VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты анализа проблема социального сиротства в РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000436
Тема: Теоретические аспекты анализа проблема социального сиротства в РФ
Содержание
ГЛАВА I. Теоретические аспекты анализа проблема социального сиротства в РФ.
1.1 Социальное сиротство как феномен современного российского общества
     Сиротство в современной России определяется набором социальных характеристик, часть из которых типична для этого социального явления, а часть - является особенными. Прежде всего, следует отметить количественный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такое положение дел обусловлено рядом причин, которые так или иначе связаны с целым рядом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. По данным Минздрава 1, среди детей-сирот, и детей, лишенных попечения родителей, 21% были нежеланными, из них 10% - дети от несовершеннолетних матерей, 35—40% - от родителей, страдающих алкоголизмом, 24% — от находящихся в местах лишения свободы. Появились дети (от 2 до 3,5%) от родителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных; около 15% - дети, от которых отказались родители из-за состояния здоровья. Число детей из семей, отданных на воспитание в дом ребенка временно, сократилось в 2 раза. Причина помещения их в интернатное учреждение: неудовлетворительные жилищные условия (62%), многодетность (15%), тяжелая болезнь отца, матери или детей и др. В последние годы резко обострилась проблема так называемого «социального» сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, только с 1993 по 1998 гг. возросло в стране в 3 раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. Каждое десятое из 140 тыс. дел на родителей, рассмотренных в 1995г. региональными комиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68-ми регионах), - о лишении родительских прав. Социальное сиротство стало устойчивым социальным явлением 2.
     Самое страшное в сиротстве - это не отсутствие физического ухода. Страшно, что одиночество ребёнка резко ломает его развитие как социального существа и личности. Особенно тяжёлые аномалии развития личности наблюдаются у детей, оставшихся без родителей в младенческом возрасте. Как правило, это нежеланные дети, и первые проблемы развития начинаются ещё до рождения.
     Нежеланный ребёнок становится больным уже в утробе матери. Значительная часть детей приобретает болезни с первых дней жизни.
     В последние годы среди новорождённых снижается доля здоровых детей.
     Низкий уровень здоровья подростков во многом связан с социальными условиями жизни и распространённостью среди этой возрастной категории поведенческих факторов риска (употребление алкоголя, наркотических веществ, курение и т. п.).
     Увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. В нашей стране 246 домов ребёнка для 19,3 тыс. детей 3. Здоровье новорождённых, уровень их психофизического развития столь низкий, что так называемых физиологических домов ребёнка (с нормальным развитием) не осталось. Все они имеют в основном психоневрологический профиль.
     Лишённые постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с матерью или заменяющим её взрослым, такие дети растут апатичными, безынициативными, эмоционально бедными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. У всех детей выявляются задержки сенсомоторного и речевого развития, неумение общаться с взрослыми и сверстниками.
     Дети, изолированные с рождения до 6 месяцев, навсегда остаются менее разговорчивыми, чем их сверстники из семей. Изоляция от матери от 1 года до 3 лет обычно приводит к тяжёлым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению.
     Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что в развитии и в особенностях поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся вне семьи, обнаруживается определённая специфика, которая проявляется в несформированности внутреннего плана действий, в связанности мышления, мотивации поведенческих реакций внешней ситуацией.
     Скудность, ограниченность конкретно-чувственного опыта у детей, воспитывающихся вне семьи, отрицательно отражается на формировании наглядно-образного мышления, операции обратимости, а также сказывается на особенностях восприятия. 
     Воспитанники детского дома (школы-интерната) менее успешны в решении конфликтов в общении с взрослыми и сверстниками, чем дети из семьи. Бросаются в глаза агрессивность, неумение признать свою вину, т. е. доминирование защитных форм поведения.
     Исследование детей в детских домах показали, что среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их психические и физические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.
     Лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье.
     Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии и здоровья детей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.
     Заболеваемость в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. Распространены педикулёз и чесотка. На первое место у воспитанников детских домов (школ-интернатов) выходят нервно-психические расстройства (ЗПР с интеллектуальной недостаточностью и эмоционально-волевая незрелость). Дети на 1-2 года отстают от своего паспортного возраста, что ещё более затрудняет их социализацию, не позволяет им успешно учиться, усиливает подвержённость криминогенным влияниям 4.
     Условия жизни детей-сирот на полном государственном обеспечении формируют иждивенческую позицию по отношению ко всем окружающим, приводят к отсутствию бережливости и ответственности. Такая иждивенческая позиция порождает у выпускников детских домов и интернатов иждивенческое отношение к своему супругу, безразличие к собственным детям.
     Многие дети-сироты не имеют представления о том, что такое гармоничная семья, они обладают негативным опытом пребывания в семье. Воспоминания о родителях или родственниках в большинстве своём тягостны и нерадостны.
     Негативный опыт жизни в семье, особенно в раннем возрасте, накладывает свой отпечаток на всю жизнь ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Часто ребёнок переносит модель воспитания его родителями на собственных детей. Негативное психологическое прошлое мешает ребёнку-сироте позитивно смотреть в будущее.
     Одной из самых сложных проблем жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую её часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек или девушка часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а, значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности.
     Несмотря на расширение форм профориентационной работы, воспитанники интернатных учреждений в большинстве случаев не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% детей во вспомогательных школах-интернатах ожидают направления в ПТУ, и лишь 10% мечтают о среднеспециальном и высшем образовании 5.
     Из работающих выпускников детских домов удовлетворены своим местом работы 30%, остальные считают свою работу лишь средством существования.
     В России сегодня около 1265 детских домов, в которых воспитывается свыше 20 тыс. детей-сирот, 90% которых являются «социальными» сиротами, то есть сиротами при живых родителях 6.
     Пока воспитанники «под крылом государства», всё более или менее нормально. За счёт бюджета их одевают, обувают, обеспечивают проезд, кормят, организуют досуг, им бесплатно предоставляются путёвки в загородные здравницы на зимние и летние каникулы. Но такая жизнь не бесконечна.
     Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. В условиях перехода к рыночной экономике выделение жилья детям-сиротам осуществляется с большим трудом.
     На первый взгляд трудностей здесь не должно быть. В стране действует целый ряд федеральных законов (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 2002г.; указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» 1992г.), которые гарантируют социальную защиту детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской опеки. Как следует из документов, ребёнку после выпуска из сиротского учреждения или достижения им 16 лет жильё должно быть предоставлено в течение трёх месяцев. Если такового нет, сирота имеет право на целевую безвозмездную ссуду, позволяющую купить квартиру или комнату и наладить быт.
     На сегодняшний день существует несколько причин, по которым выпускники остаются без крыши над головой:
- задержка со стороны органов распределения жилой площади (утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция);
- нехватка жилой площади в районе, где зарегистрирован выпускник;
- по причине исчезновения или полного бездействия самого выпускника;
- невыполнение образовательными учреждениями своих обязательств по получению жилья;
- неполучение или потеря жилья в связи с пребыванием в местах лишения свободы;
- отказы самих выпускников (обоснованные или завышенные притязания).
     Главная опасность подстерегает выпускника, когда он становится обладателем жилой площади. Молодой человек, ставший собственником жилья, подвергается преследованию со стороны криминальных структур. Под таким натиском сироты продают, дарят свои комнаты, лишаются последнего. А сами в итоге остаются ни с чем.
     Нарушения в интеллектуальном, эмоционально - волевом и личностном развитии приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских домов оказываются не подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам интернатных учреждений трудно адаптироваться.
     Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в социальной защите и в специально-организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
     
     


1.2Работа по решению социальных проблем детей-сирот в Республике Калмыкия.
     Социальные работники должны применять свои знания и навыки в действии, определять соответствующие критерии эффективностью своей работы. Методы включают систематизированный свод правил, позволяющий осуществлять социальную работу, разумно действовать в данной предметной области 7. Можно выделить четыре особенности эмпирических исследований социальной работы: 
1. понимание того, что реальная действительность социально обусловлена;
2. что нельзя обойти «понимающего подхода» социальной действительности;
3. что центральным моментом является исследование отдельных ситуаций, случаев с последующей их типизацией; 
4. что исследование обязательно должно базироваться на практике.
     По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Можно выделить следующие группы методов:
1. Всеобщие (философские методы) определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).
3. Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
     В процессе деятельности органов соцзащиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. 
     Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п.
     Технология социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. К важнейшим видам технологий социальной работы относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция и социальная терапия. 
     Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей-сирот является Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, порядку их предоставления.
     Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей. Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992г.), «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993г.), «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» (1993г.). Была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» (2002г.). В рамках этой программы существует целевая программа «Дети-сироты». 
     Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечение жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства.
     Социальная помощь детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей, осуществляется разветвленной системой, которая включает в себя несколько уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные и социальные службы (федеральные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы – государственные и коммерческие структуры, ориентированные на оказание социально-психологической помощи; учреждения, созданные общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями как благотворительные центры. 
     Наиболее распространенные формы социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей: 
1. передача детей в специализированные учреждения (образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения);
2. усыновление (удочерение) ребенка;
3. опека (попечительство);
4. приемная семья.
     Основные направления оказания социальной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без попечения родителей:
1. финансовое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, за счет государственных и внебюджетных фондов;
2. дополнительные гарантии права на образование;
3. дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание;
4. дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение;
5. дополнительные гарантии права на труд;
6. социально-правовые услуги;
7. психологическая помощь.
     В Республике Калмыкия функционирует три образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.04.2013 года в детских домах воспитывается 107 детей. Из общей численности воспитанников 72 % (75 детей) являются социальными сиротами, большая часть направлены из семей, в которых родители лишены прав. Детей-сирот 29, или 28%, категории детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев, из семей, пострадавших от стихийных бедствий, не имеющих постоянного места жительства, в республике за последние три года не выявлялись и в детские дома не направлялись.
     Государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Городовиковский детский дом», «Матросовский специальный (коррекционный) детский дом», «Элистинский детский дом» - учреждения республиканского подчинения, учредителем является Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
     В распоряжении детских домов имеются сооружения, помещения, оборудование, инвентарь, необходимые для обеспечения условий нормальной жизнедеятельности, организации учебно-воспитательного процесса, медицинского обслуживания, питания в соответствии с установленными нормами, санитарно-гигиеническими требованиями. Все детские дома обеспечены автобусами ПАЗ, кроме того, Городовиковский детский дом имеет автомашину «Газель», Элистинский - УАЗ, «Газель».
     За последние годы Правительством Республики Калмыкия приняты значительные меры по укреплению и улучшению материально-технической базы детских домов.
     В Матросовском детском доме проведен капитальный ремонт спального, учебного корпусов, пищеблока, благоустройство территории двора.
     Осуществлен текущий ремонт здания Городовиковского детского дома. Средства выделены из республиканского бюджета. В 2008 г. завершено строительство пристройки к учебному корпусу Матросовского детского дома, финансирование которого производилось из федерального бюджета в рамках целевой программы «Дети России», подпрограмма «Дети-сироты».
     Особое внимание уделяется совершенствованию условий жизни, воспитания и обучения воспитанников детских домов.
     В течение последних трех лет в полном объеме обеспечивается потребность учреждений продуктами питания, медикаментами, мягким инвентарем.
     Проблемой, требующей решения в настоящее время, является обновление технологического оборудования пищеблока, срок использования которых истекает, мебели для столовой, актового зала. Для совершенствования условий трудового обучения воспитанников Матросовского детского дома необходимо приобретение оборудования по столярно-слесарному, обувному делу, оснащение кабинета социально-бытового ориентирования.
     Педагогическими коллективами Городовиковского, Матросовского, Элистинского детских домов уделяется большое внимание спортивно-оздоровительной работе с детьми. В учреждениях созданы тренажерные залы, работают различные секции: футбол, волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, вольная и греко-римская борьба, шахматы. Воспитанники увлеченно занимаются спортом, достигают неплохих результатов. Команда Городовиковского детского дома неоднократно занимает призовые места в республиканских соревнованиях. В апреле 2012г. в районных соревнованиях по легкой атлетике и футболу команда Матросовского детского дома заняла 3-ое место, участвовало 13 школьных команд. За истекший год воспитанники приняли участие в 20-ти различных спортивных состязаниях.
     Развитие творческих способностей воспитанников, одному из важных способов индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми, придается большое значение. В детских домах работают творческие объединения и кружки: «Вязание», «Цветовод», «Умелые руки», «Танцевальный», «Вокал», «Мягкая игрушка», «Компьютерный», «Изостудия», «Резьба по дереву» и другие.
     Охват воспитанников детских домов внеурочной деятельностью составляет 100% 8.
     Определенная система работы сложилась в учреждениях с детьми «группы риска». Социальные педагоги, психологи имеются во всех детских домах. 
     Детскими домами налажено взаимодействие с органами внутренних дел, КДН, участковыми больницами, действует план совместной работы по предупреждению преступлений и правонарушений.
     В рамках выполнения республиканской целевой подпрограммы «Дети-сироты» летний отдых воспитанников (от 7 до 15 лет) ежегодно организуется в течение июля-августа на базе районных лагерей.
     Медицинское обслуживание воспитанников детских домов включает в себя углубленный медосмотр в начале учебного года, консультации врачей-специалистов в условиях Республиканской детской больницы по мере необходимости медицинской помощи, обследование детей, стоящих на «Д» учете, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, витаминотерапия, профилактическая, санитарно-просветительская работа. Учреждения обеспечены медицинскими кадрами, имеют необходимые помещения (изолятор, процедурный, врачебный кабинеты), оснащены в полном объеме от потребности лекарственными препаратами, перевязочными средствами. В двух детских домах имеется современное физиотерапевтическое оборудование, отсутствует оно в Городовиковском детском доме.
     В Городовиковском детском доме на 01.04.2013 года 41 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждение направляются дети из всех 13-ти районов республики. Детский дом является самым большим по численности воспитанников-сирот. Учреждение расположено на территории г. Городовиковска, находится на расстоянии 240 км. от столицы г. Элиста.
     Необходимо отметить, что состояние здоровья воспитанников в Городовиковском детском доме остается сложным. Все дети, направленные в детские дома из социально неблагополучных семей, имели различные заболевания, не получали своевременного обследования.
     Уровень обеспечения медицинского обслуживания детей способствует постепенному улучшению здоровья.
     В Матросовском специальном (коррекционном) детском доме, воспитывается и обучается в текущем году 38 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих различные нарушения умственного и физического развития. Основной диагноз воспитанников - «олигофрения в степени легкой, умеренной, выраженной дебильности». В учреждении обеспечивается полный комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, финансирование производится в соответствии с потребностями воспитанников.
     Элистинский детский дом расположен в пригородном пос. Аршан в 15 км. от г. Элиста. На 01.04.2013г. в детском доме 28 воспитанников.
     Коллективами детских домов разработаны программы развития, включающие комплекс социально-реабилитационных мер, направленных на дальнейшее развитие учреждений, охрану прав и законных интересов, совершенствование вопросов адаптации и подготовки детей к самостоятельной жизни в обществе, трудовому воспитанию, профессиональному самоопределению. 
     В 2007 году приняты меры по активизации работы по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, что способствовало сокращению числа воспитанников в государственных детских учреждениях.
     За 2007 год министерством образования, культуры и науки совместно с органами опеки и попечительства республики в семьи граждан устроено 43 воспитанника: в приемные семьи - 10 детей, под опеку, попечительство - 9 детей, на усыновление - 23 ребенка, возврат в кровную семью - 1 ребенок. 
     Случаев возврата детей в интернатные учреждения не было. Во всех указанных учреждениях отсутствует проблема дефицита мест.
     В связи с этим Министерством образования, культуры и науки на 2009-2010г.г. определена задача закрытия одного детского дома и перепрофилирования его в Центр по подготовке приемных родителей, профилактике социального сиротства.
     На базе Городовиковского детского дома для детей школьного возраста было проведено эмпирическое исследование, целью которого был сбор информации о жизни и проблемах воспитанников и выпускников детских домов 9.
     В исследовании анализировались личные дела воспитанников Городовиковского детского дома для детей школьного возраста, план воспитателей работы детского дома и анкеты, разработанные Общественным институтом развития школы Министерства образования РФ: анкета для работников интернатов и детских домов, анкета для воспитанников интернатов и детских домов, анкета для бывших воспитанников детских домов и интернатов.
     В Городовиковском детском доме для детей школьного возраста на 1 сентября 2012 г. живут и воспитываются 41 воспитанник. При анализе личных дел установлено, что большинство воспитанников (129(~85%) поступили в детский дом из неблагополучных семей; у половины детей (64(~50%) родители страдали хроническим алкоголизмом; у каждого четвёртого ребёнка (38(24,20%) кто-то из родителей находился в заключении; у каждого десятого - родители имели психические заболевания (15(9,55%). Чаще всего это люди без образования или с незаконченным средним образованием, занимающиеся неквалифицированным трудом или ведущие паразитический образ жизни (тунеядцы, БОМЖ и т. д.). Одной из основных причин поступления детей в детский дом послужило лишение родителей родительских прав (120(76,43%) случаев).
     Социальная защита воспитанников является одним из самых важных направлений работы социального педагога как в детском доме, так и во всех учреждениях интернатного типа.
     В Городовиковском детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организована локальная служба медико-социально-психолого-педагогической помощи, в которой каждый специалист ведёт работу в своём направлении. Деятельность каждого специалиста обеспечивает квалифицированную помощь детям и педагогам в решении проблем, актуальных для развития воспитанников.
     Так, медицинский работник информирует о состоянии здоровья детей, обеспечивает лечебно-профилактическую работу и работу по формированию здорового образа жизни и у воспитанников детского дома.
     Практический психолог совместно с социальным педагогом внимательно изучает медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, к учёбе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Также психолог составляется банк данных, оказывает психолого-коррекционную, реабилитационную и консультативную помощь.
     Социальный педагог изучает психолого-медико-педагогические особенности личности ребёнка и его микросреды, условия жизни, выявляет группы риска, оказывает социальную помощь и поддержку при соблюдении прав детей, создаёт условия для их успешной социализации.
     Учитель класса коррекции и логопед проводят обследование вновь, прибывших детей и детей, имеющих проблемы в развитии, поведении и обучении для выявления уровня школьных знаний и умений, оказывают консультативную помощь педагогам в организации коррекционной работы с детьми.
     Решение жилищного вопроса, взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями, защита своих законных прав и интересов. Эти три проблемы связаны между собой, а, следовательно, требуют к себе комплекс профилактических мер, а именно: социальный педагог детского дома в паре с воспитателем учит воспитанника ориентироваться в правовых вопросах. Социальный педагог ведёт работу по соблюдению жилищных прав воспитанников, несёт ответственность за своевременную подготовку документов для получения жилья и его подбора, систематически ведёт работу по сбору информации и накоплению документов, необходимых для решения жилищных вопросов выпускников, а также документов юридического статуса ребёнка.
     Воспитатель совместно с социальным педагогом проводит следующую работу:
- беседы с воспитанниками выпускных групп о правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о льготах данной категории детей;
- посещение с этими детьми учреждений различных государственных структур и инстанций в рамках ознакомления с их деятельность горадминистрация, гороно, юридическая консультация и др.);
- практические занятия, на которых разыгрываются ситуативные задачи, с последующими обсуждениями путей их решения (деловая игра «На приёме у юриста» и др.).
     Проблема самообеспечения (в том числе и материального) и бытовые проблемы тесно связаны с социализацией в плане трудовой адаптации.
     Трудовая подготовка воспитанников является основой их жизненного самоопределения, она играет большую роль в деле социально-психологической реабилитации и формировании необходимых качеств личности.
     Поэтому работа по трудовой подготовке воспитанников начинается в детском доме уже с первого класса и в тесном взаимодействием всех специалистов: психолога, соцпедагога, воспитателей, инструкторов по труду, педагогов дополнительного образования.
     Воспитатель ориентирует ребёнка на самообслуживающий труд (уборка помещений, стирка личных вещей, благоустройство быта, ремонт одежды), знакомит с миром профессий (беседы о людях, работающих в детском доме, экскурсии на предприятия - хлебзавод, пищекомбинат, швейную и мебельную фабрики, в учреждения - почта, дом быта, магазин). Инструкторы по труду организуют работу в учебных мастерских, учат пользоваться оборудованием мастерских, организуют и проводят мелкий ремонт мебели, одежды. Социальный педагог знакомит с миром профессий, организуя встречи с людьми разных профессий, праздники («Все работы хороши»), конкурсы («Защита профессий»), проводит посещение магазинов. Рынков с целью финансово-денежной ориентации. Педагоги дополнительного образования учат детей народно-прикладному искусству (кружки «Рукоделие», «Золотая соломка», клуб «Юная хозяюшка», «Смак»). Психолог выявляет интересы и склонности воспитанников, проводит диагностику старшеклассников на профпригодность, чтобы помочь им сориентироваться в мире профессий и выбрать профессию в соответствии с их интересом и возможностями.
     Кроме того, педагоги детского дома поддерживают тесную связь с УПК, где, начиная с 8 класса, воспитанники обучаются профессиям строительным и профессиям сферы бытовых услуг (повар, швея). Старшеклассники участвуют в ремонте бытовых помещений - групповых и классных комнат, столовой, комнаты отдыха (оклейка обоями, окраска).
     Проблема заботы о своём здоровье решается во взаимодействии медицинских работников с воспитателем и психологом. Медицинские работники организуют медосмотр (приглашаются специалисты из городской поликлиники: невропатолог, окулист, лор-врач, хирург, педиатр), проводят профилактику инфекционных заболеваний, организуют лечение диспансерных больных (в городской и областной детской больнице, в областной психиатрической больнице), проводят беседы по личной гигиене, организуют встречи с врачом-наркологом (цикл бесед о вреде алкоголя, курения, наркотиков), врачом-гинекологом (цикл бесед о вреде ранней половой жизни, о венерических заболеваниях и др.).      
     Психолог проводит диагностику психического развития вновь поступивших детей, разрабатывает индивидуальные коррекционные программы и проводит коррекционные занятия с целью профилактики школьной дезадаптации.
     Направление деятельности по профилактике проблемы общения завязано на тесном сотрудничестве воспитателя, социального педагога, педагога-психолога и ближайшего окружения воспитанника (сверстники, товарищи, родственники). Педагог-психолог проводит диагностику с целью выявления нарушений общения, даёт рекомендации воспитателю по организации индивидуальной работе с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении, проводит занятия индивидуальные и групповые по коррекции поведения, по развитию коммуникативных навыков, по предупреждению агрессивности. Воспитатель организует и проводит сюжетно-ролевые игры, праздники в группе, помогает воспитанникам в выборе дела по интересам.
     Подведя итоги сказанному, отметим, что:
1. Эффективная социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, возможна только при взаимодействии в работе социального педагога с государственными учреждениями и педагогами и специалистами детского дома по социализации воспитанников.
2. Профилактику социальных проблем надо проводить постоянно во все время пребывания воспитанников в детском доме.
3. Социализация и социальная защита детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, должна быть одним из главных направлений работы социального педагога.


     

1Вестник СевКавГТУ, Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2009, стр. 10
2 Мухина В., Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатном учреждении, Москва, 2009, стр. 216 
3 Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации», Москва, 2010, стр. 12
4 Преодоление трудностей социализации детей-сирот, Байбородова Л., Ярославль, 2009, стр.70
5 Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации», Москва, 2010, стр. 15
6 Социальная педагогика, Василькова Т., Москва, 2009, стр. 23
7 Социальная работа. Курбатова В. , Ростов-на-Дону, 2009, стр. 220

8deti.r08.naloq.ru
9kalmykia-online.ru.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44