VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015553
Тема: Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности
Содержание
Введение



     Если еще десять – пятнадцать лет назад понятие дебиторская задолженность было известно только специалистам финансовых служб, то в настоящее время это понятие далеко вышло за рамки финансистов и бухгалтеров. Теперь у каждого менеджера на предприятии имеется определенный круг обязанностей, включая контроль за своевременным поступлением денег от клиента. Любое предприятие ежедневно совершает финансово–хозяйственные операции, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств.

     Долги, возникающие в результате деятельности субъектов хозяйственного права, принято называть кредиторской или дебиторской задолженностью в зависимости от того, кто является должником.

Актуальность  темы  заключается  в  том,  что  финансовое  положение

предприятия, показатели платежеспособности и ликвидности непосредственно зависят от того, насколько быстро средства в расчетах превращаются в реальные деньги, то есть повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью отражает улучшение финансового состояния предприятия.

     Управление дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении, иными оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в предшествующем периоде.

     Объектом настоящего исследования является Краснодарский филиал ПАО «Ростелеком», основным направлением деятельности которого является предоставление услуг связи.

Целью	курсовой	работы	является	изучение	и	анализ	дебиторской

4

задолженности и разработка мероприятий по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

     – рассмотреть сущность дебиторской и кредиторской задолженности и их состав;

     – рассмотреть задачи и информационную базу для анализа материальных ресурсов предприятия;

     – рассмотреть методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

     – изучить основные направления анализа дебиторской и кредиторской задолженности;

     – дать финансово – экономическую характеристику Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком»;

     – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности в Краснодарском филиале ПАО «Ростелеком»;

     – предложить пути оптимизации состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженностью.

     Объектом исследования служит Краснодарский филиал ПАО «Ростелеком».

     Предмет исследования – эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

     Для решения перечисленных задач используется годовая бухгалтерская отчетность за период 2014 – 2016 года Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком», законодательные акты, нормативные документы, работы

отечественных и зарубежных авторов. Использованы методы горизонтального, вертикального, сравнительного анализа, а также метод финансовых коэффициентов.





5

    1 Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности

     1.1 Сущность, виды и структура дебиторской и кредиторской задолженности


     Каждое предприятие в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: плательщиками и получателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, а также с собственными работниками. В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.


     Дебиторская задолженность – сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит [1].

     В бухгалтерском учете под дебиторской задолженностью, как правило, понимаются имущественные права, представляющие собой один из объектов гражданских прав. Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации [1].

     Сегодня практически ни один субъект хозяйственной деятельности не существует без дебиторской задолженности, так как ее образование и существование объясняется простыми объективными причинами:

     – для организации–должника – это возможность использования дополнительных, причем, бесплатных, оборотных средств;

– для организации–кредитора – это расширение рынка сбыта товаров,

работ, услуг.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на

текущую и просроченную. К текущей задолженности предприятия относится

6

задолженность, которая обусловлена ходом выполнения производственной задачи предприятия, а также действующими формами расчетов. Просроченной дебиторской задолженностью считается задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, ослабление контроля над отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям).

     Неплатежи, экономический кризис, являются первоначальной причиной проблемы просроченной дебиторской задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.

     Показатель качества дебиторской задолженности определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.

     Просроченная дебиторская задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной. В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

     Предприятие ежеквартально проводит инвентаризацию дебиторской задолженности. Результаты инвентаризации в части расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами должны быть оформлены Актом инвентаризации по форме № ИНВ–17. Инвентаризация помогает проанализировать состояние расчетов с дебиторами и кредиторами, выявить несоответствия с данными контрагентов и других лиц, с которыми

осуществляется взаимодействие. По результатам проведенной инвентаризации выявляется сомнительная дебиторская задолженность и дебиторская задолженность нереальная для взыскания [4].

7

     Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности (3 года), а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

     Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, т.е. безнадежная, может образоваться вследствие [3]:

– ликвидации должника;

– банкротства должника;

     – истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;

     – невозможности взыскания судебным приставом – исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления);

     – наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке. Здесь возможны два варианта:

     а) во–первых, если после вынесения Арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты;

     б) во–вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;

     Используя свою прибыль, предприятие создается резерв под сомнительную задолженность, чтобы была возможность в дальнейшем, используя резерв, производить списание безнадежной дебиторской задолженности. Создание резерва не является обязательным условием работы предприятий. Но чем больше у предприятия заказчиков, тем больше

8

вероятность иметь просроченную задолженность. Списание безнадежной дебиторской задолженности возможно и за счет финансового результата общества. Но возможно, компания в силу определенных обстоятельств, не имеет на определенную отчетную дату достаточно прибыли, чтобы провести списание безнадежной дебиторской задолженности. Тогда накапливание таких долгов может привести к значительному ухудшению финансовых результатов общества.

     По структуре дебиторской задолженности, срокам возникновения и погашения, причинам возникновения и деловым партнерам можно судить об эффективности использования организацией имеющихся денежных средств, о рациональности условий заключенных договоров и ряде других показателей.

     Обязательства предприятия, которые возникают в ходе его текущей деятельности, составляют кредиторскую задолженность, т.е. совокупность финансовых обязательств перед кредиторами. В деятельности предприятия возможна задолженность контрагентам – поставщикам и подрядчикам, работникам предприятия, бюджету, внебюджетным социальным фондам, дочерним, зависимым предприятиям, по полученным авансам и т.д. В первую очередь к кредиторской относят задолженность, которая возникает при расчетах с поставщиками. Понятие «заемные средства» и «кредиторская задолженность» близки по смыслу. В то же время кредиторская задолженность, образуемая в расчетах с контрагентами, заметно отличается от заемных средств. У кредиторской задолженности должны быть объективные лимиты и критерии. Ее неоправданный рост недопустим. Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия. Кредиторская задолженность в свою очередь так же делится на текущую и просроченную. Поэтому, параллельно дебиторской задолженности, проводится ежеквартальная инвентаризация кредиторской задолженности [3].


9

     1.2 Цель, задачи и информационная база анализа дебиторской и кредиторской задолженности


Цель анализа дебиторской и кредиторской задолженности заключается

в разработке мероприятий по совершенствованию настоящей или формированию новой политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации и ускорение расчетов. В разработке политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью главным является расширение объема продаж продукции, оптимизация общего размера задолженности и обеспечение своевременной ее оплаты [5].

     К непосредственным задачам анализа дебиторской и кредиторской задолженности относятся следующие:

     – точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению;

     – контроль за соблюдением кассовой и платежно–расчетной дисциплины;

     – определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности по срокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованности задолженности;

     – определение состава и структуры, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;

     – выявление структуры данных по поставщикам по неоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям,

поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразности и законности;

     – выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям, по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества

и персонала, задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами и кредиторами, задолженности по банковским кредитам и др.

10

определение причин их возникновения и возможных путей устранения;

– определение правильности использования банковских ссуд;

     – выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежей по бестоварным счетам и т.п. операциям;

     – определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, с поставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявление резервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами, а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежных расчетов или обращения в суд) с дебиторов [5].

     Основными источниками информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности служат бухгалтерский баланс, «Отчет о прибылях и убытках», оборотные ведомости, карточки аналитического учета, данные инвентаризации, первичные документы, расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, действующие нормативные документы, определяющие ставки и льготы при производстве расчетов по направлениям платежей, другие отчетные формы.




     1.3 Основные направления анализа дебиторской и кредиторской задолженности


     Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами.

     Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам [8]:

     – оценка уровня дебиторской задолженности организации и анализ его динамики;

11

– анализ состава и структуры дебиторской задолженности;

– анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения;

     – определение среднего периода инкассации дебиторской задолженности и количества ее оборотов в рассматриваемом периоде;

     – анализ влияния дебиторской задолженности на продолжительность финансового цикла;

– сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности .

     Диагностический анализ дебиторской задолженности начинается с оценки объема (уровня) дебиторской задолженности, который рассчитывается по следующей формуле:

Vдз= (ДЗ/1,18)/ ВД	(1),

где Vдз – объем дебиторской задолженности;

ДЗ – дебиторская задолженность;

ВД – валовые доходы [13].

Сумма	дебиторской	задолженности	берется	без	НДС,	так	как	в

бухгалтерском балансе доходы отражаются без учета НДС.

     Уровень дебиторской задолженности показывает процент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность. Чем выше уровень, тем больше оборотных активов отвлекается в дебиторскую задолженность, что ведет к снижению платежеспособности самого предприятия и как следствие, ухудшению его финансового состояния.

Доля  дебиторской  задолженности  в  общем  объеме  оборотных  активов,

рассчитывается по формуле:

ДДЗ = ДЗ / ОА
(2),

где, ДДЗ – доля дебиторской задолженности; ДЗ – дебиторская задолженность, руб., ОА – оборотные активы, руб. [13]

     Чем выше удельный вес долгосрочной дебиторской задолженности, тем менее мобильна структура имущества организации.

Доля текущей и просроченной дебиторской задолженности	в общей сумме

12

дебиторской задолженности, вычисляется по формулам:

V тдз = ТДЗ / ДЗ
(3)
V пдз = ПДЗ / ДЗ
(4),

где, V тдз – доля (объем) текущей задолженности;

ТДЗ – текущая задолженность, руб.;

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности, руб.

V пдз – доля (объем) просроченной задолженности; ПДЗ – просроченная задолженность, руб. [13]

     Задержки в оплате товаров и услуг также могут служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности на предприятии. В отечественной и иностранной литературе для целей анализа используется показатель оборачиваемости дебиторской задолженности и другие,

производные от него, в днях.

ОДЗ = ((ДЗн + ДЗк)/2)/1,18 / (ТД /N)
(5) ,

где, ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности; ДЗн –дебиторская задолженность на начало периода; ДЗк – дебиторская задолженность на конец периода, ВД – валовые доходы;


     Таким образом, ((ДЗн + ДЗк)/2)/1,18 – это средняя сумма дебиторской задолженности без НДС. Количество дней зависит от того, какой период рассматривается. Так, если анализируется состояние дебиторской задолженности за месяц, то берется среднее количество дней – 30, квартал, соответственно – 90, год – 360 дней.

     С помощью данных показателей можно оценить происходящую динамику задолженности. Что показывает оборачиваемость дебиторской задолженности? Оборачиваемость дебиторской задолженности – или средний срок оплаты счетов дебиторов, в днях – один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности, который показывает среднее число дней,
требуемое	для	взыскания	(инкассирования)	задолженности.	Концепция,

13

которая лежит в основе определения этого соотношения – средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем–то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые устанавливаются условиями договора, т. е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с контрагентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а, следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием средств по счетам дебиторов [10].

     Взвешенное «старение» счетов дебиторов достаточно распространенный в мировой учетно–аналитической практике прием. Он дает дополнительную информацию о просроченной дебиторской задолженности. Исходной информацией для составления реестра дебиторской задолженности являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов. Для получения информации о просроченной задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.

     Когда такая информация получена, все дебиторы ранжируются по убыванию величины задолженности. Как правило, дебиторская задолженность первых 20–30 крупнейших контрагентов составляет 70–80 % от общей суммы задолженности. Данные по этим дебиторам следует заносятся в таблицу [10].

Регистр дебиторской задолженности.

Наименование
текущая
30–60
60–90
90–180
180–360
свыше
всего
дебиторов
задолженность
дней
дней
дней
дней
360 дней

1.







2.







…







Прочие дебиторы







Всего











14

          В дальнейшем активная работа по возврату задолженности будет проводится именно с этой группой дебиторов.

     Анализ кредиторской задолженности, в принципе, строится по тем же направлениям и по той же методике, что и анализ дебиторской задолженности, т.е. в данном случае необходимо исследовать [9]:

– динамику общего объема кредиторской задолженности и отдельных ее групп

и видов;

     – изменение удельного веса каждой группы и конкретного вида задолженности в общем объеме кредиторской задолженности;

     – объем и удельный вес просроченных обязательств, в том числе групп и конкретных их видов, в общем объеме кредиторской задолженности;

     – оборачиваемость кредиторской задолженности в целом, а также по ее группам и отдельным видам;

     – объем обязательств, сроки погашения которых наступают в отчетном периоде, что позволяет сделать выводы о предстоящих платежах по основным видам задолженности и дать прогноз их величины на соответствующий период;

     – прогнозную величину кредиторской задолженности на соответствующий период.

Для характеристики оборачиваемости кредиторской задолженности используются формула расчета:
ОКЗ = (((КЗн + КЗк)/2)/1,18) / (ОР /N)
(6),
где, ОКЗ – оборачиваемость кредиторской задолженности;


КЗн –кредиторская задолженность на начало периода, руб.; КЗк – кредиторская задолженность на конец периода, руб.; ОР – операционные расходы за период, руб.;

N – количество дней в рассматриваемом периоде [13].

     Таким образом, ((КЗн + КЗк)/2)/1,18 – это средняя сумма кредиторской задолженности без НДС.
     Анализ кредиторской задолженности направлен на то, чтобы прогнозировать объем выплат по обязательствам и сопоставлять его с

15

размером денежных поступлений. Предприятию важно избегать ситуации, когда требуется выполнять все обязательства перед кредиторами в достаточно сжатый срок. Данный факт отрицательно влияет на объем задействованных предприятием оборотных средств.

     Таким образом, достоверный глубокий анализ дебиторской и кредиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы предприятия, т. к. оно создает предпосылки для быстрого реагирования на возможные финансовые трудности и увеличение финансовых возможностей предприятия.



















































16

    2 Организационно–экономическая характеристика Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком»

2.1 Общие сведения об организации




     С 1 апреля 2011 года Краснодарский филиал является частью макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком» и осуществляет свою деятельность, согласно Уставу и Положению о филиале.

Юридический адрес филиала: 350000 Краснодар, ул. Головатого, 294. Филиал является юридическим лицом и имеет в собственности

обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Филиал имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, а также другие печати, содержащие надписи, определенные в установленном порядке, штампы и фирменные бланки с наименованием филиала.

     У филиала открыты доходные и расходные счета в Сбербанке России и банке ВТБ.

     Основной целью деятельности Краснодарского филиала, как и всего ПАО «Ростелеком», является получение прибыли.

     Филиал предоставляет услуги связи и обеспечивает эксплуатацию технических средств связи в соответствии с существующими нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке и действующими на единой сети связи Российской Федерации.

     Краснодарский филиал ПАО «Ростелеком» обслуживает территории Краснодарского края и Республики Адыгея, общая площадь которых превышает 83 тыс. кв. км с населением более 5,5 миллионов человек. Количество абонентов фиксированной телефонии составляет более 1 миллиона. Филиал предоставляет широкополосный доступ в интернет более чем 600 тысячам абонентов. Около 132
17

тысяч жителей края и республики являются пользователями услуги «Интерактивное телевидение» [15].

На обслуживаемой территории филиал является базовым оператором связи

и и предоставляет населению и хозяйствующим субъектам весь спектр современных телекоммуникационных услуг. В регионе сегодня действуют более

1100 автоматических телефонных станций ПАО «Ростелеком», более 1 040 узлов широкополосного доступа, более 11 тысяч домов каблировано по технологии ЕТТН («оптика в дом»). Пропускная способность сети передачи данных Краснодарского филиала превышает 320 Гб/с. Цифровыми каналами связи по оптоволоконным линиям обеспечены более 500 населенных пунктов Краснодарского края и Республики Адыгея.

     В настоящее время Краснодарский филиал ПАО Ростелеком предлагает полный спектр услуг связи и передачи данных от традиционной телефонии до современных высокотехнологичных услуг, среди которых:

– местная и внутризоновая телефонная связь;

– передача данных и услуги сети Интернет;

– интерактивное телевидение (IР–TV);

     – доступ к услугам междугородной (международной) телефонной связи операторов дальней связи;

– таксофонная связь;

– услуги по предоставлению в аренду каналов и трактов связи;

– информационно–справочные услуги [15].

     Понятие внутризоновое соединение регулируется правовыми актами РФ, и имеет четкое определение, фиксированные тарифы для стационарных, городских и федеральных номеров. Обычно существует привязка к региону, что позволяет абонентам выгодно совершать звонки на местные телефоны.

     В настоящее время штат сотрудников Краснодарского филиала включает 8700 человек, каждый из которых занимает определённую позицию

в организационно–управленческой структуре предприятия, а также имеет ряд

функциональных	обязанностей,	определяемых	комплексными	функциями

18

структурного подразделения.

     Организационно–управленческая структура филиала относится к линейно – функциональному типу, поскольку управление предприятием основано на принципе полного распорядительства.


Директор филиала










Заместитель



Заместитель


директора –



директора –


коммерче-



технический


ский дирек-




директор


тор
































Управление




Управление



по работе с



эксплуатаци



корпоративн




и линий



ым




связи



сегментом





































Управление




Отдел  капи-


по работе с




тального





строитель-



массовым










ства



сегментом















































Группа



Кабельные




продаж










участки












































Группа обслуживания и







сопровождения продаж























Служба маркетинга


























Заместитель

Заместитель






Начальник
директора –

директора по

отдела
начальник

общим

правового
управления

вопросам

обеспечения
безопасности


























Управление



Отдел





Отдел





по  работе  с



информацион





правового





персоналом



ной





обеспечения

безопасности



































Отдел учета



Отдел











и отчетности



экономической















безопасности



























Отдел







делопроизво







дства













Рисунок 1 – Организационная структура Краснодарского филиала

     Директор филиала является ключевым лицом филиала, он организует основную работу филиала и несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и ПАО «Ростелеком».

19

     Самый многочисленный в филиале является коммерческий блок. В управление по работе с корпоративным сегментом входят: отдел по работе с государственными структурами, отдел по работе с крупными корпоративными клиентами, отдел по работе с клиентами малого и среднего бизнеса.

     К функциональным обязанностям заместителя директора филиала – коммерческого директора относится:

– руководство и управление структурными подразделениями филиала;

– анализ рынка, формирование бюджета филиала (доходы и расходы);

     – взаимодействие с госструктурами, крупными промышленными предприятиями [15].

     Коммерческий директор подчиняется напрямую директору филиала. Коммерческий директор играет решающую роль в подготовке, а также реализации стратегий, направленных на развитие филиала.




2.2 Финансово–экономические показатели деятельности



     Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно–технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

     Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Рассмотрим основные результаты деятельности Краснодарского

20

филиала за период 2015 – 2017 годы.

Т а б л и ц а 1

Анализ основных результатов деятельности [15]







Абсолютное
Темпы

Показатель
2015 г.
2016 г.

2017 г.
отклонение
роста






2017   г.   от
(снижения






2015 г.
) 2017 г. к







2015 г., %
1
Выручка, тыс.руб.
8 486 660
9 283 670

10 005 772
1 519 112
117,9
2
Себестоимость






продаж, тыс.руб.
6 008 175
6 388 139

6 909 401
901 226
115,0
3
Валовая прибыль






(убыток), тыс. руб.
2 478 485
2 895 531

3 096 371
617 886
124,9
4
Прочие доходы, тыс.






руб.
312 250
278 531

360 895
48 645
115,6
5
Прочие расходы,






тыс.руб.
409 987
379 772

372 590
– 37 397
90,9
6 Чистая прибыль






(убыток), тыс.руб.
2 382 748
2 794 292

3 084 677
701 929
129,5
7
Рентабельность по






валовой выручке, %
29,2
31,2

30,9
1,7
105,8
8
Рентабельность по






чистой прибыли, %
28,1
30,1

30,8
2,7
109,6

Из  представленных  данных  видно,
что  филиал  на  протяжении

анализируемого периода имеет положительные результаты своей деятельности.

     Валовые доходы (выручка) в 2017 году составляют 10 005 772 тыс. руб., что на 1 519 112 тыс. руб. больше, чем в 2015 году и на 722 102 тыс. руб. больше, чем в 2016 году. Темпы роста составляют соответственно 117,9 % и 107,8 %. При сравнении 2015 года с 2017 годом наблюдается динамика опережения темпов роста доходов над ростом расходов. Расходы (себестоимость) в 2017 году составляют 6 909 401 тыс. руб., что на 901 226 тыс. руб. больше, чем в 2015 году и на 521 262 тыс. руб., больше, чем в 2016 году. Темпы роста расходов соответственно составляют 115,0 % и 108,2 %. За рассматриваемый период наблюдается устойчивый рост прибыли от продаж и стабильный рост чистой прибыли. Прибыль от продаж в 2017 году составляет 3 096 371 тыс. руб., что на 617 886 тыс. руб. больше, чем в 2015 году, темп роста составляет 124,9 %, в сравнении с 2016 годом темп роста составляет 106,9 %. Чистая прибыль в 2017 году составляет 3 084 677 тыс. руб., что на

21

701 929 тыс. руб. больше, чем в 2015 году, темп роста в сравнении с 2015 годом составляет 129,5 %, в сравнении с 2016 годом – 110,4 %. Прибыль, полученная филиалом, поступает в полное распоряжение акционерного общества.

     Прибыль характеризует результативность деятельности предприятия в абсолютном выражении, иными словами, она определяет эффект работы как разницу между полученными доходами и затраченными для этого средствами. Для того чтобы оценить эффективность производства, нужно сопоставить полученный эффект (прибыль) с затратами, которые были использованы для получения этой прибыли. Таким результативным обобщающим показателем является показатель рентабельности. Чаще всего употребляется показатель затратной рентабельности (Рз). Она определяется как отношение полученной от реализации товаров прибыли (Преал) к эксплуатационным расходам. Рентабельность выражается в процентах [6].

     Рентабельность по прибыли от продаж или по валовой выручке в 2017 года составляет 30,9 %, что на 1,7 % выше, чем в 2015 году или темп роста составляет 105,8 %. Рентабельность по чистой прибыли в 2017 году составляет 30,8 % или на 2,7 % выше, чем в 2015 году, темп роста составляет 109,6 %.

     Следующий шаг экономического анализа предприятия – анализ использования основных средств. Поскольку основные средства представляют собой большую часть имущества организаций, очень важно использовать его с максимальной отдачей и эффективностью.

     Интенсивность и эффективность основных средств определяет доходность капитала, следовательно, и финансовое состояние предприятия.

     Обобщающими показателями использования основных средств в производстве являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда и рентабельность оборотных средств [6].

     Проведем анализ показателей эффективности основных средств филиала, которые представлены в таблице 2 на основании данных бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за период 2015 – 2017 года.

22

Т а б л и ц а 2

Анализ показателей эффективности основных средств [15]






Абсолютное
Темпы

Показатель
2015 г.
2016 г.
2017 г.
отклонение
роста





2017   г.   от
(снижения





2015 г.
) 2017 г. к






2015 г., %
1
Выручка, тыс.руб.
8 486 660
9 283 670
10 005 772
1 519 112
117,9
2
Прибыль (убыток) от





продаж, тыс.руб.
2 478 485
2 895 531
3 096 371
617 886
124,9
3
Среднегодовая





стоимость основных
17 551 144
18 062 189
19 936 775
2 385 631
113,6
фондов, тыс.руб.





4
Среднесписочная





численность
8 800
8 700
8 550
– 250
97,2
работников, чел.





5
Производительность





труда, тыс.руб./чел
964,4
1 067,1
1 170,3
205,9
121,4
6
Фондоотдача,





руб./руб.
0,48
0,51
0,50
0,02
104,2
7
Фондовооружен-





ность, руб./чел.
1 994,4
2 076,1
2 331,8
337,4
116,9
8
Рентабельность





основных средств
14,1
16,0
15,5
1,4
109,9
(через прибыль), %





9
Период оборачива-





емости оборотных
733
691
684
– 49
93,3
средств, дн





10 Средняя заработная





плата
24 000
25 000
26 000
2 000
108,3

     Среднегодовая стоимость основных фондов в 2017 году составляет 19 936 775 тыс. руб., что на 2 385 631 тыс. руб. больше, чем в 2015 году, темп роста составляет 113,6 %.

      Среднесписочная численность работников филиала из года в год снижается за счет оптимизации труда. При этом растут показатели производительности труда и фондоотдачи.

      Производительность труда, которая рассчитывается как отношение выручки за период к среднесписочной численности работников, в 2017 году составляет 1 170,3 тыс. руб., что на 205,9 тыс. руб. выше, чем в 2015 году, темп роста составляет 121,4 %. В отрасли связи наблюдаются два аспекта

проблемы роста производительности труда. Во–первых, рост производительности труда означает сокращение доли живого труда, т.е. численности работников, при снижении общей суммы затрат труда на
23

производство единицы услуг. Это ведет к экономии трудовых ресурсов и фонда оплаты труда, что в конечном итоге снижает себестоимость продукции.

В свою очередь, это обеспечивает получение дополнительной прибыли и рост рентабельности производства.

      Во–вторых, рост производительности труда в отрасли связи ведет к росту производительности общественного труда в целом, так как экономит время у потребителей услуг во всех сферах общественного производства [18].

     Фондоотдача характеризует объём продукции, работ, услуг, производимых (выручаемых) с каждого рубля используемых для этого основных средств. Единица измерения фондоотдачи – руб./руб.

Вычисляется по формуле:

Фотд = ВП/ ОСср
(7),
где Фотд – фондоотдача, руб./руб.

ВП – валовый объем продукции (работ, услуг), руб;


ОСср – среднегодовая стоимость основных фондов, руб. [8].

     В 2017 году данный коэффициент составляет 0,50 руб. на каждый рубль используемых основных средств. Фондоотдача филиала за рассматриваемый период стабильно растет, что говорит о повышении производительнос.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44