- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты международных перевозок
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | M000464 |
Тема: | Теоретические аспекты международных перевозок |
Содержание
Содержание Введение 3 1 Теоретические аспекты международных перевозок 5 1.1 Понятие и сущность международных перевозок 5 1.2 Классификация международных перевозок и их характеристика 9 2 Проблемы и перспективы международных перевозок в России 15 2.1 Место в России в международных перевозках 15 2.2 Проблема и перспективы развития международных перевозок 24 Заключение 35 Список использованных источников 37 Введение В современной экономике международные перевозки являются важным элементом развития экономики. От качества и скорости грузоперевозок зависит работа многих компаний, что способствует развитию и деятельности компаний, занятых в сфере внешнеэкономической деятельности. Сфера международных перевозок очень важна, так как она призвана объединить производителя и потребителя товаров, заказчика услуг и их исполнителя. Успешность и уровень дохода проектов бизнеса определяется степенью надежности партнерских отношений с зарубежными коллегами. В ряде случаев предпринимаются мультимодальные перевозки – перевозки грузов с использованием нескольких видов транспорта и перегрузочных терминалов, на которых груз перегружается с одного вида транспорта на другой. Этот вид перевозки грузов актуален и особенно востребован на межконтинентальных направлениях, где невозможен один из видов грузоперевозок без участия другого. Спрос на международные автомобильные перевозки определяются двумя факторами: * Динамикой и структурой изменения объёмов производства в регионе. * Платежеспособностью предприятий и организаций. Актуальность курсовой работы заключается в том, что международные перевозки влияют как на мировую экономику, так и на экономику России. Цель курсовой работы заключается в изучении роли России в международных перевозках. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: * рассмотреть и изучить понятие и виды международных перевозок; * выявить проблемы международных перевозок в России; * рассмотреть перспективы развития международных перевозок в России. Предмет исследования курсовой работы — роль России в международных перевозках. Объектом исследования являются международные перевозки. Теоретической базой для написания курсовой работы послужили материалы периодических печатных изданий. Структура работы. Работа состоит из двух глав, четырех параграфов. Материал иллюстрирован 1 таблицей и 7 рисунками. Общий объем работы 39 страниц. Теоретические аспекты международных перевозок 1.1 Понятие и сущность международных перевозок Международные перевозки возникли вместе с началом мировой торговли. Месяцы, а то и годы требовались раньше для того, чтобы доставить товар из далеких стран. Как правило, предприниматели страдали от постоянных убытков и опасностей, подстерегающих на пути. С течением времени и развитием технологий этот процесс стал намного проще. Международные перевозки в настоящее время необходимая экономическая процедура работы с зарубежными партнерами. Международные транспортные перевозки являются важным видом внешнеэкономической деятельности. В национальном законодательстве различных государств трудно найти определение понятия «международные перевозки». Однако, оно содержится в международных конвенциях. Так, например, п. 6 ст. II Международной конвенции по безопасным контейнерам (КБК) 1972 года гласит:«Международная перевозка означает перевозку, при которой пункты отправления и назначения расположены на территории двух или более стран». Исходя из этого, можно предложить следующее определение: «Международная перевозка — это перемещение грузов, пассажиров и багажа через территории двух и более государств, выполняемое на основе заключенных между этими государствами международных соглашений».[2] Следует отметить, что данное определение можно расширить: «Международные перевозки — это перевозки грузов, пассажиров и багажа между двумя и более государствами, выполняемые по договору международной перевозки, заключенному на условиях, вытекающих из многосторонних или двусторонних соглашений, единообразно определяющих эти условия относительно конкретного вида транспорта». Особенность международных транспортных отношений состоит в наличии иностранного элемента — перевозка выполняется за границу, причем с пересечением таможенных границ двух или более государств; грузоотправитель и грузополучатель, т.е. место отправления и место назначения, находятся в разных государствах. Определение понятия «международные перевозки» имеет значение не только с познавательной точки зрения, но и для выбора искомой правовой системы, компетентной регулировать отношения по перемещению грузов или пассажиров. Вопрос о выборе права может стоять только при условии, что такое перемещение имеет международный характер. В области международных перевозок имеется большое количество соглашений, регулирующих осуществление перевозок различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным. Единой универсальной конвенции, относящейся ко всем видам международных перевозок, не существует, так как в одном универсальном документе нельзя учесть специфику каждого вида транспорта. Например, согласно Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года международной перевозкой считается всякая перевозка, при которой: 1) либо место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется ли перерыв в перевозке, расположены на территории двух государств-участников; 2) либо предусмотрена остановка на территории иностранного государства, даже если это государство не является участником Конвенции, при этом расположение места отправления и места назначения не имеет значения.[4] В данном случае понятие «международная перевозка» обладает конкретным содержанием с учетом характера правоотношений, регулируемых этой Конвенцией. В России общие условия перевозки определяются кодексами и транспортными уставами: * Кодекс торгового мореплавания РФ 1999г.; * Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г.; * Воздушный Кодекс РФ 1997 г.; * Устав автомобильного транспорта 2007 г.; * Устав железнодорожного транспорта 2003 г. Правовое регулирование международных перевозок может быть: * многосторонним — международные перевозки соглашаются и регулируются многосторонними международными договорами в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка; * двусторонним — вопросы международных перевозок регулируются двусторонними договорами между двумя странами в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка; * односторонним (национальное законодательство) — это национальные нормативно-правовые акты о международных перевозках, основанные на конвенционных нормах или акты, часть норм которых регулирует международные переводы. Отличие международных перевозок от других, является оформление таможенных грузов. Этот процесс предполагает взаимодействие с государственными структурами и оформление всей необходимой документации. Для таможенного оформления грузов, предназначенных для международной перевозки, необходимо: * определить коды ТНВЭД; * произвести предварительный анализ документов, которые нужны для таможенного оформления грузов; * оформить грузовую таможенную декларацию (ГТД), декларации таможенной стоимости (ДТС), корректировки таможенной стоимости (КТС), и осуществить их проводку в таможне; * рассчитать таможенные платежи. Моментом учета экспортных и импортных операций при перевозках являются: * при экспорте — дата разрешения на пересечение границы, указывается на штемпеле таможни, проставляется на ГТД (грузовой таможенной декларации); * при импорте — дата разрешения таможни, проставляется на ГТД; * при экспорте и импорте товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии — дата приемо–сдаточных акта, который был составлен на пограничных или иных контрольно-распределительных пунктах трубопровода или электропровода; * при отправке товаров по почте — дата почтовой квитанции. Особенностью международных перевозок является то, что при отправке груза, как правило, руководствуются законодательством страны отправления, а при его выдаче в конечном пункте страны назначения. Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что международной перевозкой будет перевозка при условии перемещения грузов и пассажиров, когда место отправления и место назначения находятся на территории разных государств или когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства, но в процессе перемещения грузов и пассажиров приходится пересекать государственные границы иностранных государств и делать остановки для пограничного и таможенного контроля (например, перевозка из Москвы в Калининград. 1.2 Классификация международных перевозок и их характеристика Международные перевозки могут быть классифицированы по различным основаниям. По виду транспорта перевозки делятся на: * железнодорожные; * воздушные; * автомобильные; * морские.[32] Главное место на рынке транспортных услуг занимают морские перевозки. К особенностям перевозок морским транспортом относятся: * низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок (в 2 раза ниже, чем на железнодорожном транспорте); * мобильность (есть возможность легко перейти с одного маршрута к другому); * практически неограниченная пропускная способность морских путей; * большая грузоподъемность; * незначительные расходы топлива (движение между портами осуществляется кратчайшим путем); * производительность труда в 5 раз выше, чем на железнодорожном транспорте. На морском транспорте в зависимости от регулярности рейса и формы договора существует две формы организации перевозок: линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная). Линейная форма перевозок обеспечивает регулярные перевозки между портами генеральных грузов по заранее объявленному расписанию. Перевозки организуются на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольственными и другими товарами. Регулярные линии бывают: * односторонние (обслуживаемые одним судовладельцем); * общие (обслуживаются несколькими транспортными компаниями на основе соглашений между ними или межправительственных соглашений, в которых урегулированы условия эксплуатации соответствующих линий); * конференциальные, действующие на основе соглашений конференций судовладельческих компаний. Конференция — это группа, состоящая из двух или более перевозчиков, предоставляющих услуги по международным линейных перевозок грузов на определенном направлении и имеют договоренность об общих тарифные ставки, права и обязанности членов конференции и другие условия. [21] К преимуществам линейного судоходства относятся первоначальный прием груза от отправителя и хранения его на своих складах до прихода судна, соблюдение сроков расписания, стабильные цены, наличие широкой сети агентов. В трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе, без четкого расписания и направляются туда, где есть спрос на тоннаж. Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве заключается между морским перевозчиком (фрахтователем) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем) и имеет форму чартера. При чартере для перевозки груза предоставляется все судно, его части или отдельные помещения. Конечно, на практике применяют проформы чартеров, разработанные международными морскими организациями или национальными объединениями судовладельцев. Проформы чартеров — это типовые договоры перевозки. На основе проформ чартеров, разрабатываемых перевозчиками или специализированными организациями, заключается чартер на перевозку конкретных грузов в определенных направлениях. Различают, в частности, такие виды чартера: угольный, лесной, нефтяной. Это позволяет учитывать специфику перевозки отдельных грузов. Основным документом в морских перевозках является коносамент — документ, подтверждающий принятие товара к перевозке морским путем и обязывает перевозчика выдать товар законному владельцу. К морским транспортным документам также относятся штурманская расписка, на основе которой выписывается коносамент, погрузочный ордер, морская накладная, доковая расписка, акт уведомления, является основанием для предъявления в случае, если груз пострадал во время перевозки. Термины морских перевозок: * малый каботаж – грузовые/пассажирские направления между портами РФ, размещенными в одном море; * большой каботаж – грузовые/пассажирские перевозки в пределах РФ между портами разных морей; * заграничное сообщение – морские перевозки между портами разных стран.[31] К преимуществам железнодорожного транспорта относят: * высокую эффективность при перевозках на расстояние более 200 км; * относительную дешевизну и меньшее загрязнение окружающей среды по сравнению с автомобильным транспортом; * способность перевозки широкой номенклатуры различных грузов; * независимость от климатических условий; * возможность доставки грузов в предприятия с использованием подъездных путей. * Международные автомобильные перевозки характеризуются следующими чертами: * обеспечение быстрой и в полной сохранности доставки грузов в пункты назначения; * доставка грузов к получателю может осуществляться без перегрузки; * большая мобильность перевозок; * высокая эффективность при перевозках грузов на небольшое расстояние (до 200 км); * ритмичность перевозки грузов; * зависимость от дорожной сети; * сложность управления грузом, который находится очень далеко от управляющего. Наиболее активно автомобильный транспорт используется для перевозки грузов из стран Восточной и Западной Европы, СНГ и Турции, а также в качестве составной смешанных перевозок. Авиаперевозки характеризуются следующими чертами: * обеспечения высокой скорости доставки и сохранности груза в пути; * сокращение пути; * возможность перевозки груза в труднодоступные районы; * высокие расходы по доставке.[9] По числу перевозчиков различают перевозки: * местного сообщения – одинаковый вид транспорта, одна транспортная организация; * прямого сообщения – одинаковый вид транспорта и несколько перевозчиков; * прямого смешанного сообщения – несколько видов перевозчиков и транспорта. Перевозки на авто- и воздушном транспорте разделяют на: * внутренние (городские, междугородные); * международные. Есть классификация по сущности перевозок: * перевозка почты; * грузоперевозки; * перевозка багажа; * пассажирские перевозки. В зависимости от того, осуществляются ли перевозки на основании одного или нескольких договоров перевозки, они подразделяются на международные перевозки прямого или непрямого сообщения. Перевозка прямого международного сообщения международная перевозка, осуществляемая по одному договору. Их преимущество состоит в том, что они оформляются одним транспортным документом. Кроме того эти перевозки осуществляются на единых условиях. Перевозка непрямого международного сообщения –международная перевозка, осуществляемая по двум и более договорам, условия которых могут иметь определенные различия. Это безусловно осложняет организацию и осуществление перевозочного процесса. Он сопряжен с заключением нескольких транспортных договоров, согласованием и уточнением условий по каждому из них, оформлению соответствующих документов. По характеру участвующих в перевозке видов транспорта международные перевозки делятся на перевозки одним видом транспорта и перевозки несколькими видами транспорта или перевозки в смешанном сообщении. Эта классификация имеет важное значение для практики организации и осуществления международных перевозок. Перевозки в смешанном сообщении характеризуются существенным усложнением перевозочного процесса, применением различных международных источников, регулирующих перевозки соответствующими видами транспорта.[19] Регулярность и интервал движения перевозок, также подлежит классификации на регулярные и нерегулярные. Регулярность перевозок характеризует установленный маршрут следования, график и время прохождения, установление тарифов на перевозку. Регулярные международные грузовые перевозки, могут производиться линейным судоходством или рейсами авиаперевозок. Перевозки относящиеся к регулярным называют публичными. Маршруты, направления и сроки перевозок опубликованы и являются официальными, что облегчает заключение договора владельцу груза на его перевозку. [18] Нерегулярные грузоперевозки, отличает отсутствие определенных сроков, определяется спросом на определенные виды грузов. Такие перевозки выполняются трамповым судоходством или чартерными (договор между владельцем груза и владельцем транспортного средства) рейсами, в любое время без расписания.[18] Таким образом, можно сделать вывод, что существует достаточно широкая классификация международных перевозок, основной признак которой является вид транспорта. Проблемы и перспективы международных перевозок в России 2.1 Место России в международных перевозках Транспортная система РФ является значительной частью мировой транспортной системы. В РФ транспорт занимает весомое место в пополнении ВВП, выше, чем, например, в Германии. Характерно, что в странах с развитой рыночной экономикой основным транспортным средством является автомобильный транспорт, а в РФ – железнодорожный. Что касается внутреннего водного транспорта РФ, то, обладая самой большой в мире протяженностью судоходных путей, он по объему транспортной работы занимает весьма скромное место. Достаточно сказать, что внутренний водный транспорт РФ обеспечивает лишь 4–5% от общих перевозок грузов в стране, а в грузообороте его доля составляет около 2 %.[6] Воздушный транспорт РФ – это, в основном, пассажирский перевозчик. На международном рынке транспортных услуг транспорту РФ принадлежит важная роль в процессе интеграции России в мировую транспортную систему. Ключевой вопрос здесь — развитие международных транспортных коридоров по территории нашей страны. Создание международных транспортных коридоров (МТК) относится к 70-м годам прошлого века. Конкретно же проектами транспортных коридоров в Европе начала заниматься Европейская экономическая комиссия ООН в начале 80-х годов и в 1983 году на своей 46-ой сессии она определила 3 важнейших МТК: 1. Скандинавия - Южная Европа через Австрию и Швейцарию с формированием грузопотоков в Германии, Швеции, Норвегии, Австрии, Чехии, имея в виду в перспективе строительство мостов через Датские проливы и развитие судоходства по реке Одер. 2. Франция - страны Пиренейского полуострова. 3. Скандинавия - юг Восточной Европы и Турция. В дальнейшем эта система совершенствовалась и в дальнейшем общеевропейская конференция на о. Крит определила девять основных международных транспортных коридоров. Для РФ особенно важны МТК № 2 и № 9, проходящие по территории России. МТК № 2– маршрут Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород. В 1999 г. на заседании Координационного транспортного совещания в Нижнем Новгороде между странами СНГ было подписано заявление о намерении создать транспортный коридор, соединяющий Китай, Казахстан, Россию и Белоруссию. МТК № 9 является интермодальным (скоординированным по всем составляющим) транспортным коридором, проходящим от границы с Финляндией – Санкт-Петербург – Москва – Ростов-на-Дону – Новороссийск/Астрахань. Учитывая, что северо-западный регион РФ является единственной границей РФ с Евросоюзом, по МТК № 9 проходит значительная часть грузооборота со странами Европы. Этот МТК является соединением ряда транспортных составляющих, в него входят железнодорожный, автодорожный, морской, речной, авиатранспорт. Благодаря своему выгодному географическому положению, Россия пропускает через себя большую часть евроазиатских международных грузопотоков. Густота транспортной сети общего пользования представлена в таблице 2.1.[14] Таблица 2.1– Рейтинг стран по густоте транспортной сети в 2014г.[14] Страна км/тыс.км2 Железнодорожные дороги Автомобильные дороги США 23,8 681,9 Мексика 13,4 183,4 Аргентина 8,9 82,6 Канада 6,9 140,9 Китай 5,2 427,8 Россия 5,0 53 Бразилия 3,5 186 По данным таблицы 2.1 видно, что наибольшая густота транспортной сети как по железнодорожной, так и по автомобильной дороге у США. По железнодорожной дороге Россия занимает 6 место в данном рейтинге, а по автомобильной 7-ое место. Прежде всего, столь незначительные показатели связаны с обширной территорией России. Далее рассмотрим рейтинг стран по экспорту транспортных услуг (рис.2.1).[4] Рисунок 2.1 – Экспорт транспортных услуг, млрд. долл США, 2014г. По данным рисунка 2.1 видно, что Россия занимает третье место по оказанию транспортных услуг. Доля российских компаний в Российском экспортно-импортном грузопотоке представлена на рисунке 2.2.[8] Рисунок 2.2 – Доля российских компаний в Российском экспортно-импортном грузопотоке по видам транспорта в 2014г., % По данным рисунка 2.2 видно, что больше всего транзитных грузов перевозится по территории России по средством железнодорожного и автомобильного транспорта. В целом же Россия занимает 43% в международных перевозках. Далее рассмотрим более подробно показатели международных перевозок в зависимости от вида транспорта. По данным Росстата, в структуру рынка грузоперевозок России и международном сообщении, входят следующие показатели (рисунок 2.3).[33] Рисунок 2.3 – Структура грузооборота в России по видам транспорта, % По данным рисунка видно, что основную долю в составе перевозок занимает железнодорожный транспорт, что составляет 83%. Второе место по объемам перевозок занимает автомобильный транспорт. Меньше всего грузов в России перевозится воздушным и водным транспортом. Далее проанализируем структуру внешнего грузопотока в России (рис.2.4).[33] Рисунок 2.4– Структура внешнего грузопотока в России по видам транспорта в 2014г., % Основную долю в структуре внешнего грузопотока в России занимает морской транспорт, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. Перевозка железнодорожным транспортом считается одним из самых быстрых и дешёвых способов переместить товары в нужную точку назначения. Благодаря ним можно перевозить продукцию на огромные расстояния – как в рамках одного государства, так и по территории нескольких стран. Существует один, главный положительный момент при осуществлении перевозок ж/д транспортом – большие партии грузов доставлять гораздо дешевле. Если для организации таких автоперевозок пришлось бы получать специальные разрешения и отправлять несколько автомобилей, то для ж/д доставки достаточно одного грузового вагона. Также перевозка ж/д транспортом – это, прежде всего надежность, у заказчика всегда есть возможность отследить местоположение груза на всем пути следования.[30] По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают третье место в мире (рис.2.5).[35] Рисунок 2.5 – Грузооборот железных дорог в мире 2014г., млрд.тонно-километров Наибольший грузооборот железнодорожного транспорта осуществляется в Китае и США, в России он составляет 2196 млрд. тонн-километров. Российские железные дороги являются третьей по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США и Китаю (рис.2.6).[35] Рисунок 2.6 – Протяженность железных дорог в мире 2014г., тыс. км. Перевозка транзитных грузов железнодорожным транспортом через территорию России в 2014г. составила 47,8 млн. тонн. Автомобильный транспорт – это прежде всего экономичность перевозки, высокая доступность. На данный момент многие производственные предприятия оборудованы подъездными путями, поэтому не приходится использовать дополнительный транспорт и доставка может осуществляться точно в указанное место, как говорится «от двери до двери». Перевозка автотранспортом – это гибкость и маневренность, машина может быть подана в любой момент и в любое время суток, что дает возможность выполнять срочную доставку груза. По данным Росстата, в 2014г. автомобильным транспортом, было доставлено 1569,2млн.т, в 2015 эта цифра увеличилась до 1654,6 млн.т. Это свидетельствует о том, что происходит существенный прирост в автотранспортных перевозках, такие перевозки занимают особое место в транспортировке грузов. Главным условием осуществления грузоперевозок автотранспортом на международном уровне является наличие договора на перевозку груза. В контракте указывается: страховка груза, сроки доставки, стоимость доставки. Если происходит осуществление грузоперевозки на международном уровне, следует воспользоваться услугами логистов транспортной компании, которые составят максимально удобный маршрут следования грузов, гарантирующий прибытие в срок, а также сохранность перевозимых предметов. Для осуществления международной сделки, в контракте должны быть предусмотрены следующие условиях: * стороны, заключающие контракт; * предмет договора; обязанности сторон; * стоимость и порядок расчетов; * ответственность сторон; ответственность перевозчика; * ответственность заказчика; * особые условия; * претензии и порядок рассмотрения споров; * форс-мажор; * заключительные положения; * юридические адреса сторон, где указываются юридические адреса и реквизиты сторон. В настоящее время автомобильный транспорт является главным конкурентом железнодорожного транспорта. Россия осуществляет 20% мирового грузооборота железнодорожным транспортом. Далее рассмотрим рейтинг стран по грузообороту воздушного транспорта (рис.2.7).[34] Рисунок 2.7 – Рейтинг стран по грузообороту воздушного транспорта 2014г, млрд тонно-клилометров По данным рисунка видно, что Россия занимает 6 место по международным перевозкам грузов воздушным транспортом. Доля Российских авиакомпаний на рынке мировых авиаперевозок составляет всего 2%. Далее рассмотрим международную перевозку морским транспортом. Перевалка транзитных грузов в российских морских портах в 2014г. составила 52,7 млн. тонн. Доля в обеспечении перевозок российских экспортных и импортных грузов морского транспортного флота под российским флагом в 2014г. составила 6,2 %. Грузоперевозки играют важную роль в экономике государства – они не только обеспечивают работу других отраслей экономики, но и сами приносят немалый доход в бюджет государств. Тем не менее, начало 2014 года для России оказалось трудным как в экономическом, так и в политическом плане:осложнение отношений с Украиной и странами Европы, колебания курса рубля в начале года, не могли не сказаться на объемах грузоперевозок на отдельных видах транспорта. Несмотря на все негативные факторы и снижение внешней торговли в целом, грузооборот на транспорте увеличился на 1,1% (по сравнению с 2013 г.) и составил 6,736 трлн. т-км. в 2014г. 2.2 Проблема и перспективы развития международных перевозок Поскольку международные перевозки занимают значительную долю в работе транспортной системы России, то у нее, как и в другой любой системе существуют проблемы, которые необходимо решать. Для начала рассмотрим существующие проблемы в сфере международных перевозок в России. Проблемы российского рынка международных автомобильных перевозок не замыкаются только границами отрасли. Кроме Минтранса России и АСМАП в их решении проявил интерес такой влиятельный координационный орган российского бизнес, а как Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). РСПП инициировал заседание Комиссии по транспорту с участием ведущих представителей государства и бизнеса. Рынок международных автомобильных перевозок сегодня нуждается в эффективном регулировании. К сожалению, современные приверженцы либеральной экономики являются сторонниками того, что рынок сам отрегулирует все проблемы, и вмешательства государства и его институтов не потребуется. Нагрянувший кризис показал несостоятельность такого подхода, в чем были вынуждены согласиться его апологеты. Любой рынок независимо от степени его монополизации требует эффективных мер регулирования. Рынок монополистической конкуренции в лице рынка международных автомобильных перевозок грузов не является исключением. Целью регулирования рынка должно стать положение, когда отечественные перевозчики будут изначально находиться в положении, не худшем, чем их иностранные конкуренты. К проблемам отраслевого характера следует отнести вопросы использования российскими международными перевозчиками западных автотранспортных средств, приобретенных по лизингу. Именной такой подвижной состав свободно перемещается по Европе. В целях поддержки отечественного автотранспортного бизнеса 11 марта 2003 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление №1476, которое позволяло ввозить на таможенную территорию России автотранспортные средства в режиме временного ввоза с полным условным освобождением от таможенных пошлин на период до 10 лет. Данная мера сыграла свою положительную роль. За 7 лет в отрасль было привлечено почти 3 млрд. долл. США иностранных инвестиций и было приобретено более 16 тыс. современных автопоездов, отвечающих всем международным техническим и экологическим требованиям. Это заметно повысило уровень нашей конкурентоспособности, что сказалось на увеличении доли рынка под российским контролем. Однако пришло время выводить автомобили из лизинга в режим свободного обращения. По инициативе Минтранса России Госдума РФ разрешила региональным властям взимать с перевозчиков дополнительные дорожные сборы с автопоездов весом более 12 тонн. К сожалению, региональные власти уже воспользовались этим правом с учетом того, что вес автомобиля с грузом для международных сообщений почти всегда превышает 12 тонн. Это заметно снизило конкурентоспособность отечественных перевозчиков. Не решены проблемы страхования автогражданской ответственности на международных участках маршрутов. С 1 января 2009 года Россия стала участницей международной системы страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта». Было образовано российское бюро системы «Зеленая карта». Участниками российского бюро являются 11 страховых компаний, входящих в Российский союз автостраховщиков: ОАО «Альфа Страхование», ОАО «Военно-страховая компания», ЗАО СК «Двадцать первый век», ОАО «ЖАСО», ЗАО «Международная страховая компания «АЙНИ»», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ООО «Росгосстрах», ОАО СК «РОСНО», ООО «Страховая компания «Согласие»», ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота»», ЗАСО «ЭРГО Русь». Но вся проблема состоит в том, что стоимость страховых полисов, продаваемых теперь российскими страховыми компаниями, на треть выше, чем страховые полисы, продаваемые иностранными страховщиками. Налицо ценовой сговор в рамках нашего страхового пула. Этим должны заняться наши антимонопольные структуры. Существует ряд проблем общеэкономического характера, которое сдерживает поступательное развитие рынка. Речь, прежде всего, идет о лицензировании международных автомобильных перевозок, вернее, об его отсутствии в России. Политика отказа от лицензирования наносит громадный ущерб отрасли. Грузовладельцы доверяют перевозчиками товары на тысячи и десятки тысяч долларов США. Присутствие на рынке ничем не обеспеченных в финансовом отношении компаний приводит рынок в состояние хаоса. Компании типа «Рога и Копыта» дискредитируют репутацию добросовестных и ответственных перевозчиков. Следует заметить, что лицензирования нет ни на международном, ни на внутреннем рынке автомобильных перевозок. К этим процедурам надо обязательно вернуться. Следует отметить очевидную проблему, связанную с квотированием рынка международных автомобильных перевозок. Как могло получиться, что на российском рынке российским компаниям принадлежит не более 40% объема? Если подходить формально, то нашим перевозчикам должно принадлежать как минимум его половина. Следовательно, нынешнее распределение квот разрешений дает больше возможности иностранным перевозчикам доступа на наш рынок, чем российским перевозчиками доступа на рынки европейских государств. Поэтому количественные значения квот разрешения требуют пересмотра с большинством иностранных государств. Кроме того, известны случаи, когда в России не погашаются разовые разрешения иностранных перевозчиков, что дает им возможность использовать разрешение дважды. Пока неясна ситуация с параметрами автотранспортного рынка в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Существует ещё ряд проблем, требующих решения в интересах отрасли. Это – и стоимость моторного топлива, которая в нефтедобывающей державе явно завышена, и условия кредитования перевозчиков, которые не могут выдержать кредиты по ставкам 18- 20%, и убытки международных автомобильных перевозчиков на «новогодних каникулах», и др. Поднятые вопросы и проблемы должны быть решены. Конкретные решения Комиссии по транспорту РСПП нацелены на это и носят адресный характер с указанием министерств и ведомств. В противном случае присутствие иностранных компаний на российском рынке будет увеличиваться, а желаемый экспорт транспортных услуг будет подменяться импортом транспортных услуг, что негативно скажется на результатах внешнеэкономической деятельности многих решающих отраслей российской экономики, в том числе и транспортной. Роль грузовых перевозок на железных дорогах стран ЕЭП в настоящее время значительна. Более того, по оценкам Евростата, около 20% мирового грузооборота железнодорожного транспорта приходится на государств ЕЭП. Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны, однако темпы его развития могут быть меньшими, чем автомобильного, трубопроводного и воздушного, ввиду их недостаточного развития в нашей стране. Кроме того, следует учитывать усиливающуюся конкуренцию на транспортном рынке, технический прогресс и некоторые недостатки железных дорог. К таким недостаткам следует отнести, прежде всего, капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную отдачу авансируемого капитала (6-8 лет, а иногда и больше). Железные дороги являются крупными потребителями металла. Кроме того, железнодорожн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: