойства личности спортсмена включены в структуру его деятельности как внутренние условия или внутренние средства и в этой функции прямо или косвенно влияют на характеристики стресса и его воздействий на результаты деятельности. В качестве личностных факторов стресса можно выделить: общие свойства личности, специальные свойства личности, индивидуальный стиль соревновательной деятельности. Личностные факторы регуляции спортивной деятельности. Структура личности имеет иерархическое строение, иерархичны и личностные меха-низмы регуляции деятельности. Поэтому попытки «однослойного» истолко-вания личностных детерминант эффективности и надежности, например, в духе модельных, «идеальных» характеристик, дают ограниченные результаты. Разделение общих и специальных психических структур принято во многих сферах психологии и в педагогике. Выделяются общие и специальные способности, общие и парциальные свойства нервной системы, общие и специальные качества. Общие и специфические свойства личности спортс-менов могут играть различную роль в тренировочной и соревновательной деятельности [10,с.155]. Учет взаимодействия общей и специальной структур личности спортсмена позволяет более гибко истолковать влияние личностных характеристик на результаты деятельности. Общие свойства личности и поведение в экстремальных ситуациях. Общие свойства личности представляют собой целостные характеристики человека, определяющие его поведение во всей сфере жизненных условий или в большей части этих условий. К общим свойствам личности можно от-нести свойства темперамента, эмоционально-волевые качества, свойства, связанные с социальными взаимодействиями, и ряд других. В аспекте поведенческих проявлений это основные свойства нервной системы– генетически обусловленные нейрофизиологические предпосылки качеств личности[11, с.125]. Анализируя статочно многочисленные исследования личностных факторов достижения успехов в том или ином виде спорта, можно утверждать, что отчетливых «личностных профилей успеха» не существует; иначе говоря, достичь существенных результатов в определенном виде спорта могут спортсмены с самыми различными личностными проявлениями, хотя, например, замечены различия в типизированных профилях личности спортсменов и не спортсменов [12, с.126]. Более однозначные результаты получены в исследованиях личностных детерминант надежности, устойчивости деятельности в сложных экстремальных ситуациях. В качестве одного из важнейших качеств в этом плане выделяется сила нервной системы. При этом существенное значение имеет то, в каких сочетаниях это свойство присутствует в структуре личности [13, с.111]. Так, Б.А. Вяткин показал, что «спортсмены со слабой нервной системой в наибольшей степени ухудшают соревновательное выступление, если для них характерны такие качества, как эмоциональная возбудимость и тревожность». Л Личностная склонность к тревожным состояниям многими исследователями рассматривается как фактор, неблагоприятно влияющий на поведение в экстремальной ситуации. Однако имеет большое значение, в каких сочетаниях это свойство присутствует в структуре личности и в какой степени состояние тревоги характеризует личность в экстремальной ситуации. В качестве других личностных факторов надежности выделяются, в частности: интеллект; эмоциональная зрелость; устойчивость; тенденция к лидерству и доминированию; самоконтроль и некоторые другие. В целом общие свойства личности ограниченно влияют на параметры деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях. Это можно объяснить их функциональной ролью в общей структуре деятельности, которая состоит в том, что они представляют собой внешние условия деятельности и функционируют как бы независимо от субъекта деятельности. Иначе следует рассматривать роль специальных свойств. Специальные свойства личности в спортивной деятельности. Если общие свойства личности являются тем, что принято называть личностными чертами, специальные свойства личности представляют собой ситуативные качества[14, с.65]. Формирование адаптации к стрессу у спортсменов. Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм– среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм–среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Когда возникает ситуация стресса, организм начинает реакцию адаптации к изменившимся условиям для защиты себя или выживания. В организме происходит перестройка всех системы для работы в экстремальных условиях. Стрессовые реакции бывают короткими и длинными. Но длительность стресса имеет предел. Стресс проходит в 3 стадии: 1. Стадия тревоги. Во время нее мобилизуются защитные силы. Её биологический смысл заключается в том, что организм в кратчайшие сроки должен получить дополнительную, «аварийную» энергию для того, чтобы максимально обеспечить условия для быстрого спасения от грозящей беды или даже гибели. Да, для организма это, безусловно, реакция энергозатратная–что для него в перспективе, конечно, плохо, – но иного выхода в данный момент нет. Ведь речь идет о спасении в целом. Первая стадия стресса может длиться до 3 суток, в зависимости от силы воздействия стресса. На этой стадии – повышенная работоспособность (мобилизация всех резервов организма). Внешние признаки этой стадии – увеличение пульса и артериального давления. 2. Стадия устойчивости. Она отражает полную адаптацию к воздействию неблагоприятных факторов (стрессору). Крайне важно и то, что на этой стадии общие энергозатраты организма становятся меньше, чем на первой стадии: организм частично уже приспособился жить под давлением стрессирующего фактора – как бы отследил его. На этой стадии организм немного «истощается», происходит снижение работоспособности, увеличение сонливости, слабость, вялость, рассеянность. Человек больше хочет спать, может возникнуть апатия. Длительность этой стадии – до нескольких месяцев. Наихудшая работоспособность наступает на 4 – 7 сутки. Если стрессирующий фактор действует сильно и длительно, то постепенно развивается следующая, третья стадия. 3. Стадия истощения. Она неумолимо наступает, если стрессор оказывается достаточно силён и действует достаточно долгое время, поскольку «адаптационная энергия», или «приспособляемость живого вещества всегда конечна». Результат на этой стадии – устойчивость организма к внешним воздействиям резко снижается. То есть база для возможного развития патологии на клиническом уровне уже создана. На этой стадии человек начинает болеть, работоспособность его низкая, постоянно хочется спать [15, с.65]. Зная эти стадии, можно спланировать участие в соревнованиях с наименьшими потерями работоспособности. Когда спортсмен выезжает на соревнования, у него наступает стресс, обусловленный: * Изменением климата. * Изменением условий проживания. * Длительностью перелета или переезда. * Изменением часового пояса. * Изменением питания. * Предсоревновательным стрессом. Психологические особенности личности спортсменов. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствуют о существенных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных качеств. Обследование больших групп спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются: высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность. В настоящее время достаточно широко обсуждается вопрос о «личностном профиле» спортсмена, занимающегося определенным видом спорта. Однако анализ личностных особенностей спортсменов международ-ного класса по видам спорта не подтвердил гипотезу «личностного профиля». Более продуктивным оказался подход поиска общих проявлений личности, обуславливающих успех в спорте. К числу таких черт следует отнести: сензитивность, эмоциональную устойчивость, активность в преодолении препятствий. В целом личностные особенности, как и типологические, следует учитывать в индивидуализации управления спортивной деятельностью. Роль фактора личностных особенностей в успешности спортивной деятельности также рассматривается при обсуждении проблемы надежности спортсмена. По данным американских спортивных психологов, к наиболее часто встречающимся личностным чертам спортсменов относятся: высокий уровень агрессивности (который почти всегда находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера, авторитарность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль. Агрессивность. Во многих видах спорта, особенно в тех, где допускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки. Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую потребность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вызывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрессивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С другой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивности, спортивная деятельность вызывает у него, хотя бы среднюю усталость или его....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: