- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Театрализованный концерт как одна из форм театрализованного представления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001454 |
Тема: | Театрализованный концерт как одна из форм театрализованного представления |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И СЕРВИСА КАФЕДРА СПОРТИВНОЙ РЕЖИССУРЫ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ) Тема: ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕРТ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пагалиной Анжелы Дмитриевны, группа № 11З11 Направление: 51.03.05 – Режиссура театрализованных представлений и праздников Профиль: Художественно-спортивные представления и праздники Уровень квалификации: бакалавр Допускается к защите Научный руководитель: протокол № _______ кандидат философских наук «__» от _______ 2016 А.В. Плотников ________________ _________________ Заведующий кафедрой к ф.н. А.В. Плотников Дата защиты: «__» _______ 2016г. Оценка: __________________ Краснодар, 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….……… Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА…………………………………………. ……………………… 1.1 Понятие «зрительская культура»……………………………………… 1.2 Понятие «театрализация» и театрализованный концерт……………. 1.3 Театрализованный концерт, как средство формирования зрительской культуры………………………………………………………………………… 1.4 Театральное искусство в процессе воспитания патриотизма у детей и молодежи………………………………………………………………………. Глава II. СЦЕНАРНО-ПОСТАНОВОЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА К 73-Й ГОДОВЩИНЕ ДНЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ ………………………………….……. 2.1. Мотивировка и обоснование выбора темы ……………………… 2.2. Идейно-тематическое содержание сценарного замысла…… 2.3. Форма проведения и жанр сценарного замысла……………… 2.4 Сценографическое решение театрализованного концерта…………………………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………........... ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. ВВЕДЕНИЕ Каждое искусство, располагая особыми средствами воздействия, может и должно внести свой вклад в общую систему эстетического воспитания человека. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. Театрализованная деятельность - это источник развития чувств, глубоких переживаний, приобщения его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные представления развивают эмоциональную сферу человека, заставляют его сочувствовать персонажам, любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии человека, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Актуальность исследования. Проблема воспитания зрительской культуры в наше время стоит достаточно остро. Сегодня много говорят о формировании зрительской культуры, когда аудитория становится ближе к театру, готова к восприятию спектакля, знает основные формы общения актера и зрителей. Движение зрителя навстречу театру может быть долгим, если не выстраивать обратную связь, когда театр становиться ближе к зрителю: чувствует новые тенденции, пристрастия зрителя, облекают театральные задумки в новые формы. Когда же российская публика, особенно детская, перестала понимать язык театра? Когда же наши дети перестали аплодировать в конце спектакля, когда они стали уходить из театра после первого действия, думая, что «кино» кончилось? Наверное, тогда, когда воспитание театрала ушло из детства россиян, когда их умы и души завоевала продукция масс-медия. Сегодня театральная публика и «случайная» поменялись местами. Во время действия «поют мобильники»; зрители забывают о действии, разражаясь аплодисментами, если на заднем плане прошёл артист, мелькающий на телеэкране. О шелесте фантиками, о «боях» в буфете и гардеробе говорить не приходится. И эта проблема касается не только театров, но и клубных учреждений. Особенно трудно удержать внимание публики на серьезных концертах. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности. Концерт как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию. Все это позволило выявить противоречие между выразительными средствами театрализованного концерта и недостатком их использования при формировании зрительской культуры. Проблема исследования: воспитание зрительской культуры в современных условиях. Цель исследования: воспитание зрительской культуры посредством театрализованного концерта. Объект исследования: подготовка и проведение театрализованного концерта. Предмет исследования: формирование зрительской культуры посредством театрализованного концерта. Гипотеза исследования: возможно, сформировать зрительскую культуру посредством театрализованного концерта при условии учета: ·художественно-творческих факторов; ·материально-технических условий; ·психолого-педагогических особенностей аудитории; Задачи: 1. раскрыть определение понятия «зрительская культура»; 2. выявить особенности формирования зрительской культуры; 3. проанализировать театрализованный концерт, как средство формирования зрительской культуры; 4. разработать сценарий театрализованного концерта «Есть дата в снежном январе», посвященного 73 годовщине освобождения города Горячий Ключ от немецко-фашистских захватчиков; 5. изучить «факты жизни» и «факты искусства» в процессе работы над сценарно-режиссерским замыслом; 6. провести теоретический анализ проблемы в философской, социологической, психолого-педагогической литературе и уточнить содержание понятия «театрализации», в аспекте подготовки и проведения театрализованного концерта; 7. разработать и реализовать художественный замысел мероприятия. Теоретико-методологическая основа: ·теория исследования формирования зрительской культуры У.Ю. Фохт-Бабушкин, В.С. Жидков, Ю.Б. Борев; ·теория театрализованного концерта И.М. Туманов, А.И. Чечетин. В данной выпускной квалификационной работе применены следующие методы исследования: 1.анализ и синтез литературного материала по проблеме исследования; 2.обобщение опыта исследований научных деятелей 3.профессиональное моделирование (постановка театрализованного концерта) Базой исследования является Муниципальное учреждение Творческое объединение «Перекресток» г. Горячий Ключ. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что были проведены наблюдения за зрительской культурой посетителей концертов, дискотек, разработан сценарий театрализованного концерта «Есть дата в снежном январе», посвященного Дню освобождения города Горячий Ключ от немецко-фашистских захватчиков, направленный на формирование зрительской культуры. Практическая значимость исследования: Работа может быть использована специалистами культурно-досуговой деятельности, работниками внешкольных досуговых учреждений, руководителями дополнительного образования, студентами, изучающими режиссуру театрализованных представлений. Структура выпускной квалификационной работы составлена из введения, заключения и двух теоретических глав исследования. Во введении отражены: актуальность исследования, проблема исследования, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза исследования, методы исследования, научная новизна и теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования. В первой главе «Теоретические основы формирования зрительской культуры посредством театрализованного концерта», в разделе 1.1 «Понятие «театрализация» и театрализованный концерт». В разделе 1.2 «Театральное искусство в процессе воспитания патриотизма у детей и молодежи » исследуется театральная культура и театральный образ, как средство выразительности, которое наилучшим образом в симбиозе с театрализованной формой, может служить инструментом реализации задач мероприятия. В первой главе мы анализируем возможности культуры театрализации, как выразительного средства, ищу возможности для передачи главной идеи мероприятия, анализируем подбор материала для создания образов, как элементов цельного театрализованного действия. Вторая глава «Сценарно-постановочное проектирование театрализованного концерта к 73-й годовщине освобождения города Горячий Ключ от немецко-фашистских захватчиков», включает в себя сценарно-постановочное проектирование театрализованного концерта, проходящей на базе ТО «Перекресток», г. Горячий Ключ. В заключении - ? Кроме того в работе представлены – 3 приложения и ?? литератруных источника. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА 1. 1. Понятие «зрительская культура» Основной закон театра - внутреннее соучастие зрителей в происходящих на сцене событиях - предполагает возбуждение воображения, самостоятельного, внутреннего творчества у каждого из зрителей. Этой захваченностью действием зритель отличается от равнодушного наблюдателя, который в театральных залах тоже встречается. Зритель в отличие от актера, активного художника, является созерцающим художником. Активное воображение зрителей - это вовсе не какое-то особое духовное свойство избранных любителей искусства. Конечно, выработанный художественный вкус имеет большое значение, но это вопрос развитости тех эмоциональных начал, которые присущи каждому человеку. «Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы этот путь был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, то есть тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт». Сознание художественной действительности в процессе восприятия тем глубже, чем полнее погружается зритель в сферу переживания, чем многослойней входит искусство в душу человека. Вот на этом стыке двух сфер - бессознательного переживания и сознательного восприятия искусства и существует воображение. Оно заложено в человеческой психике изначально, органически, доступно каждому человеку и может быть значительно развито в ходе накопления эстетического опыта. Эстетическое восприятие есть творчество зрителя, и оно может достигать большой интенсивности. Чем богаче натура самого зрителя, чем более развито его эстетическое чувство, чем полней его художественный опыт, тем активнее его воображение и богаче его впечатления. Эстетика восприятия в значительной степени ориентирована на идеального зрителя. В действительности же сознательный процесс воспитания культуры возможно продвинет зрителя к обретению знаний об искусстве и овладению определенными навыками восприятия. Образованный зритель вполне может: - знать театр в его собственных законах; - знать театр в его современных процессах; - знать театр в его историческом развитии. При этом следует отдавать отчет в том, что механически сложенные в голове зрителя знания не являются гарантом полноценного восприятия. Процесс формирования зрительской культуры в известной степени обладает свойствами «черного ящика», в котором количественные моменты не всегда прямолинейно складываются в определенные качественные явления. Зритель становится не только психологическим участником действия, то есть человеком, «вбирающим» в себя судьбу героя и духовно себя обогащающим, но и творцом, совершающим в своем воображении творческую акцию, одновременно с происходящим на сцене. Этот последний момент чрезвычайно важен, и в эстетическом воспитании зрителей он занимает главное место. Конечно, у каждого зрителя может быть свое представление об идеальном спектакле. Но во всех случаях оно основано на определенной «программе» требований к искусству. Такого рода «знание» предполагает определенную зрелость зрительской культуры. Зрительская культура в большой мере зависит от характера того искусства, которое зрителю предлагается. Чем сложнее будет поставленная перед ним задача - эстетическая, этическая, философская, тем больше напрягается мысль, острее переживания, тоньше проявление вкуса зрителя. Ибо то, что мы называем культурой читателя, слушателя, зрителя, непосредственно связано с развитием самой личности человека, зависит от его духовного роста и воздействует на его дальнейший духовный рост. Однако пробуждение в зрителе художника происходит только в том случае, если зритель сумеет воспринять во всей полноте заложенное в спектакле содержание, если он способен расширить свой эстетический диапазон и учиться видеть в искусстве новое, если, оставаясь верным своему излюбленному художественному стилю, он не оказывается глухим и к другим творческим направлениям, если способен увидеть новое прочтение классического произведения и сумеет отделить режиссерский замысел от его осуществления актерами... Таких «если» можно было бы назвать еще немало. Следовательно, чтобы зритель сделался причастным к творчеству, чтобы в нем пробудился художник, на нынешнем этапе развития нашего театра необходимо общее повышение художественной культуры зрителя. Современный молодежный зритель в значительной степени воспитан массовой культурой и на нее ориентирован. Употребляя театральный термин, можно сказать, что все «пристройки» молодежи к искусству вообще исходят из этого «массового» воспитания. Поэтому даже воспитание отношения к посещению театра как к определенному обряду, соблюдению определенных правил и традиций, сталкивается со специфическими сложностями. Юношеская публика на спектакле молодежного театра проявляет «синдром» рок-концерта на стадионе: как только гаснет свет в зале, юные зрители свистят, ревут и топают ногами. Часто по замыслу режиссера многие спектакли начинаются в тишине, а молодежный зал немедленно заявляет о себе и предлагает диалог, обратную связь - как на концерте, не понимая и не принимая условий театральной игры. При этом в истории театра можно найти немало примеров, когда театр сознательно воспитывал зрителя в нужном для него, театра, направлении. Московский Художественный театр, например, не только боролся с дамскими шляпками в зале, но и отучал публику от аплодисментов на выход актеров среди действия и от музыки в антракте. Нахождение в культурно-просветительном учреждении требует особенно щепетильного отношения к этикету. Основное требование к поведению в этих общественных местах - не мешать людям отдыхать, следить за игрой актеров, музыкантов, перипетиями сюжета театрального спектакля или кинофильма и не забывать, что если бы каждый поступал, руководствуясь заботой только о своих удобствах и желаниях, то во многих случаях в результате этого возникла бы невозможность пользования театром, кино, музеем и т.д. 1.2. Понятие «театрализации» и театрализованный концерт Понятие «театрализация» многомерно и имеет множество коннотаций, это и вся окружающая человека деятельность в широком смысле, и творческий метод создания сценария, суть которого сводиться к театрализации материала. Такое разнообразие определений связано, в первую очередь, со степенью абстрактности феномена. Для нашего исследования было выведено следующее определение: театрализация - это овеществленный режиссерский замысел в виде сценария и театрализованного представления, целью которого является достижение конкретной поставленной цели, такой, например, как создание единой реальности для участников театрального действия, подмена реальных ценностей на псевдо- или гиперреальные, отвлечение внимания в конкретный промежуток времени от определенных событий. Общество построено на принципах сценичности, где каждое воплощение человека, каждая его социальная роль прописана (в виде писанных и неписанных норм) с целью воплощения. Но для функционирования общества, как и для постановки произведения необходимо пространство, сцена. Здесь кроется отличие жизни от театра. Сцена воплощения социальных ролей имеет дополнительное измерение - индивидуальное сознание. Понимание данного отличия играет ключевую роль в применении и переложении коллективного театра на атомизированный мир. Данной сценой в жизни выступает социальное пространство. Сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследовано ее место во всех сферах идеологической работы, возможности, границы и принципы использования. Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление разработки понятия театрализации как художественного метода режиссера зрелища (ссылка на номер в источнике литературы). Театрализация - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации (А. А. Конович). Театрализованное действие - творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами, направленная к достижению жизненной духовной цели; это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности. Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка, и как особая организация поведения и действия массы людей. Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра: 1. Организация сценического действия (раскрытие конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии. 2. Создание художественного образа спектакля, представления. Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств (В. Вершковский). Безусловно, и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот двигатель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде. Осмысливая особенности метода театрализации, в первую очередь следует понять, что театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное реально отмечаемое событие, к которому причастна конкретная аудитория, как с созданным ею образом этого события, так и с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими осмысления необыденного значения того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действия, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Тем самым театрализация предстает не как обычный прием педагогического воздействия на массы, который можно использовать всегда и всюду, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. Особенности театрализованного действа: 1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит доку- ментальный материал. 2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы 3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую и коммуникативную. 4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре. 5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых. Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями. Если театрализованное представление - это, прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно - игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие. Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события, с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функций театрализации связана с любыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием культурно - просветительной работы, который можно использовать на всех ее уровнях, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная - это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами массовой культурно - просветительной работы. Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование. Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты: · масштабность выбранного события; · масштабность отбора исторических и героических образов; · отсутствие психологических нюансировок в игре актеров; · крупная пластика движений, монументальность жестов; · крупный рисунок мизансцен; · монументальность и образность декораций; · ассоциативный «мост мысли» каждого эпизода со зрителем; · принцип резких контрастов (в пластике, оформлении, музыке, свете); · использование иносказательных средств выразительности (символ, метафора, аллегория, синекдоха, литота); · применение новейших средств техники и технических эффектов Театрализованное представление может быть как самостоятельным произведением, так и составной частью праздника. Суммируя высказанное, можно подчеркнуть, что в театрализации, как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой. Понятие «концерт» Само слово концерт (от латинского - сoncerto - состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства. Концертное творчество как разновидность искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в ее настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики. Слово «концерт» словарь толкует его следующим образом: Концерт - соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий. В Большой советской энциклопедии мы встречаемся с закреплением сегодняшнего понимания концерта. «Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)» Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано, прежде всего, с ростом культуры широких слоев населения. На эстраду вышли жанры камерной и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества. Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов и даже в концертах развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами. Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века. Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных. Театрализованный концерт Среди всех названных видов концертов особое внимание приходится уделять театрализованному концерту, поскольку из всех концертных форм самый зрелищный, яркий, масштабный, и самый трудный и по замыслу, и по его организации и воплощению. Театрализованный концерт всегда тематический в своей основе. Такие концерты чаще всего готовятся, и посвящаются значительной дате, большому празднику, торжеству. Значимость придает ему размах. В таком концерте используются многие технические средства, участвуют большие исполнительские коллективы, задействует большая сценическая площадка. Такой концерт чаще всего имеет сюжетную линию, сквозных героев, как в театре. Именно по этим основным признакам театра - сюжету и игре актеров и называется такой вид концерта - театрализованным. Театрализованный концерт - это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств: свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены, создающих единый образ представления. Номера, как правило, объединены в художественно - смысловые блоки, поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим, количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста - зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником. Театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера (День Победы), посвящаются биографическим или мемориальным датам (памяти писателей, ученых) и пр. Они или завершают торжественное заседание, становятся его художественным продолжением, или проходят самостоятельно. Задача режиссера концерта - непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. 1.3. Театрализованный концерт, как средство формирования зрительской культуры Сегодня «благодаря» телевидению, компьютерной технике просмотр иностранных кинофильмов стал одной из самых распространенных форм досугового времяпрепровождения. Современный ребенок мало бывает в театре, чаще он приобщается к квазикультуре боевиков, триллеров, сериалов и т.п. Компьютеры сформировали особый тип зрителя – невнимательного, непослушного, отличающегося низким уровнем развития не только этической, эстетической, но и общей культуры. Фактически само телевидение провоцирует такое вне культурное отношение к искусству своими бесцеремонными рекламными вырезками, разрушая зрительскую культуру. Воспитание зрительской культуры ребенка должно начинаться с формирования эстетического отношения к искусству, а для этого родителям и педагогам необходимо обладать высоким уровнем развития общей культуры. Сегодня много говорят о формировании зрительской культуры, когда аудитория становится ближе к театру, готова к восприятию спектакля, знает основные формы общения актера и зрителей. Движение зрителя навстречу театру может быть долгим, если не выстраивать обратную связь, когда театр становиться ближе к зрителю: чувствует новые тенденции, пристрастия зрителя, облекают театральные задумки в новые формы. Российская публика, особенно детская, перестала понимать язык Театра. Наши дети перестали аплодировать в конце спектакля, они стали уходить из зала после первого действия, думая, что «кино» кончилось? Собственные наблюдения и специальное исследование показало, что воспитание Театрала уходит из детства россиян, в то время, как их умы и души завоевывает продукция масс-медиа. Сегодня театральная публика и «случайная» поменялись местами. Во время действия «играют мобильники»; зрители забывают о действии, разражаясь аплодисментами, если на заднем плане проходит артист, мелькающий на телеэкране. О шелесте фантиками, о «боях» в буфете и гардеробе говорить не приходится. И эта проблема касается не только театров, но и клубных учреждений. Особенно трудно удержать внимание публики на серьезных концертах. Задача режиссера быть ближе и понимать все те проблемы, которыми озадачен сегодня наш зритель, затрагивая и показывая их решение в постановке любого мероприятия, чем возможно «вылечить» эту острую, на сегодняшний день, «болезнь» зрителя. Театр и зритель Театру свойственно назидать, облегчать, поучать, но так, как это делает хороший родитель или учитель своим примером. Ведь в жизни грань добра и зла часто бывает размыта, а театр своей эмоциональностью, своим стремлением «сеять добро, вечное» отделяет белое от черного и, проецируя это разделение на жизнь, мы обостряем наше зрение, становимся способными увидеть то, что ранее не замечали. Театр и гармония – вещи неразделимые. Театр не может существовать вне гармонии, тогда он просто перестает им быть. Гармония подобна доброму человеку: вокруг него все становятся чуточку добрее. Театр гармоничен, поэтому, приобщаясь к нему, человек также становится немного гармоничнее. Театр учит нас добру, учит различать расчет и дружбу, коварство и подлость. Театр показывает нам, как нужно поступать и что случается с теми, кто руководствуется нечистыми помыслами, кто не способен очистить свою душу. Театр учит нас ценить то, что мы имеем. Обращать внимание на милые мелочи, радоваться даже самой маленькой приятности, относиться друг к другу с большим терпением и пониманием. Театр говорит нам – спешите делать добро, станьте добрее. Одно из предназначений театра наших дней- философское воспитание зрителя. Человек приходить в театр из невероятно уплотненного времени, из бега, из грохота бытия, он оснащен знанием «злобы дня» не хуже, а лучше, чем театр. Театр должен жить не в дне, а во времени. «Словарный запас» ассоциативных возможностей зрителя пополнился. Театр воспользовался этим обстоятельством и предлагает сегодня зрителю поистине безграничную палитру выразительных средств и способов контакта. У зрителя растет и углубляется понимание условности современного театра. Он легко и непринужденно воспринимает сценические метафоры, игру декораций, смещения времени действия, монтаж эпизодов. Правда, при одном непременном условии: если все это оправдано авторским замыслом и тем художественным итогам, к которому театр ведет зрителя. Если режиссер ставит перед собой задачу создать концерт, объединенный в единой художественной форме, что является одно из самых важных частей художественного произведения ( наряду с содержанием и идеей), мы обязательно прибегаем к....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: