VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Тенденции развития межбюджетных отношений в России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007471
Тема: Тенденции развития межбюджетных отношений в России
Содержание
12



План

	Введение	3

	Сущность межбюджетных отношений	4

	Тенденции развития межбюджетных отношений в России	5

	Заключение	10

	Список литературы	11

	Приложение 1.	12








Введение



Актуальность темы обусловлена тем, что высокая степень дифференциации российских регионов по уровню социально-экономического развития объективно требует движения финансовых потоков между бюджетами, так как минимальные социальные стандарты проживания  должны быть обеспечены на всех территориях независимо от уровня их развития. Преобладающее большинство регионов и муниципалитетов получают финансовую поддержку из федерального центра, которая помогает в какой-то мере сгладить различия между ними по доходному потенциалу.

Из этого следует, что дифференциация доходов, собираемых на территориях, а также неравномерность размещения потребителей финансовых ресурсов по регионам стали основными причинами возникновения взаимосвязей между бюджетами разных уровней. 

Перераспределённые финансовые ресурсы участвуют в воспроизводственном процессе, увеличивая возможности развития регионов и муниципалитетов. Это значит, что межбюджетные отношения являются не только экономической, но и политической составляющей общественной жизни. И если экономическая сторона решает, как и где найти деньги, как и куда их потратить, то политическая связана с вопросом децентрализации функций и автономией полномочий того или иного уровня власти. Поэтому межбюджетным отношениям и уделяют значительное внимание не только отечественные, но и зарубежные экономисты и политики. 

Роль межбюджетных отношений увеличивается в условиях ограниченности финансовых ресурсов и в период реформ. Это происходит в виду того, что они призваны решать наиболее актуальные проблемы устранения межтерриториальных и межуровневых диспропорций, а также осуществлять функции по обеспечению социальных гарантий. 

Цель работы – изучить тенденции развития межбюджетных отношений в России.

Сущность межбюджетных отношений



Термин «межбюджетные отношения» является довольно сложным и многоаспектным, поэтому при раскрытии его содержания, возникает множество споров и разногласий . Без сомнений, от степени продуманности и корректности теоретической трактовки основополагающих понятий, во многом зависят реальные формы и методы их реализации. Данное положение требует дополнительных и углублённых исследований сущности рассматриваемой экономической дефиниции. 

Первое законодательное определение межбюджетных отношений в России трактовало их как «отношения между органами государственной власти и местного самоуправления». Бюджетный кодекс определил также основные принципы межбюджетных отношений («распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы, равенство бюджетных прав субъектов и муниципальных образований, выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности» и другие).

Стоит отметить, что это определение было закреплено в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2004 года. 

В настоящее время взаимоотношения между публично-правовыми образованиями, называемые межбюджетными отношениями, направлены на регулирование бюджетных правоотношений, организацию и осуществление бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения должны быть ориентированы на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Что касается потоков бюджетных средств, то выделяют нисходящий, восходящий и горизонтальный поток.

Также межбюджетные отношения выполняют ряд функций, среди которых выделяют фондообразующую, выравнивающую, распределительную, стимулирующую, инвестиционную, регулирующую и компенсационную. 

   Таким образом, межбюджетные отношения – это комплексная система экономико-правового горизонтального и вертикального взаимодействия публично-правовых образований в лице их уполномоченных органов по поводу формирования, распределения, перераспределения и регулирования бюджетных полномочий и источников их финансирования для максимизации обеспеченности населения территории бюджетными ресурсами.

Тенденции развития межбюджетных отношений в России



На современном этапе Российская Федерация столкнулась со следующими проблемами в межбюджетных отношениях:

- высокая централизация налоговых полномочий, т.е. устанавливается очередность определения налоговой базы региона на федеральном уровне, порядок исчисления региональных и местных налогов, максимальные налоговые ставки для налогов регионального и местного уровня ; 

- увеличение доли зачисления налогов из регионов в федеральный бюджет, уменьшение доли их поступления в бюджеты субъектов федерации; 

- сокращение числа трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; 

- рост объема собственных полномочий регионов, а также полномочий,  переданных с федерального уровня на региональный. 

Государственные власти субъектов РФ получили новые полномочия, такие как здравоохранение и образование, содействие занятости и социальная защита населения; градостроительство, лесные, водные и земельные отношения, животный мир и охота. Таким образом, произошел сильный рост полномочий регионов, которые не были обеспечены увеличением бюджетных доходов. 

Если в 2001-2002 гг. налоги поступали в федеральную казну и бюджеты регионов в равном размере, то на сегодняшний день отчисления от федеральных налогов составляют более 80% всех налоговых поступлений в региональный бюджет. Это значит, что вся сеть межбюджетных отношений не позволяет организовать на местном уровне в регионах мотивации для увеличения своих налоговых источников. 

Сегодня разделение бюджетных и налоговых полномочий и разграничение доходов среди субъектов федерации не способствует стабилизации экономического дисбаланса территорий, а, напротив, увеличивает несовместимости. 

Детальное рассмотрение всех ситуаций межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ показало, что система межбюджетных трансфертов меняется. Рост полномочий субъектов федерации приведет к пропорциональному росту финансового обеспечения данных обязанностей, хотя этого не случается (с 2011 по 2015 гг. количество межбюджетных трансфертов сократилось на 6%) .

Главным риском для региональных бюджетов является сокращение размера ,поступающих трансфертов из федерального бюджета, а также социальные обязательства и их рост. Это является причиной того, что настоящее время для субъектов федерации в приоритете не обеспечение экономического развития регионов, а выполнение обязательств и распоряжений, пришедших сверху, которые несут за собой огромные расходы бюджета.

Увеличение расходов оправдано тем, что регионам приходится самостоятельно решать сами множество вопросов и задач. Однако это в основном лишь текущие расходы, а не капитальные вложения. И, даже в этом случае, использование региональных бюджетов, не даст должного социально-экономического развития региона в долгосрочной перспективе.  

Так, можно сделать вывод, что на сегодняшний день  система межбюджетных отношений представляет собой систему, оправданную лишь на конкретном отрезке политического и экономического развития нашей страны. В современных условиях такая система неэффективна. Она мешает перспективному социально-экономическому развитию не только регионов ,но и всего государства. 

Такие негативные тенденции формирования межбюджетных отношений  становятся основой для разработки новых методов решения проблем межбюджетного взаимодействия. 

В рамках российского бюджетного федерализма можно выделить основные черты для образования предельно новой системы межбюджетных отношений: 

- проведение либерализации межбюджетных отношений; 

- улучшение налогового и бюджетного законодательства; 

- повышение налоговой базы регионов и выстраивание системы результативных межбюджетных трансфертов. 

Решение поставленных задач регионального развития требует стратегической инициативности, основанной на модели равноправного бюджетного федерализма, на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. 

Экономическая составляющая восприятия межбюджетных отношений должна иметь цель по улучшению схемы межбюджетных трансфертов, при росте их экономической эффективности, применимо к интересам регионального экономического развития. 

Во-первых, необходимо организовать увеличение роли Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Его основная задача непосредственно состоит в уравнении бюджетной потребности субъектов Российской Федерации благодаря разделению дотаций между ними.  Кроме того, основными изменениями станут: 

- определение принципа прогрессивности выравнивания, то есть за счет уменьшения уровня обеспеченности между субъектами до среднероссийского уровня и никак не ниже;

- утверждение дотаций из определенного фонда как главного межбюджетного трансферта; 

- увеличение объема финансов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, благодаря перераспределению в его пользу ресурсов и за счет взимания «отрицательного» межбюджетного трансферта с регионов, обладающих очень высокой бюджетной стабильностью. Помимо этого, необходимо рассчитать уменьшение количества действующих субсидий. То есть останутся лишь субсидии, которые будут использованы в целях реализации капитальных вложений. 

Кроме того, необходимо ввести систему ужесточения бюджетных ограничений ,когда сбалансированность региональных бюджетов достигнет своего уровня или увеличится за счет следующих мер: 

- полной отмены дотаций на сбалансированность региональных бюджетов;

- стимулирования субъектов Российской Федерации основать региональные резервные фонды ;

- осуществления процедуры предоставления кредитов бюджетам.

Для образования качественной системы ограничений, необходимо, чтобы система образовалась на уровне дотационности субъекта Федерации. Основание новой системы бюджетных отношений для экономического улучшения межбюджетных отношений позволит приобрести основательный экономический эффект. 

На сегодняшний день существует законопроект, включающий  изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, одобренный  комиссией при Правительстве РФ по законопроектной деятельности, что свидетельствует о его дальнейшей самостоятельности. Данным законопроектом обусловлены подходы к определению непосредственно бюджетных ограничений, исходя из уровня дотационности регионов (Приложение 1). 

Так, действующая политика межбюджетных трансфертов значительного ужесточается предоставленным подходом. Он окажет положительное воздействие на экономики субъектов.

 Следовательно,  при определении допустимых путей экономического развития межбюджетных отношений стоит заметить то, что основной целью в современных условиях является совершенствование самой структуры имеющихся межбюджетных трансфертов, при увеличении их экономической эффективности. 

При организации улучшения межбюджетных взаимоотношений, принимаются  : 

- меры, препятствующие принятию законодательных актов Российской Федерации, основой которых является уменьшение налогооблагаемой базы регионов Российской Федерации, а также компенсации из федерального бюджета на повышение расходных обязательств;

- организация определенной структуры по развитию межбюджетных отношений, куда входят представители всех регионов страны, а также членов финансовых органов и представители Министерства финансов Российской Федерации; 

- разработка методов распределения дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. 

Выделенные меры совершенствования межбюджетных отношений в будущем могут быть использованы для дальнейшего развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. 	


Заключение



Российская Федерация, являющаяся крупнейшим государством мира, включает в себя 89 конституционно равноправных субъектов, сильно различающихся по площади занимаемой территории, численности и плотности населения, культурным и историческим особенностям, климатическим условиям и уровню созданного экономического потенциала, степени обеспеченности природными ресурсами. Несмотря на то, что дифференциация российских регионов в последние годы сокращается, она по-прежнему существенна.

На современном этапе Российская Федерация столкнулась с рядом проблем в межбюджетных отношениях, среди которых можно назвать: высокую централизацию налоговых полномочий; внедрение негласных пропорций зачисления налогов по уровням бюджетов; уменьшение числа трансфертов бюджетам субъектов РФ; рост объема собственных полномочий регионов и полномочий, переданных на региональный уровень с федерального. 

Государственные власти субъектов РФ получили новые полномочия, т.е. произошел сильный рост полномочий регионов, которые не были обеспечены увеличением бюджетных доходов. 

Сегодня система межбюджетных отношений - это система, которая оправдана на конкретном отрезке политического и экономического развития нашей страны. Эта система не только неэффективна, но и является преградой в направлении к перспективному социально-экономическому развитию регионов и страны в целом. 

Негативные тенденции формирования межбюджетных отношений в настоящее время основывают предпосылки для вырабатывания новых методов и способов к решению проблем межбюджетного взаимодействия.


Список литературы



"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ (ред. от 29.11.2014) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений") // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

Аналитический доклад «Основные подходы к формированию межбюджетных отношений в 2015-2017 гг.». Официальный сайт Министерства Финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru 

Печенская, М.А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности [Текст]: монография / М.А. Печенская. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. – 164 с.

Сятчихин С. В. Межбюджетные отношения в России на современном этапе // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. С. 47-51. 

Смагина М.Н. Проблемы и перспективы совершенствования системы межбюджетных отношений В Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru 

















Приложение 1.



Изменение механизма установления бюджетных ограничений.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.