VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы развития межбюджетных отношений

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007594
Тема: Проблемы развития межбюджетных отношений
Содержание
1. Проблемы развития межбюджетных отношений



Межбюджетные  отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

единство общегосударственных интересов и интересов населения, поживающего на территории страны; 

сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства; 

сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования; 

высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса; 

участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения. 

Современная система межбюджетных отношений начала формироваться в 1994 году, когда произошел переход от прямого счета дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации к так называемому долевому распределению дотаций между региональными бюджетами. 

Проблемы глобализации, интеграция российской экономики в мировую экономику, освоение рыночных механизмов, ее реформирование сопровождаются соответствующими изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, в формах представления социальных и экономических льгот, в межбюджетных инструментах, в том числе и бюджетной классификации. Связано это и с тем, что на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации происходит перераспределение расходных полномочий между различными уровнями власти с соответствующим финансовым обеспечением из вышестоящих бюджетов. 

Вступление России в ВТО повлекло за собой необходимость внесения изменений в функционирование всех отраслей экономики страны, связанных как с низким уровнем конкуренции российских товаропроизводителей, так и экономическими санкциями против России, ее ответными мерами. Они потребовали от страны использования новых механизмов регулирования национальной экономики, появления новых полномочий у органов власти по разрешению возникающих проблем. 

Необходимость решения новых задач, финансовое обеспечение передаваемых полномочий с федерального на региональный уровень требует разработки новых инструментов в системе межбюджетных отношений, их совершенствования, в том числе на основе программно-целевого подхода. 

Программный бюджет - это отражение финансового обеспечения целевых программ социально-экономического развития территории. 

Программный бюджет содержит перечень расходных обязательств регионов и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий региональных и местных органов власти по вопросам регионального и местного значения, и утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на срок не менее трёх лет. Такое требование уже вступило в силу с 1 января 2014 года в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».

Структура межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году (в процентах), представлена на рис. 1.1.



Рис. 1.1. Структура межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году



В структуре межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета в 2015 году, 47 процентов межбюджетных трансфертов приходится на дотации, выделяемые на выравнивание бюджетной обеспеченности, 29 процентов на субсидии, 20 процентов на субвенции, строго целевого назначения и 4 процента это иные меж-бюджетные трансферты.

Действующая система межбюджетных трансфертов не лишена недостатков. Рассмотрим предлагаемые пути совершенствования по видам трансфертов. 

Механизм субсидий претерпел серьезные изменения с момента их введения в 2000 году. Изначально их задача состояла в том, чтобы стимулировать субъекты Российской Федерации к финансированию приоритетных направлений расходов. На конец 2012 года количество видов субсидий достигло 125. Даже после их укрупнения в 2014 сохранилось 94 вида субсидий. Что самое важное, объем субсидий начинает превышать объем финансовой помощи субъектам Российской Федерации. 

К сожалению, в большинстве случаев условия выделения субсидий не увязываются с достижением конкретных целей в конкретные сроки. Нельзя не отметить бюрократизированность механизма данного вида трансфертов. Механизм предоставления субсидии предельно усложнен: требуется ежегодное принятие нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации, подписание соглашений с федеральными органами исполнительной власти, принятие ими нормативно-правовых актов. Разумеется, это не может не затягивать начало финансирования этих субсидий. 

Сегодня межбюджетные трансферты в виде субсидий администрируются не только Министерством финансов, но и Министерством регионального развития, и еще примерно 30 федеральными органами исполнительной власти. Несмотря на то что главной задачей субсидий является стимулирование финансирования из региональных бюджетов определенных на федеральном уровне приоритетов, в настоящее время нет механизма определения этих приоритетов. Сегодня необходимо включить их в бюджетное законодательство. В целом же цель финансовой помощи заключается в выравнивании бюджетной обеспеченности, то есть создании для всех субъектов или муниципальных образований одинаковых финансовых условий с одновременным повышением ответственности за результаты деятельности. Тем более что у нас уже создана система оценки результатов деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

Одним из основных недостатков межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации является отсутствие требований к определению объема дотаций местным бюджетам. Регионы формируют фонды финансовой поддержки в объемах, не увязанных с конкретными целевыми показателями по снижению различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Вместе с тем на федеральном уровне установлены требования к определению объема дотаций для регионов. Это позволяет сформировать стабильный объем дотации, а субъектам Российской Федерации значительно легче ориентироваться и прогнозировать возможный объем финансовой помощи в очередном финансовом году. Необходимо установить требование к порядку определения объема фонда финансовой поддержки муниципальных образований. 

Представители муниципальных образований много лет ставят вопрос о том, чтобы при определении уровня финансовой самостоятельности муниципальных образований, который может являться основанием для введения некоторых ограничений, в объем финансовой помощи не включались доходы, полученные в результате установления дополнительных нормативов отчислений взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Необходимо внесение поправок, согласно которым доходы по дополнительным нормативам будут исключаться из объема финансовой помощи при определении уровня дотационности муниципального образования. 

В настоящее время проводится работа по инвентаризации налоговых льгот, установленных на федеральном уровне по региональным и местным налогам. Большая часть данных льгот будет отменена, часть из них (имеются в виду льготы, носящие социальный характер) будет оставлена на усмотрение органов местного самоуправления. 

Основой построения бюджетной системы в России должна стать модель федерализма смешанного типа, поскольку преимущественная ориентация на децентрализованные модели, свойственные высокоразвитым демократическим государствам, может привести к нарушению единства государства и усилению асимметрии. Ориентация на централизованные модели может привести к иждивенческим настроениям субфедерального уровня и, как следствие, отказу от развития социально-экономического потенциала территорий.




2. Коррупционная составляющая российской экономики



Коррупция - довольно неоднозначное понятие, в широком смысле слова трактуемое как «использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды».

По данным МВД РФ, по итогам 2015 г. в России официально было выявлено 141,2 тыс. преступлений экономической направленности, что на 18,4 % меньше, чем в позапрошлом году. Статистика МВД продолжает фиксировать опережающее снижение доли экономических преступлений в общей преступности (4,2 %). Но в структуре экономических преступлений прогресса незаметно. По сравнению с 2014 г. значительно выросло число преступлений, связанных с изготовлением и оборотом немаркированной продукции (почти в 1,5 раза) и незаконным оборотом драгоценных металлов и камней (рост на 14,1 %). Незначительно увеличилось количество выявленных случаев незаконного предпринимательства. В результате размеры материально- го ущерба для страны выросли со 144,8 млрд.руб. до почти 230 млрд.руб. (159 %) (табл. 2.1). 

Таблица 2.1 

Динамика выявленных в РФ преступлений экономической направленности, их удельного веса в общем числе зарегистрированных преступлений, а также размеров материального ущерба

Показатель

Годы



2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Количество преступлений, тыс.

437,7

489,6

459,2

448,8

428,8

276,4

202,5

173,0

141,2

Удельный вес, %

12,3

12,7

12,8

14,0

14,3

10,5

8,4

7,5

6,4

Материальный ущерб, млрд.руб.

1399,6

127,6

223,8

142,5

1075,7

176,4

160,7

144,9

229,7

Наиболее распространенным видом экономических правонарушений были и остаются преступления коррупционной направленности (в 2015 г. - 41,5 тыс. случаев). Их доля в общей структуре экономической преступности достигла 29,4 %, тогда как лидировавшее мошенничество, на которое приходится 24,6 % выявленных экономических преступлений, или 34,7 тыс. случаев, оказалось на втором месте. Стоит отметить, что в 2015 г. было зафиксировано значительно меньше случаев мошенничества, чем в 2014-м, однако такое снижение, вероятно, обусловлено не столько динамикой преступности, сколько изменениями в методике учета. С 2014 г. в данном разделе учитываются только ч. 2–4 ст. 159 УК РФ. 

Рост коррупции и ее негативное влияние  на социальные процессы признается большинством институциональных акторов. Ситуация также усугубляется тем, что в ежегодном рейтинге государств, отражающем оценку уровня восприятия коррупции, составляемом компанией «Transparency International», Россия постоянно находится в нижней части рейтинга (2014 год – 143 место из 183 стран 2015 год - 133 из 174 место стран).

В Российской Федерации причиной коррупции является и политическая нестабильность. Ведь чиновники самого разного уровня не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Неизвестно, какая власть придет завтра. Поэтому они легче поддаются соблазну коррупции, чтобы «набить карманы» на «черный день». В условиях экономического кризиса любое государство всегда усиливает налоговое бремя. Естественно, предприниматели стараются уйти в теневую экономику. Расширение зоны теневой экономики расширяет сферу коррупции. 

Одной из главных причин коррупции является несовершенство законодательства и просто отсутствие необходимых законов. Можно привести пример с созданием уполномоченных коммерческих банков, которые получали разрешения в Правительстве РФ и в Центральном Банке на право управления бюджетными средствами. Такая система была для некоторых банков источником получения колоссальных прибылей, ведь за громадные бюджетные средства, которые находились на счетах уполномоченных банков, не нужно нести расходы. Фактически это были бесплатные ресурсы, и не нужно было работать с вкладчиками. Разумеется, руководители некоторых уполномоченных банков отблагодарили чиновников в Правительстве и в Центральном Банке РФ. К сожалению, только после того, как произошло банкротство некоторых уполномоченных банков и огромные бюджетные средства были утрачены для государства, было принято решение на правительственном уровне о создании федеральных казначейств для размещения бюджетных средств и о запрете размещения в коммерческих банках средств бюджетных организаций. 

В Российской Федерации, кроме вышеуказанных причин коррупции, можно выделить еще такие: слабость судебной системы, что проявляется в том, что бюджет и исполнительная власть плохо обеспечивают содержание судей и деятельность судов; плохое выполнение судебных решений; длительные сроки рассмотрения дел в арбитражных судах; несоответствие правового сознания населения современным требованиям. Защита прав и интересов граждан, в том числе частных собственников, еще не стала главной задачей правоохранительных органов, которые по привычке стараются защитить «интересы государства» и «общенародной собственности», а часто защищают только тех, у кого много частной собственности. 

К приемам коррупционных связей относятся: 

клановые объединения; 

семейные участники и родственники; 

взносы в политические компании, включение сумм взяток в цены государственных контрактов; 

мошенничество всех типов. 

В России коррупция в органах государственной власти ведет к экономической неэффективности и неоправданным расходам на распределение фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или переводится в иностранные банки, что влечет за собой утечку капитала из экономики страны. Кроме этого, коррупция провоцирует несправедливое распределение, разрешая определенной части людей, имеющих возможность подкупать чиновников, быть получателями государственных контрактов. И поскольку затраты на взятку включаются в цену произведенного товара или услуги в целом, требования к продукции уменьшаются. В итоге снижается потребление товаров и услуг. 

Антикоррупционная политика непременно должна сопровождаться борьбой с организованной преступностью и легализацией доходов, полученных преступным путем. Это вызвано двумя причинами. Первая заключается в том, что сравнительно легкое «отмывание денег» оказывает весьма благотворное влияние на общий коррупционный фон, поскольку заниматься взяточничеством гораздо легче тогда, когда можно относительно легко легализировать капиталы, приобретенные незаконным путем. Вторая причина - само существование крупномасштабного нелегального бизнеса оказывает коррумпирующее 
влияние на правительственные структуры, особенно связанные с надзорными и правоохранительными службами. Таким образом, коррумпированные чиновники и теневые бизнесмены живут за счет друг друга, а удар по одному из них способен вывести из строя всю коррумпированную систему. 

Если говорить о влиянии коррупции на экономику страны, то можно выделить несколько основных направлений: 

во-первых, коррупция затрудняет работу частного сектора ввиду того, что возникает необходимость нести затраты на взятки, не вкладывая их в развитие или в инвестиции;

во-вторых, коррупция повышает цену государственного управления, так как налогоплательщик должен оплачивать несколько раз одну и ту же услугу, платить многочисленные налоги и давать взятки должностным лицам для совершения конкретных положительных действий;

в-третьих, если коррупция приобретает форму вымогательства, она уменьшает социальные общедоступные ценности для широких слоев населения. 

Следует различать два вида коррупции: «управленческую (или «элитарную») коррупцию», связанную с коррумпированностью высшего управленческого звена бюрократического аппарата и «индивидуальную коррупцию», связанную с коррумпированностью низового звена бюрократической системы. При этом коррумпированность высокопоставленных официальных лиц более деструктивна для общества в целом, чем коррумпированность персонала. 

Таким образом, продажность чиновников служит основанием для отрицательного отношения населения к реформам, проводимым правительством. Коррупция в правительстве влияет на восприятие населением легитимности правления и формирует негативное отношение к законности издаваемых правительством нормативных правовых актов и законности действий правительства. Если известные политики и высшие должностные лица используют свои публичные возможности в целях личного обогащения, то остальные должностные лица и население в целом не видят для себя сдерживающих факторов для личного обогащения. 

Вместе с тем следует отметить, что коррупция создает несправедливость в обществе, что ведет к судебным делам и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на фоне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях содействия экономическим интересам определенных лиц. 

Коррупция сегодня - это не просто злоупотребление властными полномочиями с целью личной наживы, но источник экономического риска и неопределенности в условиях общемирового процесса глобализации. Первоочередные меры государственной политики в сфере противодействия коррупции должны носить комплексный и непрерывный характер, что и обусловливает рассмотрение сущности коррупции с политико-правовых позиций. 

Коррупция является одним из наиболее опасных социальных явлений, угрожающим основам национальной безопасности государства и социальной стабильности общества.






3. Предпринимательские сети и их виды



Предпринимательская сеть представляет собой комплекс бизнес– единиц (сетевых партнеров), которые функционируют самостоятельно в режиме взаимодействия со своими сетевыми партнерами, осуществляют свою производственно-хозяйственную  деятельность с определенной степенью согласованности, вырабатывая тактические и стратегические управленческие решения, общие для всех участников предпринимательской сети. 

Структура и характер предпринимательской сети меняются в процессе развития фирм сети и рынка, на котором они работают. М.Г. Светуньковым опубликованы результаты исследований отдельных этапов жизненного цикла фирмы и специфики предпринимательской сети на данном этапе:

на этапе становления бизнеса, когда цели и структура фирмы находятся в постоянной динамике и остро ощущается нехватка денежных средств, предприниматель стремится к разнообразным контактам с целью поиска инвесторов и перспективных возможностей для бизнеса, что определяет специфику формирующейся предпринимательской сети. Сеть характеризуется разнообразием, широтой и открытостью;

на этапе развития бизнеса выкристализовываются не только основные направления ее деятельности и внутренняя структура, но и определяются основные субъекты предпринимательской сети (ядро), а сама фирма начинает фиксировать свое место в ее структуре. Возрастает степень закрытости сети и сокращается число ее членов, что приводит к усилению формализации бизнес-отношений;

на этапе, когда фирма заняла определенное место на рынке и на ее продукцию существует устойчивый спрос, а имеющиеся финансы позволяют осуществлять дифференциацию деятельности, происходит очередная трансформация предпринимательской сети. Сеть стремится к открытости, ее размеры увеличиваются, барьеры на вход в сеть снижаются;

на этапе упадка фирма стремится максимально полно формализовать свои отношения с бизнес-партнерами, что приводит к отторжению некоторых субъектов, связанных слабыми связями. Предпринимательская сеть количественно уменьшается, родственные и дружеские связи в ней ослабевают, что приводит к сокращению ядра сети. Как правило, при банкротстве одна из фирм ядра предпринимательской сети поглощает фирму-банкрота. Структура сети трансформируется, что отражает усиление или ослабление позиций в структуре по при чине выбытия элемента.

Вопрос о разработке классификации предпринимательских сетей возник одновременно с началом исследований проблематики социальных коалиций антрепренеров. В центр внимания исследователей были помещены этнические предпринимательские сети и сети антрепренеровмигрантов. Несколько позже научный интерес переместился на другие виды коалиционных образований, тем не менее, в настоящее время отсутствует общепризнанные и широко распространенные классификации предпринимательских сетей.

Изучая структуру предпринимательских сетей, исследователи стали выделять моноцентричные сети и полицентричные сети. В первом случае в коалиционном образовании можно выделить доминирующий элемент сети, который является центром коммуникаций. Соответственно, чем ближе к этому центру расположены элементы сети, тем в большей степени они способны принимать участие в принятии решений о совместной хозяйственной деятельности. Полицентричные предпринимательские сети, как правило, состоят из нескольких центров, либо вообще без четко выраженных коммуникационных лидеров.

Один из наиболее распространненых подходов к классификации предпринимательских сетей на основе их ключевых характеристик представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Классификация предпринимательских сетей

Тип сети

Особенности организации

Сферы применения

Недостатки, связанные с расширением сети

Недостатки, связанные с модификацией структуры

Стабильная

Крупная фирма (с центром), создаю-щая рыночно-ориентированные связи с ограни-ченным потоком информации вверх и вниз

Добывающие отрасли, требу-ющие крупных капиталовло-жений. Разно-образная соб-ственность ограничивает риск и побуж-дает к полному использованию всех ресурсов

Чрезмерное использование поставщика или продавца может привести к нездоровой зависимости от центра фирмы

Большие надеж-ды, возлагаемые на кооперацию, могут ограни-чить творчество партнёров

Внутренняя

Совместное владе-ние, распреде-ление ресурсов по цепи ценностей с использованием рыночных механизмов

Добывающие отрасли, требу-ющие крупных капиталовложе-ний. Рыночные цены позволяют оценивать внут-ренние подраз-деления

Фирма может расширить вла-дение активами за пределы воз-можностей вну-треннего рынка и механизмов оценки результа-тов деятельности

Исполнительные лица использу-ют команды вместо влияния и стимулов, что-бы направлять внутренние операции

Окончание таблицы 3.1

Тип сети

Особенности организации

Сферы применения

Недостатки, связанные с расширением сети

Недостатки, связанные с модификацией структуры

Динамичная

Независимые фирмы вдоль ценностной цепи формируют временные союзы из большого количества потенциальных партнеров

Отрасли с низким техни-ческим уров-нем, с корот-ким производ-ственным циклом и динамично из-меняющиеся высокотехноло-гичные от-расли (электро- ника, биотехно-логия и т.д.) 

Экспертиза может оказаться слишком узкой и выгод от ценностей могут достаться другой фирме

Значительные механизмы могут быть разработаны, чтобы предотвратить сопротивление партнеров. Ограниченное общение с нижестоящими и вышестоящими



Могут существовать сети, состоящие только из одних средних или одних малых, а также совокупности средних и малых предприятий. Но у всех предпринимательских сетей есть одна особенность: в них практически всегда входят малые предприятия. 

 Существуют различные виды предпринимательских сетей: отраслевые, межотраслевые, региональные, межрегиональные, международные и т.п. 

Предпринимательские сети могут быть формальными, т.е. имеющими определенную структуру, и неформальными, мало или совсем неструктурированными, действующими на основе своеобразных «джентльменских отношений».

Таким образом, единого подхода к классификации предпринимательских сетей современная наука не выработала.

Необходимость появления предпринимательских сетей была вызвана в частности тем, что существует постоянная зависимость корпораций от малых фирм, о которой уже говорилось выше. Однако увеличение самих форм взаимодействия различных видов бизнеса является современной тенденцией. Это связано с тем, что внутри этих сетей каждое из входящих в них предприятий в рамках партнерских отношений реализует собственные преимущества перед другими, в результате чего они выступают эффективной формой взаимодействия крупных, средних и малых предприятий. В общем виде они представляют собой совокупность предприятий (компаний), связанных между собой (по вертикали или горизонтали) экономическими отношениями, направленными на повышение общей конкурентоспособности сети и доходности.

16.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%