- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты формирования национальной деловой культуры
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008163 |
Тема: | Теоретические аспекты формирования национальной деловой культуры |
Содержание
27 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Финуниверситет) Кафедра «Государственное и муниципальное управление» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория управления» на тему: «ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИИ НА УПРАВЛЕНИЕ» Выполнила студентка: Эндгеева Ж.В Факультет: ИЗОО Курс: 3 Направление подготовки: Государственное и муниципальное управление Научный руководитель: Попадюк Н. К. Москва 2017 Содержание Введение……………………………………………………………………... 3 1.Теоретические аспекты формирования национальной деловой культуры……………………………………………………………………... 5 1.1. Понятие национальной деловой культуры …………………................ 5 1.2 Влияние религии на формирование национальных деловых культур 9 2. Особенности национальной деловой культуры России………………... 14 2.1 Условия формирования российской модели управления……………. 14 2.2 Специфика формирования российского менеджмента под воздействием религии………………………………………………………. 19 Заключение…………………………………………………………………... 24 Список используемой литературы…………………………………………. 26 Введение С ростом глобализации в деловом мире становится очевидным, что ведение бизнеса в различных странах не может быть основано на универсальных подходах и принципах, а должно быть адаптировано к местной специфике. Данная специфика состоит не только и не столько в нормативных и процедурных различиях между практикой ведения бизнеса, таких как системы учета, налоговое законодательство и т.п., но и в особенностях поведения людей. Поведение людей в организациях определяется ценностями, нормами и правилами, которые, в свою очередь, в значительной части определяются национальной культурой. Привлекающий внимание многих стран мира поиск Россией нового пути развития сопровождается попытками придать этому процессу проверенную в других обществах направленность. Однако без понимания национального особенно сложно сформулировать то общее, что может помочь объяснить поведение управляющих и управляемых систем в современном российском обществе. Ценности и отношения в обществе тесно связаны с религиозными чувствами. Часто они являются неосознанными, но предопределяют выбор в той или иной ситуации. То есть религия является важнейшим фактором, влияющим на исторический процесс формирования той или иной нации, приоритетов экономического развития той или иной страны и, как следствие, является одним из определяющих факторов в формировании модели управления, присущей тому или иному государству. Цель написания данной курсовой работы – исследовать влияние национальной культуры и религии на управление. Задачи: - рассмотреть сущность национальной деловой культуры; - охарактеризовать влияние религии на формирование национальных деловых культур; - выявить условия формирования российской модели управления; - отразить специфику формирования российского менеджмента под воздействием религии. Объект исследования – национальная деловая культура и религия как часть данной культуры. Предмет исследования – формирование управления под воздействием национальной культуры и религии в России. Теоретической и информационной базой исследования послужили: учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации. В работе использован комплекс различных методов исследования: изучение литературы по теме исследования, аналитический обзор и выводы, анализ и синтез, сравнительный анализ, обобщение и др. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. 1 . Теоретические аспекты формирования национальной деловой культуры 1.1 Понятие национальной деловой культуры До недавнего времени изучение национальной культуры строилось по большей части на основе выявления специфического типа поведения представителя той или иной общественной группы в аналогичных ситуациях. Кроме того, исследователи, а это были, в большинстве случаев, путешественники (купцы, дипломаты и пр.), получали исходные данные путем непосредственного наблюдения. За счет данного метода получилось проанализировать и обобщить множество типажей с так называемым «национальным» поведением. Но, тем не менее, значительное число информации по данным исследованиями не давало возможности представить цельную картину в рамках конкретной национальной культуры, т.к. процесс ее изучения по факту ограничивался таким действием как фиксация наиболее часто проявляемого поведения в отношении разных сторон жизни нации, без таких исследований как установление связей между данными стереотипами поведения. Определенную организованность и систематику, изучая и описывая российскую культуру, внесли Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, П.Я. Чаадаев, а также ряд других исследователей. Выявив источники проявления того или иного национального образца, данные авторы сформулировали ряд известных стереотипов «российского» поведения. Национальная культура представляет собой это устоявшийся комплекс значимых ориентиров, поведенческих норм, традиций и стереотипов, которая принята в определенной стране. Деловая культура – это состав руководящих правил, систем поведения и устойчивых стереотипов, действующих в рыночном обществе и свойственных всем субъектам экономической деятельности. Также деловую культуру представляют, как культуру бизнеса, то есть - экономической деятельности, приносящей прибыль. Однако, в первую очередь она представляет собой метод самоорганизации, который направлен на эффективность извлечения прибыли. Таким образом, значимая составляющая национальной культуры, которая проявляется в деловой сфере - это национальная деловая культура, включающая нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет. Мировое сообщество сегодня характеризуется процессом развития и углубления связей организационной культуры, которая проявляется взаимопроникновением, сближением организационных поведений транснациональных компаний. Это находит проявление, в первую очередь, в изменении деловой культуры – характере проведения переговорного процесса, организации встреч, презентаций, протоколов и других атрибутов деловой культуры, которые в настоящее время все более и более становятся схожими, без значительных отличий друг от друга. С другой стороны, в практика международного бизнеса свидетельствует о том, что многонациональным корпорациям, распространяющим за границей свои собственные поведенческие принципы и нормы, приходится воспринимать местные условия и подстраивать организационную культуру к особенностям стран. Ведь персонал, в основном состоящий из местных жителей, является носителем национальной культуры, системы ценностей и стереотипов национального поведения и это не может не оказывать влияния на культуру компании. В результате приспособления организационной культуры к местным культурным особенностям в зарубежных подразделениях формируется так называемая «субкультура». Национальная деловая культура определяет важнейшие параметры системы управления: стиль руководства, систему мотивации, манеру ведения переговоров, отношение к законам и нормативным актам, коммуникации и межличностные отношения в организации. Особенности национальной деловой культуры зависят от исторических, религиозных, климатических, социальных и иных факторов, развиваются под воздействием конкретной социальной среды данного региона. Национальная деловая культура обусловливает формирование различных систем ценностей и предпочтений, поведенческих моделей и стереотипов. Бизнес меняет отношение к культурной проблематике, понимание важности адекватного освоения чужой культуры для успешной международной предпринимательской деятельности все более усиливается. Подтверждением интереса к этой проблематике явилась интенсивная научная дискуссия последних десятилетий, центральное место в которой занял вопрос о том, влияют ли факторы культуры на управление или нет. Большинство исследователей при этом (см. (1), (7), (9), (10) присоединилось к Г. Хофстеду, в своих работах наглядно раскрывающему данное воздействие. Этот ученый и ныне оказывает большое влияние на развитие межкультурного менеджмента как отдельного научного направления, а результаты его работ часто используются для объяснения феноменов, как культуры, так и общественной жизни, и бизнеса. В своем исследовании Хофстед сконцентрировал внимание на изучении и статистическом сравнении параметров культуры, относящихся исключительно к сфере труда. Ситуация межкультурного взаимодействия берется им в качестве основы для анализа культурных параметров, разработанных им для отдельных стран в плане: отношений между индивидом и группой; концепции мужественности и женственности в поведении; того, как люди справляются с неопределенностью или относящееся к контролю агрессии и выражению эмоций; социального неравенства, включая отношения с властью. Основная идея Хофстеда заключается в том, что различия между культурами можно объяснить на основе четырех основных параметров. Пятый параметр – «конфуцианский динамизм» – описывает степень проявления обществом прагматичного, ориентированного на будущее подхода. Но из-за незначительной важности этого параметра для западных культур он не приобрел значения, соотносимого со значением первых четырех. Каждая культура имеет свои приоритеты и дает свои ответы на сравнительно схожие основные проблемы. Понятие «культурный параметр» Хофстед определяет, как «аспект культуры, позволяющий измерить себя в сравнении с другими культурами». На основе результатов оценки стандартизированных анкет Хофстед присвоил каждой культуре измерительный показатель, соотносящийся с определенным параметром. При этом каждое значение параметра отдельной культуры фиксируется на шкале размерностью от 1 до 100. Страны с близкими значениями величин входят в так называемые кластеры. Измеренные параметры переносятся затем в диаграмму, визуализирующую степень различий культур. На основе статистически установленных величин параметров культуры, по мнению Хофстеда, можно не только сравнивать, но и оценивать протекание межкультурных взаимодействий, а также учитывать полученные знания в собственном деловом поведении. На основе национальных показателей каждого параметра, установленных чисто количественным образом, Хофстед делает выводы относительно культурных форм менеджмента и организаций. По Хофстеду, самое большое воздействие на менеджмент оказывают такие параметры, как «индивидуализм/коллективизм», а также «властная дистанция». Эти параметры влияют на преобладание определенного стиля управления в конкретной стране, начиная от демократического с преимущественно плоской иерархией системы менеджмента и кончая авторитарным стилем руководства. Таким образом, национальная деловая культура представляется совокупностью норм и правил ведения бизнеса, деловой этики и делового этикета. В области исследования деловой национальной культуры особо выделяют работы Г. Хофстеда, которые и по сей день оказывают большое влияние на развитие межкультурного управления как отдельного научного направления, а результаты его работ часто используются для объяснения феноменов, как культуры, так и общественной жизни и бизнеса. 1.2 Влияние религии на формирование национальных деловых культур Религию определяют как систему коллективных убеждений, ритуалов, традиций, которые связаны со сферой непознаваемого. На земном шаре существуют множество религий, среди которых несколько из них являются доминирующими. К ним относятся христианство, иудаизм, ислам, буддизм и конфуцианство. Проведем краткий анализ и выявим основные положения, влияющие на формирование моделей управления. Католичество. Церкви, относящиеся к данной религии, организованы в строгой иерархии, не допускающей каких-либо отклонений от этого принципа. Профиль личности, воспитанной в католической культурной среде как отражение типичного отношения к окружающим, включает в себя такие черты, как: - стремление к организованности; - потребность в руководстве; - воздержание от излишеств. Также католическая культура характеризуется высокой дистанции власти. Предписание к порядку является наиболее значимым движущим мотивирующим фактором большого числа людей. Естественно, управляющий или руководитель, который работает с персоналом, основу которого составляют люди, воспитанные в католической культурной среде, часто использует жесткое требование соблюдений установленных правил, являющихся для них абсолютно естественными. Главные качества, которые должны быть присущи управленцу - это качества высокой личной организованности, компетентности и выраженных волевых начал. В формировании неформальных лидерских отношений потребности нет, т.к. они заменяются эффектом высокой дистанции власти. 2. Протестантство. Протестантство максимально «приземлило» вероучение, ликвидировало иерархию, минимизировало священные ритуалы и выстроило внутренние отношения на основе прагматического подхода. Одной из наиболее значимых ценностей для протестантов является наличие внутренней духовной свободы. Воспринимая сегодня как аксиома, позиция, согласно которой именно протестантизм имеет наиболее явное экономическое влияние из трех ветвей христианства, подчеркивает позитивное значение изнурительных работ и создания богатства, а также, одновременную, умеренность в житейских удовольствиях. Таким образом, сочетание изнурительного труда и процесса создания капитала, зачастую рефинансируемого, обеспечивали развитие капитализма в Западной Европе, а позже и в США. Кроме того, отказ от преобладания религиозной и общественной жизни в качестве доминанты в данной религии, позволил дать для отдельных личностей гораздо больше свободы. 3. Иудаизм. Иудаизм является традиционной религией еврейского народа. Оценка, которая дается еврейскими религиозными учениями в отношении богатства, однозначно, намного положительнее, чем оценка христианских нравственных учений. Иудаизм поощряет богатство, тогда как христианство опирается на ессейский идеал бедности. Иудаизм учит рационалистическому подходу, тогда как христианство - религии любви, терпения и всепрощения. То есть, по сути, благоприятная основа для развития капиталистических отношений зарождалась и развивалась в этой религии значительно раньше и, когда христианство только приступило к процессу адекватного осмысления роли и места предпринимательства, иудаизм был уже готов к его практическому применению в своей деятельности. 4. Ислам. В исламе религия является доминантой во всех областях жизни, ее особенностях в построении хозяйственных отношений. Исламом не приемлются те, кто выгадывает путем использования кого-то другого. В общем, можно утверждать об аккуратности, обязательности и восприимчивости во взаимодействии с международными компаниями исламских страны, однако, до тех пор, пока соблюдаются условия исламской этики данными предприятиями. Предприятия, которые характеризуются в качестве компаний получающих свою прибыль за счет использования кого-то другого (компаний), обмана или нарушающие договорные обязательства, скорее всего не смогут функционировать в исламском государстве. 5. Индуизм. Особенностью рассматриваемой религии является наследие кастового подхода в организации государства и организаций как следствие. Кастовая система представляет собой замкнутую систему разделения, где социальный статус определяется семьей, в которой человек рожден, и изменить этот статус нельзя на протяжении всей жизни, т.е. в этой системе ограничивается социальная мобильность человека. Несмотря на свое упразднение на официальном уровне, она все же до сих пор оказывает сильнейшее влияние во многих странах. То есть, там, где сильны индуистские порядки, социальная мобильность характеризуется низким уровнем, кадровой политике присущи все черты закрытого типа, поведение сотрудников носит сдержанный характер в отношении удовлетворения потребностей, а бизнес продолжает существовать на домашнем, не производственном уровне. 6. Конфуцианство. Основа конфуцианской этической системы: – лояльность; - ответность обязательства; - честность. Эта религия определяет лояльность к старшим как зарезервированную обязанностью, абсолютное обязательство, необходимое для религиозной защиты. Современные организации проявляют лояльность в виде побудительного мотива снижения конфликтной ситуации между управлением и непосредственно трудовой деятельностью, при этом не являясь слепой преданностью. Ответные обязательства предполагают, что управленец должен обязательно поощрять лояльность своих подчиненных и если этого не происходит, то впоследствии лояльность исчезает. В японских организациях эта этическая позиция проявляет себя в понятии пожизненного найма. В конфуцианстве провозглашается, что недобросовестность поведения, дав краткосрочные преимущества, в конечном итоге, не принесет прибыли или экономической выгоды. Среди представленных конфессий христианства, в параграфе сознательно не было затронуто православие, т.к. именно оно определяет российскую деловую культуру и будет рассмотрено далее во второй главе нашего исследования. Таким образом, необходимо отметить следующее. Религия оказывает воздействие на национальную деловую культуру. Среди основных рассмотренных религий, считается, что именно протестантство и иудаизм – это религии, основа которых позволила сформироваться капиталистическому обществу, причем, когда христианской религии еще только предстояло адекватно осмыслить роль и место предпринимательства, иудаизм уже был готов к его становлению. 2 Особенности национальной деловой культуры России 2.1 Условия формирования российской модели управления На сегодняшний день различными зарубежными и отечественными авторами делается много попыток выразить особые черты российской модели управления, опираясь на специфичность национальной культуры в этой сфере. В практической деятельности наблюдаются различные подходы в решении данного вопроса, но особо выделяют: - полное заимствование западного или восточного опыта управления; - вариант с использованием процессов адаптации управления к современным российским условиям. Следует отметить, что очевидна трансформация российской модели управления на основе современных тенденций развития мировой экономики. Однако, все же российской модели управления свойственно особое содержание, форма и методы управления, которые соответствуют специфическим особенностям российского менталитета. Исследование национальной модели управления дает возможность избежать многочисленных ошибок, которые уже допускались другими, способствует отделению универсальных черт предприятия и т.д. Особо, потребность в таких исследованиях необходима: - российским предприятиям и организациям, которые осваивают передовой управленческий опыт; - зарубежным компаниям, которые открывают свои филиалы и представительства в России. Формируясь, характер русского человека, попал под значительное воздействие географической среды. Российское государство и его территория постоянно расширись за счет освоения все новых и новых земель. Это способствовало выработке легкости к перемене мест, быстрому привыканию к этнически чуждой среде. Кроме того, российский человек очень свободолюбив, что в значительной степени обусловлено взаимодействием с азиатскими народами, а также существованием в истории России татаро-монгольского ига. Стойкость к сверх напряжению, как отличительная черта русского национального характера, выработано в периоды нашествий, голода, серьезных социальных потрясений и репрессий. Также Н. А. Бердяевым, В. Г. Крысько, А. П. Прохоровым, Л. В. Миловым объясняется особенность русского национального характера спецификой природных условий, в которых изначально проживают россияне. В зимний период человек настраивается на его пережидание без какой-либо целенаправленной деятельности, тогда как в теплое время года ему за короткий срок нужно будет успеть сделать большой объем полевых работ. Условия, послужившие основой формирования российской модели управления, рассмотрим более подробно: Коллективизм, общинность. В течении длительного периода времени большая часть населения до начала 20 века жили общинами, которая служила основой объединения людей и их защитой от внешнего мира. Все значимые вопросы и проблемы решались совместно, на так называемой общей «сходке». То есть, можно сделать вывод о том, что распространенное убеждение относительно системы коллективизма, социального равенства и «уравниловки» сформированного в период социалистического строя – ошибочно. Коллективизм был распространен в русском обществе задолго до его наступления. 2. Отношение к власти и закону. Русский человек характеризуется особым отношением к власти, которое выражается либо государственном бунте, или покорном ношения его гнета. Относительно следования законам, правилам и предписаниям в России, необходимо отметить следующее явление: «не все то, что предписывается, должно выполняться». 3. Отношения между людьми. Коллективизм стал основой ряда других особенностей национальной культуры русского человека. В нашей стране взаимоотношения имеют неформальный характер и дружеские отношения ценятся очень высоко. Формальные же, светские отношения и разговоры им русскому человеку чужды и малопонятны. 4. Отношение к деньгам и богатству. В отношении богатства и денег в России сложилось чрезвычайно сложное отношение в связи с тем, что национальная культура, и в частности, религия, преподносила такие идеи как: «не в деньгах счастье», «счастье не купишь, что имело глубокое укоренение в сознании человека. Противоречивость отношения к богатству и деньгам сохраняется в России и на сегодняшний день. Наличие богатства провоцирует зависть, неприязнь и осуждение, превозносится принцип - «мы бедные, но гордые». Поведение в общественных местах. В России не принято улыбаться посторонним. В лучшем случае это воспринимается как проявление глупости. Серьезное, сосредоточенное выражение лица русских на улице – не признак их особой мрачности, а лишь традиция, согласно которой улыбка – это что-то сокровенное, предназначенное близкому и приятному человеку. Отношение к труду и ведению дел. Главным фактором, определившим отношение русского человека к труду, явилось крепостное право, на основе которого возникло четкое разграничение «работы на себя» и «работы на хозяина». Следовательно, качество выполняемых работ определяется тем, как сотрудник воспринимает свой труд. Следует отметить предрасположенность русского человека к риску, что имеет распространение не только на ведение дел повседневных, но и на деловые отношения. При этом в характере русского человека наблюдается и излишняя осторожность, и подозрительность, что противоположно риску. В бизнес-отношениях зачастую данные качества приводят к тому, что процесс совещаний и переговоров излишне затягивается и принятие окончательного решения откладывается. На основе рассмотренных условий, определивших особенности современной модели управления бизнесом в России, можно представить специфические системообразующие характерные черты российского менталитета: - двойственность; - одновременная крайность и скептицизм в отношениях; - отсутствие желания нести ответственность за себя и свою жизнь; - самоотверженность тому, во что веришь на основе принципов морали, нравственности, духовности с одновременным пренебрежением к таким принципам как личная выгода и материальная реальность; - компромисс, диалог, сотрудничество - это проявление слабости, а не признак здравомыслия; - неизменная борьба за идею, зачастую носящая не личный, а общественный смысл; - терпимость и способность к самопожертвованию; - высокий уровень адаптационных способностей и креативности; - трудное принятие своих неудач. Следовательно, при формировании российской модели управления должны учитываться все обозначенные личностные аспекты, и кроме того, основная тенденция развития менталитета русского человека в направлении развивающегося типа мировоззрения, который все более ориентируется на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и расчет стоимости труда личности пропорционально данному вкладу. Способность руководителя отличать и отмечать тех сотрудников, у которых индивидуальные характеристики развиты больше по сравнению с остальными дает возможность именно им поручать ряд работ персонального характера, в рамках которых эти сотрудники окажутся способными проявить свои таланты. Или же, например, специалистам, наблюдение за которыми позволило установить преобладание коллективной психологии, правильнее с позиции управления правильнее поручать те работы, в рамках которых акцент делается на коллективный труд и коллективную ответственность. Кроме того, многими исследователями в данной области упор в своих работах делается на такие аспекты, в качестве обязательного условия формирования российской модели управления, как: - усердие специалиста в работе; - направленность на прилежность и педантичность. Считается, что в рамках управления данные качества, которые заложены в людях изначально, необходимо всячески поддерживать. Однако, в данном процессе потребуется определенная жесткость, являющаяся вынужденной действием. Такая направленность, в конечном итоге, должна привести российское управление к более «мягкому» типу, по сравнению с остальными моделями, но и более эффективному по содержанию. Таким образом, необходимо выделить следующее. К условиям, послужившим основой формирования российской модели управления относят: дух коллективизма, двоякое отношение к власти и закону, имеющее противоположные крайности, особые отношения между людьми основанные на доверии и дружбе, отчасти «презрительное» отношение к деньгам и богатству, скованность поведения в общественных местах, а также меняющее отношение к труду в зависимости от восприятия его источника. Формирование модели управления и ее изменение происходит в течение значительного времени, исчисляемого столетиями. Модель не может быть заимствованной у кого-то в силу того, что условия ее формирования определены изначально своей национальной культурой и ее спецификой. Характерными чертами российского менталитета являются: двойственность, одновременная крайность и скептицизм в отношениях, отсутствие желания нести ответственность за себя и свою жизнь, самоотверженность тому, во что веришь, рассмотрение компромисса, диалога и сотрудничества как проявления слабости, неизменная борьба за идею, терпимость и способность к самопожертвованию, высокий уровень адаптационных способностей одновременно с трудным процессом принятия своих неудач. Поэтому все корректировки, с поправкой на зарубежный опыт, имеют место быть, только если они не противостоят ментальности национальной культуры, т.е. при условиях, когда изменения не рушат основ, держащих сложившуюся модель управления. 2.2 Специфика формирования российского менеджмента под воздействием религии Опираясь на материал, представленный параграфом выше, необходимо заострить внимание на аспекте, который является основополагающим в формировании российской модели управления - религии как одного из факторов национальной культуры. Религия - есть способ отражения поисков людей идеальной жизни, содержащий определенный взгляд на мир, истинные ценности, отправление религиозных обрядов. Каждая религия представлена несколькими разновидностями, как, например, христианство представлено православием, католицизмом и протестантством. Являясь элементом культуры, религия оказывает значительное воздействие на экономическую деятельность людей и общества в целом. Конечно, не только религиозные верования оказывают воздействия на уровень экономического положения государства, однако, понимание национальной культуры, в первую очередь, опирается именно на религиозный аспект и их воздействие на формирование национального характера. Исследование, которые проводились под эгидой Всемирного банка, служат на данный момент в качестве примера, который наглядно свидетельствует о том, что существует зависимость между религиозными взглядами и размерами валового национального продукта (ВНП) в расчете на душу населения. И что особо стоит отметить, что самое большое значение ВНП приходится на христианские протестантские общества, что подтверждает предположения о том, что данная религия явилась основой капиталистического подхода в экономике. Российская Федерация в соответствии с п. 1 Статьи14 Конституции РФ является светским государством. Церковь же представляет собой социальный институт общественного развития. К задачам, стоящим перед Россией на сегодняшний день в рамках мировой политической арены, относят выстраивание грамотной, взвешенной политики, в том числе при выстраивании государственной политики с учетом религиозных факторов. В целом, для Европейских стран на данный момент характерна тенденция некого ухода от церковной роли в качестве приоритетного фактора, которая тем самым определяет своеобразные требования в подходах к организации управления. Однако, последние события подтверждают тот факт, что Россия напротив характеризуется весьма ощутимым возрастанием роли религии в общественной жизни, в том числе и в области деятельности управления. Это в первую очередь определено тем, что сознание людей содержит глубокую веру в определённые традиции и религиозные положения. Наше государство является частью православного христианства, что с одной стороны предполагает опору на четкую иерархию, как, например, в католичестве, а с другой стороны, не предполагает жесткое единоначалия и жесткое каноническое значение первосвященников. Православие соединяет в себе аскетические традиции и бережное и благодарное отношение к богатству, дающее возможность делать добрые дела. Личностный профиль православных людей, включает в себя такие черты как: - как настойчивая вера в благоприятный исход любого начинания; - широта натуры; - неагрессивность. Основной движущий мотив - посыл справедливости, причем не во всех случаях в ее правовой интерпретации. Управляющий или руководитель, который работает с персоналом, основу которого составляют люди, воспитанные в православной культурной среде, конечно, может жестко требовать соблюдения установленных правил и тем не менее лояльное отношение к руководству зачастую подвержено корректировке на основе собственных представлений подчиненного о справедливости. Главные качества, которыми должен обладать управленец – это: - сильное волевое начало; - высокий уровень как формального, так и неформального авторитета. Причем, благодаря высокому неформальному авторитету руководителю может быть прощен профессиональный просчет и ошибки. Следует отметить тот факт, что официальным православием было отвергнуто русское старообрядчество, которое оказало очень большую роль на развитие российского предпринимательства, что нельзя соотнести с ее ролью в структуре конфессий России того периода. Более того, данный факт касается не только крупного предпринимательства, которое обеспечило лидерские позиции таких представителей старообрядчества в текстильной промышленности как Гучковых, Морозовых, Рябушинских, в хлеботорговле Рахмановых и т.д. В противовес мнению многих исследователей относительно консерватизма и закоснелости старообрядчества, необходимо отметить, что именно оно, под воздействием своеобразных объективных и субъективных факторов претерпело значительные изменения, которые привели к возрастанию личностных факторов в выполняемых работах. Особенно, учитывая, условия свободного наемного труда, которое применялось на предприятиях старообрядчества. Российский тип управления должен и отчасти берет во внимание христианские традиции, которые, по сути, выражают отрицательную позицию к жадности и богатству. Воодушевление, возникающее на этой основе, может быть использовано как важнейшая составляющая выхода России из кризисных ситуаций, давая особый импульс ее социально-экономическому развитию как в государстве в целом и в рамках отдельного предприятия. Таким образом, религия как определённая система взглядов, обусловленная верой в идеальную жизнь, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения и обрядов оказывает значительное воздействие и на экономические процессы государства, и на управленческие подходы. То есть, религия есть фактор, влияющий на исторические процессы формирования национальной деловой культуры, приоритеты развития экономики государства и, следовательно, один факторов формирования определенной модели управления. На развитие российского менеджмента оказало значительное воздействие русское старообрядчество, которое было отвергнуто официальным православием. Старообрядчество в России, под воздействием своеобразных объективных и субъективных факторов претерпело значительные изменения, приведшие к возрастанию личностных факторов в выполняемых работах, особо в условиях свободного наемного труда, которое применялось на предприятиях старообрядчества. Также специфика Российского менеджмента заключается в учете таких христианских позиций, как отрицательное отношение к жадности и богатству, что может быть основой для выхода из кризисных ситуаций в целом в России, и на отдельном предприятии. Заключение Национальная деловая культура представляется совокупностью норм и правил ведения бизнеса, деловой этики и делового этикета. В области исследования деловой национальной культуры особо выделяют работы Г. Хофстеда, которые и по сей день оказывают большое влияние на развитие межкультурного управления как отдельного научного направления, а результаты его работ часто используются для объяснения феноменов, как культуры, так и общественной жизни, и бизнеса. Религия оказывает воздействие на национальную деловую культуру. Среди основных рассмотренных религий, к числу которых относятся такие как: христианство, иудаизм, ислам, буддизм и конфуцианство, считается, что именно протестантство и иудаизм – это религии, основа которых позволила сформироваться капиталистическому обществу, причем, когда христианской религии еще только предстояло адекватно осмыслить роль и место предпринимательства, иудаизм уже был готов к его становлению. Формирование модели управления и ее изменение происходит в течение значительного времени, исчисляемого столетиями. Модель не может быть заимствованной у кого-то в силу того, что....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: