- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретическая основа социального обеспечения как объекта права.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001673 |
Тема: | Теоретическая основа социального обеспечения как объекта права. |
Содержание
Тема История развития законодательства о социальном обеспечении СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. Теоретическая основа социального обеспечения как объекта права………………………………..6 1.1 Понятие социального обеспечения……………………………………..6 1.2 Признаки и функции социального обеспечения……………………..8 1.3 Формы и виды социального обеспечения……………………………14 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ……...22 2.1 Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в России до Октябрьской революции……………………..22 2.2 Развитие законодательства о социальном обеспечении в советский период………………………………………………………….26 2.3 Формирование в России федеральной системы социального обеспечения и его законодательства………………………………………34 ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………...44 3.1Основные направления законодательства социального обеспечения в современной России……………………………………….44 3.2 Социальное обслуживание, как форма социального обеспечения на примере ГБУ СО МО «Одинцовский комплексный центр социального обслуживания населения»…………………………….55 3.3. Современные проблемы развития законодательства в Российской Федерации…………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..76 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Становление России как правового социального государства на основе новых экономических отношений происходит достаточно сложно и противоречиво. Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек потерявший способность трудиться временно, либо постоянно, в связи с расстройством здоровья. Для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо создание такого правового механизма, который мог бы реально обеспечить социальную защищенность самых широких слоев населения России. Реформирование всей системы социального обеспечения граждан в России, сложившейся в советское время и оказавшейся неприемлемой в современных условиях, столкнулось с серьезными трудностями, от успешного разрешения которых во многом зависит успех проводимых преобразований и социальная стабильность в обществе. Подробное изучение и теоретическое осмысление исторического отечественного опыта в области социального обеспечения обусловливается необходимостью учитывать его в процессе становления и развития нынешней системы социального обеспечения. На современном этапе это приобретает особое значение в связи с разработкой новых федеральных законов, регулирующих отдельные виды социального обеспечения, призванных наряду с Конституцией Российской Федерации стать правовой основой для дальнейшего развития системы социального обеспечения и в Российской Федерации в целом и в ее отдельных субъектах. Актуальность исследования заключается в том, что проблемы правового регулирования социально-обеспечительных отношений затрагивают в той или иной мере права и интересы практически всех граждан. Они тесно интегрированы с вопросами экономики, политики, социальной сферы, культуры, религии, демографии. Правовая сторона "социального вопроса", и в целом социальная политика в России, традиционно были достаточно непоследовательными и противоречивыми, оставаясь таковыми и сейчас. Защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства. В настоящее время нормы, содержащиеся в законодательстве о социальном обеспечении, на наш взгляд, не обеспечивают в полной мере защиту права граждан на социальное обеспечение. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью принимаемых нормативных актов; постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, что оставляет возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами. Разработанность темы. В науке права социального обеспечения до исследования системы права социального обеспечения рассматривались в трудах В. С. Андреева, В. С. Аракчеева, М. О. Буяновой, Ю. В. Васильевой, М. Л. Захарова, Р. И. Ивановой, С. И. Кобзевой, М. В. Лушниковой, А. М. Лушникова, Е. Е. Мачульской, Т. К. Мироновой, Э. Г. Тучковой, М. Ю. Федоровой, В. Ш. Шайхатдинова и др. Цель исследования – изучить историю законодательства о социальном обеспечении в России и провести анализ основных изменений в современных условиях. Задачи исследования: * Рассмотреть основные понятия социального обеспечения: определение, виды, принципы, функции. * Изучить основные исторические этапы становления законодательства социального обеспечения в России и провести анализ современного состояния правовых основ исследуемой системы. * Выявить перспективы современной теории российского права социального обеспечения: традиции и новации. Рассмотреть формы социального обслуживания, как вида социального обеспечения в условиях вступления в силу нового закона о социальном обслуживании на примере ГБУ СО МО «Одинцовский комплексный центр социального обслуживания населения». Определить основные проблемы современного развития системы социального обеспечения как отрасли права. Объект исследования – социальное обеспечение. Предмет исследования – исторические этапы развития законодательства системы социального обслуживания. Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, положения гражданского законодательства России, федеральных законов России. Методы исследования. В работе используется комплекс методов научного исследования поставленных проблем: общенаучные методы познания, как системный, аналитический, логический, сравнительный, диалектический. А также основанные на них - сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, комплексный. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА ПРАВА 1.1 Понятие социального обеспечения Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве. В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В научной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления. Под социальным обеспечением понимают: * форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандартасверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца1; * систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и других установленных законодательством случаях2; * совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств, медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижения дохода, повышения расходов, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам3. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества, за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления. Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких, порой мало совместимых критериях, в частности, на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России — сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей). С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе4. Таким образом, изучив вышеизложенный материал, можно сформулировать общее понятие социального обеспечения. Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленная на материальной обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. 1.2 Признаки и функции социального обеспечения Учитывая имеющиеся точки зрения по вопросу о понятии социального обеспечения, изложим основные его критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным. Таковыми являются следующие: 1. Источники финансирования. Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми были общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ (учрежден в 1990 г.), Фонд социального страхования РФ (учрежден в 1993 г.), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (учрежден в 1994 г.), а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Средства названных фондов формируются за счет: - ассигнований из бюджета РФ; - доходов от инвестирования части временно свободных средств; - добровольных взносов физических и юридических лиц; - страховых взносов, которые устанавливаются и изменяются федеральными законами ежегодно. Средства централизованных внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами: - бесплатно для потребителя на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта (например, при предоставлении медицинских услуг по Федеральной или территориальным программам обязательного медицинского страхования), а также вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, пособия на ребенка до 16 лет, компенсационная выплата пенсионерам и др.); - нормированно с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов (при назначении трудовых пенсий, пособий по безработице или временной нетрудоспособности); - возмездно–неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости (обеспечение лекарствами со скидкой и т.п.). 2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения. 3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно относятся события (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т.д.). Указанные обстоятельства в большинстве случаев связываются с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, и когда помощь общества является ему крайне необходимой. 4. Цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по беременности и родам ближайшей целью является материальная поддержка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забота о здоровье матери и ребенка. Конечной целью является воспитание здорового поколения и рост народонаселения страны. Основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуации, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как правило, повышенных материальных затрат либо дополнительных физических, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества. Удовлетворение потребностей может осуществляться с помощью: - назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов; - оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них – по льготным тарифам; - предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах5. К системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем – по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым и связывается социальное обеспечение. Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, государственный орган социального обеспечения, с другой – физическое лицо или семья. При этом физическое лицо (или семья) является управомоченной (правопритязающей) стороной, обладающей гарантированным правом на получение выплат или услуг, а государственный орган – обязанной стороной, которая не может отказать в назначении таких выплат или предоставлении услуг определенного объема и качества в пределах утвержденных федеральными и территориальными органами перечней. В период экономической нестабильности, инфляции, обнищания, усиления расслоения общества, роста числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства в нашей стране очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить ее в рамках одной отрасли – права социального обеспечения – невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, которые являются смежными и регулируют сходные отношения. Трудовое право – отрасль права, регулирующая проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в области оплаты труда (определенного уровня заработной платы, выплаты районных коэффициентов, оплаты труда, отклоненной от тарифа и т.д.), проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы продолжительности рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантий для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантий работникам при рассмотрении трудовых споров. Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц, а также охрану и защиту нематериальных благ. Жилищное право – отрасль права, регулирующая правоотношения, связанные с установлением права собственности, обеспечением жильем, улучшением жилищных условий. Семейное право – отрасль права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие из брака и кровного родства, вопросы государственной поддержки института брака и семьи, принятие детей на воспитание в семью, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, супругов, детей и т.п. Экологическое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения по рациональному использованию природных компонентов с целью создания благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности общества и т.д. Под социальной защитой понимается система мер правового, социально-экономического и организационного характера по государственной поддержке наиболее незащищенных слоев населения, гарантированных государством и обеспечивающих гражданам материальные условия на уровне стандартов современного развития общества6. Понятие «социальная защита» значительно шире и объемнее понятия «социальное обеспечение», последнее входит в категорию первого как одна из составных частей. Из рассмотренных принципов социального обеспечения можно выделить его основные функции. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему сфер приоритетного развития и т.д. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т.д. Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р.И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. Нам представляется, что социальное обеспечение выполняет еще одну важную функцию – защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо защита их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.) являются основным назначением социального обеспечения. 1.3 Формы и виды социального обеспечения Конституция РФ (статья 39) гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных соответствующими законами. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Реализация конституционного права на социальное обеспечение может осуществляться в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как: – круг обеспечиваемых; – источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий; – виды обеспечения; – условия и размеры обеспечения; – органы, предоставляющие обеспечение. С учетом названных признаков в настоящее время можно выделить следующие формы социального обеспечения, которые служат, в первую очередь, для защиты населения от социальных рисков. 1.Государственное (обязательное) социальное страхование. Обязательному социальному страхованию подлежат наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. Под социальным риском понимается вероятностное событие, порождаемое объективными социально-значимыми причинами и влекущее утрату заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской помощи и других социальных услугах. Любое страхование базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных сторон, из которого при наступлении страхового случая выплачивается страховая сумма. Применительно к государственному (обязательному) социальному страхованию страховыми случаями могут быть отсутствие спроса на труд (безработица), болезнь, инвалидность, достижение пенсионного возраста кормильца и другие, перечень которых устанавливается законом. Сущность государственного социального страхования заключается в разделении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально-значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличие иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; наступлением инвалидности; потребность в медицинской помощи и лечении; стихийные бедствиями и другие чрезвычайные события. Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. Работодатель, организуя производство, торговлю или иное обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее реализацию7. Четко разграничить степень ответственности между участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы. По данной схеме можно рассмотреть и другие указанные выше социально-страховые случаи, установленные законом. Основные виды социального страхования изображены на рисунке 1. Рис. 1. Виды социального страхования При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально-экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Для финансирования государственного социального страхования на федеральном уровне созданы централизованные фонды, которые функционируют как внебюджетные финансовые системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: - Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, определенных в законе, и дотаций государства. Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат. Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование является формой организации осуществления застрахованными гражданами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или другого источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и других установленных законом обстоятельств, а также на медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение и другие услуги за счет средств внебюджетных страховых фондов. 2.Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Эта форма охватывает ряд особых субъектов: государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, органов прокуратуры и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Средства на финансирование социального обеспечения указанного контингента лиц перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим ведомствам из бюджета РФ. 3. Государственная социальная помощь. Она выражается в виде социальных пособий, социальных пенсий и различных социальных услуг. Социальная помощь выплачивается Фондом социальной поддержки РФ, а также из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Субъектами социальной помощи должны признаваться только малоимущие граждане и семьи, а основанием для предоставления социальных выплат или услуг – уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. Таким образом, право на социальную помощь не обусловливается участием в трудовой деятельности или уплатой страховых взносов. Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостное выражение потребительской корзины, а также включает обязательные платежи и сборы. В соответствии с Федеральным законом РФ № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 г. (с последующими изменениями) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и ее субъектам устанавливается Правительством РФ, законами субъектов Российской Федерации и определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в РФ» потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения – трудоспособными гражданами, пенсионерами, детьми8. Таким образом, государственная социальная помощь представляет собой форму организации осуществления права на социальное обеспечение малоимущих граждан вне связи с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов. В рамках разных организационно-правовых форм предоставляются разные виды социального обеспечения: - за счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются трудовые пенсии (по старости, инвалидности, потере кормильца), страховые пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), страховые услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования; - за счет прямых ассигнований из федерального бюджета выплачиваются пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца особому контингенту лиц на основании специальных законодательных актов (например, военнослужащим и приравненным к ним лицам). В последнее время развиваются также и локальные формы социального обеспечения за счет финансовых ресурсов, выделяемых по муниципальным социальным программам и в отдельных предприятиях за счет их средств. Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. Исходя из этого определения к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем — по причине отсутствия события как одного из необходимых факторов, с которым связывается социальное обеспечение. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ 2.1 Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении в России до Октябрьской революции На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытнообщинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети. Ученые объясняют этот факт инстинктом сохранения рода. С появлением огня старики стали заботиться о его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы, обеспечивая пищей и всем необходимым. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители — своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья. Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия. Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных и старых воинов, вдов, сирот в связи со смертью воинов. Воины, как правило, награждались земельными наделами. А старые военные получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым сам бывший воин и вся его семья освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Вместе с тем ни в период первобытнообщинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике. Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») — «две гривны в год». ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: