VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Темперамент в настольном теннисе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002493
Тема: Темперамент в настольном теннисе
Содержание
Министерство спорта Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА 
(ГЦОЛИФК)»  
ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ   
Кафедра теории и методики индивидуально – игровых и интеллектуальных видов спорта   
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
на тему:  
«ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ДВИГАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ» 
   
Направление подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» 
Профиль подготовки «Спортивная подготовка» 
  
Исполнитель: студентка 4 курса 
очной формы обучения 
специализация ТиМ настольный теннис 
Першина Елизавета Евгеньевна 
Научный руководитель: 
профессор кафедры ТиМ ИИИВС, 
д.п.н. Барчукова Галина Васильевна и
Романина Елена Васильевна







Москва - 2017 
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….3стр.
Глава I ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР……………………………….........……….5стр.
1.1. психологическая характеристика типов темперамента……….. …5стр.
1.2. темперамент в спорте………………………………………………14стр.
1.3.Темперамент в настольном теннисе………………………………..18стр.
                     1.4.Заключение по главе I…………………………………………........19стр.
Глава II ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…..........................................................................................20стр.
     2.1. Цель и  задачи исследования…………………………...……… …20стр.
     2.2. Методы исследования………………………………………..… …20стр.
     2.3. Организация исследования……………………...……...……… …22стр.
Глава III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………..… …23стр.
     3.1. Результаты анкетирования.………………………………………...23стр.
     3.2. Результаты исследования двигательной активности игроков в настольном теннисе 10-12 лет………………………………………...…… ...25стр.
     3.3. Результаты исследования влияния типа темперамента на двигательную активность. ………..…… ……………………………………..27стр.
3.4 Заключение по III главе……………………………………….… ....32стр.
ВЫВОДЫ………………………………………………………….……….......34 стр.
Методические рекомендации…………………………………….………....... 36стр.
Список литературы……………………………………………………….... …37стр.
Приложение 1…………………………………………………....…………. …41стр.
Приложение 2………………………………………………………………. …42стр.






Введение
     Актуальность исследования. В настольном теннисе, как и в любом другом виде спорта, высокий результат зависит в первую очередь от продуктивной тренировочной деятельности. Для тренера, который работает с детьми одна из главных задач – найти подход к спортсмену. Наиболее сложно приходится с возрастной категорией 10-12 лет. Для спортсменов младшего подросткового возраста очень важно, чтобы процесс обучения был подстроен под темперамент каждого занимающегося. 
     Имея разные типы темперамента, дети по-разному воспринимают информацию и по-разному выполняют поставленную перед ними задачу. Некоторым детям достаточно объяснить задание один раз, и они самостоятельно его отработают, а некоторым нужна дополнительная помощь тренера и его участие. Поэтому можно утверждать, что если тренер в процессе подготовке спортсмена будет учитывать влияние темперамента на двигательную деятельность, это гарантирует высокий результат. 
     Любой тренировочный процесс протекает в сложных условиях: это и эмоциональность, и психические нагрузки, и напряженная умственная деятельность, стремительный темп повседневной жизни, многообразие внешних и внутренних раздражителей. Многие игроки в настольный теннис не справляются с тренировочными и соревновательными условиями, и не в состоянии в дальнейшем повысить свой спортивный уровень, так как при планировании нагрузок, подборе заданий и стиля игры были не учтены индивидуальные особенности этих спортсменов. 
     Для эффективности организации тренировочного процесса и освоения физических упражнений большое значение имеет тип темперамента. В связи с этим тренер должен уметь определять: какой тип темперамента имеет ребенок, чтобы выявить его двигательную активность на тренировках и соревнованиях. Это позволит выбрать методику тренировки для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и повысить эффективность тренировочного процесса.
     Объект исследования: темперамент игроков в настольный теннис  10-12 лет.
     Предмет исследования: двигательная активность спортсменов 10-12 лет.
     Гипотеза. Темперамент спортсмена существенно влияет на двигательную активность игроков в настольный теннис возрастной категории 10-12 лет. И преимущество имеет спортсмен-сангвиник. Так как именно представители этого типа темперамента имеют достаточную работоспособность для достижения наиболее высокого результата при игре в настольный теннис. 
     Научная новизна. В настольном теннисе проводились исследования  по выявлению влияния темперамента на двигательную деятельность, но существует мало данных по исследованию двигательной активности игроков в настольный теннис 10-12 лет.
     Практическая значимость: выявление влияния темперамента на двигательную деятельность, поможет тренерам находить  индивидуальный подход к занимающимся, правильно планировать нагрузку и тем самым повысить эффективность тренировочного процесса.










ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Психологическая характеристика типов темперамента
     Психические свойства личности: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида – присущи каждому человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительный ее период [26].
     Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека [24].
     Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, которое выражается в его отношении к окружающему миру, труду, другим людям и к самому себе. Особенности темперамента накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования личности [19]. 
     Черта характера – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях [12].
     Развитие характера и темперамента является взаимообусловленным процессом [29].
     Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека [28].
     Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик [14].
     Определение «Темперамента» в различных литературных источниках формулируется различными авторами по-разному.
     Ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на основе которого формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными [24].
     Темперамент – это дифференциально-типологический механизм психики, формирующийся как констелляция ингредиентов, регулирующих силу, скорость, глубину и направленность психических процессов [34].
     Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида [44].
     Темперамент – это психобиологическая категория, и его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды [35].
     Темперамент является динамической характеристикой человека, от которой зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим типа [25].
     Исследователь Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой – с другой» [42].
     А психолог В. С. Мерлин  сравнивает темперамент с почвой, «которую как не удобряй,  задуманный плод не выйдет» [22].
     Сравнительно лучше других психологических определений темперамента было определение С. Л. Рубинштейна: «Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида» [32].
     Большинство психологов выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. [19,32] Активность – это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций [17]. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью [32].
     Советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что основными составляющими темперамента являются: впечатлительность человека и его импульсивность, и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию [33].
     Основоположником учения о темпераменте является знаменитый древнегреческий врач и философ Гиппократ (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи [20].
     Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинический; если желчь (лат. «холе») – холерическим, если слизь (лат. «флегма») – флегматичным, а черная желчь (лат. «мелана холе») определяет меланхолический темперамент.
     Римский медик Клавдий Гален во II веке до н. э. дополнил учение Гиппократа о темпераменте и выделил эти четыре основных типа темперамента [29]. Позднее возникло учение представленное психиатром Э. Кречмером и психологом У. Шелдоном. На современном этапе учением о темпераменте занимался знаменитый русский физиолог Иван Петрович Павлов [20].
     И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 
     * силу процессов возбуждения и торможения; 
     * уравновешенность процессов возбуждения и торможения; 
     * подвижность процессов возбуждения и торможения [28].
     Сила нервных процессов характеризует работоспособность и выносливость нервной системы. Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим [19].
     Довольно часто можно встретить сочетание в психике человека всех типов темперамента,  не обязательно преобладать будет один. 
     Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов: возбуждения и торможения.
     Возбуждение – это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга [6].
     Торможение – это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга [6].
     По мнению И. П. Павлова [6,28,19] темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом:
     – сангвинический;
     – флегматичный;
     – холерический;
     – меланхолический. 
     Эти четыре типа темперамента Павлов сравнивает с типами нервной системы:
     * сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник;
     * сильный, уравновешенный, инертный – флегматик;
     * сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;
     * слабый тип – меланхолик [22,10,11,14].
     Слово «темперамент» с латинского так и переводится — «надлежащее соотношение частей», «соразмерность» [26].
     Сила нервной системы - самый важный показатель  типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость, так же важное значение имеет - подвижность нервных процессов: установлено, что существуют очень большие индивидуальные различия в скорости, с которой происходит смена одного нервного процесса  другим [41,22].
     Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность [28]. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости [32]. 
     Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает хорошей скоростью реакции; его поступки обдуманны; он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни [28]. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям [32]. 
     Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие этого реагирует медленно,  неразговорчив, эмоции проявляются замедленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях[28]. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным [9].
     Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, если же раздражитель сильный, то может случиться «срыв», «стопор», появится растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией [28]. Повышенная чувствительность приводит к быстрой утомляемости и падению работоспособности, поэтому требуется более длительный отдых [32].
     Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим» [11]. Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности [9].
     Б.М. Теплов [42] писал, что при любом темпераменте возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может провоцировать человека к несдержанности, резкости, склонности к постоянным «взрывам» [34,42]. Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости. При меланхолическом темпераменте у человека могут выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость [42]. Флегматический темперамент может способствовать тому, что человек будет вялым, инертным, безразличным к происходящим вокруг него событиям [32,42].
     В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов [24].
     В своих толкованиях И. Кант [17] смешивал темперамент и характер, такое смешение темперамента и характера не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой эти два свойства.
     Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных ситуациях.
     Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо [25].
     Цуканов Б.И. [43] утверждает, что у каждого темперамента  свои «отношения» со временем:
     – у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлён вперёд, в будущее (прошлое его не интересует), испытывает острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость;
     – у сангвиника субъективное время не так сильно опережает объективное времени. Постоянное стремление вперёд сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Этот тип «спешит жить» и поэтому испытывает постоянную нехватку времени,
     – для меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени, он как бы «привязан» к объективному времени, обездвижен и заторможен в нём. Образно говоря, этот тип как бы «стоит во времени», и при отсутствии внешних изменений движения времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствуют внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «что-то должно произойти»,
     – у флегматика субъективное время отстаёт от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть некоторый избыток. Он ориентирован в прошлое, к изменениям привыкает медленно и с большим трудом [43].
     Многие ученые рассматривают темперамент более обширно. Не существует людей с чистым типом темперамента [24,42,44].
     Американский психолог Уильям Шелдон, сформулировал соматотипическую концепцию темперамента. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два параметра человека, связанных между собой [44]. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией.
     Он исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии и выявил 3 типа телосложения:
     1. Эндоморфный;
     2. Мезоморфный;
     3. Эктоморфный [33].
     Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой [34]. С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподдатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению; в отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением [34]. По мнению Э. Кречмера, это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [41].
     Физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его характером [13].
     Э. Кречмер выделял четыре типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик.
     Лептосоматик — хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка. Плечи узкие, ноги длинные и худые;
     Атлетик —  развитая мускулатура, крепкое телосложение, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;
     Пикник — жировая ткань, чрезмерно тучный,  малый или средний рост, большой живот и круглая голова на короткой шее [26].
     Диспластики — бесформенное, неправильное строение тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). Шизотимик, имеющий астеническое сложение замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке [34]. Иксотимик, обладающий атлетическим сложением проявляет себя как спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанной мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. Часто бывает мелочным. Циклотимик, обладающий пикническим телосложением, эмоционально колеблется между радостью и печалью, легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [26]. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается или игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Однако, говоря о циклотимии можно добавить еще два типа, таких как гипертимики и гипотимики [18].
     Гипертимики отличаются постоянно повышенным настроением. Они веселы, беззаботны, часто легкомысленны и склонны к увлечениям всякого рода. Это неисправимые оптимисты, все видящие в розовом свете. Они уверены в себе и своем успехе, а потому склонны к риску [13]. Неудачи их не огорчают вовсе или неглубоко и недолго. Они общительны, легко завязывают знакомство, живо отзываются на все события, разносторонни, но в то же время обыкновенно поверхностны, неусидчивы, отвлекаемы [24]. К постоянно повышенному настроению нередко примешивается раздражительность, приводящая к гневным вспышкам, как правило, непродолжительным, неглубоким и не производящим большого впечатления на окружающих [18]. Они легко вскипают и быстро отходят. Это активные натуры. Они энергичны, деятельны, предприимчивы. Свои проекты они быстро и решительно приводят в исполнение.
     Гипотимики также отзывчивы, живо и сильно реагируют на все, что происходит вокруг них, но тон настроения у них понижен. Они мало чувствуют радости жизни, видят все в мрачном свете, недовольны всем и прежде всего собой. Часто, объективно хорошо выполняя работу, бывают не удовлетворены ею. Охотно говорят о бесцельности существования, склонны к жалобам на свое здоровье, к ипохондрии [18].
     Г.Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому автору, представляет собой один из четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия – интроверсия и 2) эмоциональная стабильность – лабильность [6]. Первая шкала характеризует индивида со стороны «открытости» внешнему миру, вторая – со стороны его эмоциональной устойчивости [12]. Сочетание таковой с экстраверсией Г. Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии – с холериком; эмоциональной устойчивости и интроверсии – с флегматиком, а эмоциональной лабильности и интроверсии – с меланхоликом [9,].
     Изучение взаимодействия между личностью и методами обучения показывает, что экстраверты не являются менее способными учащимися. Они просто ставятся в невыгодное положение методами, которые более пригодны для обучения интровертов [1]. В прошлые времена это еще можно было бы простить, но сегодня это все больше выглядит как дискриминация. Необходимо и должно предпринять гораздо больше усилий по исследованию этого вопроса.
     
     1.2 Темперамент в спорте
     Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода. Без оценки типа ВНД характеристика спортсмена теряет свою рельефность и не дает полного преставления о его облике и возможностях [16]. Часто даже такие простые сведения о спортсмене, как «подвижен, энергичен» или «медлителен, вял», позволяют правильно понять воспитанника и определить методы работы с ним [27].
     Свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью [40].
     Среди особенностей спортивной деятельности,  имеются такие, которые зависят от свойств нервной системы.
     Существуют предположения многих ученых [8,16,27] о том, что спортивная деятельность под силу людям с ярко выраженной силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов, имеющим соответствующие особенности темперамента [21]. Широко распространено мнение, что подавляющее большинство спортсменов относится именно к сильному типу нервной системы [8].
     Каждый  тип высшей нервной деятельности неопределенным образом влияет на спортивную деятельность [21].
     Профессиональный спорт и спорт высших достижений требует  взаимодействие  определенных факторов, относящихся к психологической подготовки спортсмена[8].
     Такие как:
     * установкой на достижение наивысших спортивных результатов;
     * общими и специальными интеллектуальными способностями;
     * высокой возбудимостью и достаточной устойчивостью эмоционально-волевых процессов;
     * систематическими интенсивными физическими усилиями, несвойственными повседневной жизни;
     * высокой стабильностью и достаточной вариативностью двигательных навыков;
     * регулярными психическими напряжениями высокой степени [8].
     Каждый  тип высшей нервной деятельности влияет на спортивную деятельность [8].
     Бирюкова З.И [7], изучавшая зависимость психологических свойств, спортсменов от физиологических особенностей их нервной системы, так же как и другие авторы, указывает, что лица, принадлежащие к сильным типам нервной системы, лучше преуспевают в спортивных занятиях, чем лица со слабой нервной системой.
     Современная наука еще не располагает достаточным количеством фактов для полной характеристики всех типов темперамента, однако в психологической характеристике четырех традиционных типов темпераментов можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств [27].
     Сангвиник  отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости [27]. Эти лица легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности [8]. При изучении новых упражнений они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой и длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения [8]. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе, общительны, их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках [21]. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии «боевой готовности» [8].
     Спортсмен холерического типа предпочитает высокоэмоциональные виды спорта, интенсивные и темповые движения [8]. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро исчезает, такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес [16]. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях [8].
     Флегматик в спорте проявляется, прежде всего, в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому [8]. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо качества, не отличаются высокой общительностью, как правило, очень упорны и настойчивы [16]. Соревновательные результаты стабильны. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности» [8].
     Меланхолика в спортивной деятельности отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах [27]. Эти лица отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой, соревновательные результаты их нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов [8,15].
     Человек с любым типом темперамента пригоден к любому виду деятельности и будет комфортно себя чувствовать, занимаясь любым видом спорта, но добиться успеха в профессиональном спорте удается только психически подготовленному к данному виду деятельности темпераменту [16]. 
     Темперамент это такое явление, с которой нельзя никак не считаться, при выборе вида спортивной деятельности. От него зависит  успех и эффективность спортивной деятельности ребенка [15]. 
     Спортсмен может достичь спортивных достижений только при сочетании и взаимосвязи технической, физической, функциональной и психологической подготовленности [45].
     Была проведена масса исследований в различных видах спорта о влиянии темперамента на профессиональную деятельность спортсменов [7]. Ученые пришли к такому выводу, что, свойства темперамента представляют собой способности к спортивной деятельности лишь в тех видах спорта, где предъявляются высокие требования к нейропсиходинамике человека , а также в большом спорте на уровне международного класса [16]. Нужно знать, что в любительском спорте темперамент не является необходимым условием успеха.

1.3 Темперамент в настольном  теннисе
     Игра в настольный теннис требует быстрой реакции от спортсмена в вариативных ситуациях. И включает в себя малую информативность деятельности соперника, сложные техника - тактические задачи [2]. Так же важна эмоциональная устойчивость. От темперамента зависит, манера и стиль игры [3].
     По мнению многих авторов [4] игра в настольный теннис предъявляет ряд существенных требований к личности теннисиста. Все эти требования рассматриваются с разных сторон, раскрывающие системный подход к структуре профессионально-важных качеств высококвалифицированного теннисиста [5].
     Настольный теннис представляет очень высокие требования к развитию психологических качеств, например, таких как: определенных свойств темперамента, подвижность нервной системы, высокий уровень притязания, тонкое развитие такого специализированного восприятия как «чувство мяча», умение ориентироваться в пространстве и времени, коммуникативность, а также высокий уровень оперативного мышления [37,38].  В связи с этим к личности требуется наличие таких черт: высокий моральный уровень, чувство долга, стремление к лидерству, интерес к игре, ориентированность на успех с высокой самооценкой [21].
     Особенности игроков, в настольный теннис  исходя из основных типов темперамента.
      Холерикам присущ атакующий стиль игры им легче всего добиться контроля наивысших результатов, но им нужно контролировать свои эмоции [38]. Спортсмены с преобладанием сангвинического типа темперамента играют в наступательной манере, и стремятся к быстрому розыгрышу очка [37]. Сангвиники отличаются стабильной игрой. 
     Игрокам с флегматическим типом темперамента свойственна игра в защите, долгий розыгрыш очка, точность комбинаций, тактика, упорство в борьбе. Хорошо развитые процессы торможения не дают им добиться результатов в настольном теннисе [38]. Меланхолики могут долго разыгрывать мяч, но показатель разницы в очках между ними и соперниками наименьший [2]. В журнале «Настольный теннис» 2004 г.  Л.Серова дает данные анкетирования, которые показали, что в числе (МС, КМС и ЗМС по настольному теннису)  нет флегматиков [37].
1.4.	Заключение по главе I
     В любом виде деятельности большое влияние на успех оказывает психологическая подготовленность нервных процессов личности. Подводя итог вышесказанного нужно выделить, что тип темперамента главным образом относится к типу деятельности индивида.
Спортсмен может добиться высших спортивных результатов, только если он будет психически подготовлен ко всем трудностям на его пути. А как он будет реагировать на эти трудности, зависит от его типа темперамента.
     Из проведенного анализа литературных источников следует, что в такой игре как настольный теннис более преуспевают спортсмены с сангвиническим типом темперамента, хорошо себя чувствуют в этом виде спорта холерики, но как мы выяснили из литературных источников, им присущ командный вид спорта. Не приживутся в такой подвижной игре флегматики, им мешают хорошо развитые процессы торможения, а меланхолики найдут себя в защитном стиле игры.
     
     
     
     
     Глава II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
     2.1. Цель и задачи исследования
     Цель исследования: Выявить влияние темперамента на двигательную активность игрока в настольный теннис 10-12 лет.
     Для решения цели в исследовании были поставлены и решались следующие задачи исследования:
     1. Определить влияние темперамента на двигательную деятельность детей 10-12 лет, занимающихся настольным теннисом.
     2. Сравнить двигательную активность игроков в настольный теннис 10-12 лет  с разным типом темперамента.
     3. Разработать методические рекомендации, по совершенствованию тренировочного процесса  с игроками в настольный теннис с разным типом темперамента.
     2.2. Методы исследований
     В исследованиях были применены следующие методы исследования:
     * Анализ литературных источников
     * Педагогическое наблюдение 
     * Беседа
     * Метод анкетирования
     * Математические методы обработки данных
                 
            Анализ литературных источников
     Анализ и обобщение специальной отечественной литературы проводился с целью получения актуальных данных по проблеме исследования. Для этого обобщались сведения, полученные из литературных источников, рассматривающие Типы темперамента и двигательная деятельность детей 10-12лет. Всего было изучено 45 источника.
     
     Педагогическое наблюдение
     Педагогическое наблюдение осуществлялось за тренировочным процессом детей 10-12 гг  на тренировках в зале «Шахтер» и в зале РГУФКСМиТ. Анализировалась двигательная активность детей в процессе тренировки.
     Беседа
     Беседы с тренерами, родителями детей-спортсменов и спортсменами по настольному теннису проходили в зале «Шахтер», где проводились тренировки. Беседы необходимы для того, чтобы выявить  особенности его двигательной деятельности и тип темперамента каждого ребенка. 
Метод анкетирования
В нашем исследовании принимала участие одна группа из 20 человек 10-12 лет. Для выявления типа темперамента у спортсменов 10-12 лет мы использовали метод анкетирования. Родители спортсменов отвечали на вопросы анкеты предложенной Б.С. Волковым и Н.В. Волковой (приложение 1) и  анкеты, предложенной А.Беловым (приложение 2).
Темпинг-тест
 Для выявления свойств нервной системы мы использовали темпинг-тест Е.П. Ильина[16]. Тестирование проводилось с нашей группой в зале  «Шахтер». Испытуемые прошли тест перед тренировкой  и находились в хорошей форме.
     Шагометрия
 Измерения локомоций у спортсменов проводились на тренировке,  в зале «Шахтер». В исследовании приняли участие 16 игроков в настольный теннис 10-12 лет, все 16 человек мужского пола. Все испытуемые в момент участия в исследовании находились в одинаковой физической подготовке, и выполняли одни и те же задания. Метод шагометрии позволил получить нам  количественные показатели основных локомоций у спортсменов, подсчет которых осуществляли с помощью электронного шагомера, плотно фиксируемого на поясе. Тренировка длилась 90 минут с 10ти минутным перерывом. 
     2.3 Организация исследования
    .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44