VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сюжетно - ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009107
Тема: Сюжетно - ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ярославский Государственный Педагогический Университет им.
 К. Д. Ушинского»
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Профиль подготовки: Дошкольное образование
Выпускная квалификационная работа
на тему: « Сюжетно - ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых» 
                                                                             Работу выполнила
                                                                              Студентка 4 курса 644 группы
                                                                              Барышева В.А.
                                                                              Научный руководитель:
                                                                              Тарабарина Татьяна Ивановна
                                                                               кандидат педагогических наук,
                                                                              доцент кафедры дошкольной
                                                                              педагогики и психологии
                                                                           
Заключение научного руководителя о допуске к защите:
____________________________________________________________________
____________________________________
(подпись научного руководителя)
Оценка публичной защиты работы:
 _____________________________________
(оценка, подпись научного руководителя)





Содержание


Введение...................................................................................................................3
	ГЛАВА 1.Теоретические основы сюжетно – ролевой игры как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых...................................................................................................................6
	1.1 Сущность, понятие сюжетно – ролевой игры........................................................................................................................6
	1.2 Особенности формирования ролевого поведения в процессе сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте............................................................................................................13
	1.3 Модель формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….18
	ГЛАВА 2. Эксперементальная работа по формированию представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста……………24
	2.1 Опыт работы по формированию сюжетно – ролевой игры как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых……………………………………………………………24
	2.2 Особенности представлении уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлении о труде взрослых и его социальной  значимости………………………………………………………...30
	2.3 Анализ эксперементальных данных ………………………………...36
Заключение.............................................................................................................40
Библиографический список..................................................................................42
Приложение...............................................................................................................











  Введение

	Современная образовательная ситуация в России весьма своеобразна и неповторима. Кардинальные перемены в экономической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании, во всем образе жизни народа с необычайной остротой и рельефностью обнажили многие проблемы детства - образования, воспитания, развития, сохранения здоровья. Мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические условия, ценностные ориентации воспитанников, педагогов и родителей .
	Сегодня, в эпоху массовой культуры и с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни.
	Так же ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах - их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. Начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес.
	Такое мировоззрение начинает формироваться с дошкольного возраста. Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше, прекраснее окружающий мир, делает, более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквально пронизывают всю человеческую культуру. Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества, вопреки известным лозунгам о том, что "все работы хороши".
	Именно сюжетно - ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Постепенно дети начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение. В ходе игры дети отражают содержание деятельности представителей различных профессий.
Большое значение для сообщения знаний о труде, обогащения представлений имеют экскурсии. Сюжеты, развертываемые детьми постоянно становились более сложными и разнообразными и стали носить многотемный характер. В процессе игр дети учатся отражать содержание деятельности представителей таких профессий как: фермер, менеджер, бухгалтер, спасатель, почтальон, доктор и.т.д. 
	Исследования последних лет (В.И. Логинова) раскрыли принципиально новые возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности. При использовании специальной методики ребенок с помощью взрослого способен освоить простейшие, посильные его физическим возможностям процессы самообслуживания и хозяйственно – бытового  труда, и тем самым овладеть трудовой деятельностью во всех ее компонентах от целеполагания и мотивации труда до получения результата.
	Выявлена прямая зависимость между уровнем освоения социального трудового опыта, уровнем овладения трудовой деятельностью и отношением детей к труду: чем выше уровень овладения деятельностью, тем более эффективно ее использование в развитии ребенка, в воспитании его личности.
	Вместе с тем изучение работы ДОУ показывает, что потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере, труд не становится действенным средством воспитания и развития личности. Теоретический анализ и практика отмечают, что в работе детского сада сохранились недостатки в трудовом воспитании дошкольников: снижение от группы к группе интереса детей к труду, низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного детства, бедность, узость, несистемный характер знаний о труде взрослых .
	Все это стало причиной для проведения исследований В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Л.А.
	Исходя из вышесказанного, темой нашей выпускной квалификационной работы является: « Сюжетно – ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых ».
	Объект исследования: формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых 
	Предметом исследования является: сюжетно – ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.
	Цель исследования – изучить сюжетно – ролевую игру как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.
	Для достижения цели  были поставлены следующие задачи:
1) сущность, виды, понятие сюжетно – ролевой игры (описать особенности сюжетно – ролевой игры)
2) особенности формирования ролевого поведения в процессе сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте
3) Опыт работы воспитателей по формированию в процессе  сюжетно –ролевой игры  у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых
	Для написания выпускной квалификационной  работы были использованы следующие методы исследования: изучение научно – методической литературы, анализ, обобщение.





























Глава 1. Теоретические основы сюжетно – ролевой игры
как средство формирования у старших дошкольников
представлений о профессиях взрослых

1.1 Сущность, виды, понятие сюжетно – ролевой игры

	Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –  игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, фантазия, воображение, дисциплинированность, ловкость. Также, игра – это необыкновенный, присущий дошкольному возрасту способ усвоения социального навыка. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят существенные перемены в его психике, которые подготавливают переход к свежей, наиболее высочайшей стадии становления.
	Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими ребятами, это творческие или сюжетно – ролевые игры.
	Сюжетно – ролевая игра – это главный вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем все-таки ее необыкновенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн выделил, что данная игра есть более неожиданное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей  присуще главные черты игры: чувственная интенсивность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
 	В современной педагогической науке сюжетно – ролевая игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она содействует многостороннему развитию ребёнка дошкольного возраста. В критериях внедрения ФГОС дошкольного образования игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Для развития ребенка принципиально совершенствовать игровую деятельность, так как это дозволит добиться создание формирование социально – нормативных возрастных характеристик [1,18].
	Психологический словарь даёт следующее определение: сюжетно – ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [9,176].
	В педагогическом словаре сюжетно – ролевыми названы игры, в которых ребёнок воссоздаёт сюжеты из настоящей жизни людей, рассказов, сказок [8,24].
	По определению Д.Б. Эльконина, ролевая, либо так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воссоздают  деятельность взрослых и отношений между ними. Творчество имеет место быть   в данных видах игр в том, что дети творчески воссоздают всё, что наблюдают кругом: ребёнок передаёт свои ощущения  в изображаемом явлении, творчески претворяет план, варьирует своё поведение в роли, по – своему использует предметы и заместители в игре [27,304].
	Главный источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребенка, это находящийся вокруг его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
	Соответствующими чертами сюжетно – ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно – ролевой игры – находящийся вокруг мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
	Н.В. Краснощёкова выделяет несколько видов сюжетно – ролевой игры. В зависимости от содержания она классифицирует их на игры, на бытовые  сюжеты, на производственные и общественные игры на героико – патриотические темы. По организации и количеству участников она подразделяет игры на индивидуальные, групповые, коллективные.
	В играх на бытовые сюжеты (в «дом», «семью», «дни рождения») огромное пространство  занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
	Игры на производственные и общественные темы отображают труд людей. Это игры в школу, магазин, больницу, парикмахерскую, аптеку, строительство и др.
	Игры на героико – патриотические темы отображают героические подвиги нашего народа. Сюжеты могут быть как на военную так и на фантастическую тему (это игры в героев войны, спасателей, летчиков, в покорителей космоса, и т. д.) [13,250].
	К структурным компонентам сюжетно – ролевой игры относятся: придуманная  ситуация, сюжет, роли, игровые действия, ролевое поведение, правила игры. Эти составляющие  игры тесно взаимосвязаны.
	Основным компонентом сюжетно – ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно – ролевой игры. Сюжет игры – это ряд событий, которые соединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми соединены  участники событий [11,71].
	Содержание игры – это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Человеческие дела и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не лишь  сюжеты, но и  прежде всего содержание детских игр. Одна и та же по своему сюжету игра ( например, в семью) может обладать  совершенно разным содержание: одна «мама» станет ругать своих «детей», другая – краситься перед зеркалом, третья – постоянно стирать и готовить [11,71].
	Игровая (придумываемая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
	Игровые действия – это действия происходящее в игровой реальности, подчинённое логике игры. Игровое действие сообразно форме может существовать: предметно – замещающим, изображающим, обозначающим [30,319].
	Правила – это порядок, указаний действий в игре. У старших дошкольников сюжетно – ролевая игра смыкается с играми сообразно  правилам. В ролевых играх правило скрыто за ролью, оно не проговаривается специально. В играх с правилами наоборот – правило должно быть открытым, то есть осознаваться [10,118].
	Роль – средство реализации сюжета и главный компонентом сюжетно – ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Каждая роль охватывает свои правила поведения, взятые ребёнком из окружающей жизни. Подчинение ребёнка правилам ролевого поведения является важным элементом сюжетно – ролевой игры [19,96].
	Ролевое поведение в игре – это воплощение взаимоотношений с партнёром (партнерами) по игре, диктуемых ролью, так как ребёнок, бравший на себя какую – либо роль, обязан воспринимать во внимание и роль своего партнёра по игре, координируя с ним свои действия.
	Роль возникает в игре на границе раннего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра появляется на пороге третьего года жизни ребёнка на базе предметных игр. Игры с отдельными предметами – переходная степень от обычного подражания к ролевой игре. В них нет ещё воображаемой ситуации, есть только  её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: ребёнок может ещё не полагаться на себя в игре с мамой, которая укладывает малыша, он полностью поглощён своими действиями. В играх в отдельные действия ребёнок фактически не говорит. В них ещё недостает взаимодействия персонажей.
	На третьем году жизни у ребёнка появляется рвение делать все как взрослый. Тогда, он, играя, подражает взрослому (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые зачатки роли. Ещё один признак – ребёнок озвучивает игрушку, говоря от её лица. Здесь уже имеется  полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли. Две важные предпосылки, нужные для перехода к трудной ролевой игре, – выделение специфических для определённого взрослого действий и называние себя именем этого взрослого – должны быть сформированы у ребенка ещё на третьем году жизни [15,234].
	Постепенно развитие роли в сюжетно – ролевой игре переходит от исполнения ролевых действий к ролям – образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия – варить, купать, мыть, возить и др. Позже возникают и ролевые обозначения : я – мама, я – строитель, я – врач.
	Д.Б. Эльконин подмечал, что, в своём развитии сюжетная игра проходит 4 этапа [9,172]:
	На первом этапе главным содержанием игры являются действия с предметами. Дети копируют отдельные действия взрослых. Игровые действия однообразны, повторяются. В данных играх пока нет персонажей, дети чаще всего просто производят различные действия с предметами: колотят молотком, кормят куклу, возят машинку. Такая игра возникает при участии  после года, к полутора годам, а самостоятельно к 2 – 2,5 годам.
	Второй этап получил название отобразительной игры, главной  содержание которой является действия с предметом. На этом этапе возникают игры с сюжетом. Наиболее распространённые сюжеты в это время «дочки – матери», «посещение врача», «покупка продуктов в магазине». Это уже обыкновенные ролевые игры. В них возникают персонажи, ребёнок воссоздает поведение взрослого, отождествляет себя с ролью. Появляются и правила игры, которые дети сами могут отстаивать в игре с другими детьми. Сейчас ребёнок в игре много говорит, даже если играет один. В игре объединяются 2–3 человека. Этап возникает с 3,5 лет.
	Третий этап – сюжетно – отобразительная игра. В ней возникает полноценный сюжет и различные роли. В отличие от игр предыдущего этапа в сюжетно – ролевых играх одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Роли распределяются ещё до начала игры. На этом этапе появляется ролевая речь – обращение к товарищу по игре в соответствии с собственной ролью. Сюжеты игр этого этапа становятся более разнообразными, увеличивается продолжительность игры. Такие игры возникают чаще всего  в 4 – 5 лет.
	Главным содержанием игры на четвертом этапе (5 – 6 лет) становится выполнение действий, связанных с ролями, которые выполняют другие дети. Роли ясно очерчены и выделены, ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена. Эти уровни отражают общее развитие сюжетно – ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют [37,140].
	Сюжетно – ролевая игра способствует многостороннему развитию дошкольников, в ней моделируются отношения между людьми, отрабатываются навыки, развиваются и заостряют внимание, память и фантазии.
	К.Д. Ушинский определил игру, как возможный для ребёнка метод вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых.
	Л.С. Выготский писал, что игра – «пространство внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок. Он называет игру «девятым валом детского развития» [33,45].
	По Д.Б. Эльконину, ролевая игра – это средство связи ребёнка с социумом [37,126].
	Сюжетно – ролевая игра имеет немаловажное значение в трудовом воспитании дошкольников. В сюжетно – ролевых играх у детей воспитывается желание и умение трудиться. В работах Е.А. Воронович, Т.А. Марковой, Е.А. Смирновой и др. игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности [3;16;29].
	Г.А. Забудько в своих работах указывает на то, что во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать своё мнение, умению настоять на своём, а также совместно строить и реализовывать планы [8,24].
	В игровой деятельности развивается воображение, изобретательность, фантазия и творчество. По мнению, А. К. Харченковой сюжетно – ролевые игры имеют большое значение для развития речи. В них происходит общение детей, осваиваются новые понятия, расширяется словарный запас [33,49].
	Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии игры и учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
	Таким образом, рассмотрев понятие, виды, этапы становления и развития сюжетно – ролевой игры, её роль в развитии ребенка, мы пришли к следующим выводам, что сюжетно – ролевая игра является деятельностью, в которой дети моделируют действия взрослых. Так же в структуру сюжетно – ролевой игры входит: воображаемая ситуация, сюжет, роль, ролевое поведение, игровые действия, правила игры, тем самым сюжетно – ролевая игра имеет огромное воспитательное и развивающее значение в жизни дошкольника.



    1.2 Особенности формирования ролевого поведения
в процессе сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте

	Базовым компонентом сюжетно – ролевой игры является ролевое поведение. Ролевое поведение – это осуществление взаимоотношений с партнёрами по игре, диктуемых ролью.
	При руководстве сюжетно – ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: формирование ролевого поведения, развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) и использование игры в целях обучения  детского коллектива и отдельных детей. Управление  сюжетно – ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, при этом сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности [18,32].
	Н.Я. Михайленко считает, что овладение ролью успешнее происходит при целенаправленном формировании игры у детей. 	При традиционном руководстве игрой главное внимание уделяется содержанию ролей. Для этого используются методические приёмы: ознакомление с профессиями взрослых и отбор игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей. К 	примеру, чтобы дети играли в «строителей», их водят на экскурсию на стройку, а потом предоставляют для игры мастерки и каски. Ребёнку необходимо уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Саша, а «шофер») и обозначить её для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Сашей, а «шофером» автобуса) [19,71].
	Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребёнку нужно  развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Эти умения создаются равномерно [15 ,126].
	Как уже указывалось, эффективное формирование ролевых умений на всех возрастных этапах может реализовываться в общей игре взрослого с детьми. Воспитатель должен выстроить общую игру так, чтоб её центральным моментом стало именно ролевое поведение. Интерес ребенка нужно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым [37,61].
	Н. Я. Михайленко выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
	На первом этапе (1,5 – 3 года) педагог, развёртывая игру, делает особенный акцент на игровом действии с игрушками и предметами – заместителями, формирует ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом. Роли не обозначены. Приёмы управления на данном этапе – эмоциональное общение взрослого с ребёнком в общей игре, показ способов действий с предметами, совместные с воспитателем игровые действия, подбор игрушек с определёнными свойствами, наблюдение за действиями взрослых.
	На втором этапе (3 года – 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, перебегать в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог). Для формирования ролевого поведения следует начинать общую игру с детьми, применяя взаимодополнительные роли. Для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребёнку по его жизненной практике (например, мама – дочка, доктор – больной, продавец – покупатель и т.д.). Парные роли сразу ориентируют детей на партнёра и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Роль называется, дети по ходу игры сменяют роль. Воспитатель включается в игру, направляет её, принимает на себя ключевую или второстепенную роль, вступает в ролевую беседу, при этом сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности [19,84].
	Кроме этого, необходимо проводить экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определённых профессий, сопровождающиеся беседой с детьми, чтение художественных произведений, драматизация сказок.
	Задача воспитателя в работе с детьми 5 – го года жизни – переводить их к более трудному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнёров в процессе развёртывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развёртывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребёнка.
	На третьем этапе (5 – 7 лет) дети обязаны овладеть умением придумывать новые различные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С данной целью воспитатель может повернуть совместно с детьми своеобразную игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, главное содержание которой – фантазирование новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события [15,227].
	Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются собственной роли на протяжении всей игры. Не только лишь роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала. В общей игре педагог берет на себя ключевую или второстепенную роль и показывает эталон ролевого поведения. После игры он может провести коллективное обсуждение ролевого поведения играющих.
	Приёмы косвенного управления на этом этапе – обогащение социального опыта детей через наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы, привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.	
	Воспитатель должен организовывать общую игру с детьми, равномерно её усложняя: сначала взрослый берёт на себя главную роль и втягивает ребёнка в общую игру, предлагая ему дополнительную роль, а в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, потом уступает её другому ребенку [19,89].
	Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель достаёт коробку с «медицинскими принадлежностями» и на виду у детей начинает играть. «Буду детей лечить. Я – доктор. Тут у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим... У тебя ангина». Потом взрослый вовлекает в игру одного из детей, у которого в руках кукла, заяц и т. п.: «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди её в больницу. Я доктор, полечу её. Что у вашей дочки болит?». Затем воспитатель – доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей. «Ваня, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Даша? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей» [29,48].
 	Обязательным условием игры с детьми является многократное называние воспитателем своей роли («Я доктор, полечу больного мишку» и т. п.) и обращение к игрушечному персонажу или ребенку как носителю роли («Заходите, больной» и т. п.), разговор с ним.
	Показателями сформированности ролевого поведения у детей являются следующие : наличие самостоятельных ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, называние своей роли, ролевое обращение, короткий ролевой диалог. Если у детей слабо развито ролевое поведение, с ними можно развёртывать игру по мотивам сказочных сюжетов, которые им хорошо знакомы.
	Ребёнку предлагается роль главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей: «Давай, ты Емеля, а я щука... А теперь я вельможа, который приехал к Емеле... А теперь я царь...» Разумеется, такая игра должна носить характер импровизации, без точного повторения текста сказки, важно лишь воспроизвести общий смысл ролевых диалогов [19,91].
	Рассмотрим, как разрешено организовать общую игру с детьми на конкретном примере. На первом этапе игры ребёнку отводится главная роль в сюжете. Воспитатель поочередно меняется своей ролью в ходе игры. Он не рассказывает о сюжете, а сразу начинает игру, предлагая ребенку главную роль, ориентируясь на его интересы. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Кирилл, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развёртывает ролевой диалог с шофером, а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и полицейский нас остановил.
 Я теперь буду полицейским » и т.д. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры, необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. В совместной игре, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы они не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия [31,33].
	Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу выхода из игры. Воспитатель не диктует, а предлагает детям в игре ту или иную роль.
	Обязательно после окончания игры следует провести анализ результатов, для этого педагог должен зафиксировать основные этапы на бланках учёта. Это необходимо для диагностики игровых умений, сформированных у детей в ходе сюжетно – ролевой игры [33,71].
	Таким образом, следует отметить, что формирование ролевого поведения в процессе сюжетно – ролевой игры осуществляется следующим образом: воспитатель должен знать методику руководства игровой деятельностью, методы и приёмы руководства игрой; воспитатель играет вместе с детьми, не нарушая её, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности; педагог использует сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму, ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнера (сначала — взрослого, а затем — сверстника). Воспитатель поощряет принятие роли, развёртывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми, одобряет ролевые реплики как средство взаимодействия детей, участвует в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения.



1.3. Модель формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста
     
     Эффективность педагогического процесса во многом зависит от того, какими средствами, методами, инструментами пользуется педагог.
     Успешное решение той или иной задачи связано с разработкой и внедрением новых эффективных педагогических технологий, способствующих интеллектуальному, творческому, нравственному, социальному развитию подрастающего поколения.
     Среди образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения всегда стоят на первом месте. При этом педагогами отмечается приоритет формирования знаний о социальной действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», — пишет В.И.Логинова [14, с. 86]
     В тоже время стоит отметить, что очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире современных профессий взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим разработка и внедрение модели формирования представлений о труде взрослых является актуальной.
     Модель — это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления [2].
     Под моделью организации образовательного процесса понимается совокупность форм, методов, условий организации взаимодействия субъектов данного процесса; способов формирования и закрепления знаний и практических навыков обучающихся.
     Образовательный процесс можно представить как систему пяти элементов: 1) цель обучения (для чего учить). 2) содержание учебной информации (чему учить); 3) методы, приёмы, средства педагогической коммуникации (как учить); 4) преподаватель; 5) учащийся [38].
     Опираясь на данную позицию, нами разработана модель формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых, которая включает следующие компоненты:
     · целевой (цель, задачи учебной программы дошкольного образования);
     · содержательный (знания и представления о профессиях взрослых, чувства и отношения, формируемые в процессе знакомства с профессиями, качества личности, воспитываемые у дошкольников),
     · процессуально-методический (методы и формы организации специально организованной деятельности)
     · результативно-оценочный (критерии, показатели, уровни и результат).
     Согласно «Учебной программе дошкольного образования», задачами формирования знаний и представлений о труде взрослых выступают задачи развития воспитанника в деятельности:
     развивать:
     - социальные способности к пониманию поведения взрослых и сверстников;
     - интерес к социальной действительности; к труду взрослых; к труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий;
     формировать:
     - представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека;
     воспитывать:
     - уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий;
     - желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности) [32, с.273 – 274].
     В разделе «Рукотворный мир» рекомендуется формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о (об):
     - предметах рукотвор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44