- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические аспекты финансовой политики российской федерации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015431 |
Тема: | Теоретические аспекты финансовой политики российской федерации |
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики российской федерации 1.1. Содержание, цели и задачи финансовой политики РФ В научных кругах нет единого мнения относительно толкования термина «финансовая политика», поскольку это достаточно сложное и многогранное понятие. Данный термин рассматривают как часть экономической политики государства, правительства; направление в использовании финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и применении государственного бюджета, налоговом регулировании, управлении денежным оборотом, регулировании курса национальной валюты. Подходы разных авторов к определению финансовой политики представлено в таблице 1.1. Таблица 1.1 - Определение финансовой политики разными авторами Автор Определение А. Д. Василик Финансовая политика государства - достаточно сложная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти, которая охватывает мероприятия, методы и формы организации и использования финансов для обеспечения ее экономического и социального развития.1 И. Я. Чугунова Финансовая политика - ядро ??экономической политики, отражает ее финансовые взаимоотношения с субъектами предпринимательства и гражданами. С. А. Маслова и А. А. Опалый Финансовая политика - это комплекс государственных мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование финансов и финансовой системы. М.В. Романовский, О.В. Врублевская Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов2. Можно дать следующее обобщающее определение: финансовая политика - это стратегический курс развития государственных институтов и органов, которые нацелены на формирование доходов и эффективное использование финансовых ресурсов в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. При этом экономическая сущность финансовой политики как инструмента социально-экономического развития страны заключается в финансовых отношениях, возникающих между экономическими, политическими, правовыми государственными институтами в процессе организации финансовой системы и направлении финансовых ресурсов на достижение стратегических и тактических целей и задач развития общества. Содержание финансовой политики государства включает такие звенья3: - выработка научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа развития хозяйства, перспектив развития экономических отношений, потребностей населения; - определение основных направлений использования финансов на перспективу и на текущие нужды, при этом учитывают пути достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, а также международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; - осуществление практических действий для достижения поставленных целей. Приоритетной целью финансовой политики всегда является обеспечение уровня оптимизации распределения ВВП, который бы способствовал росту экономики и улучшению благосостояния граждан. Важно, чтобы финансовая политика способствовала формированию положительного имиджа и привлечению инвестиций в экономику, обеспечивала снижение уровня безработицы и др. Исходя из сущности государственной финансовой политики, для решения ее основных проблем выделим следующие задачи4: - создание условий для максимизации объемов финансовых ресурсов, которые формируются государством; - реализация механизмов рационального распределения и использования сформированных финансовых ресурсов; - обеспечение надлежащего регулирования, стимулирования и контроля за экономическими и социальными процессами, используя финансовые методы; - формулировка, развитие и поддержка функционирования финансового механизма исходя из целей и стратегий финансовой политики; - налаживание эффективной системы управления государственными финансами. Учитывая цели и задачи финансовой политики проводятся конкретные мероприятия, направленные на обеспечение ее эффективности с использованием соответствующих финансовых инструментов. Действующее законодательство является регулятором финансовой политики, ее правовой основой, предохраняя от различных внешних и внутренних факторов. 1.2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования5. Используя различные инструменты финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка непосредственно самих элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу6. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируются развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера. Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основные условия эффективности функционирования финансового механизма представлены в таблице 1.27. Таблица 1.2 - Условия эффективности функционирования финансового механизма Условие Пояснение Объективная обоснованность финансового механизма. Финансовый механизм должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения Соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики введен иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию Окончание таблицы 1.2 отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля Связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций. Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование. Такая взаимосвязь определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях. 1.3. Типы и составляющие финансовой политики Выделяют три типа финансовой политики государства: 1. Классическая. До конца 20-х гг. прошлого столетия считалась основным типом финансовой политики большинства стран. 2. Планово-директивная. Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. 3. Регулирующая. Переход к этому типу финансовой политике начался в конце 20-х гг. прошлого столетия в западных странах, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. На рисунке 1.1 представлены их краткие характеристики, особенности. Рисунок 1.1. - Типы финансовой политики Финансовая политика включает следующие направления (рисунок 1.2)8: Рисунок 1.2 – Составляющие финансовой политики Основные составляющие финансовой политики государства такие: 1. Бюджетная политика это часть финансовой политики, проводимая государством, определяющая принципы организации отношений в области финансов при формировании доходов бюджетов, осуществления их расходов, проведении межбюджетных отношений, с целью обеспечения социально-экономического развития и выполнения стратегических целей государства. 2. Налоговая политика это система целенаправленных действий и определенных экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения. 3. Денежно-кредитная политика - комплекс действий и мероприятий государства в сфере денежного и кредитного рынков, который обеспечивает экономику полноценной и стабильной национальной валютой, регулирует денежное обращение в соответствии с потребностями экономики в целях стимулирования экономического роста. 4. Благодаря таможенной политике государство защищает свои интересы в сфере расширения или сокращения экспорта или импорта, применяя систему таможенных платежей или определенный таможенный режим. 5. Долговая политика предусматривает систему действий и меры по предотвращению и урегулированию долговых проблем государства, обеспечения или восстановления его платежеспособности или получения максимального эффекта от финансирования за счет заемных средств. 6. Главное значение инвестиционной политики заключается в создании привлекательной инвестиционной среды для оживления инвестиционной деятельности и наращивания объемов инвестиций в национальную экономику. Кроме вышеперечисленных самостоятельных составляющих, финансовая политика объединяет определенные направления государственной деятельности в области страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др.. Подводя итоги рассмотренным вопросам, можно заключить следующее. Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики РФ на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма. Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. Выделяют три типа финансовой политики: классический, планово-директивный т регулирующий, при этом финансовая политика выделяет такие составляющие, как: бюджетную, налоговую, денежно- кредитную, долговую, инвестиционную и таможенную политики. Кроме вышеперечисленных самостоятельных составляющих, финансовая политика объединяет определенные направления государственной деятельности в области страхования, социальной сфере, сфере финансового рынка и др.. Все они в совокупности направлены на главную цель финансовой политики государства: создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. Глава 2. Финансовая политика российской федерации на современном этапе 2.1. Общая характеристика современной финансовой политики Основные цели и задачи современной финансовой политики разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе. Вопросам финансовой политики посвящена государственная программа, разработанная в 2014 года на период до 31.12.2020 «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»9. Важность этой программы определяется существенным влиянием финансовой политики на все другие направления деятельности органов власти; необходимостью постоянного совершенствования финансовой политики; потребностью повышения результативности финансовой политики и, что немаловажно, конкуренцией между отдельными направлениями финансовой политики и организациями за перераспределяемые ресурсы. Цель программы: «...обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансами, повышение эффективности функционирования финансового рынка, в целях роста конкурентоспособности национальной экономики»10. В рамках государственной программы управления государственными финансами разработаны подпрограммы, представленные в Приложении А. Как видим, в рамках каждой подпрограммы также выделены цели, задачи и целевые индикаторы. Данный документ, несомненно, является шагом вперед и представляет собой своего рода карту действий с элементами программно-целевого подхода. Результативность мероприятий фиксируется в виде необходимости достигать определенных количественных параметров. Финансовая политика Российской Федерации также определяется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее — Концепция) 11. Для удобства изложения обобщим некоторые аспекты программы в Приложении Б. Как следует из данных таблицы Приложения Б, на основании положений Концепции можно говорить о формировании вполне конкретных элементов государственной финансовой политики, имеющей в т. ч. стимулирующий характер влияния на экономику страны. На мой взгляд, не смотря на то, что данная Концепция является действующей, ее актуальность утратила смысл, после того как исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики до 2020 года потеряли свою актуальность (таблица 2.1)12. Таблица 2.1- Исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики до 2020 года 2007 год 2008 - 2010 годы 2011 - 2015 годы 2016 - 2020 годы Цены на нефть (мировые), долларов США за баррель 69,3 99 91 108 Забегая вперед, можно отметить, что на данный момент цена нефти гораздо ниже, чем указанные 108 долл. США за баррель, к тому же нынешняя финансовая политика имеет совсем другое направление, а именно, уйти от сырьевой зависимости и наладить собственное производство, поставив курс рубля в зависимость не от нефти, газа и других энергоресурсов. На сайте Министерства финансов выложен документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»13, принятый 03.10.2017. Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2018-2020 годы. В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения. Совокупность сложившихся вызовов и условий экономического развития определяет в качестве основной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда. Успешная реализация финансовой политики непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма. 2.2. Особенности проведения финансовой политики в РФ на современном этапе В предыдущие годы ключевыми задачами макроэкономической политики были стабилизация ситуации в реальном и финансовом секторах, снижение инфляции и оживление российской экономики после серии внешних шоков конца 2014 – начала 2016 года. В настоящее время, на этапе перехода экономики к росту, на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития в дальнейшем. В таблице 2.2 представлены основные параметры прогнозных сценариев Банка России. Как известно, Банк России закладывает в базовый сценарий постепенное снижение цены на нефть марки Urals до 40 долл. США за баррель к середине 2018 года. Однако, в прогнозе базового сценария, видно, что среднегодовая номинальная цена на нефть составит 44 долл. США за баррель в 2018 г. и около 42 долл. США за баррель в 2019–2020 годах. В альтернативном сценарии Банк России рассматривает постепенное увеличение цен на нефть марки Urals до 60 долл. США за баррель в среднем за 2020 г. в предпосылке о более динамичном росте глобальной экономики и спроса на энергоносители, в том числе за счет Китая, а также продлении соглашений об ограничении добычи нефти в 2018 году. Таблица 2.2 - Основные параметры прогнозных сценариев Банка России (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное)14 2016 2017 2018 2019 2020 Базовый сценарий Альтернативный сценарий Базовый сценарий Альтернативный сценарий Базовый сценарий Альтернативный сценарий Альтернативный сценарий Цена на нефть марки Urals, средняя за год, долл. США за баррель 42 50 44 56 42 59 42 60 Инфляция, % декабрь к декабрю предыдущего года 5,4 2,5-2,7 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 Инфляция, в среднем за год, в % к предыдущему году 6,5 3,7 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 Валовой внутренний продукт -0,2 1,7-2,2 1,0-1,5 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 Расходы на конечное потребление -3,5 2,5-3,0 1,0-1,5 2,0-2,5 1,5-2,0 2,5-3,0 2,5-3,0 2,5-3,0 - домашних хозяйств -4,5 3,0-3,5 1,5-2,0 3,0-3,5 2,0-2,5 3,0-3,5 3,0-3,5 3,0-3,5 Валовое накопление 1,5 6,0-7,0 1,0-2,0 4,5-5,5 2,0-3,0 2,5-3,5 1,5-2,5 2,5-3,5 - валовое накопление основного капитала -1,8 4,0-4,5 1,0-1,5 3,0-3,5 1,0-1,5 2,5-3,0 2,3-2,8 2,5-3,0 Экспорт 3,1 3,5-4,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 1,5-2,0 Импорт -3,8 13,0-13,5 2,0-2,5 7,5-8,0 3,0-3,5 5,5-6,0 4,0-4,5 5,5-6,0 Денежная масса в национальном определении 9,2 8-11 9-12 10-13 9-12 9-12 8-11 8-11 Кредит нефинансовым организациям и населению в рублях и иностранной валюте -0,6 3-5 5-7 7-10 7-10 8-11 7-10 8-11 Как в базовом, так и в альтернативном сценарии Банк России будет постепенно снижать ключевую ставку, при этом обеспечивая закрепление годовой инфляции вблизи 4%15. В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даны основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на 2018 год: цена на нефть марки «Юралс» в среднем 40 долларов за баррель (что несколько разнится с прогнозом Банка России); среднегодовой курс рубля к доллару США – 68.7 руб.; темп роста ВВП (в % к 2017) – 1,7%; инфляция — 4%16. В Экспертном заключении института экономики РАН на проект федерального бюджета РФ 2018-2020 гг. даны основные характеристики федерального бюджета в 2017-2020 гг. (таблица 2.3). Таблица 2.3 - Основные характеристики федерального бюджета в 2017-2020 гг., млрд рублей 17 2017 г. оценка 2018 2019 2020 Проект Доходы всего млрд руб. 14720 15258 15555 16285 В % к предыдущему году 109,4 103,7 101,9 104,7 В % к ВВП 16,0 15,7 15,1 14,8 В том числе нефтегазовые 5795,2 5479,6 5247,5 5440,4 В % к ВВП 6,3 5,6 5,1 4,9 Расходы всего млрд руб. 16728 16529 16374 17166 В % к предыдущему году 101,9 98,8 99,1 104,8 В % к ВВП 18,1 17,0 15,9 15,6 В том числе на научные исследования млн руб. 362,2 351,1 346,6 Дефицит (-) / Профицит (+) млрд руб. -2008,1 -1271,4 -819,1 -869,9 в % к ВВП -2,2 -1,3 -0,8 -0,8 На основании таблицы 2.3 можно сделать вывод, что доходы бюджета за 2018–2020 гг. растут на 10,6% в номинальном выражении. При этом планируется некоторое снижение доли доходов относительно ВВП. Также в течение планового периода ожидается сокращение объема доходов федерального бюджета по отношению к ВВП – главным образом в части нефтегазовых доходов, что можно считать положительным моментом. Расходы бюджета снижаются в первые два года трехлетки. В целом за три года они все же вырастут в номинальном выражении, но совершенно незначительно – на 2,6%, что не компенсирует инфляцию. Данная существенная разница между ростом доходов и расходов бюджета в пользу первых и является главной концепцией государственной бюджетной политики – использовать как прирост доходов, так и экономию не на развитие, а на снижение дефицита. Бюджетная политика на период 2018-2020 гг. преследует цель завершить структурные преобразования экономики, сделав независимой от конъюнктурных колебаний цен на энергоносители, привлекательной для внешних и внутренних инвесторов, что создаст условия для устойчивого роста. Базовые объемы бюджетного финансирования рассчитаны, исходя из плана на 2017-2019 гг. Принятые за основу они будут индексироваться на фактический уровень инфляции в соответствующий период. Основные моменты повышения эффективности бюджетной политики: увеличение доли отчислений от чистой прибыли госпредприятий до 50%; равные, справедливые условия для ведения бизнеса; изменение системы налогообложения в нефтегазовой сфере (увеличение налога на добычу полезных ископаемых со снижением таможенной пошлины); «замораживание» номинального размера расходов на 2017-2019 гг. В области налоговой политики, будет продолжать совершенствоваться администрирование (контроль и учет) налогов. В том числе, с помощью создание информационных баз налогоплательщиков, товаров, которая позволит сделать фискальные инструменты более гибкими и действенными. С 01.07.2018 все предприятия розничной торговой сети обязаны иметь кассовые аппараты, подключенные к системе Федеральной налоговой службы в режиме онлайн. Для стимулирования инвестиционной активности предусмотрены введение налоговых льгот для предприятий, создающих инфраструктуру на Дальнем Востоке, а также снижена налоговая нагрузка для новых и модернизируемых предприятий. При этом установлен мораторий на введение новых льгот за счет местных и региональных бюджетов18. С 1.01. 2019 года должны вступить в силу новые налоговые правила: не повышение налоговой нагрузки на добросовестных плательщиков; увеличение размера рентных платежей для всех сырьевых секторов с одновременным снижением таможенной пошлины; законодательное определение перечня неналоговых платежей и порядка их взимания. В 2017 г. происходила достаточно четкая передача сигнала от ключевой ставки к ставкам денежного рынка, что является операционной целью денежно-кредитной политики. Однодневные ставки межбанковского рынка MIACR и RUONIA формировались вблизи ключевой ставки: в январе-октябре их среднее абсолютное отклонение от нее составляло соответственно 0,23 и 0,26 п.п. (0,19 и 0,22 в целом за 2016 г.). При этом сохранялась высокая активность совершения операций между кредитными организациями на всех сегментах денежного рынка. В январе-октябре 2017 г. обороты сегмента овернайт межбанковского рынка в среднем находились около отметки 450 млрд руб., обороты в смежных сегментах однодневных свопов и репо – около 1650 и 800 млрд руб. соответственно19. Такой существенный объем операций на денежном рынке по ставкам, близким к ключевой, свидетельствует, во-первых, о значимой роли этого рынка в перераспределении ликвидности между банками, и во-вторых, о том, что кредитные организации имеют основания рассматривать ключевую ставку в качестве отправной точки для определения процентных ставок по другим финансовым операциям, в том числе на более дли тельные сроки и для различных категорий участников финансового рынка (поскольку, как отмечено выше в данном разделе, банки могут совершать операции в разных сегментах финансового рынка). Сохранение высокой активности банков на денежном рынке отражает нормальную работу первого звена трансмиссионного механизма. При этом, как отмечено выше, Банк России формирует операционную цель денежно-кредитной политики именно для рынка МБК, принимая во внимание, что на ставки по операциям в смежных сегментах денежного рынка наряду с изменением ключевой ставки могут значимо влиять другие факторы, такие как колебания спроса на валюту и ценные бумаги. На трехлетнем горизонте сохранится профицит ликвидности банковского сектора, ожидается увеличение его объема с 1,8–2,3 трлн руб. на конец 2017 г. до 2–3 трлн руб. по итогам 2020 года. Фактическая динамика будет зависеть прежде всего от объемов финансирования дефицита бюджета из средств суверенных фондов. Изменение механизма санации кредитных организаций, предполагающее переход к прямому участию Банка России в капитале кредитных организаций, не приведет к существенному изменению характера влияния мер по оздоровлению банковского сектора на процесс формирования банковской ликвидности. С 2015 года государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были: 1) обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики; и 2) минимизация потерь при таком переходе. В 2017 году основные изменения политики таможенно-тарифного регулирования были связаны с соблюдением Россией обязательств перед ВТО. В рамках очередного этапа выполнения договоренностей изменение ставок ввозных таможенных пошлин затронуло 15,2% всего тарифа (около 1,8 тысяч десятизначных подсубпозиций ТН ВЭД ЕАЭС). В части вывозных пошлин в сторону понижения в 2017 году были скорректированы ставки вывозных таможенных пошлин в отношении 201 тарифной линии. Дополнительно были приняты меры по либерализации импортного тарифа, направленные на содействие развитию национальных экономик путем расширения доступности сырьевой базы, удешевления компонентной базы, а также проведения модернизации технологических производств. 2.3. Проблемы государственной финансовой политики и пути их решения Рассмотрим актуальные проблемы финансовой политики Российской Федерации: 1. Низкий уровень сбора налогов - это, во-первых, сокрытие доходов налогоплательщиками и, во- вторых, намеренное образование механизма ухода от уплаты налогов через слабые места в правовых актах, а главное - стабильное снижение налогооблагаемой базы в результате уменьшения реального ВВП. В то время пока главная производительная сила общества - экономически активный человек не имеет возможности для своего продуктивного расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных потребностей, формируется «порочный круг»: нет доходов, нет спроса на продукцию, нет развития производства, нет инноваций, нет инвестиций, нет накоплений, растет импорт, растут долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки, падает национальная валюта, снижается уровень жизни, растет зависимость РФ от иностранного капитала. 2. Остро стоит вопрос о реструктуризации государственного долга и управлении верхней границы доходности по государственным заимствованиям. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии государственных ценных бумаг с низкой бюджетной эффективностью приводит к потере управляемости государственным долгом. 3. Проблемой финансовой политики также является снижение и удержание инфляции на уровне 4%. При этом важно не столько точное снижение инфляционных ожиданий к 4% (в силу индивидуальных и психологических особенностей восприятия они могут оставаться несколько выше), сколько отсутствие их существенных колебаний. По мере того, как Банк России будет последовательно поддерживать ценовую стабильность, возрастет уверенность домашних хозяйств и бизнеса в сохранении низкой инфляции и в том, что центральный банк не допустит ее существенных изменений. В условиях укрепления доверия к проводимой денежно-кредитной политике инфляционные ожидания не только снизятся, но, с одной стороны, станут менее чувствительны к действию проинфляционных факторов и курсовым колебаниям, а с другой – будут в большей степени ориентироваться на действия и заявления Банка России. 4. Укрепление курса рубля, не за счет цен на нефть, а под влиянием спроса на национальную валюту через спрос на товары, услуги и финансовые активы страны. 5. Ограничением для роста и модернизации экономики выступает целый ряд внутренних факторов: демографическая ситуация и связанный с ней низкий потенциал роста экономически активного населения; институциональные характеристики, в том числе качество управления на всех уровнях как в государственном, так и в частном секторе; недостаточная развитость транспортной и логистической инфраструктуры; высокая монополизация; низкий объем инвестиций в технологии и основные фонды при высокой степени их износа. В этих условиях темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5 – 2%. Кроме того, указанные структурные характеристики снижают гибкость реакции производства в ответ на увеличение спроса, что в итоге может отражаться и на динамике цен. Как видим, для решения проблем финансовой политики и, соответственно, для увеличения потенциала экономического роста необходимы меры государственной политики, направленные на изменение структуры экономики и преодоление обозначенных выше проблем, а также подключение усилий всех участников экономических отношений. Важно повышение роли регуляторных, налоговых механизмов, программ частно-государственного партнерства в создании стимулов для инвестиций в машины и оборудование, технологии, человеческий капитал, увеличение производительности труда. Необходимы меры по развитию конкурентной среды, увеличению доли малых и средних предприятий в производстве выпуска товаров и услуг. Повышение гибкости рынка труда возможно за счет мероприятий, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов, как территориальной, так и профессиональной, создание стимулов для внутренней трудовой миграции и привлечения иностранных высококвалифицированных кадров. Вместе с тем подготовка и реализация указанных мер требует длительного времени, их влияние на динамику экономической активности будет проявляться постепенно, их заметный вклад в темпы роста ВВП проявится в основном уже за трехлетним прогнозным горизонтом. Таким образом, крайне важно реализовывать согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику направленную на интересы всех слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России. 1 Василик О. Д. Теория финансов: учебник / А. Д. Василик. - М.: Ниос, 2015., C.57. 2 Финансы: учебник для бакалавров / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. - 3-е изд., пере- раб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - С. 79 3 Лупей, Н.А. Финансы: учеб. пособие / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - C.49 4 Лупей, Н.А. Финансы: учеб. пособие / Н.А. Лупей, В.И. Соболев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. - С. 52 5 Сабитова Н.М., Зиганшина А.И. Финансы. - Конспект лекций [Электронный ресурс]/ Режим доступа: ht....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: