VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Нормативная основа права социального обеспечения в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011825
Тема: Нормативная основа права социального обеспечения в России
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»
(РУТ (МИИТ)


ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ








ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Оганесян Инны Артуровны




Специальность Право и организация социального обеспечения

Тема «Нормативная основа права социального обеспечения в России»
            
              


Руководитель дипломной работы _________ Потапов Николай Александрович,
      к.ю.н., доцент

Дипломная работа защищена с оценкой «_______________________________»
 « ___ »  _________  20__ г. 


Секретарь                       
государственной итоговой комиссии____________   ___________________________
                                                                                                 Фамилия, Имя, Отчество
   								  ___________________________
                                                                                           должность, уч. степень, уч. звание

 

Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты права социального обеспечения…………….....6
1.1 Исторические особенности формирования права социального обеспечения..…………………………………………………………………………6
1.2 Современное состояние права социального обеспечения………...………17
Глава 2. Законодательная база социального обеспечения………………….……25
2.1. Особенности правовых источников социального обеспечения….…………25
2.2. Международные и федеральные нормативно-правовые акты о социальном обеспечении……………………………...…………………………….…………...30
2.3. Законодательство субъектов РФ и муниципальных образований в социальном обеспечении государства…………………………….…..…….…….38
Заключение………………………………………………………….………………47
Глоссарий…………………………………………………………………………...49
Список сокращений………………………………………………………………...52
Список использованных источников…………………………………….………..53
Приложения……………………………………………………………….………...56
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
Введение
      На сегодняшний день на законодательном уровне признано, что Российская Федерация является социальным государством, что обуславливает в качестве одной из ее задач проведение достойной государственной политики, которая будет обеспечивать необходимый уровень жизни для каждого члена общества и свободное развитие каждого физического лица.
      Именно социальная политика является основой социальной функции государства.
      В социальную политику входит достаточно много различных категорий, так как это понятие является довольно широким. Одним из особых элементов социальной политики является социальное обеспечение, под которым следует понимать особый политический и общественный институт, представляющий собой систему распределения материальных благ среди населения государства для поддержания их уровня жизни в необходимых случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
      Законодательное положение о социальной политике России исполняется не всегда, нередко бывают случаи, когда это – простая формальность. На практике Правительство РФ ещё не разработало все необходимые условия для реализации права на социальное обеспечение всех категорий граждан, а не только обладателей крупной собственности.
      Ранее, в СССР проблема реализации права на социальное обеспечение не была явной, то есть не существовала, но имеет место сейчас, в Российской Федерации, так как Советский Союз обеспечивал занятость всего трудоспособного населения, бесплатную медицинскую помощь, возможность бесплатного образования, гарантию выплаты государственных пенсий и иные аспекты социального обеспечения. В мировом обществе на момент существования СССР сложилось мнение, что советский человек является самым защищенным среди граждан других стран в области социального обеспечения.
      На данный момент следует разрабатывать такие нормативно-правовые акты, которые бы обеспечивали такое же достойное социальное обеспечение всех категорий граждан, как в Советском Союзе.
      Всё сказанное ранее обуславливает необходимость разработки данной темы, то есть является актуальностью выпускной квалификационной работы.
      Объект выпускной квалификационной работы – правоотношения в сфере социального обеспечения.
      Предмет дипломной работы – нормативно-правовые акты, которые применяются для урегулирования отношений по социальному обеспечению.
      Целью выпускной квалификационной работы является изучение правовых особенностей социального обеспечения и обеспечения отношений по социальному обеспечению на различных уровнях.
      Для достижения указанной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:
      1. Изучить исторические особенности формирования права социального обеспечения государства;
      2. Определить современное понятие права социального обеспечения;
      3. Изучить функции, которые реализует сфера социального обеспечения в Российской Федерации;
      4. Выявить понятие источников права социального обеспечения;
      5. Классифицировать источники, регулирующие право социального обеспечения;
      6. Изучить правовые источники отношений по социальному обеспечению международного уровня;
      7. Определить правовые источники отношений по социальному обеспечению федерального уровня;
      8. Изучить правовые источники отношений по социальному обеспечению на уровне субъектов Российской Федерации.
      При написании выпускной квалификационной были использованы международные акты (конвенции, декларации и др.), нормативно-правовые акты Российской Федерации (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и т.д.), учебная литература по различным дисциплинам («Право социального обеспечения», «История» и т.д.) и Интернет-ресурсы (электронные библиотеки, поисковые системы, справочно-правовые системы и т.д.).
      При изучении темы дипломной работы были использованы такие методы исследования, как аналитический, монографический, сравнительный и др.
      Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (две главы по два и три параграфа), заключения, глоссария, списка сокращений, списка использованных источников и приложений.
      

Глава 1. Теоретические аспекты права социального обеспечения
1.1	Исторические особенности формирования права социального обеспечения
      Возникновение, становление и развитие законодательства в сфере социального обеспечения имеет достаточно длительную историю. Это обусловлено тем, что социальное обеспечение и социальная поддержка в том или ином виде существовали с момента возникновения человеческого общества. Поскольку существование человеческого общества просто невозможно без оказания взаимной поддержки в различного рода экстремальных ситуациях, будь то смерть близких или стихийные бедствия, а также без оказания поддержки социально слабых слоев населения или оказания помощи в преодолении всевозможных жизненных трудностей. 
      Как отмечается в специальной литературе, социальная поддержка в России имеет тысячелетнюю историю, изначально заключавшуюся в определенных социальных традициях. Так, например, известный ученый С.М. Соловьев, в своих исследованиях акцентировал внимание на том, что наши далекие предки славились проявлением милости к старым и малым соплеменникам, точно также они относились и к пленным, которым всегда предоставлялось право выбора, возвратиться в родные племена или остаться жить среди славян. Чувство гостеприимства отличало славян от других племен, например, литовцев или германцев, которые избавлялись от увечных или слабых соплеменников, а также жестоко истребляли пленных1.
      Вместе с тем, в основе национальной модели системы социального обеспечения лежит не чувство гостеприимства, а так называемая идея соборности. В философской литературе категория «соборность» определяется как «социальность». При этом «социальность» заключается в наличии глубочайшей потребности каждой без исключения личности, «как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность…один из бесчисленных органов или клеток»2.
      Во времена древних славян социальное обеспечение выступало в качестве элементарной форму благотворительности, а системность такая форма благотворительности приобрела лишь только после крещения Руси (с принятием христианства).
      Принятие христианства в 988 году предопределило направление жизненного уклада общества, которое должно было следовать учению Христа, основанному на главной заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя». То есть во главе всего теперь стояла идея заботы о ближнем и милосердии. 
      Элементарные формы благотворительности изначально заключались в кормлении бездомных и нищих. При этом такой благотворительностью как правило занималось духовенство и особы княжеского рода. Так, по велению князя Владимира, всякий нищий мог прийти на княжий двор и брать еду, питье и деньги. Кроме этого, подготавливались специальные телеги, груженные продуктами и питьем, которые впоследствии разъезжали по городу и раздавали все имеющееся больным и немощным, которые были не в состоянии передвигаться.
      В 996 году князем Владимиром издается специализированный Указ, согласно которому все неимущие и немощные должны были находиться под надзором духовенства. Так, вся благотворительная деятельность приобрела более или менее систематический характер. При церквях и монастырях организовывались специальные благотворительные учреждения финансирование которых осуществлялось посредством сбора специального налога - десятины. 
      Кроме того, при князе Владимире создавались специализированные училища для детей убогих людей, странноприимные дома, а при организации народных гуляний в первую очередь необходимо было думать о прокормлении больных, убогих, сирот, странных и так далее.
      Следующий акт, имеющий существенное значение для системы социального обеспечения был издан при Ярославе и именовался Русской правдой. Именно Русская Правда стала первым законом, в котором появилось подобие некой социальной программы.
      В исторической литературе отмечается, что «никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов как в древнейший период княжеской власти»3. Именно период княжеской власти считается самым значимым и основополагающим периодам в системе отечественного социального обеспечения. 
      Начавшая активно развиваться в княжеский период практика поддержки социально неблагополучных слоев населения была прервана татаро-монгольским нашествием. В некоторых княжествах имелись местные меры поддержки4, но в большинстве своем единственным пристанищем для нищих и обездоленных стала церковь5.
      Следующим актом, изданным в поддержку социального обеспечения неблагополучных слоев, стал Указ «О милостыне», изданный Иваном IV Грозным. Согласно вышеназванного Указа, во всех городах необходимо было строить богадельни для престарелых и прокаженных, а также обеспечивать их питанием и одеждой.
      После воцарения на трон Романовых, политика, направленная на оказание различных мер социальной поддержки продолжила свое развитие. Так, при царе Алексее Михайловиче был издан Приказ построения богаделен. Огромный вклад внес Царь Федор Алексеевич, поскольку именно в период его царствования в борьбе с нищенством начало принимать участие государство. Указом царя в 1962 году в Москве было построено два госпиталя. Все нищие и убогие, которые жили в государстве делились на две категории. Первую категорию представляли те лица, которые не были не способным самостоятельно передвигаться или имели увечья, ограничивающие их физические возможности, им должна была оказываться всяческая поддержка. Вторую категорию представляли такие нищие и убогие, которые могли работать, поэтому данная категория должна была наживать свой хлеб работой или ремеслом на общественную пользу.
      Период правления Петра I предзнаменовал собой начало борьбы с социально неблагополучными слоями населения, поскольку по мнению царя нищенство являлось одной из главных причин роста паразитизма и тунеядства в государстве. В своем Указе от 30 ноября 1691 года «О забирании нищих, притворствующих увечными, и о наказании их» Петр I запретил подавать нищим подаяние, а также ввел систему штрафов для лиц, подающих милостыню. Как можно увидеть из вышесказанного, Петр I всячески боролся с безразборчивой милостыней, вместе с тем именно при нем были введены такие первые меры социальной поддержки как пенсии, обеспечение землей и промыслами, а также кормовые деньги. А по Указу 1720 года все офицеры и иные нижние чины, которые оказались негодными к службе по различным причинам (по старости или по болезни) определялись на жительство в богадельни или монастыри и им выделялось пожизненное жалование.
      Следующим вкладом, который внес в социальную политику государства Петр Алексеевич было ограничение роли церкви. Вся система благотворительности строилась с помощью светских структур, например, финансовых ведомств, магистратов, старост и так далее.  
      Таким образом, стоит отметить, что созданная в петровскую эпоху система благотворительности (общественного призрения) затронула все ключевые аспекты социальной деятельности. Так, были разработаны меры, направленные на предупреждение нищеты, определялись меры и средства для действительно нуждающихся в благотворительной поддержки лиц. Все это говорит о появлении в государстве первой последовательной системы социального обеспечения, несмотря и на то, что такая система все еще не была достаточно действенной.
      Во второй половине 18 века начали формироваться все необходимые условия для реорганизации всей существующей в государстве системы социальной поддержки. 
      Екатерина II, стремившаяся привести уклад общественной жизни, существовавший в нашем государстве к европейскому уровню, начинает разрабатывать всевозможные меры поддержки для незащищенных слоев населения. 
      Так, в Манифесте «Об учреждении Воспитательных домов» от 1 сентября 1973 года всячески подчёркивалось, что оказание благотворительности бедным является главной целью для верховной власти, поэтому необходимо встроить специальное государственное учреждение -  Воспитательный дом с госпиталем, для приносимых детей и неимущих рожениц. Вместе с тем, изначальным планам Екатерина II не суждено было сбыться, поскольку воспитатели чисто формально относились к своей работе и воспитанники созданных учреждений зачастую погибали. 
      Кроме того, по Указу 1765 года была создана первая проводящая колоссальную благотворительную работу организация – Вольное экономическое общество. 
      Также стоит отметить тот факт, что именно при Екатерине II, берет свое зарождение становление системы законодательства о социальном обеспечении. По Указу 1775 года «Учреждение для управления губернией» в каждой губернии создавались особые Приказы Общественного призрения, обязанность которых состояла в содержании сиротских домов, народных школ, а также больниц, богаделен, аптек и других учреждений для социально не обеспеченных слоев общества. При этом Приказы Общественного призрения были наделены самостоятельностью и помимо государственного финансирования имели право получать средства от как от лиц, оказывающих благотворительность, так и от процентов на недвижимость или доходов местной промышленности). Также вышеназванный Указ 1775 года наделил муниципальные образования различного вида создавать общественные заведения, а изданное в 1785 году Городовое положение, наделило муниципальные образования правом отчислять в Приказы Общественного призрения часть городских доходов. Стоит отметить, что рассматриваемые нами Приказы просуществовали до Земской реформы 1864 года и постоянно критиковались соотечественниками из-за их неэффективности, поскольку работа в таких учреждениях напрямую зависела от честности и ответственности сотрудников учреждений и бескорыстности благотворителей. 
      В 1827 году был издан Устав о пенсиях и единовременных пособиях, согласно положениям которого специальной мерой государственной поддержки в виде пенсий и пособий пользовались чиновники, полицейские, а также и члены их семей. 
      Следующим немаловажным этапом в развитии законодательства о социальном обеспечении в нашей стране стал постреформенный период середины 19 века. Именно тогда были выработаны новые принципы социальной работы и бурно начали развиваться всевозможные благотворительные организации (общества, учреждения, мероприятии и так далее).
      Так, ключевым принципом социальной работы стал принцип децентрализации социального призрения и обеспечения. Также были выработаны принципы:
      1. индивидуализации помощи;
      2. рационального подхода к методам и формам социальной работы;
      3. предотвращения обнищания людей в государстве. 
      Крестьянская реформа 1861 года предопределила нахождение на городских рынках рабочей силы большого количества неграмотных работников (бывших крестьян), во всех крупных российских городах появилась проблема трудоустройства и переподготовки, а также обеспечения жильем большого количества обездоленных людей.
      Именно вышеуказанные проблемы обусловили проведение двух реформ – Земской реформы 1864 года и Городской реформы 1870 года, согласно которым все бремя социального обеспечения неблагополучных слоев общества ложиться на муниципальное управление. Так, например, возможно оценить масштабы социальной защиты того времени по количеству благотворительных учреждений, а именно: в Санкт-Петербурге насчитывалось порядка 62 учреждений, в Московской губернии порядка 50, в тульской губернии более 55.
      Одной из форм социальной поддержки были так называемые дома трудолюбия, для людей испытывающих нужду в трудоустройстве набивались специальные артели, а сами работники нанимались на работу поденно. Однако основная цель домов трудолюбия заключалась не в предоставлении временной работы или обучении, а в нравственном перевоспитании личности для дальнейшей честной и самостоятельной трудовой жизни.
      Спустя 30 лет начался новый этап в развитии законодательства о социальном обеспечении в России. Так, в начале 20 века под влиянием европейских тенденций в области социального страхования на случаи болезни и несчастных случаев на производстве, в России выпускаются соответствующие нормативные правовые акты. В 1901 году утверждаются «Временные положения о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность», а в 1903 году был издан закон «О вознаграждении потерпевших рабочих в следствии несчастных случаев». Каждый из вышеназванных актов, получил свое развитие в законах «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» и «Об обеспечении на случай болезни» в 1912 году.
      Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война изменила существующую в стране обстановку в сфере социального обеспечения. Социальная помощь в годы войны оказывалась в первую очередь семьям, члены которых были призваны в армию, при этом в обязательном порядке обследовалось их материальное положение. Решением Правительства, семьям где единственный трудоспособный кормилец был призван на войну предоставлялось государственное пособие в размере 6 рубле 90 копеек. В зависимости от количества человек в семье можно было получить несколько пособий на указанную сумму. В 1915 году, в зависимости от муниципального управления, нуждающимися семьями было получено от 40 до 65 % специальных правительственных пособий. Кроме того в вышеуказанный период начали формироваться различные специализированные организации и бюро по оказанию трудовой помощи, оказывалась всевозможная поддержка детям сиротам, также стали выплачиваться пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, а также пенсии по потери кормильца и по инвалидности, начинает свое развитие система медицинского обеспечения граждан. Вместе с тем единой государственной системы социального  страхования в России еще не существовало. 
      Следующий этап в развитии законодательства о социальном обеспечении относится к послереволюционному периоду 1917 года. Пришедший к власти в стране Совет Народных Комиссаров приступил к реализации программы большевистской партии. Так, 13 ноября 1917 года в число первых декретов и мероприятий советской власти было включено официальное правительственное сообщение  «О социальном страховании». Ключевыми принципами социального страхования большевистской программы являлись:
      1. страхование абсолютно всех рабочих, в том числе городской и сельской бедноты;
      2. страхование всех без исключения видов потери нетрудоспособности;
      3. возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;
      4. возмещение части заработка в случае потери трудоспособности;
      5. полное самоуправление застрахованных.
      Реализация программы началась с принятия некоторого количества директив, закрепившим принципиально новые основы всей системы социального обеспечения в стране, теперь за каждым трудящимся, потерявшим трудоспособность, закреплено право на социальное обеспечение. 
      Кроме того, в ноябре 1917 года был издан Декрет «Об увеличении пенсий», согласно положениям которого все пенсионеры по несчастным случаям дополнительно обеспечивались пособием к пенсии в размере 100 % от основного пособия за счет средств специального пенсионного фонда. Стоит отметить, что источниками формирования всевозможных фондов являлись взносы предприятий. 
      В Декрет вошли ряд немаловажных положений, а именно: «Положение о страховании на случай безработицы», «Положение о страховом совете», «Положение о страховом присутствии» и другие, которые предусматривали такой вид социального обеспечения как лечение и санаторно-курортное обслуживание сотрудников.
      Немногим позже, в 1919 году для всех без исключения детей, вне зависимости от социального положения их родителей, устанавливается обеспечение бесплатным питанием. Также всячески поддерживались беспризорные дети, для которых создавались специализированные приюты, детские приемники и специализированные дома.
      Кроме того, в апреле 1919 года был введен принципиально новый порядок использования и образования финансовых фондов. Все страховые взносы для всех видов социального обеспечения из бюджета государства, а также взносы предприятий учреждений больше напрямую не направлялись в фонд, а взимались налоговым аппаратом и в качестве налоговых поступлений через органы казначейства перечислялись в фонд казны. Такая схема обеспечила полноправный и монопольный контроль государства над всей системой социального обеспечения. Были изданы также и другие Декреты, целью которых было совершенствование мер социальной поддержки в различных направлениях. 
      Таким образом, послереволюционный период характеризуется своей прогрессивностью, поскольку новая социальная политика охватила всю территорию страны, все виды труда и работников всех видов. 
      С конца 1920-х годов в государстве наметилась политика по совершенствованию существующей системы пенсионного обеспечения, так, например, планировалось значительно улучшить социальное обеспечение инвалидов, а также расширить круг тех лиц, которые получают пенсии по старости. В 1928 году Постановлением Наркомтруда для работников текстильной промышленности было введено пенсионное обеспечение по старости. Через год, пенсии по старости стали получать также работники водного и железнодорожного транспорта, горной и металлургической промышленности, а также целого ряда других индустриальных отраслей промышленности. Некоторое время спустя было улучшено пенсионное обеспечение учителей и агрономов. А в положениях Конституции СССР 1936 года было закреплено право всех без исключения граждан на социальное пенсионное обеспечение. 
      С 1941 по 1945 год Россия участвовала в Великой Отечественной войне и поэтому все основное внимание государства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих, а также их семей.
      В середине 1950-х годов прошлого века, с принятием Положения «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию», а также Закона СССР «О государственных пенсиях» завершилось долговременное формирование системы социального обеспечения рабочих и служащих в стране. Вышеназванные нормативные правовые акты стали результатом внутреотраслевой кодификационной работы в масштабах целого государства. В литературе отмечается, что с принятием вышеназванных кодифицированных актов, законодательство страны, регламентирующее сферу социального обеспечения стало более концентрированным, полноценным и доступным большой массе трудящихся.
      Следующим нормативным правовым актом, имеющим важнейшее значение для всей системы социального обеспечения стало принятие в 1977 году Конституции СССР, которая закрепила право всех граждан государства на выплату материального обеспечения в старости, в случае утраты трудоспособности (как полной, так и частичной), а также в случае болезни и потери кормильца. В Конституции устанавливались как организационные, так и правовые основы реализации вышеуказанных прав граждан.
      С середины 1970-х годов начинает формироваться и развиваться система социального обслуживания населения. Так, совершенствуется система обслуживания инвалидов, а также появляется новый вид социального обслуживания – бытовой обслуживание нетрудоспособных лиц на дому. В 1987 году в были внесены изменения в деятельность отделений, оказывающих социальную помощь, в частности это касалось вопросов организации надомной социальной помощи. Был уточнен контингент, уполномоченный на получение такой помощи, а также для некоторой категории лиц была предусмотрена обязанность по оплате социальных услуг. 
      Таким образом мы можем отметить, что в период распада СССР были сформированы практически все возможные виды социального обеспечения, которые продолжают существовать в России и в настоящее время.
      В современных экономических условиях существенное изменились и подходы к социальному обеспечению граждан в нашей стране. Пенсионная реформа предопределила наличие у всех без исключения граждан в России права на социальную пенсию, нормативно такое право впервые было закреплено в недействующем в настоящее время Законе «О государственных пенсиях в Российской Федерации»6. Также поменялись и условия назначения таких пенсий и порядок определениях их размера. 
      Для работников некоторых министерств и ведомств (КГБ СССР МВД России, ФСБ России) было установлено иное правовое регулирование вопросов пенсионного обеспечение - на основании специального закона о пенсионом обеспечении военнослужащих. 
      Кроме того, стоит отметить существенные изменения в системе пособий. Был издан нормативный правовой акт – Закон «О занятости населения в Российской Федерации», согласно положениям которого все лица, которые считаются безработными стали иметь право на приобретение соответствующего пособия. Также была введена система пособий для лиц, имеющих детей в связи с их рождением и воспитанием7.
      Кроме того, все основополагающие принципы социального обеспечения закреплены в Конституции Российской Федерации, а именно: принцип справедливости, равенства граждан, законности, социальной справедливости, гуманизма и другие. 
      Таким образом, рассмотрев историю развития законодательства о социальном обеспечении в Российской Федерации можно сделать обоснованный вывод о том, что она берет свое начало в период существования славянских племен, именно в том время уже существовала элементарная форма социального обеспечения, заключающаяся с соборности. С каждым историческим этапом законодательство в сфере социального обеспечения совершенствовалось и развивалось, подстраиваясь под основные тенденции общественного развития. 
      1.2	Современное состояние права социального обеспечения
      Главной формой государственной социальной защиты в отношении граждан выступает социальное обеспечение. В юридической литературе категория «социальное обеспечение» определяется как «предоставление достаточных материальных средств кому-либо со стороны общества»8.
      Социальное обеспечение это, в первую очередь, основной показатель уровня правовых гарантий всех без исключения членов нашего общества, а также главный источник средств к существованию в случае возникновения каких-либо проблем. Таким образом, главная цель социального обеспечения заключается в удовлетворении жизненно необходимых потребностей граждан в целях охраны их здоровья или воспроизводства трудовых ресурсов за счет средств специальных фондов.
      В настоящее время в нормах российского законодательства отсутствует легальное унифицированное определение такой категории как «социальное обеспечение», несмотря на то, что в ряде нормативных правовых актов упоминается вышеназванная категория. 
      В научной и в учебной литературе существуют различные подходы к определению такой категории как «социальное обеспечение», все зависит от того, какие признаки принимаются за базовые и ключевые для данного явления9.
      Все это обусловлено тем, что категория «социальное обеспечение» представляет собой многоаспектное явление, поэтому дать рассматриваемой категории какое-либо универсальное определение просто на просто не представляется возможным, поскольку оно не способно будет охватить все существенные признаки явления.
      Так, по мнению одних авторов социальное обеспечение представляет собой «один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ путем выравнивания их дохода в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников»10.
      Другие авторы, определяют социальное обеспечение как «систему общественных отношений, складывающуюся между гражданами с одной стороны, органами государства, местного управления, учреждениями – с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи пенсий, пособий и других видов обеспечения в следствие наступления определенных случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность с целью предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев»11 .
      На наш взгляд оба из перечисленных определений в поной мере не отражают сущность такой категории как «социальное обеспечение». Так, первое определение раскрывает экономическую составляющую социального обеспечения не учитывая всех другие характерные особенности рассматриваемой категории. Второе определение не отражает всего круга общественных отношений, включаемых в рассматриваемое нами понятие, поскольку жизненные обстоятельства могут повлечь за собой не только утрату заработка.
      В специализированной литературе встречаются и более емкие определения социального обеспечения, так, например, под социальным обеспечением понимается «совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию детей, поддержке других членов семьи нуждающихся в уходе, отсутствие средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально-значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию».12
      Данное определение также как и два предыдущих не является совершенным и не затрагивает некоторые ключевые аспекты социального обеспечения, в частности сильно ограничивает круг его субъектов. Однако все три автора в качестве основы выделяют материальную составляющую социального обеспечения в виде определенного рода выплат, а также такой элемент социального обеспечения как социальное обслуживание.
      Теперь обратим свое внимание на ключевые признаки социального обеспечения (именно они позволяют относить тот или иной вид обеспечения к социальному обеспечению). 
      Первым признаком является источник финансирования. Все без исключения исследователи в сфере социального обеспечения придерживаются мнения о финансировании социального обеспечения за счет средств специально созданных государством фондов. Так, в советский период существовали общественные фонды, а в настоящее время финансирование осуществляется за счет специализированных государственных внебюджетных фондов. 
      Второй признак социального обеспечения это определенный круг субъектов. С правовой точки зрения социальное обеспечение предоставляется только тем лицам, которые прямо установлены в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица; имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и так далее. Стоит отметить, что каждый круг лиц определяется применительно у конкретному виду социального обеспечения.
      Третий признак заключается в условиях предоставления социального обеспечения. Для того, чтобы получить право на тот или иной вид обеспечения необходимо наступление соответствующих обстоятельств, которые указаны в законе. Например, следующие обстоятельства:
      1. достижение определенного возраста;
      2. рождение;
      3. смерть;
      4. наличие инвалидности и др.
      Как правило вышеуказанные обстоятельства, в большинстве случаев возникающие по не зависящим от человека причинам, ставят его в трудную жизненную ситуацию, когда оказание какой бы то ни было помощи является необходимостью.
      Четвертым признаком социального обеспечения являются цели его предоставления. Это объясняется тем, что государство дающее гражданам право на тот или иной вид обеспечения преследует определенные цели. В юридической литературе все эти цели условно подразделяют на ближайшие, конечные и промежуточные13. Рассмотрим, как реализуется каждая цель на примере пособия по беременности и родам. При предоставлении вышеуказанного пособия ближайшей целью будет оказание материальной поддержки женщинам в тот период, в который они не способны выполнять свои прежние трудовые функции ввиду нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Промежуточной целью предоставления рассматриваемого нами вида пособия будет забота о здоровье матери и ребенка. А конечной целью – увеличение роста народонаселения и воспитание здорового поколения. 
      Как бы то ни было, на наш взгляд, предоставление любого социального обеспечения связано в первую очередь с выравниванием социального положения социально незащищенных групп граждан со всеми остальными членами общества. Это обусловлено тем, что попадание в тяжелую жизненную ситуацию предопределяет появление у человека дополнительных материальных затрат или каких-либо дополнительных нравственных и психических усилий по сравнению с другими членами общества.
      Предоставлен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44