VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты исследования роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001039
Тема: Теоретические аспекты исследования роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3

1.Теоретические аспекты исследования роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности	6
2. Характеристика регулирующей роли таможенных органов	11
2.1 Основные понятия и организация таможенного регулирования
и таможенного дела	11
2.2 Особенности регулирующей функции таможенных органов в рамках
таможенного союза	15
2.3 Таможенно-тарифное регулирование	23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	31

ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования.
     Одним из главных направлений современной политики России является развитие внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное регулирование внешнеторговой деятельности. 
     Существенную роль в реализации данного направления играет таможенное регулирование внешнеторговых операций, которое в большинстве случаев осуществляется с применением взимания таможенных платежей.
     Внешнеэкономическая деятельность, как правило, сопровождается необходимостью прохождения таможенного контроля. В качестве одного из средств реализации таможенной политики страны используются различные формы таможенного контроля, представляющего собой комплекс мер, которые осуществляются уполномоченными органами. 
     Данные меры направлены на обеспечение соблюдения соответствующего законодательства. Таможенный контроль предусматривает определение соответствия операций, которые проводятся сторонами таможенно-правовых отношений, требованиям таможенного законодательства. Для этого применяются различного рода проверки. Таможенный контроль предполагает также деятельность по выявлению различных нарушений.
     Проведение таможенного контроля - процесс сложный, состоящий из нескольких этапов и, даже незначительные ошибки, допущенные при оформлении сопроводительной документации, могут обернуться серьезными штрафными санкциями и повлечь за собой проблемы. 
     Одними из основных задач таможенных органов Российской Федерации являются обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и взимание таможенных платежей при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в рамках внешнеторговых контрактов. 
     В настоящее время таможенное регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Таможенного союза, формирование которого осуществлено с учетом складывающейся практики. Однако, даже при наличии складывающейся практики, далеко не все участники ВЭД считают решения таможенных органов правомерными. 
     Все это в целом предопределило выбор направления данного исследования, его актуальность и прагматическую цель.
     Ученые теоретики активно занимаются проблематикой, связанной с регулирующей функцией таможенных органов. Среди них нужно отметить исследования О. В. Бодягина, Ю. Н. Грачева, В. Е. Есипова, ЭТ. Е. Кочергиной, В. В. Покровской, Л. А. Поповой, И. К. Салижманова, С. П. Удовенко и др.
     Объектом исследования является регулирующая функция таможенных органов.
     Предметом исследования является деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, в части таможенно-тарифное регулирование.
     Целью работы является анализ действующей регулирующей функции таможенных органов.
     Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
     - исследовать теоретические аспекты исследования роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности;
     - изучить характеристику регулирующей роли таможенных органов	- 
     - обозначить основные понятия и организация таможенного регулирования и таможенного дела;
     - выявить особенности регулирующей функции таможенных органов в рамках таможенного союза;
     - рассмотреть особенности таможенно-тарифного регулирования. 
     Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы: системный анализ, сравнительный анализ, имитационное моделирование.
     Информационная база исследования представлена правовыми и нормативно-справочными материалами, монографиями, научными статьями и другими публикациями.
     Структура работы отражает ее содержание и логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические аспекты исследования роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности 
     
     В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности. Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.
     Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. В этой связи приобретает значение деятельности Таможенных органов, как инструмента обеспечивающего экономическую безопасность государства.
     Известно, что одним из важнейших направлений экономики таможенного дела является изучение таможенных союзов.  Весьма важными моментами является изучение предпосылок их создания, выгод, получаемых сторонами таможенных союзов, органов управления и координации хозяйственной деятельности. Нельзя также оставить в стороне и политическую составляющую интеграционных процессов экономик различных стран, так как при создании единых правил работы под эгидой общего таможенного пространства необходимы известные компромиссы и ограничения суверенных прав государств-участников союза.
     Начиная с 2012 года Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном заработал в полном объеме.
     В рамках таможенного союза с момента его существования ведутся совместные согласованные мероприятия по борьбе с контрабандой.
     Так, к примеру, контрольно-технические методы направлены на выявление контрабанды с помощью специальной маркировки, упаковки, технического оборудования, систем связи и слежения за перемещением товарных потоков и сопроводительной документации.
     Информационные методы, как следует из названия, фокусируются на обеспечении таможенных органов и прочих участников Таможенного союза достоверной и оперативной информацией о перемещаемых через границу товарах, о грузополучателях и грузоотправителях, о наличии необходимых сертификатов качества и лицензий, банковских и таможенных документов.
     И, наконец, специальные методы представляют собой мероприятия агентурного и оперативно-розыскного характера, предупреждения и выявления контрабанды на стадиях планирования и непосредственного осуществления.
     Использование комплекса указанных методов позволяет сократить, а в ряде случаев и полностью прекратить контрабанду. Для этого применяются мероприятия следующего характера1.
     1. Предпринимаются усилия по снижению экономической эффективности контрабандных операций. Так как истоки контрабанды кроются в извлечении сверхприбыли при реализации нелегально ввезенного или вывезенного товара, таможенной службой и другими контрольно-аналитическими ведомствами государства проводится анализ, какие элементы контрабанды приносят сверхдоходы. Если главной движущей силой контрабандных операций является уход от высоких налогов (НДС или акцизов), то рассматривается вопрос об их разумном снижении. Аналогичным образом поступают и в ситуации, когда неоправданно завышены таможенные сборы и пошлины.
     Для усиления экономического воздействия на участников внешнеэкономической деятельности параллельно с указанными мерами могут быть ужесточены штрафные санкции, административная и уголовная ответственность за контрабанду. Такие шаги во многих случаях нормализуют ситуацию во внешней торговле, позволяют снизить объемы контрабанды до приемлемых значений. Снижение мотивации к нарушению закона происходит в данном случае за счет уменьшения прибыльности нелегальных внешнеторговых операций.2
     Очевидно, что для некоторых контрабандных товаров выше приведенная система мер не может быть применена ? в частности, речь идет об оружии, наркотиках, взрывчатых, радиоактивных и ядовитых веществах. Однако по широкой номенклатуре потребительских и инвестиционных товаров экономические способы доказали свою эффективность.
     2. Участникам ВЭД, добросовестно выполняющим все необходимые предписания таможенной службы, правильно оформляющим финансовую и товарно-транспортную документацию, точно и своевременно перечисляющих в бюджет надлежащие таможенные платежи и налоги, присваивается особый статус, который позволяет минимизировать контрольные процедуры. Высокая деловая репутация и особый статус добросовестных плательщиков удерживает многих участников ВЭД от контрабандных операций, которые могут подорвать не только наработанный годами деловой имидж, но и нанести серьезный ущерб основному бизнесу предприятия.
     В свою очередь, подразделение всей совокупности предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции на различные сегменты, создает дополнительные возможности для сотрудников таможни сосредоточиться на наиболее проблемных и подозрительных участках внешнеэкономической деятельности, грешащих занижением таможенной стоимости товаров и замеченных в проведении контрабандных сделок.
     3. В целях затруднения контрабанды законодательными актами и решениями правительства вводятся специальные метки и маркировки продукции, экспортируемой на внешние рынки или импортируемой из-за границы. Различные голографические знаки, штрих-коды, акцизные марки, радиометки ГЛОНАСС, которые наряду с печатями, фирменными бланками и упаковкой выполняют защитную и информационную функции. Контрабандистам гораздо труднее успешно проводить незаконные торговые операции без необходимой защитной маркировки. Конечно, все можно подделать – и печати, и голографические стикеры, и специальные штрих-кодовые обозначения. Однако разработка и изготовление подделок требует времени и значительных финансовых затрат, которые могут быть настолько значительными, что делают контрабанду экономически невыгодной.
     4. Осложняют контрабанду и требования по наличию специальных лицензий для производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли того или иного вида продукции. Лицензирование означает введение правительством особого разрешительного порядка для предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции. Например, внешняя торговля вооружениями может производиться не всяким предприятием, а только тем, кому государственный орган выдает специальное разрешение – лицензию. В лицензии указываются виды товаров, разрешенные к экспорту или импорту и сроки действия данного разрешения. Соответственно, в таможенной службе имеется полный перечень предприятий с действующей на текущий момент лицензией. Попытки нелицензированных участников ВЭД проводить торговые операции без государственной лицензии могут быть легко выявлены и пресечены.
     5. В значительной степени затрудняют контрабанду мероприятия по улучшению информационных обменов между таможенной службой и всеми участниками ВЭД. К таким мероприятиям относятся3:
     - внедрение информационных технологий в сферу внешнеторговых операций, оперативный обмен данными между таможней и предприятиями – участниками ВЭД;
     - оповещение таможенных органов о будущих экспортно-импортных операциях и сроках их проведения (заблаговременное декларирование);
     - создание особой системы диспетчирования и отслеживания прохождения грузов с помощью спутниковой навигации (типа ГЛОНАСС, GPS или Галилео).
     По всем указанным направлениям таможенные службы мира ведут планомерную работу, пытаясь снизить объемы контрабандных операций. Однако далеко не всем странам удается эффективно бороться с контрабандой, т.к. рассмотренные выше методы требуют подчас существенных затрат, квалифицированного персонала, правовых и организационных мероприятий, связанных с политическими взаимодействиями, инновационными и инвестиционными проблемами.
     Помимо этого, следует отметить и то обстоятельство, что контрабандисты всех мастей также совершенствуют свою деятельность, пытаясь воспрепятствовать обнаружению и изъятию незаконно экспортируемых или импортируемых товаров. В связи с этим следует подчеркнуть, что таможенным службам невозможно раз и навсегда решить проблему контрабанды разовым порядком. Искоренение контрабандных операций - процесс длительный и сложный, требующий квалифицированного труда, значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов.

2. Характеристика регулирующей роли таможенных органов
     
2.1 Основные понятия и организация таможенного регулирования
и таможенного дела
     
     Таможенное дело в отдельной стране или в таможенном союзе нескольких стран представляет собой совокупность средств и методов, обеспечивающих выполнение законодательства в области таможенного регулирования. В свою очередь, таможенное регулирование является правовым регулированием отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой и хранением на таможенной территории, уплатой таможенных пошлин, таможенным контролем и т.д. Такие определения таможенного дела и таможенного регулирования являются в настоящее время общепринятыми.
     Однако несмотря на стремление различных международных организаций, связанных с международной торговлей, к унификации таможенных систем разных стран и на значительные успехи в этом направлении, полной унификации достичь не удалось. Это связано с трудностями согласования национальных интересов стран-участников международной торговли. Поэтому в дальнейшем ограничимся изучением таможенного дела и таможенного регулирования в Российской Федерации.
     Таможенное регулирование в России имеет глубокие исторические корни. Не вдаваясь в подробности исторического развития таможенного регулирования и таможенного дела в России, отметим, что новый современный этап этого развития начинается с 1991 г. с переходом России на рыночный путь развития экономики. 
     В 1993 г. были приняты два важнейших для таможенного регулирования документа: Таможенный кодекс РФ и Закон о таможенном тарифе. В частности, в Таможенном кодексе было дано развернутое определение Таможенного регулирования и тесно связанного с ним таможенного дела4.
     Однако практика использования в течение десяти лет указанных законов, появление новых законодательных актов в области регулирования ВЭД, потребности приведения в соответствие отдельных положений этих законов с международными таможенными нормами требовали постоянных изменений и дополнений отдельных статей этих законов.
     В результате в 2003 г. Государственной Думой был принят и в том же году утвержден Президентом РФ новый Таможенный кодекс, который вступил в силу с января 2004 г.
     В нем конкретизированы основные принципы, изложенные в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в применении к таможенному регулированию. Кроме того, даны развернутые определения основных понятий, связанных с осуществлением таможенными органами таможенного регулирования, описаны таможенные процедуры, осуществляемые лицами при пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации, освещены другие вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов.
     Усилия ряда государств СНГ по экономической интеграции привели к образованию на постсоветском пространстве Евразийского экономического сообщества, в которое вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
     В рамках Евразийского экономического сообщества в целях дальнейшей экономической интеграции было принято решение о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. В 2007 г. такой союз был образован. В Таможенный союз вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация. В 2009 г. между этими государствами был подписан договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который с некоторыми дополнениями и изменениями вступил в силу с 1 июля 2010 г. па территории Таможенного союза. В 2012 г. к Таможенному союзу присоединилась Республика Киргизия5.
     Для того чтобы понять место таможенного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, рассмотрим основные понятия, касающиеся таможенного регулирования.
     Единая таможенная территория Таможенного союза - территории государств, членов Таможенного союза, а также находящиеся за пределами этой территории искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией6.
     Таможенная граница Таможенного союза - пределы единой таможенной территории Таможенного союза.
     Комиссия Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.
     Таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и/или распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза и за ее пределами.
     Товар - любое, перемещаемое через таможенную границу движимое имущество.
     Таможенные операции - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
     Таможенные органы - таможенные органы государств - членов Таможенного союза.
     В Федеральном законе о таможенном регулировании в РФ раскрыто содержание такого важного понятия как таможенные органы РФ.
     Таможенные органы РФ - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела - Федеральная таможенная служба, а также подчиненные ему региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
     Помимо таможенного законодательства, таможенные органы Российской Федерации в своей деятельности руководствуются7:
     - o международными договорами и конвенциями;
     - o нормативными актами законодательной власти;
     - o нормативными актами исполнительной власти, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ;
     - o нормативными актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
     При этом международные договоры и конвенции при таможенном регулировании имеют приоритет перед нормами внутреннего права.
     Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
     Таможенные органы используют следующие формы таможенного контроля8:
     - проверка документов и сведений;
     - устный опрос;
     - получение пояснений;
     - таможенное наблюдение;
     - таможенный осмотр;
     - таможенный досмотр;
     - личный таможенный досмотр;
     - проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационных знаков;
     - таможенный осмотр помещений и территорий;
     - учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
     - проверка системы учета товаров и отчетности;
     - таможенная проверка.
     В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза таможенные органы Российской Федерации ограничиваются теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза и законодательства РФ, контроль за которым возложен на таможенные органы.
     Для целей проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств создаются зоны таможенного контроля.
     
2.2 Особенности регулирующей функции таможенных органов в рамках 
таможенного союза
     
     Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»9 (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
     Отсюда можно сделать вывод о том, что предметами таможенного регулирования в Российской Федерации являются порядок и правила регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
     Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании).
     В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является лишь одной из основных задач таможенных органов.
     Предметом таможенного регулирования выступают не таможенные правоотношения, а лишь порядок регулирования деятельности таможенных органов (кем регулируется, когда и в каких формах).
     Такое законодательное определение таможенного регулирования в Российской Федерации по своей сути не имеет ничего общего с таможенным регулированием в Таможенном союзе.
     Например, п. 1 ст. 1 ТК ТС определяет таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества как правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
     Определение таможенного регулирования не соответствует предметам правового регулирования в законе о таможенном регулировании.
     Это следует, в частности, из того, что предметы правового регулирования Закона о таможенном регулировании охватывают всех участников таможенных правоотношений, не ограничиваясь только компетенцией таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
     Представляется, что проблема выявленного противоречия между законодательным содержанием таможенного регулирования в Российской Федерации и предметами правового регулирования Закона о таможенном регулировании имеет двойственное происхождение.
     Последнее утверждение может быть проиллюстрировано на следующих примерах. Так, Закон о таможенном регулировании не дает определения тому, что понимается под «совокупностью средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации».
     По созвучию отдельных терминов при сопоставлении с определением таможенного контроля, которое дано в подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС, можно предположить, что речь идет о таможенном контроле.
     Для справки. Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в т. с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
     Однако таможенный контроль проводится не только с целью обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, а в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
     К тому же не всегда в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых за ее пределы, требуется соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, а также всех запретов и ограничений.
     Например, перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования.
     Напротив, в ряде случаев ввоз товаров в Российскую Федерацию связан с необходимостью соблюдения не только мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, но и с обязанностью уплаты налогов (НДС, акцизов).
     Таможенные платежи в виде налогов не отнесены к запретам и ограничениям в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС и не являются мерами таможенно-тарифного регулирования (В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»).
     Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в т. в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза10.
     Таким образом, если таможенный контроль призван обеспечивать соблюдение и таможенного законодательства Таможенного союза, и национального законодательства, а таможенное дело обеспечивает только соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, то приходим к противоречивому заключению о том, что таможенный контроль значительно шире таможенного дела в Российской Федерации.
     Вполне очевидно, что деятельность таможенных органов не ограничивается только контрольной функцией, соответственно, таможенное дело как вид деятельности должно трактоваться как-то иначе.
     И снова уместно обратиться к проблеме, имеющей свою продолжительную историю, а именно к тому, что следует понимать под таможенным делом.
     На законодательном уровне термин «таможенное дело» присутствовал в Таможенных кодексах СССР и Российской Федерации.
     Так, если в Таможенном кодексе СССР 1964 г. о таможенном деле лишь упоминается в ст. 1, 3, то в Таможенном кодексе СССР 1991 г. таможенному делу посвящены отдельные ст. 1 «Таможенная политика и таможенное дело» и ст. 3 «Руководство таможенным делом». Однако по-прежнему отсутствует определение таможенному делу.
     Впервые определение таможенному делу появляется в ч. 1 ст. 1 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., где таможенное дело было представлено как таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
     Следующий Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. ограничивает содержание таможенного дела совокупностью методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
     Как видно, понятие таможенного дела в Российской Федерации в последнем Таможенном кодексе Российской Федерации, по сути, совпадает с современной его дефиницией, за исключением того, что в настоящее время таможенно-тарифное регулирование, а также запреты и ограничения определяются не законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а отнесены к предметам ведения законодательства Таможенного союза (решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»; от 18 июня 2010 г. N 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе»; Федеральный закон от 22.12.2008 N 255-ФЗ «О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»)11.
     Результатом различных правовых подходов законодателя к определению таможенного дела является множественность мнений в литературе и в отдельных статьях по поводу места и значения таможенного дела в жизни общества.
     Тем не менее анализ статей Закона о таможенном регулировании позволяет придерживаться мнения, что таможенное дело - это деятельность таможенных органов в соответствии с их функциями (обязанностями).
     Что такое «отношения в области таможенного дела»? Как эти отношения соотносятся с «правовыми отношениями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза» (или с «таможенными правоотношениями» (подп. 2, 3 п. 1 ст. 3 ТК ТС)
     О каких федеральных законах, принимаемых в соответствии с Законом о таможенном регулировании, идет речь? Федеральные законы, наделяющие таможенные органы Российской Федерации правами, позволяющими выполнять возложенные на них функции, имеют самостоятельные предметы правового регулирования и приняты не в соответствии с Законом о таможенном регулировании.
     Например,
     - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), закрепляющий за таможенными органами статус органов, имеющих право на проведение неотложных следственных действий по делам о контрабанде и иным преступлениям (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ);
     - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), определяющий виды и составы административных правонарушений, по которым таможенные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и назначать административные наказания (ч. 1 ст. 23.8, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ);
     - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», признающий таможенные органы агентами валютного контроля (ч. 3 ст. 22);
     - Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», дающий право таможенным органам заниматься оперативно-розыскной деятельностью (п. 6 ч. 1 ст. 13)12.
     Разрешение данной ситуации представляется в возможности отказаться от существующей формулировки таможенного дела и ее ограниченного применения в Законе о таможенном регулировании.
     Назначение термина «таможенное дело» видится в определении органов, уполномоченных обеспечивать соблюдение требований таможенных правил, их защиту и охрану, а также в установлении сфер правовых полномочий таких органов.
     Исходя из видов и составов административных правонарушений в области таможенного дела, к таможенным правилам относится вся совокупность требований, условий, запретов, ограничений, дозволений и льгот, обусловленных перемещением товаров (транспортных средств) через таможенную границу, в т. порядок обращения иностранных товаров в Российской Федерации, а также условия осуществления деятельности в сфере таможенного дела (деятельность таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли).
     В связи с этим предлагается следующая формулировка определения таможенного дела в Российской Федерации.
     Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой деятельность таможенных органов Российской Федерации по решению основных задач, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (пункт 1 статьи 6 ТК ТС), и выполнению основных функций (обязанностей) в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 12 Закона о таможенном регулировании).
     Представленное определение таможенного дела в Российской Федерации позволяет13:
     - обозначить в целом направления деятельности таможенных органов, объединенные одним понятием таможенного дела (не ограничиваясь только обеспечением соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений);
     - более корректно использовать выражение «деятельность в сфере таможенного дела» (глава 3 ТК ТС, глава 5 Закона о таможенном регулировании) как деятельность лиц (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, владельцев магазинов беспошлинной торговли), которая регулируется таможенным законодательством, осуществляется с разрешения таможенных органов (после включения лиц в соответствующие реестры) и контролируется ими;
     - ограничиться только одним международно-конституционным (П. 1 ст. 1 ТК ТС), (П. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации14) выражением «таможенное регулирование», используемым для обозначения сферы правового регулирования отношений, связанных с применением таможенных правил Таможенного союза и Российской Федерации (в соответствии с предметами правового регулирования, перечисленными в п. 1 ст. 1 ТК ТС и ч. 2 ст. 1 Закона о таможенном регулировании).
     Таким образом, таможенное регулирование в Российской Федерации будет представлять собой правовое регулирование отношений по предметам ведения настоящего Федерального закона (Закона о таможенном регулировании), осуществляемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2.3 Таможенно-тарифное регулирование
      
     Несмотря на то что таможенно-тарифное регулирование включает элементы административного регулирования, его можно отнести к экономическим способам регулирования ВЭД.
     Это положение обусловлено тем, что уровень тарифов таможенных пошлин напрямую влияет на уровень цен ввозимых и вывозимых товаров, что, в свою очередь, влияет на их конкурентоспособность, позволяя государству регулировать потоки ввозимых и вывозимых товаров и услуг.
     Правовой основой мер таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации являются15:
     - o Таможенный кодекс Таможенного союза;
     - o международные договора государств - членов Таможен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44